Научная статья на тему 'Участие дальневосточной молодежи в электоральных процессах (на примере выборов 10 сентября 2017 г. )'

Участие дальневосточной молодежи в электоральных процессах (на примере выборов 10 сентября 2017 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРАХ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / FAR EAST / STATE YOUTH POLICY / POLITICAL ACTIVITY OF YOUTH / YOUTH PARTICIPATION IN ELECTIONS / ELECTORAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андрюшина Евгения Владимировна, Панова Екатерина Александровна

Данная статья является заключительной из цикла статей, основанных на материалах научного исследования «Молодежная политика как ключевой компонент системы воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов Дальневосточного региона РФ», реализуемого при поддержке факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова в 2017 г. В предлагаемой статье представлены результаты исследования практик участия молодежи регионов Дальнего Востока в выборах на должности глав муниципальных образований 10 сентября 2017 г., а также оценка реального состояния государственной и партийной поддержки политической активности российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Андрюшина Евгения Владимировна, Панова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF YOUNG PEOPLE OF THE FAR EAST IN ELECTORAL PROCESSES (example of elections of 10 September 2017)

The article is the final of a series of articles based on the materials of the research project «Youth policy as a key component of the system of reproduction of skilled labor resources of the Far Eastern Region of Russia», implemented with the support of the School of Public Administration of Lomonosov Moscow State University in 2017. The paper presents the results of a study of the practices of youth participation in the regions of the Far East in the elections for the heads of municipalities on September 10, 2017, and an assessment of the real state and party support for the political activity of Russian youth.

Текст научной работы на тему «Участие дальневосточной молодежи в электоральных процессах (на примере выборов 10 сентября 2017 г. )»

АНДРЮШИНА Евгения Владимировна — кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; Andryushina@spa.msu.ru)

ПАНОВА Екатерина Александровна — кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; Panova@spa. msu.ru)

УЧАСТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ МОЛОДЕЖИ

В ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

(на примере выборов 10 сентября 2017 г.)

Аннотация. Данная статья является заключительной из цикла статей, основанных на материалах научного исследования «Молодежная политика как ключевой компонент системы воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов Дальневосточного региона РФ», реализуемого при поддержке факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова в 2017 г. В предлагаемой статье представлены результаты исследования практик участия молодежи регионов Дальнего Востока в выборах на должности глав муниципальных образований 10 сентября 2017 г., а также оценка реального состояния государственной и партийной поддержки политической активности российской молодежи. Ключевые слова: Дальний Восток, государственная молодежная политика, политическая активность молодежи, участие молодежи в выборах, электоральные процессы

Молодежь как социальная группа является стратегическим ресурсом современного Российского государства, являясь залогом успешного развития России по всем направлениям. Учитывая, что численность молодежи постоянно снижается1, власть предпринимает серьезные усилия стратегического характера для поддержания и эффективного развития данной группы. Однако исследование практик формирования и реализации государственной молодежной политики (ГМП) позволяет говорить о несоответствии стратегических ориентиров ГМП конкретным программным мероприятиям, а также о существенно меньшем внимании к сфере патриотического и гражданского воспитания по сравнению с развитием социально-экономического и трудового потенциала молодежи. Тем не менее повышение политической активности молодых россиян является одним из приоритетов ГМП, что закреплено и в Основах государственной молодежной политики на период до 2025 г. (разработанных с учетом положений Стратегии государственной национальной политики в части реализации задач в сфере патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания детей и молодежи), и в Молодежной электоральной концепции (МЭК) на 2014— 2018 годы, принятой в марте 2014 г. решением ЦИК РФ. Основной целью МЭК является повышение интереса молодых российских граждан к избирательной системе и избирательному процессу в РФ посредством правового просвещения, привлечения молодежи к работе избирательных комиссий, подготовки сотрудников избирательных штабов, членов избирательных комиссий, а также молодых кандидатов для участия в выборах.

Молодежь, т.е. граждане в возрасте от 14 до 30 лет, составляет по данным Росстата примерно 1/5 общей численности населения России. Исследование

1 Так, по некоторым прогнозам, отраженным в Стратегии развития молодежи в РФ до 2025 года, к 2025 г. молодое население РФ составит лишь 25 млн чел. по сравнению с 35,2 млн в 1995 г., 39,5 млн - в 2005 г.

практик и специфики участия в электоральных процессах данной группы является важным маркером реальных возможностей молодежи самореализоваться в сфере муниципального и регионального управления. В статье с учетом существования разнообразных форм политического участия молодежи (молодежные правительства, избирательная активность и т.д.) приведены и исследованы результаты выборов 10 сентября 2017 г. на должности глав муниципальных образований в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в контексте участия именно молодежи в электоральных региональных процессах.

