УДК 32:316.342.32-053.6 ББК 66.042+60.542.15
Политическая активность молодежи в избирательной кампании 14 сентября 2014 г. в Республике Алтай
А.В. Шарапов
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
The Political Activity of the Youth in the September 14, 2014 Election in the Republic of Altai
A. V. Sharapov
Altai State University (Barnaul, Russia)
14 сентября 2014 г. в Республике Алтай прошли выборы в 20 различных органов власти (выборы Главы Республики, Эл Курултая, районные и поселковые). Особенностью Республики Алтай является то, что молодежь, будучи по численности значительным электоратом, политически неактивна. Незначительную роль в политической социализации молодежи играют молодежные парламенты, молодежные общественные организации, политические партии. Политические партии активно выдвигают молодежь в качестве кандидатов в разные уровни власти. Наибольшее количество молодых кандидатов насчитывают в своих рядах ЛДПР, «Коммунисты России», «Единая Россия». Несмотря на большое количество кандидатов из числа молодежи, побеждают на выборах единицы. На выборах Главы Республики только кандидат В. Петров в своей программе обратил внимание на молодежь как главный источник формирования местной управленческой элиты. В указанный электоральный период 907 человек пожелали баллотироваться на различные выборные должности. Среди них из числа молодежи выдвинулось 237 человек. Два молодых человека стали депутатами регионального парламента Эл Курултай, семь — депутатами представительных органов местного самоуправления и один выбран главой сельской администрации.
Ключевые слова: молодежь, избирательная кампания, политические партии, молодежные организации, партийный список, одномандатные округа.
БОТ 10.14258/1гуа8и(2015)2.1-46
The article is devoted to the results of the 14 September 2014 elections in the Republic of Altai. On that day the election of the Head of the Republican Administration, El Kurultai (the supreme legislative body) election and district and township councils elections were scheduled. The special feature of the Republic of Altai is a high percentage of young voters. At the same time young people are politically inert. Youth parliaments, youth organizations and political parties play a minor role in the political socialization of young people. But political parties are active in nominating young people candidates for the different levels of election. The LDPR, the Communists of Russia and the United Russia have had the largest number of young candidates. Despite the large number of young candidates, only few of them win the elections. During the election of the Head of the Republic it was Petrov who pointed out young people as the main resource of local administrative elite in his program. Thus, in the electoral period in question, only 907 people decided to run for the various elective offices. Among them there are only 237 young people. Two young men were elected to the Republic's Parliament (El Kurultai), 7 people were elected to local governments and one was elected head of the rural authority.
Key words: youth, electoral campaign, political parties, youth organizations, party list single-mandate constituency.
Последние десять лет со стороны отечественного научного сообщества и представителей власти проявляется неподдельный интерес к изучению общественно-политической активности молодежи. События оранжевых революций на Украине, в Грузии и Киргизии и протестные выступления в России
2011-2012 гг. показали, насколько важную роль в этих событиях играет молодежь.
Под общественно-политической активностью молодежи понимается участие данной демографической категории граждан в избирательных кампаниях в качестве кандидатов и избирателей, а в межвыбор-
ный период — инициирование и реализация молодежью социальных проектов некоммерческого характера, как индивидуально, так и в рамках неформальных групп и общественных объединений.
На современном этапе не существует однозначного определения понятия «молодежь». Для различных социальных категорий людей эта планка меняется, например, молодая семья — супруги в возрасте до 35 лет, молодой ученый, кандидат наук — 35 лет, молодой доктор наук — 40 лет. У демографов еще более дифференцированный подход в определении молодого возраста. Но мы будем придерживаться трактовки, данной в официальных нормативно-правовых документах. С данной точки зрения молодежь — это граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет [1].
Осень 2014 г. ознаменовалась широкомасштабными избирательными кампаниями по выборам 30 глав субъектов РФ.
