УДК 75.047; 75.049 Р. М. Лобацкая
Иркутский национальный исследовательский технический университет Иркутск, Россия
ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА.
ИРКУТСКИЙ ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР В СФЕРЕ ИСКУССТВА НАТАЛЬЯ СЫСОЕВА
Статья посвящена анализу творческой, педагогической и организаторской деятельности художника и искусствоведа Натальи Сергеевны Сысоевой. Дано определение понятия «ощущение пространства» как многозначного термина, влияющего на эволюцию во времени изменчивого мироощущения живописца, формирующего, в свою очередь, творческое начало художника в оттачивании педагогического и организаторского мастерства. Рассмотрены особенности натюрморта и пейзажа в живописи Натальи Сергеевны, этапы реализации идей ее художественного мировоззрения через выставочные и издательские проекты.
Ключевые слова: Наталья Сысоева; живопись; натюрморт; пейзаж; выставочный проект; издательский проект.
Н. С. Сысоева. Лилии. Фрагмент. 2012. Холст, масло. 75x75
Частное собрание
Рубеж веков в искусстве, как показывает исторический опыт, всегда противоречив и неоднозначен. На переломе столетий не только рождались новые стили и художественные направления, но и нередко в искусстве оказывались востребованными особого склада люди с неординарным ощущением времени, пространства и ярким выражением личностного жизненного кредо. Именно таковыми были и 2000-е во всем мире, а Сибирь, к счастью, не явилась исключением.
В марте 2020 года в Иркутском област-
ном художественном музее открылась персональная выставка живописных работ Натальи Сысоевой, приуроченная к юбилейной дате. Как у Екклесиаста: «Всему свое время... время разбрасывать камни, и время собирать камни...» (Ек. 3:5), для художника это возможность подвести некоторые итоги с 1992-го года - времени окончания Иркутского художественного училища.
Учебное заведение, в стенах которого проходил период творческого становления будущей художницы, - это первое
знаковое пространство Натальи Сысоевой в профессиональной биографии. Училище, основанное в 1910 г. Иваном Лавровичем Копыловым, художником и педагогом, получившим образование в Санкт-Петербургской академии художеств, а затем в мастерской Жюльена в Париже, до сегодняшнего дня является образцовым учебным заведением, из стен которого вышло подавляющее большинство талантливых художников региона. Заложенный более 100 лет назад дух творческого развития и самосовершенствования - это та питательная среда, постоянно бурлящая, насыщенная сумасбродными, а подчас почти гениальными идеями, бьющей через край энергией молодости и созидания, в которой сформировалась и продолжает изменяться в соответствии с изменчивым временем известная иркутская пленэрная живописная школа. Именно здесь будущая художница начинает совершенствоваться в жанрах пейзажа и натюрморта, которые останутся с нею на всю жизнь.
В творчестве Натальи Сысоевой натюрморт явлен как глубоко личная живопись, вскрывающая романтический пласт, спрятанный в потайных уголках ее души. Все ее натюрморты невероятно оптимистичны, переполняют зрителя ощущениями восторга, радости и сочности жизни, поднимают его над бытом, уводят в пространство тихого, почти домашнего праздника, окутанного поэтическим флером.
Одновременно с этим лирическим звучанием в них отчетливо читается интеллектуальное начало, отдаленная связь с работами старых мастеров, с временами, когда натюрморт был средством активного эмоционального отображения мира. Автору в этом жанре всегда интересно выявление контрастов и особенностей материала, из которого они сделаны. Так, в работе «Кувшин домашнего вина», выполненной в серовато-коричневой гамме, сдержанный блеск подноса выдает благородный металл, а переливы света на кувшине - глазурь, заботливо нанесенную на керамическую основу [7, с. 30]. Взрывом радостного предвкушения светятся ломти
красновато-желтой дыни. Натюрморт фиксирует взгляд зрителя на неравноценной подаче предметов: живой, осязаемый блеск металла подноса, в пандан которому яркими мазками прописана четкая осязаемость форм ломтей дыни в манере Поля Сезанна без акцентов на влажную, мясистую плоть. Художница перекидывает невидимый мост от предметного мира сегодняшнего дня в иные временные дали, в пространство европейской культуры. И чудесным образом это отдаленное временем пространство волею свободно скользящей по холсту кисти с тонкими мазками лессировок неожиданно оказывается рядом с нами.
