Научная статья на тему 'Графическое творчество иркутского художника-живописца А. И. Вычугжанина'

Графическое творчество иркутского художника-живописца А. И. Вычугжанина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
А.И. ВЫЧУГЖАНИН / ГРАФИКА / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОЛЛЕКЦИЯ ИОХМ ИМ. В.П. СУКАЧЕВА / СИБИРСКОЕ ИСКУССТВО / ARKADY VYCHUGZHANIN / GRAPHICS / CREATIVE METHOD / PORTRAIT GENRE / STYLISTIC FEATURES / COLLECTION OF IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM / SIBERIAN ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голято А. И.

В статье рассматривается графическое творчество иркутского художника Аркадия Ивановича Вычугжанина. Недостаточная исследованность графических работ художника привела к возникновению вопроса о необходимости их дальнейшего изучения. Целью работы стало определение значения графического творчества в наследии мастера. Для проведения исследования были поставлены следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу; проанализировать графическое творчество художника из коллекции Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ИОХМ им. В.П. Сукачева) и других коллекций; рассмотреть архивные документы А.И. Вычугжанина. Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость использования следующих методов: биографического для раскрытия особенностей творческого метода А.И. Вычугжанина; описательного для анализа графического материала, послужившего основой для исследования; аналитического для работы с источниками по проблеме исследования и графикой художника. В результате проведенного исследования была найдена и проанализирована основная часть графических произведений мастера, уточнена техника и история создания ряда работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC ART OF IRKUTSK ARTIST ARKADY VYCHUGZHANIN

The article considers graphic art of Irkutsk artist Arkady I. Vychugzhanin. The insufficient research of the artist's graphic works led to the question of the need for their further study. The aim of the work was to determine the value of graphic art in the heritage of the master. To conduct the study, the following tasks were set: study the literature on this issue; analyze the graphic work of the artist from the collection of the Sukachev Irkutsk Regional Art Museum and other collections; consider archival documents of A. I. Vychugzhanin. The specifics of the object of study, the goals and objectives determined the need to use the following methods: biographical to reveal the features of the creative method of A. I. Vychugzhanin; descriptive for the analysis of graphic material, which served as the basis for the study; analytical to work with sources on the research problem and the artist’s work. As a result of the study, the main part of the master’s graphic works was found and analyzed, the techniques of some works and their creation history were clarified. In accordance with the goal, the graphic part of A.I. Vychugzhanin and their role is defined.

Текст научной работы на тему «Графическое творчество иркутского художника-живописца А. И. Вычугжанина»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.019

УДК 76

ГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ИРКУТСКОГО ХУДОЖНИКА-ЖИВОПИСЦА А. И. ВЫЧУГЖАНИНА

Голято Алина Игоревна

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, г. Иркутск, Российская Федерация

Аннотация

В статье рассматривается графическое творчество иркутского художника Аркадия Ивановича Вычугжанина. Недостаточная исследованность графических работ художника привела к возникновению вопроса о необходимости их дальнейшего изучения. Целью работы стало определение значения графического творчества в наследии мастера. Для проведения исследования были поставлены следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу; проанализировать графическое творчество художника из коллекции Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ИОХМ им. В.П. Сукачева) и других коллекций; рассмотреть архивные документы А.И. Вычугжанина. Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость использования следующих методов: биографического — для раскрытия особенностей творческого метода А.И. Вычугжанина; описательного — для анализа графического материала, послужившего основой для исследования; аналитического — для работы с источниками по проблеме исследования и графикой художника. В результате проведенного исследования была найдена и проанализирована основная часть графических произведений мастера, уточнена техника и история создания ряда работ.

Ключевые слова: А.И. Вычугжанин; графика; творческий метод; портретный жанр; стилистические особенности; коллекция ИОХМ им. В.П. Сукачева; сибирское искусство.

