НАСЛЕДИЕ
УДК 75.047 А. И. Голято
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева Иркутск, Россия
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
иркутского художника Аркадия Вычугжанина
А.И. Вычугжанин. Автопортрет. Фрагмент. 1974-1984 гг. Картон, темпера. 70x50
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева (далее - ИОХМ им. В. П. Сукачева)
В статье рассматривается портретное творчество иркутского художника Аркадия Ивановича Вычугжанина. Особое внимание уделяется портретам художника, вошедшим в коллекцию Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева и ставшим её неотъемлемой частью. Анализируются композиционные решения и колористические качества представленных произведений, манера письма художника. Обозначаются основные стилистические особенности, характерные для портретов А. И. Вычугжанина.
Ключевые слова: А. И. Вычугжанин; коллекция Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва; портретный жанр; стилистические особенности.
Аркадий Иванович Вычугжанин, несомненно, является одним из ярчайших представителей иркутской живописной школы. Мастер психологического портрета, тонкий колорист, он значительно повлиял на развитие портретной живописи в Иркутске и за его пределами.
Художник родился 20 декабря 1929 года в деревне Аверичи Вятской губернии. Затем семья перебралась в село Вавож Удмуртской АССР. В школе, где занимался Аркадий, на его талант к рисованию обратила внимание учительница черчения. Она же настояла на том, чтобы юноша продолжил обучение в Казанском художественном училище - учебном заведении, в котором в своё время преподавал известнейший художник Н. И. Фе-шин. Живописные традиции, заложенные этим мастером, вероятно, отчасти оказали некоторое влияние на дальнейшее творче-
ство Вычугжанина. Здесь художник получает первые навыки живописного мастерства, обучаясь у педагогов В. И. Куделькина и Н. С. Петрова.
После окончания училища в 1949 году он едет в Харьков, где поступает в художественный институт. Обучение в институте проходило в течение 6 лет. Его преподавателями были А. П. Любимский, В. В. Сизиков и С. Ф. Беседин.
Вычугжанин в этот период писал много пейзажных работ и сам уже считал себя пейзажистом, но при выходе на дипломную работу взялся за многофигурную композицию, после которой перешел к жанру портрета. Работа над дипломом проходила в Казахстане. Художник изобразил на своей картине молодёжь, поехавшую осваивать целинные земли. Для написания работы он сделал огромное количество подготовительных набросков и этюдов с натуры. Некоторые из
них сохранились, и они свидетельствуют о том, что уже в период ученичества уровень художественного мастерства у Вычугжанина был довольно высоким.
Обучаясь в институте, он познакомился с художниками Анатолием Алексеевым и Глебом Богдановым, и впоследствии, после защиты дипломных работ, они все вместе поехали в Иркутск. В этот период молодые охотно ехали в Сибирь: её образ романтизировали, сюда спешили за новыми впечатлениями. Выбор города был также обусловлен тем, что его очень любил Анатолий Алексеев: здесь прошла часть его детства, и именно Алексеев уговорил товарищей отправиться туда.
С 1956 года Аркадий Вычугжанин живет и работает в Иркутске. Сразу же после приезда он устраивается преподавать в Иркутское художественное училище. И, надо отметить, преподавательская деятельность
становится немаловажной частью его жизни. Он набирает на свой курс школьников и начинает обучать их по вузовской программе. Среди учеников Вычугжанина -такие известные иркутские художники, как Г. Е. Новикова, Ю. Г. Кру-глов, Г. А. Курочкина-Домашенко, О. И. Ардимасов, В. А. Сергин, В. И. Форов, В. И. Пинигин, Л. Б. Ги-мов, В. А. Кузьмин, А. М. Муравьев. Удивительно, что у каждого из этих художников в дальнейшем выработался свой неповторимый стиль, отличный от стиля учителя.
Помимо преподавательской деятельности, Вычугжанин активно занимается творчеством и начинает участвовать в выставочных проектах различного уровня. А. Д. Фатьянов в своей статье «Наш современник» писал об этом: «В экспозиционных залах Иркутского областного художественного музея в 1956 году состоялась большая выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Многих посетителей заинтересовала тогда серия небольших живописных портретов. Чувствовалось, что их создатель - наблюдательный художник, тонкий психолог, неплохо владеющий искусством портрета. Автором заинтересовавших нас работ оказался молодой живописец, выпускник Харьковского государственного художественного института Аркадий Вычугжанин. С тех пор имя этого талантливого портретиста не сходило со страниц каталогов, его произведения появлялись на всех художественных выставках: областных, зональных, республиканских, всесоюзных и некоторых зарубежных...» [5, с. 64].
