150 лет Иркутскому областному художественному музею имени В.П. Сукачева
150TH ANNIVERSARY OF THE SUKACHEV IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM
РОЛЬ А.Д. ФАТЬЯНОВА В ФОРМИРОВАНИИ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Аннотация
В данной статье автор вводит в научный оборот новые сведения о директоре Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева — А.Д. Фатьянове (1948—1977), опираясь как на архивные источники, так и на личные воспоминания. Имеющийся у автора материал для исследования личности А.Д. Фатьянова позволяет говорить о нем как о многогранной личности: художнике, искусствоведе, историке культуры, директоре музея, заслуженном работнике культуры РСФСР, Почетном гражданине города Иркутска (1990), участнике Великой Отечественной войны, общественном деятеле.
Ключевые слова: А.Д. Фатьянов; Иркутский областной художественный музей; музейное собрание.
Для цитирования:
Зубрий Е.С. Роль А.Д. Фатьянова в формировании Иркутского областного художественного музея / / Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 264-277. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.017. URL: https://readymag.com/u50070366/1914029/26/
Информация об авторе:
Зубрий Елена Станиславовна — заместитель директора по научно-методической работе, Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, г. Иркутск, Российская Федерация. Email: [email protected]
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.017
УДК 908
Зубрий Елена Станиславовна
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, г. Иркутск, Российская Федерация
История формирования музейных коллекций сохранила много имен собирателей и примеров их самоотверженной деятельности. Среди них немало личностей ярких и деятельных. А.Д. Фатьянов (1915—2001) заслуживает особого интереса и уважения как главного собирателя сокровищ Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, преумножению и изучению которых художник и искусствовед посвятил большую часть своей жизни. Сформированное им собрание музея — уникальная художественная коллекция, архив и библиотека — и творческий метод систематизации и экспонирования не утратили своей ценности и являются богатым материалом для изучения и освоения. А.Д. Фатьянов — один из основателей Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников, член Иркутского отделения Союза художников и Российского географического общества, член Президиума Советского комитета Международного совета музеев (ЮНЕСКО), организатор и руководитель единственного на востоке страны иркутского филиала Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, исследователь и талантливый экспозиционер, автор трудов об истории Иркутского художественного музея (ИОХМ им. В.П. Сукачева).
В данной статье автор обращается в первую очередь к трудам самого А.Д. Фатьянова. В частности, к единственной до сего дня монографической работе об основателе картинной галереи, иркутском городском голове, меценате, Почетном гражданине города Иркутска В.П. Сукачеве — «Владимир Сукачев», изданной Восточно -Сибирским книжным издательством в 1990 году [4]. К 1958 году относится одна из первых книг А.Д. Фатьянова, в которой раскрывается история Иркутского областного художественного музея — «Иркутский художественный музей» [7]. Истории комплектования коллекций музея посвящены его работы «Судьба сокровищ» [5] и «Иркутские сокровища» [6], которые вышли соответственно в 1967 и 1985 годах. В 1982 году А.Д. Фатьянов выступает как составитель каталога «Иркутский областной художественный музей» [3], в котором отражены лучшие произведения советского искусства из коллекции ИОХМ. В 1994 году в санкт-петербургском издательстве «АРС» вышел альбом «Сибирский портрет XVIII — начала ХХ века» из серии «Художественные сокровища России» [2], где А.Д. Фатьянов выступает как автор одной из вступительных статей, посвященной истории комплектования коллекции сибирского портрета в Иркутском художественном музее. К сожалению, личности самого А.Д. Фатьянова и его деятельности на посту сначала сотрудника, а затем и директора Иркутского художественного музея до сих пор не посвящено ни одного монографического исследования. Данной статьей автор делает попытку воссоздания образа А.Д. Фатьянова как уникального собирателя и исследователя, опираясь как на его личный фонд, хранящийся в архиве музея, так и на свой личный архив.
