УДК 94(571.53/.54)
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ НАЧАЛА XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ИРКУТСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ
ВЕДОМОСТИ»)
В. В. Ткачев
Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Российская Федерация)
Проведен анализ статей газеты «Иркутские губернские ведомости» начала XX века, которые раскрывают основные этапы развития художественного пространства в регионе. Определена степень участия городского сообщества в формировании общественного мнения о предметах изобразительного искусства, художественных выставках, общественной и творческой деятельности мастеров. Используется комплексный подход при анализе статей, что помогает определить ценностные ориентиры городского общества в искусстве, особенности развития художественного пространства. Газета, с одной стороны, отражает участие художников в создании живописных полотен, а с другой — подробно описывает результаты проведения художественных выставок, реакцию посетителей на произведения искусства. Исследование показало, что жителей Байкальской Сибири волновали социальные, политические, экономические, культурные перемены, которые происходили в начале XX века. Определено значение периодической печати для изучения художественной жизни города.
Ключевые слова: история Сибири, Байкальская Сибирь, городская культура, художественная жизнь, периодическая печать.
DEVELOPMENT OF ARTISTIC LIFE IN URBAN SOCIETY IN BAIKAL SIBERIA IN THE EARLY XX CENTURY: BASED ON IRKUTSK GUBERNSKIE VEDOMOSTI NEWSPAPER
V. V. Tkachev
Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation)
The article analyzes the newspaper articles of Irkutsk Gubernskie Vedomosti at the beginning of the XX century, which reveal the main stages of the development of artistic space in the region. The degree of participation of the urban society in the formation of public opinion about fine art objects, art exhibitions, social and creative activities of masters is determined. An integrated approach is used in the analysis of articles, which helps to determine values of urban society in art, the peculiarities of the development of artistic space. The newspaper, on the one hand, reflects the participation of artists in the creation of paintings, and on the other hand, describes in detail the results of art exhibitions, the reaction of visitors to works of art. The study showed that the inhabitants of Baikal Siberia were worried about the social, political, economic, cultural changes that took place at the beginning of the 20th century. The importance of the sources of periodicals for the study of the artistic life of the urban space is determined.
Keywords: history of Siberia, Baikal Siberia, urban culture, artistic life, periodicals.
Введение. В рамках данного исследования поставлена цель — представить историю развития художественной жизни городского сообщества Байкальской Сибири в начале XX века. В связи с этим проведен анализ статей газеты «Иркутские губернские ведомости», которые выходили в начале XX века на территории Иркутской губернии. Некоторые статьи сохранились в личном фонде В. В. Фалинского, входящем в состав Государственного архива Иркутской области.
Отдельные газетные статьи взяты из фондов научной библиотеки Иркутского государственного университета.
В историографии Байкальской Сибири прослеживается несколько направлений в изучении художественной жизни региона начала XX века. Первое нацелено на то, чтобы исследовать исторические сюжеты, которые влияли на развития общественного мнения городского общества. Историки из Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ в своих статьях, монографиях прослеживали особенности развития общественного мнения, художественного пространства. Так, историю культуры Сибири, влияние исторических событий на общественное мнение горожан представили в своих трудах Л. В. Кошман, В. П. Шахеров, Т. В. Паликова, Е. С. Манзырева и другие.
Второе направление ориентировано на выявление новых исторических фактов о художественных событиях: выставках, концертах, экскурсиях, лекциях и т. д. Общественности известны научные труды П. Д. Муратова, В. П. Токарева, Л. Н. Малкиной, Ю. П. Лыхина, В. Ф. Чиркова и других по истории художественной жизни Байкальской Сибири.
Третье направление даёт возможность изучения коллекций живописи в музеях, галереях. Фонды ведущих сибирских музеев изучали А. Д. Фатьянов, В. В. Фалинский, Т. А. Крючкова и другие [1].
Таким образом, несмотря на обширные многочисленные работы по истории художественной жизни Иркутской губернии не применялся комплексный подход при анализе официальных источников периодической печати. Многие авторы не соотносили, не сравнивали происходящие события с историей приобщения городского общества к искусству Запада. В результате расширения географических, временных рамок в работах упускался подробный разбор основных форм приобщения жителей городов к западной живописи и возникавших при этом трудностей. Исследователи не изучали представление подобных мероприятий в газете «Иркутские губернские ведомости», ценностные ориентиры власти и горожан.
