Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / БАЙКАЛЬСКАЯ СИБИРЬ / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев В. В.

В изучении истории Сибири важное место занимают материалы периодической печати. Газеты и журналы, с одной стороны, отражают участие художников в создании иллюстративных материалов, с другой, подробно описывают результаты проведения художественных выставок, реакцию посетителей на живописные полотна. Воссозданию роли художественной интеллигенции в социокультурной жизни Байкальской Сибири начала XX в. по материалам периодических изданий и посвящена настоящая работа. При ее подготовке автор опирался на общеисторические методы исследования - историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный, а также принцип историзма. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Периодические издания Байкальской Сибири: «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористический еженедельник «Сибирский альманах», «Власть труда» и другие - позволяют воссоздать панорамную картину художественной жизни региона в начале ХХ века. Издания раскрывают активную просветительскую деятельность как творческих организаций, так и мастеров, показывают место и роль в жизни региона художественных выставок, динамику представлений на художественную жизнь у местных жителей. Кроме того, через тематические иллюстрации в периодической печати удается более точно определить степень влияния известных мастеров на российское общество не только европейского центра России, но и территории Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC INTELLIGENTSIA IN SOCIO-CULTURAL LIFE OF BAIKAL SIBERIA IN THE EARLY XX CENTURY (BASED ON PERIODICALS)

In the study of Siberia’s history, periodicals play an important role. Newspapers and magazines, on the one hand, reflect the artists’ participation in creating illustrative materials, and on the other hand, describe the results of art exhibitions and visitors’ reaction to paintings in detail. Recreation of the role of the artistic intelligentsia in socio-cultural life of Baikal Siberia of Baikal Siberia at the beginning of the XX century and based on materials from periodicals, and this work is devoted. While preparing this paper, the author used general historical research methods - historical-genetic, historical-comparative, problem-chronological, retrospective, as well as the principle of historicism. The study leads to the following conclusions. Periodicals of Baikal Siberia - “Eastern review”, “Siberia”, “Siberian weekly”, “Siberian newspaper for all”, “Messenger of Monday”, humoristic weekly “Siberian almanac”, “Power of labor” and others allow reconstructing a panoramic picture of artistic life of the region in the beginning of XX century. The editions reveal active educational activities of both creative organizations and masters, show the place and role of art exhibitions in the life of the region, and the dynamics of perception of artistic life of the local residents. In addition, through thematic illustrations in the periodicals it is possible to determine more precisely the degree of influence of famous masters on Russian society, not only in the European centre of Russia, but also in the territory of Siberia.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)»

ДЕБЮТ

DOI: 10.46725/Ж2021.2.6

В. В. Ткачев

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ НАЧАЛА XX в. (по материалам периодической печати)

Введение

Актуальность. В современных исследованиях по истории Сибири можно встретить определенные факты, свидетельствующие о том, что художественная интеллигенция оказывала существенное влияние на формирование общественного мнения городского общества в начале XX в. К сожалению, многие историки не рассматривают материалы периодической печати в качестве источника, отражающего важные городские события: выставки, публичные лекции, экскурсии, праздники, встречи с известными мастерами искусства и культуры. В журнальных и газетных статьях описываются не только сами мероприятия, его участники, но и приводятся слова известных общественных деятелей, горожан, которые впервые участвовали в таких событиях.

Художники в городском обществе Байкальской Сибири нашли свое главное место как носители культуры, выразители определенных взглядов, как исследователи региона, реставраторы и педагоги. Жители городов уважительно относились к творческим людям, обращались к ним за советами, заказывали портреты

© Ткачев В. В., 2021

Ткачев Виталий Викторович — аспирант кафедры истории России, Иркутский государственный университет, [email protected] (Postgraduate student of the Department of Russian History, Irkutsk State University).

и пейзажи для своих домов, помогали в приобретении необходимых материалов. Художники много времени уделяли совершенствованию своего образования. В учебных заведениях проводились дополнительные занятия, а лучших учеников отправляли знакомиться с центральными художественными школами Российской империи.

Мастера выражали свои взгляды через произведения искусства: портреты, городские пейзажи и т. д. Многие проблемы поднимались и при встречах с местной властью на общественных собраниях. Художники стремились улучшить свое положение в обществе. Они хотели создать творческие объединения, определиться с местом для показа своих живописных работ, создавать городские галереи и музеи. Также они говорили о том, что необходимо улучшить сферу художественного образования. Многие аспекты, связанные с развитием художественной жизни Байкальской Сибири, с участием в мероприятиях представителей художественной интеллигенции, можно найти в источниках периодической печати.

