Научная статья на тему 'О некоторых аспектах разработки рамки квалификаций как условия сертификации персонала и выпускников учреждений профессионального образования'

О некоторых аспектах разработки рамки квалификаций как условия сертификации персонала и выпускников учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАМКА КВАЛИФИКАЦИИ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ДЕСКРИПТОР / A FRAME OF QUALIFICATION / CERTIFICATION / DESCRIPTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Татьяна Григорьевна, Костыко Галина Степановна

Предложена технология формирования сетки квалификации для сферы труда и сферы образования. Построены рамки квалификаций на основе выделенных уровней образования и дескрипторов, характеризующих результаты обучения через знания, умения и компетенции, которые работник или выпускник может предъявить на рынке труда. Определены измеряемые виды знаний, умений и компетенций, критериев их сформированности при описании результатов обучения по дескриптору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Татьяна Григорьевна, Костыко Галина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE QUALIFICATIONS FRAME ELABORATION AS A CONDITION OF CERTIFYING PERSONNEL AND GRADUATES OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The practices of forming qualification scale for labour and education sectors are presented. The frames of qualifications are created on the basis of singled out education and descriptors levels which characterize the results of education by means of knowledge, skills and competences that an employee or a graduate can display on the labour market.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах разработки рамки квалификаций как условия сертификации персонала и выпускников учреждений профессионального образования»

УДК 378.014+331.36+658.336 ББК 4484(2)6+4481.2

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗРАБОТКИ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК УСЛОВИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Г. Калугина*, Г.С. Костыко**

*Челябинский государственный университет; **Технологический колледж сервиса Южно-Уральского государственного университета

SOME ASPECTS OF THE QUALIFICATIONS FRAME ELABORATION AS A CONDITION OF CERTIFYING PERSONNEL AND GRADUATES OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

T. Kalugina*, G. Kostyko**

Chelyabinsk State University;

**Technological College of the South Ural State University

Предложена технология формирования сетки квалификации для сферы труда и сферы образования. Построены рамки квалификаций на основе выделенных уровней образования и дескрипторов, характеризующих результаты обучения через знания, умения и компетенции, которые работник или выпускник может предъявить на рынке труда. Определены измеряемые виды знаний, умений и компетенций, критериев их сформированности при описании результатов обучения по дескриптору.

Ключевые слова: рамка квалификации, сертификация, дескриптор.

The practices of forming qualification scale for labour and education sectors are presented. The frames of qualifications are created on the basis of singled out education and descriptors levels which characterize the results of education by means of knowledge, skills and competences that an employee or a graduate can display on the labour market.

Keywords: a frame of qualification, certification, descriptor.

Болонским соглашением 1999 года предусматривалось создание Европейского пространства высшего образования, Декларация об открытии которого была подписана в Будапеште и Вене в марте 2010 года. Она позволяет обеспечить в будущем перспективу развития привлекательного и конкурентноспособного на международном уровне образовательного пространства, в котором вузы смогут выполнять свои разнообразные миссии в обществе, основанном на знаниях, а студенты получить выгоды от мобильности в соответствии с признанием их квалификаций и возможность выбрать наиболее подходящую образовательную траекторию.

«Высшее образование, - отмечается в Декларации, - является главным фактором

социального и экономического развития, а также инноваций в мире, движимом знаниями» [1, с. 5].

В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства, развития инноваций особую актуальность приобретают вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных кадров. В связи с этим весьма актуальными представляются исследования, посвящённые изучению состояния и качества человеческого капитала как на стадии подготовки в учреждениях высшего профессионального образования, так и на стадии оценки и признания, квалификаций действующего персонала.

В условиях стремительной интернацио-

нализации образования и рынков труда всё большее внимание привлекают результаты международных сравнений, которые позволяют ориентироваться в вопросах выработки эффективной образовательной политики, помогают определиться с направлениями развития образовательных систем и путями повышения отдачи от вложений в образование для общества и отдельных людей. «Международные сопоставления и сравнительный анализ играют ключевую роль в формировании обоснованной образовательной политики», -отмечалось в материалах на совместном заседании Государственного Совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 года. Понимая это, всё больше стран включается в международные программы исследований и выработку общих подходов к решению проблем [2, с. 8].

