Научная статья на тему 'ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВИЧ СУКАЧЁВ - МЕЦЕНАТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, КОЛЛЕКЦИОНЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ'

ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВИЧ СУКАЧЁВ - МЕЦЕНАТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, КОЛЛЕКЦИОНЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П. СУКАЧЁВ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬ / КОЛЛЕКЦИЯ / ГАЛЕРЕЯ / УСАДЬБА / КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шостакович Болеслав Сергеевич, Зубрий Елена Станиславовна

В статье рассматривается значение личности и деятельности Владимира Платоновича Сукачёва в истории общественной жизни и культуры Иркутска. Подчеркивается его роль как основателя Иркутского художественного музея, инициатора многих научных исследований Сибири и близлежащих стран, интеллектуала, создавшего уникальный образец «культурного гнезда» в российской провинции. Представлены основные этапы формирования коллекции, отмечен ряд наиболее значительных произведений, составляющих ее ядро. В исследовании использован историко-биографический метод с опорой на архивные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIMIR PLATONOVICH SUKACHEV - PHILANTHROPIST, PUBLIC FIGURE, COLLECTOR, FOUNDER OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM

The article examines the significance of the personality and activities of Vladimir P. Sukachev in the history of public life and culture of Irkutsk. It emphasizes his role as the founder of the Irkutsk Art Museum, the initiator of many scientific research in Siberia and neighboring countries, an intellectual who created a unique example of a “cultural nest” in the Russian province. The main stages of the formation of the collection are presented, a number of the most significant works that make up its core are noted. The study uses a historical and biographical method based on archival sources.

Текст научной работы на тему «ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВИЧ СУКАЧЁВ - МЕЦЕНАТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, КОЛЛЕКЦИОНЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ»

Шостакович Болеслав Сергеевич

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Зубрий Елена Станиславовна

Иркутский областной художественный музей

им. В.П. Сукачёва, г. Иркутск, Российская Федерация

VLADIMIR PLATONOVICH SUKACHEV —

PHILANTHROPIST, PUBLIC FIGURE, COLLECTOR, FOUNDER

OF THE IRKUTSK

REGIONAL ART MUSEUM

ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВИЧ СУКАЧЁВ — МЕЦЕНАТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, КОЛЛЕКЦИОНЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

о ^

о сч

со <

ОС

э ш

I-

ос <

OD

N

(О 00

о

о

Q

CD г-^

sf

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значение личности и деятельности Владимира Платоновича Сукачёва в истории общественной жизни и культуры Иркутска. Подчеркивается его роль как основателя Иркутского художественного музея, инициатора многих научных исследований Сибири и близлежащих стран, интеллектуала, создавшего уникальный образец «культурного гнезда» в российской провинции. Представлены основные этапы формирования коллекции, отмечен ряд наиболее значительных произведений, составляющих ее ядро. В исследовании использован историко-биографический метод с опорой на архивные источники.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В.П. Сукачёв; общественный деятель; благотворитель; коллекция; галерея; усадьба; культурный центр.

ABSTRACT

The article examines the significance of the personality and activities of Vladimir P. Sukachev in the history of public life and culture of Irkutsk. It emphasizes his role as the founder of the Irkutsk Art Museum, the initiator of many scientific research in Siberia and neighboring countries, an intellectual who created a unique example of a "cultural nest" in the Russian province. The main stages of the formation of the collection are presented, a number of the most significant works that make up its core are noted. The study uses a historical and biographical method based on archival sources.

KEYWORDS: V.P. Sukachev; public figure; philanthropist; collection; gallery; estate; cultural center.

№2 (21) 2021 elSSN 2518-7767

Иркутский областной художественный музей им. Владимира Платоновича Сукачёва — один из наиболее известных региональных музеев России. Его собрание, формирующееся 150 лет, входит в число наиболее ценных сокровищниц России. Оно давно стало таким же характерным и неотъемлемым символом Иркутска, как Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Радищевский художественный музей в Саратове.

Первоосновой формирования в Иркутске Музея изобразительных искусств стала частная картинная галерея В.П. Сукачёва (1849-1919), перешедшая с 1920 года в государственную собственность. С 1990 г. музей носит имя своего основателя.

Заслуживает большого внимания личность В.П. Сукачёва как общественного деятеля, мецената, коллекционера, городского головы Иркутска и активного деятеля Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО), оказывавшего в последней четверти XIX столетия значительное влияние на общественные взгляды и настроения в сферах местного самоуправления, научное и культурное развитие города, а отчасти и всей Восточной Сибири. Во многих отношениях он представлял собою неординарную и уникальную личность.

