DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.018
УДК 069(091):069.4+908
«ИРКУТСКИЕ ЛЕТОПИСИ» КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Аннотация
В 2020 году Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева празднует свое 150-летие. По богатству и разнообразию своих коллекций он стал одним из крупнейших музеев не только в Сибири, но и России в целом. В данной статье автор представляет «Иркутские летописи» в качестве источника изучения истории Иркутского художественного музея, опираясь на хронологическую точность приведенных фактов. В результате введены в научный оборот и систематизированы обширные документальные материалы об организации музея, становлении его коллекции и выставочной деятельности, уточнены некоторые факты. Сведения, полученные в ходе изучения «Иркутских летописей», значимы для искусствоведов и историков.
Ключевые слова: Иркутский художественный музей; научный музей; картинная галерея; летописи города Иркутска.
Для цитирования:
Терновая И.И. «Иркутские летописи» как источник для изучения истории Иркутского областного художественного музея в конце XIX — первой трети ХХ века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 278—290. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.018. URL: https://readymag.com/u50070366/1914029/27/
Информация об авторе:
Терновая Ирина Ивановна — заместитель директора по науке, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, г. Иркутск, Российская Федерация. Email: ternovaya_irra@mail.ru
Терновая Ирина Ивановна
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, г. Иркутск, Российская Федерация
Введение
Иркутск — один из немногих городов Сибири, в котором развивалось городовое летописание. «Сегодня уже известно 34 списка и варианта иркутских летописей. Из них — 13 издано, опубликованы два фрагмента одной, семь — хранятся в архивах, библиотеках, музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Иркутска, о трех есть сведения, позволяющие вести их поиск, судьба десяти — неизвестна» [7, с. 46]. Первыми иркутскими летописцами считаются посадский Василий Сибиряков и его сыновья — Михаил и Николай. Их записи позже были дополнены иркутскими купцами Михаилом и Захаром Щигориными, иркутским архитектором Антоном Лосевым, купцом и библиофилом Василием Басниным, купцом и любителем церковных древностей Василием Кротовым, купцом, краеведом, художником-любителем Петром Пежемским. Отдельным изданием летописи П. Пежемского и В. Кротова вышли в 1911 году. В 1914 году вышло продолжение «Летописи» П.И. Пежемского и В.А. Кротова под редакцией члена Отдела ВСОРГО И.И. Серебренникова. Составителем «Летописи» выступил Н.С. Романов — библиограф и краевед, заведующий Иркутской городской публичной библиотекой, который продолжил городское летописание. Его интересовали все аспекты городской жизни Иркутска: хозяйство, быт, культура, история, уголовная и политическая ссылка и многое другое. В 1993—1994 годах два тома «Летописи города Иркутска» Н.С. Романова были изданы Восточно-Сибирским книжным издательством. В 2003, 2010, 2016 годах вышли «Летописи», составленные иркутским историком, кандидатом исторических наук, краеведом Ю.П. Колмаковым. Свои три тома «Летописи» он начинает в 1961 году и заканчивает в 2012. «Летописи» Н.С. Романова и Ю.П. Колмакова созвучны, зачастую представляют одни и те же события или же взаимно дополняют друг друга.
История Иркутского областного художественного музея конца XIX — первой трети XX вв. достаточно хорошо изучена такими исследователями, как А.Д. Фатьянов, Ю.П. Лыхин, Т.Г. Ларева, И.П. Бедулина, которые в своих трудах обобщают архивные источники, материалы печатных изданий, относящихся к этому периоду. К сожалению, труды исследователей зачастую издаются в наше время малым тиражом — 100-300 экземпляров — и неизвестны широкому кругу читателей, в то время как «Летописи» издавались тиражом от 500 до 15000 экземпляров и являются более доступными. Форма «Летописи» дала их авторам возможность, пусть и тезисно, осветить самые разнообразные аспекты политической, социально-экономической и культурной жизни Иркутска, в том числе отразить и художественную жизнь города. В качестве первоисточника они использовали периодическую печать, отсюда хронологическая точность приведенных ими фактов. Таким образом, мы можем с помощью «Летописей» подтвердить достоверность высказываний исследователей или же уточнить их. Помимо этого «Иркутские летописи» могут послужить для историков, искусствоведов, а также для тех, кто интересуется историей Иркутского областного художественного музея, толчком к более глубоким изысканиям. С 2020 года Иркутский областной художественный музей (рис. 1—3) популяризирует свою историю, ежемесячно выставляя на сайте музея сведения, полученные в ходе изучения «Иркутских летописей».