Серия портретов, представленных на вышеупомянутой выставке, состояла из этюдов мужских и женских голов. Среди них особого внимания заслуживает этюд «Колхозный садовод» (1956). Он стал подготовительной работой к картине «Портрет колхозного
Рис. 1.
А.И. Вычугжанин.
Автопортрет.
1959.
Холст, темпера. 116x86
ИОХМ
им. В. П. Сукачева
Рис. 2.
А.И. Вычугжанин. Дипломный год. 1959.
Холст, темпера.
89x180
ИОХМ
им. В.П. Сукачева
садовода И.В. Малеева» (1956). В портрете проявились стилистические особенности, ставшие характерными для дальнейшего творчества живописца: письмо крупным обобщающим мазком, усиление тональных контрастов, поиск сложных цветовых соотношений, особое внимание к написанию кистей рук. Сам образ человека труда, простого, но в то же время не лишенного чувства собственного достоинства, не раз ещё возникнет в работах художника.
Следующая картина из раннего периода творчества, на которую хотелось бы обратить внимание, - «Портрет Н. Л. Прибыт-ковой» (1959). Вновь перед нами образ человека из народа - сибирской переселенки с волевым лицом и натруженными руками. Композиционно работа ещё напоминает учебную постановку, хотя написана с большим мастерством. Лицо старухи вылеплено уверенными точными мазками, обобщенно и в то же время правдоподобно передана фактура ткани платка и платья. Фон размыт - художник решает его виртуозно, в очень свободной манере. Кисть словно гуляет по холсту. В такой подаче, возможно, сказалось «фешинское» влияние, ведь для работ Феши-
на характерны подобные живописные приёмы.
В 1957 году в Москве на выставке произведений художников РСФСР к 40-летию Октябрьской социалистической революции Вычугжанин представляет две картины: «Школьница» (1957) и «Женский портрет» (1957). Художник улавливает настроение портретируемых, очень естественно изображает их позы. Среди живописных достоинств можно отметить сложное выстраивание колорита.
В 1959 году он отправляется в творческую командировку в Венгрию. Результатом этой поездки стала картина «Венгерские крестьяне», написанная темперными красками по совету венгерского художника И. Куруца, который рекомендует использовать именно этот материал, так как он отличается большей долговечностью, в отличие от масляных красок. Он приводит в пример сохранившиеся росписи египетских гробниц, выполненные аналогами современных темперных красок. Вычугжанина темпера привлекает своей благородной матовостью. Начиная с портрета венгерских крестьян, он переходит на этот материал, которым пишет практиче-
ски все последующие работы, кроме этюдных и заказных. В отличие от масляных красок, темперные краски сложнее смешивать, они могут впоследствии сильно изменяться в цвете, но художник со временем осваивает этот непростой материал: он самостоятельно растирает пигменты, изучает литературу по данной теме и постепенно приходит к виртуозному владению техникой.
Одной из знаковых работ художника становится «Автопортрет» (1959) (рис. 1). Сама идея изображения художника на фоне белого, еще не тронутого холста, оригинальна. Эта работа отличается еще большим смысловым наполнением по сравнению с предыдущими. Писательница В. В. Сибирёва, одноклассница и друг Аркадия Ивановича, пишет: «"Автопортрет" определил собой рубеж, за которым художник начинал новые настойчивые многогранные поиски внутренне содержательного образа... Аркадий Иванович изобразил себя со спины,
Рис. 3.
А.И. Вычугжанин.
Натюрморт.
Год не установлен.
Холст, темпера.
35x45
ИОХМ
им. В.П. Сукачева
собранным и сосредоточенным, полным решимости и упорства, раздумий над острыми вопросами, которые к этому времени требовательно были выдвинуты жизнью перед российским искусством. Молодой человек внимательно смотрит на чистый холст. Что будет на этом холсте? Какие картины жизни воспроизведет на нем художник? Каких людей он запечатлеет? Ещё не сложилась уже рождающаяся мысль, не созрел, не сформировался образ. Сюжет получился осмысленным и точным» [3, с. 25].
