Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО АГИТПОЕЗДА В 1921 Г. НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО АГИТПОЕЗДА В 1921 Г. НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Восточной Сибири / история живописи / гражданская война / сибирский областной агитпоезд / история Иркутска / history of Eastern Siberia / history of painting / Civil War / Siberian regional agitation train / history of Irkutsk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

В статье представлена просветительская деятельность сибирского областного агитпоезда в 1921 г. Проводится анализ программы мероприятий. Определяется значение художников в организации и проведении исторических событий. Сибирский областной агитпоезд способствовал формированию информационного пространства в регионе. Расширялся кругозор жителей городов об основных идеях новой власти, стремлениях изменить жизнь к лучшему. Художники, создавая и демонстрируя плакаты, собирали образ страны, который изменил взгляды людей в Иркутской губернии. Статья проводит анализ материалов, которые раскрывают историю работы сибирского областного агитпоезда, его влияние на общественное мнение. Исследование показало то, что в результате проведения просветительских мероприятий новые органы власти в области культуры положительно влияли на расширение кругозора знаний местных жителей, привлечения их внимания к актуальным социальным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE SIBERIAN REGIONAL AGITETRAIN IN 1921 IN THE TERRITORY OF THE IRKUTSK PROVINCE

The article presents the educational activities of the Siberian regional agitation train in 1921. The program of events is analyzed. The importance of artists in organizing and conducting historical events is determined. The Siberian regional agitation train contributed to the formation of the information space in the region. The outlook of urban residents about the main ideas of the new government and their aspirations to change life for the better expanded. The artists, creating and displaying posters, collected the image of the country, which changed the views of people in the Irkutsk province. The article analyzes materials that reveal the history of the Siberian regional agitation train, its impact on public opinion. The study showed that as a result of educational activities, the new authorities in the field of culture had a positive effect on expanding the horizons of knowledge of local residents, attracting their attention to urgent social problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО АГИТПОЕЗДА В 1921 Г. НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ»

DOI: 10.24411/2658-5472-2020-10008 УДК 7.011: 94(57)

В. В. Ткачев

Исторический факультет, Иркутский государственный университет Иркутск, Россия, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО АГИТПОЕЗДА В 1921 Г. НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Аннотация. В статье представлена просветительская деятельность сибирского областного агитпоезда в 1921 г. Проводится анализ программы мероприятий. Определяется значение художников в организации и проведении исторических событий. Сибирский областной агитпоезд способствовал формированию информационного пространства в регионе. Расширялся кругозор жителей городов об основных идеях новой власти, стремлениях изменить жизнь к лучшему. Художники, создавая и демонстрируя плакаты, собирали образ страны, который изменил взгляды людей в Иркутской губернии. Статья проводит анализ материалов, которые раскрывают историю работы сибирского областного агитпоезда, его влияние на общественное мнение. Исследование показало то, что в результате проведения просветительских мероприятий новые органы власти в области культуры положительно влияли на расширение кругозора знаний местных жителей, привлечения их внимания к актуальным социальным проблемам.

Ключевые слова: история Восточной Сибири, история живописи, гражданская война, сибирский областной агитпоезд, история Иркутска.

V. V. Tkachev

Faculty of History, Irkutsk State University Irkutsk, Russia, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

ON THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE SIBERIAN REGIONAL AGITETRAIN IN 1921 IN THE TERRITORY OF THE IRKUTSK PROVINCE

Annotation. The article presents the educational activities of the Siberian regional agitation train in 1921. The program of events is analyzed. The importance of artists in organizing and conducting historical events is determined. The Siberian regional agitation train contributed to the formation of the information space in the region. The outlook of urban residents about the main ideas of the new government and their aspirations to change life for the better expanded. The artists, creating and

displaying posters, collected the image of the country, which changed the views of people in the Irkutsk province. The article analyzes materials that reveal the history of the Siberian regional agitation train, its impact on public opinion. The study showed that as a result of educational activities, the new authorities in the field of culture had a positive effect on expanding the horizons of knowledge of local residents, attracting their attention to urgent social problems.

