Научная статья на тему 'Электоральная активность и политические предпочтения молодежи республики Бурятия'

Электоральная активность и политические предпочтения молодежи республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
719
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / YOUTH / ELECTORAL BEHAVIOR OF YOUTH / THE SELECTIVE LEGISLATION / THE SUFFRAGE / POLITICAL PARTIES / POLITICAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будаева Цыцык Батоевна, Будаева Дарима Цырендоржиевна

В статье рассматриваются различные аспекты электоральной активности и политических предпочтений молодежи Республики Бурятия: информированность о выборах депутатов Государственной Думы 2011 г., развитие интереса молодежи к избирательному процессу, намерение ее участия в выборах, знание избирательного законодательства, рейтинг и антирейтинг политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Будаева Цыцык Батоевна, Будаева Дарима Цырендоржиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL ACTIVITY AND POLITICAL PREFERENCES OF YOUTH IN REPUBLIC OF BURYATIA

In the article various aspects of electoral activity and political preferences of youth in Republic of Buryatia are considered: knowledge of deputies elections of the State Duma in 2011, development of their interest to selective process, intention of participation of youth in elections, knowledge of the selective legislation, the rating and the antirating of political parties.

Текст научной работы на тему «Электоральная активность и политические предпочтения молодежи республики Бурятия»

УДК 32.001 (571.54) © Ц.Б. Будаева, Д.Ц.Будаева

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В статье рассматриваются различные аспекты электоральной активности и политических предпочтений молодежи Республики Бурятия: информированность о выборах депутатов Государственной Думы 2011 г., развитие интереса молодежи к избирательному процессу, намерение ее участия в выборах, знание избирательного законодательства, рейтинг и антирейтинг политических партий.

Ключевые слова: молодежь, электоральное поведение молодежи, избирательное законодательство, избирательное право, политические партии, политические предпочтения.

Ts.B. Budaeva, D.Ts. Budaeva ELECTORAL ACTIVITY AND POLITICAL PREFERENCES OF YOUTH IN REPUBLIC OF BURYATIA

In the article various aspects of electoral activity and political preferences of youth in Republic of Buryatia are considered: knowledge of deputies elections of the State Duma in 2011, development of their interest to selective process, intention of participation of youth in elections, knowledge of the selective legislation, the rating and the antirating of political parties.

Key words:youth, electoral behavior of youth, the selective legislation, the suffrage, political parties, political preferences.

Актуальность исследования электоральной активности и политических предпочтений молодежи во многом вызвана не только тем, что примерно каждый четвёртый потенциальный избиратель республики относится к молодежной группе, но прежде всего тем, что она во многом будет определять стратегию развития страны и ее регионов. Поэтому понимание основных тенденций политического становления молодёжной аудитории, ее политических предпочтений и ориентаций, выявление источников влияния на электоральные предпочтения молодёжи поможет лучше уяснить сущность не только происходящих событий, но и ориентиры будущего развития страны и ее регионов. Значит, анализ политической культуры и электорального поведения молодежи имеет непреходящее значение.

В целях анализа электоральной активности и политических предпочтений современной молодежи Бурятии социологической службой «Эй-дос» проведен опрос общественного мнения. Объект опроса - молодежный электорат в возрасте 18-30 лет. Опрос проводился с 17 по 30 октября 2011 года. Общее количество опрошенных составило 650 человек. В обработку были приняты анкеты 634 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и национальности. Процент погрешности не превышает статистически допустимую норму.

При разработке программы и инструментария исследования исходили из того, что:

- уровень политической и правовой культуры во многом предопределяет электоральное поведение избирателей;

- ответственный, взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов, о полномочиях выбранных лиц и т.д. Поэтому избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса, каковы основные платформы кандидатов или же политических партий. На основании этих знаний у избирателя формируется соответствующее отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, местного сообщества. Комплексный подход к рассмотрению причин, влияющих на поведение избирателей, позволяет определить основные пути повышения электоральной активности граждан. При этом исходили из того, что участие в выборах и референдумах - право, а не обязанность, ибо законодательство нашей страны, а также международные избирательные стандарты запрещают какое-либо воздействие на избирателей с целью принуждения их к участию или неучастию в голосовании. Следовательно, основная задача, стоящая перед организаторами выборов и их участниками, заключается в том, чтобы создать у избирателя положительную мотивацию участия в голосовании. Че-

ловек должен быть уверен в том, что его голос имеет значение в данном процессе, что посредством своих представителей в различных органах власти он участвует в выработке политической воли и управлении делами государства. Значит, для повышения электоральной активности населения необходимо приложить усилия для того, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.