Масштабные работы по восстановлению народного хозяйства после Великой Отечественной войны, развитие восточных и северных регионов страны, строительство гигантов промышленности и становление новых промышленных центров, активное развитие науки и культуры призвали к жизни десятки новых музеев. «Хрущевская оттепель» 1960-х годов породила настоящий «музейный бум». Ослабел и идеологический прессинг. Был облегчен доступ к архивным источникам, к исследованию запрещенных ранее направлений искусства и к творчеству их представителей. Позитивные импульсы сказались и на музейном мире России. Музей
как социальный институт оказался в центре внимания общества: активно формируются новые и пополняются уже существующие художественные и исторические коллекции. Начала формироваться новая научная дисциплина — музееведение: разрабатываются научные концепции развития музеев, соответствующие требованиям наступившего времени.
Высокая художественная культура, врожденная интуиция молодого и энергичного А.Д. Фатьянова побуждали его к созданию устойчивого, сильного, уникального музея. Требовался совершенно новый для сибирского края метод развития художественного музея. Быстрые темпы его развития, обширное по географии и различное по характеру источниковой базы пополнение художественного собрания, активное комплектование фонда русского и советского искусства, составившего большую часть собрания, систематическое собирание и изучение памятников культуры народов Сибири, возведение вопроса о формировании художественной коллекции до правительственного уровня и интеграция музея в пространство страны и мира — вот далеко не полные результаты деятельности Фатьянова, основанной на разработанном им особом творческом методе. Наиболее сильной стороной этого метода можно считать соотнесение традиционных ценностей российской художественной культуры и музейного дела с современными достижениями в области изобразительного искусства и музееведения.
Целью Фатьянова было создание музейного собрания, демонстрирующего широкую ретроспективу истории мирового искусства, не ограниченную какими-либо периферийными рамками. Ее достижение требовало притока нового художественного материала, который бы значительно изменил контуры музейного собрания, обеспечил возможность репрезентации основных этапов развития русского и советского искусства, важнейших тенденций и эволюций искусства Западной Европы и Востока.
Рис. 1. Фатьянов Алексей Дементьевич. 1970-е. Фото из архива Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева (ИОХМ им. В.П. Сукачева).
Большой интерес представляет творческое наследие Фатьянова, пополнившее библиографию Иркутска весьма значительным материалом и ликвидировавшее многие белые пятна в истории сибирского искусства и художественной культуры региона: «Иркутский художественный музей» (1952), «Судьба сокровищ» (1967), «Загадка старой картины» (1974), «Иркутские сокровища» (1985), «Владимир Сукачев» (1990),
«Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» (1995). Им создано 50 каталогов и 20 буклетов, опубликовано 350 статей. Основная тема исследований Фатьянова, несомненно, была связана с художественным собранием музея. Изданные труды А.Д. Фатьянова относятся к таким областям знаний, как искусствоведение, эстетика, история и теория культуры.
Фатьяновы приехали в Сибирь в 1912 году. На решение отца — Дементия Фатьянова, оказали влияние веяния того времени, переселенческая политика правительства, направленная на освоение малонаселенных окраинных местностей Сибири и Дальнего Востока. Семья переселяется в новый для себя край — город Черемхово Иркутской области. Отец, потерявший еще в детстве ногу, смог устроиться сторожем шахты № 3. В Черемхово 25 марта 1915 года и родился Алексей Дементьевич. Любовь к рисованию и встреча с будущим педагогом — молодым скульптором Константином Антоновичем Грюнбергом (1912—2000) — предопределили судьбу юного Алексея. В 1933 году он поступает в Восточно-Сибирский краевой художественно-педагогический техникум (с 1937 года — Иркутское областное художественное училище) и в 1937 году успешно оканчивает его. Счастливыми обстоятельствами его жизни были встречи с талантливыми живописцами и педагогами техникума — Александром Ивановичем Вологдиным (Эхна, 1889—1938) и Алексеем Петровичем Жибиновым (1905—1955).