Данное исследование охватывает два важных периода в истории России: конец имперского (1900—1917) и начало становления советской власти (1917—1921), так как именно в эти периоды сформированная художественная интеллигенция активно участвовала в процессе приобщения жителей Байкальской Сибири к искусству, культурным традициям России. В начале XX в. создавались творческие организации, поддерживалась деятельность мастеров, проводились мероприятия для горожан. Таким образом, весь период 1900—1921 гг. логично выделить в самостоятельный отрезок развития художественной жизни Байкальской Сибири.

Историографический обзор. Историю развития взглядов жителей Байкальской Сибири на художественную жизнь в начале XX в., художественное пространство региона изучали исследователи разных научных направлений. Причем сама историография проблемы насчитывает не одно десятилетие. Ещё в 1920-е гг. к проблеме народного искусства Байкальского региона обращался основоположник иркутской школы печатной графики, заслуженный деятель искусства и историк Б. И. Лебединский1. Кроме того,

1 Лебединский Б. И. Иркутский острог: краткий исторический иллюстрированный очерк. Иркутск, 1929; Его же. Из наблюдений

о местных художественных выставках начала XX в. свои воспоминания и оценки оставили редакторы байкальских газет «Восточное обозрение», «Сибирь», «Власть труда» и т. д.2

В 1950—80-е гг. важный вклад в исследование места и роли художников начала XX в. в формирование социокультурного городского пространства Сибири внес иркутский искусствовед, член Союза художников СССР В. В. Фалинский. Этот историк искусства и педагог немало внимания уделял и сугубо историческим вопросам, что позволило ему занять видное место среди байкальских краеведов3. В своих работах В. В. Фалинский, в частности, создал портреты многих творческих людей Иркутского края, начиная с первых профессиональных художников XX столетия, подвизавшихся в Прибайкалье, Ильина и Климова. Интересны также его заметки о полотнах художников, о направлениях в живописи, в том числе об агитмассовом искусстве.

В 1960-е гг. историю художественной жизни Байкальской Сибири, деятельность и творчество художников изучали также известный сибирский искусствовед А. Д. Фатьянов4 и Т. Г. Драница5. В 1970-е гг. их эстафету продолжили В. П. Буторина6 и П. Д. Муратов7.

над крестьянским зодчеством Иркутского округа дер. Грановщина. Иркутск, 1929; Борис Лебединский: каталог выставки, посвященной 125-летию со дня рождения художника. Иркутск, 2016.

2 Кошман Л. В. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М., 2008. С. 348—349.

3 О вкладе В. В. Фалинского в краеведение и просвещение Байкальской Сибири см.: Ткачев В. В. К вопросу о просветительской деятельности художников начала XIX в. в научных исследованиях В. В. Фалинского (1919—1990) // Молодежный вестник Иркутского государственного университета. 2020. Т. 10, № 3. С. 135—139.

4 Фатьянов А. Д. Судьба сокровищ. Иркутск, 1967.

5 Драница Т. Г. Иркутские художники 20—30 годов: к вопросу о типологии художественного образа // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири: V зон. конф., посвящ. 70-летию Великой Окт. соц. революции: тез. докл., 19—23 мая 1987 г. / отв. ред. Т. М. Ломанова. Красноярск, 1987. С. 12—16.

6 Буторина В. П. Партийное руководство литературой и искусством Сибири в 1919—1932 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1973.

Всплеск интереса к истории Сибири начала ХХ в., включая развитие культуры и живописи, пришелся на 1990-е гг. Одной из «первых ласточек» стала книга упоминавшегося А. Д. Фатьянова, в которой читатель найдет сведения о коллекциях живописи в сибирских музеях, галереях, о творчестве разных художников8. Кроме того, в Иркутске стали публиковать источники о жизни региона, в ряду которых наиболее интересной стала летопись местного краеведа Н. С. Романова9.

В 2000-е гг. труды по истории изобразительного искусства, роли агитационных плакатов и агитпоездов в Байкальской Сибири публиковал Ю. П. Лыхин. В ряду его трудов о культурной жизни региона10 в контексте нашего исследования выделяется книга «Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.)», опубликованная в 2002 г.11 В этой работе Ю. П. Лыхин подробно описывает разные события художественной жизни Байкальской Сибири, раскрывает их историческое значение, подчеркивает важность участия художников в просветительских выставках.