Результаты упомянутого выше опроса показали, что примерно каждый второй молодой избиратель интересуется избирательным законодательством, причем у женщин процент интересующихся существенно выше, чем у мужчин (55% против 45%). Данная закономерность дополняется еще тем, что в связи с переходом к старшим возрастным группам заметно растет доля лиц, интересующихся избирательным процессом. Среди молодежи 18-20 лет доля лиц, заявивших, что интересуются избирательным процессом, составила лишь 45%, а в возрастной группе 25-30 лет этот показатель составил почти 70%.

Распределение ответов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы избирательным законодательством?» чаще коррелирует с возрастом. Значит, существенным фактором, дифференцирующим избирательную активность молодежи, служит не столько занятость, а сколько возраст.

На основе вышеприведенных данных можно заключить, что женщины и молодежь старше 25 лет уделяют больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь лишь традиционным посещением избирательного участка в день выборов.

Далее, не наблюдается резкая дифференциация в разрезе этнической принадлежности: 56,4% русских и 54% бурят ответили, что «интересуются избирательным законодательством». Идентичность интереса русских и бурят во многом обусловлена общностью информационного поля, формирующего их мнение и политическую культуру. Об этом говорит то, что основными источниками знаний по избирательному законодательству служат общедоступные средства массовой информации, транслирующие в основном событийные сведения: 83% опрошенных отметили большую роль телевидения, 43% указали на периодическую печать, 35% - радио и на интернет - 8%.

Трансляция средствами массовой информации событийных фактов привела к тому, что бо-

лее 90% опрошенных были информированы о предстоящих выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Однако, как показал дальнейший анализ, существует большой разрыв между уровнем информированности молодежи о предстоящих выборах и уровнем знания по избирательному законодательству. Данная проблема во многом обусловлена слабой распространенностью факторов, способствующих формированию знания по избирательному законодательству. Например, учебные занятия, знакомство со специальной литературой, участие в семинарах, выполняющие как просветительские, так и обучающие функции, занимали скромное место в формировании электорального знания. Так, только 13% опрошенных указали, что в формировании их знания по избирательному законодательству большую роль сыграла специальная литература, значимость семинаров отметило около 7% респондентов, а на выездные семинары указали менее 45% опрошенных.

Низкая распространенность и, соответственно, низкая действенность механизмов, формирующих знания по избирательному законодательству, привела к тому, что ситуация с осведомленностью в избирательном законодательстве пока что оставляет желать лучшего. Об этом говорит то, что только 25% респондентов дали утвердительный ответ на вопрос: «Можете ли Вы объяснить разницу между понятиями «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право»? Из них лишь 5% дали правильный ответ:

- «под активным избирательным правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме»;

- «пассивное избирательное право - это право быть избранным, т.е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность и занять соответствующую должность при благоприятном для данного кандидата исходе выборов».

20% опрошенных ответили:

- если избиратель принимает активное участие в выборах, то говорят о реализации активного избирательного права;

- если же избиратель пассивно относится к выборам, то говорят о пассивном избирательном праве.

Опрос показал, что около 30% респондентов постоянно реализует свое избирательное право. Среди них выше доля женщин, чем мужчин.

Распределение по виду занятости показывает, что электоральная активность среди работающих намного выше, чем у безработных: ответ «постоянно участвую в выборах» дали 65% работающих и лишь 44% безработных.

Трансформация института политических партий и переход к многопартийной системе привели к качественно новым формам и способам организации социально-политических отношений, а важным показателем масштабности и глубины политической реформы служит изменение уровня доверия электората, в целях выявления которого в анкету включили вопрос: «Какие из нижеперечисленных партий в большей степени отражают интересы таких людей как Вы?». Распределение ответов на данный вопрос показало, что, по мнению молодежи, ее интересы в первую очередь отражает политическая партия «Единая Россия» (63%), во вторую -«Справедливая Россия» (24%), затем - «ЛДПР» и «КПРФ» по 14%. А распределение ответов на вопрос «За какие партии Вы допускаете для себя возможность проголосовать?» практически полностью совпадает с ответами на предыдущий вопрос, что говорит о достаточно высокой устойчивости политических предпочтений значительной части молодежи.

Примечательно, что поддержка правой партии «Правое дело» практически равна нулю, тогда как в 1999 году основной электорат партии «Союз правых сил» составляла молодежь.

Данные опроса показали заметные гендерные различия среди приверженцев «Единой России», «ЛДПР» и протестного электората. Среди про-тестного электората и сторонников «ЛДПР» выше доля мужчин, а среди сторонников «Единой России» преобладают женщины. В этой связи следует заметить, что гендерные различия среди приверженцев «ЛДПР» отмечаются практически на протяжении всего времени существования этой партии. При рассмотрении ответов в зависимости от вида занятости можно отметить более высокий процент сторонников «ЛДПР» среди безработных и протестного электората.

