MOISEEV Anton Borisovich, Senior Lecturer of the Chair of Sociology and Political Science, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; [email protected])
SATSUTA Aleksandr Il'ich, Cand.Sci. (Philos.), Professor of the Chair of Sociology and Political Science, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; [email protected])
THE LAW ENFORCEMENT OFFICIALS AS MEMBERS OF THE POLITICAL PROCESS
Abstract. The article determines the structure of law enforcement agencies of the Russian Federation as a social and professional group of the civil servants and its features. The authors substantiate position and role of the law enforcement officers in the modern political process and characterize law enforcement officers as a specific subject of political behavior. They define conditions and factors that influence the content and nature of their political behavior, as well as forms and ways of participation of law enforcement officers of the Russian Federation in the political process.
Keywords: political process, law enforcement officers of the Russian Federation, right, law, political rights and freedoms of personality, political behavior, forms and ways of political participation
УДК 324
ПЕТРОВ Юрий Дмитриевич — доктор политических наук, профессор кафедры истории, обществоз-нания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58; [email protected])
ГРИГОРЬЕВ Ньургун Афанасьевич — кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58; [email protected])
электоральная конкуренция на региональных и муниципальных выборах в республике саха (якутия)
Аннотация. В статье содержится анализ региональных и муниципальных выборов в Республике Саха (Якутия). Авторы исследуют динамику реформирования избирательной системы и электоральной политики России, определяют критерии уровня конкуренции на выборах различного уровня. На примере Республики Саха (Якутия) в статье проведен анализ выборов главы субъекта, местного регионального законодательного собрания Ил Тумэн, выборов глав и депутатов муниципальных образований и определена степень их конкуренции.
Ключевые слова: регионы, избирательная система, электоральная политика, электоральная конкуренция, Республика Саха (Якутия), региональные и муниципальные выборы
Зволюция российской политической системы и федеративных отношений воздействует на облик электорального пространства в государстве. Возвращение прямых выборов глав субъектов Российской Федерации в 2012 г. и либерализация избирательного законодательства вносят элементы конкуренции и неопределенности в выборы различного уровня в регионах. Новый цикл
политического процесса способствует активизации различных акторов и групп интересов в регионах, что придает динамику их социально-экономическому развитию. Положительные результаты реализации многих задач региональной политики во многом зависят от качественных характеристик региональных политических режимов.
В современной России развитие отношений «центр - регион» в сторону большей или меньшей демократичности во многом определяли черты региональных политических режимов. В 1990-е гг. в условиях кризиса государственного управления федеративные отношения сопровождались так называемой регионализацией политических элит, где регионы обладали относительной автономией в различных социально-экономических вопросах управления. Данные обстоятельства в системе отношений «центр - регион» способствовали появлению различных типов региональных политических режимов. Так, в основу исследования В. Гельмана были поставлены задачи определения соотношения губернаторской власти и власти местной ассамблеи (легислатуры). Он определил типологию идеальных российских региональных политических режимов: президентский, президентско-парламентский, премьер-президентский, парламентский [Гельман 1998: 87].
В нулевых годах наступает новый этап развития федеративных отношений в сторону укрепления вертикали исполнительной и законодательной ветвей власти, усиления федерального центра. Таким образом, отношения «центр -регион» являются важным фактором в развитии региональных политических режимов. С возвращением прямых выборов глав субъектов обретает новый вид электоральная политика в регионах. При определении термина «электоральная политика» мы опираемся на точку зрения российского исследователя Н.В. Гришина, который определил ее как публичное управление и государственное регулирование в сфере организации, проведения и обеспечения выборов [Гришин 2014: 72]. К составным элементам электоральной политики можно отнести:
- разработку политическими акторами стратегий и проектов организации избирательной системы;
- процедуры принятия государственных решений по организации избирательной системы, их формализацию в нормативно-правовых актах;
- деятельность органов власти (в т.ч. избирательных комиссий) по проведению выборов;
- управленческие процессы и технологии в сфере проведения выборов;
- деятельность негосударственных акторов по обеспечению проведения выборов;
- правоохранительное обеспечение выборов.