Сегодня в среде историков, искусствоведов и культурологов сохраняется интерес к художественному творчеству иркутян, поиску ими новых форм творческого выражения в ХХ— XXI столетиях12. Параллельно, как показывает знакомство с трудами современных исследователей, в их работах отчетливо просматривается некоторое возвращение к подходам при изучении проблем культуры и творчества, которые демонстрировал

7 Муратов П. Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л., 1974.

8 Фатьянов А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск, 1995.

9 Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг. Иркутск, 1994.

10 См., напр.: Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век — 1917 год): библиографический словарь. Иркутск, 2000.

11 Лыхин Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск, 2002.

12 Ларева Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX — начала XXI века. Иркутск, 2015; Малкина Л. Н. Художественная жизнь Иркутска. 1932—2000 гг. Иркутск, 2015; Чирков В. Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII — начала XXI в.: словарь-указатель в 2 т. Тобольск, 2014.

В. Фалинский. А именно стремление вписать вопросы истории культуры и деятельности отдельных мастеров в более широкий контекст: в формирование и развитие самобытного социокультурного городского пространства Сибири. Правда, пока в этом направлении, похоже, наиболее проработаны XVIII—XIX вв.13

Краткий историографический обзор показывает, что существует большое количество научных работ, посвященных жизни и творчеству художников, деятельности объединений мастеров, формированию художественных коллекций в Байкальской Сибири. Однако, как показывает анализ этих трудов, их авторы недостаточно используют источники периодической печати: газеты и журналы. Частично восполнить обозначившуюся лакуну призвана настоящая работа.

Постановка вопроса. Цель работы заключается в том, чтобы на основе периодической печати определить и раскрыть роль художественной интеллигенции в социокультурной жизни Байкальской Сибири начала XX столетия.

Для достижения заявленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

— показать отражение в периодической печати процесса организации художественной интеллигенции Прибайкалья;

— выявить и проанализировать факты из периодических изданий Иркутска начала ХХ в. о художественных выставках и иных просветительских мероприятиях, а также реакцию на них современников;

— показать по материалам прессы развитие форм социокультурной жизни Сибири в конце существования Российской империи и в первые годы советской власти.

Методы исследования. При подготовке статьи использовались общие методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный, а также принцип историзма.

13 См., напр.: Шахеров В. П. Социокультурные процессы в городской среде Байкальской Сибири ХУШ — первой половины ХК в.: монография. Иркутск, 2013; Его же. Формирование населения городов Байкальской Сибири в дореформенный период // Сибирский город XVIII— XX веков: сб. науч. ст. / отв. ред. В. П. Шахеров. Иркутск, 2015. Вып. 10. С. 8—30.

Источниковедческий обзор. Представленная работа опирается на материалы периодики. Правда, газеты и журналы найдены нами не в библиотеках, а в двух архивных собраниях. Первым стал личный фонд упоминавшегося выше известного иркутского искусствоведа, историка и краеведа В. В. Фалинского. Материалы этого творческого человека, одаренного многими талантами, отложились в Государственном архиве Иркутской области14. В дела В. Фалинского вошли документы Союза художников СССР, воспоминания иркутских художников, каталоги выставок, эпистолярии, статьи, обзоры и заметки, а также материалы, которые автор собирал, работая над диссертацией «Руководство КПСС развитием изобразительного искусства в период строительства социализма (по материалам Сибири)». Объемный архив В. В. Фалинского позволяет раскрыть вопросы организации художественных выставок в Байкальской Сибири, жизни и творчества художников, их отношения с властью и коллегами. В рассматриваемом фонде мы обнаружили также материалы периодических изданий, которые рассказывают о работе иркутских творческих организаций, о проводимых выставках и о реакции на них жителей Байкальской Сибири.

Вторым архивным собранием, проработанным при подготовке настоящей работы, стало личное дело упоминавшегося выше Б. И. Лебединского, которое находится в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области15. В этом деле мы обнаружили вырезки из газет разных лет, на материале которых можно воссоздать историю организации и работы художественных выставок 1920-х гг. Кроме того, в деле Б. И. Лебединского мы обнаружили статью Г. А. Ржанова «К концерту областного агитпоезда» из официальной газеты «Власть труда» (№ 533) за 26 августа 1921 г., в которой содержится подробная информация о сибирском большевистском агитационном поезде.

