Научная статья на тему 'Внедрение инновационного менеджмента в государственное управление'

Внедрение инновационного менеджмента в государственное управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
875
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / MANAGEMENT / ЭТИКА И ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛ / METHODOLOGY / MANUFACTURING / INDUSTRIAL POLICY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чорна Екатерина Олеговна, Вдовенко Зинаида Владимировна

Статья посвящена проблемам внедрения инноваций в государственные структуры, а так же осмыслению инновационных идей и творческого потенциала государственного служащего в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE MANAGEMENT GOVERNANCE

Industrial development policy should include innovative, structural and investment components, as well as industrial policies of enterprises, territories Subjects of the Federation on the basis of reconciling the interests of society-state business.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационного менеджмента в государственное управление»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5

УДК 351

Е.О. Чорна, З.В. Вдовенко*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

kafekonom@muctr.ru

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЕ

МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Статья посвящена проблемам внедрения инноваций в государственные структуры, а так же осмыслению инновационных идей и творческого потенциала государственного служащего в современном обществе

Ключевые слова: государственная служба, государственное управление, инновационный менеджмент в государственных организациях, этика и внутренние конфликты, творческие потенциал

В современном обществе в условиях нестабильности, противоречия в концептуальных подходах к эффективности государственного сектора экономики вызывают повышенный интерес вопросам совершенствования институтов

государственной службы.

Современный этап развития в обществе характеризуется доминированием инновационно-ориентированных субъектов хозяйствования, результаты функционирования которых, в форме наукоемких высокотехнологичных товаров, преобладают в общем объеме внутреннего валового продукта (ВВП) государства, что возводит человеческий капитала в разряд ключевых факторов производства. Кроме того, в рамках высокотехнологичных видов экономической деятельности широко применяются достижения науки и техники, характеризующиеся высокой долей добавленной стоимости. При этом конкурентные отношения во всех сферах экономической деятельности реализуется в диалектическом единстве с отношениями сотрудничества [2].

Становление постиндустриального уклада в развитии экономики общества влечет за собой качественное изменение человеческого капитала, что непосредственно связано с информатизацией экономического пространства, повышением уровня инновационности субъектов хозяйствования, изменением социально-экономических отношений, качественной трансформацией институциональной среды. Это находит отражение в факторах и тенденциях развития в обществе, в формах реализации интеграционных процессов, что, в свою очередь, оказывает влияние на состояние инновационных отношений, а также на темпы и качество экономического роста. [3]

В условиях постиндустриальной экономики инновации становятся результатом реализации системы сложных взаимодействий между экономическими агентами, среди которых особая роль принадлежит субъектам малого и крупного бизнеса, реализующим в рамках интеграционных процессов инновационный и ресурсный потенциалы, что при определенных условиях становится источником синергетического эффекта. Данное направление развития невозможно без реформирования системы государственной службы, что является наиболее приоритетным направлением для России и ее регионов. Происходящая

трансформация и непредсказуемость внешней среды требует государственного вмешательства в эти процессы. В настоящее время многие страны адаптируются к новым условиям в экономике, основанных на инновациях и знаниях, что приводит к медлительности устаревших политических и общественных структур. Создание работоспособной эффективной системы государственного управления становится первоочередной задачей обеспечения динамичного развития российского общества.

Вместе с тем, в настоящее время продолжается использование управленческих технологий, заимствованных из опыта политических и экономических организаций развитых зарубежных стран. Прослеживается тенденция применения испытанных моделей управления, накопленных знаний без внедрения современных моделей управления, что замедляет и деформирует управленческую функцию государственной службы. Перед национальной системой остро стоит проблема формирования системы современного

государственного управления, позволяющая эффективно решать задачи инновационного модернизирующего и трансформирующего общества. В связи с этим возникает необходимость формирования инновационной модели системы управления, что в первую очередь связано со структурными и функциональными изменениями в государственном управлении. Разработка и реализация современной инновационной системы государственного управления требует определенных материальных и человеческих ресурсов. При этом выстраиваются новые профессиональные требования к прохождению государственной службы всех категорий госслужащих - от руководителей высшего ранга до специалистов, каждый из которых должен обладать новыми компетентностями, связанными со способностью прогнозировать и проектировать инновационное будущее российского общества.[1]

Изменившиеся условия профессиональной деятельности государственного служащего требуют освоения новых методов и механизмов регулирования экономических отношений. Внедрение в обычные подходы управления, творческого потенциала как одной из составляющих инновационного менеджмента, позволит преодолеть кризис и нестабильность в деятельности государственных служб.[4]

Необходимо отметить, что, данная инновационная управленческая идея первоначально возникла и получила развитие в бизнесе. Творческий потенциал сотрудника в рыночной экономике является конкурентной способностью многих компаний. Что же касается инновационной составляющей применительно к деятельности госслужащего, то данное преимущество управления в настоящее время еще не изучено. На наш взгляд, использование и применение инноваций в государственных учреждениях, позволит воплотить новые административные процессы, ввести новые методы организованной и налаженной работы, управление и использование ресурсов, что в первую очередь скажется на изменении корпоративной этики и сотрудничества, на повышении эффективности и качества работы, а также позволит ограничить коррупционную составляющую в сфере государственного управления. [3]

Важнейшими факторами успеха любой деятельности являются непрерывное обучение и подготовка руководителей инновационного типа, обладающих высоким профессионализмом, компетентных в социальных вопросах, ответственных за результаты деятельности.

Грамотно построенная творческая обстановка в организациях государственной службы прямым образом связана с повышением производительности труда, улучшением качества выполнения государственных обязанностей, направленных на решение важных проблем граждан и общества в целом, изменением профессиональных навыков государственных служащих, связанных с качеством принимаемых организационных решений и идей и др.

