Научная статья на тему 'Разработка дескрипторов Национальной рамки квалификаций Кыргызской Республики'

Разработка дескрипторов Национальной рамки квалификаций Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИЙ / ДЕСКРИПТОРЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALIFICATIONS FRAMEWORK / LEVELS OF QUALIFICATIONS DESCRIPTORS / LEARNING OUTCOMES / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таштобаева Бурул Эшимбековна

В статье рассмотрена необходимость разработки национальных рамок квалификаций. Дан краткий анализ различных видов дескрипторов в рамках квалификаций и по таксономии Блума. Автором предложены уровни квалификаций, соответствующие системе образования Кыргызской Республики, описание каждого уровня обучения и виды дескрипторов для национальных рамок квалификаций. Сформулированы такие дескрипторы, как знания и понимание, умения и навыки, самостоятельность и ответственность для всех уровней обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таштобаева Бурул Эшимбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка дескрипторов Национальной рамки квалификаций Кыргызской Республики»

Разработка дескрипторов Национальной рамки квалификаций Кыргызской Республики Таштобаева Б. Э.

Таштобаева Бурул Эшимбековна / Tashtobaeva Burul Eshimbekovna - кандидат технических

наук, доцент, ученый секретарь,

Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрена необходимость разработки национальных рамок квалификаций. Дан краткий анализ различных видов дескрипторов в рамках квалификаций и по таксономии Блума. Автором предложены уровни квалификаций, соответствующие системе образования Кыргызской Республики, описание каждого уровня обучения и виды дескрипторов для национальных рамок квалификаций. Сформулированы такие дескрипторы, как знания и понимание, умения и навыки, самостоятельность и ответственность для всех уровней обучения.

Abstract: the article discusses the need for the development of a national qualifications framework. The short analysis of different types of descriptors within qualifications and on Blum's taxonomy is provided. The author proposed levels of qualifications relevant to the education system of the Kyrgyz Republic, the description of each level of study and type of descriptors for the national qualifications framework. Formulated such descriptors as knowledge and understanding, skills, independence and responsibility for all learning levels.

Ключевые слова: рамки квалификаций, уровни квалификаций, дескрипторы, результаты обучения, профессионально-техническое образование.

Keywords: qualifications framework, levels of qualifications descriptors, learning outcomes, vocational education.

Важнейшая и принципиальная новая задача для работников образования нашей страны - выяснить уровень и характер соответствия национальных систем квалификаций разных стран к общим европейским рамкам, а также дать возможность работодателям и просто гражданам лучше понять и сравнить смысл квалификационных уровней различных стран, особенности их систем образования. В Кыргызской Республике последние годы разные группы по своей инициативе активно начали работать по проблемам разработки квалификационных рамок и системы квалификаций. Активизация интереса в данном вопросе обусловлена также принятием международным сообществом стратегии обучения в течение всей жизни, в рамках которой гражданам должны быть предоставлены условия для такого обучения в целях их личностного и профессионального роста.

Известно, что еще в 2008 году Европейский парламент и Европейская комиссия утвердили Европейские квалификационные рамки (ЕРК), которые являются рекомендацией по сопоставлению национальных образовательных квалификаций разных стран. На данный момент только девять государств-членов разработали свой окончательный вариант национальных рамок квалификаций (НРК): Дания, Эстония, Франция, Ирландия, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Великобритания.

Дескриптор (descriptor) представляет собой общее, не зависящее от конкретного характера образовательного процесса утверждение о характеристиках, которыми, как ожидается, должен обладать студент по завершении цикла обучения [1].

Переход к использованию концепции «результатов обучения» делает более легким сравнение образовательных систем разных стран и сотрудничество между ними в области образования.

182

При разработке национальных рамок квалификаций применяются следующие виды дескрипторов:

• национальные квалификационные дескрипторы, где результаты обучения используются для общего описания типов квалификаций;

• национальные предметные секторальные (эталонные) дескрипторы, где результаты обучения применяются как утверждения, предназначенные для создания ясных, подробных предметно-специализированных характеристик для образовательных стандартов и программ;

• дескрипторы циклов: также известные как Дублинские дескрипторы, описывающие три цикла (а также короткий цикл) Болонской всеобъемлющей квалификационной рамки в терминах результатов обучения.

Дублинские дескрипторы описывают следующие результаты обучения высшего образования в рамках Болонского процесса: знания и понимание, применение знаний и понимания, выражение суждений, коммуникативные способности, способности к учебе по следующим циклам обучения:

• короткий цикл (близко к СПО);

• первый цикл (бакалавриат);

• второй цикл (магистратура);

• третий цикл (PhD).

Результаты обучения можно описать и по иерархии способностей. Одной из таких иерархий является таксономия Блума [2]:

1. Знания: выставление в памяти ранее изученного материала, путем напоминания фактов, терминов, основных понятий и ответов.