Keywords: history of Eastern Siberia, history of painting, Civil War, Siberian regional agitation train, history of Irkutsk.

Введение

С приходом новых идей в России определились основные направления в сфере культуры и искусства. Для решения вопросов, связанных с информированием населения, расширением поля знания жителей о состоянии происходящих событий, предполагалось организовать работу агитационных отделов. Эти административно-просветительские органы выполняли много важных функций в обществе: образовательную, воспитательную, контролирующую. С началом функционирования таких отделов руководители столкнулись с нехваткой кадров, неопытностью художников, финансовыми проблемами. Многие центральные, иностранные мастера активно стали взаимодействовать с партийными работниками.

Идея использовать поезда и пароходы в агитационных целях зародилась в 1918 году в издательстве ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), которое выпускало и распространяло среди красноармейцев «военно-популярную» и партийную литературу [2]. Сначала под книги отдавалось лишь одно купе пассажирского поезда, которое сопровождалось специальным сотрудником [4]. Однако по мере роста потребности в политической литературе формировалась и идея агитационного поездного состава [1]. По материалам можно примерно представить себе книги, которые предлагали агитпоезда: поэзия А. А. Блока (строки «Мы на горе всем буржуям // Мировой пожар раздуем» из поэмы «Двенадцать» к тому моменту уже превратились в плакатный слоган) соседствует здесь с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина и Г. В. Плеханова [3].

В 1918 году был расписан первый «военно-подвижной фронтовой литературный поезд им. В. И. Ленина», проехавший по Московско-Казанской железной дороге. Он состоял из пассажирских и товарных вагонов, в которых были оборудованы книжные склады и лавки, небольшая контора и кухня. Поезд выдвинулся в только что отвоеванную Красной Армией у белочехов Казань 13 августа 1918 года, а 1 сентября вернулся в Москву. Вслед за ним были оформлены ещё пять составов, которые совершили 19 поездок через всю страну - от Одессы до Иркутска и от Вологды до Баку [5].

17 февраля 1920 г. состоялось утверждение новой власти в Иркутской губернии. Для решения всех вопросов был создан губернский революционный комитет (губревком) [6]. Постановление № 2 официально подтвердило

законность утверждения отделов губревкома и их заведующих. Заведующим отделом народного образования назначен Д. К. Чудинов [8]. В соответствии с решением новой власти все культурные учреждения перешли в подчинение губоно, при котором организован подотдел искусств с секциями: театральной (драматической), музыкальной и художественной. Заведующим художественной секцией назначен художник К. К. Пантелеев-Киреев. Приказом по губоно учреждены штаты действующего с февраля 1920 г. подотдела искусств, заведующим которого был А. Ф. Боровинский. При подотделе существовали секции: музыкальная, театральная, секция кинотеатра и секция живописи, ваяния и зодчества [7]. Также функционировал Иркутский губернский отдел политического просвещения (губполитпросвет) [9].

Цель и задачи

В рамках данного исследования поставлена цель - представить просветительскую деятельность сибирского областного агитпоезда в 1921 г. на территории Иркутской губернии. В соответствии с целью поставлены задачи: изучить историю работы сибирского областного агитпоезда; провести анализ программы, представленной в ходе организации и проведения мероприятий; определить значение художников в просветительской деятельности агитпоезда; изучить историческую литературу по теме; выделить проблемы, с которыми сталкивались мастера при создании выставок. Хронологически исследование охватывает период работы сибирского областного агитпоезда в 1921 г.: составление рабочей программы, оформление площадок и создание агитационных плакатов. В работе используются документы Государственного архива Иркутской области: личный фонд В. В. Флинского (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1-4), Государственного архива новейшей истории Иркутской области: постановления, решения, материалы по выставкам Иркутского отделения Союза художников РСФСР (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173); личное дело Б. И. Лебединского (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65).