Для исследования одного из важнейших направлений перспективного развития университетов и подготовки высококвалифицированных специалистов в них - рамки квалификаций и применения политики непрерывного образования на протяжении всей жизни, -в Челябинской области совместно с зарубежными вузами-партнёрами был реализован международный проект ТЕМПУ С « Разработка рамки квалификаций для учреждений высшего образования Уральского региона».

Главной целью проекта является не только разработка рамки квалификаций, но и использование регионального подхода к разработке национальной рамки квалификаций РФ, проверка соответствия полученных результатов на более широкой географической основе с образовательными учреждениями и предприятиями, а также соответствия с европейской рамкой квалификаций.

Это становится весьма актуальным и в связи с интернационализацией экономики и использования российским рынком иностранных капиталов, способствующих открытию новых, в том числе европейских предприятий. При приеме на работу управленческих и производственных кадров такие предприятия неизбежно столкнутся с необходимостью чётко идентифицировать компетенции, которые будут необходимы для их развития. Кроме того, вступление российской экономики в мировой рынок нуждается в мобильности и адаптивности знаний, отвечающих требованиям этих новых рынков.

Данное обстоятельство обязывает университеты развивать систему образования, мето-

ды преподавания и содержание своих образовательных программ. Идея создания национальных рамок квалификаций (сертификаций) была предложена ещё в 2003 году на встрече министров образования стран Евросоюза в Берлине. Принятие подобных мер мотивируется тем, что многие европейские страны имеют собственные национальные рамки, каждая из которых отражает национальную структуру экономики, культуру отношений между образованием и карьерой, политические приоритеты.

Цель начатого тогда процесса состоит в том, чтобы дать возможность сопоставления каждой национальной рамки с другими рамками, чтобы обеспечить прозрачность дипломов об образовании; способствовать взаимному признанию дипломов между учреждениями образования разных стран; облегчить мобильность студентов и других работников.

Введение рамки квалификаций является очень сложным процессом. Он предполагает, с одной стороны - работу над дескрипторами (описаниями) и уровнями, а с другой - над результатами обучения и кредитами. Это предполагает не только большую работу организационного плана, но и системный научный поиск. Такую работу и исследование на основе целого комплекса научных подходов осуществили в своих университетах учёные трёх стран и вузы-партнёры из Челябинской области в рамках специального проекта. Данный проект объединил три университета Евросоюза и три вуза Челябинской области. Среди европейских университетов - Лилльский университет (Франция), Эдинбургский университет (Шотландия), Лимерикский университет (Ирландия). Среди российских университетов (Челябинской области) - Челябинский государственный университет, Челябинская государственная агроинженерная академия, Магнитогорский государственный университет.

Для достижения целей проекта необходимо было решить четыре последовательные задачи:

1. Освоение партнёрами уже разработанных механизмов, использование методик и определение собственных методик, применимых к реальной ситуации в России.

2. Составление перечня и анализ сертификаций, предлагаемых вузами области всех типов и видов в соответствии с определённой методикой.

3. Разработка региональной рамки квалификаций, которая будет соответствовать пред-

ставлениям о качестве работников работодателей и образовательных учреждений.

4. Проверка уместности рамки квалификаций и предложенной методологии для использования их в целях разработки национальной рамки квалификаций.

Для выполнения данных задач работа над проектом была разделена на несколько этапов. Каждому этапу соответствовали свои методы.

На первом этапе осуществлялся детальный анализ рамок квалификаций, разработанных в трёх странах Евросоюза: Франции, Шотландии, Ирландии, а также европейской рамки квалификаций. Во Франции рамка квалификаций действует с начала 70-х годов прошлого столетия и имеет пятиуровневую номенклатуру сертификации; Шотландия располагает 12-уровневой рамкой, а Ирландия - 10-уровневой рамкой квалификаций. С 2005 года действует европейская рамка. Она состоит из восьми уровней [3, с. 2].