2. Понимание: показательное понимание фактов и идей по организации, сравнению, устному и письменному переводу, описанию и заявлению основных идей.

3. Применение: использование новых знаний. Решение проблем в новых ситуациях, применяя полученные знания, факты, методы и правила по-другому.

4. Анализ: изучение и членение на части информации путем выявления мотивов и причин. Нахождение выводов и доказательств в поддержку обобщения.

5. Синтез: компиляция информации вместе по-другому, комбинируя элементы в новой модели или предлагая альтернативные решения.

6. Оценка: представлять и защищать мнение, делая суждения о информации, обоснованности идей или качестве работы на основе набора критериев.

В ЕРК определены восемь уровней квалификации, которые описаны с точки зрения того, что получивший образование человек знает, понимает и умеет делать, независимо от системы, в рамках которой была получена квалификация. Уровни не имеют названий. Каждый уровень определяется по трем дескрипторам: знания, навыки, компетенции.

«Знания» означают результат усвоения информации в ходе обучения. Это знание фактов, принципов, теорий и методов в изучаемой области. Знания бывают теоретическими и фактическими.

«Навыки» означает способность применять знания для решения практических задач. Навыки бывают когнитивными (связанными с использованием логического, интуитивного и творческого мышления) и практическими (связанными с использованием методов, материалов и инструментов).

«Компетенции» означают способность использовать знания, навыки и личные способности в работе, а также в профессиональном и личностном развитии. Компетенция описывается в терминах ответственности и автономии.

В Кыргызстане на сегодняшний день имеется проект Национальной рамки квалификаций (НРК КР). При выборе и обсуждении уровневых дескрипторов активно привлекались представители всех уровней образования КР, работодатели и международные эксперты.

183

НРК КР включает не только образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования [3]. В нее вошли все 10 уровней квалификации, согласно действующей системы образования в стране (табл. 1). Результаты обучения даны через описания теоретических и фактических знаний, практических умений и навыков, степени самостоятельности и ответственности, как общие рекомендации для определения уровня квалификации.

Таблица 1. Дескрипторы НРК Кыргызской Республики

1 оа §.’g ^ я % Описание уровней образования и квалификации Дескрипторы и их описание

Знания и понимание Умения и навыки Само стоятельно сть, ответственность

1 Наличие квалификации, умений, навыков, полученных на краткосрочных курсах или при обучении на рабочем месте и/или практический опыт. Базовые общие знания и понимание предмета труда и трудового процесса. Базовые умения, требующиеся для выполнения простых заданий. Способность работать и/или учиться под прямым руководством в стабильной среде.

2 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных при про фессиональной подготовке на краткосрочных курсах и/или практический опыт. Базовые знания и понимание предмета труда, средств и способов достижения результата при выполнении простых типовых задач. Базовые практические умения и навыки при выполнении практических однотипных задач с использованием простых средств. Способность работать и/или учиться под наблюдением с некоторым уровнем автономии.

3 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам начального профессионального образования (НПО). Практический опыт. Знание основных концепций и технологий в области про фессиональной деятельности. Общие понятия о планировании и организации труда. Общие и специальные умения и навыки, необходимые для решения стандартных профессиональных проблем, и осознание границ этих умений. Способность взять на себя ответственность за выполнение про фессиональных задач; адаптировать свое поведение к существующим обстоятельствам.

4 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных через программы профессионального образования, на базе среднего общего образования. Практический опыт. Знания о принципах и способах постановки и решения про фессиональных задач, об этике и психологии производственных отношений, способах мотивации и стимулирования труда. Общие и специальные умения и навыки творческого решения специальных производственных или учебных проблем. Способность самостоятельно работать в рамках инструкций в предсказуемых, но изменяющихся условиях, а также брать ответственность за руководство простыми видами работ.

184

5 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам среднего профессионального образования (СПО). Практический опыт. Владение глубокими профессиональными знаниями, включающими понимание границ возможного и путей дальнейшего саморазвития. Наличие умений и навыков анализа своей профессиональной деятельности, системного подхода, творческого решения абстрактных задач; устойчивость познавательных интересов. Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей и задач собственной работы. Управление в условиях непредсказуемых изменений, навыки оценки ситуации и самооценки.

6 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам высшего профессионального образования (ВПО) с присвоением академической степени бакалавра. Практический опыт. Знание и понимание теоретических основ и фундаментальных принципов в области про фессиональной деятельности, достаточные для выполнения трудовых функций и для достижения следующих уровней квалификации. Умения и навыки инновационной деятельности, решения сложных задач в условиях неопределенности. Про фессиональный подход к своей работе или роду занятий. Умение взять ответственность за постановку целей и принятие решений на уровне подразделения или организации. Способность к самообучению и обучению подчиненных.

