Научная статья на тему 'Методические вопросы разработки секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент»'

Методические вопросы разработки секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕКТОРАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / МЕНЕДЖМЕНТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ДЕСКРИПТОРЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Митрофанова Елена Александровна, Митрофанова Александра Евгеньевна

В статье рассматривается проблема формирование национальной системы квалификаций, в частности, секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент». Авторами приведено описание предназначения, принципов, квалификационных уровней и дескрипторов секторальной рамки квалификаций. В статье представлен авторский алгоритм разработки секторальной рамки квалификаций, содержится описание этапов и видов работ по ее разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Митрофанова Елена Александровна, Митрофанова Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical issues of development of sectoral qualification framework on the direction «Management»

The article considers the problem of formation of the national system of qualifications, in particular sectoral qualification frameworks on the direction «Management». The authors gives a description of the purpose, principles, qualification levels and descriptors of sectoral qualification frameworks. The article presents the authors’s algorithm for the development of sectoral qualification frameworks, describes the stages and types of work on its development.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы разработки секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент»»

УДК 378.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СЕКТОРАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирование национальной системы квалификаций, в частности, секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент». Авторами приведено описание предназначения, принципов, квалификационных уровней и дескрипторов секторальной рамки квалификаций. В статье представлен авторский алгоритм разработки секторальной рамки квалификаций, содержится описание этапов и видов работ по ее разработке.

Ключевые слова: секторальная рамка квалификаций, направление подготовки, менеджмент, национальная рамка квалификаций, дескрипторы, квалификационные уровни, профессиональный стандарт.

METHODICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF SECTORAL QUALIFICATION FRAMEWORK ON THE DIRECTION «MANAGEMENT»

Abstract. The article considers the problem of formation of the national system of qualifications, in particular sectoral qualification frameworks on the direction «Management». The authors gives a description of the purpose, principles, qualification levels and descriptors of sectoral qualification frameworks. The article presents the authors's algorithm for the development of sectoral qualification frameworks, describes the stages and types of work on its development.

Keywords: sectoral qualification frameworks, direction of training, management, national qualification frameworks, qualification levels, descriptors, professional standard.

Секторальная рамка квалификаций должна определить, структурировать и классифицировать квалификации бакалавров и магистров основных образовательных программ направления «Менеджмент», которые трудятся в профессиональной области «Менеджмент».

При разработке необходимо учесть и основные принципы Болонского процесса, и особенности Российской сферы труда и образования, отраженные в ряде документов и в результатах некоторых проектов.

Одним из основных инструментов Болонского процесса является Европейская рамка квалификаций (EQF), одобренная Европейским Парламентом 23 апреля 2008 года, в целях «... обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте» [1]. С появлением EQF национальные системы квалификаций, включающие национальные и отраслевые рамки квалификаций, получили возможность сопоставления профессиональных квалификаций.

Анализ отраслевых рамок квалификаций, их места и роли в национальной системе квалификаций [2] позволил сделать некоторые выводы, которые необходимо учесть при разработке секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент»:

- некоторые отраслевые квалификационные рамки, по сути, являются каталогами детальных описаний квалификаций, позволяющих производить оценивание и сертификацию специалистов. Квалификации связаны с

В.Я. Афанасьев Е.А. Митрофанова А.Е. Митрофанова

V. Afanasyev E. Mitrofanova A. Mitrofanova

© В.Я. Афанасьев, Е.А. Митрофанова, А.Е. Митрофанова, 2014

уровнями национальной рамки квалификаций и с профилями должностей, распространенных в отрасли. К таким рамкам можно отнести, рамки специалистов парикмахерского бизнеса;

- другие отраслевые квалификационные рамки, также связанные с уровнями национальной рамки квалификаций и профилями сектора, содержат рамочные описания компетенций работников и, прежде всего, предназначены для использования решения задач рынка труда. Такие рамки компетенций служат надежными ориентирами, позволяющими описать результаты обучения в терминах ожидания работодателей по части характеристик успешного выполнения работ в определенном контексте рабочего пространства. Такие рамки предоставляют возможности для гибкого формирования профилей должностей динамично изменяющихся секторов, например, информационных технологий;