Работа «Лилии» имеет иное цветовое решение и основана на контрасте переливов легких зеленовато-желтых и густых синих оттенков [7, с. 31]. Насыщенный синий всюду: в декоре широкой, приземистой керамической вазы, шелкового платка, служащего фантастическим фоном, в блюде на стеклянном столе, погруженном в перламутровое сияние. В насыщенном цветовом декоре -отсыл и к знаменитому «синему Вермеера», и к изыскам сине-белого китайского фаянса, свидетельствующий о тяге автора к истокам мирового искусства, о глубоком знании художником истории живописи, причем не только европейской.
К серии «интеллектуальных» следует
Н. С. Сысоева. Кувшин
домашнего вина. 2011. Холст, масло. 54x78
Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары
прежде всего отнести «Натюрморт в мастерской». Это совершенно волшебная работа, изображающая фрагмент комнаты, погруженной в полумрак, в котором неяркий луч луны, скользнувший сквозь узкую щель между штор, высветил заботливо оставленные хозяином в полном порядке совсем недавно использованные вещи: кисти, бережно отмытые и составленные в предназначенные для них емкости, отложенный до поры тюбик с краской, пузатый графин прозрачного стекла, старинную бронзовую утварь с блошиных рынков Европы и Азии, деревянную створку церковного складня с резным изображением ангела [8, с. 92; 13, с. 111]. Любовно обласканный предметный мир мастерской - великая ценность, которой автор дорожит так, как когда-то ею дорожил Жан-Батист Шарден, создавая свои натюрморты с атрибутами искусства.
В случае с художником Натальей Сысоевой эти ненавязчивые реверансы в сторону истории искусства, трансформированные через натюрморт, совершенно не случайны. В 2003 году она получает диплом с отличием на кафедре искусствоведения Иркутского государственного технического университета (в настоящее время - Иркутский национальный исследовательский технический университет). Любовь к живописи и талант художника были подкреплены фундамен-
Н. С. Сысоева. Натюрморт в мастерской. 2014. Холст, масло. 80x100
Частное собрание (КНР)
тальными знаниями истории и теории искусства. Этот фундамент способствовал реализации педагогических устремлений и возможностей Натальи Сергеевны. К педагогической деятельности она приступает еще в 1995-м, вернувшись в училище через три года после окончания в качестве преподавателя рисунка и живописи. Данное начинание существенно изменяет личное пространство художницы, но при этом преподавательский талант раскрывается в ней параллельно живописному, не вытесняя и не замещая его. Более того, активная деятельная натура молодой художницы и прирожденные качества лидера вовлекают ее во множество коллективных творческих проектов, способствуя развитию организаторских способностей Натальи Сергеевны.
В 2000-м Наталья Сысоева инициирует создание в Иркутске творческого объединения «М'АРТ». Выставки женского творческого коллектива явились знаковым событием в культурной жизни города, а само начинание оказалось вполне жизнестойким. На ежегодные мартовские вернисажи этого неформального коллектива начали активно стекаться все любители и знатоки живописи и прикладного искусства, чтобы взглянуть на абсолютно новые, впервые представляемые работы молодых [6; 15; 18 и др.].
В эти годы художница много времени уделяет сибирскому пейзажу, совершенствуя мастерство и технические приемы живописи. За первые десять лет после окончания училища она участвует более чем в сорока выставках в России и за рубежом, удостаивается многочисленных наград. Ее работы постоянно попадают в частные коллекции, разлетаются по России, отправляются с выставок вслед за своими владельцами в Китай, Южную Корею, Канаду, Францию.