14 сентября 2014 г. после долгого перерыва состоялись выборы Главы Республики Алтай. Особенностью избирательной кампании в Республике Алтай был многоуровневый характер выборов органов власти. Выборы проходили в 20 органах власти различного уровня: от выборов Главы Республики до депутатов сельского представительного органа.
Всеми экспертами без исключения отмечена высокая конкуренция выборов при хорошей явке избирателей. 14 партий реально боролись за власть в республике: КПРФ, «Гражданская сила», ЛДПР, «Патриоты России», Коммунистическая партия «Коммунисты России», Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), «Зеленые», «Гражданская инициатива», «Единая Россия», «Партия За справедливость!», «Родина», «Республиканская партия России — Партия народной свободы» (РПР-ПАРНАС), «Яблоко», «Справедливая Россия» [2].
Особенностью данного субъекта РФ является высокий естественный прирост населения, что сформировало большую долю молодежи от общего количества жителей республики. Так, в 1995 г. молодежи насчитывалось 44 тыс. человек, а в 2009 г. — 50 тыс. В процентном соотношении доля молодежи к общей численности населения составляла 22 и 25% соответственно [3]. Такой значительный электорат должен привлечь внимание политических партий и органов государственной власти.
Кроме того, здесь активно работали «молодые» партии, появившиеся благодаря либерализации избирательного законодательства 2012 г., согласно которому достаточно собрать подписи 500 сторонников, чтобы зарегистрировать политическую партию, которая может участвовать в федеральных, региональных и местных выборах. Появились новые игроки: КПСС, «Партия За справедливость!», «Гражданская инициатива», «Гражданская сила». Для успешного вхожде-
ния в политический процесс им необходимо сформировать свой электорат за счет новых слоев населения и привлечения сторонников ранее действующих политических партий.
Поэтому изучение опыта работы с молодежью, примененного политическими партиями и кандидатами на Главу Республики Алтай, является актуальным.
При исследовании тактики работы политических партий с молодежью проанализированы деятельность молодежных структур партий и молодежного парламента, а также программы кандидатов на должность Главы Республики Алтай.
При мониторинге официальных сайтов региональных отделений местных политических партий в течение полутора месяцев (август — сентябрь) в новостных лентах отсутствовали события, посвященные молодежи в рамках избирательных кампаний (КПРФ, «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Патриоты России», ЛДПР, «Родина», партия «Зеленые»), хотя эти партии имеют молодежные отделения.
Еще одной причиной низкой активности молодежи является деятельность некоммерческих организаций. В 2014 г. в Республике Алтай были зарегистрированы 452 некоммерческие организации [4]. Молодежной проблематикой занимаются 76 НКО, причем подавляющая часть из них связаны со спортом (различные федерации по спорту), а гражданским воспитанием и политической социализацией молодежи озабочены единицы. Это не позволяет донести до широких слоев молодежи понимание важности выборов и необходимости голосования.
Кроме того, в мобилизации молодежи не были задействованы молодежные структуры, такие как молодежные парламенты.
Для выявления политической активности молодежи проанализированы списки молодых кандидатов (в возрасте до 35 лет), выдвинувшихся на выборы разных уровней. Результаты представлены в таблице.
Таким образом, в различные уровни власти от парламентских партий больше всего молодежи выдвинули ЛДПР и «Единая Россия». Следовательно, в крупных партиях ведется последовательная, осознанная работа по привлечению молодежи в политику. В небольших партиях («За справедливость!», «Зеленые», «Коммунисты России», «Гражданская сила») интерес к молодым кандидатам связан с общим кадровым дефицитом. Поэтому молодежь активно включается в партийные списки и выступает кандидатами на выборах по одномандатным округам.
В данной избирательной кампании остался неизменным общероссийский тренд с низкой степенью участия молодежи в голосовании. Поэтому с самого начала избирательной гонки большинство кандидатов на пост Главы Республики Алтай не обратили на этот электорат внимание. У А. Бердникова в про-
Результаты выдвижения кандидатов в представительные и местные органы власти Республики Алтай в 2014 г., чел.