- для объективного учета интересов работодателей отраслевые квалификационные рамки, как правило, разрабатываются вне традиционной системы профессионального образования, что и вызывает необходимость разработки еще одного элемента национальной системы квалификации: секторальных рамок квалификаций, ориентированных на максимальное отражение требований рынка труда в образовательной системе через результаты обучения;

- поскольку менеджмент как сфера профессиональной деятельности подразделяется на ряд функциональных подсистем управления: производство, инновации, управление персоналом, маркетинг, логистику, финансы и инвестиции, имеющих значительные отличия с точки зрения содержания трудовых функций, и, следовательно, и специфические особенности подготовки бакалавров и магистров для этой сферы деятельности, требуется дифференциация секторальной рамки квалификаций по направлению «Менеджмент» на субрамки, ориентированные на соотвествующие данным функциональным подсистемам профили подготовки.

Таким образом, секторальная рамка квалификаций (СРК) является составной частью национальной системы квалификаций и представляет собой:

- единственное обобщенное описание на уровне системы образования, которое интернационально понятно и через которое все квалификации и другие достижения, полученные в процессе обучения в системе высшего образования, могут быть описаны и связаны друг с другом последовательно между образовательными квалификациями.

- иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности в рамках направления подготовки, сформированную по установленным показателям (результатам обучения).

Предназначение секторальной рамки квалификаций

СРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями в рамках направления подготовки «Менеджмент».

СРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

- формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования по конкретному направлению подготовки, в том числе,

планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

- формировать большую академическую и трудовую мобильность, в т. ч. международную;

- разрабатывать образовательные программы по профилям направления «Менеджмент» с учетом требований работодателей;

- описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

- разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов.

Принципы разработки секторальной рамки квалификаций

СРК разрабатывается на основе национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов с учетом следующих принципов [3]:

- отражение приоритетов направления подготовки с учетом стратегических целей развития и бизнес-интересов компаний;

- преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему в соответствии уровнями образования;

- прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

- соответствие иерархии квалификационных уровней структуре системы образования и разделения труда Российской Федерации;

- описание квалификационных уровней СРК через показатели профессиональной деятельности и результаты обучения.

Квалификационные уровни и дескрипторы секторальной рамки квалификаций

СРК в соответствие с НРК может содержать до девяти иерархически выстроенных квалификационных уровней, соответствующих различным уровням образования [4]:

1 уровень - начальное общее образование,

2 уровень - основное общее образование,

3- 4 уровни - начальное профессиональное образование,

5 уровень - среднее профессиональное образование,

6 уровень - бакалавриат,

7 уровень - магистратура (специалитет),

8-9 уровень - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассисентуры-стажировки.

При необходимости внутри квалификационных уровней могут выделяться подуровни, отражающие специфику направления подготовки.

СРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели подготовки к профессиональной деятельности - результаты обучения (знания, умения, общие компетенции).

Показатель «Общие компетенции» связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной

деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Умения» зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Знания» зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Данные показатели непосредственно связаны и определяются дескрипторами НРК: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь результатов обучения и дескрипторов НРК [5]

Дескриптор НРК Содержание Результаты обучения

Широта полномочий и ответственность Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства Общие компетенции

Сложность деятельности Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития Характер умений

Наукоемкость деятельности Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности Характер знаний

При необходимости при разработке СРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности по конкретному направлению подготовки.

Структура секторальной рамки квалификаций

СРК состоит из следующих элементов:

1. наименование направления (профиля) подготовки;

2. наименование области и видов профессиональной деятельности;

3. квалификационные уровни и подуровни;

4. дескрипторы СРК для конкретного квалификационного уровня:

- показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному уровню /подуровню СРК;

- пути достижения квалификации соответствующего уровня/подуровня -приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями СРК;

рекомендуемые наименования должностей для выделяемых видов трудовой деятельности.

Общая процедура разработки секторальной рамки квалификаций

Основные этапы разработки СРК представлены на рис. 1.

ЭТАП 4.

Распределение трудовых функций по квалификационным уровням

А

ЭТАП 5.

Построение секторальной рамки квалификации по направлению подготовки

Рис. 1. Этапы разработки СРК

На первом этапе осуществляются следующие шаги по подготовке к разработке

СРК:

1. Описание предметной области «Менеджмент» [6]

Менеджмент - это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, координирования организационных ресурсов и контроля их использования во всех секторах экономики и в любых организациях, независимо от структуры и размера. Менеджмент также включает функции прогнозирования, оптимизации / постоянного совершенствования, инноваций, управления изменениями и качеством.

