Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА А. П. БОГОСЛОВСКОГО ПО ПРИОБЩЕНИЮ ЖИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В.'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА А. П. БОГОСЛОВСКОГО ПО ПРИОБЩЕНИЮ ЖИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Байкальская Сибирь / история городской культуры / коллекционирование / художественная жизнь / история Иркутской губернии / Baikal Siberia / history of urban culture / collecting / artistic life / history of the Irkutsk province

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

В исследовании на примере деятельности А. П. Богословского рассматривается влияние сибирской интеллигенции на приобщение и развитие интересов жителей Иркутской губернии к предметам искусства в начале XX в. Подтверждается то, что активная деятельность в городах Иркутской губернии таких собирателей редких и ценных предметов, как А. П. Богословский, влияла на процесс формирования собственных, уникальных коллекций картин, рисунков, эскизов, скульптуры и книг. Также общественные деятели участвовали в организации общедоступных художественных мероприятий, где демонстрировались лучшие работы сибирских и западных мастеров. В Государственном архиве Иркутской области выявлены учредительные и сопроводительные документы, отчеты и планы, афиши и объявления, источники периодической печати, письма и переписка, которые подтверждают участие коллекционера и художника в событиях. Работа позволяет на основе большого объема исторических источников рассмотреть историю развития контактов между А. П. Богословским и другими коллекционерами предметов искусства в Иркутской губернии, особенности проведения художественных мероприятий как международного, так и регионального уровня в начале XX в. В работе проанализирована историческая литература и исследованы новые материалы в сибирских архивах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL WORK OF A. P. BOGOSLOVSKII ON INVOLVING RESIDENTS TO ART IN THE TERRITORY OF THE IRKUTSK PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The study, using the example of the activities of A. P. Bogoslovsky, examines the influence of the Siberian intelligentsia on the familiarization and development of the interests of the inhabitants of the Irkutsk province in objects of art at the beginning of the 20th century. It is confirmed that the vigorous activity in the cities of the Irkutsk province of such collectors of rare and valuable items as A. P. Bogoslovsky influenced the process of forming their own, unique collections of paintings, drawings, sketches, sculptures and books. Public figures also participated in the organization of public art events, where the best works of Siberian and Western masters were demonstrated. In the State Archives of the Irkutsk Region found constituent and accompanying documents, reports and plans, posters and announcements, sources of periodicals, letters and correspondence, which confirm the participation of the collector and the artist in the events. The work allows, on the basis of a large amount of historical sources, to consider the history of the development of contacts between A. P. Bogoslovsky and other art collectors in the Irkutsk province, the features of holding art events, both international and regional levels at the beginning of the 20th century. The paper analyzes the historical literature and investigates new materials, found in the Siberian archives.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА А. П. БОГОСЛОВСКОГО ПО ПРИОБЩЕНИЮ ЖИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В.»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(57)

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-1-6-15

В. В. Ткачев

Иркутский государственный университет,

Иркутск, Россия, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА А. П. БОГОСЛОВСКОГО ПО

ПРИОБЩЕНИЮ ЖИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В.

В исследовании на примере деятельности А. П. Богословского рассматривается влияние сибирской интеллигенции на приобщение и развитие интересов жителей Иркутской губернии к предметам искусства в начале XX в. Подтверждается то, что активная деятельность в городах Иркутской губернии таких собирателей редких и ценных предметов, как А. П. Богословский, влияла на процесс формирования собственных, уникальных коллекций картин, рисунков, эскизов, скульптуры и книг. Также общественные деятели участвовали в организации общедоступных художественных мероприятий, где демонстрировались лучшие работы сибирских и западных мастеров. В Государственном архиве Иркутской области выявлены учредительные и сопроводительные документы, отчеты и планы, афиши и объявления, источники периодической печати, письма и переписка, которые подтверждают участие коллекционера и художника в событиях. Работа позволяет на основе большого объема исторических источников рассмотреть историю развития контактов между А. П. Богословским и другими коллекционерами предметов искусства в Иркутской губернии, особенности проведения художественных мероприятий как международного, так и регионального уровня в начале XX в. В работе проанализирована историческая литература и исследованы новые материалы в сибирских архивах.

