УДК 378.14
Е.В. Васильева СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ СООТВЕТСТВИЯ ИНТЕРЕСОВ СФЕР ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье дается анализ требований профессиональных стандартов, разработанных для сферы информационных технологий, а также требования к квалификации преподавателей вуза. Определены ключевые принципы построения рамки квалификации ИТ-специалистов. Определены уровни и дескрипторы секторальной рамки квалификации.
Ключевые слова: подготовка кадров; рамка квалификации; информационные технологии; профессиональный стандарт, дескрипторы, квалификационные уровни.
E. Vasileva QUALIFICATION SYSTEM AS A TOOL FOR ALIGNMENT
OF THE INTERESTS OF THE SPHERES OF LABOUR AND EDUCATION
Abstract. The article consists the analysis of the requirements of the professional standards developed for the sphere of IT and the qualifications of University teachers. Identified key principles of the framework for qualifications of the IT-professionals. Defined the levels and descriptors of sectoral qualifications framework.
Keywords: training; the framework of qualifications; information technology; professional standard, descriptors, qualification levels.
В условиях организации непрерывного образования, а также исходя из непреодолимого из-за долговременности срока обучения в вузе запаздывания подготовки специалистов в соответствии с актуальными требованиями работодателей, необходимо создать некоторый универсальный элемент управления компетентностно-ориентрованным профессиональным образованием. Такое образование должно быть, прежде всего, нацелено на требования рынка труда, сделать прозрачными качество содержательного наполнения квалификации для работодателя и понимание перспектив профессии студентами.
Рамки квалификации, обновлению которых сейчас уделяется повышенное внимание всех европейских государств, являются механизмом, позволяющим структурировать результаты обучения в системе образования, делая их прозрачными и понятными работодателю при назначении на должность соискателя, работнику, заинтересованному в карьерном росте, образовательному учреждению, организующему дополнительную подготовку специалиста на разных ступенях обучения. Рамка квалификации, определяющая профессиональный рост работника, который может быть получен не только в учебных заведениях, а на основе опыта трудовой деятельности, при неформальном или спонтанном обучении, должна быть сопровождена подтверждающими документами - сертификатами квалификации, официально признающими результаты обучения или профессиональные достижения, что делает важным разработку инструментов оценивания уровня квалификации по определенным критериям соответствия - характеристикам качества или дескрипторам (англ. descriptors). Многоступенчатость подготовки и непрерывность профессионального развития специалиста в течение всей жизни предполагает соблюдение принципа, что каждый квалификационный уровень для работодателя и кандидата означает определенный набор знаний, умений и других качественных характеристик, отражает четкие перспективы карьерного роста и потенциальный вклад в развитие предприятия.
© Е.В. Васильева, 2014
Кроме того, должно быть соблюдено условие соответствия квалификации уровням европейской рамки. Условие соответствия европейским рамкам квалификаций вызвано глобализацией экономики, международного сотрудничества и необходимостью обеспечить мобильность рабочей силы, возможность выпускникам вузов свободного выбора компании в любой стране.
Секторальная рамка квалификации является компромиссом между требованиями рынка труда к профессиональной квалификации и результатами академической подготовки, определяющими только некоторый базовый набор профессиональных характеристик выпускника, подтвержденных дипломом о присвоении образовательной квалификации. Секторальная рамка квалификаций, в том числе по направлению ИТ, основывается на европейском рамочном подходе к делению квалификационных уровней, на структуре национальной и предложениях по отраслевой рамки квалификации в области «Информационные технологии» и нормативные документы классификаторов должностей и профессий, а также требования работодателей в сфере ИТ, заявленные в профессиональных стандартах, разработанных АПКиТ.
Задачами секторальной рамки являются:
- приведение к соответствию национальных уровней квалификации к общепринятым в Европе в условиях повышения мобильности рабочей силы;
- определение взаимосвязи различных имеющихся квалификаций в стране и унифицирование их уровней;
- исключение дублирования квалификаций на разных уровнях, избыточности образовательных программ подготовки;
- стандартизация и последующее лицензирование уровня квалификации работников, приобретаемого при формальном и неформальном обучении на основе трудового опыта;
- обеспечение доступности и прозрачности результатов обучения образовательных ступеней и уровня профессионального мастерства работодателям;
- обеспечение соответствия качества и содержания образовательных программ актуальным запросам рынка труда;
- интеграция образовательной системы, профессиональной подготовки и требований рынка труда;
- мотивация граждан и определение ориентиров для их непрерывного профессионального развития в выбранной сфере в течение всей жизни.
