Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭСПЕДИЦИОННОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ ХУДОЖНИКОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭСПЕДИЦИОННОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ ХУДОЖНИКОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев В.В.

Рассматривается выставочная и экспедиционная работа художников по исследованию Байкальского региона во второй половине XIX-начале XX века. Проведён анализ исторической литературы и других источников по данной теме. Восстановлена история написания мастерами известных художественных полотен. Выяснилось, что художники участвовали в научных экспедициях, которые организовывал Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества. Работа по изучению Байкальского региона и созданию образа Сибири повлияла на формирование интереса жителей к предметам искусства. Исследование показало, что художники принимали активное участие в выставках по результатам научных экспедиций, которые расширяли знания о природных богатствах, традициях коренных народов Иркутской губернии и Забайкальской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE EXPEDITIONAL AND EXHIBITION WORK OF ARTISTS ON THE RESEARCH OF THE BAIKAL REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The work examines the expeditionary and exhibition work of artists to explore the Baikal region in the second half of the 19th - early 20th centuries. The analysis of historical literature and sources on this issue is carried out. The history of the writing of famous art canvases by masters has been restored. It is determined that the artists participated in scientific expeditions organized by the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society. The study of the Baikal region and the creation of the image of Siberia influenced the formation of residents' interest in art objects. The study proved that the artists took an active part in exhibitions based on the results of scientific expeditions, which expanded knowledge about the natural resources, traditions of the indigenous peoples of the Irkutsk province and the Trans-Baikal region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭСПЕДИЦИОННОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ ХУДОЖНИКОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

УДК 94(571.53)

К ВОПРОСУ ОБ ЭСПЕДИЦИОННОИ И выставочной работе художников по

ИССЛЕДОВАНИЮ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В. В. Ткачев

Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Российская Федерация)

Рассматривается выставочная и экспедиционная работа художников по исследованию Байкальского региона во второй половине XIX-начале XX века. Проведён анализ исторической литературы и других источников по данной теме. Восстановлена история написания мастерами известных художественных полотен. Выяснилось, что художники участвовали в научных экспедициях, которые организовывал Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества. Работа по изучению Байкальского региона и созданию образа Сибири повлияла на формирование интереса жителей к предметам искусства. Исследование показало, что художники принимали активное участие в выставках по результатам научных экспедиций, которые расширяли знания о природных богатствах, традициях коренных народов Иркутской губернии и Забайкальской области.

Ключевые слова: история Сибири, городская культура, художественная жизнь, художественные выставки, научные экспедиции, коллекционирование.

Финансирование: исследование проведено при финансовой поддержке гранта для молодых ученых № 091-21-322 «Художественная жизнь в городах Байкальской Сибири второй половины XIX-начала XX века: история и особенности развития» Иркутского государственного университета.

TO THE QUESTION ABOUT THE EXPEDITIONAL AND EXHIBITION WORK OF ARTISTS ON THE RESEARCH OF THE BAIKAL REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX -

EARLY XX CENTURIES

V. V. Tkachev

Irkutsk State University, (Irkutsk, Russian Federation)

The work examines the expeditionary and exhibition work of artists to explore the Baikal region in the second half of the 19th - early 20th centuries. The analysis of historical literature and sources on this issue is carried out. The history of the writing of famous art canvases by masters has been restored. It is determined that the artists participated in scientific expeditions organized by the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society. The study of the Baikal region and the creation of the image of Siberia influenced the formation of residents' interest in art objects. The study proved that the artists took an active part in exhibitions based on the results of scientific expeditions, which expanded knowledge about the natural resources, traditions of the indigenous peoples of the Irkutsk province and the Trans-Baikal region.

Keywords: history of Siberia, urban culture, artistic life, art exhibitions, scientific expeditions, collecting.