Ключевые слова: Байкальская Сибирь, история городской культуры, коллекционирование, художественная жизнь, история Иркутской губернии.

V. V. Tkachev

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

THE EDUCATIONAL WORK OF A. P. BOGOSLOVSKII ON INVOLVING RESIDENTS TO ART IN THE TERRITORY OF THE IRKUTSK PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The study, using the example of the activities of A. P. Bogoslovsky, examines the influence of the Siberian intelligentsia on the familiarization and development of the interests of the inhabitants of the Irkutsk province in objects of art at the beginning of the 20th century. It is confirmed that the vigorous activity in the cities of the Irkutsk province of such collectors of rare and valuable items as A. P. Bogoslovsky influenced the process of forming their own, unique collections of paintings, drawings, sketches, sculptures and books. Public figures also participated in the organization of public art events, where the best works of Siberian and Western masters were demonstrated. In the State Archives of the Irkutsk Region found constituent and accompanying documents, reports and plans, posters and announcements, sources of periodicals, letters and correspondence, which confirm the participation of the collector and the artist in the events. The work allows, on the basis of a large amount of historical sources, to consider the history of the development of contacts between A. P. Bogoslovsky and other art collectors in the Irkutsk province, the features of holding art events, both international and regional levels at the beginning of the 20th century. The paper analyzes the historical literature and investigates new materials, found in the Siberian archives.

Keywords: Baikal Siberia, history of urban culture, collecting, artistic life, history of the Irkutsk province.

Введение

Важное место в понимании исторического прошлого занимают воспоминания деятелей культуры, коллекционеров и всех тех, чья жизнь была связана с искусством. Рукописные материалы сибирской интеллигенции дают определенную картину о том, что происходило в дореволюционный период в городах Иркутской губернии. Они показывают то, как городское общество принимало участие в мероприятиях, знакомилось с уникальными и редкими предметами из частных собраний. Сибирская интеллигенция (художники, коллекционеры, ученые, учителя) интересовалась разными политическими, социальными, экономическими, культурными проблемами в обществе, предлагала решить их с помощью активной научной, просветительской работы. Представители интеллигенции являлись инициаторами создания учебных заведений разного направления, в том числе художественных школ и мастерских. Также принимали участие в экспедициях по изучению всей территории Сибири, Монголии, Китая, затем на основе полученных результатов выступали с лекциями перед жителями региона.

В начале XX в. в Иркутской губернии появляются творческие люди, такие, как А. П. Богословский, которые поддерживали любые идеи о том, как создавать общедоступные выставочные площадки. Взаимодействие их с разными представителями художественной интеллигенции из Москвы и Петербурга расширяло знания о том, как эффективно реализовывать проекты в регионе (от экономического планирования до воплощения в действительности).

В изучаемый период происходил процесс приобщения горожан Иркутской губернии к отечественному и зарубежному искусству. Художники,

коллекционеры поддерживали работу иркутских ученых и совместно с ними участвовали в создании выставочных пространств, где знакомили городское общество с живописными полотнами и другими ценными экспонатами. Чтобы проследить особенности взаимодействия посетителей художественных мероприятий с произведениями искусства, их впечатления, реакции, необходимо изучить просветительскую работу таких известных собирателей и ценителей культурного наследия, каким являлся А. П. Богословский. Его опыт работы в музеях и общедоступных выставочных пространствах Иркутской губернии послужил основой для более глубокого изучения сотрудниками культурных учреждений предметов искусства.