Рис. 1. Иркутский областной художественный музей.
Фото: пресс-служба ИОХМ. 2015.
Рис. 2. Иркутский областной художественный музей. Залы «Русское искусство». Фото: пресс-служба ИОХМ. 2015.
Рис. 3. Иркутский
областной
художественный
музей. Залы «Русское
искусство».
Фото: пресс-служба
ИОХМ. 2015.
Результаты
Иркутский художественный музей ведет свое летоисчисление от картинной галереи известного иркутского мецената, купца 1 -й гильдии, иркутского городского головы, почетного гражданина города Иркутска В.П. Сукачева. В это время в Иркутске уже существовал музей, основанный в 1850 году при Главном управлении Восточной Сибири и переданный в 1854 году только что созданному Восточно -Сибирскому отделу Русского географического общества (ВСОРГО) (рис. 4).
Рис. 4. Музей Восточно-Сибирского отдела Русского географического
Фото начала XX в. Музей истории города Иркутска.
После печально знаменитого иркутского пожара 1879 года, уничтожившего большую часть уникальных коллекций музея, при общественной поддержке удалось построить новое двухэтажное каменное здание в мавританском стиле, которое до сих пор является украшением центральной улицы Иркутска — К. Маркса. Именно здесь, согласно записям «иркутских летописцев», проходили художественные выставки как приезжих, так и местных художников:
1874 год. 3 ноября. В здании Иркутского музея открылась «выставка картин олеографических, масляных оригиналов, древних и новых художеств и акварелей, в количестве 240 экземпляров» [6, с 317].
1883 год. «С 27 декабря в течение 12 дней в музее Географического общества выставка картин, сбор с которой поступил в пользу музея. Всех картин выставлено было до 100 штук, в числе есть принадлежащие кисти Репина, Айвазовского, Семирадского, Верещагина, Судковского. Большинство принадлежит В.П. Сукачеву. Посетителей было 700 человек» [8, с. 89].
1889 год. «15 января закрыта выставка предметов буддийской обрядности. Посетителей было 674 человека (574 взрослых и 100 детей). Плата была 30 к.» [8, с. 197].
1902 год. «Февраль: И.Ф. Исцеленнов доставил в музей ВСОИРГО рисунок Иркутска, написанный акварелью в 1808 г., на котором изображена правобережная часть. Рисунок выставлен в витрине» [5, с. 142].
«6 ноября родственниками историка-летописца Иркутска Пежемского переданы в музей 13 акварельных рисунков видов города 40-х гг., рисованных Пежемским» [8, с. 18].
1903 год. «20 января в музее открыта выставка картин г. Пилипенко, по преимуществу пейзажи Манчжурии и Уссурийского края» [8, с. 20].
1908 год. 25 декабря. В залах музея Географического общества открыта выставка картин художника В. Давидовича (ошибка, верно: В. Дмитриевича. - Прим. И. Т.) и Вучичевича [8, с. 116].
1909 год. 30 марта. «В музее ВСОИРГО с 30 марта по 5 апреля и 12 апреля художественная выставка. Посетило ее 1000 человек, была 10 дней, выручено в пользу отдела 260 р. Картин продано 23. Было показано 200 полотен: этюдов и картин, писанных маслом. Свои работы представили Артюшков, Воронов, Гончаревский, Гнездич, Козлов, Куров, Лыткин и Тимофеев» [5, с. 219—220].
1912 год. «26 марта в музее Географического общества открыта выставка картин и других художественных произведений местных художников и любителей: Басурманов, Портнягин, Зонненбург, Щербаков, Козлов, Рябчиков, Антохин, Шабалин, Новгородов, Кареза, Король, Померанцев. Посетило ее 1055 человек. Выручено 358-55, чистого дохода 300р.» [9, с. 169].