Методология исследования

Сибирский областной агитпоезд 1921 г. заложил основу для дальнейшей просветительской деятельности представителей разных сфер культуры, творческих организаций. Он предоставил возможность многим художникам, музыкантам продемонстрировать творческие способности. Для жителей населённых пунктов приезд передвижной выставки оказал большое воздействие на формирование особых взглядов на действительность. Художники создавали плакаты, на которых показывали действие Красной Армии, фразы, характеризующие основные идеи, планы на улучшение жизни людей, построение будущего общества. Через определённые художественные приёмы, образы, мастерам удавалось привлечь внимание к актуальным проблемам настоящего времени: голод, нищета, неравенство во многих сферах жизни и т.д. Таким образом, деятельность сибирского агитпоезда стала эффективной формой работы с населением, осуществления просветительской деятельности в регионе, отдалённом от центра.

Деятельность сибирского агитпоезда в 1921 г. освещали в периодической печати, в официальной газете «Власть труда» в № 533 (409) за 26 августа 1921 г. В статье «К концерту областного агитпоезда» подробно представлена программа данного мероприятия, основные участники. Также событие зафиксировал в своей летописи Н. С. Романов. Историк так описывал приезд поезда в Иркутск: «22, 24, 26 августа 1-й концерт областного агитпоезда. В состав поезда входят: капелла 70 человек, великорусский оркестр 50 ч., санитарная выставка с лектором и военным фотографом, выставка плакатов, отдел снабжения литературой по ликвидации безграмотности, инструкторский отд. из института Упагитов Сибири, Сиббюро, Центрана и Сибкультрана. 1-й концерт в вагонном цехе среди верстаков и немытых вагонов. Присутствовало около 3000 человек рабочих и красноармейцев» [12, с. 2].

Н. С. Романов был не только свидетелем исторического события, но и изучил все источники, которые фиксировали просветительские мероприятия. Он провёл анализ статьи из газеты «Власть труда» за 26 августа 1921 г., определил программу выставок и дал краткую оценку реакции посетителей и участников данного события. Для многих жителей населённых пунктов такие мероприятия представились впервые, и на эффективный результат рассчитывать не приходилось.

С развитием разных исследовательских направлений появляется интерес к изучению агитационного искусства, как особого этапа в истории Сибири. Теме особое внимание уделяют искусствоведы, историки, культурологи, музеологи. Они изучают музейные коллекции, выпускают альбомы и каталоги. Первое исследование жизни и деятельности художников проводил искусствовед, заслуженный работник РФ, почетный гражданин г. Иркутска, член Союза художников РФ А. Д. Фатьянов. Алексей Дементьевич подробно описывал историю картин из собрания Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, привёл биографии сибирских художников. В 1958 г. он написал историю Иркутского художественного музея, затем подготовил издания: «Судьба сокровищ», «Загадка старой картины», «Иркутские сокровища». В 1995 г. написал книгу «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии». История образования и деятельности Иркутского областного союза художников изложена в небольшом методическом пособии, подготовленном

A. Д. Фатьяновым «Иркутские художники за 50 лет Советской власти». В нем автор описывает наиболее значимые для союза события, например, историю создания союза, выставочную и общественную работу, рассмотрен и кадровый состав союза.

Историческую литературу по развитию культуры и искусства в Иркутской губернии изучал В. В. Фалинский. Он собрал источники из центральных и местных архивов, дал оценку многим живописным полотнам художников. Исследователь в своих работах описывал события, связанные с развитием разных направлений в живописи, в том числе и агитмассового искусства.

B. В. Фалинский особое внимание уделял отзывам зрителей, участников

выставок, концертов. По этим сведениям можно определить причины того или иного явления, предсказуемость события и его результативность.

Также историю развития изобразительного искусства, роль агитационных плакатов и агитпоездов в Иркутской губернии изучал Ю. П. Лыхин. В 2002 г. выходит его исследовательская работа «Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.)». Автор не только раскрывает историческое событие, но и подчёркивает важность участия художников в просветительских выставках, оформлении площадок и самого поезда.