В январе 1935 года, еще студентом второго курса училища, А.Д. Фатьянов начинает работать техническим сотрудником картинной галереи, входившей в состав Иркутского государственного научного музея. Хранитель галереи и ее летописец Георгий Иванович Дудин записал: «В этом году из коммунального отдела по просьбе хранителя был переведен студент второго курса изопедтехникума, работавший в музее по совместительству Алексей Дементьевич Фатьянов, которого любовно называли тогда "Алеша"... Энергичный Алеша сразу же обнаружил большой интерес и увлечение музейным и библиотечным делом, даже в ущерб учебе. Это был активный и толковый музейщик, возглавивший впоследствии всю административно -хозяйственную деятельность музея» [1, с. 37].
Фатьянов мечтал стать художником и в душе оставался художником всю свою жизнь, вдохновенно и педантично создавая музей — свой храм искусств, как он его представлял и чувствовал. Из его рассказов автору статьи довелось узнать, что выполненные им произведения по заказу Восточно-Сибирской железной дороги долгое время украшали здание иркутского железнодорожного вокзала. Особая творческая атмосфера музея, долгие вечера среди произведений искусства, азарт коллекционирования захватили его. Занятия живописью все больше отходили на второй план. Главной привязанностью и главным содержанием его жизни становится музей.
А.Д. Фатьянов активно поддерживал деятелей иркутской общественности, выступавших за превращение картинной галереи в самостоятельное учреждение культуры. С ростом коллекции появилась возможность организовать более широкий доступ публики к культурным ценностям. Для размещения в Иркутске более масштабных экспозиций, выставок всесибирского масштаба и Всесоюзного кооператива «Художник» требовались новые помещения и достаточное финансирование. Все это можно было получить только путем организации самостоятельного художественного музея.
В 1936 году иркутская общественность направляет письмо на имя Н.К. Крупской о необходимости создания самостоятельного художественного музея. Крупская действовала быстро и решительно: постановлением Совнаркома просвещения за № 484 от 01.07.1936 года картинная галерея становится самостоятельным учреждением. «По своему многообразию художественных изделий и памятников искусства <.. .> начала называться Художественным музеем, а хранитель ее вместе с тем и директором» [1, с. 92].
Работу в музее прервала служба в армии (1937—1939). Фатьянов ненадолго возвращается в музей, чтобы снова из него уйти, но уже на Великую Отечественную войну. После демобилизации в августе 1946 года Алексей Дементьевич некоторое время живет в Москве, где получает предложение работать в музее Останкино. Однако по семейным обстоятельствам он возвращается в Иркутск. Фатьянову предлагают возглавить ставший ему родным Иркутский художественный музей. В 1948 году он становится директором музея и главным собирателем его сокровищ. К тому времени коллекция музея насчитывала уже более 3000 музейных предметов.
Страсть к собирательству постепенно превращалась у Фатьянова в настоятельную потребность. Накопление коллекций музея — процесс подвижный и изменчивый, соотнесенный с успехами в развитии советского искусства, открытиями в области сибирского искусства и расширением географии ее пополнения. Источники пополнения собрания музея были обширны: выставки, мастерские художников, закупочные комиссии и Комитеты по делам искусств Министерства культуры, республиканских и союзных советов министров; расформированные музеи, фонды Иркутского краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, частные собрания. Фатьянов постоянно расширял область своих поисков, а его отношения с людьми искусства от делового сотрудничества постепенно переходили в теплую дружбу на долгие годы. Коллеги говорили о нем как о «везучем» собирателе, которому хорошие произведения «сами шли в руки».
«Важным разделом деятельности музея является научно-исследовательская работа, — писал Фатьянов. — Переписка с выдающимися советскими художниками, исследовательскими и творческими организациями страны дала возможность создать научный архив, в котором хранятся рукописи крупнейших деятелей искусства науки и литературы» [5, с. 4].
