ОБРАЗОВАНИЕ - В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
Участие бизнеса
в совершенствовании
образовательной системы в свете подготовки федерального закона
«Об образовании в РФ»
Федоров
Михаил Басильевич,
ректор Уральского государственного экономического университета, председатель Комитета:
Закон «Об образовании в РФ» сегодня один из самых важных. Каждый из нас должен чувствовать ответственность за дела России, регионов и т.д. У нас есть гражданская позиция, и мы ее должны высказать.
Опыт французских университетов: студент в течение 18 месяцев проходит стажировку на предприятии, поэтому по окончании вуза он - готовый специалист. В наших вузах практически ликвидирована практика, так как это затратное мероприятие, поэтому у нас выходит «полуфабрикат» - не готовый к реальной жизни, не видящий своих перспектив. С учетом того, что мы не занимаемся профессиональной ориентацией, говорить о подготовке нашей молодежи к реалиям бизнеса не приходится.
На наш взгляд, закон преждевременен, так как нет программ развития промышленного комплекса и образования. Отсутствует система взаимодействия между работодателями и образовательными учреждениями. Права и обязанности работодателей не сформулированы, необходимы механизмы мотивации работодателей.
В этой связи предлагаются следующие направления работы.
Комитету по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам СОСПП совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области определить список первоочередных профессиональных стандартов и разработать мероприятия по формированию системы профессиональных стандартов и квалификационных требований для ключевых отраслей экономики Свердловской области.
Региональному объединению работодателей СОСПП совместно с Министерством промышленности и науки Свердловской области провести: анализ изменений в профессиональной структуре отраслей экономики; определить группы профессий, которые будут обеспечивать основное экономическое развитие Уральского региона; составить реестр групп профессий, подлежащих стандартизации и последующей сертификации.
Комитету по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам СОСПП совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Советом ректо-
ров вузов Свердловской области и Уральского федерального округа, Советом директоров учреждений среднего профессионального образования Свердловской области обеспечить согласование образовательных и профессиональных стандартов.
Региональному объединению работодателей СОСПП совместно с Департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики Свердловской области организовать работу по среднесрочному и долгосрочному прогнозированию изменений профессиональной деятельности и кадровой потребности.
Поддержать инициативу создания «Центра профессиональной стандартизации и сертификации квалификаций» Регионально-
го объединения работодателей СОСПП.
Внести на заседание Правительства Свердловской области, Российского союза промышленников и предпринимателей вопрос о рассмотрении предложений по совершенствованию политики и практики в области развития кадрового потенциала.
Соглашение о взаимодействии от 25 июня 2007 г.
Министерства образования и науки Российской Федерации
Национальная рамка квалификаций
Российского союза промышленников и предпринимателей
Профессиональные
стандарты
19 октября 2010 г. Заседание Комитета по развитию профессионального образования
и трудовым ресурсам Свердловского отделения Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП)
Upravlenets № 9-10 (13-14) 2010
EDUCATION INTO THE REGION’S ECONOMICS
БУЛАТОВ Виктор Алексеевич,
директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров Уральской государственной юридической академии:
В качестве замечаний к предложенному законопроекту необходимо отметить следующее. В документе отсутствует преамбула - важнейшая составная часть любого законопроекта, в которой должны быть определены стратегические цели и задачи правового обеспечения функционирования системы российского образования. В ст. 1 «Сфера действия настоящего федерального закона» следовало бы определить предмет регулирования. В ст. 2 дан перечень основных понятий и терминов. Здесь также много замечаний, заключающихся в том, что в перечне отсутствуют такие понятия, как «аккредитация образовательной организации», «педагогический работник», «компетентность» и т.д. Формулировка ряда определений, в том числе понятия «воспитание» и «образование», нуждается в уточнении. В ст. 3 перечисляются основные принципы правового регулирования образования, которых более 20, что неправильно. Отсутствует логика построения принципов. В ст. 6 говорится о разграничении полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти местного самоуправления. Данный перечень следует дополнить и образовательными организациями, прежде всего речь идет о высших учебных заведениях, которые принимают собственные образовательные стандарты, а также локальные нормативные акты, которые тоже должны входить в систему законодательства об образовании. В ст. 17 «Структура системы образования» отсутствует понятие высшего профессионального образования. Получается, что будет высшее и профессиональное образование. Кроме того, послевузовская подготовка научных кадров оказалась также на уровне высшего образования. По нашему мнению, послевузовскую подготовку необходимо вынести на отдельный уровень, что придаст ему самостоятельный правовой статус.
