Научная статья на тему 'Жизненный путь иркутского художника Александра Шипицына'

Жизненный путь иркутского художника Александра Шипицына Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
379
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ШИПИЦЫН / ГРАФИКА / ЭСТАМП / ОФОРТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГРАФИКИ / КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИРКУТСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурминская А. В.

Статья посвящена описанию жизненного пути иркутского художника Александра Сергеевича Шипицына (род. 1938). Автор публикации основывается на многочисленных интервью художника, которые состоялись в 2018-2019 гг., а также на данные каталогов и книг, посвященных художнику. В исследовании приведен обзор литературных источников и поставлена цель: расширить биографические данные об А. С. Шипицыне. В нем впервые рассказывается о семье художника, дано описание его многочисленных путешествий, работы в Кинохронике и о многих других важных событиях жизни. В заключение автор называет главные достижения А. С. Шипицына: участие в организации высшего художественного образования в Иркутске и сохранение традиций графического искусства.This paper is devoted to the description of the life of the Irkutsk artist Alexander Shipitsyn (born in 1938). The author»s studies are based on numerous interviews which were given by the artist in 2018-2019, as well as on the data of catalogs and books devoted to the artist. The study provides an overview of literary sources and aims to expand the biographical data about A. Shipitsyn. For the first time the paper describes the artist»s family, his numerous travels, work in the Newsreel and many other important events of his life. In conclusion, the author names the main achievements of A. Shipitsyn: his contribution to the higher art education in Irkutsk and to a preservation of graphic art traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненный путь иркутского художника Александра Шипицына»

УДК 7.071.1

А. В. Нурминская

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва Иркутск, Россия

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

иркутского художника Александра Шипицына

Статья посвящена описанию жизненного пути иркутского художника Александра Сергеевича Шипицына (род. 1938). Автор публикации основывается на многочисленных интервью художника, которые состоялись в 2018-2019 гг., а также на данные каталогов и книг, посвященных художнику. В исследовании приведен обзор литературных источников и поставлена цель: расширить биографические данные об А. С. Шипицыне. В нем впервые рассказывается о семье художника, дано описание его многочисленных путешествий, работы в Кинохронике и о многих других важных событиях жизни. В заключение автор называет главные достижения А. С. Шипицына: участие в организации высшего художественного образования в Иркутске и сохранение традиций графического искусства.

Ключевые слова: А. С. Шипицын; графика; эстамп; офорт; преподаватель графики; книжная иллюстрация; Иркутск

А. С. Шипицын. Дом на улице Володарского. 2000. Бумага, офорт. 17х11

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

На сегодняшний день в Иркутске техника и технология гравюры если и известна небольшому кругу художников, то занимается ею серьезно и основательно большой мастер графического искусства - Александр Сергеевич Шипицын. Его обширное художественное творчество представляют многочисленные офорты, линогравюры, рисунки, акварели, живописные полотна, а также немногочисленные произведения, выполненные в других техниках.

В 2018 году состоялась большая персональная выставка художника в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва. Во время подготовки стало ясно, что творчество А. С. Шипицына изучено не в полной мере и сведения о нем весьма отрывочны, и порой одна и та же информация повторяется из издания в издание. Поэтому целью этого исследования является

расширение биографии Александра Сергеевича Шипицына.

Основой этой статьи стали данные, полученные из интервью с самим художником, материалы его дневников, а также сведения из книг, альбомов и каталогов, посвященных художнику. А. С. Шипицын - хороший собеседник: он помнит до мельчайших подробностей свою биографию, знает все тонкости графического искусства и рассказывает об этом, как и положено преподавателю - последовательно и доступно, но и как художник - ярко и образно. Во время беседы он иногда берет карандаш и иллюстрирует свою речь, поэтому общение с ним - это всегда увлекательное и познавательное времяпрепровождение.

Первым упоминанием о художнике можно назвать статью в каталоге персональной выставки А. С. Шипицына, проходившей в 1965 году в Доме художника

(ул. Карла Маркса, 38). Это здание построено в 1963-1964 гг. по проекту В. В. Фалинско-го, который был не только замечательным архитектором, но нередко выступал и автором вступительных статей к каталогам самых разных художников: А. И. Вычугжа-нина, С. К. Гвоздева, С. К. Двойноса. Именно он и написал об А. С. Шипицыне первую большую статью, в которой достаточно подробно описал биографию художника и его работы 1960-1965 гг. В этом издании также каталогизированы произведения А. С. Ши-пицына, написанные им в путешествиях по Сибири и Средней Азии [3].