Такое сотрудничество было источником как огромного объема ценной научной информации, так и пополнения собрания музея; с другой стороны, способствовало процессу интегрирования художественного собрания музея в культурное пространство страны Советов и за ее пределами. Музейные предметы участвовали в республиканских и общесоюзных выставках, проходивших в нашей стране и за рубежом, публиковались в каталогах и центральных изданиях. В истории музея осталось более двухсот имен дарителей и тысячи произведений, преподнесенных ими в дар. Дарение как гражданский акт в отношении музея является особенностью иркутского собрания, родившегося из частной галереи В.П. Сукачева, преподнесенной им родному городу Иркутску. Эта особенность стала определяющей в творческой деятельности Фатьянова: значительную часть полученных им для коллекции экспонатов составляли дары. Вот имена далеко не всех коллекционеров-дарителей: Ф.Е. Вишневский, Ю.В. Невзоров, Н.К. Величко. Дарителями становились и видные мастера: художники А.И. Алексеев,
Б.Т. Бычков, Е.А. Кацман, О.К. Комов, Н.В. Кузьмин, Ю.Л. Чернов, Н.В. Лодейщиков, Ц.С. Сампилов, В.В. Гулецкий, М.Е. Шестакова, родственники мастеров — М.А. Савицкая, Е.К. и М.К. Столица и другие.
Замечателен один из примеров длительного дружеского партнерства музея с дарителем Феликсом Евгеньевичем Вишневским — коллекционером, обладавшим энциклопедическими познаниями в области искусства и его собирания, определения, хранения и реставрации, основателя Музея В.А. Тропинина, обогатившего своими дарами многие музеи страны. «Имя этого человека, — писал Фатьянов, — я ставлю в один ряд с именем В.П. Сукачева. Если В.П. Сукачев явился основоположником музея, то Вишневский, как никто другой из дарителей приумножил его коллекцию. Почти двадцать лет он имел связь с нашим музеем, и ежегодно от него поступали все новые и новые подарки. То, что я здесь (в доме коллекционера. - Прим. Е. З.) увидел, не часто встретишь даже в музеях. Живопись, скульптуры, предметы прикладного искусства. А сколько мебели, бронзы, художественных лаков! Здесь находились предметы из редких камней, стекла и фарфора, огромное количество медальонов, вееров XVШ—XIX веков европейских и азиатских стран. Я был совершенно ошеломлен. Захотелось бывать здесь еще и еще.» [6, с. 59—60].
Наследник коллекции московского врача и почитателя искусств В.В. Величко — Николай Кириллович Величко почти за сорок лет передал в собрание музея более 2000 произведений древнерусской живописи XVI—XVШ веков различных школ и писем, работы русских и западноевропейских художников, редкие книги и рукописи.
Идея Алексея Дементьевича применить для комплектования собрания музея метод организации выставок из частных собраний и выставок подарков была тем талантливым озарением, которое может посетить только натуру творческую и незаурядную. В истории музея «фатьяновского» периода, пожалуй, наибольшему притоку пополнений в коллекцию послужили выставки живописи и графики из частных собраний 1949 года, экспозиции подарков музею 1965 года и подарков древнерусского искусства 1977 года. Выставки стали ярким событием в истории Иркутска. Чтобы они состоялись, потребовались в общей сложности годы напряженной работы научных сотрудников, реставраторов музея и художников, помощников и друзей музея. Каждая выставка сопровождалась каталогом с именами дарителей и освещалась в средствах массовой информации Иркутской области и столицы страны. Это объясняет обширную географию дарителей — от Москвы, Ленинграда, городов Центральной России и Сибири до отдаленных деревень и поселков, где работали организованные музеем экспедиции по выявлению произведений искусства. В последующие годы коллекция музея продолжала пополняться преподнесенными в дар художественными ценностями.
А.Д. Фатьянов очень дорожил перепиской с деятелями культуры, их письма он систематизировал и сохранял в архиве музея, часто обращаясь к ним при написании очерков и составлении каталогов коллекций. Он выделял их как «ценнейшие документы в изучении творчества художников, проливающие яркий свет на замысел автора, методику работы, время исполнения картины» [5, с. 6]. Среди его корреспондентов — деятели культуры и искусства: Ф.В. Сычков, В.К. Бялыницкий-Бируля, К.Ф. Юон, П.П. Кончаловский, И.Э. Грабарь, Б.М. Неменский, Ц.С. Сампилов, М.И. Авилов, С.А. Чуйков, А.В. Моравов, Е.А. Кацман, С.Т. Коненков, П.Г. Маляревский и ряд других деятелей.