На республиканской художественной выставке «Советская Россия» (1961) художник представляет упомянутые ранее картины «Автопортрет», «Венгерские крестьяне», «Портрет Н. Л. Прибытковой», а также работы «Девушка» (1959), «Зима» (1960) и «Дипломный год» (1959) (рис. 2). В трёх последних появляются трогательные женские образы.
Рис. 4.
А.И. Вычугжанин.
Портрет
учительницы
Кондратенковой.
1961.
Холст, масло. 102x121
ИОХМ
им. В.П. Сукачева
В картине «Дипломный год» художник изображает студентку-художницу, пишущую диплом. Она стоит спиной к зрителю, перед ней - холст с подготовительным рисунком. Рядом столик с палитрой, красками и цветами в вазочке. Вычугжанин делает подготовительный этюд как к самой картине, так и к этому небольшому натюрморту (рис. 3). Ему удаётся передать ощущение действия на полотне: в левой руке девушка держит пачку набросков, а правой уверенно выводит линию рисунка.
Картина «Девушка» наполнена лирическим чувством. Художник пишет её в розово-серой цветовой гамме. Цвета подбирает приглушённые, сдержанные, точно подходящие к создаваемому образу.
Картина «Зима» (второе название «Зима. Девушка у окна») потеряна, и её точное местонахождение на данный момент неизвестно. Сохранились только фотографии этой работы и один этюд, находящийся в частной коллекции. Но даже эти материалы дают представление об уровне работы. Интересен также тот факт, что вид зимнего окна с морозными узорами для этой картины Вы-чугжанин писал по фотографии. Вообще для него было характерно некоторые фрагменты
своих работ писать с фотографий. Но никогда он не писал с них всю работу целиком.
В 1961 году он создает «Портрет учительницы Кондратенковой» (рис. 4) - первой учительницы Юрия Гагарина. Удивительно тонко художник выписывает фон картины, состоящий из газетных статей о знаменитом летчике-космонавте. Несмотря на такую дробность и детализацию в передаче фона, изображение женщины остаётся главным. Это один из первых портретов художника, в котором фон становится немаловажной частью сюжета картины.
Художник не раз избирался в состав зонального выставкома «Сибирь Социалистическая». Вместе с коллегами он ездил по сибирским городам и сёлам. Там же высматривал натуру для будущих картин. В селе Оёк он выбрал для своих портретов двух женщин-передовиков - так появились «Портрет телятницы Нестерчук» (1961) (рис. 5) и «Портрет передовой доярки М.Е. Козловой» (1960-е). Они продолжают серию крестьянских образов в творчестве художника. Вычу-гжанин показывает их не обыденно, а ярко и празднично. Эти портреты - своего рода благодарность женщинам за проделанный труд. Нестерчук изображена в нарядном платье, бусах, платке с цветочным узором. Фон - незамысловатая драпировка из ткани в полоску. Художник как тонкий психолог раскрывает перед нами характер человека, показывает и волевые черты, и некоторую усталость.
В портрете Козловой особое внимание уделяется разработке заднего плана: он представляет собою стену с фотографиями, на которых запечатлены разные события из жизни женщины. Вот снимок супружеской пары, детские снимки, групповой портрет -и перед нами предстает образ большой дружной семьи. Художник с большим вниманием выписывает трудовые награды на одежде портретируемой и фотографии на фоне, тем самым показывая всё самое ценное, что есть у этого человека.
С «Портрета Заслуженного художника РСФСР В.С. Рогаля» (1964) начинается ра-
бота над образами друзей-художников. По воспоминаниям Т. Г. Драницы, «работал художник очень долго, изнуряя себя и модель. Портрет художника В. С. Рогаля писал, к примеру, три года. На одну только руку ушло три месяца» [4, с. 114]. Творческий метод Вычугжанина действительно был своеобразным: «Сделает несколько мазков, и - в сторону: курит и думает» [4, с. 114]. Он подолгу размышлял над создаваемым образом, мог полностью переписать лицо, когда уже, казалось бы, работа завершена. Портрет В. С. Рогаля выглядит просто и ненадуманно, но в этой простоте и заключается сложность. Чтобы написать так, художнику потребовалось немало времени и усилий.