Со временем имя художника стало появляться во многих каталогах городских, областных, зональных, республиканских выставок, изредка в зарубежных изданиях, а также в книгах В. Г. Распутина, А. А. Вознесенского и многих других писателей и поэтов. Имя А. С. Шипицына известно было и любителям журнала «Юность», для которого художник нередко делал иллюстрации. Репродукции его работ представлены и в сборнике Дома творчества «Челюскинская» (1974) [1].

В 1982 году была опубликована статья Н. С. Барановой в каталоге, выпущенном к персональной выставке тиражной и уникальной графики А. С. Шипицына [2]. Автор большое внимание уделяет эволюции творческого метода художника: от «натурных зарисовок среднеазиатских городов» к большим сериям цветных офортов. Н. С. Баранова пишет также и об изображении людей. Она подчеркивает умение А. С. Шипицына находить психологическое состояние к каждому портрету. В заключение автор отмечает, что для художника «наступила пора творческой зрелости» [2, с. 7].

В книге «Художники Иркутска» (1994) Т. Г. Ларёва проанализировала важные этапы творчества А. С. Шипицына, назвала главные темы его работ (строительство БАМа, культура коренных народов Севера и Средней Азии, иркутские художники на Байкале, деревянный Иркутск), а также упомянула о книжной иллюстрации и о многолетнем сотрудничестве с издательствами [5].

Иркутский искусствовед, старший научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва Т. Г. Драница называет А. С.Шипицына «эрудированным, душевно чутким масте-

ром». Основательно графическое искусство художника проанализировано ею в статье, написанной к юбилейной выставке 2008 года [4]. Т. Г. Драница сравнивает острые по манере исполнения станковые рисунки видов Иркутска и мягкие пейзажи в офортах, передающие «художественно-документальное или лири-ко-поэтическое содержание» [4, с. 169].

В 2018 году художник выпустил книгу «Иркутск. Офорт», в которой главное внимание сосредоточил на репродукциях работ. Издание сопровождается статьями разных авторов, повествующих об искусстве эстампа в творчестве А. С. Шипицына - С. Алексеева, З. Кузнецовой и А. Шинкового [7].

Исследованием биографии и творчества занимаются также и друзья художника. Например, кинооператор Е. А. Корзун, с которым А. С. Шипицын знаком уже более полувека. В настоящее время он собирает материалы для большого монографического очерка.

Фото предков Александра Сергеевича Шипицына: справа

- бабушка по отцовской линии, с граблями в руках

- отец

А.С. Шипицына. Нач. ХХ в.

Фотография. Личный архив художника

В 2013 году был снят фильм Государствен- линии являлась музыкантом и давала уроки

ной телерадиокомпанией об А. С. Шипицине по фортепиано, а бабушка по отцовской ли-

из серии «Эскиз к портрету». Важную часть нии была домохозяйкой. его занимает обширное интервью, в котором На детство А. С. Шипицына пришлась Ве-

художник рассказывает о своем творчестве, ликая Отечественная война. В эти годы его

А. С. Шипицын. Дыхание весны. 1990-е. Бумага, карандаш. 47х62

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва

о важнейших темах работ, о родном городе Иркутске, о событиях прошлого и настоящего. В фильме также показана мастерская художника и печатный станок, который был изготовлен по чертежам самого А. С. Шипи-цына.

Александр Сергеевич Шипицын родился 29 января 1938 года в Иркутске в семье преподавателей. Мать - Вера Константиновна - учила студентов авиационного техникума химии. Отец - Сергей Александрович - был преподавателем физики в сельскохозяйственной академии. Дедушки Александра Сергеевича по отцовской и материнской линиям были офицерами царской армии. Бабушка А. С. Шипицына по материнской

семья жила в Иркутске. Художник вспоминает, как он четырехлетним мальчиком проходил с отцом десятки километров, чтобы добраться до поля, на котором у них поспевал урожай. Землю вспахивали трактором, найденным на заброшенном поле. Мать в это время следила за порядком в доме. Маленький Саша с раннего детства проявлял желание рисовать. Родители поддержали его стремление, и в возрасте восьми лет отдали во Дворец пионеров в студию графики к известному сибирскому художнику Борису Ивановичу Лебединскому.