Хотя сам менеджмент носит общий характер, обычно он рассматривается в конкретном контексте (общество в целом, отрасль экономики, организация или отдел). Менеджмент как научная дисциплина изучает проблемы, возникающие при управлении, опирается на практику управления, а менеджмент как учебная дисциплина включает требуемые для эффективного управления навыки и знания.

Как упоминалось выше, менеджмент характеризует процесс руководства и управления всей структурой организации, осуществляемого путем развития ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, интеллектуальных и нематериальных) и управления ими.

Процесс руководства организацией включает:

- стратегическое планирование,

- постановку целей,

- управление ресурсами,

- привлечение человеческих и финансовых ресурсов, необходимых для

- достижения целей,

- измерение результатов.

Менеджмент также включает сбор и хранение информации для последующего ее использования внутри организации. Но функции управления выполняют не только специалисты, занимающие должности менеджеров и руководителей. Каждый сотрудник организации в свой работе выполняет часть функций менеджмента и формирования отчетности.

1.1. Менеджмент как научная дисциплина

Менеджмент - это сложная, многогранная наука, основанная на научном подходе, на опыте и искусстве управления. Для эффективного управления необходимо уметь добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

Научный подход к управлению необходим, потому что каждая управляемая система имеет свои свойства и параметры, для описания взаимосвязей которых необходимы анализ, планирование, прогнозирование, принятие решений и т.п. Эти процессы требуют использования основ многих наук: экономической теории, экономики организаций (предприятий), математики, социологии, психологии и многих других.

1.2. Менеджмент как профессия

В коммерческих организациях основная функция менеджмента заключается в удовлетворении интересов заинтересованных лиц. Это обычно подразумевает получение прибыли (для акционеров), создание качественных продуктов по разумной цене (для клиентов), а также предоставление возможности трудоустройства (для сотрудников). В управлении некоммерческой организацией добавляется функция сохранение веры заинтересованных лиц в идею. В большинстве моделей менеджмента/управления акционеры путем голосования выбирают совет директоров, и он затем назначает высшего руководителя. Существует практика использования других методов выбора или переназначения менеджеров (например, голосование сотрудников), но это происходит очень редко.

Современный менеджмент компании может быть разделен на функции, которые выделяются в две группы:

1) общие функции менеджмента (постановка целей, организация, прогнозирование, планирование, координация, управление, мониторинг, учет и анализ);

2) конкретные функции менеджмента (функциональные области): производство, маркетинг, исследования и разработки, человеческие ресурсы, финансы, логистика и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно, эти функциональные области в свою очередь подразделяются на ряд функциональных подсистем управления: производство, инновации, управление персоналом, маркетинг, логистику, финансы и инвестиции.

В данной предметной области в Российской Федерации реализуются следующие основные образовательные программы (см. табл. 2):

Таблица 2

Основные образовательные программы в предметной области «Менеджмент» [7, 8]

Уровни ВПО Наименование ООП Квалификация/степень выпускника

Первый уровень: бакалавриат Наименование направления подготовки: Менеджмент Возможные профили подготовки: Менеджмент организации Международный менеджмент Логистика Маркетинг Производственный менеджмент Управление проектами Управление человеческими ресурсами Управленческий и финансовый учет Финансовый менеджмент Бакалавр

Второй уровень: магистратура Наименование направления подготовки: Менеджмент Возможные программы подготовки: Общий и стратегический менеджмент Международный менеджмент Логистика Маркетинг Производственный менеджмент Управление проектами Управление человеческими ресурсами Управленческий и финансовый учет Финансовый менеджмент Международный бизнес Информационный менеджмент Инновационный менеджмент Магистр

2. Выделение отрасли - области профессиональной деятельности

Секторальная рамка квалификаций по направлению «Менеджмент» -межотраслевая, область профессиональной деятельности - управление организацией, согласно ОКВЭД ей соответствует виды экономической деятельности (код ВЭД) - 01, 02, 05, 10-37, 40, 41, 45, 50-52, 55, 60-67, 70-75,80,90, 91-93, 95 [9].

