Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ "ВОСТОЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ" И "СИБИРЬ" ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В.'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ "ВОСТОЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ" И "СИБИРЬ" ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ВЫСТАВКИ / МУЗЕИ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

В статье представлена художественная жизнь городского общества Иркутской губернии второй половины XIX - начала XX в. Проводится анализ газет «Восточное обозрение» и «Сибирь», которые раскрывают основные этапы развития художественного пространства в регионе. Определяется степень участия авторов статей в формировании общественного мнения о предметах изобразительного искусства, художественных выставках, общественной и творческой деятельности мастеров и других проблемах. В исследовании отмечается то, что источники периодической печати раскрывали с разных сторон творческие мероприятия мастеров: выставки, встречи, лекции, исторические события. В периодической печати обсуждались ключевые моменты, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии. Используется комплексный подход при анализе статей, что помогает определить ценностные ориентиры городского общества в искусстве. Газеты, с одной стороны, отражали участие художников в создании иллюстративных материалов, картин, а с другой - подробно описывали результаты проведения художественных выставок, реакцию посетителей на живописные полотна. События второй половины XIX - начала XX в. способствовали развитию общественного мнения об искусстве, творчестве известных мастеров. Благодаря знакомству жителей с картинами, постепенно расширялся круг знаний о культуре Российской империи, а у художников появилась возможность реализовать свои творческие способности, используя разные методы и приёмы. Было замечено то, что искусство формировало у общества интерес к актуальным социальным проблемам. Жителей Иркутской губернии волновали социальные, политические, экономические, культурные перемены, которые происходили во второй половине XIX - начале XX в. Определено значение источников периодической печати для изучения художественной жизни городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC LIFE OF THE URBAN SOCIETY OF THE IRKUTSK PROVINCE ON THE PAGES OF THE NEWSPAPERS “VOSTOCHNOE OBOZRENIE” AND “SIBERIA” OF THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

The article presents the artistic life of the urban society of the Irkutsk province in the second half of the 19th - early 20th centuries. Author analyzes articles from the newspapers “Vostochnoye Obozreniye” and “Siberia”, which reveal the main stages in the development of artistic space in the region. The degree of participation of editors in the formation of public opinion about objects of fine art, art exhibitions, and public activities of masters and other problems is determined. The study notes that the sources of periodicals revealed the creative events of the masters from different sides: exhibitions, meetings, lectures, historical events. The articles exposed the opinions of both editors and participants in the events. The periodicals discussed the key points related to the artistic life of the Irkutsk province. An integrated approach is used in the analysis of articles, which helps to determine the value orientations of urban society in art. Newspapers, on the one hand, reflect the participation of artists in the creation of illustrative materials, and on the other hand, describe the results of art exhibitions, the reaction of visitors to paintings. Events of the late 19th - early 20th centuries contributed to the development of public opinion on art and work of famous masters. The horizons of knowledge about the culture of the Russian Empire were gradually expanded, and the artists appeared the new opportunity to realize their creative abilities by using different methods and techniques,. The society showed interest in topical social problems. Residents of the Irkutsk province were worried about the social, political, economic, cultural changes that took place in the second half of the 19th - early 20th centuries. The importance of the sources of periodicals for the study of the artistic life of the urban space is determined.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ "ВОСТОЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ" И "СИБИРЬ" ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В.»

Оригинальная статья / Original article УДК 94(57)

DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2021-3-172-180

Художественная жизнь городского общества Иркутской губернии на страницах газет «Восточное обозрение» и «Сибирь» второй половины XIX - начала XX в.