Формирование личности Сукачёва — сибиряка, иркутянина по рождению — пришлось на дореформенное время отечественной истории. Сибирский край обладал рядом существенных отличий от Центральной России: отсутствовало частное феодальное землевладение, крепостное крестьянство (исключение составляли такие локализированные владения, как монастырские, кабинетские и редкие дворянские). К особенностям края относились обширность его просторов и наличие огромных земельных резервов, слабость еще только формирующегося государственного аппарата, активная внутренняя миграция русского населения, а с ней и распространение соответствующих ему культуры и традиций, параллельное существование традиционных культур местного населения с еще не изжитыми родовыми отношениями, сосредоточение огромного контингента ссыльных — как чисто уголовных, так и формально зачисляемых в этот контингент политических борцов против режима самодержавия. Последнее было тесно связано с достаточно масштабным применением подневольного каторжного труда.

Всё это отражалось и находило место в облике и развитии города. Иркутску на протяжении столетий принадлежали крупные административно-управленческие функции. С 1803 года вся Сибирь составляла одно генерал-губернаторство, местом постоянного пребывания генерал-губернатора был определен Иркутск. В 1822 году по проекту

М.М. Сперанского Сибирь была разделена на Западную и Восточную. Центром генерал-губернаторства Восточной Сибири (в составе Енисейской и Иркутской губерний, Якутской области, а также Охотского, Камчатского и Кяхтинского особых управлений) стал Иркутск. Он был не только крупным административно-политическим центром, средоточием всех атрибутов могущества российской государственности в восточной части страны, но и являлся крупнейшим в Сибири торговым, товарораспределительным и культурным центром. Имперскими властями город официально именовался «столичным городом».

Владимир Платонович Сукачёв по отцовской линии принадлежал к петербургскому дворянству, по материнской — Аграфене Никаноровне (18201850) — к известному в Сибири и за ее пределами старинному богатому роду купцов Трапезниковых, социально-экономической элите сибирского края. Начало многочисленной фамилии положил прибывший из Вологды в Иркутск во второй половине XVII столетия Иаков Трапезников. «В 30-х и в 40-х годах XIX века кто-либо из Трапезниковых неоднократно избирался "иркутским городским главою"» [8]. Состояние Трапезниковых приумножалось за счет доходов с золотых приисков, пароходства на Лене и солидной торговли на севере Якутии, в Китае, в Центральной России и на землях Русской Америки. Большая часть капиталов тратилась на благотворительность.

Отец В.П. Сукачёва, Платон Петрович (1801-1878), действительный статский советник (приравнивался к директору департамента, губернатору, городскому голове), служил в Главном управлении ВосточноСибирского края от Министерства юстиции по составлению законов Российской империи с 1834 по 1867 год, из которых около 15 лет прослужил под руководством выдающейся личности, крупного государственного деятеля, дипломата, почетного члена Петербургской Академии наук (1858), генерал-губернатора Восточной Сибири (1847-1861), графа Н.Н. Муравьёва-Амурского (1809-1881), а затем его товарища и преемника, организатора и участника экспедиций по освоению Дальнего Востока М.С. Корсакова (1826-1871, генерал-губернатор 1861-1871), сподвижником которых был известный в Сибири своим мужеством и флотоводческими талантами, капитан первого ранга, адмирал (1874) ГИ. Невельской (Невельский), сыгравший значительную роль в осуществлении знаменитых Амурских сплавов и исследовании Амурского края. В Иркутске Платон Петрович был известен как благотворитель, пользовавшийся большим уважением иркутян, за службу был награжден орденами и медалями.

С деятельностью генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского общественная и культурная жизнь иркутского региона получает активное

The Art of Eurasia

NO.2(21)2021

1. В.П. Худояров. Портрет В.П. Сукачёва.

1882.

Холст, масло. Иркутский

государственный музей имени В.П. Сукачёва

ВЛ. ХУДОЯРОВ ГЮРТРЬТ^ГсуКЛ-ййЛ IBM

№2 (21) 2021 е^ЭЫ 2518-7767

развитие. Именно ему Россия обязана присоединением Приамурья и Приморья, подписанием Ай-гунского договора с Китаем, определившим новую границу двух государств по Амуру (1858), и исследованиями Дальнего Востока. Деятельность графа содействовала прогрессивным изменениям, общей демократизации всех сторон жизни общества. Был открыт крупный научный очаг — Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (1851, СОИРГО). Спустя три десятка лет преобразованный отдел (ВСОИРГО) возглавит Сукачёв и будет продолжать дело Муравьёва-Амурского — способствовать исследованию Сибири.

Становление личности Сукачёва происходит в атмосфере глубокого уважения иркутян к деятельности выдающегося мыслителя, крупного государственного деятеля и реформатора России, автора «Сибирского учреждения», приведшего к прогрессивным преобразованиям сибирского края М.М. Сперанского (1772-1839), бывшего генерал-губернатором Сибири (1819-1821). Спустя годы Сукачёв обратился к Городской думе с предложением о сборе средств на установку памятника великому современнику своего отца.