Знакомство отца А. С. Шипицына с Б. И. Лебединским состоялось несколькими годами ранее. Сергей Александрович во вре-

мя отдыха на Аршане заметил художника, пишущего этюд. Именно эта встреча стала для маленького Саши судьбоносной. В 10 лет он уже с гордостью держал в руках свой первый оттиск, выполненный на станке учителя. Нужно отметить, что Б. И. Лебединский родился в г. Луге Ленинградской области, прошел обучение в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), а также в школе Общества поощрения художеств у прославленных мастеров В. В. Матэ и И. Я. Билибина. Получив крепкое образование в столице, сразу после переезда в Иркутск в 1917 г., Б. И. Лебединский стал преподавать. За свою жизнь он также воспитал и плеяду мастеров графики. Его по праву называют основоположником сибирского эстампа.

С 1946 по 1954 г. А. С. Шипицын учился в Иркутской средней общеобразовательной школе № 11 им. В. В. Маяковского. К последним классам учеба перестала его интересовать, потому что он твердо решил стать художником и рисовал дни напролет. Тогда Иосиф Александрович Дриц, выдающийся педагог и легендарный директор школы, закрывал его у себя в кабинете и настоятельно рекомендовал ему учить математику. После получения аттестата А. С. Шипицын поступил в Иркутское художественное училище.

На первом курсе его педагогом был Геннадий Васильевич Казаков, а со второго по пятый курс - Степан Кузьмич Двойнос. А. Шипицын с особым восторгом вспоминает свои визиты в соседнюю мастерскую, потому что в ней с 1954 года преподавал Аркадий Иванович Вычугжанин. Многие первокурсники ходили наблюдать за работой этого одаренного живописца.

Отдельного внимания заслуживает дипломная работа А. С. Шипицына. В училище в то время было одно отделение - художественно-педагогическое, и каждый студент должен был подготовить живописную итоговую работу, но А. С. Шипицыну очень хо-

телось сделать диплом в графике. С просьбой разрешить ему представить аттестационной комиссии графические листы он обратился к директору училища Варваре Лазаревне Паршиной, на что получил отрицательный ответ. Тогда художник написал письмо с таким же запросом в Министерство культуры в Москву. Ответа долго не было, и А. С. Ши-пицын стал лениво натягивать холст, делать

эскизы. Через некоторое время все-таки он получил заветное письмо. Открыв конверт, А. Шипицын увидел то долгожданное «Да». Директору ничего не оставалось делать, как пойти на уступки молодому художнику. На защите диплома А. С. Шипицын представил серию офортов (14 листов), посвященных городу Иркутску. Его примеру последовал однокурсник Е. И. Аносов.

После окончания Художественного училища А. С. Шипицын поехал поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), но опоздал на вступительные экзамены. Вернувшись в Иркутск, он устроился на работу в Кинохронику ассистентом кинооператора. Первая его командировка была в Красноярск с выпускником ВГИКа, московским кинооператором Александром

А. С. Шипицын. Мой любимый дом. 2002. Бумага, офорт. 17х27

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

Александр Сергеевич Шипицын (крайний слева) с иркутскими художниками в Москве. 1980-е гг.

Фотография. Личный архив художника

Двигубским. Вместе они ездили в деревню Тура Эвенкийского района. Особо запомнилась А. С. Шипицыну ноябрьская демонстрация. Вторым сильным впечатлением стала поездка на место будущей Саяно-Шушен-ской ГЭС. Вначале 1960-х гг. там шли работы по поиску прочного дна для строительства. Вторым оператором, с которым А. С. Ши-пицыну удалось поработать, был Дмитрий Смекаев из Красноярска. С ним он объездил вдоль и поперек всю Туву и Хакасию.

В 1963 году уже с иркутским кинооператором Александром Громоздинским и режиссером Юрием Чернышевым, Александр Шипицын отправился на Чукотку. В разное время были поездки и в Якутию, Анадырь, на Камчатку. Он много путешествовал по Средней Азии и рисовал с натуры виды Фрунзе, Самарканда, Бухары, Ташкента, Душанбе. Цель этих путешествий - снятие фильмов о местах обитания, хозяйственном укладе, быте и культуре аборигенов: юкагирах, лоура-ветланах, ительменах, коряках, эскимосах. Но у А. С. Шипицына был еще и свой интерес - запечатлеть всю эту экзотику в рисунках. Из этих путешествий он привез около тысячи этнографических зарисовок, некоторые из которых со временем послужили материалом для законченных произведений в линогравюре, офорте, станковом рисунке.