Популярность работ молодой художницы понятна и обусловлена тонкой передачей холодных, бесконечных, малообжитых пространств, уснувших под снегом, или серебристых вод Байкала, едва освободившихся ото льда, суровых, задремавших под снегом бескрайних лесов [2, с. 49; 23; 24]. Сибирская
экзотика на ее холстах завораживает, надолго приковывает взгляд, пробуждает легкое чувство тревоги, недосказанности, таинственности.
Так, в поэтической работе «За околицей» художница мастерски варьирует белым, высвечивая его неяркими солнечными лучами [23, с. 15]. В зависимости от ракурса снег то оказывается окрашенным бледным сиреневато-розовым или голубоватым с бирюзовыми отсветами, то отливает синим на скатах крыши, отражая глубокую синеву распростертого над околицей предвесеннего неба. Блеклыми рыжевато-болотными оттенками она собирает композицию в легкую «раму», оставляя у зрителя ощущение осязаемой ностальгии.
Автор в своих пленэрных полотнах, несомненно, транслирует воспоминания давно ушедшего детства, которые оказываются созвучны каждому, кто соприкасается с ее творчеством. Безошибочное ощущение живописной сути суровой Сибири передается ею чаще всего через небогатую красками зимнюю природу, однако и летние пейзажи не изобилуют роскошеством, хотя остаются при этом сдержанно прекрасными [8, с. 93; 23, с. 22,31].
В 2003 году Наталью Сысоеву, имеющую уже хороший художественно-педагогический опыт и искусствоведческое образование, приглашают преподавать в корейский университет Пэ Джэ на факультет изобразительных искусств. Это время знаменуется для мастера бесценным опытом адаптации к совершенно новому культурному пространству. За три года жизни в Корее она с азов постигает язык, подтексты восточной культуры, традиционного и современного искусства, особенности взаимоотношений в социуме с иной ментальностью.
Вхождение в корейскую художественную среду Наталья Сысоева начала, как и положено, с самопредставления, коим явилась персональная выставка в Тэджоне [23]. Ее сибирские пейзажи, представляющие иркутскую пленэрную школу, вызвали у корейских зрителей, воспитанных в иных
художественных традициях, большой интерес. Корейские художники и студенты оказались заинтересованными в осознании иной природы и ее отражения в живописи, проникновении в незнакомые техники и художественные приемы.
Реализация плана проведения персональной выставки, которые повторялись и в последующие годы [24, 25], стала верным шагом, позволившим приехавшему из России педагогу в короткий срок создать вокруг себя в университете атмосферу продуктивного творческого взаимодействия, перерос-
Н. С. Сысоева. За околицей. 2003. Холст, масло. 35x45
Частное собрание
Н. С. Сысоева. Солнечный денъ. 2015.
Холст, масло. 100x83
Частное собрание (Республика Корея)
Н. С. Сысоева. Корейский дворик. 2006.
Холст, масло. 100x50
Частное собрание
Н. С. Сысоева. Корейский пейзаж. 2006. Холст, масло. 60x100
Частное собрание
шую в личную дружбу и сохранившуюся на все последующие годы.
Работа художницы на пленэре продолжилась и в Корее, однако новое творческое пространство внесло некоторые коррективы в ее художественное мироощущение и в какой-то степени в ее почерк живописца. В работах этого периода кардинально меняется цветовая гамма, насыщаясь разнообразием красок [6, с. 12; 15]. Из нее почти исчезает белый, а зеленый отходит на второй план,
становится мягче и нежнее, из пленэрных работ пропадает зримая морозная скованность природы, сменяясь умиротворенной расслабленностью, мягким теплом влажного лета и сказочно живописной осени.