Сукачёв получил добротную гимназическую выучку и воспитание, характеризующиеся высоким культурным и нравственным уровнем. На этих базовых ценностях сформировались такие личностные качества, как глубокая эрудиция и самоотверженность, патриотизм и высокое общественное самосознание. Он окончил главное образовательное учреждение края — мужскую классическую гимназию в 1867 году, одну из лучших в России. Затем учится в Санкт-Петербургском университете, в 1869 переводится на естественный факультет Киевского университета Св. Владимира, который оканчивает в 1873 году [4].

В.П. Сукачёв возвращается с семьей в Иркутск в начале 1880-х. Образование, полученное в Киевском университете, соприкосновение В.П. Сукачёва со средой вольнодумного студенчества и прогрессивно мыслящей профессурой, знакомство через них с оппозиционной мыслью круга русской революционной демократии окончательно сформировали его личность. Молодой иркутянин, сибиряк представлял собою интеллигента новой, буржуазной формации. Длительное пребывание в европейской части Российской империи, в климатически благодатных областях малороссийского Приднепровья, женитьба на девушке из тех мест Надежде Владимировне (1855-1935, она происходила из Новогеоргиевска) не изменили его стремления возвратиться на свою «малую родину», чем он продемонстрировал очевидный патриотизм.

Весьма состоятельный русский буржуазный общественный деятель и филантроп, обладающий широким кругозором, проявляющий во многом

демократические наклонности, высоко ценящий профессионализм, серьезно увлеченный российской и европейской художественной культурой, с редким в ту пору в сибирской провинции университетским образованием, В.П. Сукачёв был многогранен и талантлив во многих направлениях деятельности, которыми занимался. Он специализируется в целом ряде сфер — управленческой в Городской думе Иркутска, организационной и общественно-руководящей в научных, образовательных, благотворительных учреждениях и в планомерном художественном коллекционировании.

Центральное место в биографии Сукачёва занимало исполнение им на протяжении трех избирательных сроков (1886-1898) должности главы городского общественного управления. Выросший среди чиновников высокого ранга, Сукачёв никогда не был на государственной службе: он являл собою образец яркого общественного деятеля, человека с государственным мышлением, способного решать задачи общегосударственного масштаба и значения. Воздействие Сукачёва на общественные взгляды и настроения в сферах местного управления, научного и культурного развития города, региона было велико, при этом весомость его роли в духовно-культурном аспекте города преобладала. Приезд Сукачёва в Иркутск произошел после катастрофического пожара 1879 года, уничтожившего большую часть города. В 1881 году его избирают гласным в Городскую думу, в 1885 году — городским головой.

Городская дума в 1880-1890-х годах представляла собою форму активной общественной деятельности. В ней присутствовало сильное, сплоченное и политически активное интеллигентское крыло. Большое влияние имела разночинская интеллигенция, сформировавшаяся из по-литссыльных, чиновников, духовенства, купцов и мещан. Дума рассматривала вопросы городского хозяйства, распоряжалась благотворительными средствами, утверждала генеральные планы развития города и даже такие вопросы, как прекращение ссылки в Сибирь и дарование Сибири гласного судопроизводства, свободной печати, учреждение университета, необходимость проведения реформ, строительство Транссиба. Позиция Городской думы отличалась самостоятельностью в отношениях с губернаторской властью. Сукачёв, как отмечали современники, держался независимо и с достоинством [1]. Несомненно, что в данных условиях требовалось обладать твердой независимостью мышления и подлинной широтой кругозора, прозорливостью и определенной смелостью общественного суждения. Сукачёв поддерживает доброжелательные, часто дружеские взаимоотношения с епископом Иркутским Тихоном (1830-1905) — высокообразованным человеком,

известным своей активной деятельностью в области развития образования и благотворительности, генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным (1832-1904) — известным либералом, радеющим за развитие сибирского края. Совместными усилиями Горемыкину и Сукачёву удалось добиться правительственного решения о строительстве Великой Сибирской железной дороги (Транссиб) через Иркутск, что вовлекало в хозяйственный оборот Южное Прибайкалье — огромный край с несметными ресурсами, способствовало усилению экономических связей Иркутска, оживлению торговли и промышленности, росту населения, притоку квалифицированных кадров, развитию образования и культуры.

Ведущая роль во всех областях жизни сибирского края принадлежала чиновничеству и купечеству. Их отличало покровительство прогрессивным начинаниям, огромная материальная благотворительность на образование, культуру, исследования края, предприимчивость и личное участие в научных экспедициях. Немаловажное значение имели патриотические идеи областничества. Благотворительность в среде купечества обладала высокой социальной значимостью и способствовала консолидации иркутского общества в реализации гражданских инициатив. «Среди ярчайших представителей сибирской буржуазии первые места по праву занимали иркутяне Сибиряковы, Трапезниковы, Баснины, Пономарёвы, Сукачёвы, Медведниковы и др. Благодаря их трудам и капиталам Иркутску удалось добиться значительных успехов в развитии общественного мнения и культуры, сделать областные вопросы и нужды достоянием и заботой самих горожан» [6].