Документы, относящиеся к системе квалификации
Несмотря на повышенный спрос на ИТ-специалистов, на внимание со стороны государства на развитие ИТ в России, на ненасыщенность ИТ-рынка и стремительные темпы совершенствования информационных технологий из-за отсутствия актуального перечня должностей ИТ-специалистов затруднена и можно считать не ведется в должном качестве статистика по занятости в ИТ-отрасли, по движениям и квалификационным соответствиям и потребностям на рынке труда. В статистических таблицах Росстат общей строкой даются данные мониторинга по группе «Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом», отдельной строкой «Профессии рабочих транспорта и связи». В числе «специалистов высшего уровня квалификации в области естественных и технических наук» выделить ИТ-специалистов практически невозможно. Отсутствие в такой динамично развивающейся отрасли, как ИТ, точных данных затрудняет выработку стратегических решений на уровне государства, в том числе о выделении дополнительных бюджетных
мест в вузах на ИТ-направления подготовки для решения проблемы нехватки ИТ-специалистов по приоритетным с точки зрения рынка труда профессиям. Остается надеяться на изменение ситуации с вводом электронного реестра сертифицированных специалистов, проект которого был заявлен в 2012 г.
Многоступенчатая подготовка специалистов в условиях непрерывного образования должна пересекаться с Международной стандартной классификацией образования МСКО. МСКО - часть Международной системы социальных экономический классификаций ООН, используемых для сбора и анализа статистических данных. Необходимость установления соответствия с МСКО вызвана важностью сопоставимости данных на международном уровне. МСКО классифицирует образовательные программы по их содержанию по уровню и областям образования.
Европейская рамка квалификации (ЕРК), 2008 г., созданная по инициативе Европейского Союза, как инструмент сопоставимости академических степеней и квалификаций, состоит из 8 уровней, каждый из которых отражает требования к знаниям, умениям и компетенциям, являющимися результатами обучения определенной стадии обучения. Каждый уровень существует во временных (необходимый срок повышения квалификации) и качественных (степень углубленности знаний, широта охвата умений, горизонт ответственности компетенций) границах.
Европейская рамка квалификации является ориентиром Национальной рамки [1]. Национальная рамка квалификации России (НРК) представлена в 2008 г. как рекомендательный документ Федерального института развития образования Минобрнауки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. В 2012 г. Федеральными органами исполнительной власти совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей на базе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации разработаны 6 отраслевых рамок квалификаций: для автомобилестроения; электроэнергетики; «Информационные технологии»; рабочих фармацевтической промышленности; ракетно-космической промышленности; атомной энергетики.
В отраслевой рамке квалификаций «Информационные технологии» выделены уровни профессиональных стандартов в ИТ, распределенные еще и по направлениям: профессиональное, операционного и проектного управления,
В Европейской рамке ИКТ-компетенций (The European e-Competence Framework) ИКТ-компетенции делятся исходя из этапов жизненного цикла информационной системы: планирование-внедрение-запуск-адаптация-управление. Для каждой из этих областей выделены компетенции (всего 36) и описаны полномочия в зависимости от квалификационного уровня ИТ-специалиста [2]. Уровней квалификации - 5, соответствует уровням ЕРК с 3 по 8.
Нормативная база в сфере образования представлена следующими документами:
ОКСВНК - Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации;
ОКСО - Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
ОКНПО - Общероссийский классификатор начального профессионального образования;
Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
Требования профессиональных стандартов в области информационных технологий
В профессиональных стандартах в сфере ИТ, разработанных АПКиТ, выделено 7 уровней квалификаций и должности ИТ-специалистов по уровням квалификаций.
Такие же уровни квалификации присутствуют в отраслевой рамке «Информационные технологии». В отраслевой рамке сохранены дескрипторы европейской рамки, несмотря на их переозвучивание: «Широта полномочий и ответственность» (компетенции) - «Сложность» (умения) - «Наукоемкость» (знания). В профессиональных ИТ-стандартах компетенция работников изложена в направлениях деятельности.
В профессиональном стандарте в области информационных технологий АП КИТ важную роль в изменении квалификационного уровня играет не столько получение дополнительного образования и количество затраченных лет на подготовку, сколько практический опыт, усложнение решаемых профессиональных задач и уровней ответственности. Как правило, для первого уровня профессионального стандарта требуется среднее профессиональное образование. Для специалиста по информационным ресурсам может быть достаточным диплом о начальном профессиональном образовании. Должности первого уровня - стажер, младший программист, техник, оператор, помощник менеджера.
Первый уровень квалификации предусмотрен для профессий - программиста, специалиста по ИС, специалиста по системному администрированию, менеджера по продажам решений, специалиста по информационным ресурсам, специалиста по безопасности и специалиста по технической документации.