Государственная политика реформирования избирательной системы в сторону демократичности и открытости или в сторону сужения конкурентного поля приводит к сложившемуся стабильному оформлению ее функциональных механизмов в виде политического института. По мнению исследователей Й. Шумпетера и Р. Даль, выборы считаются главным критерием определения уровня развития демократического режима в государстве [Шумпетер 1995; Даль 2003]. Уровень внимания к выборам, процедуре их проведения и результатам остается достаточно высоким, поскольку конфигурация политической системы, расстановка политических сил и направление развития политических процессов очень часто определяются результатами выборов.
Избирательная система современной России является постоянным объектом реформирования государством, которое осуществляется с каждым новым формированием политического цикла, т.к. данный институт конструирует
систему органов исполнительной и законодательной власти. Эволюция данного института прошла несколько этапов. В 1990-х гг. преобладали тенденции правового подхода и верность демократическим принципам формирования власти. Характерными чертами данного этапа являлись повышение явки избирателей, что свидетельствовало о доверии граждан к проведению выборов, смешанная избирательная система формирования нижней палаты парламента Государственной думы. Многопартийная система вносила элементы конкуренции и плюрализма мнений в политический процесс России. Политический процесс нулевых годов, развивавшийся в сторону укрепления так называемой вертикали исполнительной и законодательной ветвей власти, коснулся и избирательной системы. Были ужесточены требования к созданию политических партий (50 тыс. членов вместо требовавшихся ранее 10 тыс. членов), введена необходимость иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, порог прохождения партий в Госдуму повышался с 5% до 7%, а возможность создания предвыборных блоков исключалась. Вопреки теории М. Дюверже, пропорциональная избирательная система должна была привести к формированию многопартийности [Дюверже 2000], однако этого не произошло. Число партий, прошедших в Государственную думу, сокращалось с каждой избирательной кампанией, возник феномен «малопартийности» и доминирования партии власти - «Единой России».
Во время президентского цикла Д.А. Медведева также произошли изменения в избирательной системе (снижение числа членов, необходимого для регистрации партий, на 10 тыс. чел., снижение 7-процентного барьера до 5-процентного). После парламентских выборов в Государственную думу в декабре 2011 г. в больших городах России произошли массовые манифестации с требованиями реформ политической системы России. В результате были возвращены прямые выборы глав субъектов (2012 г.), возвращена смешанная избирательная система (2014 г.). Таким образом, избирательная система является постоянным объектом реформирования в сторону демократичности или в сторону сужения политической конкуренции, что свидетельствует об отсутствии четкой стратегии в отношении данного политического института.
Таким образом, нелинейность эволюции избирательной системы России является важным фактором в развитии избирательных процессов и электоральной конкуренции в регионах. В отличие от федеральных выборов, избирательные кампании на региональном и муниципальном уровнях отличаются относительной конкуренцией. Возвращение прямых выборов глав субъектов вернуло динамику политического процесса, произошел рост значимости политтехно-логов во время выборов. По мнению политолога Д. Орлова, «формирование условий для обеспечения политической конкуренции на региональных выборах связано с усилиями Кремля, направленными на обеспечение легитимности и законности избирательного процесса. Сама идея проведения прямых выборов региональных руководителей имеет целью повышение ответственности региональной власти перед гражданами»1. На муниципальном же уровне факторы конкуренции усиливает положение органов местного самоуправления, являющихся разновидностью публичной власти и отделенных от органов государственной власти. Среди итогов последней избирательной кампании 2017 г. можно отметить успех непарламентских партий и самовыдвиженцев в некоторых муниципальных районах страны (например, в Москве и Псковской обл.).
Существуют различные критерии оценки уровня электоральной конкурен-
1 Региональные выборы - 2015: «нишевая конкуренция»: аналитический доклад Д. Орлова. 15 сентября. - Информационное агентство REGNUM. 2015. Доступ: https://regnum.ru/news/1970703.html (проверено 05.04.2018).
ции. Так, предложенная В. Гельманом и Е. Поповой методика базируется на количественных оценках выборов: если кандидат-инкумбент набирает меньше двух третей голосов, то выборы можно считать состязательными и демократическими; исследователь Хельсинского университета Т. Ванханен указывает конкретную цифру в 30% голосов, которые получили проигравшие кандидаты, что обусловливает неконкурентность и недемократичность выборов; по мнению Я.Г. Ашихминой, необходимо учитывать два критерия: конкурентность и предсказуемость, что может способствовать не только более точной оценке, но и выявить различные модификации демократических региональных практик [Ашихмина 2007]. Таким образом, электоральную конкуренцию можно определить по отрыву победителя от проигравших кандидатов, количественному и партийному составу.