© В.В. Ткачев

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация: В статье представлена художественная жизнь городского общества Иркутской губернии второй половины XIX - начала XX в. Проводится анализ газет «Восточное обозрение» и «Сибирь», которые раскрывают основные этапы развития художественного пространства в регионе. Определяется степень участия авторов статей в формировании общественного мнения о предметах изобразительного искусства, художественных выставках, общественной и творческой деятельности мастеров и других проблемах. В исследовании отмечается то, что источники периодической печати раскрывали с разных сторон творческие мероприятия мастеров: выставки, встречи, лекции, исторические события. В периодической печати обсуждались ключевые моменты, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии. Используется комплексный подход при анализе статей, что помогает определить ценностные ориентиры городского общества в искусстве. Газеты, с одной стороны, отражали участие художников в создании иллюстративных материалов, картин, а с другой - подробно описывали результаты проведения художественных выставок, реакцию посетителей на живописные полотна. События второй половины XIX - начала XX в. способствовали развитию общественного мнения об искусстве, творчестве известных мастеров. Благодаря знакомству жителей с картинами, постепенно расширялся круг знаний о культуре Российской империи, а у художников появилась возможность реализовать свои творческие способности, используя разные методы и приёмы. Было замечено то, что искусство формировало у общества интерес к актуальным социальным проблемам. Жителей Иркутской губернии волновали социальные, политические, экономические, культурные перемены, которые происходили во второй половине XIX - начале XX в. Определено значение источников периодической печати для изучения художественной жизни городского пространства.

Ключевые слова: история Сибири, Иркутская губерния, городская культура, городское общество, художественная жизнь, периодическая печать, выставки, музеи, коллекционирование, общественное мнение

Благодарности: Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-21-322 «Художественная жизнь в городах Байкальской Сибири второй половины XIX -начала XX в.: история и особенности развития».

Для цитирования: Ткачев В.В. Художественная жизнь городского общества Иркутской губернии на страницах газет «Восточное обозрение» и «Сибирь» второй половины XIX - начала XX в. // Известия Лаборатории древних технологий. 2021. Т. 17. № 3. С. 172-180. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2021-3-172-180

Artistic life of the urban society of the Irkutsk province on the pages of the newspapers "Vostochnoe obozrenie" and "Siberia" of the second half of the XIX - beginning of XX centuries

© Vitaliy V. Tkachev

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

Abstract: The article presents the artistic life of the urban society of the Irkutsk province in the second half of the 19th - early 20th centuries. Author analyzes articles from the newspapers "Vostochnoye Obozreniye" and "Siberia", which reveal the main stages in the development of artistic space in the region. The degree of participation of editors in the formation of public opinion about objects of fine art, art exhibitions, and public activities of masters and other problems is determined. The study notes

that the sources of periodicals revealed the creative events of the masters from different sides: exhibitions, meetings, lectures, historical events. The articles exposed the opinions of both editors and participants in the events. The periodicals discussed the key points related to the artistic life of the Irkutsk province. An integrated approach is used in the analysis of articles, which helps to determine the value orientations of urban society in art. Newspapers, on the one hand, reflect the participation of artists in the creation of illustrative materials, and on the other hand, describe the results of art exhibitions, the reaction of visitors to paintings. Events of the late 19th - early 20th centuries contributed to the development of public opinion on art and work of famous masters. The horizons of knowledge about the culture of the Russian Empire were gradually expanded, and the artists appeared the new opportunity to realize their creative abilities by using different methods and techniques,. The society showed interest in topical social problems. Residents of the Irkutsk province were worried about the social, political, economic, cultural changes that took place in the second half of the 19th - early 20th centuries. The importance of the sources of periodicals for the study of the artistic life of the urban space is determined.

Keywords: history of Siberia, Irkutsk province, urban culture, urban society, artistic life, periodicals, exhibitions, museums, collecting, public opinion

Acknowledgements: The research was supported by Irkutsk State University, project N 091-21-322 "Artistic life in the cities of Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries: history and features of development".

For citation: Tkachev V.V. (2021) Artistic life of the urban society of the Irkutsk province on the pages of the newspapers "Vostochnoe obozrenie" and "Siberia" of the second half of the XIX - beginning of XX centuries. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 17. No. 3. P. 172-180. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2021-3-172-180

В современной исторической науке особое значение придается источникам периодической печати, которые фиксировали изменения в художественном пространстве Иркутской губернии. Они отражали, с одной стороны, события, связанные с городской жизнью, с другой - передавали впечатления, мнения участников мероприятий. Правильный подход в проведении подробного анализа источников периодической печати при изучении художественной жизни Иркутской губернии даёт возможность определить ценностные ориентиры в городском обществе, роль предметов изобразительного искусства в жизни людей, значение творческой и общественной деятельности мастеров в регионе.