Накопленный этими странами опыт позволил провести анализ существующих за рубежом рамок квалификаций. Анализ осуществлялся в каждом из трёх университетов-партнёров Евросоюза при содействии экспертов, представителей государственной власти и завершался научно-теоретическим семинаром с последующей разработкой аналитической сетки, характеризующей все виды сертификации, существующие в системе образования Челябинской области (Россия).

Второй этап был посвящён сбору данных и разработке первого варианта проекта рамки квалификаций, отражающей реально существующие виды региональной сертификации. На этом этапе осуществлялось составление перечня сертификаций, тестирование сетки на примере нескольких сертификаций различных уровней, исследование сертификаций вузов и анализ полученных, результатов, на основе которых разрабатывалась рамка квалификаций, учитывающей специфику и различия сертификаций, существующих в области. Данный этап также завершался семинаром, конечной целью которого стало утверждение разработанной рамки квалификации, обсуждение её с работодателями и образовательными учреждениями.

Работа на третьем этапе предусматривала применение разработанной рамки в более широком масштабе, изучение мнения работодателей и учреждений образования по её применению, сопоставление с европейской рамкой квалификаций, корректировка на основе предложений, поступивших от экспертов. На

данном этапе осуществлялся также учёт изменений, частичный пересмотр разработанной рамки, формировались рекомендации в отношении взаимодействия с национальной рамкой, предложения по использованию проверенных методик и механизмов.

Четвёртый этап - это распространение результатов проекта. Для целей распространения проведена международная научно-прак-тическая конференция, на которой были представлены результаты проекта и возможности по их продвижению на рынок труда и рынок образовательных услуг. Программа конференции предполагала обсуждение двух исходных сеток квалификаций (производственной и образовательной) и формирование на их основе региональной рамки квалификаций (РК), участие в работе конференции представителей власти, органов управления образованием, работодателей, руководителей образовательных учреждений, общественных организаций.

В целях наиболее чёткого определения и структурирования целей, результатов и хода исследования использовалась логико-структурная матрица, которая составляет синтез проекта. Она же была использована и для создания концепции, планирования, осуществления и контроля за апробацией результатов исследования.

Логико-структурная матрица обеспечила возможность построения сетки квалификаций в сфере образования и в сфере труда на общих методологических основаниях. В качестве критериев были взяты знания, умения и компетенции. По результатам научного поиска был сформирован глоссарий, позволяющий всем участникам проекта действовать в одном терминологическом пространстве. Исходя из этого, сетка квалификаций для сферы труда, по нашему мнению, - это касающееся работников предприятий обобщенное описание их квалифицированных уровней, каждый из которых характеризуется определённым набором требований к знаниям, умениям и компетенциям работника, т. е. описанием (дескрипторами) ожидаемых способностей работника, демонстрируемых им в процессе профессиональной деятельности.

Какие знания он может демонстрировать? Конечно, прежде всего, профессиональные, нормативные и управленческие. Умения применять эти знания определяются сложностью работы. В качестве компетенций были избраны адаптивность, ответственность, автономность, мотивированность.

Формирование региональной сетки квалификаций для сферы труда осуществлялось в несколько этапов:

1. Изучение основных нормативно-право-вых документов, регулирующих отношения между работником и работодателями.

2. Анализ методологических подходов в определении требований к работникам.

3. Анализ и отбор критериев формирования и описания квалификационных уровней в сфере труда.

4. Выявление региональных особенностей в структуре квалификационных уровней на основе анкетирования руководителей 33 предприятий и организаций различных отраслей, типов и видов.

5 Формирование предварительного варианта сетки квалификаций для сферы труда.

6. Апробация предварительного варианта сетки квалификаций для сферы труда на 17 предприятиях.

7. Формирование окончательного варианта сетки квалификаций с учётом мнений работодателей.

В результате сформировалось 8 уровней, которые соответствуют принятой в России терминологии уровней групп профессий: от рабочих профессий низкой квалификации до руководителей структурных подразделений и первых руководителей.

Сетка квалификаций в сфере образования также предполагает знания, умения и компетенции. К знаниям отнесены базовые знания в различных областях и профессиональные знания; к умениям - проектно-деятельностные и информационно-аналитические умения; к компетенциям - мотивированность, коммуникативность, рефлексивные качества и ответственность, адаптивность и способность к развитию.