Далее мы проанализируем степень электоральной конкуренции на региональных и муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия), используя данные сайта Центральной избирательной комиссии1. Якутия в территориально-административном плане представляет собой национальное образование (республику) и по площади является самым большим регионом не только на территории Дальнего Востока, но и в Российской Федерации. Возобновившаяся практика прямых выборов глав субъектов затронула и Якутию, где весной 2014 г. в досрочную отставку ушел действующий глава Е.А. Борисов, срок полномочий которого истекал в 2015 г.
Среди новшеств данных выборов было введение так называемого муниципального фильтра кандидатов при выдвижении их политическими партиями. От партии «Единая Россия» кандидатом на выборах выступал Е. Борисов, победивший на выборах с результатом в 58,79% голосов. Бывший депутат регионального законодательного собрания Ил Тумэн третьего и четвертого созывов и бывший министр финансов республики Э. Березкин, выдвинутый региональным отделением партии «Гражданская платформа», считался основным конкурентом кандидата от партии власти, который достиг результата в 29,49%. От регионального отделения партии КПРФ был выдвинут ее председатель В. Губарев, набравший 5,31%. Региональное отделение партии ЛДПР также выдвинуло своего председателя Г. Парахина, который получил 3,19%. Кандидат от регионального отделения партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» В. Максимов набрал 1,34%. Явка на выборы составила 52,76%.
Необходимо отметить, что победивший кандидат от партии власти Е. Борисов показал один из самых низких результатов по стране наряду с кандидатом из Республики Алтай. Эксперты отмечали высокую конкурентную борьбу между кандидатами Е. Борисовым и Э. Березкиным. Таким образом, региональные выборы главы субъекта 2014 г. в Республике Саха (Якутия) можно считать относительно конкурентными. Следующие выборы губернатора данного региона состоятся в 2019 г.
Региональные выборы в местное законодательное собрание Ил Тумэн проходят согласно действующему закону от 18 октября 2007 г., который вводит партийную составляющую формирования региональной легислатуры. На выборах 2 марта 2008 г. фракционный состав выглядел следующим образом: фракция партии «Единая Россия» была представлена 51 народным депутатом, фракция КПРФ - 7, «Справедливая Россия» - 5, депутатская группа «Согласие» - 2, депутатское объединение «Гражданская платформа» - 2 народными депутатами.
1 Сайт Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия). Доступ: http://www.yakut. izbirkom.ru/ (проверено 05.04.2018).
Выборы депутатов в региональное законодательное собрание Ил Тумэн пятого созыва состоялись в сентябре 2013 г. В результате сложения результатов по партийным спискам и республиканским избирательным округам фракционный партийный состав пятого созыва Ил Тумэн составляет: «Единая Россия» - 50 членов, КПРФ - 5, «Справедливая Россия» - 9. Число депутатов вне фракций и партийной принадлежности - 4 человека. По оценке И. Сосиной, в конечном итоге по результатам выборов в пятом избирательном цикле достаточно четко продолжается общая тенденция - формирование парламентского большинства в лице «Единой России». А основным результатом электоральной политики определяется ведущая роль политических партий как главного субъекта избирательного процесса [Сосина 2014]. Следующие выборы в Ил Тумэн шестого созыва состоятся в сентябре 2018 г.
Далее мы проанализируем результаты муниципальных выборов в Республике Саха (Якутия) с 2014 г.: выборы глав муниципальных районов, глав муниципальных образований поселений, депутатов представительных органов муниципальных районов, депутатов представительных органов поселений.
В единый день голосования 14 сентября 2014 г. прошли муниципальные и региональные выборы. Среди нововведений данных выборов можно отметить следующее:
- снижение с 50 до 25% обязательной доли депутатов региональных парламентов и органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе;
- введение сбора подписей кандидатами от партий по мажоритарным округам и партиями при выдвижении партийных списков;
- увеличение необходимого числа собранных подписей для выборов региональных депутатов с 0,5 до 3% числа избирателей соответствующего избирательного округа;
- повышение максимальной величины заградительного барьера на региональных и местных выборах с 5 до 7%;
- ограниченное и отложенное возвращение графы «против всех».