Согласно закону Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в обязанности государственных служащих входят функции по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; поддержанием уровня квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей; исполнением поручений

соответствующих руководителей и др. [5]

Внедрение инновационной политики управления, в первую очередь, предполагает поиск рациональных подходов и методов выполнения должностных обязанностей, четкого разделения полномочий и управленческих функций, установления прав и обязанностей, как в рамках аппарата управления в целом, так и отдельных подразделениях.

Кроме того, необходимо вменить в обязанности государственных служащих принятие

непосредственного участия в процессе финансирования государственных программ по поддержанию инновационной среды,

инвестированию средств государственного бюджета в развитие инновационных проектов, субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, сотрудничество с крупными инновационными компаниями и поддержку бизнес-проектов, а также предоставление субсидий на реализацию инновационных проектов, позволяющих внедрить

инновационные процессы в деятельность государственных служб. Реализация названных функций прямо пропорционально зависит от развития инновационного потенциала

государственных служащих, и внедрения новых методов инновационного менеджмента в сферу государственной службы. Благодаря поиску и внедрению новых инновационных методов управления, пусть даже заимствованных из сферы бизнеса, достигается эффективный целесообразный и стабильный механизм государственного управления.

Государственная служба неразрывно связана с моралью и этикой. За последние годы в системе государственной службы обесценились нормы профессиональной этики и правила служебного поведения и все чаще возникают внутренние конфликты интересов на государственной службе. Проблема профессиональной этики

государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. Государственный служащий должен не только опираться на общепринятую мораль, но и отвечать требованиям в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарности обязанностей и полномочий.

Эффективное функционирование института государственной службы невозможно представить без рационально разработанных, законодательно установленных обязательных формальных правил поведения государственного служащего. Мировой опыт дает достаточно примеров того, что эффективное функционирование любых сфер жизнедеятельности требует соблюдения

элементарных норм справедливости. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» принято понятие конфликта интересов на государственной службе -это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет на объективное исполнение должностных обязанностей, имеет место возможность возникновения столкновения личных интересов и законных интересов граждан, организаций и общества [6].

Такие личностные качества государственного служащего, как ответственность,

дисциплинированность и добросовестное

исполнение обязанностей, несомненно, являются важными, основными и воспринимаются положительно, однако они воспроизводят традиционную консервативную культуру,

неспособную к рождению новых инновационных идей и задач управления. Препятствием внедрению нового инновационного управления в сфере государственной службы является само понимание карьерного роста и продвижения по службе.

Необходимо отметить, что факторы, влияющие на успешность карьеры государственного служащего, в рыночной экономике, кардинально изменились. Порядочность, честность и образованность оказывают значительно меньшее

влияние на продвижение по карьерной лестнице, нежели такие факторы, как покровительство руководства. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития, инновации и творческий потенциал к деятельности государственного служащего еще недостаточно применим и осознан в обществе как фактор повышения результативности. Общество несет значительные потери, связанные с проведением неэффективных реформ, с нерациональным распределением государственного бюджета, с принятием недейственных целевых программ и др. Недооценивание управленческого ресурса, возможностей инновационных идей в системе государственного управления приводит к преобладанию устаревшего узкого подхода, внимание которого направлено преимущественно на продуктивный и технический аспект.

На наш взгляд, прежде всего, необходимы институциональные преобразования в обществе, создание положений, позволяющих накопить и реализовать инновационный потенциал

государственного служащего и внедрить

инновационную модель государственного управления, а именно:

- на стадии конкурсного отбора ввести показатели, позволяющие выявить и оценить творческий потенциал государственного служащего;

- создание системы, способствующей формированию личности государственного служащего, развитие его творческих способностей, что будет влиять на рост и продвижение по государственной службе;

- стимулирование инновационной деятельности государственных служащих и создание благоприятной коммуникативной среды для обмена опытом на региональном и международном уровнях управления;

- устранение малопроизводительных структурных звеньев с целью повышения эффективности государственного управления;

- разработка и внедрение инструмента по проведению «пилотных» инновационных проектов, утвержденных в рамках отдельных структурных подразделений и др.

Чорна Екатерина Олеговна, магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Зинаида Владимировна д.э.н., профессор кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Алиева С.В. Управленческие инновации на государственной службе как фактор модернизации российского общества // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. №2: [Электронный ресурс]. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-innovatsii-na-gosudarstvennoy-sluzhbe-kak-faktor-modemizatsii-rossiyskogo-obschestva. Дата обращения: 10.04.2015

2. Вдовенко З.В., Корсун А.В., Кукушкин И.Г. Социальная ответственность: как основополагающий фактор устойчивого развития промышленного предприятия в рыночных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 54-62.

3. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2014. № 6.С.48-51.

4. Грызунова Г.В. Культуроцентричная модель профессиональных компетенций государственного служащего в контексте его жизненных сил и жизненного пространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №18: [Электронный ресурс]. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/kulturotsentrichnaya-model-professionalnyh-kompetentsiy-gosudarstvennogo-sluzhaschego-v-kontekste-ego-zhiznennyh-sil-i-zhiznennogo. Дата обращения: 20.04.2015.

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс].- Режим доступаhttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=173310. Дата обращения: 10.04.2015

6. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=172553. Дата обращения: 05.04.2015

Е. Chorna, Z. Vdovenko*

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow kafekonom@muctr.ru

INTRODUCTION OF INNOVATIVE MANAGEMENT GOVERNANCE

Abstract

Industrial development policy should include innovative, structural and investment components, as well as industrial policies of enterprises, territories Subjects of the Federation on the basis of reconciling the interests of society-state business.

Keywords: methodology, manufacturing, industrial policy, management, innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.