Таким образом, не смотря на обширные исследования по истории живописи в Сибири и в Иркутске, историки подробно не изучают направления деятельности сибирского областного агитпоезда: просветительскую, организационную, выставочную, общественную и т.д. В полной степени не изучены архивные документы: нормативно-правовые акты, протоколы, отчёты, сметы, планы, переписка художников и т.д.

Анализ и результаты

В 1920-е гг. на территории Иркутской губернии работали агитпоезда. 22 августа 1921 г. вышел из Иркутска первый агитпоезд, сформированный губполитпросветом. На запад он дошёл до Красноярска, на восток - до станции Слюдянка. Оформляли поезд С. Д. Бигос и перешедшие на сторону советской власти немцы - военнопленные Макс Малиц и Рудольф Шоэн [14, с. 96-107]. 22 августа состоялось первое выступление прибывшего в Иркутск областного агитпоезда. В состав поезда входят: 1) капелла Сибполитпросвета в 70 человек; 2) великорусский оркестр Сибполитпросвета в 50 человек; 3) санитарная выставка с лектором и волшебным фонарём; 4) выставка плакатов 5) отдел снабжения литературой по ликвидации безграмотности; 6) инструкторский отдел, состоящий из инструкторов Упагитов Сибири, Сиббюро Центрана и Сибкультрана [13, с. 6]. Выступление состоялось при необычной, но действительно пролетарской обстановке - в вагонном цехе, среди верстаков и ремонтируемых вагонов, при огромном стечении рабочих и красноармейцев (около 3000 человек) и носило грандиозный характер как по содержанию, так и по художественному исполнению [16, с. 4].

Первое отделение посвящено революционным песням и гимнам, расположенным в порядке истории революционного движения до наших дней. После 1-го отделения состоялась беседа о «сифилисе и борьбе с ним» в сопровождении волшебного фонаря. Беседа оставила хорошее впечатление. Второе отделение было посвящено музыкальным произведениям на различные темы в сочинении композиторов (искусственная форма) [11, с. 5]. Третье отделение состояло из народного бытового (естественного) материала. Все музыкальные номера были исполнены хором и оркестром в лучшей художественной отделке и передачи. На слушателей концерт произвёл огромное впечатление. Рабочие и красноармейцы восторженно и бурно благодарили исполнителей, и по окончании вся аудитория единодушно и воодушевлённо вместе с хором исполнила пролетарский марш «Смело, товарищи, в ногу». В

среду, 24 августа, в пятницу 26 и субботу 27 августа концерты-митинги агитпоезда состоятся в Народном театре для Красной Армии и пролетариата [15, с. 24-25].

Второй концерт был в среду, в 1 -м Народном доме. На этом концерте присутствовало мало людей. И по вполне понятным причинам, так как об этом совершенно почти никто не знал, что негативно отразилось на деятельности организаторов концерта: при его общедоступности, при художественно-революционной программе, тщательном выполнении, отсутствие предварительного извещения через лозунги, аншлаги, плакаты и другие широкие массы населения концерт наполовину обесценивается.

Популярность и доступность понимания для широких рабочих и крестьянских масс исполняемого - первое важное достоинство подобных концертов. Магическая сила музыкально-революционных номеров при тщательной обработке и исполнении окрашивают пролетарскую революцию в действительно близкое, кровное дело самих рабочих и крестьян. Переход от «баррикад» и «вечной памяти погибшим», к бодрому и общему исполнению «смело, товарищи, в ногу» приводят к единству чувств, мысли аудитории, к бодрому и смелому шествию - действительно «вперёд», всё дальше, к новым победам [10, с. 2].

От революционных песен переходим к народным песням Н. А. Некрасова и А. В. Кольцова, которые переносят нас в крепостническую Русь, где слышится безысходное горе и нужда, наивный юмор вроде «Семеро зятьев» и другие. Ещё одна яркая краска - балалаечный оркестр, являющийся также плодом народного творчества, что производит не меньшее впечатление, чем и хор. При всей сложности таких концертов-поездок результаты сторицей искупают проводимую программу Сибполитпросветом. При всём этом необходимо сделать небольшие замечания: популяризатору и руководителю хора рекомендуется учитывать всегда социальный состав аудитории и в своих объяснениях в соответствии с исполнением предстоящего номера менять дикцию и вообще тонировать с программой. Этим самым будет избегнут иногда ненужный диссонанс речи с музыкальным исполнением. В 1922 г. секция «Изо» губполитпросвета организовала выставку живописи, рисунка и скульптуры в пользу голодающих Поволжья [17, с. 13].