Нами дано также предложение по ст. 45, где речь идет о дисциплинарной ответственности обучающихся. Предлагается снизить возраст привлечения к дисциплинарной ответственности с 14 до 10 лет и с 17 до 14 лет для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать повышению общего уровня дисциплины. В ст. 47 речь идет о правах родителей и законных представителей. Родители имеют право выбирать форму обучения образовательной организации. Но такая формулировка входит в противоречие с Семейным кодексом РФ, где говорится, что родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования с учетом мнения детей. Данную коллизию целесообразно исключить. В ст. 130 «Цели высшего образования» говорится о том, что государство обеспечивает приоритетность высшего образования. В данном случае имеет место декларативный подход, так как возникает вопрос: по отношению к чему обеспечивается приоритетность высшего образования. Целесообразно исключить такую формулировку из текста закона. В ст. 134 речь идет о видах организации высшего образования. Предлагаемая формулировка представляется ошибочной, так как происходит отказ от такой формы образовательного учреждения, как академия. В то же время включение такой формы образовательного учреждения, как колледж, в систему высшего образования представляется неуместным: уже закрепилось устойчивое восприятие колледжа как среднего профессионального учебного заведения. По вопросу повышения квалификации в законопроекте сказано, что срок освоения образовательной программы повышения квалификации определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей заказчиков, но должен составлять не менее 18 аудиторных часов. Есть мнение, что многие заказчики будут стремиться к тому, чтобы свести все повышение квалификации именно к этим часам, что явно недостаточно.
О
Дорожкин Е.М.: Какие последствия ждут систему образования при отсутствии упоминания в законе об образовании таких понятий, как «академия» и «колледж»?
Булатов Б.А.: Менять «милицию» на «полицию», «академию» на « институт» и т.д. - это просто колоссальные деньги, а смысл непонятен. На наш взгляд, данные изменения не принципиальны.
<Федоров М.Б.: Формируется закон, который должен сориентировать общество на новую модель российского образования. Что принципиального вносит данный документ и как он ориентирует образовательное сообщество на реализацию новой образовательной политики?
Булатов Б.А.: То, что законопроект требует изменений и дополнений, сомнению не подлежит. Нет предела совершенству. Совершенствование терминологии, взаимосвязей, прав и обязанностей обучающихся и т.д. - это шаг вперед. Тем не менее есть определенные моменты, которые ухудшают законодательство в области образования. Например, отмена начального профессионального образования - вопрос, требующий глубокого анализа. Однако, каких-либо революционных изменений в законе нет. Изменения носят скорее эволюционный характер.
<Федоров М.Б.: Закон об образовании является для страны первостепенным. Не имея четкой программы развития системы образования, не ставим ли мы телегу впереди лошади? Может быть, сначала сформировать программу развития образования, а потом разрабатывать соответствующий закон?
Булатов Б.А.: Законотворческий процесс остановить нельзя. Данный законопроект вынесен на всенародное обсуждение. По моим сведениям, в этот законопроект только от ректоров высших учебных заведений поступило более 600 замечаний и предложений. Собственно, в законе и должна быть заложена программа реформирования системы образования.