В 1880 году городским самоуправлением был принят генеральный план нового городского устройства. Для его исполнения была привлечена группа талантливых архитекторов, сверстников и единомышленников В.П. Сукачёва: молодой, отличавшийся высоким профессионализмом ГВ. Розен (1847 — после 1915), занимавший посты губернского и городского архитектора, академик А.Е. Разгильдеев (1818-1895), известный петербургский архитектор, которого современники сравнивали с мастерами эпохи Возрождения, В.А. Шретер (1839-1901), городской архитектор и промышленник В.А. Рассушин (1858-1934), выпускник Академии художеств В.А. Кудельский (1838-1893), губернский архитектор, педагог и общественный деятель А.П. Артюшков (1867-1938), выпускник Академии художеств, главный городской архитектор А.П. Кузнецов (1865-1904). Построенные ими здания являются в наши дни памятниками архитектуры.

Восстановление города способствовало развитию архитектурной мысли, развитию нового

мышления в области градостроительства и ведения городского хозяйства в условиях новой капиталистической формации. В.П. Сукачёв и его окружение стремились поставить Иркутск в один ряд с развитыми городами России и Западной Европы. С этой целью городской голова предпринимает продолжительное путешествие по странам Западной Европы для ознакомления с архитектурой и городским благоустройством. Иркутск переживает расцвет каменного строительства, его улицы украшают импозантные каменные здания. Строится понтонный мост через Ангару, устраиваются тротуары, проходят работы по озеленению, освещению, телефонизации, водоснабжению, по противопожарному обеспечению города. Годы восстановления Иркутска совпали с расцветом золотопромышленности и беспримерной благотворительности. Иркутск быстро восстанавливался, к 1890-м годам следы пожара исчезают. Восстановление города не обошлось без регулярных благотворительных акций самого Сукачёва. Практически весь его капитал к этому времени был влит в инфраструктуру города — в его образовательную, духовную, подготовительно-кадровую, коммунально-бытовую, технологическую и иные части.

Большое влияние на Городскую думу оказывало Иркутское общественное собрание, в котором были представлены различные слои населения. В Общественном собрании звучали голоса близкого окружения Сукачёва, выдающихся интеллектуалов своего времени: ученого, члена ВСОИРГО, издателя и редактора газеты «Сибирь», сотрудника газеты «Восточное обозрение» В.И. Вагина (1823-1900), ученого и публициста, правителя дел ВСОИРГО, областника ГИ. Потанина (18351920), публициста и исследователя Сибири, члена ВСОИРГО, областника Н.М. Ядринцева (1842-1894), этнографа и археолога, сотрудника журнала «Сибирские вопросы», народника Д.А. Клеменца (1848-1914), писателя, публициста, редактора газет «Амур» и «Сибирь», общественного деятеля, сосланного в Сибирь за революционную деятельность М.В. Загоскина (1830-1904).

Многолетнее пристрастие В.П. Сукачёва к коллекционированию живописи в сочетании с его планом относительно предназначения формируемого им художественного собрания — передачи в будущем в дар городу Иркутску — имеет огромную общественную духовно-культурную ценность.

Первые произведения, положившие начало галерее, были приобретены В.П. Сукачёвым, по-видимому, в начале 1870-х годов, в период обучения его в Петербургском университете. Произведения приобретались на аукционах, выставках, у художников, у частных лиц. При этом он обнаружил свойства прирожденного искусствоведа — недюжинное

№2 (21) 2021 е^ЭЫ 2518-7767

художественное чутье и взгляд зрелого критического аналитика. Картины бережно упаковывались и отправлялись из Петербурга по железной дороге, а затем пять тысяч верст по Великому Сибирскому тракту на санях до Иркутска. С 1874 года картины коллекции начинают экспонироваться на иркутских выставках. Атмосфера столичной жизни, пронизанная идеями служения народу, наложила печать на художественные вкусы коллекционера: в его собрании было немало работ передвижников. Свое место заняли и произведения русской академической школы живописи XIX столетия. К концу века его коллекция насчитывала около ста картин. Среди них произведения — В.М. Максимова,

B.Д. Орловского, В.В. Верещагина, К.А. Трутовско-го, ГГ Мясоедова, И.Е. Репина, А.П. Боголюбова, И.И. Ендогурова, М.К. Клодта, Б.П. Виллевальде,

C.В. Бакаловича, К.Е. Маковского, А.Г Вернека, И.К. Айвазовского, Л.И. Соломаткина, П.П. Верещагина, М.А. Кудрявцева... С образовательными целями В.П. Сукачёв заказал в музеях Мюнхена и Флоренции копии с картин западноевропейских мастеров — Рафаэля, А. Корреджо, Х. Риберы, Б. Мурильо, П. Рубенса и других. Современники высоко ценили собирательскую деятельность Сукачёва [5, с. 161-162].

