Научная статья на тему 'Формирование кадрового потенциала для промышленного сектора экономики России'

Формирование кадрового потенциала для промышленного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / CERTIFICATION QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верещагин Константин Витальевич, Рябова Ольга Романовна

В период модернизации современной экономики проблема нехватки высококвалифицированных кадров в отечественном промышленном секторе является одной из наиболее актуальных. У работодателей формируется активная позиция по вопросу создания центров сертификации квалификации персонала. В результате проведенного исследования была подтверждена эффективность применения программы для формирования нового кадрового потенциала. Показано, что сертификация квалификации оказывает положительный эффект на совершенствование трудовых ресурсов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HUMAN RESOURCES FOR THE INDUSTRIAL SECTOR THE RUSSIAN ECONOMIC

During modernization of the contemporary economy the problem of shortage of qualified personnel in the domestic industrial sector is one of the most relevant. The employers formed an active position on the establishment of the CAS qualifications of staff. As a result of the conducted research the effectiveness of programs for the formation of a new human capacity was confirmed. It is shown that certification qualifications has a positive effect on the improvement of human resources and improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового потенциала для промышленного сектора экономики России»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК 343.3

К.В. Верещагин*, О.Р. Рябова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д.9 * e-mail: kafekonom@muctr.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В период модернизации современной экономики проблема нехватки высококвалифицированных кадров в отечественном промышленном секторе является одной из наиболее актуальных. У работодателей формируется активная позиция по вопросу создания центров сертификации квалификации персонала. В результате проведенного исследования была подтверждена эффективность применения программы для формирования нового кадрового потенциала. Показано, что сертификация квалификации оказывает положительный эффект на совершенствование трудовых ресурсов предприятия.

Ключевые слова: инновационное развитие, кадровый потенциал, сертификация квалификации.

В настоящее время в условиях глобализации, смены технологий и технологического уклада, проблема подготовки высококвалифицированных кадров остается актуальной в большинстве развитых стран мира. Со стороны работодателей возрастают требования к качеству профессиональной подготовки специалистов, пересматриваются требования к персоналу с точки зрения его компетентности - готовности и способности эффективно выполнять свои профессиональные функции. В связи с этим существует потребность в создании нового механизма оценки

профессиональной квалификации при

взаимодействии сферы труда и системы образования, обеспечивающего объективную независимую оценку соответствия профессиональных квалификаций подготовленных кадров [1]. Предлагаем рассмотреть эффективность применения программы независимой оценки и сертификации квалификации, для формирования кадрового потенциала, в промышленном секторе российской экономики.

Одним из основных способов формирования кадрового потенциала в рыночной экономике является "Независимая оценка и сертификация квалификации". В официальном документе (ГОСТ Р 54795-2011), дается такое определение понятию "сертификация": процедура, используемая органом по сертификации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям к методу, уровню и производственному сектору и приводящая в случае подтверждения соответствия к выдаче сертификата [2]. Необходимо подчеркнуть, что данная программа дает возможность оценить знания кандидата в какой-либо области, полученные им не только в учебном заведении, но и из личного опыта, неформальных форм обучения. Это обеспечивает подлинность компетенции работника и позволяет регулировать рынок труда.

Как показывает мировой опыт, в течение последних десятилетий независимая оценка и сертификация квалификаций имеет высокие тенденции развития и применяется во многих странах, например, в Дании, Эстонии, Франции, Болгарии, Латвии [3]. Важно отметить, что данная

система активно применяется в крупнейших мировых компаниях Renault, Schneider Electric и т. д.

В России проблема создания системы независимой оценки квалификации появилась еще в 90-ых годах XX века. Тогда в условиях экономического кризиса и высокого уровня безработицы назрела необходимость обучения и дальнейшего найма на работу большого количества людей. Для решения данной проблемы в 1993 году Правительством России было принято постановление № 1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» о создании специализированных центров оценки персонала, введению сертификации профессиональных образовательных учреждений [4].

Одной из причин возникновения идеи о сертификации квалификации является устаревшая институциональная структура организации науки, и всем, что с этим связано. На сегодняшний день преподавание большинства наук в университетах носит формализованный чисто научный характер и сводится к процессу обучения студентов законам, которые должны быть рассмотрены с учетом имеющейся действительности.