Партия Выдвинуто в республиканский парламент Эл Курултай Молодежь, выдвинутая в местные органы власти Общее количество молодых кандидатов, выдвинутых в разные уровни власти
по партийным спискам по одномандатным округам
КПРФ 10 - - 10
ЛДПР 30 10 3 43
«Коммунисты России» 20 - - 20
«Зеленые» 19 1 1 21
За справедливость 18 - - 18
«Гражданская сила» 15 4 - 19
«Гражданская инициатива» 12 - - 12
«Единая Россия» 10 1 9 20
РПР-ПАРНАС 9 0 - -
«Патриоты России» 8 2 10
КПСС 8 - - 8
«Справедливая Россия» 7 0 - 7
«Яблоко» 6 2 - 8
«Родина» 3 1 2 6
Самовыдвиженцы - 10 16 26
грамме не было раздела, посвященного молодежи, отсутствовали крупномасштабные встречи со студентами, молодыми специалистами на предприятиях и т. д. Такой же тактики придерживались избирательные штабы В. Семенова, В. Ромашкина. В. Петров — единственный кандидат, который обещал привлечь молодежь в Правительство Республики и создавать рабочие места. Это закреплено в его агитационном материале. Содержание листовки сделано в таком стиле, что старшее поколение заботится о будущем своих внуков. Кроме того, был создан молодежный штаб В. Петрова, главной целью которого стала мобилизация молодежи в Горно-Алтайске. С этой задачей молодежный штаб частично справился.
Избирательные комиссии не старались привлечь молодежь на выборы. Отсутствовала агитационная кампания, адресованная данной демографической группе. Только в день голосования вручались подарки 18-летним избирателям, которые впервые голосовали. Других стимулов прийти на избирательные участки не было, вероятно, потому, что главному кандидату не нужна была большая явка.
Но были и исключения из правил. Большое внимание в свой избирательной кампании работе с молодежью уделил Виктор Осипов, баллотировавшийся на должность главы муниципального образования
Турочакского сельского поселения. В течение 20132014 гг. через общественную организацию «Жить по совести», руководителем которой он является, проводились социальные акции патриотической, спортивной и юридической направленности (сбор мусора, бесплатные юридические консультации, распространение бесплатных футболок, кепок). В конечном итоге это добавило ему популярности среди молодежи и увеличило количество голосов на выборах, что позволило 31-летнему политику занять должность главы села Турочак.
Таким образом, даже в регионах с высокой долей молодежи, каким является Республика Алтай, политическими партиями не реализуются мероприятия, направленные на мобилизацию данного электората. Неактивность молодежи подкрепляется слабой политической социализацией и малочисленностью институтов гражданского общества, которые должны были вести данную работу. Пассивность молодежи в качестве избирателей компенсируется определенной активностью в качестве кандидатов на должности региональной и местной власти. В этот электоральный период 907 человек пожелали баллотироваться на различные выборные должности. Среди них молодежи выдвинулось 237 человек. По результатам выборов 14 сентября 2014 г. два молодых представителя пар-
тии «Единая Россия» стали депутатами регионального парламента Эл Курултай, 7 человек стали депутатами представительных органов местного самоуправления (3 — из «Единой России», 3 — самовыдвиженца)
и один выбран главой сельской администрации (самовыдвиженец). Приведенные цифры подтверждают реальную возможность молодежи участвовать и побеждать на выборах разных уровней.
Библиографический список
1. О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.
2. Официальный сайт Избирательной комиссии Республики Алтай [Электронный ресурс]. — URL: http://www. altai_rep.vybory.izbirkom.ru.
3. Молодежь в России : статистический сборник 2010 г. — М., 2010.
4. Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://unro.minjust.ru/ NKOs.aspx.