Исследовательский акцент в анализе итогов выборов на позиции именно глав муниципальных образований ДФО, а не на участие в борьбе за депутатский мандат позволяет сделать определенные выводы относительно общей политической и социальной активности молодых людей исследуемого региона в их стремлении занять руководящую должность в системе муниципальной власти. Кроме того, результаты выборов также являются своеобразным сигналом эффективности работы «социальных лифтов» для молодежи в лице молодых выбранных менеджеров, индикатором реальности самой возможности получения руководящей ответственной позиции в системе регионального и муниципального управления Дальнего Востока.

Отметим, что в единый день голосования 10 сентября 2017 г. выборы глав муниципальных образований проходили не во всех регионах ДВФО. Так, в Еврейской АО, в Магаданской обл. выборы не проходили вообще, в то время как в Сахалинской обл. избирались лишь депутаты в представительные органы власти. При анализе результатов выборов основными критериями для исследовательской группы были возраст кандидатов (не ранее 1987 г. рождения), их политическая принадлежность, а также специфика конкурентной борьбы. Другими словами, нами исследовались такие факторы, как число претендентов более младших возрастных групп на должность главы муниципального образования, их политическая ориентация, особенно принадлежность к наиболее популярным всероссийским политическим партиям, таким как «Единая Россия» (ЕР), КПРФ и ЛДПР.

Источником информации о кандидатах и результатах выборов стали официальные сайты избирательных комиссий соответствующих регионов ДФО.

В наиболее многочисленном Приморском крае молодежь составляет 436 тыс. чел. В единый день голосования в данном регионе проходили выборы 9 глав муниципальных образований, однако представители молодежи участвовали в электоральном процессе и были зарегистрированы в качестве кандидатов лишь в 2 поселениях: Дубовском сельском поселении (СП) Спасского муниципального района (МР) и Краснояровском СП Пожарского МР. Примечательно, что в обоих случаях кандидаты были самовыдвиженцами. Если в Дубовском СП из 5 кандидатов 3 были моложе 30 лет, и все они, вместе с кандидатом от ЕР, проиграли более взрослому кандидату-самовыдвиженцу, то в Краснояровском СП молодой самовыдвиженец выиграл у 3 остальных кандидатов. Другими словами, в Приморском крае можно констатировать низкую степень вовлеченности молодежи в электоральный процесс в целом по региону (за исключением Дубовского СП) и единичный случай победы представителя молодежи на выборах. В целом в Приморском крае в других 7 муниципальных районах выиграли преимущественно самовыдвиженцы.

Во втором по численности населения регионе ДФО, в Хабаровском крае, где молодежь составляет 331 тыс. чел., 10 сентября прошли выборы 28 глав муниципальных образований, однако 8 представителей молодежи участвовали в выборах всего лишь в 7 муниципальных образованиях. Примечательно, что из 8 молодых кандидатов 2 имели партийную принадлежность - к ЕР и ЛДПР.

В 5 муниципальных образованиях молодые самовыдвиженцы конкурировали с кандидатами более старших возрастов - от 2 до 7 кандидатов. Уникален в масштабах всего ДФО случай выборов главы Аланапского сельского поселения, в которых приняли участие всего лишь 2 кандидата и оба - представители молодежи (!). В этой борьбе член «Единой России» выиграл у молодого самовыдвиженца. При выборах главы сельского поселения «поселок Токи» кандидата в возрасте до 30 лет, одного из 7 претендующих на должность главы, поддерживала ЛДПР, однако выиграть выборы не удалось. В целом по Приморскому и Хабаровскому краям выборы выиграли практически поровну либо самовыдвиженцы, либо члены ЕР.

В Амурской обл. лишь 3 молодых кандидата приняли участие в выборах в 2 муниципальных районах, в общем же по области избирались 11 глав. По результатам никто из молодых кандидатов не выиграл выборы независимо от политической принадлежности (ставку на своего молодого кандидата сделала ЛДПР в Серышевском районе, при выборах же в главы Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области 2 молодых кандидата-самовыдвиженца также проиграли).

Похожая ситуация сложилась в Камчатском крае, где при выборах 13 глав муниципальных образований молодежь участвовала лишь в одном случае (выборы главы сельского поселения «село Ивашка»). Кандидатом стал единственный на весь регион молодой самовыдвиженец, который проиграл выборы.