Таким образом, данные меры были проведены с целью систематизации институционального влияния партий на региональных и местных выборах.
В 2014 г. в Республике Саха (Якутия) прошли выборы глав муниципальных образований в Аллаиховском, Нижнеколымском и Олекминском улусах. Во всех трех районах одержали победу представители партии «Единая Россия».
На выборах глав муниципальных образований поселений наблюдалась относительная конкуренция. По результатам в четырех наслегах победили представители «Единой России». В семи наслегах республики победу одержали так называемые беспартийные самовыдвиженцы.
Далее проанализируем результаты выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов представительных органов поселений.
Таблица 1
Результаты выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов представительных органов поселений
Число мандатов депутатов представительных органов муниципальных районов
ЕР КПРФ СР лдпр Прочие Самовыдвиженцы
2014 27 5 3 1 5 9
Число мандатов депутатов представительных органов поселений
2014 36 - - - 1 31
Как видно из приведенной таблицы, наибольшее число депутатских мандатов получают представители партии «Единая Россия» и самовыдвиженцы. Результаты других парламентских и непарламентских партий невысоки.
Единый день голосования 13 сентября 2015 г. был своего рода подготовкой к выборам в Государственную думу 2016 г. К моменту выборов в избирательное законодательство не было внесено изменений. В Якутии прошло большое число выборов глав муниципальных образований поселений. В 66 наслегах победили представители «Единой России», в 2 наслегах - представители партии «Справедливая Россия», в 37 наслегах - самовыдвиженцы.
Также были проведены выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов представительных органов поселений.
Таблица 2
Результаты выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов представительных органов поселений
Число мандатов депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов
представительных органов поселений
ЕР КПРФ СР лдпр Прочие Самовыдвиженцы
2015 696 16 99 2 1 222
На выборах 2015 г., как и на предыдущих выборах, наибольшее число мандатов получили партия «Единая Россия» и самовыдвиженцы. Также вследствие увеличения числа мест проведения выборов почти сотню мандатов набрала партия «Справедливая Россия».
Региональные и муниципальные выборы 2016 г. прошли в тот же день - 18 сентября, - что и выборы депутатов Государственной думы. На выборах глав муниципальных образований - Булунского, Жиганского и Нерюнгринского районов - победили представители «Единой России». Результаты выборов глав муниципальных образований поселений: 14 представителей партии «Единая Россия»; 1 - «Справедливая Россия», 1 - ЛДПР, 9 - самовыдвиженцы.
Таблица 3
Результаты выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов представительных органов поселений
Число мандатов депутатов представительных органов муниципальных районов
ЕР КПРФ СР лдпр Прочие Самовыдвиженцы
2016 16 2 2 1 - 6
Число мандатов депутатов представительных органов поселений
2016 107 - - - - 45
Единый день голосования в 2017 г. был проведен 10 сентября. В Якутии по результатам выборов глав субъектов муниципальных образований победителями вышли 7 представителей партии «Единая Россия», 1 - «Справедливая Россия». Также во многих местах были проведены выборы глав муниципальных
образований поселений. Результаты: 130 мест - ЕР, 71 - самовыдвиженцы, 5 -КПРФ, 1 - СР, 1 - ЛДПР, 1 - прочие.
Таблица 4
Результаты выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов представительных органов поселений
Число мандатов депутатов представительных органов муниципальных районов
ЕР КПРФ СР лдпр Прочие Самовыдвиженцы
2017 59 5 9 6 1 32
Число мандатов депутатов представительных органов поселений
2017 1079 66 128 9 24 908
Таким образом, нелинейность развития избирательной системы России и электоральной политики влияет на степень конкуренции на выборах различного уровня. Региональные выборы в Республике Саха (Якутия) отражают общефедеральную картину партийного представительства в законодательном органе власти, а также относительную конкуренцию на выборах главы республики, что доказывает важность возвращения практики прямых выборов глав субъектов. На выборах муниципального уровня в Якутии также можно наблюдать относительную конкуренцию. Если среди кандидатов на посты глав муниципальных образований побеждают представители партии власти - «Единой России», то на уровне глав поселений, депутатов представительных органов муниципальных районов и поселений картина выглядит несколько иначе. Здесь большое число мест на получают представители беспартийных самовыдвиженцев, а также увеличивает число своих мандатов партия «Справедливая Россия». Таким образом, на данный момент в регионе созданы институциональные предпосылки для оживления политического поля и конкуренции на выборах регионального и муниципального уровня.
