Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СИБИРСКИХ ВЫСТАВКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА'

УЧАСТИЕ ПОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СИБИРСКИХ ВЫСТАВКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев В.В.

Статья посвящена выставкам польских художников в Байкальской Сибири второй половины XIX - начала XX вв. Устроителями этих мероприятий были местные общественные организации. Анализируются исторические источники из фондов Государственного архива Иркутской области: учредительные и сопроводительные документы, планы и сметы, каталоги, афиши, пригласительные билеты, воспоминания и переписка художников, периодическая печать и т. д. Привлечение широкого круга документов дает возможность изучить с разных сторон организацию художественных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF POLISH ARTISTS IN SIBERIAN EXHIBITIONS OF THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article examines the history of holding of art exhibitions of Polish masters by public organizations of Baikal Siberia in the second half of the 19th - early 20th centuries. Historical sources from the funds of the State Archives of the Irkutsk Region are analyzed: constituent and accompanying documents of public organizations, plans and estimates, catalogs of exhibitions, posters, invitations, memoirs and correspondence of artists, sources of periodicals, etc. The involvement of a wide range of documents makes it possible to study from different sides the process of organizing artistic events.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СИБИРСКИХ ВЫСТАВКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА»

УДК 94(571.53/.54)

УЧАСТИЕ ПОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СИБИРСКИХ ВЫСТАВКАХ ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

В. В. Ткачев

Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Российская Федерация)

Статья посвящена выставкам польских художников в Байкальской Сибири второй половины XIX — начала XX вв. Устроителями этих мероприятий были местные общественные организации. Анализируются исторические источники из фондов Государственного архива Иркутской области: учредительные и сопроводительные документы, планы и сметы, каталоги, афиши, пригласительные билеты, воспоминания и переписка художников, периодическая печать и т. д. Привлечение широкого круга документов дает возможность изучить с разных сторон организацию художественных событий.

Ключевые слова: история Сибири, городская культура, художественная жизнь, художественные выставки, общественное мнение, периодическая печать.

Финансирование: Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-21-322 «Художественная жизнь в городах Байкальской Сибири второй половины XIX — начала XX вв.: история и особенности развития».

PARTICIPATION OF POLISH ARTISTS IN SIBERIAN EXHIBITIONS OF THE SECOND

HALF OF THE XIX — EARLY XX CENTURIES

V. V. Tkachev

Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation)

The article examines the history of holding of art exhibitions of Polish masters by public organizations of Baikal Siberia in the second half of the 19th — early 20th centuries. Historical sources from the funds of the State Archives of the Irkutsk Region are analyzed: constituent and accompanying documents of public organizations, plans and estimates, catalogs of exhibitions, posters, invitations, memoirs and correspondence of artists, sources of periodicals, etc. The involvement of a wide range of documents makes it possible to study from different sides the process of organizing artistic events.

Keywords: history of Siberia, urban culture, artistic life, art exhibitions, public opinion, periodicals.

Financing: The research was supported by Irkutsk State University, project N 091-21-322 «Artistic life in the cities of Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries: history and features of development»

Введение. Цель работы — изучение выставок польских художников, которые проводили общественные организации Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. Задачи: исследовать жизнь и творчество авторов; исторические источники с записями об их пребывании в регионе. Используются документы фондов В. В. Фалинского (Ф. Р-3518), ВосточноСибирского отдела Русского географического общества (Ф. 293), Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии (Ф. 197), Государственного архива Иркутской области. Анализируются периодическая печать, учредительные и сопроводительные документы по деятельности творческих, общественных объединений, каталоги по выставкам и т. д.

Вопросы развития художественного пространства Байкальской Сибири второй половины XIX — начала XX вв. рассматривали многие историки [1]. Соответствующая информация есть в научных трудах А. Д. Фатьянова, Б. С. Шостаковича, П. Д. Муратова, Ю. П. Лыхина, В. Ф. Чиркова и других исследователей из Иркутска, Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ. Особенно стоит выделить работы А. Д. Фатьянова, который проанализировал широкий круг источников: письма, официальные документы творческих организаций и т. д. В книгах «Судьба сокровищ» (1967 г.) и «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» (1995 г.) автор пишет о появлении картин польских мастеров в Иркутском областном художественном музее В. П. Сукачева, о творчестве Станислава Евгеньевича Вронского и Юзефа Беркмана и многих других [2, 3].

Польское движение в Сибири изучали и продолжают изучать иркутские историки. Так Б. С. Шостакович определил влияние польских авторов на формирование художественного пространства Байкальской Сибири [4]. Иркутский историк изучал центральные и местные архивы. Многие источники были опубликованы и проанализированы, однако не все живописные полотна досконально исследованы. Остаются неопределенными датировка и авторство картин, рисунков, история их создания.