В статьях газет «Восточное обозрение» и «Сибирь» отмечалось, что творческая интеллигенция городской среды активно включается в художественное пространство Иркутской губернии. В городском обществе они нашли своё главное место как носители культуры, определённых взглядов, исследователи региона, реставраторы и педагоги. Жители городов уважительно относились к творческим людям, обращались к ним за советами, заказывали портреты и пейзажи для своих домов, помогали в приобретении необхо-

димых материалов. Художники много времени уделяли совершенствованию своего образования. В учебных заведениях проводились дополнительные занятия по определенной тематике, а лучших учеников отправляли знакомиться с центральными художественными школами Российской империи.

Мастера выражали свои взгляды через произведения искусства: портреты, городские пейзажи и т. д. Многие проблемы ими поднимались и на встречах с местной властью на общественных собраниях. Художники стремились улучшить своё положение в обществе. Они хотели создать творческие объединения, определиться с местом для показа своих живописных работ, создать городские галереи и музеи. Также поднимали вопрос о необходимости улучшить сферу художественного образования. Многие аспекты, связанные с развитием художественной жизни Иркутской губернии, участием в мероприятиях представителей творческой интеллигенции, можно найти в источниках периодической печати.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Иркутской губернии просветительской деятельностью активно занимались творческие организации. Они охватывали разные культурные сферы:

искусство, театр, кино. В данный период выпускались и газеты «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористический еженедельник «Сибирский альманах» и другие. В них не только освещались художественные мероприятия, которые проходили в Иркутской губернии, но и показывались работы мастеров через тематические иллюстрации. Такие изображения передавали события, которые авторы видели в действительности. На основе источников периодической печати можно представить процесс изменения взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки, изобразительное искусство. Общество активно подключалось к обсуждению разных социальных, культурных, политических, экономических проблем.

Исследование охватывает период второй половины XIX - начала XX в. Была изучена организация творческого пространства; проведение художественных выставок; история формирования представлений жителей городов об искусстве. Целью исследования было на основе изучения периодической печати представить художественную жизнь Иркутской губернии и историю развития взглядов жителей региона на художественные выставки во второй половине XIX - начале XX в. В качестве задач исследования было намечено: определить значение деятельности художников в создании журналов, газет; проследить историю отражения в периодической печати организацию и проведение мероприятий, связанных с художественной жизнью региона.

Историю развития взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки и мероприятия во второй половине XIX - начале XX в., художественное пространство региона изучали исследователи разных научных направлений (Па-ликова, 2007; Паликова, 2008; Паликова, 2020). Многие историки сосредотачивали своё внимание на изучении фондов. Художественные коллекции музеев изучали: А.Д. Фатьянов, В.В. Фалинский, Л.Н. Снытко, Т.А. Крючкова и т. д. (Фатьянов, 1967; Фатьянов, 1990; Фатьянов, 1995; Тихонова, 1983; Турунов, 1938). Историю развития художествен-

ной жизни городов Восточной Сибири представили в своих работах: П.Д. Муратов, Л.Н. Малкина, Ю.П. Лыхин, Т.Г. Ларева и другие (Лыхин, 2002; Ларева, 2015; Малкина, 2007; Муратов, 1974; Копылов, 1974; Кошман, 2008). Экономические и культурные стороны региона изучают: Н.И. Гаври-лова, В.П. Шахеров и т. д. (Шахеров, 2006; Шахе-ров, 2013). Исследователи обращались ко многим историческим источникам. Особенно подробно изучали источники личного происхождения. Рассматривали они и материалы периодической печати. К сожалению, многие фрагменты статей из газет, которые публиковали в своих работах историки, не были в полной степени проанализированы. Авторы давали определённую характеристику статей, раскрывали вопросы об исторических событиях в тот период. Вопросы же более глубокие - такие как предпочтения жителей в направлениях искусства, ценностные ориентиры и особенности развития художественного пространства не были рассмотрены. Также стоит отметить, что сами редакторы газет и их авторы участвовали в определении путей развития общественного мнения об искусстве. Так, о художественных выставках во второй половине XIX - начале XX в. писали в газетах «Восточное обозрение» и «Сибирь»1. Многие авторы публикаций критиковали мероприятия, указывали на недостатки, неэффективность события для публики и наоборот отмечали положительные стороны. Особенно редакторы постоянно стремились найти уникальные мероприятия, которые вызывали большой интерес для городского общества (Государственная власть и общество..., 2019. С. 370).

