Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Васильева Елена Викторовна
ФБГОУ ВПО «Г осударственный университет управления» Кандидат экономических наук, доцент
Vasilyeva Elena State University of Management E-Mail: Associate professor E-Mail: [email protected]
Митрофанова Елена Александровна
ФБГОУ ВПО «Г осударственный университет управления» Доктор экономических наук, профессор
Mitrofanova Elena State University of Management
Professor E-Mail: [email protected]
08.00.00 - Экономические науки
Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации
Design principles of sectoral qualifications framework
Аннотация: В статье раскрывается актуальность и необходимость создания
секторальных рамок квалификации в рамках современного образовательного процесса, а также исходя из требований рынка труда, описываются основные задачи секторальных рамок квалификации. Представлена схема влияния рамок квалификаций на минимальные требования к содержанию и организации подготовки специалистов по ИТ-направлениям. Также приводится сравнительная характеристика Национальных рамок квалификаций (НРК) Украины, Армении и проекта НРК Российской Федерации.
Abstract: The article reveals the urgency and the need for designing of a sectoral qualifications frameworks in the modern educational process, and based on the requirements of the labor market, describes the main tasks of sectoral qualifications frameworks. It also represents the scheme of the influence of qualifications frameworks to the minimum requirements for the content and organization of training in IT fields. It also includes a comparative analysis of the National Qualifications Framework (NQF) of Ukraine, Armenia and the Russian Federation NQF project.
Ключевые слова: Профессиональное образование; секторальная рамка квалификации; дескрипторы; подготовка специалистов; национальные рамки квалификаций; уровни квалификации.
Keywords: Professional education; information technology (IT) sectoral qualifications framework; descriptors; training of specialists; national framework of qualifications; skill levels.
В условиях организации непрерывного образования, а также исходя из непреодолимого из-за долговременности срока обучения в вузе запаздывания подготовки специалистов в соответствии с актуальными требованиями работодателей, необходимо создать некоторый универсальный элемент управления компетентностно-ориентрованным профессиональным образованием. Такое образование должно быть, прежде всего, нацелено на требования рынка труда, сделать прозрачными качество содержательного наполнения квалификации для работодателя и понимание перспектив профессии студентами. Рамка квалификации, обновлению которых сейчас уделяется повышенное внимание всех европейских государств, является механизмом, позволяющим структурировать результаты обучения в системе образования, делая их прозрачными и понятными работодателю при назначении на должность соискателя, работнику, заинтересованному в карьерном росте, образовательному учреждению, организующему дополнительную подготовку специалиста на разных ступенях обучения. Рамка квалификации, определяющая профессиональный рост работника, который может быть получен не только в учебных заведениях, а на основе опыта трудовой деятельности, при неформальном или спонтанном обучении, должна быть сопровождена подтверждающими документами - сертификатами квалификации, официально признающими результаты обучения или профессиональные достижения, что делает важным разработку инструментов оценивания уровня квалификации по определенным критериям соответствия - характеристикам качества или дескрипторам (англ. descriptors). Многоступенчатость подготовки и непрерывность профессионального развития специалиста в течение всей жизни предполагает соблюдение принципа, что каждый квалификационный уровень для работодателя и кандидата означает определенный набор знаний, умений и других качественных характеристик, отражает четкие перспективы карьерного роста и потенциальный вклад в развитие предприятия.
Кроме того, должно быть соблюдено условие соответствия квалификации уровням европейской рамки. Условие соответствия европейским рамкам квалификаций вызвано глобализацией экономики, международного сотрудничества и необходимостью обеспечить мобильность рабочей силы, возможность выпускникам вузов свободного выбора компании в любой стране.
Секторальная рамка квалификации является компромиссом между требованиями рынка труда к профессиональной квалификации и результатами академической подготовки, определяющими только некоторый базовый набор профессиональных характеристик выпускника, подтвержденных дипломом о присвоении образовательной квалификации. Секторальная рамка квалификаций, в том числе по направлению ИТ, основывается на европейском рамочном подходе к делению квалификационных уровней, на структуре национальной и предложениях по отраслевой рамки квалификации в области «Информационные технологии» и нормативные документы классификаторов должностей и профессий, а также требования работодателей в сфере ИТ, заявленные в профессиональных стандартах, разработанных АПКиТ.
Задачами секторальной рамки являются:
• приведение к соответствию национальных уровней квалификации к
общепринятым в Европе в условиях повышения мобильности рабочей силы;
• определение взаимосвязи различных имеющихся квалификаций в стране и
унифицирование их уровней;
• исключение дублирования квалификаций на разных уровнях, избыточности
образовательных программ подготовки;
• стандартизация и последующее лицензирование уровня квалификации
работников, приобретаемого при формальном и неформальном обучении на основе трудового опыта;
• обеспечение доступности и прозрачности результатов обучения образовательных ступеней и уровня профессионального мастерства работодателям;
• обеспечение соответствия качества и содержания образовательных программ актуальным запросам рынка труда;
• интеграция образовательной системы, профессиональной подготовки и требований рынка труда;
• мотивация граждан и определение ориентиров для их непрерывного профессионального развития в выбранной сфере в течение всей жизни.
Схема влияния рамок квалификаций на минимальные требования к содержанию и организации подготовки специалистов по ИТ-направлениям представлена на рисунке.
МСКО
Академические стандарты ВПО, СГО
Требования области знаний “computer science”
Корпоративный стандарт вуза как работодателя
Европейская рамка квалификации
Национальная рамка квалификации
Отрас сектор евая I альная
рамк квалиф а ИТ-икации
Федеральный государственный образовательный стандарт
Классификатор профессий, национальная система квалификации
Профессиональные стандарты (требования работодателя)
(The European e^ompetence Framework
Программы сертификаций вендоров (MS, Oracle, SAP, Cisco Career certifications, International Diploma in IT Skills Standard, 1С, Лаборатория Касперского etc.)