Творческая деятельность Фатьянова, к каким бы областям деятельности музея она ни относилась, была направлена на интеграцию иркутского музея и сибирского искусства в мировую культуру, выявление только им свойственных особенностей. Он первым начал изучать историю иркутской школы живописи: провел специальное исследование, опубликовал первую и до настоящего времени остающуюся единственной монографическую работу о личности и характере деятельности
B.П. Сукачева, представителя наиболее влиятельной социально-экономической элиты Иркутска, авторитетного купеческого рода Трапезниковых, известного общественного деятеля, городского головы, просвещенного мецената.
Отдел советского искусства фактически был создан Фатьяновым после Великой Отечественной войны, хотя произведения советского искусства поступали в музей начиная с 1920-х годов из Иркутского общества художников и со всесибирских выставок. Часть работ была направлена в 1928 году из Государственного музейного фонда (П. Кончаловского, В. Ермолаевой, Л. Туржанского и др.); в 1938 году — из Государственной Третьяковской галереи (В. Бакшеева, Е. Зефирова, К. Петрова-Водкина, Л. Туржанского, Н. Никонова, М. Перуцкого и др.).
Фатьяновская погруженность в современное искусство привела в конце 1960 -х — начале 70-х годов к значительному пополнению коллекции советского искусства. В ней были представлены произведения почти всех крупнейших живописцев, скульпторов и графиков страны: В. Бакшеева, М. Авилова, В. Бялыницкого-Бирули, И. Грабаря, К. Петрова-Водкина, А. Рылова, К. Юона, А. Пластова, Н. Ромадина, Ф. Решетникова,
C. Герасимова, С. Григорьева, Г. Горелова, В. Гаврилова, Б. Неменского, П. Кончаловского, Е. Кудрявцева, П. Соколова-Скали, Д. Тегина, П. Котова, Ф. Модорова, Б. Рыбченкова, В. Цыплакова, В. Яковлева, Н. Андреева, Е. Вучетича, А. Голубкиной, С. Коненкова, А. Кибальникова, М. Манизера, Н. Томского, И. Шадра, М. Сарьяна, С. Чуйкова и многих других выдающихся мастеров, в том числе художников Сибири и Дальнего Востока. Фатьянов постоянно увеличивал коллекцию советского искусства, регулярно издавая каталоги в 1952, 1961, 1976 и 1982 годах.
Фатьянов был удивительным музейщиком, способным увидеть особую ценность искусства народов Сибири в контексте всего культурного наследия России и направить силы на его выявление и изучение. Информация о сибирском искусстве была вовлечена в публикационно-справочный и научно-исследовательский оборот и стала известна научной общественности в 1929—1932 годах после издания Сибирской советской энциклопедии, представляющей собой первый в молодой советской республике опыт краевой энциклопедии. Материалы для энциклопедии по истории изобразительного искусства Иркутского региона были представлены художниками И.Л. Лебединским и И.Л. Копыловым. Авторами статей дана периодизация развития живописи в Сибири и отмечены персоналии наиболее крупных художников старой и постреволюционной
В конце 1950-х — 1960-е годы Фатьянов начинает ставшую затем систематической работу по собиранию сибирского искусства, расширив источниковую базу пополнения музея такой формой работы, как экспедиции по Иркутской области. Сотрудники музея участвуют в экспедициях Иркутского государственного университета, Института археологии АН СССР, Института филологии и философии АН СССР, а также экспедициях, организованных самим музеем. В 1949 году была осуществлена экспедиция
Сибири.