Таким образом, несмотря на обширные исследования по истории живописи в Сибири и в Иркутске, историки подробно не изучают особенности формирования взглядов жителей Иркутской губернии на мероприятия, связанные с художественной жизнью региона второй половины XIX -начала XX в. В полной степени не изучены источ-

1 Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год) : биобиблиографический словарь. Иркутск: Архитектур.-этнограф. музей «Тальцы», 2000. 408 с.

ники периодической печати: газеты, журналы. При анализе таких исторических источников необходимо использовать комплексный подход, чтобы выявить механизмы, закономерности в определении основных этапов развития художественного пространства, ценностных ориентиров городского общества, общественного мнения о предметах изобразительного искусства.

Художники активно участвовали в работе по выпуску разных газет, журналов. Так, выходили с тематическими рисунками номера юмористического еженедельника «Сибирский альманах», в котором чётко отражались страницы истории региона: политические, экономические, культурные изменения. Также известно то, что В.П. Линкевич создавал литографии для «Сибирской газеты для всех», юмористического еженедельника «Сибирский альманах». В одном из номеров еженедельника читатель может увидеть рисунки художника, выполненные в направлении шаржа: «Иркутск, Большая ул. В 5 час. Вечера» (1908), «Концерт -спектакль в Общественном Собрании 25 марта» (1908), «К возобновлению экзаменов» (1908) и другие (Романов, 1993; Романов, 1994). Использование шаржа в юмористических журналах было распространённым явлением в начале XX в. Через карикатуры мастера показывали реальную жизнь и те проблемы, с которыми сталкивалось общество. Они отражали взгляды народа на происходящие события и в общественной, и в художественной жизни Иркутской губернии. Многие другие художники тоже участвовали в оформлении газет и журналов, что сильно привлекало внимание читателей к актуальным проблемам действительности.

Во второй половине XIX - начале XX в. газеты «Восточное обозрение» и «Сибирь» освещали разнообразные мероприятия, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии, - выставки, творческую и общественную деятельность мастеров, лекции и экскурсии, тематические встречи, организацию и проведение концертов и праздников, развитие образования в сфере искусства и т. д. Периодическая печать раскрывала значение художественных мероприятий, выставок

для развития общества и общественных взглядов на искусство.

Газета «Восточное обозрение» активно отражала культурную сферу региона. На её страницах обсуждались новые постановки спектаклей в городском театре, общественные мероприятия и праздники. Также размещались объявления о том, где и когда состоятся очередные собрания творческих объединений. В одном из номеров газеты «Восточное обозрение» за 6 января 1900 г. было опубликовано объявление: «Правление иркутского общества любителей музыки и литературы покорнейше просить гг. членов общества пожаловать на общее собрание, назначенное в помещении общественного собрания в субботу 8 января, в 7 часов вечера, для выслушивания доклада председателя правления об изменившихся отношениях общества к музыкальной теме А.А. Гинита-Иилсудскаго и для дополнительных выборов кандидатов по членам правления. Если к назначенному часу достаточного по уставу числа членов общества не соберётся, в субботу 15 января, в 7 час. вечера, назначается вторично общее собрание, на котором вопросы будут решены наличным числом членов общества. Председатель правления Н. Оглоблин» (В общественном собрании // Восточное обозрение. Иркутск. 1900. № 3. 6 янв.).

Во многих статьях говорилось о том, как устраивались в городе тематические вечера и концерты. В оформлении торжественных залов участвовали известные мастера того времени. В 1900 г. в газете «Восточное обозрение» рассказывалось, как в зале частной музыкальной школы А.Ю. Гини-ты-Пилсудского по воскресным и праздничным дням проводились спектакли, концерты и свадьбы. Оформлением помещения занимался известный художник (в будущем член Императорской Академии Художеств) Н.И. Верхотуров. Мастер выполнял заказы, писал картины, занимался и преподавательской деятельностью. Известно, что совместно с М.А. Рутченко-Короткоручко он открыл рисовальную школу в Иркутске. В апреле 1900 г. Николай Иванович принимал участие в городской художественной выставке, где пред-

ставил свои работы: портреты А.П. Богословского,

B.В. Оглоблина и др., а также несколько этюдов. Его деятельность активно освещалась в периодической печати, в том числе и в газете «Восточное обозрение». Авторы писали об общественной и творческой работе мастера. Отмечали роль Николая Ивановича в распространении народного образования (был членом общества распространения народного образования...), в изучении родного края.