Для цитирования:

Голято А.И. Графическое творчество иркутского художника -живописца А.И. Вычугжанина / / Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 291—305. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.019. URL: https://readymag.com/u50070366/1914029/28/

Информация об авторе:

Голято Алина Игоревна — искусствовед, научный сотрудник, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, г. Иркутск, Российская Федерация. Email: [email protected]

Введение

Художник Аркадий Иванович Вычугжанин — один из известнейших иркутских художников-портретистов. Он прославился в первую очередь своими живописными полотнами. Но творческое наследие мастера также включает и графические работы, которые, в большинстве своем являясь подготовительными, играют немаловажную роль — они служат основой для самых значительных произведений художника.

На сегодняшний день существует ряд искусствоведческих исследований, посвященных творчеству мастера. Изучением наследия А.И. Вычугжанина занимались: В.В. Сибирева [10], Л.П. Обухова [2], И.А. Дубовцева [6], В.А. Юдичев [13], Т.Ю. Серикова [9], М.В. Москалюк [8]. Библиографический список описания и исследования произведений художника включает также большое количество газетных и журнальных статей, публикаций на интернет-ресурсах. Над этой темой работали такие авторы, как Т.Г. Драница [5], И.Г. Федчина [12], А.Д. Фатьянов [11], Л.Б. Гимов [4], Ф.Л. Ясников [14]. В указанных трудах основное внимание уделено анализу живописного творчества А.И. Вычугжанина. В одном из последних изданий об авторе, альбоме-каталоге «Аркадий Вычугжанин» [1], являющемся наиболее полным каталогом творчества художника, аналогично предыдущим источникам подробно анализируется живопись. При этом в отличие от предыдущих работ иллюстративная часть каталога включает как живописный, так и графический разделы. Во вступительной статье к каталогу уже высказывается мысль о том, что «подготовительные работы художника обладают не меньшей ценностью, чем сами портреты» [1, с. 9]. В данной статье хотелось бы дать дальнейшее развитие этой мысли.

На сегодняшний день графическое наследие художника остается малоизученным. Для восполнения этой лакуны следует провести подробный анализ работ художника.

Зачастую, анализируя творчество художников-живописцев, авторы упускают из вида графическую его часть, забывая о ее важности и самоценности. Творческое наследие Вычугжанина составляет свыше ста пятидесяти живописных работ и свыше ста графических. И этот факт наталкивает на мысль о важной роли последних.

Тем не менее может возникнуть вопрос об уместности проведения подробного анализа и выведения на главенствующие позиции графических работ художника, признанного, в первую очередь, как живописца. Здесь следует прежде сказать о том, что у каждого художника со временем вырабатывается собственный творческий метод. Есть ряд мастеров, которые не делают подготовительные работы, а сразу, без использования фор-эскизной части пишут картину. И в таких случаях делать акцент на графических работах было бы неуместно. Но творческий метод Аркадия Ивановича Вычугжанина не таков. Он делится на этапы, каждый из которых несет свою определенную ценность. Здесь обязательно присутствует графическая часть, которая непременно включает работу с натуры, в редком случае художник рисует отдельные элементы с использованием фотографий. На следующем этапе художник трудится над композиционным эскизом. И только после этих стадий начинается работа над живописным полотном. Таким образом, можно прийти к выводу об определенной значимости подготовительного этапа в работе мастера. Анализ творческого метода художника подтверждает важность дальнейшего подробного исследования графических работ А.И. Вычугжанина.

Целью данного исследования является анализ графического творчества А.И. Вычугжанина, определение роли графических работ в творческом наследии художника. Проблема исследования заключается в недостаточной изученности вопроса. В ходе исследования были решены следующие задачи: анализ имеющихся искусствоведческих трудов о творчестве А.И. Вычугжанина; анализ личного дела и документов художника; анализ графических работ А.И. Вычугжанина; сравнение графических подготовительных работ с живописными работами.

Методы и материалы

В процессе исследования были применены биографический, аналитический и описательный методы. Биографический метод включал в себя работу с личными документами, письмами, интервьюирование друзей и родственников, учеников и коллег художника. Аналитический метод состоял из анализа литературы по теме исследования. Были изучены статьи о художнике из газет и научных журналов, рассмотрены монографии и диссертации, в которых упоминался автор, проанализированы каталоги, посвященные художнику, и каталоги выставок, где А.И. Вычугжанин принимал участие. Описательный метод заключался в непосредственном анализе набросков, зарисовок и эскизов художника, выявлении характерных особенностей работ, определении уровня художественного мастерства.