Примером перехода к новой манере письма может служить работа «Корейский пейзаж», выполненная в теплой рыжевато-коричневой гамме. На картине относительно детально прописан только передний план с домом и беседкой, а задний лишен де-
талировки и опирается на нюансы рыжевато-коричневого, нежно-зеленого, болотного и бледно-сиреневого, отражая характерную для стран Юго-Восточной Азии насыщенную влагой воздушную пелену, обволакивающую все вокруг.
Наталья Сысоева в своих пейзажах всегда очень чутка к живописному пространству. Эта чуткость скорее не благоприобретенный, а врожденный дар, совершенствовавшийся за долгие годы в процессе упорной пленэрной работы в разных географических точках. Ввиду изменения мироощущения автора ее китайские пейзажи совсем не похожи на корейские, хотя речь идет, казалось бы, о близких регионах Юго-Восточной Азии. Например, глядя на полотна с архи-
с художниками Кореи, Японии, Монголии, Китая, Германии, Франции и ряда других европейских стран, которые начинает активно использовать для создания международных проектов и участия иркутских художников в зарубежных выставках. Она успешно продолжает свою педагогическую деятельность теперь уже не в художественном училище, а на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна в Иркутском государственном техническом университете, вместе с коллегами-преподавателями создает несколько крупных, хорошо иллюстрированных, что очень важно для обучения студентов, учебных пособий [10; 12], получает ученое звание доцента и в 2011 году избирается на должность председателя Иркутского
тектурными сюжетами, зритель легко считывает корейский пейзаж, по присущим только кисти Натальи Сысоевой деталям письма не только узнает небольшой городок на юге Китая или адриатический пейзаж, но и, следуя за эмоциональным настроением автора, меняет собственное мировосприятие.
По возвращении в Иркутск в 2006 году Наталья Сысоева имеет уже хорошо сформировавшиеся навыки международного общения и многочисленные творческие связи
регионального отделения Союза художни- Н. С. Сысоева. КОВ России. Ясный день. 2004.
Это для Натальи Сысоевой становится Холст> масло.
50x100
существенной сменой деятельности, за-
J Частное собрание
дач, а с ними приходит и другое ощущение пространства на новом творческом витке. Союз художников в любом регионе - особая организация с историей и традициями, базирующимися на наследии великих предшественников. В Иркутске это такие мэтры, как B.C. Рогаль, Б.И. Лебединский, Г.Г. Леви, Б.Т. Бычков, А.И. Алексеев, В.Г. Смагин, Г.Е.
Новикова, А.И. Вычугжанин, А.Ф. Рубцов и многие другие. Благодаря им, их ученикам и последователям иркутский Союз художников был и остается значимой структурой в художественной жизни России. Отсюда к личности художника, ее возглавляющего, всегда предъявлялись особые требования, включающие глобальное видение проблем, диктуемых временем, высокую ответственность и энтузиазм организатора, который фонтанировал бы идеями, проектами, находил в себе силы для каждодневной, подчас далеко не творческой работы.
Наталья Сысоева ломает сложившиеся стереотипы и убеждает коллег-художников отказаться от ежегодных областных выставок, ставших малоперспективной рутиной, в пользу их проведения раз в четыре года, призывает ориентироваться на регулярное участие в масштабных - межрегиональных и международных - выставочных и издательских проектах. По ее инициативе в это время ежегодно проходит более полутора десятков коллективных и персональных выставок на разных площадках в Иркутске, а главное, в других городах России, включая Москву и Санкт-Петербург, а также в Корее, Китае, Монголии, Франции.
Для иркутских художников открываются возможности существенно расширить так необходимую любому творческому человеку «насмотренность» через анализ работ своих коллег, осознание новых тенденций в искусстве, через оценку уровня собственного творчества в этом разнообразном мейн-стриме, через понимание того, насколько высоко поднята планка уровня современного искусства на многочисленных выставках: «Художники городу» (2011) [20], «Молодая Сибирь» (2013) [14], «Учитель и ученики» (2014) [19], «Ангара - Енисей. Великие реки искусства» (2014) [2], «Изображение и слово» (2015) и многих других.