На страницах газеты «Восточное обозрение» освещали открытие важных для городского общества художественных выставок. Так, 14-23 апреля 1900 г. в статье писали о том, что в зале Общественного собрания г. Иркутска состоялась художественная выставка имеющихся в городе произведений искусства. Организацией выставки занимался А.П. Боголюбский и другие представители кружка любителей живописи, образовавшегося при Обществе любителей музыки и литературы в 1899 г. В экспозиции были представлены работы как отечественных, так и зарубежных художников: И.К. Айвазовского, М.М. Антокольского, А.Г. Вар-нека, А.И. Корзухина, К.Е. Маковского, С. Тончи, Л. Хофелиха, Р. Шульца, польских ссыльных

C. Вронского и Ю. Беркмана, лейтенанта Ф.М. Белкина и др. Также указывалось, что в результате проведения выставки появилась возможность и местным художникам продемонстрировать свои творческие способности в разных направлениях искусства. Были представлены работы таких мастеров, как Н.И. Верхотуров, М.И. Зязин, А.И. Кузнецов, В.Г. и И.Г. Шешуновы. Данный фрагмент из статьи свидетельствует о том, что проведение важного для городского общества события вызвало большой интерес у посетителей. Редактор посредством статистики показывает, что выставка горожанам понравилась, так как только за первые три дня экспозицию посетили более 550 человек. Организаторы и мастера составили подробный каталог (Художественная выставка // Восточное обозрение. Иркутск. 1900. № 69. 23 апр.).

На страницах газеты «Восточное обозрение» приводились фрагменты из художественной жизни, связанные и с музейной деятельностью. Так, 8

апреля 1901 г. вышла заметка о том, что на Тихвинской площади, в самом центре Иркутска состоялось открытие «музея-паноптикума». В музее были представлены отделы: «художественно-скульптурный, исторический, научно-анатомический, большая художественная панорама и проч.». В панораме для публики демонстрировались «художественные картины», в том числе «всемирно-известная картина» «Нана» (по роману Э. Золя) работы художника Черепахина. Данное событие активно обсуждалось в городском обществе. Выражали своё мнение и профессиональные художники. Н.И. Верхотуров выступил с резкой критикой мероприятия в своей статье. Он оценил работы, как «балаганное малевание» и «лжехудожество».

Газета «Восточное обозрение» также отмечала резкий рост интереса городского общества к зарубежной живописи. В номере от 28-29 мая 1902 г. сообщалось, что в зале Общественного собрания г. Иркутска эффективно работала выставка французских гобеленов. В экспозиции были представлены цветные и однотонные гобелены. Они были «исполнены или в подражание старинным знаменитым гобеленам или сделаны по образцу картин знаменитых художников». Данная выставка получилась яркой, интересной, многие известные иркутяне желали приобрести гобелены для своих домов. Владельцы таких работ стремились не только их купить, но и как можно больше узнать о творчестве художников. Таким образом, происходил процесс приобщения городского общества к произведениям иностранных мастеров.

Во второй половине XIX - начале XX в. газета «Сибирь» также освещала на своих страницах события, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии. В статьях в большинстве случаев описывались художественные выставки известных мастеров, творческих объединений. Особенно после создания творческих организаций художников, газеты стараются раскрыть просветительскую роль художественных выставок для общества.

Во многих статьях авторы отмечают стремление местных художников создать своё творческое

объединение по примеру других регионов. Так происходило, когда общественность проводила выставки мастеров из разных городов, иркутяне начинали обсуждать планы создания своей организации (Ткачев, 2020). В очередном номере газеты «Сибирь» от 1910 г. сообщалось, что в малом зале Общественного собрания г. Иркутска работала «1-я сибирская передвижная выставка картин томских художников»: А.П. Базановой, В.Д. Ложкина, В.И. Лукина, Н.П. Никифорова, З.А. Рокачев-ского, П.Г. Тарасова, П.С. Тарского и Н.П. Ткаченко - членов возникшего в 1909 г. Томского общества любителей художеств. Одной из задач нового общества было объединение художественных сил Сибири. С этой целью Томское общество любителей художников решило организовать ряд периодических передвижных выставок сибирских художников в крупных центрах Сибири. Выставка томских художников в Иркутске стала первым шагом в реализации этой идеи. В организации выставки большую роль сыграл Г.Н. Потанин.