В антирейтинге партий заметное лидерство у «ЛДПР» (38%) и «Яблока» (31%). Наименьший процент отрицательных оценок у партии «Справедливая Россия».

Рассмотрение по национальному признаку показывает наибольшие различия в антирейтинге «ЛДПР» и «Яблока». Так, антирейтинг «Яблока» среди русских - 38%, среди бурят - 26%; антирейтинг «ЛДПР» среди русских - 24%, среди бурят - 42%.

В заключение следует отметить, что некоторые аспекты электорального поведения молодежи не вполне соответствуют сложившимся стереотипам. В частности, не подтверждается тезис об абсолютной электоральной пассивности молодых людей, об их по преимуществу негативном отношении к выборам. Тем не менее не снята с повестки дня проблема повышения электоральной активности и политической культуры молодежи.

На наш взгляд, к числу ведущих направлений, способствующих росту электоральной активности и политической культуры молодежи, необходимо относятся следующие. Одну из важнейших причин, определяющих политическую индифферентность значительной части российской молодежи, необходимо искать в государственной молодежной политике. Значит, проблема электорального поведения и формирования политической культуры должна найти соответствующее отражение в деятельности представительной и исполнительной власти, ведомств и институтов, разрабатывающих и проводящих молодежную политику.

Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно тогда, когда молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. Это означает, что необходима очень серьезная коррекция не только государственной молодежной политики, но и избирательных комиссий - важных политических институтов страны, имеющих непосредственное отношение к проявлению электоральной активности молодежи.

Работа с молодежью не может быть эффективной, если она ведется органами государственного и муниципального управления, избирательными комиссиями без участия самой молодежи. Прежде всего, молодежи, объединенной в собственные и при этом авторитетные организации. Сегодня молодежные организации «подключаются» к работе с молодежью главным образом уже в ходе самих кампаний. Они должны активнее участвовать в работе с электоратом и в периоды между избирательными циклами.

Процесс повышения электоральной активности молодежи - процесс сложный и длительный. Значительная часть населения России, в том числе и молодежи, продолжает ощущать себя «винтиком», полагая, что от него «ничего не зависит». Это, в свою очередь, порождает недостаточную политико-правовую культуру человека. Повышение политико-правовой культуры

требует воздействия на системные основания социума.

Причины аполитичности значительной части молодежи нередко кроются в незнании ею своих конституционных прав и обязанностей: молодые люди лишены элементарных знаний основ правовой культуры. Важно научить молодых принимать на выборах осознанные решения, понимать необходимость соблюдения правопорядка в стране, уметь отстаивать свои права в установленном законом порядке.

Потенциально эффективным средством,

обеспечивающим рост избирательной культуры молодежи, по крайней мере, в среде городского молодежного электората, могут выступить виртуальные дискуссионные площадки.

Особую роль в данном вопросе могут сыграть и средства массовой информации, выполняющие в настоящее время в основном информационные функции, но не уделяющие серьезного внимания вопросам правого просвещения избирателей, формирования политической культуры.

Проблема формирования электоральной активности молодежи и ее участия в избирательном процессе должна постоянно и всесторонне изучаться с участием исследователей, представляющих различные отрасли науки, актуально и регулярное проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций, посвященных проблемам формирования избирательной

культуры молодежи и ее участия в избирательных кампаниях. Наряду с этим необходимо серьезное внимание уделить работе по электорально-правовому просвещению, используя, например, олимпиады и деловые игры, совершенствуя учебно-воспитательные программы,

включающие в себя преподавание специального курса основ избирательного законодательства. Также необходима подготовка и выпуск массовых доступных изданий, популяризирующих избирательное законодательство и избирательную практику среди молодежи.

Будаева Цыцык Батоевна, доктор политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail:

tsytsyb@gmail.com.

Будаева Дарима Цырендоржиевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, e-mail: darb@ rambler.ru.

Budaeva Tsytsyk Batoevna, doctor of political science, associate professor, department of state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: tsytsyb@gmail.com.

Budaeva Darima Tsyrendorzhievna, candidate of political science, senior lecturer, department of state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: darb@ rambler.ru.

УДК 32.001: 37. 017.4 © Ц.Б. Будаева, Б.Б. Гармаев

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье обосновываются важные направления патриотического воспитания и определяются их задачи, анализируются основные нормативно-правовые акты федерального уровня, затрагивающие проблемы патриотизма и патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, программы и направления патриотического воспитания молодежи.

Ts.B. Budaeva, B.B. Garmaev PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION

In the article important directions of patriotic education are proved and their problems are defined, the basic regulatory legal acts offederal level mentioning problems ofpatriotism and patriotic youth education are analyzed.

Key words:youth, patriotism, patriotic education, programs and directions of patriotic education of youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.