Для изучения вопроса велась работа в архиве Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева (ИОХМ им. В.П. Сукачева), Государственном архиве новейшей истории Иркутской области, Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского (ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского). В результате было получено большое количество сведений о жизни художника и его живописном творчестве, но крайне малое количество информации — о графических работах мастера. Было решено сосредоточить все внимание на непосредственном анализе графических произведений. Для этого рассматривались работы, находящиеся в фонде графики ИОХМ им. В.П. Сукачева, фонде Иркутского областного художественного колледжа им. И.Л. Копылова (ИОХК им. И.Л. Копылова), а также проведен анализ рисунков из частных коллекций (коллекции А.А. Лютикова, галереи Виктора Бронштейна, арт-галереи «Диас», коллекции семьи художника). Основная часть графических работ художника в отличие от живописных находится в государственных и частных коллекциях города Иркутска, что облегчило их поиск и дало возможность работать непосредственно с подлинниками и, таким образом, сделать полноценный анализ этой части творчества.

Результаты

Графика А.И. Вычугжанина из коллекции ИОХМ им. В.П. Сукачева представляет собой важную часть музейной коллекции сибирских художников и включает 32 работы. Коллекция ИОХК им. И.Л. Копылова представлена шестью графическими работами художника. В коллекции А.А. Лютикова находится 24 графические работы, в коллекции галереи Бронштейна — 1 графическая работа, в коллекции арт-галереи «Диас» — 1 графическая работа. Интересен также и значителен для исследования тот факт, что коллекционеры приобретали охотно не только живописные, но и графические работы А.И. Вычугжанина. Это еще раз подтверждает, что последние обладают не меньшей

ценностью, чем первые. Одна графическая работа хранится в коллекции Вавожского районного краеведческого музея и еще одна в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.

Анализируемые наброски и зарисовки говорят о высоком уровне мастерства художника. Для более точного проведения анализа работ и раскрытия особенностей творческого метода следует обратиться к биографическим данным.

А.И. Вычугжанин получил образование в Казанском художественном училище (1944—1949). История этого учебного заведения тесно связана с личностью знаменитого художника-портретиста, педагога Николая Ивановича Фешина, жившего и работавшего в Казани с 1910 по 1916 год. Безусловно, ведя свою преподавательскую деятельность, Фешин оказал определенное влияние на методы обучения и используемые художественные приемы в училище. Это, вероятно, отчасти сказалось и на творческих поисках А.И. Вычугжанина. Анализируя наброски А.И. Вычугжанина, можно заметить некоторую схожесть с работами Н.И. Фешина в подходе и технике. Это такие работы, как «Молодой человек в очках» (конец 1950-х), «Портрет студентки» (1965). Им присуща мягкость, бархатистость линий, эффект распыления, характерные для большинства работа Н.И. Фешина.

После окончания училища Вычугжанин обучается в Харьковском художественном институте (1949—1955). Здесь происходит дальнейшее развитие таланта мастера. В архиве ИОХМ им. В.П. Сукачева сохранились фотографии картона к дипломной работе «На новые земли» (1955). А в коллекции семьи художника и коллекции А.А. Лютикова хранятся наброски к диплому. Хотелось бы отметить высокий уровень исполнения набросков — точно схвачены пропорции людей, верно и очень живо передана мимика. Но технические приемы несколько сдержанные, ученические. В этих ранних работах еще не проявился индивидуальный стиль мастера. В дальнейшем для графического творчества Вычугжанина станет характерна большая свобода штриха и разнообразие используемых техник, в том числе обращение к смешанным графическим техникам.

Приехав в Иркутск в 1955 году, Вычугжанин устраивается преподавать в Иркутское художественное училище. Взгляды художника на преподавательскую деятельность также подтверждают мысль о том, что для него одинаково важны были все этапы работы над картиной: «Блестящий профессионал, демократичный и эрудированный, Аркадий Иванович был убежден: будущий художник должен не только хорошо рисовать, строить композицию и писать маслом, но прежде всего мыслить образами, а еще критически оценивать собственные работы» [5, с. 9].