Financing: The research was carried out with the financial support of the grant for young scientists by Irkutsk State University, project N 091-21-322 "Artistic life in the cities of Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries: history and features of development"

Введение. Интерес к деятельности научных и общественных организаций Российской империи усиливается в настоящий момент, так как многие сюжеты из истории Иркутской губернии и Забайкальской области не представлены в историографии этих территорий в полной мере. Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить экспедиционную и выставочную работу художников по исследованию Байкальского региона во второй половине Х1Х-начале XX века. Задачи определены следующие: восстановить исторические сюжеты, связанные с участием мастеров в научных экспедициях, проанализировать исторические источники, которые сохранили записи об организации художественных выставок. В работе использованы документы фонда Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (далее — ВСОИРГО) (Ф. 293) Государственного архива Иркутской области и личные дела художников из собрания Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Анализируются архивы периодической печати, учредительные и сопроводительные документы по деятельности творческих, общественных объединений, каталоги по выставкам и т. д. Работа позволит определить, каким образом художники поддерживали деятельность научных организаций Байкальского региона во второй половине Х1Х-начале XX века.

Жизнь и деятельность художников-исследователей Байкальского региона рассматривали многие краеведы, учёные начиная с XIX в. и до настоящего времени. Упоминания о мастерах есть как в официальных документах Академии художеств, ВСОИРГО, так и в периодической печати, воспоминаниях современников. Так, о Е. Е. Мейере известны обширные научные работы историков, искусствоведов и музеологов. Однако только в последнее время публикуются более подробные труды о творчестве Егора Егоровича. В 2009 году вышла статья В. В. Попова «Неизвестные автографы академика живописи Е. Мейера на Амуре», где впервые приведена история создания живописных полотен, раскрывающих природу Амура. Также необходимо выделить статью иркутского исследователя Л. Н. Снытко «По заказу императора» (2011 год), где представлена история появления картины Е. Е. Мейера «Вид города Иркутска» в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева [1]. Подробно описано то, как музейные работники собирали материал по данной работе.

Историю развития художественного пространства Байкальской Сибири второй половины Х1Х-начала XX века, научную и выставочную деятельность ВСОИРГО, творчество сибирских и иностранных мастеров рассматривали многие историки в своих статьях и монографиях. Так, о проведении художественных выставок в музее ВСОИРГО, деятельности художников в Сибири можно познакомиться в научных трудах А. Д. Фатьянова, В. П. Шахерова, Б. С. Шостаковича, Л. Н. Снытко, Ю. П. Лыхина и других исследователей [2-5]. Особое внимание стоит обратить на работы А. Д. Фатьянова, которые были посвящены анализу широкого круга источников: писем, переписки, официальных документов творческих организаций и т. д. В книгах «Судьба сокровищ» (1967 год) и «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» (1995 год) рассказывается подробная история появления картин художников-исследователей в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева. Также искусствовед рассматривал деятельность отдельных мастеров во ВСОИРГО [6-7].

Таким образом, многие сибирские учёные изучали деятельность художников, которые принимали участие в научных экспедициях ВСОИРГО во второй половине XIX-начале XX века. Однако выставочная деятельность организации и творчество известных мастеров не были представлены в полной мере в статьях и монографиях. Судьбы отдельных участников исторических походов не раскрыты полностью. Остаются неизученными их работы. Фрагментарность исследуемых событий можно объяснить тем, что по многим сюжетам отсутствует необходимый объём источников, что усложняет исследования.

Основная часть. Во второй половине XIX-начале XX века усиливается интерес к изучению природных богатств, повседневной и традиционной культуре коренных народов Иркутской губернии и Забайкальской области. Для сохранения живописных видов сибирских лесов, рек, озёр в походы приглашали как профессиональных, так и начинающих художников [89]. Они создавали эскизы, рисунки, на их основе — картины, иллюстрирующие то, что видели в действительности. Известно, что в научных экспедициях принимали участие такие художники, как Е. Е. Мейер, С. Е. Вронский, А. Душников, П. Н. Рязанцев, А. П. Богословский, Ф. М. Белкин, Н. А. Андреев, Б. И. Лебединский и другие. Их работа интересна тем, что в это время полотна иностранных и отечественных мастеров впервые демонстрировались жителям, лучшие поступали в собрания музеев и частные галереи. Многие жители посещали такие общественные места, знакомились с картинами и выражали своё мнение о том, что увидели [10].