Формирование сетки квалификаций в сфере образования также осуществлялось в несколько этапов:

1. Анализ нормативной и законодательной базы в сфере образования, имеющей отношение к проблеме нашего исследования (проект Европейского фонда образования, проект «TUNING», проект «Единая система квалификаций»).

2. Разработка на основе данного анализа системы дескрипторов и перечня образовательных уровней.

3. Разработка предварительной сетки квалификаций в сфере образования.

4. Организация опроса 147 образовательных учреждений (ВПО-32, СПО-54, НПО-61).

5. Корректировка предварительной сетки квалификаций с учётом мнений представителей ОУ.

6. Выбор методологии и методики оценки результатов обучения, апробация предварительной сетки в 18 образовательных учреждениях Челябинской области, Свердловской области и Республики Башкортстан.

7. Формирование окончательной сетки квалификаций в сфере образования.

В результате сформировалось 8 уровней квалификаций, которые соответствуют принятой в России терминологии уровней профессионального образования: от начального профессионального образования до высшего профессионального образования, включая аспирантуру и докторантуру.

Сравнение требований работодателей к работникам на основе сетки квалификаций в сфере труда с требованиями сферы образования к выпускникам ОУ различного уровня вплотную приблизило нас к пониманию того, как привести в соответствие, сбалансировать потребности рынка труда и рынка образования.

Сопоставление двух сеток квалификаций (в сфере труда и в сфере образования) дало также возможность рассматривать их в качестве исходных для формирования региональной рамки квалификации. В связи с этим сопоставление проводилось по критериям, общим для обеих сеток: сопоставление знаний, сопоставление умений, сопоставление компетенций. Уровни квалификаций по числу также сопоставимо: 8 уровней выделено в сфере труда и 8 уровней в сфере образования.

С точки зрения разработчиков рамка квалификаций представляет собой системное структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью РК можно проводить измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливать соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов

об образовании и обучения.

В основу разработки РК положены следующие принципы:

- непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

- прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

- соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда по видам экономической деятельности и национальной системы образования;

- учёт международного опыта при разработке структуры и содержания камки квалификаций.

Рамка квалификаций построена на основе выделения уровней образования и дескрипторов. Уровни образования выделены в соответствии с законом РФ «Об образовании». Дескрипторы содержат информацию о том, какие требования целесообразно предъявлять к обучаемому или работнику на каждом образовательном уровне.

Рамка квалификаций включает дескрипторы, характеризующие результаты обучения через знания, умения и компетенции, которые работник или выпускник может предъявить на рынке труда. При этом знания рассматриваются как результат процесса познания действительности, отражающийся в сознании индивидуума в виде представлений, понятий, суждений, теорий, законов и т. п. Знания необходимы для решения учебно-профессио-нальных, научных и других задач.

В рамке квалификации знания подразделяются на базовые и профессиональные. Базовые знания в различных областях отождествляются как с декларативными, так и с процедурными знаниями по отношению к научной картине мира. Такие знания могут быть получены эмпирическим путем из практического или учебно-профессионального опыта, и прежде всего путем формального обучения.

Описание результатов обучения по данному дескриптору осуществляется в рамках критериев: широта и тип. Широта базовых знаний в различных областях характеризует охват имеющихся представлений о научной картине мира (декларативный аспект). Тип базовых знаний в различных областях определяет характер знаний и уровень овладения ими (процедурный аспект).

Исходя из логики РК, профессиональные знания - это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, полученных в процессе обучения. Эти знания являются преимущественно процедурными. В рамке квалификаций они характеризуются критерием «тип».

Умения - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. В рамке квалификаций умения подразделяются на проективно-деятельностные и информационноаналитические.

Проективно-деятельностные умения - освоенные способы выполнения действий целе-полагания, постановки проблемы; организации, планирования деятельности.

Информационно-аналитические умения -это освоенные методы выполнения поиска, отбора, анализа, синтеза, сравнения информации и способов решения задач.