1914 год. 7 апреля. «В музее 6-я художественная выставка картин и других предметов искусства (посетило 2000 человек, чистой прибыли 510р.)» [9, с. 190].
10 апреля. Прибыли 12 полотен художника С.В. Щербакова, которые включены в экспозицию выставки, открывшейся в музее 7 апреля [5, с. 273].
25 декабря открылась в музее Географического общества выставка картин художника В.Д. Вучичевича [9, с. 198].
1915 год. «23 марта в музее открыта 7-я художественная выставка картин, этюдов скульптуры и других предметов искусства. Посетило 300 человек. Продано экспонатов на 1250р., чистого дохода 720р.» [9, с. 223].
1917 год. 9-16 апреля. Работала третья выставка художественных картин, устроенная Иркутским обществом художников [5, с. 317].
1919 год. Апрель. На Пасхальной неделе выставка картин Иркутского общества художников [9, с. 351].
9-11 мая выставка футуристов [9, с. 351].
19-25 сентября в музее «выставка картин Иркутского общества художников при участии петроградцев и иностранцев» [9, с. 368].
Годы революционных событий, гражданской войны стали испытанием для жизни музея, из-за отсутствия средств его работа была сведена почти к нулю. Само здание оказалось в эпицентре боев и подверглось ружейному и артиллерийскому огню.
Рис. 5. Дом Мерецкого. Магазин купца Л.Б. Мерецкого в доме С.Н. Родионова на Пестеревской улице. Фото: Г. Еннэ, Иркутск, нач. ХХ в. Научная библиотека Иркутского государственного университета имени В.Г. Распутина.
В 1920 году с восстановлением в Иркутске советской власти был образован Подотдел охраны культурных ценностей, который взял музей под свое наблюдение с организацией секций — естественно-исторической и народоведения. Музею было предоставлено новое здание (рис. 5) — бывший магазин Мерецкого на улице Урицкого (б. Пестеревской).
Л.Б. Мерецкой — купец 1-й гильдии, державший крупную торговлю готовым платьем, был основным арендатором здания, владельцем которого являлся еще один иркутский купец С.Н. Родионов. Здание было построено к 1907 году по проекту архитектора А.П. Артюшкова. Особенностью этого здания было витражное окно по рисунку самого Артюшкова «Аленка», выполненное во Франции и смонтированное в Иркутске [3, с. 23]. На первом этаже «Дома Мерецкого» были расположены естественно-исторические коллекции, материалы по истории края, а вот второй этаж заняла картинная галерея, ядро которой составило собрание картин русского искусства из коллекции В.П. Сукачева:
1920 год. 22 февраля. Национализация картинной галереи В.П. Сукачева. «В "Известиях" (Известия Иркутского губернского военно-революционного комитета, 1920, № 27. - Прим. И. Т.) опубликовано, что картинная галерея В.П. Сукачева национализируется для отдела народного образования» [9, с. 395].
«24 марта предполагается учредить областной музей, в котором были бы сосредоточены все культурные ценности края (вещи, книги и т. д.)» [9, с. 400].
«7 ноября. В помещении бывшего магазина Л. Мерецкого на Пестеревской улице состоялось официальное открытие национализированной картинной галереи В.П. Сукачева» [5, с. 419].
Следует отметить роль в становлении картинной галереи Дмитрия Константиновича Чудинова, Константина Константиновича Пантелеева-Киреева и Константина Иннокентьевича Померанцева.
Д.К Чудинов (1894—1937) — активный участник революционного движения в Сибири. По профессии — учитель. В 1920 году — председатель Иркутского комитета РКП(б), член Военно-революционного комитета, сформированного 19 января 1920 года. На первой губернской конференции РКП(б), проходившей 1 февраля 1920 года, был избран секретарем губкома. В апреле -августе 1921 года Д.К. Чудинов — заведующий Иркутским губернским отделом народного образования [10, c. 44].