В дальнейшем источники периодической печати подробно описывают художественные выставки Иркутского общества художников. Так, в газете «Сибирь» от 20 марта 1915 г. говорится о том, что в Иркутске открылась первая выставка Иркутского общества художников. Автор статьи так описывает событие: «В Иркутске устраивается выставка картин недавно образовавшимся здесь «Обществом художников». Это первые шаги молодого общества и по многим причинам нельзя не пожелать этой новой общественной организации большого успеха» (Выставка картин // Сибирь. Иркутск. 1915. № 73. 12 апр.). Автор подчёркивает, что задачи искусства всеобъемлюще и невозможно полно проследить всех видов воздействия искусства на человека и формы его жизни и деятельности, так форма жизни отражается на росте и характере искусства, как и последнее служит творческим, действующим фактором и влияет на изменение формы быта.

Данный фрагмент показывает, что городское общество интересуется положением творческих объединений, следит за их активностью, проведением выставок. Для общественности было важ-

но, чтобы у мастеров получилось не только объединиться в одной организации, но и найти помещение для демонстрации своих работ. Обсуждались постоянно и живописные полотна художников.

Многие аспекты живописи авторы статей отражали в разных номерах. Так, в данном фрагменте от 20 марта 1915 г. определена позиция городского общества в художественной жизни Иркутской губернии. Искусство и живопись в своём воздействии обслуживает ни одни духовные, но через них и материальные нужды народа. Развитие вкуса, графических искусств находится под непосредственным влиянием живописи, а развитие в народе вкуса есть необходимое основание промышленного успеха. Главная задача Иркутского общества художников состояла в том, чтобы создать художественную галерею, которая будет способствовать развитию вкуса жителей Иркутской губернии в искусстве. Для выставки, организованной 20 марта 1915 г., В.Е. Маковский дал одну из любимых своих картин, являющуюся повторением картины, приобретённой Третьяковской галереей: «Варить варенье». Также в выставке активно приняли участие, по замечанию автора статьи, такие мастера, как Е.Е. Волков, Н.П. Бода-нов-Бельский, Н.К. Бодаревский, Н.Н. Дубовской, В.И. Зарубин, К.Е. Маковский. Старшина Петроградского общества художников И.А. Вельц, объединив художников своего общества, принял на себя ответственность по отправке картин в Сибирь. Далее автор отмечает: «Такое начало даёт возможность рисовать широкие перспективы устройства в близком будущем в Сибири сезонных и, в особенности, передвижных выставок «Товарищества Передвижных Художественных выставок», свято хранящего высокие заветы искусства» (Художественная выставка // Сибирь. Иркутск. 1915. № 67. 20 марта).

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. в Иркутской губернии активно просветительской деятельностью занимались творческие организации, мастера, образовательные учреждения. Важное место в описании художественных выставок, отражении взглядов жителей региона,

занимали источники периодической печати. Выпускались газеты «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», «Сибирский альманах» и другие. Они не только рассматривали художественные мероприятия, которые проходили в Иркутской губернии, но и показывали работы мастеров через тематические иллюстрации. Такие изображения передавали события, которые авторы видели в действительности. Согласно источникам периодической печати, можно говорить о том, что в обществе формировались определённые взгляды на просветительские мероприятия, художественные выставки и на произведения искусства.

Материалы периодической печати активно используют в своих исследованиях многие историки в качестве иллюстрации исторических событий, их подтверждения. В то же самое время более глубокий анализ статей газет не проводится. Используя комплексный метод, можно просмотреть разные стороны событий. Так, можно определить мнения участников процесса, самого автора статьи. Появляется возможность определить ценностные ориентиры городского общества того времени, предпочтения в искусстве.

Во второй половине XIX - начале XX в. газеты «Восточное обозрение» и «Сибирь» показывали разнообразные мероприятия, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии: выставки, творческую и общественную деятельность мастеров, лекции и экскурсии, тематические встречи, организацию и проведение концертов и праздников, развитие образования в сфере искусства и т. д. Периодическая печать раскрывала значение художественных мероприятий, выставок для развития общества и общественных взглядов на искусство. Многие авторы статей показывали положительные и отрицательные стороны исторических событий. Выражали свои пожелания и критические замечания в адрес организаторов этих мероприятий. В этом и заключается важность изучения источников периодической печати тех лет в современной исторической науке, что дает возможность эффективного, детального исследо-

вания разных сторон художественной жизни региона.