В Чукотском автономном округе молодые кандидаты приняли участие в выборах на должность глав муниципальных образований в 3 из 16 сельских поселений (Хатырка, Лаврентия, Энурмино). При этом число представителей молодежи в этих поселениях составило 4 чел. (3 самовыдвиженца и 1 член ЕР), а общее число участвующих в выборах кандидатов равнялось 10. Во всех случаях молодежь проиграла выборы, однако острая конкуренция была отмечена в поселении Лаврентия, где молодой кандидат от ЕР конкурировал с самовыдвиженцем.

Наиболее интересными с точки зрения результатов и представительности (охват территории региона) стали выборы в Республике Саха (Якутия). При 514 выборах и на должности глав, и депутатов - представителей органов муниципальных образований выборы глав проходили в 223 МО. Молодые кандидаты участвовали примерно в трети общего числа выборов - в 68 МО, победили лишь в 13. Примечательно, что наибольшую поддержку получили самовыдвиженцы (в 6 МО), 5 молодых членов ЕР стали главами МО в Якутии, также были избраны молодые главы муниципальных образований от «Справедливой России» и Аграрной партии России. В трех муниципальных образованиях («Батагайский наслег», «Хара-Улахский наслег» и «Тюмятинский наслег») единороссы конкурировали всего лишь с одним соперником. В этом случае справедливо заметить, что партия действительно оказала весомую поддержку своим членам, т.к. их конкурентами были более взрослые и опытные кандидаты. В выборах главы муниципального образования «Тойбохойский наслег» участвовали 8 кандидатов, из которых двое - представители молодежи. Данное МО замечательно тем, что население отдало предпочтение кандидату не только молодому, но и являющемуся членом Аграрной партии!

В целом, обобщая результаты участия молодежи в региональных электоральных процессах ДФО (на примере выборов на управленческие позиции, а именно на должности глав муниципальных образований), следует отметить следующие общие черты:

- кандидаты в возрасте до 30 лет участвовали в выборах не более чем в 35% общего числа выборов на должности глав МО в регионах;

— средний возраст молодых кандидатов, как принявших участие в выборах, так и победителей, — 28—30 лет;

— с точки зрения политической принадлежности молодых кандидатов больший процент как участников, так и победителей от молодежи приходится на самовыдвиженцев, чуть меньше составили кандидаты от ЕР (при имеющихся единичных случаях участия и победы молодых кандидатов — членов других политических партий). Эта ситуация также распространяется на выборы в тех муниципальных образованиях регионов ДФО, где молодые кандидаты не участвовали. Другими словами, как среди кандидатов на должности глав МО, так и среди победителей выборов преобладают либо самовыдвиженцы, либо члены ЕР примерно в равных долях. Как правило, число кандидатов на выборах глав МО не превышало 10 чел., но наиболее частыми случаями стали выборы при конкуренции 3—4 кандидатов, и нередки (примерно треть) случаи с участием всего лишь 2 соперников.

С учетом того, что в субъектах ДФО реализуются региональные электоральные концепции, развивающие приоритеты Молодежной электоральной концепции, можно констатировать, что задача подготовки молодых кандидатов для участия в выборах на данный момент далека от своего решения. Основной упор в практиках по повышению политической активности молодежи региональные власти субъектов ДФО делают на политико-правовое образование, проведение деловых игр, моделирующих избирательный процесс, работу молодежных правительств.

В целом отметим, что заявленные в стратегических и программных документах федерального и регионального уровней власти приоритеты по развитию политической активности молодежи пока остаются реализованными в крайне малой степени. Уровень же реальной поддержки политическими партиями своих молодых членов на выборах также представляется недостаточно высоким.

Исследование было профинансировано в 2017 г. в форме академической надбавки на проведение научного исследования факультетом государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University).

ANDRYUSHINA Eugenia Vladimirovna, Cand.Sci (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Analysis, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bld. 4, 27 Lomonosovsky Ave, Moscow, 119991; Andryushina@spa.msu.ru)

PANOVA Ekaterina Aleksandrovna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Chair of Human Resources Management, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bld. 4, 27 Lomonosovsky Ave, Moscow, 119991; Panova@spa.msu.ru)

THE PARTICIPATION OF YOUNG PEOPLE OF THE FAR EAST IN ELECTORAL PROCESSES (example of elections of 10 September 2017)

Abstract. The article is the final of a series of articles based on the materials of the research project «Youth policy as a key component of the system of reproduction of skilled labor resources of the Far Eastern Region of Russia», implemented with the support of the School of Public Administration of Lomonosov Moscow State University in 2017. The paper presents the results of a study of the practices of youth participation in the regions of the Far East in the elections for the heads of municipalities on September 10, 2017, and an assessment of the real state and party support for the political activity of Russian youth. Keywords: Far East, state youth policy, political activity of youth, youth participation in elections, electoral processes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.