Цель и задачи

Цель исследования заключается в рассмотрении влияния сибирской интеллигенции на развитие интересов жителей Иркутской губернии к предметам искусства в начале XX в. на основе большого объема исторических источников, на примере просветительской работы А. П. Богословского. Задачи исследования: используя фонды Государственного архива Иркутской области, провести анализ выявленных свидетельств о деятельности А. П. Богословского; изучить собрания предметов искусства, с которыми знакомились жители; восстановить историю организации художественных мероприятий; выделить трудности и особенности в процессе планирования и реализации выставочных проектов.

В статье анализируются исторические источники из фондов ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества (далее - ВСОИРГО) [2], Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии (далее - ОРНОиНР) [3], входящие в состав Государственного архива Иркутской области. Анализируются материалы об

A. П. Богословском, который состоял в творческих и научных организациях Иркутской губернии. Данные источники показывают, как представитель сибирской интеллигенции принимал участие в научных экспедициях, в создании выставочных пространств региона в начале XX в.

Жизнь и деятельность А. П. Богословского изучали многие сибирские исследователи. В трудах В. Ф. Чиркова, Б. С. Шостаковича, Л. Н. Снытко, Т. П. Огородниковой и других восстановлена история формирования собраний предметов искусства в городах Иркутской губернии [4, с. 10; 12, с. 12; 16, с. 8182]. В научных трудах П. Д. Муратова, Л. Н. Малкиной, Т. Г. Ларевой и многих других представлены сюжеты, связанные с художественной жизнью Иркутска [7, с. 48; 5, с. 12; 6, с. 35]. Изучению особенностей культурного взаимодействия между разными представителями городского общества посвящены работы

B. П. Шахерова и Н. И. Гавриловой и других [17, с. 15-20; 18].

Многие исследования по истории культуры городов Иркутской губернии и отдельных предметов искусства в музейных фондах актуальны на настоящий момент, так как они дают направления для более глубокого изучения коллекций, которые формировались в начале XX в. В качестве примера можно привести работы А. Д. Фатьянова, которые были направлены на изучение истории

появления уникальных живописных полотен в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева [14, с. 12-13; 15, с. 51-52].

Художественную жизнь Иркутска и Иркутской губернии в начале XX в. изучал и представил в своих работах Ю. П. Лыхин [8, с. 35-38; 9, с. 122-126]. Особенность его работ состоит в том, что впервые историком публиковались архивные документы о жизни и творчестве иркутских и западных мастеров, общественных организаций, как центральных (Москвы и Санкт-Петербурга), так и сибирских архивов. Также сведения о художественных выставках в начале XX в. можно найти и в источниках региональной периодической печати: «Иркутские губернские ведомости», «Восточное обозрение», «Сибирь» и других [13].

Таким образом, историки, культурологи, музеологи изучали жизнь и деятельность А. П. Богословского, но многие аспекты, связанные с перемещением предметов искусства между разными владельцами коллекций, включение известных живописных полотен в состав экспозиций передвижных выставок в начале XX в., впечатления посетителей на события, не представлены в полной степени. Данное исследование, используя новые источники, восстанавливает историю формирования собраний предметов искусства в городах Иркутской губернии и создания выставочных пространств.

Анализ и результаты

Деятельность представителя сибирской интеллигенции

А. П. Богословского была направлена на развитие художественного пространства. Известно то, что в начале XX в. происходил процесс приобщения городского общества Иркутской губернии к отечественному и зарубежному искусству. Важным условием в проведении любого художественного мероприятия является то, что в этих событиях должны были принимать участие специалисты, которые хорошо понимали все особенности построения экспозиций, музейной работы. Необходимо было знать, каким образом представить произведения искусства посетителям, чтобы добиться высокого результата в получении новых знаний, воспитании и повышения интереса к культурному наследию. Научные труды историков, культурологов, музеологов направлены на то, чтобы дать определенную оценку деятельности коллекционеров, исследователей, которые создавали выставочные пространства в Иркутской губернии. Данные работы подчеркивали активное участие отдельных представителей художественной интеллигенции в мероприятиях.