в Илимск, в 1959 г. — на север Иркутской области в старинные русские села по берегам рек Илима и Лены, в 1960-х годах — на Каменные острова Ангары. 1960—1980-е гг. — время проведения экспедиций по поиску произведений дореволюционного сибирского искусства в Иркутской области и в Забайкалье. Коллекцию пополнили сотни произведений: предметы первобытного искусства, иконы, изделия старинной чеканки и литья (кресты, складни), резьба по дереву (скульптура) и т. д. (рис. 2—4). Шла активная работа по выявлению произведений местных художников. Коллекция сибирского искусства иркутского музея постепенно превратилась в одну из крупнейших в России, и это стало существенным вкладом в изучение культурного наследия страны.
Рис. 2. Фрагмент экспозиции «Русская иконопись». ИОХМ, отдел «Галерея сибирского искусства». Фото: ИОХМ им. В.П. Сукачева.
Рис. 3. Фрагмент экспозиции «Сибирский портрет». ИОХМ, отдел «Галерея сибирского искусства». Фото: ИОХМ им. В.П. Сукачева.
Рис. 4. Фрагмент экспозиции «Столовая». Историко-мемориальный отдел «Усадьба В.П. Сукачева». Фото: ИОХМ им. В.П. Сукачева.
А.Д. Фатьянов выявлял художественное наследие сибирских мастеров, которое долгие годы хранилось в музейных запасниках и частных собраниях, оставаясь недостаточно известным даже в регионах Сибири — портреты жителей, неповторимые пейзажи, столь ярко запечатленные в произведениях художников: «Постепенно стала созревать идея извлечь из забвения и сделать научным и общекультурным достоянием сибирский портрет — неотъемлемую часть русского искусства» [2, с. 19]. Были открыты имена живописцев М.А. Васильева, М.И. Пескова, Н.А. Климова, П. Калмынина. Стало изучаться творчество Н.А. Бестужева, К.Я. Рейхеля, Л.С. Игорева, К.И. Корсалина, русских и иностранных художников, сопровождавших научные, военные, духовные и дипломатические миссии в XVШ—XIX веках, а также художников, сосланных в сибирский край. Результаты научных исследований были изданы музеем и вызвали значительный интерес научных кругов и общественности к разнообразным и сложным художественным процессам, протекавшим в Сибири на протяжении столетий.
Творческий метод Фатьянова — от собирательства коллекции к исследованию, затем к экспозиции, публикации и, наконец, вновь к пополнению собрания музея новыми произведениями — находит яркое воплощение в 1980-е годы. На базе проведенных в предшествующие десятилетия исследований в 1987—1989 годах была открыта первая в истории нашего края выставка сибирского портрета XVIII — начала XX столетия, объединившая произведения из собраний музеев Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Тюмени, Томска, Читы, из личного архива Болеслава Сергеевича Шостаковича. Выставка сибирского портрета пополнила коллекцию музея семью портретами высшего духовенства Иркутска конца XVIII — XIX века, переданными в дар музею Иркутской Епархией. Ее материалы легли в основу альбома-каталога «Сибирский
портрет XVIII — начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы». Были введены в научный оборот неизвестные или малоизвестные имена мастеров, достойных войти в историю российского искусства.
Рис. 5. Фатьянов Алексей Дементьевич. 1970-е. Фото из архива Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.
Рис. 6. Фатьянов Алексей Дементьевич. 1970-е. Фото из архива Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.