Наброски, хранящиеся в коллекции ИОХК им. И.Л. Копылова (бывшее Иркутское художественное училище), выполнены мастерски — это изображения обнаженной мужской натуры, обнаженной женской натуры, портретные зарисовки. Они являются примером академического рисунка высокого уровня — их используют в качестве наглядного пособия для учащихся.

Дальнейшая судьба художника была тесно связана с городом Иркутском. Именно здесь прошла большая часть его жизни. Помимо преподавания он много и плодотворно работал творчески, активно и весьма успешно участвовал в различных выставочных проектах, демонстрируя на них преимущественно свои живописные произведения. Графическое наследие мастера было впервые показано на посмертной выставке

1984 года, проходившей в ИОХМ им. В.П. Сукачева. Последующие персональные выставки мастера, проходившие в музее, также показывали как живописные, так и графические работы. Одним из самых масштабных выставочных проектов стала выставка «Аркадий Вычугжанин. Живопись, графика» (2019). На ней помимо творческих работ были представлены редкие архивные документы и фотографии из коллекции семьи художника.

Графическое творчество А.И. Вычугжанина можно разделить на несколько видов работ. В большинстве своем это портретные наброски, либо наброски фигуры или полуфигуры. Определенную часть работ можно отнести к тренировочным упражнениям — это преимущественно изображение обнаженной натуры (рис. 1, 2) и некоторые наброски голов.

Но есть рисунки, на которых несколько раз встречается одна и та же модель, к примеру «Женская головка» (кон. 1950 -х) и «Девушка с виолончелью» (кон. 1950 -х). Сравнительный анализ этих двух работ дает основание предположить, что для них позировала одна и та же натурщица: черты лица, выбранный ракурс и форма прически совпадают. Это наталкивает на мысль о том, что, возможно, художник планировал развить образ и написать живописный портрет. Ряд портретных зарисовок с тщательно проработанным фоном также, по всей видимости, указывает на мысли художника о дальнейшем продолжении работы над образом. Это такие работы, как «Портрет К.А. Грюнберга», «Портрет Глуховой-Шихалевой» (рис. 3), «Женский портрет». И существует ряд работ, которые, безусловно, являются подготовительными работами для живописных полотен мастера. Они заслуживают более тщательного анализа.

Рис:. 1. Вычу гжапип А.И. Обнаженная. Бумага, тушь, кисть. 29 х 40. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Рис:. 2. Вычу гжапип А.И. Обнаженный. Рис. 3. Вычугжапип А.И. Портрет Глуховой-

Бумага цветная, карандаш, гуашь. 37 х 25. Шихалевой. Бумага, фломастер. 57 х 40,7. ИОХМ им. В.П. Сукачева. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Практически к каждой своей живописной картине Вычугжанин делал подготовительные рисунки. Они не всегда были детально проработаны, порой это были легкие, почти невесомые, линейные работы. Таковы, например, композиционные поиски к картине «Портрет Б. Бычкова» (1980-е).

Для портрета художника театра Светланы Гаращук (1969) художник сделал несколько более тщательных композиционных рисунков с тональной проработкой. Здесь прослеживается поиск верного соотношения величин и ритма пятен.

Для картины «Портрет учительницы Кондратенковой» (1961) он сделал подготовительный рисунок головы портретируемой, который по размеру, ракурсу и выражению лица в точности совпадает с портретом, написанным на холсте. Подобным же образом шла работа над портретом Героя Социалистического Труда И.С. Моторного (1971). При внимательном рассмотрении работ можно увидеть, как художник аккуратно, тонкими карандашными линиями разбил рисунки на клетки для того, чтобы затем перенести их на холст. Приходим к выводу, что эта подготовительная часть работы была крайне важна — она послужила своего рода каркасом для живописного произведения.

Художник не всегда использовал «карандашную сетку» для переноса рисунка с наброска на полотно, порой прибегая только к глазомеру. Но при этом он по-прежнему «дословно» переносил линию за линией с рисунка на холст. Это можно увидеть

на примере эскиза к картине «Портрет художника Владимира Петровича Томиловского» (1969) — он очень точно перенесен на полотно.