События второй половины XIX - начала XX в. способствовали развитию общественного мнения об искусстве, творчестве известных мастеров. Для жителей Иркутской губернии проводились выставки, просветительские мероприятия, экскурсии, работали музеи и частные галереи. В данный период формировалась система художественного образования. В результате знакомства горожан с искусством, постепенно расширялся кругозор знаний о культуре Российской империи. Для художников появлялась возможность реализовать свои творческие способности, участвуя в выставочных проектах. Появляется большое количество площадок для демонстрации посетителям живописных полотен. В процессе приобщения горожан к искусству, активно проявлялся интерес среди разных представителей общественности и к актуальным социальным проблемам. Жителей Иркутской губернии волновали социальные, политические, экономические, культурные перемены, которые происходили во второй половине XIX - начале XX в. Они читали свежие номера газет и журналов, где были представлены события, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии.

В результате исследования было отмечено то, что источники периодической печати по освещению вопросов художественной жизни остаются неизученными. Работа представила художественную жизнь городского общества Иркутской губернии второй половины XIX - начала XX в. Был проведён анализ статей из газет «Восточное обозрение» и «Сибирь», которые раскрывают основные этапы развития художественного пространства в регионе. В исследовании отмечается то, что источники периодической печати раскрывали с разных сторон творческие мероприятия мастеров: выставки, встречи, лекции, исторические события. Газеты и журналы, с одной стороны, отражали участие художников в создании иллюстративных материалов, а с другой - подробно описывали результаты проведения художественных выставок, реакцию посетителей на живописные полот-

на. События второй половины XIX - начала XX в. способствовали развитию общественного мнения об искусстве, творчестве известных мастеров. Определено значение источников периодической печати для изучения художественной жизни городского пространства.

Правильный подход в проведении подробного анализа источников периодической печати при

Библиографический список

Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX - начала ХХ века / науч. ред. проф. Л.М. Дамешек. Иркутск: Оттиск, 2019. 612 с.

Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX века. Новосибирск: Наука, 1974. 252 с.

Кошман Л.В. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М.: РОССПЭН, 2008. 446 с.

Ларева Т.Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX - начала XXI века: научное издание. Иркутск : Принт Лайн, 2015. 615 с.

Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск : Архитектур.-этнограф. музей «Тальцы», 2002. 336 с.

Малкина Л.Н. Историография художественной жизни Иркутска // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. № 1 (29). С. 171-174.

Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х гг.: монография. Ленинград : Художник РСФСР, 1974. 141 с.

Паликова Т.В. Купечество - Верхнеудинск - Улан-Удэ. Улан-Удэ : ЭКОС, 2007. 189 с.

Паликова Т.В. Развитие культуры городов Забайкальской области (вторая половина XIX - начало XX в.). Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. 260 с.

Паликова Т.В. Формирование музейного пространства городов Забайкалья рубежа XIX-ХХ веков // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Братск : Изд-во Братского госуниверситета, 2020. № 1 (9). С. 148-154.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 18811901 гг. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. 544 с.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 19021924 гг. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 560 с.

Тихонова Л.В. Резцом и кистью : очерк жизни и творчества художника Б.И. Лебединского. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. 112 с.

изучении художественной жизни Иркутской губернии даёт возможность определить ценностные ориентиры в городском обществе, роль предметов изобразительного искусства в жизни людей и значение творческой, общественной деятельности мастеров в регионе.

References

Dameshek L.M. (2019) State power and society: on the materials of the cities of the Irkutsk province of the XIX

- early XX century. Collective monograph. Irkutsk: Ottisk. 612 p. (In Russ.)

Kopylov A.N. (1974) Essays on the cultural life of Siberia of the XIX - early XX century. Novosibirsk: Nauka. 252 p. (In Russ.)

Koshman L.V. (2008) City and urban life in XIX century: social and cultural aspects. Moscow: ROSSPEN. 446 p. (In Russ.)

Lareva T.G. (2015) The history of the fine arts of the Baikal region of the XX -beginning of the XXI century: scientific publication. Irkutsk: Print Layn. 615 p. (In Russ.)

