Научная статья на тему 'Профессиональная безопасность в условиях экономической нестабильности'

Профессиональная безопасность в условиях экономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ECONOMIC INSTABILITY / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / OCCUPATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Н.С., Вдовенко З.В., Шипкова О.Т.

В статье исследуется проблема ухудшения ситуации в сфере занятости трудоспособного населения, анализируется проблема профессиональной безопасности в условиях экономической нестабильности, рассматриваются психологические аспекты и даются конкретные рекомендации по обеспечению безопасности в области профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONS SECURITY IN TERMS OF ECONOMIC INSTABILITY

In the article the problem of deterioration in the employment of the working population, the problem of occupational safety is analyzed in terms of economic instability, are considered psychological aspects and provides specific recommendations to ensure security in the area of professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная безопасность в условиях экономической нестабильности»

УДК 330.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Ефимова Н.С., к.пс.н., доцент, зав. кафедрой Психология, ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени

Д.И. Менделеева», e-mail: enspsiholog@mail.ru Вдовенко З.В., д.э.н., заведующий кафедрой Экономика, ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени

Д.И. Менделеева», e-mail: kafekonom@muctr.ru Шипкова О.Т., к.э.н., доцент кафедры Экономика, ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени

Д.И. Менделеева», e-mail: kafekonom@muctr.ru;

В статье исследуется проблема ухудшения ситуации в сфере занятости трудоспособного населения, анализируется проблема профессиональной безопасности в условиях экономической нестабильности, рассматриваются психологические аспекты и даются конкретные рекомендации по обеспечению безопасности в области профессиональной деятельности.

Ключевые слова: экономическая нестабильность, занятость населения, безработица, профессиональная безопасность.

PROFESSIONS SECURITY IN TERMS OF ECONOMIC INSTABILITY

Efimova N., Ph.D., Associate Professor, Head of the Psychology chair, FSEI HPE«D. Mendeleyev University of Chemical Technology of

Russia», e-mail: enspsiholog@mail.ru; Vdovenko Z., Doctor Economic, Head of the Economics chair, FSEI HPE«D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia»,

e-mail: kafekonom@muctr.ru;

Shipkova О., Ph.D., Associate Professor, Economics chair, FSEI HPE«D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia»,

e-mail: kafekonom@muctr.ru

In the article the problem of deterioration in the employment of the working population, the problem of occupational safety is analyzed in terms of economic instability, are considered psychological aspects and provides specific recommendations to ensure security in the area of professional activity.

Keywords: economic instability, employment, unemployment, occupational safety

В современном обществе в условиях нестабильности развития в промышленном секторе экономики России преобладают кризисные процессы. Основными факторами, негативно влияющими на переход к инновационному развитию в России, по мнению специалистов, являются: недостаточность современных механизмов институциональных преобразований в экономике и политике, наличие процессов бюрократизации в органах государственной власти, коррупции, невосприимчивости ко всему новому на всех уровнях руководства и управления, несовершенство инструментов взаимодействия органов власти и частного бизнеса [1].

Экономическая нестабильность, рост безработицы, порождающие целый комплекс проблем, связанный со снижением покупательной способности значительной части населения, увеличением риска социальной напряженности, необходимостью увеличения расходов на поддержку безработных, усиливающих налоговое бремя и пр. Высокий уровень безработицы, отсутствие постоянного источника дохода снижают альтернативные издержки совершения преступлений и приводят к росту их количества [10, с. 60]. Вместе с тем, увеличение показателя безработицы в обществе приводит к негативным последствиям, ущемляет конституционное право человека на труд, а также оказывает влияние на личностные деформации. По данным социально-психологических исследований, один дополнительный процент безработных ведет к четырехпроцентному увеличению числа самоубийств [8, с. 91]. Попытки суицида совершают в основном люди психически здоровые, находящиеся в трудоспособном возрасте. Одной из причин такого поведения является бегство от непереносимой жизненной ситуации, чаще всего связанной с профессиональной деятельностью.