Основная часть. Одно из важных условий в проведении любого художественного события — распространение информации о нем [5]. Необходимо заинтересовать потенциальных посетителей, рассказать самое важное и интересное. Для этого использовали статьи, афиши и объявления в сибирских газетах [6, 7]. В более ранних статьях автора данной работы главным условием поддержания деятельности творческого объединения названо создание пространства, благоприятствующего культурному обмену, приобщению к искусству и его пониманию [8]. В процессе создания такого пространства и организации художественных мероприятий возникают проблемы: недостаток финансирования, противоречия в отношениях власти и общества и т. д. В городах Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. складываются благоприятные условия для проведения художественных мероприятий: выставок, лекций, экскурсий в залах общественных собраний, музеев, галерей, учебных заведений. Количество посетителей увеличивалось с каждым годом [9].

В издании «Влияние общественных условий во все отрасли культурной жизни» (1905) приводятся рассуждения немецкого ученого Якова Штерна [10]: «Цель культуры — поощрение и поднятие всеобщего благосостояния посредством человеческой деятельности. Но культурное движение только тогда может приблизиться к этой цели, если оно вступит на верную дорогу, а это случится только тогда, если люди знают пути, которые ведут к этой цели, — знание, и, если они желают пойти по ним, — мораль. Но к знанию и желанию присоединяется еще возможность, которая обусловливается общественным строем, условиями существования»1.

Я. Штерн много писал о том, что жителям необходимо больше рассказывать об искусстве и привлекать их к культурным событиям. По его мнению, действия невежественных или заблуждающихся людей неправильны и вредят развитию общественного благосостояния: «Если их нравы испорчены и одни разрушают счастье других ради собственной выгоды; если господствуют ложь, лицемерие, рабский дух, беспринципность и бесхарактерность, насилие и несправедливость, то от этого неминуемо должны страдать все отрасли культуры. Если общественные условия таковы, что нужда и забота тяжело угнетают людей, что эффективно действует экономическая борьба всех против всех, а законодательство оберегает скорее интересы отдельных классов, чем интересы общие, то культурный организм должен страдать вследствие

1 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 1. Л. 3

этого всеми своими членами. Общественные условия сильно влияют на всю культурную жизнь. Вся культурная жизнь коренится в общественных условиях и в значительной степени обусловливается ими» 1.

В фонде В. В. Фалинского Государственного архива Иркутской области сохранились записи о пребывании польских художников в Байкальской Сибири. Известно то, что Станислав Евгеньевич Вронский и Юзеф Беркман открыли в 1870-е гг. в Иркутске художественную студию. Данное событие зафиксировал в своих записях старший редактор издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде Б. Сурис. В переписке с А. Д. Фатьяновым он отмечает: «Юзеф Беркман поселяется в 1870 г. в Иркутске, где совместно с Станиславом Вронским основывает художественную мастерскую, пользовавшуюся большой популярностью у местных жителей. В 1877 г. перебрался в Нижний Новгород»2.

В картинах Юзефа Беркмана отражена история сибирского региона второй половины XIX — начала XX вв. Юзеф Беркман (1838-1919) — польский живописец. С 1870 по 1877 гг. мастер находился на поселении в г. Иркутске. Стоит отметить такие полотна, как «По Московскому тракту» (1877), «Тройка» (1877), «Всадник с двумя лошадьми» (1877), «Въезд в Иркутск великого князя Алексея Александровича», «Выезд его величества из Иркутска», «Четверка» (1914), «Почта ссыльных поляков на Ангаре» (1915), «Могила Серошевского». Они создают особый образ региона: пейзажей, населенных пунктов, встречавшихся на Московском тракте.

Станислав Евгеньевич Вронский (1840-1898) — известный польский живописец и график. Как активист польского освободительного восстания 1863-1864 гг. был арестован и приговорен к каторжным работам в Сибири. Известно, что художник принял участие в первой публичной иркутской сельскохозяйственной и мануфактурно-ремесленной выставке в 1868 году. Он представил живописное полотно «Вид Дарасунских минеральных вод». Присоединившись к научным экспедициям Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, запечатлел многие населенные пункты Байкальской Сибири. Сохранились его работы: «Река Иркут» (1888), «Переправа через Утулик» (1890), «Дорога по реке Ингоде» (1882) и т. д.

В начале XX в. польские мастера участвовали в выставках, привлекших много посетителей. Интерес общественности можно объяснить тем, что авторы показали свой уникальный взгляд на особенности Байкальского региона, создали его художественный образ. Повседневный уклад жизни сибиряков обретал значимость как элемент единой российской культуры. Уже отмечалось, что полотна зафиксировали некоторые реалии, связанные с Московским трактом, и это позволяет отнести их к исторической живописи и изобразительным источникам.