В сибирской историографии отмечается, что отличие развития городской среды в изучаемый период состоит в том, что творческие объединения используют разные формы работы в процессе приобщения жителей к предметам искусства. Проводились выставки, лекции, экскурсии, научные экспедиции, творческие тематические вечера и т.д. Художники и коллекционеры поддерживали работу иркутских ученых и совместно с ними участвовали в создании выставочных пространств, где знакомили городское общество с живописными полотнами и другими ценными экспонатами. Исторические источники сообщают современному поколению о том, что в начале XX в. развивались культурные связи, проводились художественные мероприятия,

создавались благоприятные условия для формирования и развития художественной жизни региона [10, с. 36; 11, с. 45].

Современные исследователи в своих трудах подтверждают, что в начале XX в. коллекционеры и художники Иркутской губернии участвовали в научной, просветительской деятельности ВСОИРГО и ОРНОиНР. Все это дает возможность рассмотреть их работу более подробно.

Алексей Петрович Богословский - инженер путей сообщения, художник, исследователь художественного пространства. А. П. Богословский активно занимался общественной работой, связал всю свою жизнь с искусством. Алексей Петрович участвовал в организации мероприятий ВСОИРГО, так как был его членом с 1894 г. Он проводил мероприятия как международного, так и регионального уровня; собирал исторические, этнографические материалы; изучал музейные коллекции; публиковал свои статьи в издании ВСОИРГО. Одним из направлений, которым занималось общество, являлось проведение художественных выставок как западных, так и сибирских мастеров. Многие предметы искусства можно было приобретать на таких мероприятиях. Лучшие работы передавались в музеи и частные галереи жителей Иркутской губернии. А. П. Богословский знал основные принципы работы с произведениями искусства: от их перемещения по городам до включения в состав тематических экспозиций. Он занимался организационными (финансовыми, хозяйственными) вопросами при построении выставок. Также он осуществлял деловую переписку с мастерами, когда происходил процесс создания программы будущего мероприятия. Алексей Петрович сталкивался и с определенными проблемами. Исторические источники сохранили данные свидетельства в фондах местных архивов [1].

С 1903 г. Алексей Петрович состоял в ОРНОиНР и постоянно поддерживал его деятельность, организовывал художественные мероприятия в Иркутске. Историю данного объединения стоит рассмотреть отдельно, так как А. П. Богословский разбирался во многих вопросах, предлагал решить определенные трудности, с которыми сталкивалось общество.

ОРНОиНР было создано 6 июня 1900 года. Данная организация занималась изучением состояния дел в сфере образования, науки и просвещения. В этой деятельности принимали участие известные ученые, коллекционеры, художники, учителя и другие представители общественности. Благодаря взаимодействию горожан и членов ОРНОиНР возможно было определить интересы и предпочтения жителей в науке, искусстве, культуре, что направляло организацию на использование новых форм работы.

Работа ОРНОиНР по приобщению жителей Иркутской губернии к искусству определяется несколькими направлениями: проведение лекций, художественных выставок, концертов и спектаклей с демонстрацией живописных полотен и развитие художественного образования. Деятельность ОРНОиНР заключалась в изучении состояния сферы образования, культурной среды Иркутской губернии. Так, члены объединения принимали участие в экспедициях по всей территории региона. Они собирали информацию о том, как

развиваются населенные пункты, где жители получают свое первое образование и т.д. По результатам обработки полученных данных обществом было предложено развивать просветительскую и образовательную среды. Одна из идей заключалась в проведении публичных лекций по искусству.