В связи с этим проблема обеспечения безопасности человека в профессии является сложной и многоаспектной. Поиск решения названной проблемы, на наш взгляд, зависит от интеграционно-систематизирующего осмысления экономического, психолого-педагогического, организационно-технического аспектов безопасности, с учетом привлечения современных научно-технических знаний и практико-ориентированного опыта в процессе профессионального обучения потенциальных работников.

Ранее, нами рассматривалась проблема безопасности в условиях глобальных изменений в обществе и отмечалась необходимость создания единого набора правил для всей глобальной экономической системы не на краткосрочной денежной выгоде, а долгосрочном устойчивом благосостоянии [5, с 162-166]. В продолжение исследования важнейшей проблемы современного общества,

предлагаем подробнее рассмотреть психолого-педагогическую составляющую профессиональной безопасности.

Итак, безопасность индивида в профессии основана на свободном выборе сферы профессиональной деятельности, профессии и места работы в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовки, опыта работы, возможностью самореализации в профессии, готовностью решать профессиональные задачи без ущерба для себя, других людей и окружающей среды [6, с. 25].

Далее, рассматривая проблему в контексте проводимого исследования, необходимо отметить, что с развитие общества, с учетом процессов, связанных с техническим и технологическим прогрессом, возросло количество глобальных опасностей для человека. Учитывая данное обстоятельство, на наш взгляд, имеется насущная потребность в разработке специального научного направления, связанное с профессиональной безопасностью индивида в профессиональной деятельности.

Уточним нашу позицию. Зачастую, формирование готовности к безопасной профессиональной деятельности специалистов рассматривается на основе культурологического подхода и системных представлений о культуре безопасности жизнедеятельности. Учеными, Е. Бондаревской, С. Данченко, П. Кайгородовым, Л. Гориной выявлены структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности. Учеными, И. Зимней, В. Сластениным, А. Субетто, В. Щипановым, Ю. Черновой определены характеристики профессиональной культуры специалистов, а также Н. Ефимовой выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования личностной готовности студентов технических вузов к безопасной профессиональной деятельности [7].

Кроме того, в современных условиях ведения бизнеса в России имеют место противоречия, связанные с потребностями бизнеса в определенных компетенциях выпускников образовательных учреждений и предложением компетенций, формируемых образовательной системой в соответствии государственными образовательными стандартами. Далее, существует серьезная проблема рассогласования интересов бизнеса, вузов и выпускников по вопросам трудоустройства и развития карьеры. Кроме того у многих студентов зачастую отсутствуют целевые установки по видению своего будущего профессионального развития или эти цели абстрактны. Или цель есть, но она не связана с получаемой специальностью [2, с. 56-58].

Вместе с тем, основу культуры безопасности составляют индивиды, работники, связанные с разработкой, эксплуатацией,

внедрением, применением современных технологических и технических инструментов организации технологического процесса, рабочего места, включая и, руководителей всех уровней процесса профессиональной деятельности.

На наш взгляд, важнейшую задачу профессионального образования, направленную на формирование компетентности по решению практических задач, необходимо решать через призму безопасности профессиональной деятельности. Так, например, в процессе овладения знаниями профессиональной деятельностью выпускнику учебного заведения - будущему специалисту необходимо развивать личностные характеристики в соответствии с профессионально важными качествами, таки, как профессиональное самосознание способность к саморефлексии, саморегуляции, саморазвитию. Специалист обязан знать все аспекты профессии, в том числе угрозы здоровью, безопасности, степень юридической и экономической защищенности, социальной востребованности профессии и др. [4, с. 27-41]

Большинство зарубежных и отечественных исследователей, а именно: К. Абульханова-Славская, Е. Климов, Т. Кудрявцев, Ю. Поваренков, В. Шадриков, Р. Powell и др., признают наличие объективного факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Так, например, в процессе профессионального развития человек совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности.