Второй и третий уровень - это диплом специалиста или бакалавра, для профессий - программист, специалист по системному администрированию, специалист по информационным ресурсам - диплом о среднем профессиональном образовании, и, как правило, с опытом работы от 0,5 до 2 лет. Со второго уровня начинается распределение должностей у профессий - системного аналитика, системного программиста, программиста по ВВС и специалиста по РВС. Характерные должности второго уровня - программист, техник, инженер, менеджер, специалист, консультант. Должности третьего уровня - старший программист, техник, старший инженер, менеджер, старший специалист, старший консультант.
Четвертый и пятый уровень требует, как правило, диплома специалиста или магистра, за исключением менеджера по продажам решений и сложных технических систем, для которого достаточно диплома бакалавра или специалиста, но дополнительно степень MBA. Опыт работы от полугода до 5 лет, как правило, 2-3 года. Четвертый уровень - это ведущие и старшие специалисты, программисты, консультанты, инженеры, менеджеры, а также начальники отделов, руководители групп. Пятый уровней - это должности главного конструктора, архитектора, начальника отела, руководителя проекта.
Шестой и седьмой уровень квалификации потребует от соискателя ученой степени (системный архитектор и менеджер ИТ) или диплома MBA (менеджера по продажам решений). Эти уровни выделены для профессий системного архитектора и технического писателя (до 6 уровня), менеджера по ИТ, менеджера по продажам решений, программиста по ВВС. Опыт работы от полутора до 5 лет, как правило, 2-3 года. Это уровень директора департамента, вице-президента, коммерческого директора, советника, директора по ИТ, директора по стратегическому развитию, руководителя направления.
Академические требования университетского образования
Корпоративные требования вуза, как работодателя, к знаниям, навыкам и компетенциям выпускника, применимым к дальнейшей их преподавательской деятельности и самореализации как ученого некоторым образом отражены в ФГОС в части исследовательских компетенций. Однако требуют пересмотра и детализации.
Перечень должностей преподавателей вуза приведен в п. 1 ст. 20 ФЗ от 22/08/96 № 125-ФЗ, научных работников определены в Положении, утвержденном Приказом Минобразования России от 26/11/02 № 4114.
В распределении должностей в вузе необходимо образование уровня магистратуру или специалитета, а для дальнейшего профессионального роста -получение ученой степени кандидата и доктора наук. Поэтому уровни квалификации начинаются с 6-го по национальной рамке, заканчиваясь 9-м. Основным условием получения должности следующего квалификационного уровня является получение ученой степени, а также наработанный багаж методического обеспечения, в виде опубликованный пособий, статей и пр. Опыт работы для перехода на следующий уровень в иерархии должностей вуза необходим обычно 1-2 года.
Рамка квалификации ИТ-специалиста: основные принципы формирования
Квалификация (от лат. qualis - качество). С точки зрения профессии, квалификация расценивается как уровень мастерства, необходимый для выполнения конкретной трудовой деятельности, с точки зрения обучения в системе среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО) - результатом образовательных программ, подтверждаемый дипломов, аттестатом, степенью. Существует третье значение, которое объединяет профессиональный и образовательный смысл квалификации - совокупность четко определенных результатов обучения и формальных профессиональных требований к ее присвоению [1]. Кроме того, квалификация должна отражать ценность работника на рынке труда и определять цели для дальнейшей профессиональной подготовки.
1. На основе анализа требований к разработке рамок квалификации по различным направлениям подготовки кадров, профессиональных требований к квалификации ИТ-специалистов, секторальная рамка квалификации ИТ-специалиста должна быть разработана исходя из следующих принципов. К дескрипторам секторальной рамки квалификации ИТ-специалистов должны быть отнесены:
2. уровень квалификации (9 уровней);
3. критерии получения уровня (образование, опыт);
4. знания теоретического и практического характера с выделением сложности и наукоемкости профессиональных задач;
5. умения когнитивные (использование логического, интуитивного и творческого мышления) и практические (ручной труд и использование методов, материалов и инструментов);
6. компетенции как характеристика самостоятельности и ответственности за принятия решений и широта профессиональных полномочий;
7. соответствие должностей квалификационному уровню
8. соответствие результатов обучения или learning outcomes (компетентность в решении профессиональных задач) квалификационному уровню (знаний раздела компьютерной науки «Информационный менеджмент», умений сопровождать этапы жизненного цикла информационной системы, компетенций в управлении деятельностью предприятия) [3, 4].
Рамка квалификации должна быть выстроена по образовательным (академическим) и профессиональным уровням квалификации. Тогда вся система квалификации становится единым и понятным «языком квалификаций» для сфер труда и образования. Образовательные уровни в России для среднего профессионального образования сегодня - это два уровня: начальное (1 год на базе среднего полного общего образования) и среднее (2 года); для высшего профессионального образования - три уровня квалификации: бакалавр (4 года), специалитет (5 лет), магистр (2 года).