Для размещения своего собрания он приобретает большой участок земли на Иерусалимской горе (самая высокая точка города, ныне — центр города) и строит усадьбу — деревянный архитектурно-парковый ансамбль. История ее была тесно связана с историей Иркутска, являвшего собою ту базу, на которой усадьба существовала, той причиной и целью, ради которой она росла и развивалась. Коллекция разместилась в двенадцати комнатах двухэтажного особняка усадьбы с зимним садом и бильярдной.

Уникальность комплекса состояла в применении усовершенствованных к тому времени архитектурных и строительных технологий, в богатом декоративном убранстве зданий с элементами восточных культур, в гармоничном сочетании архитектурных форм и садово-паркового искусства с сохранением естественного ландшафта. Архитектором усадьбы, предположительно, был городской архитектор, военный инженер, близкий по духу В.П. Сукачёву,— Вадим Петрович Караз-ин [3]. Планированием парка и его организацией занимался, скорее всего, сам Сукачёв. В парке присутствовали аллеи из берез, сосен, туи и барбариса, красочные цветники, парковая архитектура, состоящая из арок, беседок, грота и скамей, участки из черемухи, рябины, сирени и яблонь.

Усадебный комплекс представлял собою значительный культурный и духовный центр Иркутска 1880-1890-х годов, своеобразный региональный вариант российских «культурных гнезд», место

притяжения интеллигенции региона — ученых, писателей, общественных деятелей, художников, музыкантов, артистов, был центром проведения общественных и благотворительных мероприятий.

Усадебный тип жизни не был свойственен Сибири. Сукачёв принес в иркутский мир новую эстетику освоения сибирского пространства, эстетику усадебного быта и социального поведения, познакомил с насаждениями, ранее не известными сибирякам и в Сибири не произраставшими. К усадьбе примыкала школа для девочек Н.В. Сукачёвой, которую владельцы усадьбы содержали, проводили в ней уроки, а картинная галерея и парк давали серьезный материал для продолжения образования. Для образовательных учреждений города картинная галерея была местом обязательного посещения с целью образования и просвещения искусством. Возникновению и формированию именно в Иркутске столь значительного культурного усадебного центра способствовали черты личности и характер деятельности В.П. Сукачёва, а также общественная среда, которая его окружала.

Решением городского Совета народных депутатов от 21.01.1987 № 18/54 «О дальнейшем использовании памятника истории и культуры бывшей усадьбы В.П. Сукачёва» усадьба была введена в состав музея. Указом Президента № 176 от 20.02.1995 года «Усадьба В.П. Сукачёва: главный дом с оранжереей-бильярдной, флигель для прислуги (с галереей), флигель гостевой, службы с конюшней, каретная, амбар, ледник, бесплатная школа для девочек Н.В. Сукачёвой, парк. 18821886» была взята под государственную охрану как памятник федерального значения. В период до 2009 года были проведены работы по проектированию, реставрации, музеефицированию (на период с 1990 по 1999 гг. все работы были законсервированы из-за отсутствия финансирования) флигеля «А» (двухэтажный главный дом с мемориальной экспозицией и оранжереей), флигеля «Б» (двухэтажный дом для прислуги), флигеля «В» (одноэтажный гостевой дом), флигеля «Г» (службы с конюшней), отреставрирована большая часть парка, воссоздано каменное ограждение всего архитектурно-паркового комплекса, произведено более 400 насаждений. На стадии проектирования на сегодняшний день находятся объекты усадьбы: «Школа для девочек», каретная, грот, погреб, оставшаяся часть парка. В 2000 году был принят первый посетитель. К 2009 году экспозиционное строительство на принятых после реставрации объектах было завершено. Общая площадь, занимаемая архитектурно-парковым комплексом, составляет 3,7 га земли. Ежегодно комплекс принимает до 80 тыс. посетителей, проводит выставки и мероприятия различного характера.

Анализируя коллекционную практику В.П. Сукачёва, можно утверждать, что он выступал как новатор и зачинатель формирования и развития в Иркутске значительного в зауральской России коллекционно-музейного центра отечественного и зарубежного наследия. Процесс формирования художественного музея в Иркутске проходил синхронно с аналогичными процессами становления художественных музеев в масштабе России и мира. Если говорить о провинциальных центрах России, то единственный подобный пример — основание в 1885 году художником А.П. Боголюбовым известного музея изобразительных искусств в Саратове. В российской и международной практике, как правило, получили в то время распространение «смешанные» музеи. Начиная с 1880-х годов Сукачёв обсуждает с членами ВСОИРГО проблему организации художественного музея на основе своей картинной галереи — отдельного от естественно-исторических коллекций [2].