Свидетельства об организации выставок, где демонстрировались работы польских художников, сохранились в региональной периодической печати. В 1900 году газета «Восточное обозрение» сообщала: «В зале Общественного собрания по Амурской улице состоялась художественная выставка имеющихся в Иркутске произведений искусства. Выставка была организована по инициативе А. П. Богословского и других членов кружка любителей живописи, образовавшегося при Обществе любителей музыки и литературы осенью 1899 года. Были показаны произведения русских и европейских мастеров: И. К. Айвазовского, М. М. Антокольского, А. Г. Варнека, А. И. Корзухина, К. Е. Маковского, С. Тончи, Л. Хофелиха, Р. Шульце, работавших в Восточной Сибири в 1870-1880-х гг. польских ссыльных С. Вронского и Ю. Беркмана, лейтенанта Ф. М. Белкина и др. Кроме того, в выставке участвовали своими работами местные художники и любители: Н. И. Верхотуров, М. И. Зязин, А. И. Кузнецов,

1 Там же. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 9. Л. 12.

2 ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 602. Л. 2.

В. Г. и И. Г. Шешуновы. Выставка вызвала большой резонанс в городе и охотно посещалась публикой. Только за первые три дня на ней побывало более 550 человек. К выставке был издан каталог»1.

Газета «Сибирь» в 1915 году писала: «В 1 -м Общественном собрании состоялась благотворительная художественная выставка в пользу Иркутского Комитета по оказанию помощи семьям запасных нижних чинов и ратников ополчения, призванных на военную службу. Выставка состояла из двух отделов. 1-й отдел (119 экспонатов) был собран из картин и лучших копий русских и иностранных художников, являвшихся собственностью иркутян — И. Ф. Астраханцева,

B. Н. Булатова, И. С. Бургардта, К. К. Грюнберга, А. С. Добротворского, Н. П. Еракова, Л. С. Зисмана, И. Ф. Исцеленнова, Е. С. Кашкаровой, Е. Н. Кузнецовой, Н. П. Курбатова, А. Л. Левентона, М. М. Лоскутова, О. К. Мейсселя, А. Н. Переломова, С. М. Полетика, Н. И. Преображенского, Г. И. Русанова, И. С. Харченко, Б. Г. Эренбурга и др. 2-й отдел (90 экспонатов) — из произведений, выставленных на продажу. В том и особенно другом отделах было много картин местных и сибирских художников: Л. П. Базановой, Ю. Беркмана, И. С. Бургардта, В. Д. Вучичевича-Сибирского, Г. И. Гуркина, Н. И. Исцеленнова, К. Н. Каля, И. Г. Козлова, Н. В. Лодейщикова, В. И. Лукина, А. Ф. Лытнева, А. В. Овчинникова,

C. М. Полетика, К. И. Померанцева, З. А. Рокачевского, А. А. Сахарова, Б. Д. Травина, Н. М. Чистякова, В. Г. и И. Г. Шешуновых»2.

Заключение. Таким образом, польские мастера в Байкальской Сибири создавали живописные полотна, которые раскрывали историю региона во второй половине XIX — начале XX вв. С их работами могла познакомиться широкая общественность, так как выставки были весьма популярны. Жизнь и творчество Станислава Евгеньевича Вронского и Юзефа Беркмана все еще не изучены в полной степени. Для реконструкции событий прошлого необходимо найти больше источников. Пока же их недостаточно. Привлечение к исследованию личных архивов родственников польских художников поможет лучше раскрыть тему.

Библиографический список

1. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX — начала XX веков / В. П. Шахеров, Н. И. Гаврилова, И. Л. Дамешек [и др.]. — Иркутск : Оттиск, 2019. — 612 с.

2. Фатьянов, А. Д. Судьба сокровищ / А. Д. Фатьянов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1967. — 112 с.

3. Фатьянов, А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии / А. Д. Фатьянов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1995. — 192 с.

4. Шостакович, Б. С. Политические ссыльные поляки и декабристы в Сибири // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. — февраль 1917 г.). Вып. 1. / Б. С. Шостакович. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 1973. — С. 243-295.

5. Лыхин, Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.) / Ю. П. Лыхин. — Иркутск : Архитект.-этнограф. музей «Тальцы», 2002. — 334 с.

6. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / Н. С. Романов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 559 с.

7. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Н. С. Романов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1993. — 542 с.

1 ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 7. Л. 17.

2 ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.

8. Ткачев, В. В. Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и гражданской войны (1917-1920 гг.) / В. В. Ткачев // История и современность. — 2020. — № 2 (36). — С. 96-107.

9. Паликова, Т. В. Формирование музейного пространства городов Забайкалья рубежа XIX-ХХ веков / Т. В. Паликова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2020. — № 1. — С. 148-154.

10. Ларева, Т. Г. Художники Иркутска: иллюстрированный альбом творчества художников / Т. Г. Ларева. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 416 с.

Об авторе:

Ткачев Виталий Викторович, аспирант кафедры «История России» исторического факультета Иркутского государственного университета (664025, РФ, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

About the Author:

Tkachev, Vitaliy V., Postgraduate student, Department of History of Russia, Department of History, Irkutsk State University (2, Chkalova St., Irkutsk, 664025, RF), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.