Одним из наиболее значимых проектов, реализованных под влиянием этой продуктивной идеи, явился многоэтапный проект «Великие реки искусства», а самой грандиозной из всех когда-либо проводившихся
в Иркутске выставок была седьмая в этом проекте - международная выставка «Евра-зия-Арт Транзит», представившая более 140 художников и 420 работ из России, Китая, Кореи, Монголии, Швейцарии [8].
В 2016 году, не оставляя работы на посту председателя регионального отделения Союза художников, Наталья Сысоева вступает в должность директора Иркутского областного художественного музея. И вновь другие реалии, иное пространство искусства, а главное, новые творческие возможности, глобальные задачи и перспективы для активизации художественной и культурной жизни города [17]. Помимо текущей музейной работы, она целиком погружается в разработку концептуальных программно-аналитических выставочных и издательских проектов.
В осмыслении актуальных проблем приходит осознание необходимости отступления от традиционного представления коллекций живописи и прикладного искусства. Так рождается долговременный, значимый для музея проект «Владельческие коллекции», благодаря которому в объединенную общей целью углубленную искусствоведческую работу вовлекается весь коллектив музея.
Результатом явилась череда выставок: коллекции В. П. Сукачева, основателя музея; демонстрация подаренных московским коллекционером, знатоком искусства Ф. Е. Вишневским более 200 произведений искусства выдающихся мастеров России, Европы, Ближнего Востока, Китая, Японии XVII -начала XX века [11]; выставка «Дар бесценный» 70 живописных и графических работ, переданных музею одним из университетов Иркутска. Сегодня активно готовится к показу владельческая коллекция иркутянина М. Я. Лейбовича. Среди подаренных им музею 50 произведений конца XIX - начала XX века есть работы К. А. Сомова, М. В. Добу-жинского, И. Е. Репина, В. Э. Борисова-Мусатова, Л. О. Пастернака.
Натальей Сысоевой за прошедшие годы в пространстве музейной искусствоведче-
ской работы осмыслена и еще одна глобальная научная возможность. Она позволяет оценить в ретроспективе эволюцию творческого метода, взгляда на искусство, изменение философских творческих концепций в рамках огромного временного пласта в целое столетие на примере работ иркутских художников через продолжающуюся, рассчитанную на длительную перспективу серию выставок, базирующихся на фондах музея, мастерских художников и частных коллекциях: «Иркутские художники» [1; 3-5; 9], «Мастер и мастерская» [13] (посвящены творчеству 127 иркутских художников), «Художники Иркутской области» [21], «Художник. Театр. Актер». Без них понимание каждого значимого мастера и его вклада в художественную жизнь региона и страны было бы невозможно.
Эту же цель преследуют и уникальные проекты 2020 года «Священное море Сибири» [16] и «Город во времени». Байкал - знаковое место, объект мирового культурного наследия, представление его значимости, мощи и красоты через осмысление художниками разных художественных школ и поколений принесло результат гораздо более глубокий, чем это могло бы случиться на любой другой выставке пейзажных работ. То же самое можно сказать и о городском пейзаже, раскрывающем в разных художественных аспектах красоту старого и современного Иркутска.
Масштабная издательская деятельность не осталась без внимания, и в 2018 году Наталья Сысоева совместно со своим соратником-искусствоведом Ираидой Федчиной была удостоена премии губернатора Иркутской области в сфере культуры и искусства.
Как известно, «рукописи не горят», и директор музея регулярно инициирует персональные выставки памяти неординарных сибирских художников «Чтобы помнили», проводит грандиозную искусствоведческую работу по подготовке выставки и выходу в свет 380-страничного альбома «Художники - участники Великой Отечественной войны», посвященного 75-летию Победы [22].