Умения характеризуются критериями: сложность деятельности и автономность. Автономность характеризует умение с точки зрения относительной независимости и самостоятельности деятельности.

Компетенции определяют способность эффективного и творческого применения знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения, для решения учебно-профессиональных и научных задач или осуществления деятельности в различных ситуациях.

В рамке квалификаций компетенции подразделяются на мотивированность, коммуникативность, рефлексивные качества и ответственность, а также адаптивность и способность к развитию.

Мотивированность - это система внутренних и внешних факторов, вызывающих и направляющих поведение индивидуума, ориентированное на достижение цели.

Коммуникативность - способность к общению, специфическим образом проявляющаяся в сфере учебно-профессионального и научного взаимодействия.

Рефлексивные качества и ответственность -это комплекс способностей к осмыслению собственных действий - критика, самокритика, лидерство и мера ответственности за них.

Адаптивность, способность к развитию -это комплекс способностей обучающихся к адаптации в новых условиях деятельности, обучению, самообучению, повышению учебнопрофессионального или научного уровня.

Компетенции характеризуются следующими критериями: роль, контекст, уровень, развитие. Роль определяет позицию человека. Контекст определяет рамки (области), в которых осуществляется деятельность. Уровень характеризует степень овладения способами учебно-профессиональной или научной деятельности. Развитие рассматривается как осознание необходимости и поиск путей личностного и профессионального развития.

Таким образом, региональная РК, разработанная в ходе нашего исследования, представляет достижение квалификационных уровней, которое может быть осуществлено через фор-

мальное, неформальное и внеформальное обучение на протяжении всей жизни. Её можно рассматривать так же, как своего рода типовую модель для российской системы образования и рынка труда. Избранный подход (снизу вверх: от мнений работодателей и образовательных учреждений до научных обобщений) позволяет учесть все особенности национальной системы образования и рынка труда, использовать его для разработки национальной рамки квалификаций. Кроме того, предложенная РК сопоставима с Европейской РК, что чрезвычайно важно в условиях глобальной интеграции.

При разработке РК для Уральского региона использовались также имеющиеся разработки проектов национальной РК в Российской Федерации.

Среди наиболее известных: проект Европейского фонда образования и Центра изучения проблем профессионального образования; проект «Настройка образовательных программ в российских вузах», проект Федерального института развития профессионального образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей, проект по разработке Единой системы квалификаций РФ.

Чем выгодна, чем полезна РК? Что даёт она работодателю, системе образования, пользователю (учащемуся, студенту, работнику, гражданину)?

На наш взгляд, рамка квалификаций позволяет:

- формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные индивидуальные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

- описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

- разрабатывать процедуры оценки резуль-

татов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификации персонала;

-решить задачу сокращения срока адаптации выпускников на рынке труда.

Что даёт РК экономике региона?

- позволяет разработать карту профессий и квалификаций, необходимых для развития экономики области;

- даёт возможность формировать профессионально-квалификационную структуру под потребности экономики и формулировать потребность в квалифицированных кадрах;

- создаёт реальные условия для формирования в области системы оценки качества профессионального образования;

-даёт заинтересованным структурам дополнительный контроль за качеством трудовой миграции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-позволяет привлечь отраслевые и межотраслевые системы сертификации по профессиям, которые требуют общенациональной или международной сертификации.

Таким образом, разработка и внедрение РК ведут к принципиально новому, инновационному развитию существующей системы квалификаций, обеспечивают эффективное использование кадров, их опережающей подготовки в условиях развития инновационной экономики, способствуют обеспечению её высококвалифицированными обучаемыми работниками.

Литература

1. Олейникова, О.Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва, М. Коулз. -М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. -115 с.

2. Российское образование в контексте международных индикаторов: аналитический доклад / М.Л. Агранович, Г. С. Ковалева, КН. Поливанова, А.В. Фатеева. - М.: ИФ «Сентябрь», 2009. -108 с.

3. Приоритеты развития профессио-

нального образования в России. - Ыгр://оЫ. yamaledu.org/images/stories/documents/prof__ob гаг.о уап ¡е/Оокки!_31J08_2010.pdf

Поступила в редакцию 20 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.