Известно, что Сибирский отдел Русского географического общества был открыт в Иркутске в ноябре 1851 года. Создание организации в Иркутске явилось значимым событием, так как все интеллектуальные, культурные силы были сосредоточены в одном городе. Сибирский историк, профессор кафедры «История России» Иркутского государственного университета Вадим Петрович Шахеров писал: «В краеведческое изучение Байкала были вовлечены не только специалисты тех или иных отраслей. Среди исследователей было немало людей, для которых сбор материала, полевые исследования, публикация статей и популяризация знаний превращались в главное дело жизни. Именно эти подвижники-одиночки были той силой, которая питала краеведческое движение, придавало ему массовость» [11]. В Иркутске горожан к искусству приобщали А. П. Богословский, С. Е. Вронский, П. Н. Рязанцев и другие. В деятельности отделения принимали участие представители всех слоёв населения: чиновники, учителя, художники, купцы, священнослужители, мещане, грамотные крестьяне, инородцы и политические ссыльные. В 1854 году был создан музей при ВСОИРГО. Научное объединение проводило выставки, просветительские лекции, экспедиции по изучению региона с участием известных сибирских и иностранных художников. По результатам научной работы многие живописные полотна вошли в состав фондов музея ВСОИРГО. Деятельность некоторых мастеров стоит рассмотреть отдельно.

В современной исторической науке особое внимание отведено изучению жизни и деятельности творческих людей, которые занимались общественной деятельностью. Формирование их интереса к актуальным и важным темам необходимо раскрывать в более подробном исследовании, так как оно влияет на развитие интеллектуальной среды. Историками было замечено, что в городах Байкальской Сибири создаются благоприятные условия для формирования культурного пространства: увеличивается численность населения, развиваются торговые отношения с другими регионами и т. д. Важное место в организации просветительских мероприятий занимала деятельность общественных организаций. Во второй половине Х1Х-начале XX века создаются объединения, которые стали организовывать и проводить выставки. Участником одного из таких объединений являлся Е. Е. Мейер.

Егор (Георг) Егорович Мейер (1822-1867) — известный живописец, рисовальщик, участник научных экспедиций 1850-1860 годов, организатором которых было ВСОИРГО. Е. Е. Мейером было создано живописное полотно «Вид города Иркутска», которое является уникальным источником, ведь на нем изображен Иркутск до пожара 1879 года. В октябре 1868 года на состоявшейся в городе первой публичной сельскохозяйственной и мануфактурно-ремесленной выставке была представлена картина Е. Е. Мейера «Езда на собаках», выставленная генерал-губернатором Восточной Сибири М. С. Корсаковым.

Долгое время работа Е. Е. Мейера «Вид города Иркутска» находилась в Санкт-Петербурге. Только в 1951 году из Государственного Русского музея живописное полотно вернулось в Иркутск и вошло в собрание Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Работу не показывали посетителям, так как она находилась в плохом состоянии. Сейчас картину отреставрировали. Впервые она была представлена зрителям в 2011 году на выставке, посвящённой 350-летию Иркутска, в 2020 году она демонстрировалась на выставке «Возрожденные шедевры», открытой в рамках празднования 150-летнего юбилея Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева.

По архивным документам было установлено, что во второй половине XIX-начале XX века ВСОИРГО принимало участие в организации следующих художественных мероприятий: сельскохозяйственной выставки в Иркутске в 1868 году, антропологической выставки в Москве в 1879 году, всемирной выставки в Париже в 1898 году, Нижегородской всероссийской выставки в 1896 году, выставки костюмов бурят в 1903 году и т. д.