7 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам высшего профессионального образования (ВПО) с присвоением квалификации специалиста. Практический опыт. Глубокие знания в области про фессиональной деятельности, критическое понимание теорий и принципов. Умения практического применения теоретических знаний, самостоятельного анализа имеющихся задач, выбора методов их решения, анализа полученных результатов. Способность управления проектом или сложными производственными процессами. Ответственность за принятие решений на уровне подразделения или организации.

7 а Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам высшего профессионального образования (ВПО) с присвоением академической степени магистра. Практический опыт. Знание и понимание теоретических основ, принципов и методов решения практических и научных задач в области про фессиональной подготовки. Способность к нестандартному решению сложных задач и проблем, выдвижению новых идей в ходе практической деятельности или исследования. Умение решать сложные исследовательские и инновационные в широком междисциплинарном контексте, а также генерировать новые знания. Ответственность на уровне отдела или организации за определение общей стратегии, управление процессами в условиях неопределенности, ответственность за про фессиональной рост коллектива.

185

8 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам PhD и аспирантуры. Практический опыт. Новейшие системные знания в области обучения/ исследований; понимание фундаментальных принципов и методов научной и творческой деятельности; Владение междисциплинарным подходом. Умение оценить актуальность проблемы, составить и реализовать план исследования в соответствии с принятыми академическими критериями. Владение самыми современными навыками и технологиями, решение критически важных проблем науки и инноваций. Способность генерировать новые и переосмысливать существующие знания. Ответственность в масштабе предприятия или отрасли. Высокий уровень автономии, профессиональная порядочность, высокий уровень мотивации к генерации новых идей. Руководство профессиональным развитием людей и групп.

9 Наличие квалификации, навыков, умений, полученных в докторантуре. Практический опыт и общественнопрофессиональное признание на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях. Системные знания межотраслевого и междисциплинарного характера, необходимые для руководства научноисследовательской и инновационной деятельности, создания и синтеза новых фундаментальных знаний. Умение решать проблемы методологического, проектного и исследовательского характера, связанных, в частности, с повышением эффективности производственных или исследовательских процессов. Навыки руководства научными коллективами, подготовки научных кадров. Полная автономность в научной деятельности. Способность стратегического руководство большими научными или производственными коллективами. Ответственность за результат деятельности на уровне предприятия или отрасли, на международном уровне.

Выводы

Дескрипторы и их описания в структуре НРК КР охватывают все уровни образования, что является основой для разработки секторальных дескрипторов. Дальнейшая работа с проектом НРК КР связана с его утверждением в Министерстве образования и науки и Министерстве труда, молодежи и миграции. Предложенные дескрипторы апробированы при разработке отраслевых рамок квалификаций в области информационных технологий. Большой объем работы предстоит перед работниками образования по разработке отраслевых рамок квалификаций в других отраслях.

Литература

1. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 218 с.

2. Кеннеди Д. Написание и использование результатов обучения: практическое руководство - [Электронный ресурс] режим доступа:

186

http://umu.vspu.ac.ru/files/documents/instructions/Taksonomija_Bluma.pdf (дата обращения 02.08.2015), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Таштобаева Б. Э. Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования // Ученые записки. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (37). С. 242-248.

Развитие творческого потенциала студентов в процессе педагогической практики Сулейман Ш.

Сулейман Шентурк /Suleiman Shenturk - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики,

Международный университет Ататюрк-Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается роль педагогической практики в

формировании творческой личности студентов - будущих педагогов. Особое внимание уделяется проблеме активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала студентов.

Abstract: this article considers the role of pedagogical practice in the formation of creativity of students, i. e. future pedagogues. It focuses on the issue of activization of education al and research activity as an improvemen t of students ’ creativity.

Ключевые слова: творческий потенциал, педагогическая практика,

профессиональные компетенции, учебно-исследовательская работа.

Keywords: creativity, pedagogical practice, professional competence, educational and research works.

В условиях модернизации высшего педагогического образования и внедрения новых государственных образовательных стандартов, развитие творческого потенциала студентов приобретает все большее значение и становится одним из ключевых составляющих процесса формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-педагогов.

В современной педагогической науке существует большое количество работ, посвященных различным аспектам развития творческого потенциала личности будущих педагогов. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов к данному вопросу, большинство исследователей определяют творческий потенциал личности педагога как системное, интегральное качество личности, которое дает возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно [1].

В исследовании С. Н. Щегловой, развитие творческого потенциала студента вуза представляет собой процесс количественных и качественных изменений его личностных характеристик, овладения приемами творческой деятельности, формирования творческих мотивов, креативного мышления в процессе взаимодействия преподавателя и студента [2].

Развитие творческого потенциала студентов обеспечивается построением образовательной системы на основе идей и практик личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения. Таким образом, можно сказать, что творческий потенциал студентов может развиваться в условиях различных видов учебно-воспитательной деятельности вуза. Немаловажную роль в профессиональной подготовке и развитии творческого потенциала будущих педагогов играет педагогическая практика.

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.