Session of Committee on development of vocational training October 19, 2010
and to a manpower of Sverdlovsk branch of the Union of industrialists and businessmen (СОСПП)
ОБРАЗОВАНИЕ - В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
ПАДЧИН Виталий
Николаевич, генеральный директор Союза строителей Свердловской области:
В 2002 г. мы столкнулись с такой проблемой: ни один выпускник строительного факультета УГТУ-УПИ этого года не пришел на стройку. Когда я стал интересоваться, что происходит, то получил ответ: на стройке грязь, мат, малокомфортные условия
- проще надеть белую рубашку и устроиться менеджером или продавцом строительных материалов. Тогда мы вышли к ректору вуза с предложением о создании целевого набора студентов. Разработали программу продолжения строительных династий. Любой строитель мог подать заявку в Союз на обучение в вузе своего ребенка -выпускника школы. Мы сами комплектовали перечень требуемых специальностей. Полный набор целевиков по всем специальностям составлял 60-65 чел. Строительная организация брала на себя обязательства по компенсации части затрат на подготовку своих студентов вузу в размере 40-45%. В договоре оговаривалось, что все практики студенты проходят на базе данной строительной организации, где они имели возможность знакомиться с коллективом. По окончании обучения выпускники обязаны были отработать на предприятии не менее 3 лет. В противном случае предприятие имело право взыскать с семьи сумму затрат на обучение. Студенты, подготовленные по данной целевой программе, сегодня работают в строительных организациях, и данный опыт можно оценить положительно. Работодатели готовы платить за подобного рода образование.
БУХМАСТОВ Андрей
Владимирович,
директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области:
В России отсутствует государственная промышленная политика. Как готовить специалистов, если промышленность не знает, куда она пойдет. Мы много говорим о био- и нанотехнологиях, но без заготовительного производства не то что космические корабли, обычные тракторы не будут производиться. Только на основании сбалансированной стратегии развития промышленности работодатели смогут поставить задачу системе образования. На сегодня мы готовим 70% специалистов с высшим образованием, 20% - со средним и 10% - с начальным. А нужно 80% - с начальным и средним образованием и только 20% - с высшим. И закон об образовании данную диспропорцию не изменит.
Взаимодействие работодателей с федеральными органами власти в значительной степени регламентируется правилами социального партнерства. Третьей стороной выступают профсоюзы. В кризисные времена, когда я искал художественный образ социального партнерства, мне пришла на память картина Перова «Тройка», где три подростка в тяжелых климатических условиях тянут непосильную ношу. А вообще социальное партнерство вызывает ассоциацию с картиной Васнецова, где Иван-царевич, обнимая Василису Прекрасную, скачет верхом на сером волке. Хищник - бизнес, работодатель, Иван-царевич - власть, а Василиса Прекрасная - профсоюз. Когда встает вопрос о социальном
- трехстороннем - партнерстве, то ответственность возлагается, как правило, только на работодателя. Исполнительная власть умело уходит от ответственности, а профсоюз ни за что не отвечает. Хотя профсоюз вполне можно привлечь к вопросам кадровой подготовки, повышения квалификации персонала, а также к работе по профессиональной ориентации и поддержке трудовых династий.
МАРАМЫГИН Максим Сергеевич,
проректор по учебной работе Уральского государственного экономического университета:
Заказчиком профессионального образования является государство, а потребитель готового продукта
- бизнес. До тех пор, пока будет существовать этот диссонанс, сохранится ситуация: государственный диплом - это одно, право профессиональной деятельности - это другое. В свое время Кеннеди в течение 15 лет не мог сдать квалификационный экзамен, так и не став адвокатом. Можно получить диплом, но не получить допуск к профессиональной деятельности. Что сегодня не стимулирует вуз к выпуску брака? Ничего. И люди часто между вузом и «шарашкиной конторой» выбирают последнюю только потому, что права вуза и «шарашкиной конторы» уравнены между собой. Поэтому система профессиональной сертификации необходима.
Профессиональный
стандарт
многофункциональный нормативный документ, систематизирующий (для конкретной области профессиональной деятельности) трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям
По собственному опыту знаю, что кадровики большинства предприятий - ограниченные люди. И когда вуз начинает вести диалог с кадровыми службами о требуемых компетенциях, то никакой информации получить не может. Но и вузовские работники могли бы прийти на производство и переговорить с руководителями структурных подразделений, чтобы выяснить, какие работники им нужны. Тогда диалог состоится. Ответственность с работодателей, которые не доносят своих требований дообразовательных учреждений, также не снимается. Несомненно, здесь должно быть двухстороннее движение.