Как правило, к выставкам готовились тщательно, утверждались концепция, план, программа. При подготовке второй охотничьей выставки Общества сибирских охотников, которая проходила 31 января 1910 года в залах музея ВСОИРГО, организационный комитет, к примеру, предложил, чтобы, кроме специальных спортивных охотничьих экспонатов, на выставке могли быть представлены всевозможные предметы торговли и изделия промышленности, имеющие хотя бы отдалённое отношение к какому-либо виду спорта. От охотничьих и других спортивных обществ, от казённых оружейных заводов, от мастеров-кустарей и от частных лиц все экспонаты принимались на выставку бесплатно. В отдельные экспозиции были включены птицеловство, рыболовство, охотничья литература, акклиматизация, имелись также фотографический и художественный отделы. В последних демонстрировались фотографические аппараты и принадлежности к ним, а также фотоснимки охотников, охотничьих сцен, местности для охоты, изображения собак, лошадей, зверей, были представлены гравюры, картины и другие предметы искусства. Правление Общества сибирских охотников, согласно постановлению собрания от 27 июня 1906 года, устраивала в Иркутске в первых числах сентября 1910 года вторую охотничью выставку с указанными в программе отделами. Организация обратилась с официальным письмом в ВСОИРГО с просьбой поддержать данный проект: «Имея намерение устройства в сентябре будущего, 1910 года, второй фотографической выставки в более обширном размере с целью иллюстрировать природу, тип и быт населения всей Сибири и соседних с ней стран, имеем честь просить распорядительный комитет возбудить об этом перед администрацией соответствующее ходатайство...» [12]. По замечаниям экспертов, выставка прошла успешно, так как была составлена четкая программа, оформлены и дополнены новыми экспонатами залы музея.

ВСОИРГО проводило художественные мероприятия с участием других известных западных и сибирских мастеров. Так, источники сообщают о том, что с первого дня Рождества в 1908-1909 годах в залах музея ВСОИРГО проходила выставка картин художника В. Д. Вучичевича. Городскому обществу Байкальской Сибири было представлено 70 работ — «почти исключительно видов сибирской природы» [13]. Для горожан выставка была актуальной и интересной. Она получила много положительных отзывов, за две недели её посетило более 1200 человек. 25 картин было куплено. Оставшиеся непроданными работы В. Д. Вучичевич намеревался выставить в пасхальные дни в Красноярске.

Исторические источники сообщают и о том, что возникали трудности в организации отдельных мероприятий: не хватало помещений, денежных средств и т. д. Так, сохранились записи и об отказах, и о разрешениях в проведении мероприятий. В качестве примера можно

Молодой исследователь Дона [РУД! №1(34)2022

привести заявление члена ВСОИРГО Руфима Самойловича Пророкова от 11 марта 1904 года: «Несколько художников-любителей обратились ко мне с просьбой возбудить ходатайство о разрешении им выставить в помещении музея на пасхальные недели масляные и акварельные картины для обозрения публики, считали, чтобы входная плата на выставку шла в пользу отдела, а необходимые расходы по устройству её (отдела) принять на свой счёт. Имею честь внести этот вопрос на рассмотрение распорядительного комитета» [14]. Также просьба о разрешении на организацию художественной выставки Владимира Дмитриевича Вучичевича-Сибирского содержится в письме ВСОИРГО: «Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества имеет честь почтительнее просить Ваше Высокопревосходительство разрешить устройство выставки картин художника Владимира Вучичевича-Сибирского в здании музея от 25 декабря с. г. по 7 января 1915 года, сбор с посетителей которой, за исключением 100 рублей, назначаемых на приспособление зала, печатание афиш и пр., назначено г-м Вучичевичем равными долями в пользу отдела и местного общества изучения Сибири» [15].