Сам эскиз выполнен виртуозно. Художник с помощью смелых сквозных линий конструирует образ, такая подача — энергичная, решительная — соответствует харизматичному натурщику. Вычугжанин так описывал Томиловского: «Трудно ухватить суть его характера, человек он очень тонкий, своеобычный. В нем нельзя рассматривать одну какую-то черту — любовь к искусству или к природе, умение обо всем судить по -своему или большую эмоциональность. Его трудно запечатлеть на полотне, потому что он всегда в движении, выражение лица тоже все время меняется» [6, с. 43]. Художник не относился к рисункам формально — уже с них начинался вдумчивый поиск нужного образа.

Для одной из самых лучших своих работ — «Портрет скульптора Олега Ряшенцева» (1966; рис. 4) — А.И. Вычугжанин сделал несколько композиционных эскизов (рис. 5, 6). Один из них стал отправной точкой для создания живописного произведения, столь полюбившегося многим. Возможно, не будь этого поиска, не было бы и верно принятого решения — найденной четко выверенной композиции. «Утомленный молодой человек снял очки и, опустив на колени руки, в глубоком творческом раздумье повернул голову в сторону своих работ, беглым и в то же время внимательным взглядом обозревает незаконченный гранитный портрет. На его сдержанном лице вопрос. Вечный вопрос художника, сверяющего запечатлевающее на века, трудоемкое дело своих рук с жизнью... Прежде чем добиться такой лаконичности и простоты выражения, Вычугжанину пришлось выполнить немало этюдных вариантов, а уже потом прийти к окончательному выбору нужной композиции живописного решения» [10, с. 54].

Рис. 4. Вычугжапип А.И. Портрет скульптора Олега Ряшепцева. 1966. Холст, темпера. 190 х 195.

ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Рис. 5. Вычугжапип А.И. Эскиз к «Портрету скульптора Олега Ряшепцева». 1966. Бумага, фломастер. 28,7 х 40,5.

ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Рис. 6. Вычугжапип А.И. Эскиз к «Портрету скульптора Олега Ряшепцева». 1966. Бумага, карапдаш. 40,5 х 29.

ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Среди графических работ выделяется серия, посвященная революционерам. Она была сделана специально для выставки «50 лет освобождения Сибири от колчаковщины». Работы хранятся в ИОХМ им. В.П. Сукачева. Это пять ярких контрастных портретов: «П.Ф. Парняков» (1960-е), «Н.А. Каландаришвили» (1960-е) (рис. 7), «Н.Н. Яковлев» (1960-е), «Ф.М. Лыткин» (1960-е), «А.А. Ширямов» (1960-е). В ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского был обнаружен каталог данной выставки [3, с. 3],

благодаря которому и выяснилась причина создания данных портретов. В каталоге среди прочего упоминалась техника исполнения работ — граттаж, что внесло некоторые уточнения в уже имеющуюся в музее информацию о технике этих портретов.

Рис. 7. Вычугжанин А.И. Н.А. Каландаришвили. 1960-е гг. Картон, восковая темпера, кисть. 30,3 х 40.

ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Для одной из последних работ — «Портрет сына» (1983) — он сделал бесчисленное количество набросков головы мальчика (рис. 8, 9). При анализе рисунков видны поиски ракурса, выражения лица, настроения.

Рис. 8. Вычугжанин А.И. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

я. 28,8 х 40,5.

Рис. 9. Вычугжанин А.И. Головка ребенка (Ваня). Бумага, карандаш. 40 х 28,5. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Следует также сказать о том, что для творческого метода А.И. Вычугжанина были характерны вдумчивость, размеренность, неторопливость. Он мог подолгу работать над одним портретом, пытаясь найти верный образ — беспрестанно выверял композицию, анализировал колорит. К работе над портретом сына Ивана художник уже с самого начального этапа подошел основательно. Поиск нужного ракурса и выражения лица затянулся надолго. В коллекции семьи хранится отдельный большой альбом с набросками головы сына. На первый взгляд кажется, что они дублируют друг друга, но при более внимательном изучении становится заметна разница: художник пытливо ищет лучший вариант для будущего произведения — «Мир детства и мир юности. Они присутствуют в картине. Но сам герой "выключен", отчужден от каждого из них, он весь погружен в себя — в мир внутренней духовной жизни, впервые, может быть, решая для себя те вечные вопросы и загадки бытия, ответ на которые каждый из нас ищет до конца дней своих. Сомнением ли, глубокой ли сердечной раной, впервые причиненной жизнью, рождены эти вопросы, мы не знаем. Но мы видим: взгляд юноши погружен глубоко в себя, он как бы преодолевает эту сердечную боль или превозмогает какое-то внутреннее сомнение» [7, с. 4].