С 1960-х гг. А. С. Шипицын сотрудничал с различными издательствами. Одной из первых таких работ можно назвать ил-

люстрации к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского». В 1970-1980-е гг. он был художником в журнале «Юность» - иллюстрировал произведения писателей и поэтов. Для издательства «Советская Россия» А. Шипицын оформил книгу В. Г. Распутина «Живи и помни». Он выполнил много иллюстраций для Восточно-Сибирского книжного издательства. Последней его работой было оформление поэтического повествования «Встаю по тревоге», составленное Л. В. Иоффе.

С 1964 по 1970 год А. С. Шипицын заочно учился в Московском полиграфическом институте у Б. Н. Басова, Н. В. Горощенко, И. А. Шолохова. Дипломной работой стала серия иллюстраций, выполненных в технике гравюра на пластике, к произведению А. А. Вознесенского «Тень звука».

В 1967 году А. С. Шипицын был принят в Союз художников СССР. Это давало ему возможность выезжать на творческую дачу «Челюскинская». Там он за работой проводил по два месяца в году, а также общался с художниками со всего Советского союза.

В этом же году по рекомендации иркутского художника Андрея Филипповича Рубцова директор художественного училища Фива Константиновна Данилова пригласила А. С. Шипицына преподавать специальные дисциплины. Там он проработал до 1976 года. В 1993 году он снова вернулся в училище, где преподавал в течение восьми лет [6].

Вручая А. С. Шипицыну свою книгу «Автопортрет» (2014) народный художник А. А. Алексеев сделал следующую подпись: «Основателю высшего художественного образования в Иркутске Александру Сергеевичу Шипицыну», потому что в 1976 году А. С. Шипицын стал работать на кафедре архитектуры в Иркутском политехническом институте, а спустя два года он стал участником расширения ее до факультета. Были открыты кафедра проектирования и кафедра живописи, рисунка и скульптуры. Вторую возглавил сам А. С. Шипицын. В разное время по его приглашению приходили работать

в институт иркутские художники С. Жилин, В. Смагин и многие другие. Сложные отношения с В. Смагиным стали причиной увольнения А. Шипицына в 1992 году из политехнического института.

«Летом у меня, как у преподавателя, было много свободного времени, которое я любил проводить с пользой», - признается

A. С. Шипицын. Например, в июле-августе 1988 г. он с иркутским художником Валерием Мошкиным писал портреты на набережной Иркутска. Эти работы пользовались большим спросом. А. С. Шипицын вспоминает, что за несколько дней удавалась заработать больше, чем была его месячная зарплата в институте. Сохранилось много фотографий с этого времени.

В 2001 году в гостинице «Сибирь» у А. С. Шипицына проходила персональная выставка. На открытии произошло знаменательное событие: ректор педагогического университета Александр Викторович Гав-рилюк публично предложил художнику открыть кафедру изобразительного искусства и методики. А. Шипицын, конечно же, согласился. В 2001 году состоялся первый набор абитуриентов. В 2006 году он стал инициатором открытия керамической мастерской. В 2007 году были установлены печи для обжига и другое специальное оборудование, и состоялось официальное открытие мастерских. А. С. Шипицын возглавлял кафедру в течение 7 лет, а с 2008 по 2019 г. он оставался профессором и преподавал следующие дисциплины: рисунок, станковую графику и основы графики.

Оставив преподавание, А. С. Шипицын вновь стал много работать в офорте и часто путешествовать, нередко автостопом. Несмотря на свой почтенный возраст, художник водит машину. Последняя его поездка была летом 2019 г. в Тункинскую долину на Аршан. С восторгом вспоминает А. С. Ши-пицын и поездки в Европу. В середине 1970-х он совершил путешествие в Германию с иркутским художником-монументалистом

B. Г. Смагиным. «Мы жили в старинном каменном замке и много рисовали», - вспоминает А. С. Шипицын. В конце 1970-х гг.

он ездил с семьей на родину своей матери Александр в Одессу. В 1980-х гг. А. С. Шипицын месяц Сергеевич был в Италии с иркутским художником-ак- Шипицын варелистом А. И. Шелтуновым. Они посетили девять городов: Рим, Реджо-Эмилию, Флоренцию, Милан, Ферру и другие. В 1990-е гг. А. С. Шипицын несколько раз ездил в Китай.

За 60 лет творческой деятельности у художника было несколько сотен выставок, из которых около пятидесяти - персональные. На них А. С. Шипицын нередко организовывал мастер-классы: каждый желающий мог узнать все тонкости офорта и сделать оттиск с доски мастера.

А. С. Шипицын имеет множество наград, из которых нужно отметить две. В 1999 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник РФ». В 2008 году А. С. Шипицын стал лауреатом премии губернатора Иркутской области.