Ощущение пространства - это по отно- Н. С. Сысоева.
шению к многогранной творческой лично- Бакакоторский
1 „ залив. 2010.
сти далеко не фигура речи, а емкии термин,
вмещающий как понятие творческого мироощущения художника, меняющегося от времени и места, так и понятие художественного мировоззрения педагога и искусствоведа, в том числе активную жизненную позицию организатора искусства. Этим термином можно определить и талант видеть красоту во всем, с чем соприкасается творческая личность. Наталью Сысоеву природа щедро одарила этим талантом, позволив в изменчивом ощущении пространства сохранить цельность характера, любовь к искусству и людям, посвятившим ему жизнь.
Литература
1. Алексей Жибинов : альбом, каталог / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. O.K. Домашева. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2020. - 200
е.: ИЛ.
2. Ангара - Енисей. Великие реки Сибирского искусства: межрегиональная художественная выставка : каталог / кураторы Н.С. Сысоева, С.Е. Ануфриев. - Иркутск : Артиздат, 2014. - 115 е.: ил.
3. Аркадий Вычугжанин : альбом-каталог / сост. Н.С. Сысоева; вступит, ст. А.И. Голято. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2019. - 224
е.: ИЛ.
4. Борис Десяткин. Живопись, графика : альбом-каталог / сост. С.Ю. Десяткина ; вступит, ст. В.В. Есипова, Г.Ю. Кузьмина. - Иркутск : Принт Лайн, 2018,- 168 е.: ил.
Холст, масло. 85x110
Частное собрание (КНР)
5. Валерий Мошкин. Между двух миров : альбом-каталог / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. Т.Г. Драницы, А.В. Нурминской. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2019. - 312 е.: ил.
6. Ветер странствий: Международная выставка Кореи, Монголии, России : каталог / творческое объединение М'АРТ ; куратор Н.С. Сысоева. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2008. - 38 е.: ил.
7. Грани творчества: живопись. С.И. Казанцев, Д.П. Лысяков, Р.Г. Присяжникова, Н.С. Сысоева : каталог / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. А.И. Алексеева, И.Г. Федчиной. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2015.- 36 е.: ил.
8. Евразия - Арт Транзит. Великие реки искусства: международная выставка : каталог / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. B.C. Федчина, И.Г. Федчиной ; кураторы проекта Н.С. Сысоева, И.Г. Федчина, «Галерея В. Бронштейна», А.Н. Машанов, В.Ф. Чирков, С.Е. Ануфриев. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2015. - 240 е.: ил.
9. Иван Юшков. Анна Юшкова : альбом-каталог / сост. и автор вступит, ст. Н.С. Сысоева ; авторы ст. И. Г. Федчина [и др.]. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачева, 2019. - 163 е.: ил.
10. Игнатьева, О.А. Учебная пленэрная практика : учеб. пособие / О.А. Игнатьева, М.Г. Захарчук, Н.С. Сысоева, O.K. Лось. - Иркутск : ИРНИТУ 2015.- 224 е., ил.
11. Коллекция Ф.Е. Вишневского в собрании Иркутского областного художественного музея им.
B.П. Сукачева : альбом-каталог / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. Т.П. Огородниковой, Л.Н. Снытко,
C.Е. Шемякиной. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2020. - 332 е.: ил.
12. Лось, O.K., Сысоева, Н.С. Живопись (натюрморт) : учеб. пособие / O.K. Лось, Н.С. Сысоева. -Иркутск : ИрГТУ 2013. - 127 е.: ил.
13. Мастер и мастерская: к 85-летию ИРО BTOO «Союз художников России» : альбом / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. И.Г. Федчиной, Н.С. Сысоевой. - Иркутск : ИРО BTOO «Союз художников России» ; ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2017. -208 е.: ил.
14. Молодая Сибирь : арт-проект / рук. проекта Н.С. Сысоева, Н.А. Довнич. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2013. - 64 е.: ил.