Наиболее интересным и значимым для исследования является поздний «Автопортрет» (1963) (рис. 10), выполненный в технике пастели. Этот автопортрет являлся частью подготовительной работы для написания картины маслом (рис. 11).

Рис. 10. Вычугжанин А.И. Автопортрет. 1963. Бумага, пастель, уголь. 80 х 62. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Но графическая работа вышла за рамки подготовительного решения и превратилась в самостоятельное целостное произведение. Сравнивая живописный и пастельный автопортреты, хочется отметить, что они не уступают друг другу по своей художественной ценности, но разнятся по настроению. Пастельный рисунок отличает тонкость работы, мягкость подачи, в то время как для живописного варианта характерно более интенсивное цветовое звучание и большее эмоциональное напряжение в выражении лица.

Рис. 11. Вычугжанин А.И. Автопортрет. 1974—1984 гг. Картон, темпера. 70 х 50. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Отдельно хочется упомянуть две ранние живописные картины: «Дипломный год» (1959) и «Автопортрет» (1959) (рис. 12). Они написаны маслом. Подготовительных рисунков к ним найти не удалось. Но в самих сюжетах картин есть графические изображения: на картине «Дипломный год» изображена студентка, рисующая картон — черно-белый вариант своего диплома. Помимо этого, в правой нижней части полотна художник изображает небольшой набросок, служащий натурным материалом. Думается, что неслучайно Вычугжанин показывает этот этап работы в своем произведении — он выбирает то, что важно, необходимо в работе художника, и показывает это зрителю.

Рис. 12. Вычугжанин А.И. Автопортрет. 1959. Холст, темпера. 116 х 86. ИОХМ им. В.П. Сукачева.

Неслучайно и на раннем «Автопортрете» на фоне появляются изображения набросков. Художник масляной краской пишет эти подготовительные работы. Сам автопортрет показывает нам вдумчивого, ищущего молодого человека. А рисунки на фоне говорят о его поиске, размышлениях, желании добиться лучшего результата.

В графических работах А.И. Вычугжанина поражает разнообразие используемых художественных материалов: уголь, сепия, сангина, пастель, мел, шариковая ручка, маркеры. Художник также использует разные виды бумаги: белую, крафт-бумагу, тонированную. От работы к работе в зависимости от техники варьируется и характер штриха. Подача зависит и от изображаемой модели. Художник улавливает настроение, характер человека, его чувства и эмоции. В зависимости от этого можно увидеть спокойные размеренные штрихи с мягким нажимом, либо резкие стержневые. Часть найденных портретов остается неидентифицированной, и исследователям еще предстоит определить личность изображенных на них людей.

Сравнивая графику раннего периода творчества с более поздней, можно увидеть, как со временем увереннее становится художественный почерк мастера: точно посаженные, смелые линии, четкая тоновая градация и умелое построение формы. Таким образом, можно сделать вывод, что в течение творческого пути развивался не только живописный талант мастера, но и графический.

Заключение

В результате проведенного исследования были выявлены графические работы, ранее неизвестные широкому кругу зрителей; выяснена история создания части произведений, уточнены техники; определена роль графического наследия художника; проанализировано развитие графического таланта мастера. Аркадий Иванович Вычугжанин в первую очередь — художник-живописец. В данной исследовательской работе была предпринята попытка показать ту грань его творчества, которая осталась малозаметной для исследователей — графическое наследие художника. Оно имеет большое значение и, безусловно, заслуживает дальнейшего отдельного изучения.