Руководить — значит предвидеть. Постоянно пополняемому собранию требовалось расширение музейного пространства для сохранения коллекций и их экспозиционного представления. Это создавало большие трудности в работе, периодически превращаясь в основную проблему дальнейшего развития музея. Особенно остро встал этот вопрос в начале 1950-х годов, затем в 1970-е, и каждый раз Фатьянов обращал внимание властей на необходимость выделения новых помещений, подыскивал здания, где могла бы разместиться коллекция, убеждал, спорил и снова убеждал. Упорство, хорошо выстроенная аргументация Фатьянова приводили к положительным результатам. Решением городского Совета депутатов трудящихся в 1951 году музею передается второй этаж зданий по ул. К. Маркса 23-25; в 1978 году решением Иркутского исполкома областного Совета депутатов трудящихся был передан замечательный
памятник архитектуры рубежа XIX — XX веков по ул. Ленина, 5; в 1983 году музею передан уникальный памятник архитектуры XVIII века Собор Богоявления (в 1995 году возвращен Иркутской Епархии). Комплексность подхода к анализу и решению проблем музея, убежденность, личный опыт Фатьянова всегда привлекали внимание и побуждали к действию. Так произошло и с музеефицированием усадьбы Владимира Платоновича Сукачева. Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995, прил. п. 4 «Усадьба Сукачева В.П.: главный дом с оранжереей-бильярдной, флигель для прислуги с галереей, флигель гостевой, службы с конюшней, каретная, амбар, ледник, бесплатная школа для девочек Н.В. Сукачевой, парк, 1882—1886 гг.» была признана памятником федерального значения и взята под государственную охрану как объект культурного наследия страны. К маю 2001 года после длительных реставрационных работ в усадьбе была устроена первая мемориальная экспозиция, принявшая первого посетителя.
Воспитанный на опыте организации лучших музеев России, Фатьянов рассматривал и создавал экспозицию как синтез науки и искусства. Он обладал феноменальным пространственным мышлением, строил экспозицию с учетом архитектурных объемов и формы здания. Для него было важно все: свет, цвет, воздух, удобство осмотра. Он интересовался воздействием экспозиции на людей, вводя в нее интерьерные вещи, мебель, предмет быта, предметы творчества и жизни художника. Используя методы, традиции и принципы музеев России, Фатьянов мог создавать экспозиции и экспозиционные комплексы в любом формате.
А.Д. Фатьянов обладал образным мышлением. Экспозицию он «проектировал» в воображении, создавая объемно-пространственные композиции, которые рисовал на планах и чертежах. Такова была предварительная, лабораторная, скрытая от зрителя напряженная работа экспозиционера. Так он формировал образ будущей экспозиции, открывая все новые возможности для ее совершенствования. Творческий процесс продолжался и после завершения подготовки: экспозиция оформлялась, усложнялась, изменялась в соответствии с его представлениями о ее содержании и эстетическом облике, об органичности размещения в данном архитектурном объеме. Последнее было важно уже потому, что музей на протяжении всей своей истории располагался исключительно в памятниках истории и архитектуры, требующих особого подхода: памятник архитектуры сам был произведением искусства, частью экспозиции музея; экспозиция же, как своеобразный вид искусства, становилась органической частью творения зодчего.
У Фатьянова на все был взгляд художника — для него экспозиция была живым, меняющимся организмом, завершающим актом огромных усилий и забот о самой коллекции, чем-то глубоко особенным, специфическим, что вне музея существовать не может. В беседах он часто говорил, что уникальность и ценность знаний, получаемых человеком в музее, заключается в том, что можно «удостовериться» в них тут же с помощью, как он любил говорить, «музейных сокровищ». А.Д. Фатьянов, сам глубоко творческая личность, умел поднять эстетическую ценность экспозиции до уровня творчества художника.
Известный писатель и современник Фатьянова — Валентин Григорьевич Распутин — писал: «Алексей Дементьевич Фатьянов из той необъяснимой породы людей, которые не просто работают в искусстве, а живут и дышат искусством, существуют в нем как в мире наиглавнейших ценностей. Перед такими людьми, фанатично отдающимися
какому-либо делу, робеет даже удивление, которое не в состоянии проникнуть в их тайну, в пружину никогда не ослабевающего действия. Говорить об Алексее Дементьевиче Фатьянове общеизвестные вещи в том роде, что он горячий патриот своего города и края, строгий ценитель и вдохновенный пропагандист искусства, его чернорабочий и ученый — мало: по отношению к нему все эти понятия надо возводить в степень и в особое, совсем не общего свойства, качество [6, с. 3—4].
Литература
1. Дудин Г.И. Из истории Иркутского областного художественного музея (на правах рукописи) / / Архив Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева. Иркутск: [Б. и.], 1961.