А. С. Шипицын дважды вступал в брак. С Жанной, которая стала его первой женой, он познакомился в Москве в начале 1960-х. В 1967 году у них родился сын, которого назвали Александром. Он окончил Московский радиотехнический институт. В настоящее время Александр Александрович живет и работает в Израиле, воспитывает сына и дочь. С первой женой А. С. Шипицын

прожил вместе всего несколько лет, потому что она не захотела уезжать из Москвы, а он не представлял своей жизни без Иркутска и Байкала.

В начале 1970-х гг. А. С. Шипицын вновь женился. На этот раз его избранницей стала прекрасная Ольга. Они вместе по сей день. В 1977 году у них родился сын Сергей, а в 1987 году дочь Юлия. Нужно сказать, что Сергей Александрович пошел по стопам отца. Вначале он окончил Иркутское училище искусств, затем получил высшее образование в педагогическом университете. В течение долгих лет С. А. Шипицын преподавал разные дисциплины в Колледже управления и рекламы и в Институте культуры и искусств Сибирской академии права, экономики и управления. Он продолжает художественные традиции отца, работая в эстампе и станковом рисунке, но также и расширил диапазон своих творческих возможностей: зрителям полюбились его работы в компьютерной графике, интересные фотопроекты и дизайн полиграфии.

В заключение отметим, что педагогический стаж А. С. Шипицына насчитывает более полувека. Многие его ученики сейчас занимают высокие должности в градостроительной среде, работают преподавателями художественных дисциплин, добиваются больших успехов в области искусства. Отдельно стоит отметить, что офортом художник занимается уже более 70 лет. Большой его заслугой, как отметил народный художник А. А. Алексеев, является участие в открытие «высшего художественного образования в Иркутске». Также художник выполняет важную миссию - сохраняет традиции искусства эстампа, заложенные Б. И. Лебединским. Графические листы А. С. Шипицына содержат в себе историческую составляющую: они хранят память о деревянной архитектуре Иркутска XIX века. Многих построек, которые довольно натуралистично запечатлел художник в своих произведениях либо уже нет, либо они претерпели реконструкцию и потеряли свой прежний облик. Нет никакого сомнения, что А. С. Шипицын

- это важнейшая фигура в художественной и просветительской жизни города Иркутска.

Литература

1. Абрамова А., Фейгин М. Дом творчества «Челюскинская». Л.: Художник РСФСР, 1974. - 76 с., ил.

2. Александр Шипицын: каталог/сост.: А. С. Шипицын; вступ. ст.: С. Н. Баранова. Иркутск: Восточно-Сибирская правда, 1982. - 44 с., ил.

3. А. Шипицын: [каталог выставки 1965 г.]/сост.: В. Фалинский. Иркутск: Иркутский политехнический институт, 1991. - 18 с.

4. Драница Т. Г. Тамара Драница. Избранное. Статьи, критические заметки, концепты: сборник ста-тей/сост.: Н. С. Сысоева, Ю. Н. Башинова. Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, 2018. - 288 с., ил.

5. Ларёва Т. Г. Художники Иркутска. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. - 416 с., ил.

6. Федчина И. Г., Федчин В. С. Художественная школа Иркутска: к 100-летию Иркутского художественного училища. Иркутск: Издание ООО «Ар-тиздат», 2010. - 236 с., ил.

7. Шипицын А. С. Иркутск. Офорт. Иркутск: Типография «Принт Лайн», 2018. - 100 с., ил.

Об авторе

Нурминская Александра Владиславовна - научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва,

E-mail: [email protected]

THE LIFE PATH OF THE IRKUTSK ARTIST ALEXANDER SHIPITSYN

Nurminskaya Alexandra Vladislavovna

Scientific worker of Irkutsk regional art museum named after V. P. Sukachev, Irkutsk

Abstract: This paper is devoted to the description of the life of the Irkutsk artist Alexander Shipitsyn (born in 1938). The author»s studies are based on numerous interviews which were given by the artist in 2018-2019, as well as on the data of catalogs and books devoted to the artist. The study provides an overview of literary sources and aims to expand the biographical data about A. Shipitsyn. For the first time the paper describes the artist»s family, his numerous travels, work in the Newsreel and many other important events of his life. In conclusion, the author names the main achievements of A. Shipitsyn: his contribution to the higher art education in Irkutsk and to a preservation of graphic art traditions.

Keywords: Alexander Shipitsyn; graphics; print; etching; teacher of graphics; book illustration; Irkutsk.

■■"W^n^iiHiljn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.