Со временем у Вычугжанина усложняется подход к жанру. От портрета-картины он переходит к композиционному портрету. Самым мощным, программным произведением живописца является «Портрет скульптора Ряшенцева» (1966) (рис. 6). Автор представляет эту картину в Москве, на Всесоюзной юбилейной выставке, приуроченной к 50-летию Советской власти, где она получает самую высокую оценку художественных критиков. Необычна композиция полотна: скульптор сидит спиной к зрителю, лицо его изображено в профиль, он вдумчиво смотрит на свои работы - две огромные головы, вырезанные из камня. Колорит выстраивается на нюансных цветовых соотношениях, переливах серебристо-серых, глубоких синих и коричневатых оттенков. В лице Ряшенцева, во всей его фигуре ощущается напряжение - художнику удаётся мастерски передать это состояние творческого раздумья.
Картины Вычугжанина отмечали выставочные комиссии, их печатали в каталогах, а за «Портрет художника театра С. Гаращук» (1969), представленный на 4-й республиканской выставке «Советская Россия» в Москве, ему была присуждена медаль.
Идея создания полотна принадлежала ученице Вычугжанина - Галине Новиковой. Именно она предложила художнику сделать цитату на произведение мастера эпохи Воз-
рождения Тициана Вечеллио «Портрет Ип-полито Риминальди». Новиковой казались схожими черты Риминальди и Гаращук. Вы-чугжанин же выразил эту схожесть в гораздо большем смысле - картина несет в себе идею преемственности, художник показывает в ней большое восхищение полотнами старых мастеров.
Аркадий Иванович вдохновлялся произведениями разных авторов: ему нравились работы Павла Корина (в своё время ему даже удалось побывать у него в мастерской), Валентина Серова, Ганса Гольбейна Старшего, уже упомянутого Тициана. Думается, что отдельные элементы композиции, ритмические ходы, подход к созданию образа в картинах Вычугжанина, возможно, и были навеяны знакомством с творчеством этих
Рис. 5.
А.И. Вычугжанин.
Портрет
телятницы
Нестерчук. 1961.
Холст, масло.
100x80,5
ИОХМ
им. В.П. Сукачёва
Рис. 6.
А.И. Вычугжанин.
Портрет
скульптора
Ряшенцева. 1966.
Холст, темпера.
190x195
ИОХМ
им. В.П. Сукачёва
мастеров, но художник никогда не стремился подражать целиком и полностью их манере.
Продолжаются творческие командировки художника. Так, одной из самых плодотворных стала поездка на Алтай в 1972 году, после которой он создаёт сразу две крупные работы: «Портрет кузнецов Тюлениных» (1972) и «Портрет механизатора Пахомова» (1980-е). Он показывает людей тяжелого физического труда через сложно выстроенные композиционные портреты.
Действие картины «Портрет кузнецов Тюлениных» происходит на рабочем месте кузнецов - в деревенской кузне. Обстановка прописана вплоть до мелочей, что придает ещё большей правдивости изображению. Образы кузнецов разнятся - отец изображён уставшим, в то время как сын, держащий клещи в руках, продолжает энергично работать. Выдержанный колорит, построен-
ный на преобладании холодных синих и теплых коричневатых тонов, объединяет изображенные предметы.
Серию картин, посвященных коллегам, продолжают «Портрет художника Владимира Петровича Томиловского» (1969), «Портрет Чукиной», «Портрет искусствоведа Л. Малкиной» (1976), «Портрет Н. Гультяевой» (1974) и «Портрет Б. Бычкова» (1980-е) (рис. 7).
Пожалуй, наиболее значимым среди них по масштабу и мастерству является портрет художника Бориса Бычкова. В своих воспоминаниях Бычков пишет: «Идея создания этого портрета возникла где-то в середине шестидесятых годов, а точнее в 1964, когда он увидел у меня в мастерской новую композицию из стекла и хрусталя, выполненную мною в Гусь-Хрустальном. Подступы к работе были долгими. Дважды он подготавливал холсты разных форматов, но потом отказывался от разработанных эскизов. В то же время, настраиваясь на эту работу, Аркадий Иванович написал натюрморт, составленный из моих хрустальных и стеклянных сосудов. К портрету приступил только в 1973-1974 годах. Работа шла нерегулярно, с большими перерывами, я часто уезжал в командировки на стекольные заводы, да и он не очень спешил, так как не всё его устраивало в рисунках» [1, с. 18].
В 1984 году художника не стало. Незадолго до смерти он рассказывал друзьям о своих творческих планах, которым, как оказалось, уже не суждено было сбыться. Остались не-дописанными несколько работ: «Портрет сына», «Автопортрет» и «Портрет Б. Бычкова». Несмотря на некоторую незаконченность, картины выглядят цельно и воспринимаются как состоявшиеся полотна.