2. Сибирский портрет XVIII — начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы: Альбом / Вступ. ст. Е.С. Зубрий, Л.Н. Снытко, А.Д. Фатьянов. Авт.-сост. Л.Н. Снытко. Санкт-Петербург: Издательство АРС, 1994. 172 с.
3. Иркутский областной художественный музей. Советское искусство: Живопись, скульптура, рисунок и акварель: каталог / сост. А.Д. Фатьянов. Иркутск: Иркутская областная типография № 1, 1982. 303 с.; ил.
4. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990. 555 с.; ил.
5. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ: Иркутский областной художественный музей. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967. 112 с.; ил.
6. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища / предисловие В.Г. Распутина; Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. 160 с.
7. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей. Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1958. 122 с.; ил.
Статья поступила в редакцию 15.05.2020.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.017
THE ROLE OF ALEXEI FATYANOV IN THE FORMATION OF THE SUKACHEV IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM
Zubri, Elena Stanislavovna
Sukachev Irkutsk Regional Art Museum, Irkutsk, Russian Federation
Abstract
In this article, the author introduces into scientific circulation new information about the director of the Sukachev Irkutsk Regional Art Museum - Alexei Fatyanov (1948-1977), relying on archival sources as well as personal memories. The material available to the author for the study of the Fatyanov personality allows to talk about him as a multi-faceted person: an artist, art critic, cultural historian, museum director, honored worker of culture of the RSFSR, Honorary Citizen of the city of Irkutsk (1990), a participant in the Great Patriotic War, and a public figure.
Keywords: Alexei Fatyanov; Irkutsk Regional Art Museum; museum collection.
For citation:
Zubri E.S. The role of Alexei Fatyanov in the formation of the Sukachev Irkutsk Regional Art Museum. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2020, no. 2 (17), pp. 264-277. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.017. Available at:
https://readymag.com/u50070366/1914029/26/ (In Russian).
Information about the author:
Zubri, Elena Stanislavovna — Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Sukachev Irkutsk Regional Art Museum, Irkutsk, Russian Federation. Email: [email protected]
References
1. Dudin G.I. Iz istorii Irkutskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeya (na pravakh rukopisi) [From the history of the Irkutsk Regional Art Museum]. Arkhiv Irkutskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeya imeni V.P. Sukacheva [Archive of the Sukachev Irkutsk Regional Art Museum]. Irkutsk, S. n., 1961. (In Russian).
2. Snytko L.N. (comp.). Sibirskii portret XVIII — nachala XX veka v sobraniyakh Irkutska, Krasnoyarska, Kyakhty, Novosibirska, Tomska, Tyumeni, Chity: Al'bom [Siberian portrait of the 18th — early 20th centuries in the collections of Irkutsk, Krasnoyarsk, Kyakhta, Novosibirsk, Tomsk, Tyumen, Chita: Album]. St. Petersburg, ARS Publ., 1994.172 p. (In Russian).
3. Fatyanov A.D. (comp.). Irkutskii oblastnoi khudozhestvennyi muzei. Sovetskoe iskusstvo: Zhivopis', skul'ptura, risunok i akvarel': katalog [Irkutsk Regional Art Museum. Soviet art: Painting, sculpture, drawing and watercolor: catalog]. Irkutsk, Irkutskaya oblastnaya tipografiya № 1 Publ., 1982. 303 p. (In Russian).
4. Fatyanov A.D. Vladimir Sukachev [Vladimir Sukachev]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1990. 555 p. (In Russian).
5. Fatyanov A.D. Sud'ba sokrovishch: Irkutskii oblastnoi khudozhestvennyi muzei [The fate of treasures: Irkutsk Regional Art Museum]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1967. 112 p. (In Russian).
6. Fatyanov A.D. Irkutskie sokrovishcha [Irkutsk treasures]. Irkutsk Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1985. 160 p. (In Russian).
7. Fatyanov A.D. Irkutskii khudozhestvennyi muzei [Irkutsk Art Museum]. Irkutsk, Irkutskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1958. 122 p.
Received: May 15, 2020.