Имя этого человека как одного из организаторов иркутской картинной галереи незаслуженно забыто искусствоведами. О роли Д.К. Чудинова в формировании картинной галереи мы узнаем из Адресно-справочной телефонной книги на 1924 год: «Образована она (картинная галерея. — Авт.) в 1920 году при деятельной поддержке быв. завгубоно т. Чудинова Д.К» [4, с. 84]. Имя Д.К. Чудинова встречается и на страницах «Иркутских летописей» за 1920 год:
1920 год. «20 января. Сиббюро ЦК РКП(б). Иркутский губком РКП(б). Центральный штаб рабоче-крестьянских дружин и бюро Сибирской группы левых эсеров образовали Иркутский военно-революционный комитет (ВРК) в составе А.А. Ширямова, И.В. Сурнова, Д.К. Чудинова (выделено И. Т.) и А.Л. Сноскарева (большевики) и В.И. Литвинова (левый эсер)» [5, с. 398].
«1 февраля. Избран новый состав губкома РКП(б) в таком составе: Д.К. Чудинов (выделено И. Т.) - председатель, А.А. Ширямов, К.В. Миронов, И.В. Сурнов, И.М. Касаткин, М.И. Бронштейн и А.Я. Лапин - члены губкома» [5, c.401].
24 февраля 1920 года под председательством Д.К. Чудинова состоялось совместное заседание коллегии губоно и работников отдела охраны государственных ценностей. В повестке дня стоял вопрос об охране культурных ценностей и создании соответствующей организации. Было принято решение передать музейное дело отделу охраны культурных ценностей при Иркутском губоно. 4 марта 1920 года Д.К. Чудинов подписал приказ об учреждении подотдела охраны культурных ценностей с четырьмя соответствующими секциями — архивной, народоведения, естественно-исторической и художественно-исторической. В 1921 году Д.К. Чудинов уезжает из Иркутска. Жизненный путь его закончился трагически: он был арестован 9 августа 1936 года по обвинению в причастности к контрреволюционной организации и расстрелян в Москве 7 марта 1937 года.
Трагическая судьба постигла и К.К. Пантелеева-Киреева (1891—1945) — первого хранителя Иркутской картинной галереи. «Сведений о времени появления К.К. Пантелеева-Киреева в Иркутской губернии пока не обнаружено, но известно, что до 1919 г. он был учителем рисования Усольского высшего начального училища. В начале 1920 г. он уже в Иркутске активно привлекался как художник-эксперт» [2, с. 420]. Вместе с Померанцевым Пантелеев-Киреев принял участие в исследовании Сукачевской галереи, выработке заключения о ее состоянии и составлении ходатайства о ее национализации. К сожалению, в «Иркутских летописях» имя К.К. Пантелеева-Киреева не отражено. Мало того, в них закралась неточность. В «Летописи» Ю.П. Колмакова указано, что 21 февраля 1920 года именно К.И. Померанцев, а вовсе не К.К. Пантелеев -Киреев, был назначен «первым хранителем» картинной галереи [5, с. 406]. С чем это связано? Возможно, сказалось недолгое пребывание К.К. Пантелеева -Киреева в этой должности из-за арестов и затем болезни. Скорее всего, именно поэтому и произошло ошибочное суждение о К.И. Померанцеве как о первом хранителе картинной галереи. Имя К.К. Пантелеева-Киреева замалчивалось еще и потому, что в 1936 году он был арестован органами НКВД и приговорен к 5 годам лишения свободы в Воркутинских лагерях.
К.И. Померанцев (1884—1945) — второй хранитель картинной галереи Иркутского научного музея. Его имя достаточно часто встречается в «Иркутских летописях». Константин Иннокентьевич Померанцев — живописец, архитектор, ученый этнограф и путешественник. По его инициативе и при непосредственном участии в 1910 году создается общество художников, впоследствии реорганизованное в Восточно -Сибирский краевой Союз советских художников:
«1910 год. Декабрь. По инициативе художника К.И. Померанцева в городе открыто Иркутское отделение Общества художников» [5, с. 235].