«Портрет сына» написан с большим трепетным чувством. Сын Иван показан в пери-
од взросления, есть ещё некоторые детские черты в его лице и взгляде и уже взрослые - в позе и фигуре. Рядом с мальчиком символ уходящего детства - красивый аквариум с золотыми рыбками.
Поздний «Автопортрет» (1974-1984) (рис. на развороте) создавался под впечатлением от фильма «Андрей Рублёв». Вначале у художника возникла мысль написать большое полотно, посвященное иконописцу. Он сделал несколько композиционных этюдов, но на этом работа остановилась. Тема оказалась сложной. Художник не решился её развивать, и автопортрет на фоне иконы Крещения стал своего рода отголоском этой большой идеи. Вычугжанин изобразил себя, смотрящим
прямо на зрителя. Взгляд получился напряжённым, пытливым и несколько неуверенным. Он словно пытается вступить в диалог со зрителем, задать вопрос. «Кажется, в эти минуты мысленно измеряет он путь, пройденный им в жизни и искусстве и, кажется, на исходе этого пути он ставит перед собой последний коренной вопрос, к решению которого рано или поздно приходит каждый серьезный художник: "А могу ли я что-нибудь в самом деле? Не напрасен ли мой труд? Способно ли искусство изменить природу человека и трагическое несовершенство нашего мира?..''» [2, с. 4].
Каждый из портретов Вычугжанина - целая жизнь, запе-чатлённая на холсте. Разнящиеся по темам и композиционному строю, они объединены удивительной работой с цветом. Если в ранних картинах это еще осторожный и деликатный подход, то со временем он становится свободнее, происходит заметное усиление цветности и тоновых контрастов. Всё вместе создает удивительную симфонию цвета, в которой художник умело распределяет роли для главного и второстепенного: «Аркадий Вычугжанин уверенно начинал в короткую пору оттепели, достойно пережил застойную эпоху и умер накануне перестройки, не обремененный наградами и званиями. После него остались ученики и
Рис. 7.
А.И. Вычугжанин.
Портрет
Б. Бычкова.
1980-е годы.
Холст, масло.
191x153
ИОХМ
им. В.П. Сукачёва
работы, не оцененные еще в должной мере» [4, с. 115].
Творческое наследие Аркадия Ивановича Вычугжанина включает большое количество крупных живописных полотен, а также подготовительные работы к ним (свыше 300): этюды, наброски и зарисовки. Эти работы находятся в различных российских музеях, а также в частных коллекциях. Большая часть картин была приобретена Иркутским художественным музеем им. В. П. Сукачева и стала достойной частью его коллекции.
Литература
1. Аркадий Иванович Вычугжанин, 1929-1984: Живопись, графика : каталог выст. произведений / [авт. вступ. ст. и сост. Л. Обухова]. - Москва : Сов. художник, 1991. - 22 с. : ил.
2. Ладик, Л. Незаконченный автопортрет // Советская молодёжь. - Иркутск, 1984. - № 45 (17 апр.). - С. 4.
3. Сибирёва, В. В. Открыта еще одна звезда: жизнь и творчество художника А. И. Вычугжанина (19291984) / худож.-оформитель С. В. Сибирева. - Екатеринбург, 1997. - 78 с.
4. Драница, Т. Г. Избранное: статьи, критические заметки, концепты / Тамара Драница ; [сост.: Н. Сысоева, Ю. Башинова ; предисл. Н. Кутейниковой ; вступ. ст. Т. Бусаргиной ; ред. А. Кокин]. - Иркутск : Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, 2018. - 287 с. : ил.
5. Фатьянов, А. Д. Иркутские сокровища : [Иркут. худож. музей] / А. Д. Фатьянов ; [предисл. В. Распутина]. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - 160 с.: ил.
Об авторе
Голято Алина Игоревна - научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева
E-mail: [email protected]
LIFE AND CREATIVE WORK OF IRKUTSK ARTIST ARKADY VYCHUGZHANIN
Golyato Alina Igorevna
Researcher at the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachov
Abstract: The paper considers the portrait work of Irkutsk artist Arkady Ivanovich Vychugzhanin. Special attention is given to artist's portraits, which entered the collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachov and became integral part of it. Also, the paper provides the analyses of the compositional solutions and color of his works and of the artist's painting style. The basic stylistic features have also been identified.
Keywords: A. I. Vychugzhanin; collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachov, portrait genre, stylistic features.