В рамках второго направления деятельности ОРНОиНР по приобщению иркутян к искусству организовывались концерты, спектакли, вечера, где демонстрировались живописные полотна сибирских мастеров. Сохранились записи о следующих мероприятиях: «9 февраля 1901 г. состоится общедоступный для народа спектакль «Зачем пойдешь, то и найдешь (женитьба Бальзаминова). Сочинения А. Н. Островского. «Дочь русского актера» водевиль в 1 действии с пением», «10 февраля 1901 г. состоится общедоступный для народа литературно-драматический вечер с танцами «Рассказ Мармеладова» (сцена из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). «Ночной водевиль» из 1 действия соч. Стаховича. В заключение вечера - танцы», «14 ноября 1901 г. в зале Иркутской городской думы состоится общедоступное музыкальное утро», «21 декабря 1901 г. состоится спектакль «Светить, да не греть» драма в 5-ти действиях Н. Я. Соловьева» и другие.

Также ОРНОиНР постоянно поддерживало и развивало художественное образование и просвещение. В отчете за 1900-1901 гг. сообщается то, что новое учебное заведение (рисовальная школа) создается по инициативе общественности: «Желая придать большую прочность предприятию, они (Н. И. Верхотуров и М. А. Рутченко) обратились к обществу, чтобы школа была открыта от его имени» [3]. Инициативу создания учебного заведения поддержал и А. П. Богословский.

Свидетельства об участии А. П. Богословского в организации художественных выставок в Иркутске можно посмотреть в источниках периодической печати. Данные свидетельства сохранили не только информацию о том, когда и в каком помещении прошли мероприятия с участием Алексея Петровича, но и то, как жители оценивали события. В таких заметках отмечалось количество посетителей, возможность приобрести понравившиеся картины, участники выставок с указанием городов, название самых известных живописных полотен и другие интересные для исследователя факты. В газете «Восточное обозрение» от 1900 г. сообщается, что в зале Общественного собрания по Амурской улице состоялась художественная выставка имеющихся в Иркутске произведений искусства. Выставка была организована по инициативе А. П. Богословского и других членов кружка любителей живописи, образовавшегося при Обществе любителей музыки и литературы осенью 1899 г. Были показаны произведения русских и европейских мастеров: И. К. Айвазовского, М. М. Антокольского, А. Г. Варнека, А. И. Корзухина, К. Е. Маковского, С. Тончи, Л. Хофелиха, Р. Шульце, работавших в Восточной Сибири в 1870-1880-х гг. польских ссыльных С. Вронского и Ю. Беркмана, лейтенанта Ф. М. Белкина и др. Кроме того, в выставке участвовали местные художники и любители: Н. И. Верхотуров, М. И. Зязин, А. И. Кузнецов, В. Г. и И. Г. Шешуновы. Выставка вызвала большой резонанс в городе и охотно

посещалась публикой. Только за первые три дня на ней побывало более 550 человек. К выставке был издан каталог.

В 1902 г. газеты «Иркутские губернские ведомости» и «Восточное обозрение» писали о том, что в Общественном собрании проходила выставка картин и этюдов лейтенанта Ф. М. Белкина, одного из участников Байкальской гидрографической экспедиции под начальством Ф. К. Дриженко (1896-1902). На выставке было представлено 165 работ, распределенных по нескольким разделам. Самый большой из них был посвящен Байкалу - 72 картины. Северный Ледовитый океан изображало 34 работы, религиозные верования бурят-буддистов, Гусиноозерский дацан, праздник Цам - 20, кавказское побережье Черного моря - 17, Онежское озеро - 14, Крым - 3 и разных этюдов - 5. Выставка была устроена иркутским благотворительным обществом «Утоли моя печали», в пользу которого пошел весь сбор с выставки. Главные хлопоты по устройству выставки взял на себя ее «заведующий» А. П. Богословский. Выставка вызвала большой интерес у иркутян и была продлена на неделю сверх первоначального срока. Картины продавались [2].

Заключение

Таким образом, просветительская работа А. П. Богословского влияла на развитие интересов жителей Иркутской губернии к предметам искусства, формирование художественного пространства, развитие общественной инициативы в начале XX в. Он поддерживал общественные, творческие и научные организации. Его жизнь была связана с искусством. Коллекционер постепенно собирал материалы, уникальные картины, эскизы, рисунки, скульптуру, книги; изучал творчество и истории создания живописных полотен сибирскими и западными мастерами. Источники показали, что в процессе проведения художественных мероприятий в городах Иркутской губернии развивалась и общественная инициатива.