Еще одним источником при подготовке настоящей статьи стала «Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг.», опубликованная

14 Государственный архив Иркутской области. Ф. Р-3518. Оп. 1—4. Далее: ГАИО.

15 Государственный архив новейшей истории Иркутской области. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Далее: ГАНИИО.

в 1994 г.16 Летопись была составлена просветителем и подвижником сибирской культуры Н. С. Романовым, который большую часть своей жизнь, начиная с 1908 г., скрупулезно собирал факты о жизни Иркутска. В итоге получились объемные записи за период с 1857 по 1924 гг. Для нас особый интерес представляли его заметки о событиях, свидетелем которых он был непосредственно.

Летописные записи Н. С. Романова существенно дополняют сведения периодики о культурной жизни Прибайкальского региона. В частности о программах художественных и иных выставок. Кроме того, в летописи Н. Романова мы находим данные о реакции организаторов, участников и посетителей культурных мероприятий. Летописи богаты также фактами о судьбах конкретных деятелей культуры, ученых и политиков Прибайкалья.

Основная часть

В начале XX в. как в позднеимперский, так и в начальный советский период на территории Байкальской Сибири просветительской деятельностью активно занимались разные творческие организации. Здесь существовали такие объединения, как Иркутское общество художников (1914—1922), Красноярское общество художников (1917—1920), Алтайское художественное общество (1918—1920), Алтайская секция ИЗО при губоно (1920—1922), Барнаульский клуб художников, литераторов, артистов, музыкантов «Хлам» (1922—1924) и др.17 Художественная интеллигенция всегда стремилась объединиться, чтобы мастера продолжали создавать живописные полотна и показывали их другим, стремились совершенствовать и развивать художественное образование, помогать материально и духовно в решении сложившихся проблем. В начале ХХ столетия ключевое значение в создании творческих организаций можно определить как стремление получить новые знания, познакомиться с ведущими школами искусства18. Обществу тоже важно

16 Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг. Иркутск, 1994.

17 Ткачев В. В. Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и гражданской войны (1917—1920 гг.) // История и современность. 2020. № 2. С. 96—107.

18 Драница Т. Г. Указ. соч. С. 12—16.

было поддерживать инициативы художественной интеллигенции для развития культурной, художественной жизни Байкальской Сибири. В том числе через освещение своей деятельности на страницах местных периодических изданий.

В рассматриваемый исторический период в Байкальской Сибири большой популярностью пользовались газеты «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористический еженедельник «Сибирский альманах» и др.19 Эти издания сообщали не только о художественных мероприятиях, которые проходили на территории Байкальской Сибири, но и печатали иллюстрации с работами мастеров. Материалы газет и журналов подключали городское общество к обсуждению художественных проблем. Причем нередко параллельно на страницах периодики начинали подниматься социальные, культурные, политические и экономические проблемы.

Активную роль в выпуске газет и журналов Байкальской Сибири играли художники. Здесь с тематическими рисунками выходили номера юмористического еженедельника «Сибирский альманах», в котором отражались страницы истории региона: политические, экономические, культурные изменения.

Среди тех, кто создавал литографии для популярных местных изданий — «Сибирской газеты для всех» и юмористического еженедельника «Сибирский альманах», — выделялся В. П. Линкевич. В одном из номеров «Сибирского альманаха» читатель видел рисунки художника, выполненные в направлении шарж: «Иркутск, Большая ул. в 5 час. вечера» (1908), «Концерт-спектакль в Общественном Собрании 25 марта» (1908), «К возобновлению экзаменов» (1908) и др. Через эти карикатуры мастер показывал реальную жизнь и те проблемы, с которыми сталкивалось общество. Они отражали взгляды народа на происходящие события и в общественной, художественной жизни Байкальской Сибири.

Многие другие художники тоже участвовали в оформлении газет и журналов, что сильно привлекало внимание читателей к актуальным проблемам действительности.

19 Муратов П. Д. Указ. соч. С. 23—24.