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что Е. Е. Мейер, С. Е. Вронский, А. Душников, П. Н. Рязанцев, А. П. Богословский, Ф. М. Белкин, Н. А. Андреев, Б. И. Лебединский и многие другие оказали большое влияние на развитие интересов жителей Байкальского региона к искусству второй половины Х1Х-начала XX века. Художники создавали образ Сибири, изучали природные богатства, историю ее коренных народов. Деятельность общественных организаций Байкальской Сибири второй половины Х1Х-начала XX века была направлена на развитие художественного пространства региона. Для городского общества проводились художественные выставки местных и западных мастеров, лекции и экскурсии, научные экспедиции, открывались художественные школы и мастерские, где можно было познакомиться с разными направлениями искусства Российской империи и Европы. Многие аспекты деятельности общественных организаций, жизнь и творчество отдельных художников остаются неизученными в полной мере, так как по многим направлениям отсутствуют источники в государственных архивах. Сюжеты из жизни мастеров все еще не раскрыты современными исследователями. Некоторые работы нуждаются в более подробном рассмотрении.

Библиографический список

1. Снытко, Л. Н. По заказу императора // Восточно-Сибирская правда. / Л. Н. Снытко. — 2011. — № 47 (26390). — С. 1-2.

2. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX-начала XX веков : коллективная монография / В. П. Шахеров, Н. И. Гаврилова, И. Л. Дамешек [и др.]. — Иркутск : Оттиск, 2019. — 612 с.

3. Шостакович, Б. С. В. П. Сукачев: новатор-зачинатель сибирского провинциального художественного музея на фоне современной ему эпохи // Завещано потомкам: художественная коллекция В. П. Сукачева в Иркутске : художественный альбом. — Иркутск : Артиздат, 2009. — С. 8-13.

4. Лыхин, Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века) / Ю. П. Лыхин ; архитектурно-этнограф. музей «Тальцы». — Иркутск : ИП Макаров С. Е., 2002. — 334 с.

5. Ларева, Т. Г. Художники Иркутска: иллюстрированный альбом творчества художников / Т. Г. Ларева. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 416 с.

6. Фатьянов, А. Д. Судьба сокровищ. / А. Д. Фатьянов. — Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1967. — 112 с.

7. Фатьянов, А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии / А. Д. Фатьянов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1995. — 192 с.

L4QQ/J

8. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / Н. С. Романов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 559 c.

9. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Н. С. Романов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1993. — 542 с.

10. Ткачев, В. В. Из истории бытования предметов искусства в жизни иркутян во второй половине XIX-начале XX вв.: по материалам сибирских газет / В. В. Ткачев. // Вестник ВосточноСибирского государственного института культуры — 2021. — № 1 (17). — С. 5-14.

11. Шахеров, В. П. Научно-краеведческое изучение бассейна оз. Байкал в 1920-х годах / В. П. Шахеров // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы : материалы региональной научно-практической конференции «Золотое десятилетие иркутского краеведения: 1920-е годы». — Иркутск, 2000. — С. 80-85.

12. Письмо в ВСОИРГО : автограф // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 293. Оп. 2. Д. 227. Л. 5.

13. Выставка картин художника В. Д. Вучичевича : автограф // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 20.

14. Заявление члена ВСОИРГО Руфима Самойловича Пророкова : автограф // Архив Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева (Архив ИОХМ). Личное дело Р. С. Пророкова. Л. 2.

15. Письмо ВСОИРГО : автограф // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 293. Оп. 1. Д. 603. Л. 2.

Об авторе:

Ткачев Виталий Викторович, аспирант кафедры «История России» исторического факультета Иркутского государственного университета (664025, РФ, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

About the Author:

Tkachev, Vitaliy V., Postgraduate student, Department of History of Russia, Department of History, Irkutsk State University (2, Chkalova St., Irkutsk, 664025, RF), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.