Свое художественное образование К.И. Померанцев получил в Москве в частном училище Ф.И. Рерберга, где учился в 1908—1910 годах. В 1910 году он возвращается в Иркутск и служит на Забайкальской железной дороге. Вот как описывает эти события сам К.И. Померанцев в своем письме А.Д. Фатьянову, в то время еще научному сотруднику Иркутского художественного музея и его будущему директору, 11 апреля 1941 года. Кстати, именно в этом письме он подтверждает первенство в качестве хранителя картинной галереи К.К. Пантелеева-Киреева: «Сукачевская галерея в Иркутске по представлению в Исполком заявления Иркут[ского] общества художников в марте месяце 1920 года (уполномочен был К.К. Пантелеев) была национализирована
и перевезена на улицу Урицкого в магазин б[ывший] Мерецкого. Куда после этого стали притекать различные художественные] произведения, в том числе и прикладное искусство. Работы (картины) были развешаны в верхнем этаже (пока без всякой системы) и летом туда уже пропускали экскурсии (только), а с сентября мес[яца] 1920 года посещения были урегулированы: воскресенье, среда, четверг, пятница. Кажется, в августе мес[яце] со мной беседовал представитель Губоно, некто Боровинский, о моем переходе на службу в музей в качестве хранителя (2-го) картинной галереи и на работы по охране культурных ценностей. О ту пору я служил техническим работником при Забайкальской жел[езной] дороге с 1910 года. Переговоры затягивались и со службы меня не отпускали. Тогда особым приказом Комиссара Губоно (Д.К. Чудинова. — Прим. И. Т..) от 15/1Х.1920 г. я был снят со службы на Забайк[альской] жел[езной] дороге как работающий не по своей специальности и назначен хранителем картинной галереи. Следующими распоряжениями мне поручили охрану культурных ценностей и собирание картин и предметов искусства в галерею с выдачей соответствующих мандатов. Придя на работу, я уже застал налаживающийся аппарат, над которым, собственно, бился один Пантелеев, никто больше от художников не принимал никакого участия... Какие были музеем сделаны приобретения, какие работы поступили позже, я, припоминая, не могу сейчас сказать с точностью, но картина Вронского "Хамар-Дабан" было лично мною обнаружена в бывшем Вознесенском монастыре, в детском доме и перевезена в картинную галерею. Она была совсем целая, только оч[ень] загрязнена» [13, с. 79].
Имя К.И. Померанцева мы еще не раз встретим на страницах «Иркутских летописей»:
1923 год. 1 января. Состоялась публичная лекция художника К. Померанцева «Что такое искусство?» [5, с. 446].
1924 год. «Декабрь. Комиссия по увековечиванию памяти В.И. Ленина разработала проект, которым предусматривалась постановка бронзовой в 1 сажень с четвертью статуи Ильича в сквере им. Парижской коммуны на постаменте бывшего памятника Александру Ш. По проекту художника-скульптора К.И. Померанцева и Е.В. Лосевича, у подножия постамента будут фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и работницы. Медальоны Ермака, Сперанского и Муравьева-Амурского заменялись медальонами героев революции С. Халтурина, Г. Плеханова и Я. Свердлова» [5, а 468].
1925 год. 1 мая «в Иркутске открылась новая фирма «Чаеуправление». Производится продажа кирпичного чая. Для реализации чая отделывается специализированный магазин в китайском стиле (угол Урицкого и К. Маркса). Работами руководит городской инженер Ледантю, оформление выполняет по своему проекту художник-скульптор К. Померанцев» [5, с. 478].
Судьба была более благосклонна к К.И. Померанцеву: в ноябре 1926 года по приглашению правительства Монголии для создания Музея революции и организации художественной студии он уезжает в Ургу. В Иркутск Померанцев возвращается только в 1939 году, когда уже схлынула самая сильная волна массовых политических репрессий. Через год он навсегда покидает Иркутск, переезжает вначале в Москву, а затем в с. Палех Ивановской области, где работает директором музея и преподавателем художественного училища. Скончался К.И. Померанцев в г. Курске в 1945 году.
«В 1921 году Подотдел по делам музеев и охраны культурных ценностей преобразовывается в Восточно-Сибирский Филиал Подотдела по исследованию Сибири
Сибирского Отдела Народного Образования. В 1922 году этот Филиал упраздняется и музей переходит в ведение Губернского Отдела Народного Образования. В июне этого же года музей был включен в сеть государственных музеев под названием "Иркутский Государственный Научный Музей с подчинением Подотделу Музеев Главнауки"» [4, с. 81].