Список литературы
Ашихмина Я.Г. 2007. Конкуренция элит на выборах как критерий современной демократии. - Политэкс. № 2. Доступ: http://www.politex.info/content/ view/341/30/ (проверено 05.04.2018).
Гельман В.Я. 1998. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики. - Полис. Политические исследования. № 1. С. 87-105.
Гришин Н.В. 2014. Государственная электоральная политика: предметная область нового научного направления. - Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3(40). С. 71-82.
Даль Р. 2003. Демократия и ее критики (пер. с англ.; под ред. М.В. Ильина). М.: РОССПЭН. 576 с.
Дюверже М. 2000. Политические партии (пер. с франц.). М.: Академический Проект. 538 с.
Сосина И.А. 2014. Электоральная политика и избирательный процесс в Республике Саха (Якутия). - Наука и образование. № 3. С. 52-57.
Шумпетер Й.А. 1995. Капитализм, социализм и демократия (пер. с англ.; пре-дисл. и общ. ред. В.С. Автономова). М.: Экономика. 540 с.
PETROV Yuriy Dmitrievich, Dr.Sci. (Pol.Sci), Professor of the Chair of History, Social Studies and Political Science, Faculty of History, Ammosov North-Eastern Federal University (58 Belinskogo St, Yakutsk, Sakha (Yakutia) Republic, Russia, 677000;[email protected])
GRIGOR'EV N'urgun Afanas'evich, Cand.Sci. (Pol.Sci), Senior Lecturer at the Chair of History, Social Studies and Political Science, Faculty of History, Ammosov North-Eastern Federal University (58 Belinskogo St, Yakutsk, Sakha (Yakutia) Republic, Russia, 677000; [email protected])
ELECTORAL COMPETITION AT THE REGIONAL
AND MUNICIPAL ELECTIONS IN THE SAKHA (YAKUTIA)
REPUBLIC
Abstract. The article contains an analysis of regional and municipal elections in the Sakha (Yakutia) Republic. The authors investigate the dynamics of the reform of the electoral system and the electoral policy of Russia. They shows that evolution of the Russian political system and federative relations influences the appearance of the electoral space in the state. The return of direct elections of heads of constituent entities of the Russian Federation in 2012 and the liberalization of electoral legislation bring elements of competition and uncertainty in elections of various levels in the regions. The article determined criteria for the level of competition in elections of different levels. On the example of the Sakha (Yakutia) Republic the election of the head of the subject, the local regional legislative assembly Il Tumen, the election of heads and deputies of municipalities are analyzed. The authors also determine the degree of their competition. Keywords: regions, electoral system, electoral policy, electoral competition, Sakha (Yakutia) Republic, regional and municipal elections
ЮШКОВА Светлана Александровна — кандидат экономических наук, доцент; доцент департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
генезис реформирования пенсионной системы РФ
Аннотация. В статье выделяются основные проблемы, связанные с функционированием пенсионной системы. Автор анализирует социальные, демографические и другие факторы, влияющие на нормальное функционирование пенсионной системы РФ, рассматривает ее структуру. В хронологическом порядке выделяются этапы реформирования пенсионной системы РФ, проводится анализ изменений, описываются ближайшие перспективы реформирования пенсионной системы РФ. Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, пенсионная реформа
В современных условиях жизни российского общества одной из важнейших задач является создание и развитие пенсионной системы, не только соответствующей насущным потребностям, но и имеющей определенные перспективы. Практика показывает, что существующая пенсионная система не может адекватно осуществлять свои функции в силу различных причин.
Одной из очевидных причин является демографическая ситуация в РФ. Отметим, что эта причина достаточно предсказуема и поддается анализу и прогнозам. Например, это относится к прогнозу Росстата РФ, который рассматривает три сценария демографической ситуации, исходя из высокого,