На наш взгляд у студентов нет конкретного представления о будущей профессии. Знания, полученные в процессе изучения таких дисциплин в современном университете, не могут применяться специалистами практической направленности в своей работе. Главная и наиболее часто звучащая претензия работодателей к выпускникам вузов связана с оторванностью полученных знаний от практики, что проявляется в неспособности использовать знания для решения практических задач, неумении обращаться с современным оборудованием, в психологической

неподготовленности к реалиям производства, руководству рабочими, в отсутствии представлений о нормах поведения в производственной среде [5].

Проанализировав данные Федеральной службы государственной статистики можно сделать вывод, что существует дефицит высококвалифицированных кадров по следующим специальностям: аппаратчики промышленных установок, инженеры-конструкторы,

инженеры-проектировщики, токари, машинисты тепловоза, водители погрузчиков, стеклодувы и многим другим. Так, потребность предприятий в специалистов высшего уровня квалификации составляет 196,9 тыс. чел., из них инженеров - 48,6 тыс. чел. А потребность предприятий в

специалистах среднего уровня квалификации составляет 139,3 тыс. чел., из них специалистов с инженерной подготовкой - 17,7 тыс. чел [8].

Проблема инженерных кадров состоит и в том, что будущие выпускники вузов зачастую сомневаются в необходимости трудоустройства в промышленные компании. Выпускники инженерных специальностей, попадая на рынок труда, не всегда могут найти работу по специальности. У многих выпускников нет представлений о механизмах функционирования рынка труда, нет опыта общения с работодателями. В свою очередь, высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой инженерных кадров, не могут изменить существующую систему подготовки специалистов, продиктованную государственными стандартами, то есть гибко и быстро подстроиться под запросы бизнеса. Технические вузы не в меньшей степени, чем их выпускники и работодатели, заинтересованы в отработке механизма трудоустройства. Однако практически ни одна компания не готова оплачивать услуги центров трудоустройства вузов. Важно то, что выпускник - это ресурс, который восполняет недостаток предложения трудовых ресурсов на рынке труда, который необходим компаниям.

Основная причина этих проблем заключается в слабом взаимодействии трех основных сторон по вопросам формирования конкурентных компетенций у выпускников вузов, а также в слабом эксплуатировании инфраструктуры этого

взаимодействия. То есть, чаще всего промышленные компании приходят в вузы и ограничиваются запросом на студентов той или иной специальности и практически не формируют с вузами совместных программ и проектов [6].

"Независимая оценка и сертификация квалификации" способствует решению проблемы образования в нашей стране. Применяя данную программу, сами работодатели создают компетенции выпускникам учебных заведений в разных направлениях, с учетом которых совершенствуется образовательная программа. По ней готовят специалистов с учетом всех требований, предъявляемых работодателем при приеме кандидата на должность.

В ряде субъектов Российской Федерации система независимой сертификации квалификаций уже создана и используется, в частности, для сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.

Например, в Свердловской области процессы сертификации квалификаций реализуются с 2008 года. Данный регион нашей страны одним из первых применил данную программу на практике в строительной промышленности. При положительных результатах сертификации выдаются сертификаты

установленного образца с подписью министра общего и профессионального образования Свердловской области, генерального директора Союза строителей Свердловской области и председателя Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей [7].

Судить о том, в каких сферах деятельности наиболее востребована сертификация квалификации можно по исследованию, проведенному в 2013 году Национальным Агентством Развития Квалификаций (НАРК) в 25 субъектах Российской Федерации с участием 112 респондентов. В результате мониторинга было выяснено, что наиболее востребована сертификация квалификации в традиционных секторах экономики 64% (нефтегазовый комплекс, транспорт,

агропромышленный комплекс и др.), затем в инновационных секторах 22% (наука и инновации, информационные технологии, авиационная промышленность) и менее востребована в секторах, являющихся основой развития человеческого капитала 14% (формирование рынка жилья, жилищное строительство). Такое процентное распределение объясняется тем, что инновационные секторы развиваются достаточно медленно в нашей стране, поэтому не испытывают острой нужды в постоянной смене или приеме новых квалифицированных кадров.

Чтобы более точно изучить вопрос о необходимости сертификации квалификации, рассмотрим ее влияние на примере нефтехимии. В последние годы данная промышленность развивается такими быстрыми темпами, что все сложнее подобрать кадры, имеющие необходимый уровень профессиональной подготовки.

Согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в марте 2014 года в России по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 101,4 %, в первом квартале 2014 года - 101,1 %. Индекс химического производства в марте 2014 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 100,5 %, в первом квартале 2014 года -107,4 % [8].

Необходимо отметить, что для дальнейшего развития нефтехимии необходимы соответствующие трудовые ресурсы, иначе она в ближайшем будущем не сможет конкурировать с аналогичными промышленностями других стран, её общий производственно-технологический потенциал будет критически падать. Дефицит подходящих кадров на предприятиях напрямую будет увеличивать спрос на специалистов с сертификатами об их профессиональной подготовке в нефтехимии [5].

При наличии официального сертификата государственного образца предприятие не будет тратить время, денег и иных средств на "испытательный срок" кандидата. Так подбор и замена трудовых ресурсов будет проходить в компании быстрее. Однако если часть сотрудников организации сертифицированы в той или иной сфере, такая компания может ссылаться на то, что

большинство сотрудников организации являются профессионалами своего дела, тем самым проецируя свой профессионализм на всю компанию в целом [6].

На сегодняшний день в России вопрос профессиональной квалификации должностей и их сертификации, рассматриваемый на

Правительственном уровне, является ключевым в кадровой политике. 25 июля 2014 года под представительством Президента РСПП состоялось заседание по профессиональным квалификациям, в ходе которого были приняты основы по созданию проекта закона «О независимой оценке квалификаций (сертификации квалификаций)». Рассмотрено предложение по созданию 10 Советов по профессиональным квалификациям, которые будут регулировать систему оценки в своих сферах: ЖКХ, здравоохранение, сфера гостеприимства, ж/д транспорт, финансовые рынки и другие. Эти Советы будут выдавать специальные сертификаты, которые подтверждают квалификацию кандидата.

Сертификат является официальным документом о

профессиональной подготовке, предъявляется при приеме на работу.

Проанализировав проблемы, связанные с формированием кадрового потенциала и подготовки кадров промышленного сектора экономики России следует подчеркнуть, что для получения эффективных результатов от внедрения сертификации квалификации в промышленность, а также в другие сферы деятельности, необходимо, чтобы данная программа имела законные основания. Внедрение данной программы на предприятии, положительно влияет на развитие кадрового потенциала так, как обеспечит качественный подбор персонала, уменьшает затраты на подбор персонала, повышает конкурентоспособность работников без опыта работы или с незначительным опытом работы. Сертификация квалификации станет эффективным способом оценки качества образовательных услуг, их результативности с точки зрения степени удовлетворения, как требований работодателей, так и нужд и ожиданий самих выпускников, работников.

Верещагин Константин Витальевич ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Рябова Ольга Романовна студентка факультета инженерной химии кафедры мембранной технологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Селезнева Н.С., Котовская Л.В. Инновационное развитие профессионального образования. Научно-практический журнал №1 (01). Челябинск 2012. - С. 139-142.

2. «Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала. Основные требования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cntd.ru (дата обращения 20.03.2015).

3. Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gkh.ru/journals/9360/91067 (дата обращения 17.10.2014).

4. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. №1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» (в ред. Постановления от 7 октября 1996 г. №1173).

5. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2014. № 6.С.48-51.

6. Вдовенко З.В., Лукьянова А.В. Особенности подготовки кадров в системе высшего образования в период экономических преобразований // Экономика образования №6 (85) ноябрь-декабрь. 2014. С. 27-41.

7. Верещагин К.В., Вдовенко З.В. Инновационное развитие, российские особенности // Успехи в химии и хим. технологии: Сб. науч. тр. /РХТУ им. Д.И. Менделеева. - 2014. - Т. XXVIII. - Вып. 3. - С. 98 - 101.

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.04.2015).

Vereshchagin Konstantin*, Ryabova Olga

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia * e-mail: kafekonom@muctr.ru

FORMATION OF HUMAN RESOURCES FOR THE INDUSTRIAL SECTOR THE RUSSIAN ECONOMIC

Abstract

During modernization of the contemporary economy the problem of shortage of qualified personnel in the domestic industrial sector is one of the most relevant. The employers formed an active position on the establishment of the CAS qualifications of staff. As a result of the conducted research the effectiveness of programs for the formation of a new human capacity was confirmed. It is shown that certification qualifications has a positive effect on the improvement of human resources and improving the quality of education.

Key words: innovative development, human resources, certification qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.