15. Назад в будущее: юбилейная международная ретроспективная выставка объединения «М'АРТ» : [каталог] / Иркут. обл. худож. музей им. В.П. Сукачева, 12 марта - 4 апр. 2010 г.: / [ред.: Н. Сысоева, Я. Лисицына, M. Щербакова ; пер. Т. Штанько]. -Иркутск : Репроцентр А-1, 2010. - 64 е., ил.
16. Священное море Сибири : альбом-каталог / сост. Н.С. Сысоева, И.Г. Федчина; вступит, ст. Н.С. Сысоевой, И.Г. Федчиной, Л.Н. Снытко. - Иркутск : ИРО BTOO «Союз художников России»; ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2018. - 244 е.: ил.
17. Сысоева, Н.С., Ткачева, М.Л. Иркутский художественный музей: жизнь в городе // Известия Байкальского государственного университета. -Иркутск, 2018. - Т. 28. - Вып. 1. - С. 138-142. - URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2018.28(1). 138142
18. Творческое объединение «М'АРТ» : каталог / галерея современного искусства «Дом художника», 3-20 марта 2009 ; Усть-Илимская картинная галерея, 1-14 апреля 2009. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2009.- 36 е., ил.
19. Учитель и ученики: арт-проект / сост. Н.С. Сысоева, ст. Н.А. Довнич, Д.В. Дорохина, Н.С. Сысоевой. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2012. - 28 е., ил.
20. Художники - городу : альманах / сост. Н.С. Сысоева, М.Г. Марцинечко, Я.Ю. Лисицына ; ст. Т.Г. Ларевой, Н.С. Сысоевой ; фото В.И. Кунц и др. - Иркутск : Репроцентр А1, 2011. - 235 е.: ил.
21. Художники Иркутской области: посвящается 80-летию Иркутской области и 85-летию ИРО BTOO «Союз художников России» : альбом / сост. Н.С. Сысоева ; вступит, ст. Т.Г. Ларевой, Я.Ю. Лисицыной, P.M. Лобацкой, Е.А. Алешиной. - Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2017. - 440 с.
22. Художники - участники Великой Отечественной войны : альбом-каталог / автор вступит, ст. и сост. Н.С. Сысоева. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева ; ИРО BTOO «Союз художников России», 2020. - 380 е.: ил.
23. Sysoeva Natalia. The solo exhibitions 2003.12.21-11.12.2004 / Natalia Sysoeva. - Deajeon: Pai Chai University, 2004. - 34 p., ill.
24. Sysoeva Natalia. The solo exhibition 2005.11.3-11.12/Natalia Sysoeva. - Deajeon: Pai Chai University, 2006. - 8 p., ill.
25. Sysoeva Natalia. The solo exhibition 2006.6.217.5 / Natalia Sysoeva. - Deajeon: Pai Chai University, 2006. - 8 p., ill.
Об авторе
Лобацкая Раиса Моисеевна - доктор геолого-минералогических наук, профессор Иркутского национального исследовательского технического университета.
E-mail: [email protected]
THE SENSE OF SPACE.
NATALYA SYSOEVA, IRKUTSK ARTIST, TEACHER AND ART MANAGER
Lobatskaya Raisa Moiseevna
Doctor of geological and mineralogical sciences, professor at the Irkutsk National Research Technical University
Abstract: The article is devoted to the analysis of the creative, pedagogical and organizational activities of the artist and art critic Natalya Sergeevna Sysoeva. The definition of the concept "the sense of space" is given as a polysemantic term that influences the evolution of the changing attitude of the painter, which, in its turn, forms the creative principle of the artist into improvment of pedagogical and organizational skills. The features of still life and landscape in Natalya Sergeevna's paintings, stages of implementation of the ideas of her artistic worldview through exhibition and publishing projects have been considered.
Keywords: Natalya Sysoeva; painting; still life; landscape; exhibition project; publishing project.