Lykhin Yu.P. (2002) The artistic life of Irkutsk (first quarter of the XX century). Irkutsk: AEM "Taltsy". 336 p. (In Russ.)

Malkina L.N. (2007) Historiography of the artistic life of Irkutsk. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Proccedings of the Irkutsk State Technical University. No. 1. P. 171-174. (In Russ.)

Muratov P.D. (1974) The artistic life of Siberia in the 1920s. Monograph. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. 141 p. (In Russ.)

Palikova T.V. (2007) Merchants - Verkhneudinsk -Ulan-Ude. Ulan-Ude: EKOS. 189 p. (In Russ.)

Palikova T.V. (2008) Development of the culture of the cities of the Trans-Baikal region (second half of the 19th

- early 20th century). Ulan-Ude: Buryat State University. 258 p. (In Russ.)

Palikova T.V. (2020) Formation of the museum space of the cities of Transbaikalia at the turn of the XIX-XX centuries. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri = Problems of social and economic development of Siberia. Bratsk: Bratsk State University. No. 1 (9). P. 148-154. (In Russ.)

Romanov N.S. (1993) Chronicle of the city of Irkutsk for 1881-1901. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo. 544 p. (In Russ.)

Romanov N.S. (1994) Chronicle of the city of Irkutsk for 1902-1924. Irkutsk: Vost-Sib. kn. izd-vo. 560 p. (In Russ.)

Tikhonova L.V. (1983) With a cutter and a brush: an outline of the life and work of the artist B.I. Lebedinsky. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo. 112 p. (In Russ.)

Ткачев В.В. Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и Гражданской войны (1917-1920 гг.) // История и современность. № 2 (36). 2020. С. 96-107.

Турунов А.Н. Художник-реалист М.И. Песков (18341864). Иркутск : ОГИЗ Иркутское областное изд-во, 1938. 80 с.

Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. 352 с.

Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 112 с.

Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 192 с.

Шахеров В.П. Иркутск купеческий : история города в лицах и судьбах. Хабаровск : Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.

Шахеров В.П. Социокультурные процессы в городской среде Байкальской Сибири XVIII - первой половины XIX в. : монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. 256 с.

Сведения об авторе Ткачев Виталий Викторович,

аспирант кафедры истории России, Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, Россия, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

Заявленный вклад автора

В.В. Ткачев выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение и подготовил рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Информация о статье

Поступила в редакцию 23 января 2021 г.

Поступила после рецензирования и доработки 13 июля 2021 г.

Принята к публикации 9 августа 2021 г.

Tkachev V.V. (2020) Activity of creative organizations of artists of Eastern Siberia during the period of political upheavals and Civil War (1917-1920). Istoriya i sovremen-nost' = History and Modernity. No. 2. P. 96-107. (In Russ.)

Turunov A.N. (1938) Realist artist M.I. Peskov (18341864). Irkutsk: Irkutskoye oblastnoye izd-vo. 80 p. (In Russ.)

Fat'yanov A.D. (1967) The fate of treasures. Irkutsk: Vost-Sib. kn. izd-vo. 112 p. (In Russ.)

Fat'yanov A.D. (1990) Vladimir Sukachev. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo. 352 p. (In Russ.)

Fat'yanov A.D. (1995) Artists, exhibitions, collectors of the Irkutsk province. Irkutsk: Vost-Sib. kn. izd-vo. 192 p. (In Russ.)

Shakherov V.P. (2006) Irkutsk merchant: the history of the city in persons and destinies. Khabarovsk: Izdatel'skiy dom "Priamurskiye vedomosti". 176 p. (In Russ.)

Shakherov V.P. (2013) Sociocultural processes in the urban environment of Baikal Siberia in the 18th - first half of the 19th century. Monograph. Irkutsk: Irkutsk State University. 256 p. (In Russ.)

Information about the author Vitaliy V. Tkachev,

Postgraduate student of the Department of Russian History, Irkutsk State University, 1, K. Marx street, Irkutsk 664003, Russia, ^ e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

Contribution of the author

V.V. Tkachev carried out a research work, based on the obtained results made the generalization and prepared the manuscript for publication.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

Article info

Received January 23, 2021. Received July 13, 2021. Accepted August 9, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.