3. Выделение видов профессиональной деятельности - профессий. В Международной стандартной классификации занятий 2008 г. (МСКЗ-08, 1БС0-08), выделяются в явном виде 35 профессий, которые можно отнести к специалистам в области менеджмента [10].

4. Включение в СРК всех видов профессиональной деятельности по направлению подготовки «Менеджмент» с выделением соответствующих подрамок.

На втором этапе на основе профессиональных стандартов [11] и опроса работодателей проводится разработка функциональной карты для конкретного направления подготовки, которая включает описание трудовых функций, представляющих собой отдельный законченный элемент трудовой деятельности, требующий собственных методов, материалов, оборудования и процессов, объединенных в группы трудовых функций. Для направления «Менеджмент» выделяются следующие группы функций: «Анализ и планирование», «Организация и контроль», «Руководство и мотивация персонала», «Изменения и новации», «Саморазвитие»).

Результатом первого этапа является формирование функциональной карты направления подготовки (табл. 3).

Таблица 3

Функциональная карта направления подготовки по направлению «Менеджмент» (фрагмент)

Группы трудовых функций Трудовые функции

А. Анализ, планирование деятельности А.01. Разработка политики деятельности организации

А.02. Разработка стратегии деятельности, определение показателей реализации стратегии/достижения целей

А.03. Согласование стратегических и оперативных планов сторон

А.04. Разработка планов деятельности, определение показателей реализации стратегии/достижения целей

А.05. Продвижение стратегических и оперативных планов

А.06. Осуществлять бюджетирование

А.07. Разработка стратегических и оперативных планов А.08. Обеспечение текущей деятельности

А.09. Обеспечение интересов потребителей

А.10. Планирование работ

На третьем этапе на основе профессиональных и образовательных стандартов осуществляется описание трудовых функций в параметрах результатов обучения.

При определении результатов обучения необходимо исходить из того, что они должны обладать следующими характеристиками:

- результаты обучения являются интегративными и структурно результаты обучения включают в себя знания, умения, общие компетенции.

- результаты обучения отражают социальный образовательный заказ. Заказной характер результатов обучения определяет механизм их определения и формулирования - путем согласования интересов и возможностей представителей профессиональной сферы, с одной стороны, и представителей сферы образования - с другой.

- результаты обучения являются диагностичными, т.е. факт и степень их сформированности у выпускника могут быть объективно, на основе определенных признаков-дескрипторов, диагностированы (зафиксированы).

Перечень результатов обучения должен быть сформирован путем применения следующих действий:

1) анализ российского рынка труда и утвержденных в Российской Федерации профессиональных стандартов в соответствующих областях деятельности менеджмента (при их наличии);

2) анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, заданных утвержденными в Российской Федерации Федеральными государственными образовательными стандартами;

3) анализ имеющихся международных профессиональных стандартов в соответствующих областях деятельности менеджмента;

4) изучение и адаптация опыта формирования списков результатов обучения в европейском образовательном пространстве;

5) экспертная оценка представителями российских вузов сформированного перечня результатов обучения;

6) составление окончательного перечня результатов обучения.

Результатом второго этапа является формирование матрицы соответствия результатов обучения и трудовых функций (табл. 4).

Таблица 4

Матрица соответствия результатов обучения и трудовых функций (фрагмент)

Группы Трудовые функции Результаты обучения

трудовых функций Знания Умения Общие компетенции

А. Анализ, А.02 • Международная • Изложения Участвовать

планирование и российская собственных мыслей в разработке

деятельности практика понятно, как стратегии.

социальной письменно, так и Определять

ответственности устно. качественные

бизнеса; • Проведения параметры

• Методы анализа и оценки целей

организации эффективности

групповой работы; существующей в

• Основные организации системы

принципы риск- управления рисками и

менеджмента, внутреннего контроля.

основные виды • Разрабатывать

рисков; целевое и

• Основы промежуточные

стратегического состояния

менеджмента; деятельности

• Экономика организации, пути

производства, достижения целевого

материально- состояния, оценивать

технического достижимость и

обеспечения, труда выполнимость

и финансовые выбранной стратегии.

ресурсы • Стратегически,

организации системно, концептуально мыслить.

На четвертом этапе на основе содержания действий (сложность, нестандартность задач (табл. 5), уровень самостоятельности), знаний и умений трудовые функции распределяются по уровням квалификации.

При отнесении трудовых функций к квалификационному уровню целесообразно в качестве ориентира пользоваться НРК.