Экономические, культурные, политические изменения начала XX в. являлись основой для создания общественных объединений по приобщению жителей региона к искусству. В данный период общество знакомилось с произведениями искусства отечественных и зарубежных мастеров. Важным условием в проведении любого художественного мероприятия является то, что в этих событиях должны были принимать участие специалисты, коллекционеры, которые хорошо понимали все особенности построения экспозиций, музейной работы.

Исследования в данном направлении должны продолжаться, так как на современном этапе исторической науки активно используются уникальные, выявленные в сибирских архивах источники. Они расширят знания о прошлом и помогут ответить на важные вопросы по истории формирования коллекций предметов искусства, художественного пространства в городах Иркутской губернии начала XX в.

Библиографический список

1. ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 20.

2. ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 315. Л. 8.

3. ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.

4. Завещано потомкам: художественная коллекция В. П. Сукачева в Иркутске: художественный альбом / составитель Л. Н. Снытко. Иркутск: Изд-во ИОХМ, 2009. 237 с.

5. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX века. Новосибирск: Наука, 1974. 252 с.

6. Кошман Л. В. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М.: РОССПЭН, 2008. 447 с.

7. Ларева Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX начала XXI века: научное издание. Иркутск: Принт Лайн, 2015. 615 с.

8. Лыхин Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2002. 336 с.

9. Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2000. 412 с.

10. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. 542 с.

11. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 274 с.

12. Тихонова Л. В. Резцом и кистью: очерк жизни и творчества художника Б. И. Лебединского. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. 112 с.

13. Ткачев В. В. К вопросу об организации просветительской деятельности сибирского областного агитпоезда в 1921 г. на территории Иркутской губернии // Сетевой электронный научно-публицистический журнал «Российский хороший журнал». 2020. № 2 (4). С. 81-89. https://doi.org/10.24411/2658-5472-2020-10008

14. Фатьянов А. Д. Судьба сокровищ. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967.

168 с.

15. Фатьянов А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 192 с.

16. Чирков В. Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв. Словарь-указатель в 2-х т. Т.1. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2014. 1648 с.

17. Шахеров В. П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.

18. Шахеров В. П. Роль купечества в становлении художественной жизни городов Байкальской Сибири в конце XVШ-XIX вв. // Материалы научной конференции «Сукачевские чтения - 2020». Иркутск: Изд-во ИОХМ, 2020. С. 1422.

References

1. GAIO (Gosudarstvennyy arkhiv Irkutskoy oblasti) (SAIR (State Archives of the Irkutsk Region)). F. 293. Op. 1. D. 282. L. 20.

2. GAIO (SAIR). F. 293. Op. 1. D. 315. L. 8.

3. GAIO (SAIR). F. 197. Op. 1. D. 4. L. 6.

4. Zaveshchano potomkam: khudozhestvennaya kollektsiya V. P. Sukacheva v Irkutske: khudozhestvennyy al'bom (Bequeathed to descendants: art collection of V. P. Sukachev in Irkutsk: art album) / compl. by L. N. Snytko. Irkutsk: izd-vo IOKHM, 2009. 237 p.

5. Kopylov A. N. Ocherki kul'turnoy zhizni Sibiri XVII - nachala XIX veka (Essays on the cultural life of Siberia in the 17th - early 19th centuries). Novosibirsk: Nauka, 1974. 252 p.

6. Koshman L. V. Gorod i gorodskaya zhizn' XIX stoletiya: sotsial'nyye i kul'turnyye aspekty (City and urban life of the XIX century: social and cultural aspects). Moscow: ROSSPEN, 2008. 447 p.