Вызывает интерес и исторический опыт экспозиционной и пропагандистской практики картинной галереи, изначально открытой для публики. Просвещенный меценат, коллекционер произведений искусств и в этом направлении выступает пионером и новатором музейной экспозиционно-просветительской деятельности картинной галереи в сибирской провинции (картины галереи участвуют на выставках и каталогизируются, составляют экспозицию в усадьбе, на базе которой проводятся различные мероприятия для посетителей). Картинная галерея оказывала большое влияние на общественную среду города, расширяя ее культурное пространство.

Решение Сукачёва летом 1910 г. о пожертвовании художественных сокровищ городу на условиях строительства последним здания городской картинной галереи не увенчалось успехом, однако его смысл и значение неизмеримо возрастают сами по себе и представляют собою новое, оригинальное явление в общественно-культурной жизни Иркутска. Собственно, это обстоятельство и дает нам полное право ставить Сукачёва в один ряд с такими выдающимися в исторической среде российской художественной культуры фигурами, как братья П.М. и С.М. Третьяковы и А.П. Боголюбов.

Особый раздел биографии В.П. Сукачёва — многолетняя работа председателем крупного регионального Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества параллельно с исполнением обязанностей городского головы.

ВСОИРГО являлся важнейшим научно-общественным центром, консолидировавшим весь местный интеллектуальный потенциал и большую широкую общественную среду, сочувствовавшую его целям, вокруг насущных задач,

научного изучения огромного сибирского края. Думается, неслучайно на роль руководителя такого важнейшего в общесибирском и российском масштабе научного учреждения со столь мощным интеллектуальным демократичным ресурсом был избран в 1889 году В.П. Сукачёв, ставший с 1899 г. пожизненным его членом. Сам характер поддерживаемых и осуществляемых им планов изучения Сибири, включая и восточную зону, совершенно неоспоримо приближал освоение и модернизацию великого и перспективного края. Деятельность Сукачёва во ВСОИРГО прекрасно соответствовала натуре Владимира Платонови-ча — активного сторонника прогрессивных научных начинаний. Это касалось содействия в воссоздании и развитии музея отдела, его библиотеки, в пополнении его коллекций, строительстве здания и финансирования экспедиций, как экспедиция ГН. Потанина по исследованию стран Центральной Азии, Н.М. Ядринцева по исследованию Монголии. В 1896 году В.П. Сукачёв предпринимает меры для спасения знаменитой Якутской (Сибиряковской) экспедиции (1894-1896), значительные исследования которой стали возможны благодаря ее участникам — политическим ссыльным В.Г Богораз-Тану, Н.А. Виташевскому, В.И. Иохельсону, С.Ф. Ковалику, Э.К. Пекарскому под руководством Д.А. Клеменца. На деятельность отдела по изучению сибирского края несомненное влияние оказывали исследования талантливых ученых-этнографов М. Хан-галова, П. Баторова, Д. Гамбоева, Н. Затопляева, Вамбоцырянова и Подгорбунского. Несомненное влияние на Сукачёва имела и колоритная фигура купца и золотопромышленника, исследователя сибирского Северного морского пути, благотворителя и патриота, единомышленника и родственника — А.М. Сибирякова. Ближайшим окружением Сукачёва были политические ссыльные, чей талант находил свое выражение в исследованиях сибирского края,— геологи А.Л. Чекановский (1833-1896), И.Д. Черский (1845-1892), зоологи В.(Б) И. Дыбовский (1833-1930), В.Г Дорогостай-ский, историк А.С. Полонский и многие другие. Долгие годы деловые, дружеские и родственные отношения связывали В.П. Сукачёва с Б.П. Шостаковичем (Болеслав-Артур, 1845-1919, будущий дед великого композитора Д.Д. Шостаковича) — ветераном русско-польского освободительного движения 1860-х годов, политическим ссыльным и сибирским общественным и административным деятелем [7, с. 178]1. В 1887 г. после двадцатилетнего пребывания в Западной Сибири Шостакович с семьей (супругой Варварой Гавриловной и семерыми детьми) перебирается в столицу Восточной Сибири — Иркутск, трудится гласным в Иркутской городской думе (с 1902 года избирается городским головой), активно работает во ВСОИРГО,

№2 (21) 2021 е^ЭЫ 2518-7767

служит управляющим Иркутским отделением Сибирского торгового банка. По роду своей службы Б.П. Шостакович был опытным специалистом-практиком в области экономики и находился в тесных связях с крупной сибирской буржуазией, выступал консультантом по торговым и финансовым вопросам генерал-губернатора Восточной Сибири А.Д. Горемыкина и городского головы В.П. Сукачёва. Проводил высокопрофессиональные экономико-статистические исследования о торговом значении Иркутска и о прогнозах в направлениях торгово-промышленной деятельности в Сибири в связи с сооружением Транссиба, не потерявшими и в наши дни своего значения. Он содействует изданию систематического каталога музейных предметов и книг музея ВСОИРГО (сост. В. Шостакович, 1896/1897), каталогов 1889, 1893 и 1895 гг., 1890 г. (сост. Д.Ф. Ивановский), 1900 г. (сост. В. Шостакович), а также трудов ученых отдела.