К 1924 году музей размещается в двух зданиях: новом — бывшем «Доме Мерецкого» на улице Урицкого (до июля) и старом — бывшем музее ВСОРГО на улице К. Маркса. Музей имеет следующие отделы: геологический с палеонтологией, ботанический, зоологический, археологический, этнографический, исторический и картинную галерею. Еще раз хочется подчеркнуть, что картинная галерея выступает в музее на правах отдела, так же как и другие его подразделения.
«С учреждением галереи в нее поступили картины из разных общественных организаций и предметы искусства, взятые у частных лиц. В данное время галерея имеет более 400 полотен, до 200 гравюр и значительное число предметов прикладного искусства. Размещены картины в порядке постепенного развития русского искусства. Из известных русских художников в галерее имеются оригиналы картин Репина, Айвазовского, Семирадского, Веницианова, Саломаткина, Маковского, Жукова, Судковского и др. Представлены, правда, не полно, сибирские художники - Вронский, Вучичевич и друг. Имеется отделение иконописи. Летом 1922 года при галерее оборудовано отделение классического Реннесанса, где имеются копии картин Рафаэля, Аллори, Пуссена и др. Кроме того, представлены французские, польские, немецкие художники. Летом того же года Музей взял на договорных началах для экспонирования картины от Иркутского Общества Художников и от частных лиц. Этим путем представилась возможность выставить работы художников Добужинского, Борисова-Мусатова, немецкого художника Малиц и др. немецких художников, работавших в Сибири в 1914-1920 гг., а также представителей футуризма - Бурлюка и др. Из местных художников в галерее представлены Лодейщиков, Андреев, Шаршун, Дубинский, Мазылевский, Бигос, безвременно угасший В.П. Федоров и др. При картинной галерее начата организация п\отдела церковной живописи и скульптуры. Музеем взяты на учет предметы художественной церковной старины, находившейся в б. Вознесенском монастыре. В ближайшем будущем работа в этом направлении расширяется» [4, с. 84].
Рис. 6. Дом Файнберга. Фото: Андрей Леонтьев. Источник: рЬв^зЬЫ. ги.
1924 год оказался еще одним знаковым годом для картинной галереи: она вновь сменила место своей дислокации, причем значительно раньше, нежели это сделал исторический отдел. Дело в том, что властями города здание на улице Урицкого (б. магазин Л.Б. Мерецкого) решено было занять торговым помещением Сибторга, и музею было предложено подыскать себе другое здание. Выбор пал на бывший особняк купца И.М. Файнберга на улице Халтурина (рис. 6). Здание нуждалось в ремонте и приспособлении помещений под экспозиционные залы и хранилища. Не дождавшись окончания ремонтных работ под давлением отдела коммунального хозяйства, музей был вынужден переехать в новое здание: «В новом, но менее удобном здании 24 небольших экспозиционных зала были распределены следующим образом: пять — для зоологического отдела, пять — для геологического, два — для исторического и 12 залов второго этажа для картинной галереи» [11, с. 112].
В книге «Иркутские сокровища» А.Д. Фатьянов — искусствовед, директор Иркутского художественного музея в 1948-1977 гг., пишет следующее: «21 февраля 1920 года Иркутский губком постановил: "Сукачевская галерея национализируется, все ее имущество передается в распоряжение губернского отдела народного образования". Все экспонаты из усадьбы Сукачева перебазируются в подготовленное помещение. Однако в 1923 году (выделено И. Т.) оно передается под универсальный магазин, а картинную галерею размещают на втором этаже двухэтажного каменного дома на улице Халтурина, № 1 в бывшем особняке купца Файнберга» [12, с. 22—23]. Так все-таки, в каком году картинная галерея изменила место своего пребывания: в 1923 или 1924 году? «Иркутские летописи» дают нам возможность уточнить дату переезда картинной галереи в новое помещение: «1924 год. Май (выделено И. Т.). Художественный отдел и зоологические коллекции Государственного иркутского музея переехали в дом Файнберга, угол улица Халтурина и Гусарова» [5, с 460]. Развеска картин здесь началась в сентябре 1924 года, и только в начале октября картинная галерея стала принимать своих посетителей в отличие от исторического отдела, который открылся для посещения в марте 1928 года.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что «Иркутские летописи» являются одним из источников для изучения важнейших, поворотных событий в судьбе Иркутского областного художественного музея, происходивших в конце Х !Х — первой трети ХХ века. Они могут стать путеводной нитью для углубленного исследования истории художественной жизни Иркутска в целом и художественного музея в частности.