Работа сибирского областного агитпоезда в 1921 г. оказала серьёзное влияние на формирование общественного мнения жителей населённых пунктов Иркутской губернии. Появляется интерес к новой власти, социальным, экономическим проблемам и методам их решений. Не на всех станциях люди активно посещали концерты и выставки. На это влияло много факторов: отсутствие опыта в организации таких мероприятий в регионе, неудачное время для проведения, неготовность населения к восприятию информации, эмоциональный разрыв в памяти народа о кризисных явлениях страны в период гражданской войны. Также художники, участвующие в организации, оформлении поезда, создании агитационных плакатов на революционные,

социалистические темы, получили огромный опыт в искусстве. В дальнейшем многие мастера продолжат сопровождать партийную работу, деятельность Иркутского отделения союза советских художников, выпускать плакаты по актуальным вопросам своего времени.

Заключение

Таким образом, сибирский областной агитпоезд повлиял на формирование информационного пространства региона, взглядов сибиряков на действительность. Исследование показывает основные направления деятельности художников, участвующих в выставках в составе агитпоезда: просветительское, общественное, творческое. Расширялся кругозор жителей городов об основных идеях новой власти, стремлениях изменить жизнь к лучшему. Художники, создавая и демонстрируя плакаты, собирали образ страны, который изменил взгляды людей в Восточной Сибири. Проведён анализ материалов, периодической печати, которые раскрывают историю работы сибирского областного агитпоезда, его влияние на общественное мнение. Исследование показало то, что в результате проведения просветительских мероприятий новые органы власти в области культуры положительно влияли на расширение кругозора знаний местных жителей, привлечения их внимания к актуальным социальным проблемам. Деятельность сибирского областного агитпоезда является эффективной формой работы с населением определённого региона, затрагивает многие важные темы. Художники создавали плакаты, на которых показывали действие Красной Армии, фразы, характеризующие основные идеи, планы на улучшение жизни людей, построение будущего общества. Изобразительные источники сибирских мастеров остаются неизученными исследователями и требуют подробного исторического анализа.

Библиографический список

1. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 1. Л. 3

2. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 2. Д. 2. Л. 12

3. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 3. Д. 181. Л. 12

4. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 4. Д. 57. Л. 21

5. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 1. Л. 44

6. ГАНИИО. Ф. Р-2801. Оп. 1. Д. 2. Л. 12

7. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 7. Л. 62

8. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65

9. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173. Л. 23

10. Драница Т. Г. Иркутские художники 20-30 годов: К вопросу о типологии художественного образа / Т. Г. Драница // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири (V зональная конф., посвящ. 70-летию Вел. Окт. соц. революции) : тез. докл. Красноярск, 1967. 116 с.

11. Буторина В. П. Партийное руководство литературой и искусством Сибири в 1919-1932 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / В. П. Буторина. Новосибирск, 1973. 19 с.

12. Ржанов Г. А. К концерту областного агитпоезда // Власть труда. 1921. 26 августа. 2 с.

13. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / Н. С. Романов ; [автор вступительной статьи Н. В. Куликаускене ; под редакцией С. Ф. Коваля]. Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. 559 с.

14. Ткачев В. В. Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и Гражданской войны (1917-1920 гг.) / В. В. Ткачев // История и современность. 2020. № 2 (36). Волгоград : Изд-во «Учитель», 2020. 136 с.

15. Ткачев В. В. Сибирская железная дорога как катализатор развития творческого пространства в организациях художников Восточной Сибири (19171920) / В.В. Ткачев // Культура. Наука. Образование. Научный журнал. № 2 (55) Иркутск : Изд-во «ИрГУПС», 2020. 160 с.

16. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть ХХ века) / Ю. П. Лыхин ; Архитектур.-этнограф. музей Тальцы. Иркутск, 2002. 334 с.

17. Чернышев Е. А., Козлов Н. А., Бородина С. Н. Агитационные плакаты как одна из форм пропаганды РСДРП(б) в период Гражданской войны // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2 томах, 2017. 77 с.

References

1. GAIO. F. P-3518. Op. 1. D. 1. L. 3

2. GAIO. F. P-3518. Op. 2. D. 2. L. 12

3. GAIO. F. P-3518. Op. 3. D. 181.L. 12

4. GAIO. F. P-3518. Op. 4.D. 57.L. 21

5. GANIIO. F. P-2802. Op. 1. D. 1. L. 44

6. GANIIO. F. R-2801. Op. 1. D. 2. L. 12

7. GANIIO. F. P-2802. Op. 1. D. 7. L. 62

8. GANIIO. F. P-2802. Op. 2. D. 41. L. 65

9. GANIIO. F. P-2802. Op. 1. D. 173. L. 23

10. Dranitsa T. G. Irkutskie hudozhniki 20-30 godov: K voprosu o tipologii hudozhestvennogo obraza (Irkutsk Artists of the 20-30s: On the Issue of the Typology of the Artistic Image) // Razvitie izobrazitel'nogo iskusstva Sovetskoj Sibiri (V zonal'naja konf., posvjashh. 70-letiju Vel. Okt. soc. revoljucii): tez. dokl. Krasnojarsk, 1967. 116 s.

11. Butorina V. P. Partijnoe rukovodstvo literaturoj i iskusstvom Sibiri v 1919-1932 gg. (Party leadership of the literature and art of Siberia in 1919-1932.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk / V. P. Butorina. Novosibirsk, 1973. 19 s.

12. Rzhanov G. A. K koncertu oblastnogo agitpoezda (To the concert of the regional agitation train) // Vlast' truda. 1921. 26 avgusta. 2 s.

13. Romanov N. S. Letopis' goroda Irkutska za 1902-1924 gg. (Chronicle of the city of Irkutsk for 1902-1924). Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1994. 559 s.

14. Tkachev V. V. Dejatel'nost' tvorcheskih organizacij hudozhnikov Vostochnoj Sibiri v period politicheskih potrjasenij i Grazhdanskoj vojny (19171920 gg.) (Activity of creative organizations of artists of Eastern Siberia during the period of political upheavals and the Civil War (1917-1920) // Istorija i sovremennost'. 2020. № 2 (36).

15. Tkachev V. V. Sibirskaja zheleznaja doroga kak katalizator razvitija tvorcheskogo prostranstva v organizacijah hudozhnikov Vostochnoj Sibiri (19171920) (Siberian railway as a catalyst for the development of creative space in the organizations of artists of Eastern Siberia (1917-1920) // Kul'tura. Nauka. Obrazovanie. Nauchnyj zhurnal.2020. № 2 (55).

16. Hudozhestvennaja zhizn' Irkutska (pervaja chetvert' XX veka) (Artistic life of Irkutsk (first quarter of the twentieth century). Irkutsk, 2002. 334 s.

17. Chernyshev E. A., Kozlov N. A., Borodina S. N. Agitacionnye plakaty kak odna iz form propagandy RSDRP(b) v period Grazhdanskoj vojny (Campaign posters as one of the forms of propaganda of the RSDLP (b) during the Civil War) // Nauka, obrazovanie, obshhestvo: tendencii i perspektivy razvitija: Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 tomah, 2017. 77 s.

Сведения об авторе:

Ткачев Виталий Викторович - аспирант 1 курса исторического факультета Иркутского государственного университета. Занимается изучением проблем истории культуры и искусства Восточной Сибири.

E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

About the author:

Tkachev Vitaliy Viktorovich - 1st year postgraduate student of the History Department of Irkutsk State University. He is studying the problems of the history of culture and art of Eastern Siberia.

E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.