Интересы В.П. Сукачёва затрагивали и поддерживали исследования и иных научных обществ — Общества врачей, Восточно-Сибирского отдела русского технического общества, ведших активную научно-исследовательскую деятельность.

В.П. Сукачёв оказывает содействие личными усилиями и средствами развитию сибирской книжной культуры. Он издает первую монографию об Иркутске — «Иркутск. Его место и значение в истории и культуре развития Восточной Сибири», вышедшей в Москве в 1891 году (автор Н.Н. Бахметьев, редактор В.П. Сукачёв), уникальный труд «Иллюстративное описание быта сельского населения Иркутской губернии», опубликованного в Санкт-Петербурге в 1896 году (подготовлено членами ВСОИРГО И.А. Молодых и П.Е. Кулаковым, под ред. П.П. Семенова), а также книгу «Первое столетие Иркутска», вышедшую в Санкт-Петербурге в 1902 году (автор введения и заключительной статьи приват-доцент Петербургского университета П.М. Головачёв), инициирует издание журнала «Известия Иркутской городской думы» и редактирует его.

В 1898 г. для образования детей в Санкт-Петербурге и Европе Сукачёвы покидают Иркутск. Галерея и библиотека остаются в Иркутске, в усадьбе.

В 1920 году сын Б.П. Шостаковича (к этому времени ни Б.П. Шостаковича, ни В.П. Сукачёва уже не было в живых), крупный ученый-геофизик Владимир Болеславович по просьбе вдовы В.П. Сукачёва — Надежды Владимировны выступил представителем семьи Сукачёвых по передаче всего семейного имущества Иркутскому губернскому отделу народного образования на основании декрета Народного Комиссариата от 30 мая 1919 г и в силу распоряжения Народного губернского отдела народного образования от 6 апреля 1920 года № 1830. Так картинная

галерея и усадьба со всем имуществом перешла в государственную собственность.

В.П. Сукачёв стал ярким представителем сибирской культуры в петербургский период своей жизни. Активной средой его деятельности было Сибирское землячество в Петербурге, которое он поддерживает финансово и организационно. В Петербурге он издает журнал «Сибирские вопросы» (1905-1914, редактор П.М. Головачёв), сотрудниками и публицистами которого становятся известные ученые и литераторы. Журнал печатает статьи о проблемах сибирского края, открывая этот огромный, ресурсно богатый регион России для общества и мира. Участвует в совещании по составлению проекта об инородцах совместно с писателем, публицистом и общественным деятелем В.Г Короленко и известными деятелями ГН. Потаниным, В.В. Лосевич и П.М. Головачевым (1898), принимает участие в депутации на приеме у министра народного просвещения России графа П.Н. Игнатьева (1916). С депутатами Государственной Думы и членами Государственного Совета от Сибири он ратует за открытие в Сибири, в Иркутске, университета. С 1900 г возглавляет общество распространения народного образования. Участвует в первом съезде военно-промышленных комитетов в целях мобилизации экономики страны на помощь фронту в Первую мировую войну.

Память о незаурядной, во многом уникальной фигуре зачинателя Иркутского областного художественного музея с каждым годом предстает во всё более значительном масштабе. Она пробуждает интерес и актуализирует дальнейшее углубление познания данной темы, лишь на первый взгляд локальной, краеведческой. За нею стоит дальнейшее воссоздание подлинной истории художественной культуры Иркутска как эпицентра аналогичного развития всего тяготеющего к нему восточносибирского региона и познание замечательных страниц истории малой исторической родины как неотъемлемой части общего достояния России, сопрягающегося с историей культуры мира.

Примечания

1. Также см. архив семьи Б.С. Шостаковича.

■О с

о

W

я

3

о

СЧ1

cvï

FORUM "^he ^ Eurasia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NO.2(21)2021

Литература

1. Государственный архив Иркутской области. Иркутская городская дума. Ф. 70, оп. 2, д. 1461, л. 437.

2. Потанин ГН. Письмо Сукачёву В.П. от 05 октября 1883 // Архив Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва. Инв. № 1934, ПС - 74. л.2-2об.

3. Проект памятника истории и культуры конца XIX века. Усадебный комплекс и парк В.П. Сукачёва в городе Иркутске // Историко-архивные и библиографические исследования Иркутска. 2001. Т. 2, кн. 2.2, с. 11. (Архив Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва. Инв № 14549).

4. Струк Н.С. Петербургские штрихи к портрету В.П. Сукачёва // Материалы научных конференций «Сукачевские чтения - 2004, 2005». Вып. 8-9 / ответственный за выпуск Т.П. Огородникова. Иркутск: Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, 2007. С. 16-18.

5. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачёв. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990. 555 с.