Таким образом, назрела необходимость в определении конкретных компетенций для удовлетворения насущных потребностей производственного процесса квалифицированными специалистами.

Итак, понятие «компетентность» включает совокупность определенных знаний, умений, обеспечивающих эффективность процесса коммуникаций, необходимых для построения эффективного взаимодействия в определенном круге ситуаций межличностных отношений. Коммуникативный процесс включает анализ и оценку ситуации, формирование цели и пооперационного состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности и др.

Ранее, в социалистической системе хозяйствования, для определения компетентности специалиста применялось понятие «квалификация», или степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. И, в рыночной экономике, работодатели, в своем большинстве, различают квалификацию работы и квалификацию работника, что подразумевает функциональное соответствие между требованиями рабочего места и возможностями образования.

В квалификационных справочниках профессий, были заложены различия между понятиями «профессионализм», «компетенция» и «компетентность».

Кратко, уточним компетенции - это область функционального права; профессиональная компетентность - способность действовать и достигать планируемый результат в соответствии со стандартами, принятыми в компании и, наконец, поведенческие компетенции описывают поведение, наблюдаемое тогда, когда исполнители проявляют личные мотивы, черты характера и способности в процессе решения задач, ведущее к достижению необходимых результатов в работе.

Квалификация - это степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Работодатели различают квалификацию работы и квалификацию работника, что подразумевает функциональное соответствие между требованиями рабочего места и возможностями образования. На предприятиях существуют должностные инструкции, которые имеют общий характер, определяют базовое образование кандидата на замещаемую должность, стаж работы, обязанности и ответственность работников. Однако работодатель (собственник) не всегда может четко обозначить свои требования к будущему работнику, его компетенции и компетентности [2, с. 56-58].

Далее, в контексте нашего исследования, отметим, что даже профессионал может испытывать отрицательное воздействие профессии на изменение личностных характеристик. В этом случае следует обосновать степень безопасности профессии для самого человека. Поскольку такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, вместе с тем, негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.

Исследователи С. Безносов, Л. Корнеева, А. Маркова, Л. Митина отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей.

Деформации могут проявляться в виде:

- общепрофессиональных деформаций, типичных для работников социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми, например для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», у руководителей - синдром «вседозволенности»;

- специальных профессиональных деформаций, возникающих в процессе специализации по профессии, так каждая специальность имеет свой состав деформаций, например у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность;

- профессионально-типологических деформаций, обусловленных наложением индивидуально-психологических особенностей на психологическую структуру деятельности, например, деформации профессиональной направленности личности, проявляющиеся в искажении мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

- индивидуализированных деформаций, обусловленных особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии, отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению акцентуаций, например, сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и пр.

Как отмечают ученые Р. Грановская, В. Кудрявцев, А. Маркова, Д. Узнадзе и др., специфической формой проявления отрицательного влияния профессии становятся профессиональные стереотипы и установки, которые представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства. Выявленные негативные моменты основаны на уже имеющихся ученических знаниях, автоматизированных умениях и навыках, на имеющихся подсознательных установках, не загружающих сознание. Так на взгляд Р. Грановской, Е. Рогова и др. ученых, сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности

Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание представляет собой самостоятельный феномен, встречающийся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). С точки зрения канадского ученого Г. Селье, стресс представляет собой адаптивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же провоцирует срыв в адаптации. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, экономическая нестабильность, различные ситуации на работе), выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

К опасным факторам влияния профессии на личность можно отнести: профессиональные деформации; профессиональные стереотипы и установки; феномен психического выгорания и пр. Таким образом, профессия может существенным образом оказывать влияние на человека и даже менять его характер, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Осваивая профессию, важно знать о возможных влияниях профессии на личность и более объективно относиться к собственным недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни, быть способными к их преодолению, что. В конечном счете, обеспечивает безопасность и сохранение здоровья работников.

Другой аспект безопасности человека в профессии связан с охраной труда. Понятие «охрана труда» включает в себя

снижение производственного травматизма; контроль факторов вредно отражающихся на здоровье работников; факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации.