Литература
1. Башинова Ю. Память, звучащая в красках // Восточно-Сибирская правда: общественно-политическая газета Иркутской области. 2014. № 38 (16—23 сентября).
2. Бедулина И.П. Возвращенный из забвения: Константин Константинович Пантелеев-Киреев (1881—1945) — первый хранитель национализированной картинной галереи В.П. Сукачева // Сибирская ссылка: Сборник научных статей / отв. ред. Л.М. Дамешек, А.А. Иванов, С.И. Кузнецов. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2019. Вып. 9 (21).
С. 415-430.
3. Бубис Н. Вдоль по Пестеревской / Е. Ладейщикова, А. Ладейщиков. Иркутск: Издатель А.Ю. Гаращенко, 2005. 105 с.
4. Весь Иркутск: Адресно-справочная телефонная книга на 1924 г. Иркутск: Издание Иркутского отделения Дальне -Восточной конторы объявлений «Двигатель» при газете «Экономическая жизнь» орган СТО, 1924. 231 с.
5. Иркутская летопись 1661—1940 / сост. Ю.П. Колмаков. Иркутск: Оттиск, 2003. 847 с.
6. Иркутская летопись 1857—1880 г.: продолжение «Летописи» П.И. Пежемского и В.А. Кротова / сост. Н.С. Романов. Иркутск: Паровая типография М.П. Казанцева. 1914. 410 с.
7. Куликаускене Н.В. Иркутские летописи // Вторые Романовские чтения: Материалы науч. конф. / ред.: Л.В. Герасимчук, В.И. Фиалковская. Иркутск: [Б. и.], 2000. С. 46-52.
8. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во. 1993. 544 с.
9. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1994. 560 с.
10. Колмаков Ю., Курачицкий О. Председатели Горисполкома / / Земля Иркутская: история, архитектура, археология, краеведение: Научно-популярный иллюстрированный журнал. Иркутск. 2001. № 16. С. 43-65.
11. Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть ХХ века). Иркутск: Оттиск, 2002. 334 с.
12. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища. Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1985. 158 с.
13. Художник Константин Померанцев: Письма. Документы, Воспоминания / сост., автор вступ. ст. и коммент. Ю.П. Лыхин. Иркутск: Государственное учреждение архитектурно-этнографический музей «Тальцы», 2001. 147 с.
14. Художники Иркутска: альбом / сост. Т.Г. Ларева. Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1994. 416 с.
Статья поступила в редакцию 14.05.2020.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.018
"IRKUTSK ANNALS" AS A SOURCE FOR STUDYING THE HISTORY OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM AT THE END OF 19TH - THE FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURY
Ternovaya, Irina Ivanovna
Sukachev Irkutsk Regional Art Museum, Irkutsk, Russian Federation
Abstract
In 2020, the Sukachev Irkutsk Regional Art Museum celebrates its 150th birthday. In terms of the richness and diversity of its collections, it has become one of the largest museums not only in Siberia, but also in Russia as a whole. In this article, the author presents "Irkutsk annals" as a source for studying the history of the Irkutsk Regional Art Museum, based on the chronological accuracy of the facts contained in it. As a result, extensive documentary materials about the organization of the museum, the establishment of its collection and exhibition activities were introduced and systematized, some facts were clarified. The information obtained during the study of the "Irkutsk annals" is significant for art historians.
Keywords: Irkutsk Regional Art Museum; science museum; art gallery; Irkutsk annals.
For citation:
Ternovaya I.I. "Irkutsk annals" as a source for studying the history of the Irkutsk Regional Art Museum at the end of 19th — the first third of the 20th century. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2020, No. 2 (17), pp. 278-290. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.018. Available at:
https://readymag.com/u50070366/1914029/27/ (In Russian).