6. Шахеров В.П. Иркутское купечество и его роль в развитии социокультурной среды города во второй пол. XIX в. // Материалы научной конференции «Сукачевские чтения - 2019». Вып. 16 / ответственный за выпуск И.И. Терновая; ред. И.П. Бедулина, М.Л. Ткачева. Иркутск: ИОХМ им. В. П. Сукачева, 2019. С. 146-150.

7. Шостакович Б.С. Революционер-шестидесятник Болеслав Шостакович в сибирской ссылке (по сохранившимся отрывкам его воспоминаний и других неопубликованных материалах) // Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVII ■

см начала XX в.). Новосибирск: Наука, 1978. 329 с.

8. Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А. Бестужева // Ангара. 1961. № 3. С. 127-130.

References

<0 3

A

1. Gosudarstvennyi arkhiv Irkutskoi oblasti. Irkutskaya gorodskaya duma [State Archives of the Irkutsk Region. Irkutsk City Council]. <D Coll. 70, aids 2, fol. 1461, p. 437. (In Russian).

TO 2. Potanin G.N. Pis'mo Sukachevu V.P. ot 05 oktyabrya 1883 [Letter to V.P. Sukachev dated October 05, 1883]. Arkhiv Irkutskogo

oblastnogo khudozhestvennogo muzeya im. V.P. Sukacheva [Archives of the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev]. Inventory No. 1934, PS-74, pp. 2-2ob. (In Russian).

3. Proekt pamyatnika istorii i kul'tury kontsa XIX veka. Usadebnyi kompleks i park V.P. Sukacheva v gorode Irkutske [The project i2 of the monument of history and culture of the late 19th century. The manor complex and park of V.P. Sukachev in the city of Irkutsk].

E Istoriko-arkhivnye i bibliograficheskie issledovaniya Irkutska — Historical, archival and bibliographic studies of Irkutsk, 20O1, vol. 2,

book 2.2, p. 11. (Archive of the V.P.Sukachev Irkutsk Regional Art Museum. Inventory No. 14549). (In Russian). ¿0 4. Struck N.S. Peterburgskie shtrikhi k portretu V.P. Sukacheva [Petersburg strokes to the portrait of V.P. Sukacheva]. Ogorodnikov T.P.

(ed.). Materialy nauchnykh konferentsii "Sukachevskie chteniya - 2004, 2005" [Conference proceedings "Sukachev readings - 2004, 2005"]. Issue 8-9. Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum, 2007, pp. 16-18. (In Russian).

5. Fatyanov A.D. Vladimir Sukachev. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatelstvo Publ., 1990. 555 p. (In Russian). w 6. Shaherov V.P. Irkutskoe kupechestvo i ego rol' v razvitii sotsiokul'turnoi sredy goroda vo vtoroi pol. XIX v. [Irkutsk merchants and their

role in the development of the socio-cultural environment of the city in the second half of the 19th century]. Bedulina I.P., Tkacheva M.L. (eds.). Materialy nauchnoi konferentsii «Sukachevskie chteniya - 2019» [Conference proceedings "Sukachev Readings - 2019"]. Issue 16. O Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum, 2019, pp. 146-150. (In Russian).

w 7. Shostakovich B.S. Revolyutsioner-shestidesyatnik Boleslav Shostakovich v sibirskoi ssylke [The revolutionary-sixties Boleslav

Shostakovich in Siberian exile]. Ssylka i obshchestvenno-politicheskaya zhizn' v Sibiri (XVII - nachala XX v.) [Exile and socio-political life in Siberia (17th - early 20th centuries)]. Novosibirsk, Nauka, 1978. 329 p. (In Russian). i 8. Shostakovich S.V. Neizvestnye portrety raboty dekabrista N.A. Bestuzheva [Unknown portraits by the Decembrist N.A. Bestuzheva].

® Angara, 1961, No. 3, pp. 127-130. (In Russian).

с

>

Б ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

о

с Шостакович Болеслав Сергеевич —доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный

то

н университет, г. Иркутск, Российская Федерация.

^ Зубрий Елена Станиславовна — заместитель директора по научно-методической работе, Иркутский

областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, г. Иркутск, Российская Федерация. E-mail: iohm@irk.ru

ABOUT AUTHOR:

Shostakovich, Boleslav Sergeevich — D. Sc. (History), Professor, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation. Zubri, Elena Stanislavovna — Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Sukachev Irkutsk Regional Art Museum. Irkutsk, Russian Federation. E-mail: iohm@irk.ru

Для цитирования

For citation:

Шостакович Б.С., Зубрий Е.С. Владимир Платонович Сукачёв — меценат, общественный деятель, коллекционер, основатель Иркутского областного художественного музея // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 2 (21). С. 150-159. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.012. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/714

Shostakovich B.S., Zubri E.S. Vladimir Platonovich Sukachev — philanthropist, public figure, collector, founder of the Irkutsk Regional Art Museum. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021, No. 2 (21), pp. 150-159. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.012.

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/714 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.