Основная часть. В начале XX века наблюдается значительный рост населения городов Иркутской губернии. В Иркутске с 1900 по 1915 год численность населения увеличилось на 58 131 человека, в Нижнеудинске — на 2 651 человека, в Балаганске — на 885 человек и т. д. Расширялась и интеллектуальная, образовательная среда. Жители городов узнавали о текущих событиях из книг, журналов, газет [2]. Они переписывались с другими людьми. Для передачи актуальных новостей стали активно использоваться газеты. Источники периодической печати раскрывали с разных сторон мероприятия, связанные с художественной жизнью региона. Несмотря на отдалённость от центра страны, городское общество стремилось узнавать все последние важные новости Запада, так как продолжали поддерживать связь с другими городами Российской империи и не хотели отставать от своих конкурентов. С развитием разных каналов связи в Иркутской губернии формировалось представление жителей о художественной жизни центра Российской империи и Европы. В домах, общественных, административных зданиях появляются произведения искусства западных мастеров. Они представлялись в интерьерах сибирских усадеб купеческих династий как важные элементы художественной жизни горожан [3].
Так, в статье из газеты «Иркутские губернские ведомости» от 1903 года сообщалось, что жители стали интересоваться результатами культурных событий Петербурга и Москвы. Автор пишет: «В настоящее время все художественные выставки в Петербурге подводят итоги своей деятельности. Число посещений было больше всего на академической и передвижной выставках,
Молодой исследователь Дона [РУД! №2(29) 2021
на которых продано по 18 тысяч входных билетов на каждой, не считая почётных, абонементных и других посещений. Выставка петербургских художников в пассаже также привлекла много публики, особенно благодаря инциденту с картиной художника Бунина. Московская выставка журнала «Мир искусства» по числу посещений заняла четвертое место. Продажа картин на всех выставках шла очень слабо. В Академии художеств продано картин всего на 12 тыс., в обществе петербургских художников — на 15 тыс. рублей» [4]. В номере освещались новости и из Гамбурга. Сообщалось, что в данный период проходила выставка художественной фотографии. Было прислано около 1500 фотографических снимков, большинство из них было сделано с применением новейших усовершенствований в фотографии. Особенно много было исполненных различными способами цветных фотографий [5].
Газета «Иркутские губернские ведомости» также отмечала резкий рост интереса городского общества к зарубежной живописи. В номере от 28-29 мая 1902 года сообщалось, что в зале общественного собрания г. Иркутска эффективно работала выставка французских гобеленов. В экспозиции были представлены цветные и однотонные гобелены. Они были «исполнены или в подражание старинным знаменитым гобеленам или сделаны по образцу картин знаменитых художников» [6]. Данная выставка получилась такой яркой, интересной, что многие известные иркутяне пожелали купить гобелены для своих домов. Покупатели стремились не только их приобрести, но и больше узнать о творчестве художников. Таким образом, происходил процесс приобщения городского общества к произведениям иностранных мастеров.
Номер 3478 газеты от 1903 года сообщал о том, что в городе будет проходить выставка картин зарубежных мастеров. В конце статьи автор отметил: «Словом, по богатству картин выставка обещает вызвать богатый интерес» [7]. Это говорит о том, что городское общество проявляло интерес к художественной жизни Запада. С 28 октября по 17 ноября 1903 года в общественном собрании работала выставка картин современных французских художников, прибывшая из Парижа. Демонстрировалось около 200 произведений не менее 100 авторов, перечисленных в изданном к выставке, но не дошедшем до нас каталоге. В газетах упоминались такие имена, как Бриомон, Ж. Вальбек, Р. Вессиер, Ж. Гаванэ, Р. Генкур, С. Дарье, Лусьен Декав, Р. Дюмон, А. Кауфман, Ж. Корно, Ф. Косто, Аарош, А. Леклюз, А. Лорье, Ф. Лубиз, Мандель, Ж. Монтрэ, Г. Моран(ь), В. Парадес, Пикар, Планк, А. Прателла, Ш. Прево, Ж. Ренар, Сануэ, О. Тирар, Ф. Тьери, А. Шабла, Ш. Шутен и многие другие. Выставка имела большой успех и активно обсуждалась городским сообществом. Учитывая пожелания публики, её директор Жюль Рацковский (Рачковский) дважды переносил срок окончания работы выставки. Более трети экспонировавшихся картин было приобретено иркутянами. После Иркутска выставка работала в Порт-Артуре и в Томске.