Рассматривая проблемы охраны труда, можно выделить два аспекта, требующих анализа: научное обоснование мероприятий по технике безопасности; особенности и состояния человека, влияющие на безопасность его работы. Соответственно этому выделяются и два основных фактора, обуславливающих возникновение опасности в трудовой деятельности: особенности производственной среды и «человеческий фактор», или так называемый фактор «личности» [3, с. 119-121]. По официальным данным 45 % экстремальных ситуаций на атомных электростанциях, 60 % - при авиакатастрофах и 80 % - при катастрофах на море происходят по вине самого человека [9].

Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого воспринимает ситуацию и выбирает способ действия. Знание факторов следует учитывать, для того чтобы найти пути предупреждения и противодействия опасным ситуациям. В реальных производственных условиях, где участвует человек, обеспечить идеальное протекание трудовой деятельности пока не удаётся. Любое опасное действие может быть следствием одной причины или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки происходит в результате или недостатка профессиональных знаний, или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки.

На наш взгляд, для того чтобы обеспечить готовность специалиста работать в производственных условиях, специалист не только должен владеть необходимыми для данной работы знаниями, навыками, методами, приемами, способами профессиональной деятельности; уметь качественно и безопасно выполнять работу, соблюдать требования безопасности, иметь психологическую установку на соблюдение этих требований; обладать физическим и психическим здоровьем, вместе с тем, обладать профессиональными знаниями по психологической безопасности обеспечения качества своей профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональное выполнение работником своих компетенций, становится безопасным, когда он выполняет работу, четко следуя требованиям технологического регламента проведения работы, с учетом всех, без исключения, требований безопасности.

В случае возникновения опасных ситуациях действует строго по установленному в регламенте порядку. Кроме того, соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии, в организации.

Руководство предприятия, при разработке корпоративной политики обеспечения безопасных условий труда персонала, должно учитывать и инструменты коллективного поиска обеспечения исключения возможности возникновения несчастного случая персонала, участников производственного процесса.

И, наконец, необходимо собственнику бизнеса вспомнить о социальной ответственности и поставить вопросы перед государственными органами власти и образованием о необходимости развития производительных сил в стране и, в частности, подготовку специалистов в нужном для бизнеса направлении. В этом случае требуется разработка механизмов, в том числе и нормативно-правовых актов для конструктивного взаимодействия государства образовательной системы, включающей учебные заведения и работодателей.

Литература:

1. Вдовенко З.В. Формирование методологии эффективного управления экономическими системами. М.: изд-во СГУ, 2008. 173 с. (5)

2. Вдовенко З.В. Выпавшее звено. Сможет ли бакалавр работать в химическом производстве и на каких должностях? // Химия и бизнес. 2013. № 2-3. С. 56-58.

3. Вдовенко З.В., Лукьянов О.В., Федоренко А.В. Особенности эффективного управления в промышленном секторе экономики // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 119-121.

4. Вдовенко З.В., Лукьянова А.В. Особенности подготовки кадров в системе высшего образования в период экономических преобразований // Экономика образования. 2014. № 6 (85). С. 27-41.

5. Вдовенко З.В., Ефимова Н.С. Безопасность в условиях глобальных изменений в обществе. Транспортное дело в России. 2014. № 4 (113). С. 162-166.

6. Ефимова Н.С. Профессиональная безопасность как педагогическая проблема. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. № 3 (25)/2013. С. 21-30.

7. Ефимова Н.С. Формирование личностной готовности к профессиональной безопасности специалистов технического профиля // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 1 (27). С. 35-44.

8. Суицид: очерки теории и практики: коллективная монография / под.ред. Е.С. Асмаковец, С.П. Мельничкина. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. 198 с.

9. Официальный сайт. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.11.2015).

10. Тимофеев В.С., Шипкова О.Т. Исследование социально-экономической детерминации преступности в региональном разрезе // Вопросы статистики. 2006. №3. С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.