Квалификация бакалавра и специалиста позволяет продолжить подготовку в магистратуре, специалиста и магистра - в аспирантуре. Образовательный уровни квалификации отражают результаты обучения, профессиональные уровни квалификации - качество результатов профессиональной деятельности работника, его уровень мастерства. Поэтому важно, чтобы при определении рамки квалификации ИТ-специалиста была сохранена траектория его профессионального развития, получаемого также в результате деятельности, а не только в стенах образовательных учреждений. Квалификационные уровни должны быть образовательно-профессиональными, очерчивающими дистанцию между обучением и профессиональным ростом.
В рамке квалификации должны корреспондироваться общие направления характеристик уровней квалификации отраслевой рамки квалификации (знания, как сложность деятельности, умения, как сложность деятельности, компетенции, как широта полномочий и ответственности) в раскрытии результатов обучения (знаний, умений, компетенции) по каждой конкретной трудовой функции квалификационного уровня с учетом отраслевой специфики (в данном случае отрасль информационных технологий) и циклов управления. Поскольку с ростом квалификационного и образовательного уровня изменяется глубина знаний в определенных разделах компьютерной науки, а также умений управлять разработкой, внедрением и эксплуатацией информационной системы, перераспределяются компетенции по функциям управления, что-то становится менее важным, а что-то требует дополнительных усилий для освоения и восполнения недостатка информации о предметной области и технологии, на каждом уровне квалификации, отражающих результаты обучения в системе образования, должны быть также выделены характерные для уровня квалификации основные знания и умения.
Формы и методы обучения специалистов требуют от преподавателей не только теоретических знаний в своей области, но и системные знания для постановки полного цикла обучения - от целей и задач дисциплины, пакета практических заданий, выделения направлений самостоятельной работы студентов до оценки эффективности учебных мероприятий. Кроме того, важны навыки и умения организовать сам процесс передачи нового знания, а также контроля восприятия и усвоения информации аудиторией. В этой связи для каждого квалификационного уровня можно выделить дополнительные компетенции, которые должно быть выработаны в процессе обучения потенциальными кандидатами на трудоустройство в вуз в качестве преподавателя или тренера по обучению и развитию персонала в рамках коммерческих структур повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования или в организации при корпоративном обучении. Это такие как:
Умения регламентировать процесс обучения. Составлять учебный план, также структуру и содержание учебной дисциплины. Распределять учебные занятия по темам, видам и часам в рамках дисциплины. Владеть системой формирования фонда оценочных инструментов, принципами и правилами составления тестовых заданий, применения балльно-рейтинговой системы контроля эффективности обучения. Определять бюджет корпоративного обучения. Выявлять потребности в обучении. Выбирать оптимальные формы обучения.
Знания. Методов диагностики потребностей в обучении. Основные документы ведения образовательного процесса. Психологические приемы управления вниманием аудиторией. Педагогические методы воспитания. Актуальные формы организации обучения. Методы оценки эффективности обучения.
Компетенции. Определение стратегии развития потенциала персонала, управление процессом создания, сохранения и передачи нового знания. Социальная ответственность.
Заключение
Создание квалификационной рамки, новых инструментов оценки, определение документов, подтверждающих квалификацию, сделают более очевидными для ИТ-специалиста перспективы повышения квалификации. Прямая зависимость качества труда от мотивации и подготовленности каждого работника заставляет вырабатывать новые подходы к оценке и планированию роста уровня квалификации персонала. Кадровый потенциал необходимо рассматривать как интегральный показатель имеющихся конкретных характеристик трудового ресурса и как основу для развития индивидуальных возможностей работника. Важно не только оценивать возможности использования трудового ресурса в настоящий момент, а планировать и создавать условия для его развития, чтобы быть уверенным в его способностях решать новые производственные задачи на перспективу. Именно поэтому внимание европейских государств приковано к мероприятиям, связанных с обеспечением непрерывного образования в течение всей жизни. Перестройка российского профессионального образования при реализации основных положений концепции обучения в течение всей жизни, возникшей в Европейском Союзе еще в 70-х годах, открывает для российского специалиста допуск к свободному перемещению между странами и предприятиями (организациями), что особенно актуально для ИТ-профессионалов.
Библиографический список
1. Аллэ С. Национальные системы квалификационных стандартов: внедрение и результаты. Отчет об исследовании, проведенном в 16 странах / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии; Департамент по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства. - М.: МОТ, 2011. - 142 с.
2. Вольпян Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенциий. Европейская рамка ИКТ-компетенций. - М.: БойНпе, 2011. - 118 с.
3. Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации) // Интернет-журнал «Науковедение», 2013 № 5(18) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2013 - Режим доступа: http://naukovedenie.rU/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. -1,6 п.л.
4. Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент» // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 5(18) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013 - Режим доступа: http://naukovedenie.rU/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - 1,23 п. л.