Со 2 по 22 ноября 1903 года в Иркутске после пребывания в городах Красноярске и Томске работала Первая передвижная художественная выставка для Сибири. Выставка, инициатором которой называлась М. И. Педашенко-Третьякова, была составлена в основном из работ петербургских художников. Кроме того, на ней показывались принадлежащие В. П. Сукачёву копии работ западноевропейских художников XVI-XVII вв., и в каждом городе организовывался отдел местных художников. Выставка устраивалась Обществом распространения народного образования и народных развлечений Иркутской губернии (ОРНОиНР), непосредственным устроителем стал А. П. Богословский. Она была размещена в клубе ремесленного общества во
Власовском переулке [8]. В местный отдел выставки вошли работы иркутских художников-любителей: И. О. Боложинского, И. И. Масальского, фон Пецольд, братьев В. Г. и И. Г. Шешуновых, А. П. Богословского и др. По каталогу общее число экспонировавшихся картин составило 236. По ряду причин, и в первую очередь из-за того, что она неожиданно совпала по времени с яркой и эффектной французской, выставка потерпела неудачу «и в материальном отношении, и в отношении успеха чисто художественного» [9].
Газета «Иркутские губернские ведомости» от 1906 года сообщала о том, что состоялась очередная выставка зарубежной живописи. Автор статьи писал: «В час дня, 6 мая, в малом зале общественного собрания открылась выставка картин французских художников, которую посетили Иркутский генерал-губернатор, генерал-лейтенант К. М. Алексеев, начальник губернии, тайный советник И. П. Моллериус, управляющий канцелярией генерал-губернатора, подполковник В. Л. Попов и другие высокопоставленные лица, сбор входной платы на выставку поступает в пользу склада, учреждённого Её Императорским Величеством Государыней Императрицей Александрой Фёдоровной для оказания помощи воинам действовавшей армии» [10]. В Иркутске организацией выставки занималось Восточно-Сибирское окружное управление Российского общества Красного Креста.
Автор статьи написал во всех подробностях об особенностях проведения выставки для городского общества. В публикации говорилось о том, что выставка проходит в малом зале общественного собрания. Экспонировалось 220 работ Г. Бриссо, В. Визо, Гернуа, Кальве, В. Комбикот, Лемонарея, Ф. Наваль, Ю. Ратковского (Ж. Рацковского), Сере, Ф. Тьери, Шабла и других живописцев. По замечанию автора статьи, в отличие от аналогичной выставки 1903 года большого успеха она не имела.
Заключение. Таким образом, в начале XX века официальным источником информации для жителей региона являлась газета «Иркутские губернские ведомости». В ее статьях сообщалось горожанам о текущих событиях, актуальных новостях. Также раскрывались особенности развития художественной жизни Байкальской Сибири. Авторы определяли положительные и отрицательные стороны процесса приобщения жителей к искусству. Описывались экономические, социальные трудности в организации и проведении выставок. Наблюдалось резкое сокращение количества посетителей в последующие годы, отсутствовало постоянное помещение для проведения мероприятий, не хватало и работников для оформления залов и т. д.
Использование особого системного подхода при анализе статей газеты «Иркутские губернские ведомости» позволило рассмотреть основные формы приобщения горожан к искусству, выделить определённые трудности. По инициативе губернской власти и жителей региона реализовывались крупные выставки-продажи, проводились экскурсии и лекции. Авторы статей представляли статистические данные, которые говорили о том, кто рос интерес общественности к художественной жизни в начале XX века.
Библиографический список
1. Фатьянов, А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии / А. Д. Фатьянов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1995. — 187 с.
2. Открытие выставки картин // Иркутские губернские ведомости. — Иркутск, 1911. — № 254.
— С. 2.
3. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 годы / Н. С. Романов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 559 а
4. Литература. Наука. Искусство // Иркутские губернские ведомости. — Иркутск, 1903. — № 3404. — С. 2.
5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. Р-3518. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 3.
6. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. Р-3518. — Оп. 1. — Д. 9. — Л. 12.
7. К предстоящей выставке картин // Иркутские губернские ведомости. — Иркутск, 1903. — № 3478. — С. 2.
8. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. 197. — Оп. 1. — Д. 7. — Л. 17.
9. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. 197. — Оп. 1. — Д. 5. — Л. 3.
10. Хроника. Открытие выставки картин // Иркутские губернские ведомости. — Иркутск, 1906. — № 4348. — С. 2.
Об авторе:
Ткачев Виталий Викторович, аспирант кафедры «История России» исторического факультета Иркутского государственного университета (664025, РФ, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2), [email protected]