Information about the author:
Ternovaya, Irina Ivanovna — Deputy Director for Science, Sukachev Irkutsk Regional Art Museum, Irkutsk, Russian Federation. Email: ternovaya_irra@mail.ru
References
1. Bashinova Yu. Pamyat', zvuchashchaya v kraskakh [Memory, sounding in colors]. Vostochno-Sibirskayapravda — East Siberian truth, 2014, no. 38 (September 16 —23). (In Russian).
2. Bedulina I.P. Vo%vrashchennyi iz %abveniya: Konstantin Konstantinovich Panteleev-Kireev (1881— 1945) — pervyi khranitel' natsionalizirovannoi kartinnoi galerei V.P. Sukacheva [Returned from
oblivion: Konstantin Konstantinovich Panteleev-Kireev (1881—1945) — the first curator of the nationalized Sukachev art gallery]. Dameshek L.M., Ivanov A.A., Kuznetsov S.I. (eds.). Sibirskaya ssylka [Siberian Exile]. Irkutsk, Imprint Publ., 2019. Issue. 9 (21), pp. 415-430. (In Russian).
3. Bubis N. Vdol' po Pesterevskoi [Along the Pesterevskaya street]. Irkutsk, A.Yu. Garashchenko Publ., 2005. 105 p. (In Russian).
4. Ves' Irkutsk: Adresno-spravochnaya telefonnaya kniga na 1924 g. [The whole of Irkutsk: Address and reference telephone book for 1924]. Irkutsk, Irkutskoe otdeleniye Dal'ne-Vostochnoi kontory obyavlenii "Dvigatel'", 1924. 231 p. (In Russian).
5. Kolmakov Yu.P. (comp.) Irkutskaya letopis' 1661—1940 [Irkutsk Chronicle 1661—1940]. Irkutsk, Ottisk, 2003. 847 p. (In Russian).
6. Romanov N.S. (comp.). Irkutskaya letopis' 1857—1880 g.: prodol%henie "Letopisi" P.I. Pe%hemskogo i V.A. Krotova [Irkutsk Chronicle of 1857—1880: continuation of the "Chronicle" by P.I. Pezhemsky and V.A. Krotov]. Irkutsk, Parovaya tipografiya M.P. Kazantseva Publ., 1914. 410 p. (In Russian).
7. Kulikauskene N.V. Irkutskie letopisi [Irkutsk annals]. Gerasimchuk L.V., Fialkovskaya V.I. (eds.). Vtorye Romanovskie chteniya [Proceedings of conference "Second Romanov readings"]. Irkutsk, S. n., 2000, pp. 46-52. (In Russian).
8. Romanov N.S. Letopis'goroda Irkutska %a 1881—1901 gg. [Chronicle of the city of Irkutsk for 1881-1901]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1993. 544 p. (In Russian).
9. Romanov N.S. Letopis'goroda Irkutska %a 1902-1924 gg. [Chronicle of the city of Irkutsk for 1902-1924]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1994. 560 p. (In Russian).
10. Kolmakov U., Kurachitsky O. Predsedateli Gorispolkoma [Chairmen of the Executive Committee of the City Executive Committee]. Zemlya Irkutskaya — Irkutsk Land, 2001, no. 16, pp. 43-65. (In Russian).
11. Lykhin Yu.P. Khudo%hestvennaya %hi%n' Irkutska (pervaya chetvert' XX veka) [Artistic life of Irkutsk (first quarter of the 20th century)]. Irkutsk, Ottisk Publ., 2002. 333 p. (In Russian).
12. Fatyanov A.D. Irkutskie sokrovishcha [Irkutsk treasures]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1985.158 p. (In Russian).
13. Lykhin Yu.P. (comp.). Khudo%hnik Konstantin Pomerantsev: Pis'ma. Dokumenty, Vospominaniya [Konstantin Pomerantsev, the artist: Letters. Documents, Memoirs]. Irkutsk, Taltsy Museum Publ., 2001.147 p. (In Russian).
14. Lareva T.G. (comp.) Khudo%hniki Irkutska: al'bom [Artists of Irkutsk: album]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1994. 416 p. (In Russian).
Received: May 14, 2020.