Периодическая печать раскрывала значение художественных мероприятий, выставок для развития общества и общественных взглядов на искусство в начале XX в. Публикации газеты «Восточное обозрение» отражали многообразную и богатую культурную жизнь региона. Во многих номерах обсуждались новые постановки спектаклей в городском театре, общественные мероприятия и праздники. Также размещались объявления о том, где и когда состоятся собрания тех или иных творческих объединений. В одном из номеров газеты «Восточное обозрение» за 6 января 1900 г. читаем: «Правление иркутского общества любителей музыки и литературы покорнейше просить гг. членов общества пожаловать на общее собрание, назначенное в помещении общественного собрания в субботу 8 января, в 7 часов вечера, для выслушивания доклада председателя правления об изменившихся отношениях общества к музыкальной теме А. А. Гинита-Иилсудскаго и для дополнительных выборов кандидатов по членам правления. Если к назначенному часу достаточного по уставу числа членов общества не соберется, в субботу 15 января, в 7 час. вечера, назначается вторично общее собрание, на котором вопросы будут решены наличным числом членов общества. Председатель правления Н. Оглоблин»20.

Периодическая печать позволяет воссоздать также многогранную жизнь творческих организаций художников Байкальской Сибири начала XX в., а также просветительскую роль художественных выставок в жизни местного социума. О первой выставке Иркутского общества художников говорится в газете «Сибирь» от 20 марта 1915 г. Автор статьи так описывает событие: «В Иркутске устраивается выставка картин недавно образовавшимся здесь "Обществом художников". Это первые шаги молодого общества, и по многим причинам нельзя не пожелать этой новой общественной организации большого успеха»21. Автор подчеркивает, что задачи искусства всеобъемлющие и невозможно полно проследить всех видов воздействия искусства на человека и формы его жизни и деятельности. Как форма жизни отражается на росте и характере искусства, так и последнее служит творческим, действующим фактором и влияет на изменение формы быта.

20 ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 20. Л. 22.

21 Там же. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 9. Л. 12.

Искусство и живопись в своем воздействии обслуживает не только духовные, но через них и материальные нужды народа. Развитие эстетического вкуса, графических искусств находится под непосредственным влиянием живописи. При этом развитие в народе художественного вкуса есть необходимое основание промышленного успеха. Главная задача Иркутского общества художников состояла в том, чтобы создать художественную галерею, которая будет способствовать развитию интереса к искусству жителей Иркутской губернии. Для выставки, организованной 20 марта 1915 г., известный русский художник-передвижник, живописец, график и педагог К. Е. Маковский дал одно из любимых своих полотен, которое являлось повторением картины «Варить варенье», приобретенной Третьяковской галереей. Также в выставке приняли участие, по замечанию автора статьи из газеты «Сибирь» от 20 марта 1915 г., такие мастера, как Е. Е. Волков, Н. П. Боданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, Н. Н. Дубовской, В. И. Зарубин, К. Е. Маковский. Старшина Петроградского общества художников И. А. Вельц, объединив художников своего общества, принял на себя ответственность по отправке картин в Сибирь. Далее автор газетной публикации отмечает: «Такое начало дает возможность рисовать широкие перспективы устройства в близком будущем в Сибири сезонных и, в особенности, передвижных выставок 'Товарищества Передвижных Художественных выставок", свято хранящего высокие за-22

веты искусства»22.

Большое значение для формирования взглядов жителей Байкальской Сибири на художественные выставки имеет деятельность сибирских агитпоездов. Использование новых форм работы в культурной жизни региона способствовало расширению круга знаний о ситуации в Российской империи, Байкальской Сибири 23. Жители знакомились с действующими ключевыми фигурами и их идеями, когда происходили военные, политические и идейные столкновения в ходе Гражданской войны. В деятельности

22 Чирков В. Ф. Указ. соч. С. 36—38.

23 Шахеров В. П. Экономическое развитие Иркутска во второй половине XIX — начале XX в. // Сибирский город XVШ — начала ХХ веков: межвузовский сборник / отв. ред. В. П. Шахеров. Иркутск, 2002. Вып. 4. С. 32—62.

агитпоездов участвовали: художники, музыканты, руководители программ, служащие и другие люди, которые включались в организацию предстоящих мероприятий. События сопровождались демонстрацией художественных работ — агитационных плакатов на военную тему. Они отражали окружающую действительность с позиции культурных, экономических, общественных идей, которые несли в себе перемены. Основными задачами таких источников являлось объяснение проблем в обществе и решение их с помощью новых ориентиров. Из решаемых задач логически вытекали основные требования, предъявляемые к агитационным плакатам: понятность, наглядность, прямолинейность, широта предлагаемых тем для обсуждения. Кроме того, чтобы привлечь внимание людей к историческим или современным судьбоносным темам, чтобы сориентировать их в правильном идеологическом и политическом выборе, организаторы агитмероприятий создавали обширные художественные программы, включавшие в себя разные формы культурной жизни. Периодическая печать дает сведения о наиболее распространенных из них: концерты, выставки, знакомство с литературой и лекции.