19 октября 2010 г. Заседание Комитета по развитию профессионального образования
и трудовым ресурсам Свердловского отделения Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП)
Upravlenets № 9-10 (13-14) 2010
EDUCATION INTO THE REGION’S ECONOMICS
РУДЕНКО
Валерий
Лукич,
директор Нижнетагильского института испытания металлов:
Мы давно поменяли свое отношение к подготовке специалистов. Это понимание пришло к нам 6 лет назад, когда обнаружилось, что средний возраст специалистов нашего предприятия составляет 51 год. Тогда мы организовали подготовку своих специалистов в собственной газовой школе. Существующая сегодня форма взаимодействия образовательных учреждений с производством должна поменяться. Некоторые руководители действительно больше думают о том, как сэкономить на подготовке кадров. Поэтому сегодня надо поменять идеологию руководителей, иначе мы не сдвинемся с места. Думаю, что принятие этого закона не остановить, но необходимо попытаться исправить то, что еще можно исправить.
Основные проблемы в сфере труда и профессионального образования
Спрос и предложение рабочей силы имеют дисбаланс в профессиональноквалификационном разрезе, образовательные услуги отстают от потребностей рынка труда, взаимодействие сферы труда и сферы образования в области классификации профессий и специальностей слабое
Нет квалификационных требований, отражающих современный уровень развития техники и технологии, четко определенных видов ответственности работников
Разработка и внедрение профессиональных стандартов
ТЕТЕРИН Евгений Борисович,
директор Каменск-Уральского политехнического техникума:
Законопроектом ликвидируется уровень начального профессионального образования, но остается профессиональная подготовка. Но если сегодня убрать прием в средние профессиональные образовательные учреждения на базе 9 классов, то они не выдержат конкуренции с вузами. Обучающиеся выбирают СПО, так как в результате они получают льготу поступления в вуз без ЕГЭ. В нашей экономической ситуации нельзя ломать то, что уже есть.
Три года назад мы провели анкетный опрос 700 чел. В качестве респондентов были выбраны две группы: выпускники и специалисты четырех крупных металлургических предприятий. Анализ результатов показал огромную разницу в требуемых компетенциях на разных предприятиях, а тем более между выпускниками и специалистами (что хотят специалисты и что хотят выпускники). Специальность одна, а перечень требуемых компетенций на каждом предприятии разный. В результате вопрос «чему учить» остался открытым.
Зачем нужен профессиональный стандарт?
Повышение качества и производительности труда
Единые требования к качеству продукции и услуг
Закрепление полномочий и ответственности
Проведение оценки квалификации, аттестации и сертификации работников
Оценка кандидатов и выпускников учебных заведений при найме на работу
Обучение и развитие сотрудников; Разработка системы компенсации и мотивации
Планирование карьеры и т.д.
ШЕВЧЕНКО Валерий Яковлевич,
проректор по образовательной политике Российского государ-ственногопрофессионально-педагогического университета:
Вопросы кадровой подготовки, соответствующей потребностям производства, стоят уже десятки лет. Данные статистики показывают, что в текущем году 42% абитуриентов выразили желание стать госслужащими, другая часть идет в экономисты, третья часть -в юристы, а производству совсем ничего не остается. Это проблема общественного сознания. Следует также отметить, что сегодня в образовании надо выживать. Средств, выделяемых государством, явно не хватает. Учебные заведения выживают за счет внебюджетного обучения. 14 млрд р. крутится в системе внебюджетного обучения образовательных учреждений нашей области, т.е.
10% областного бюджета. Но на что направлена подготовка кадров? На удовлетворение личных потребностей обучающихся. И нет другого пути, по которому пошел весь цивилизованный мир: предоставлять предприятиям, занимающимся подготовкой кадров, налоговые льготы. Всего 22% предприятий пытаются установить контакты с учреждениями профессионального образования. Остальные ориентированы на внешний рынок труда.
Центр профессиональной стандартизации и сертификации квалификаций
Целостная система сертификации профессиональных квалификаций Механизм взаимодействия сферы труда и образования Повышение эффективности обучения
Повышение качества и конкурентоспособности трудовых ресурсов на рынке труда
Session of Committee on development of vocational training October 19, 2010
and to a manpower of Sverdlovsk branch of the Union of industrialists and businessmen (COCnn)