Рис. Схема влияния рамок квалификаций на минимальные требования к содержанию и организации подготовки специалистов по ИТ-направлениям
Национальные рамки квалификаций Украины, Армении и России
Национальные рамки квалификаций (НРК) Украины [2] и Армении [3] были одобрены Министерствами этих стран в 2011 г. Проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации [1] представлен как совместный рекомендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей в 2008 г.
В качестве дескрипторов в НРК Украины заявлены:
• квалификационный уровень - структурная единица, являющаяся совокупностью компетенций;
• квалификация как оценка результатов обучения, признанная уполномоченным компетентным органом по заданным стандартам;
• компетентность/компетентности, как способность к выполнению определенного вида деятельности, выраженная через результаты обучения;
• интегральная компетентность как обобщенное описание квалификационного уровня;
• результаты обучения - знание, понимание, умение, ценности, иные личные качества), полученные обучающимися после завершения подготовки и готовые к демонстрации;
• знания с выделением эмпирические (фактологические) и теоретические (концептуальные, методологические);
• умение когнитивные (интеллектуально - творческие) и практические (на основе мастерства с использованием методов, материалов, инструкций и инструментов) как способность применять знания для выполнения задач;
• коммуникация как способность к совместной деятельности с целью передачи информации;
• автономность и ответственность за решение профессиональных задач.
В качестве дескрипторов в национальной (образовательной) квалификационной структуре республики Армения определены:
• квалификационный уровень, соответствующий уровню образования;
• знания;
• навыки;
• компетенции, как критерий ответственности в работе при выполнении профессиональных задач самостоятельно и или под руководством.
В НРК России в качестве дескрипторов выбраны по аналогии с Европейской рамкой квалификации общие компетенции, умения и знания, выраженные через соответственно:
• широту полномочий и ответственность, как критерий и масштаб ответственности за выполняемые профессиональные действия;
• сложность деятельности, как требования к умениям с учетом принятия решений в различных условиях предсказуемости или неопределенности рабочей ситуации;
• наукоемкость деятельности как требования к знаниям, применимым профессиональной деятельности.
Национальные рамки квалификаций имеют ряд различий при распределении по уровням. В НРК Украины учтены 10 уровней (с нулевым - дошкольное образование), в НРК Армении - 8 уровней, в НРК России - 9 уровней. Высший 9 уровень в НРК Украины и России
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
определен наличие степени доктора наук. В НРК Армении высший 8 уровень может быть присвоен доктору философии (PhD).
Для соотнесения квалификаций по уровням выбраны как стандартные ступени образования и профессиональной подготовки (НРК Украины и Армении), так и наличие практического опыта работы и возможность обучения по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки, а также самообразования (НРК РФ). В НРК Украины и Армении для некоторых уровней четко дано название присваиваемой квалификации - квалифицированный рабочий, бакалавр, специалист и др. В таблице видны расхождения уровней квалификации в НРК рассматриваемых стран. Так, в НРК России наличие практического опыта работы или профессиональной подготовки по программам до одного года и начальное профессиональное образование без или с получением или на базе среднего (полного) общего образования предполагает выделение двух уровней квалификации - 3 и 4, поэтому 5 уровень НРК России соответствует (наличие Среднего профессионального образования) 4 уровню НРК Украины и Армении. 5 уровень НРК Украины предполагает наличие высшего профессионального образования и определяет квалификацию младшего специалиста, в НРК Армении специалиста, в России же диплом о высшем профессиональном образовании позволяет получить квалификацию не ниже 6 уровня (бакалавриат).
Таблица
Уровни квалификации
НРК Украины НРК Армении Н] *К России
Уровень Критерий Уровень Критерий Уровень Пути достижения квалификации1
1 2 3 4 5 6
0 уровень дошкольное образование
1 уровень начальное среднее образование 1 уровень Начальное образование 1 уровень Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего
2 уровень базовое среднее образование 2 уровень Базовое образование 2 уровень Практический опыт и /или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе образовательно-го учреждения или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже основного общего
1 Термин НРК РФ 6
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
3 уровень полное среднее образование 3 уровень Квалифици- рованный рабочий/ специалист/ умелец 3 уровень Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования
4 уровен ь Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
4 уровень Профессио- нально- техническое образование 4 уровень Среднее образование 5 уровень Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт
5 уровень младший специалист 5 уровень Специалист
6 уровень бакалавр 6 уровень Бакалавр 6 уровень Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт
7 уровень специалист, магистр 7 уровень Магистр 7 уровень Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
8 уровень кандидат наук 8 уровень Исследователь (степень -Доктор философии) 8 уровень Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
9 уровень доктор наук 9 уровень Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и/или дополнительное профессиональное образование или практический опыт и общественнопрофессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне
Таким образом, можно определить НРК Украины и Армении как образовательную квалификационную структуру, а НРК России как профессионально-ориентированную. В НРК РФ присвоение квалификационного уровня предполагает учет разных форм построения индивидуальной образовательной траектории. Это позволяет предусмотреть возможности сертифицирования, учитываемого при аттестации работника для присвоения нового уровня квалификации. Также отметим, что нечеткая позиция по присвоению уровня квалификации при получении образования в системе начального профессионального образования и в специалитете является существенным недостатком распределения уровней в НРК РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации /
О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] / М.: Федеральный институт
развития образования, 2008. 14 с.
2. Приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011
№1341
3. Приложение 2 к Постановлению Правительства Республики Армения, № 332 от
31 марта 2011 года
Рецензент: Афанасьев Валентин Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «ГУУ».