Одним из ярких явлений культурной жизни Прибайкалья первых лет советской власти стал приезд агитационного поезда. Согласно местному летописцу Н. С. Романову, состав находился в Иркутске в двадцатых числах августа 1921 г. 22-го, 24-го и 26-го августа участники агитационного поезда дали по концерту. В том числе «в вагонном цехе среди верстаков и немытых вагонов». Агитационные выступления, согласно Н. Романову, посетили около 3000 человек рабочих и красноармейцев24.

Летопись Н. Романова и статья члена Иркутского губкома РКП(б), главного редактора газеты «Власть труда» Г. А. Ржанова «К концерту областного агитпоезда», опубликованная 26 августа 1921 г., позволяют выяснить структуру агитпоезда большевиков. В него входили:

1) капелла из 70 человек и 2) «великорусский оркестр» из 50 музыкантов, которые были набраны и подчинялись Сибирскому подотделу (комитету) политического просвещения (Сибпо-литпросвету), входившего в Сибирское отделение народного

24 Романов Н. С. Указ. соч. С. 220.

образования (СибОНО); 3) санитарная выставка с лектором и волшебным фонарем; 4) выставка плакатов; 5) отдел снабжения литературой по ликвидации безграмотности; 6) инструкторский отдел, состоящий из сотрудников института управления агитацией в Сибири (Упагитов Сибири), Сибирского бюро ЦК РКП(б) (Сиббюро), Центрана и Сибкультрана.

О мероприятии, проведенном силами агитпоезда, Г. А. Ржанов оставил следующую запись: «Первое отделение посвящено революционным песням и гимнам, расположенным в порядке истории революционного движения до наших дней. После 1 -го отделения состоялась беседа о сифилисе и борьбе с ним в сопровождении волшебного фонаря. Беседа оставила хорошее впечатление. Второе отделение было посвящено музыкальным произведениям на различные темы в сочинении композиторов (искусственная форма). Третье отделение состояло из народного бытового (естественного) материала»25. В каждом населенном пункте (от Слюдянки до Красноярска), где останавливался агитпоезд, проводились подобные концерты, выставки и беседы.

Просматривая программу мероприятия, можно заметить, что деятельность Иркутского областного агитпоезда положительно влияла на развитие образовательных и культурных сторон жизни жителей населенных пунктов. Опыт, приобретенный в 1921 г., художники и организаторы подобных агитпоездов осуществляли и в других местах Байкальской Сибири.

Заключение

В начале XX в. на территории Байкальской Сибири просветительской деятельностью активно занимались творческие организации художников. Важное место в описании организованных ими выставок, отражении взглядов жителей региона на художественную жизнь занимает периодическая печать. В начале XX в. в Иркутском регионе выпускались газеты и журналы: «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», «Сибирский альманах» и др.

25 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65.

Периодическая печать не только рассматривала художественные мероприятия, которые проходили на территории Байкальской Сибири, но и показывала работы мастеров через тематические иллюстрации. Такие изображения передавали события, которые авторы видели в действительности. Кроме того, периодическая печать, освещая просветительские мероприятия, художественные выставки или публикуя репродукции произведений искусства, формировала в обществе определенные культурные воззрения. Причем в первую очередь у жителей городов.

В целом, знакомство с периодикой убеждает, что художественная интеллигенция нашла свое место в культурной жизни городского общества Байкальской Сибири еще в позднеимпер-скую эпоху и сумела его сохранить в первые годы советской власти. Художники в городском обществе Байкальской Сибири нашли свое главное место как носители культуры, выразители определенных взглядов, как исследователи региона, реставраторы и педагоги. Жители городов уважительно относились к творческим людям, обращались к ним за советами, заказывали портреты и пейзажи для своих домов, помогали в приобретении необходимых материалов. Художники много времени уделяли совершенствованию своего образования. В учебных заведениях проводились дополнительные занятия, а лучших учеников отправляли знакомиться с центральными художественными школами Российской империи.

Мастера выражали свои взгляды через произведения искусства: портреты, городские пейзажи и т. д. Многие проблемы творческие люди поднимали на встречах с местной властью и на общественных собраниях. Художники стремились улучшить свое положение в обществе. Они создавали творческие объединения, старались определиться с местом показа своих живописных работ, выступали за создание городских галерей и музеев, за улучшение сферы художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.