7. Lareva T. G. Istoriya izobrazitel'nogo iskusstva Pribaykal'ya XX nachala XXI veka: nauchnoye izdaniye (History of the fine arts of the Baikal region of the XX beginning of the XXI century: scientific edition). Irkutsk: Print Line, 2015. 615 p.

8. Lykhin Yu. P. Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska (pervaya chetvert' XX veka) (Artistic life of Irkutsk (first quarter of the XX century)). Irkutsk: AEM «Taltsy», 2002. 336 p.

9. Lykhin Yu. P., Kryuchkova T. A. Ikonopistsy, mastera i khudozhniki Irkutska (XVII vek - 1917 god). Biobibliograficheskiy slovar' (Icon painters, craftsmen and artists of Irkutsk (17th century - 1917). Biobibliographic Dictionary). Irkutsk: AEM «Taltsy», 2000. 412 p.

10. Romanov N. S. Letopis' goroda Irkutska za 1881-1901 (Chronicle of the city of Irkutsk for 1881-1901). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1993. 542 p.

11. Romanov N. S. Letopis' goroda Irkutska za 1902-1924 (Chronicle of the city of Irkutsk for 1902-1924). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1994. 274 p.

12. Tikhonova L. V. Reztsom i kist'yu: ocherk zhizni i tvorchestva khudozhnika B.I. Lebedinskogo (With a cutter and a brush: a sketch of the life and work of the artist B.I. Lebedinsky). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1983. 112 p.

13. Tkachev V. V. K voprosu ob organizatsii prosvetitel'skoy deyatel'nosti sibirskogo oblastnogo agitpoyezda v 1921 g. na territorii Irkutskoy gubernii (On the organization of the educational activities of the Siberian regional propaganda train in 1921 on the territory of the Irkutsk province) // Rossiyskiy khoroshiy zhurnal. 2020. № 2 (4). p. 81-89. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2658-5472-2020-10008

14. Fatyanov A. D. Sud'ba sokrovishch (The fate of treasures). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1967. 168 p.

15. Fatyanov A. D. Khudozhniki, vystavki, kollektsionery Irkutskoy gubernii (Artists, exhibitions, collectors of the Irkutsk province). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1995. 192 p.

16. Chirkov V. F. Izobrazitel'noye iskusstvo Sibiri XVII - nachala XXI vv. Slovar'-ukazatel' v 2-kh t. (The Fine Arts of Siberia of the 17th - early 21st centuries. Dictionary-index in 2 volumes). T.1. Tobolsk: Obshchestvennyy blagotvoritelnyy fond «Vozrozhdeniye Tobolska», 2014. 1648 p.

17. Shakherov V. P. Irkutsk kupecheskiy: istoriya goroda v litsakh i sud'bakh (Merchant Irkutsk: the history of the city in persons and destinies). Khabarovsk: Izdatelskiy dom «Priamurskiye vedomosti», 2006. 176 p.

18. Shakherov V. P. Rol' kupechestva v stanovlenii khudozhestvennoy zhizni gorodov Baykal'skoy Sibiri v kontse XVIII-XIX vv (The role of merchants in the formation of the artistic life of the cities of Baikal Siberia at the end of the XVIII-XIX centuries). // Materialy nauchnoy konferentsii «Sukachevskiye chteniya -2020» (Materials of the scientific conference «Sukachev Readings - 2020»). Irkutsk: izd-vo IOKHM, 2020. p. 14-22.

Сведения об авторе

Ткачев Виталий Викторович - аспирант 2 года обучения исторического

факультета Иркутского государственного университета. Занимается

изучением проблем истории Сибири, музеологии, истории городской

культуры и искусства Байкальской Сибири. Автор более 70 научных работ.

ORCID: 0000-0002-1057-3270

Тел.: 89647522016;

E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

About the author

Tkachev Vitaliy Viktorovich - 2-year post-graduate student of the Faculty of History, Irkutsk State University. Engaged in the study of problems of the history of Siberia, museology, the history of urban culture and art of Baikal Siberia. Author of more than 70 scientific papers. E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.