Литература

1. Аркадий Вычугжанин: альбом-каталог / сост.: Н.С. Сысоева; вступ. ст.: А.И. Голято. Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачева, 2019. 224 с.: ил.

2. Аркадий Иванович Вычугжанин, 1929—1984: Живопись, графика: Кат. выст. произведений / Авт. вступ. ст. и сост. Л. Обухова. Москва: Сов. художник, 1991. 22 с.

3. Выставка «50 лет освобождения Сибири от колчаковщины»: каталог. Иркутск: Тип. № 1, 1970. 7 с.

4. Гимов Л. Духовное завещание // Вост.-Сиб. правда. 1985. № 7 (9 янв.).

5. Драница Т.Г. Судьбы изменчивой приметы... : искусствовед Тамара Драница рассказывает о выдающемся иркутском живописце Аркадии Вычугжанине (1929—1984). К 75-летию со дня рождения // Культура: вести, проблемы, судьбы. 2004. № 12 (дек.). С. 9.

6. Дубовцева И.А. Свидание с Сибирью. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1978. 94 с.: ил.

7. Ладик Л. Незаконченный автопортрет // Советская молодежь. 1984. № 45 (17 апр.). С. 4.

8. Москалюк М.В., Серикова Т.Ю. Живопись Сибири второй половины XX — начала XXI века в контексте визуализации культуры: монография. Красноярск: СФУ, 2012. 171 с.

9. Серикова Т.Ю. Трансформация художественных и визуальных образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX — начала XXI веков: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.04; [Место защиты: Алт. гос. ун -т]. Барнаул: [Б. и.], 2011. 23 с.

10. Сибирева В.В. Открыта еще одна звезда: жизнь и творчество художника

A.И. Вычугжанина (1929-1984). Екатеринбург: [б. и.], 1997. 78 с.

11. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища: [Иркут. худож. музей] / [Предисл.

B. Распутина]. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. 160 с.: ил.

12. Федчина И.Г., Федчин В.С. Художественная школа Иркутска: к 100 -летию Иркут. худож. училища. Иркутск: Артиздат, 2010. 233 с.: ил.

13. Юдичев В.А. Аркадий Иванович Вычугжанин. Ленинград: Художник РСФСР, 1972. 12 с.

14. Ясников Ф. Заметки с выставки: Аркадий Иванович Вычугжанин / / Сибирь. 2000. № 2. С. 177-180.

Статья поступила в редакцию 15.05.2020.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.019

GRAPHIC ART OF IRKUTSK ARTIST ARKADY VYCHUGZHANIN

Golyato, Alina Igorevna

Sukachev Irkutsk Regional Art Museum, Irkutsk, Russian Federation

Abstract

The article considers graphic art of Irkutsk artist Arkady I. Vychugzhanin. The insufficient research of the artist's graphic works led to the question of the need for their further study. The aim of the work was to determine the value of graphic art in the heritage of the master. To conduct the study, the following tasks were set: study the literature on this issue; analyze the graphic work of the artist from the collection of the Sukachev Irkutsk Regional Art Museum and other collections; consider archival documents of A. I. Vychugzhanin. The specifics of the object of study, the goals and objectives determined the need to use the following methods: biographical — to reveal the features of the creative method of A. I. Vychugzhanin; descriptive — for the analysis of graphic material, which served as the basis for the study; analytical — to work with sources on the research problem and the artist's work. As a result of the study, the main part of the master's graphic works was found and analyzed, the techniques of some works and their creation history were clarified. In accordance with the goal, the graphic part of A.I. Vychugzhanin and their role is defined.

Keywords: Arkady Vychugzhanin; graphics; creative method; portrait genre; stylistic features; collection of Irkutsk Regional Art Museum; Siberian art.

For citation:

Golyato A.I. Graphic art of Irkutsk artist Arkady Vychugzhanin. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2020, No. 2 (17), pp. 291-305. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.019. Available at: https://readymag.com/u50070366/1914029/28/ (In Russian).

Information about the author:

Golyato, Alina Igorevna — Research Associate, Sukachev Irkutsk Regional Art Museum, Irkutsk, Russian Federation. Email: [email protected]

References

1. Sysoeva N.S. (Comp.), Golyato, A.I. (Introductory). Arkadii Vychugzhanin: al'bom-katalog [Arkady Vychugzhanin: album-catalog]. Irkutsk, Sukachev Irkutsk Regional Art Museum Publ., 2019. 224 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Obukhova L. (Comp.). Arkadii Ivanovich Vychugzhanin, 1929—1984 : Zhivopis', grafika [Arkady Ivanovich Vychugzhanin, 1929—1984: Painting, graphic arts: Catalog of Exhibition Works]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1991. 22 p. (In Russian).

3. Vystavka "50 let osvobo%hdeniya Sibiri ot kolchakovshchiny": katalog [Exhibition "50 years of the liberation of Siberia from Kolchakism": catalog]. Irkutsk, Tipografiya № 1 Publ., 1970. 7 p. (In Russian).

4. Gimov L. Dukhovnoe zaveshchanie [Spiritual Testament]. Vostochno-Sibirskaya Pravda — East Siberian Truth, 1985, No. 7 (January 9). (In Russian).

5. Dranitsa T.G. Sud'by izmenchivoi primety... : iskusstvoved Tamara Dranitsa rasskazyvaet o vydayushchimsya irkutskom zhivopistse Arkadii Vychugzpanine (1929—1984) [Signs of changeable fate...: Art critic Tamara Dranitsa talks about the outstanding Irkutsk painter Arkady Vychugzhanin (1929—1984). To the 75th birthday]. Kul'tura : vesti, problemy, sud'by — Culture: news,problems, destinies, 2004, No. 12 (dec.), p. 9. (In Russian).

6. Dubovtseva I.A. Svidanie s Sibir'yu [A meeting with Siberia]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1978. 94 p. (In Russian).

7. Ladik L. Nezakonchennyi avtoportret [Unfinished self-portrait]. Sovetskaya molodezh' — Soviet youth, 1984, No. 45 (Apr. 17), p. 4. (In Russian).

8. Moskalyuk M.V., Serikova T.Yu. Zhivopis' Sibiri vtoroi poloviny XX — nachala XXI veka v kontekste vizualizatsii kul'tury [Painting of Siberia in the second half of the 20th — early 21st centuries in the context of visualization of culture]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publ., 2012. 171 p. (In Russian).

9. Serikova T.Yu. Transformatsiya khudozhestvennykh i vizual'nykh obrazov v proizvedeniyakh sibirskikh zpivopistsev vtoroi poloviny XX — nachala XXI vekov. Diss. kand. iskusstvovedeniya [Transformation of artistic and visual images in the works of Siberian painters of the second half of the 20th — beginning of the 21st centuries. Cand. Art sci. diss.]. Barnaul, S. n., 2011. 23 p. (In Russian).

10. Sibireva V.V. Otkryta eshche odna zvezda : zpizn' i tvorchestvo khudozhnika A.I. Vychugzhanina (1929—1984) [Another star was discovered: the life and work of the artist A.I. Vychugzhanin (1929-1984)]. Yekaterinburg, S. n., 1977. 78 p. (In Russian).

11. Fatyanov A.D. Irkutskie sokrovishcha: Irkutskii khudozhestvennyi muzei [Irkutsk Treasures: Irkutsk Art Museum]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1985. 160 p. (In Russian).

12. Fedchina I.G., Fedchin V.S. Khudozhestvennaya shkola Irkutska: k 100-letiyu Irkutskogo khudozhestvennogo uchilishcha [Art School of Irkutsk: on the 100th anniversary of the Irkutsk Art School]. Irkutsk, Artizdat Publ., 2010. 223 p. (In Russian).

13. Yudichev V.A. Arkadii Ivanovich Vychugzhanin [Arkady Ivanovich Vychugzhanin]. Leningrad, Artist of the RSFSR Publ., 1972. 12 p. (In Russian).

14. Yasnikov F. Zametki s vystavki : Arkadii Ivanovich Vychugzhanin [Notes from the exhibition: Arkady Ivanovich Vychugzhanin]. Sibir' — Siberia, 2000, No. 2, pp. 177-180. (In Russian).

Received: May 15, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.