Результатом третьего этапа является формирование матрицы распределения трудовых функций по квалификационным уровням (квалификационной матрицы) (табл. 6).

Таблица 5

Критерии для определения квалификационного уровня [12]

Уровни СРК

Контекст сложности

Степень независимости

Типичные задачи

Поведение

9

Недпредсказуемое, неструктурированное

Предсказуемое, структурированное

Демонстрирует устойчивое лидерство независимость

Демонстрирует ограниченную независимость в стабильном контексте

Управление организацией и ее развитием

Управление оперативной деятельностью подразделения

Убеждает, преобразует, внедряет инновации

Применяет, адаптирует

1

Таблица 6

Квалификационная матрица (фрагмент)

Группы трудовых функций Трудовые функции Квалификационные уровни

6 7 8

А. Анализ, А.01

планирование А.02

деятельности А.03

А.04

А.05

А.06

А.07

А.08

А.09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.10

На пятом этапе на основе функциональной карты и квалификационной матрицы проводится разработка секторальной рамки квалификаций по конкретному направлению подготовки путем укрупнения и обобщенного описания в дескрипторах СРК трудовых функций и их объединения в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и СРК в целом.

Для каждого квалификационного уровня производится уточнение путей достижения конкретной квалификации, которые показывают типичные перспективы развития квалификации человека в течение всей его жизни. Пути достижения квалификационного уровня могут изменяться и дополняться по мере развития организационных форм образования и обучения1, а также механизмов признания их результатов в системе профессионального образования и обучения.

Для каждого квалификационного уровня выделяются рекомендуемые должности (табл. 7).

1 Формальное, неформальное, спонтанное образование и обучение.

Таблица 7

Секторальная рамка квалификаций по направлению подготовки «Менеджмент» (фрагмент)

Уровень / подуровень Результаты обучения Пути достижения квалификации соответствующего уровня Основные виды трудовой деятельности

знания умения общие компетенции

6 Практи- Демонстрирует Высокий Как правило, Линейный

ческие и навыки: понимания уровень бакалавриат. В руково-

теорети- заказа, анализа ответствен- отдельных слу- дитель

ческие ситуаций, ности за чаях возможно (базовый,

знания в самоанализа, организацию среднее профес- линейный,

области принятия решений и качество сиональное об- по

профес- и создания условий работы разование с по- функции):

сиональной их реализации, подчинен- лучением или начальник

деятель- контроля и ных; деятель- на базе среднего смены

ности и уп- коррекции дея- ность в (полного) (участка);

равления. тельности в стандартных общего старший

Знания о контексте команд- и штатных образования; мастер;

подходах, ной работы, ситуациях не менее 1 года мастер;

принципах опережающего практического бригадир;

и способах повышения опыта работы старший

постановки управленческого и в организации группы

и решения исполнительского (подразделении) (проекта);

профессио- профессио- на должностях менеджер

нальных нализма. не ниже 5-го проекта

задач Демонстрирует квалифика-

умения: плани- ционного уровня

ровать работы в

соответствии с

существующими

требованиями;

управлять

работами;

осуществлять

развитие персонала

в технологиях;

осуществлять

саморазвитие в

технологиях;

руководить

изменениями

технологии,

рационализа-

торством

Библиографический список

1. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area Bologna Working Group on Qualifications Frameworks. - Режим доступа: http://www.uma.es/eees/images/a%20framework%20for%20qualiflcations%20of%20the%20 european%20higher%20education%20area.pdf

2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.]. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

3. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Проект. -Режим доступа: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=328

4. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534). - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48

5. Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70035136/

6. Тюнинг «Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Экономика и менеджмент (Менеджмент)» Коллективная монография. Университет Деусто Бильбао, 2013 (в рамках проекта Tuning Russia 51113S-TEMPUS-I-2010-1-ESTEMPUS-JPCR). - Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1080495

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. № 636). Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96993/#ixzz3CpBLFWy5

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544) с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/198749/#ixzz3CpBpIK92

9. ОКВЭД: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (актуален на 2014 год). - Режим доступа: http://www.okvad.ru/

10. Международная стандартная классификация занятий 2008 г. (МСКЗ-08, ISC0-08). - Режим доступа: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/areas/isco.htm

11. Профессиональный стандарт управляющего (руководителя) организации. Режим доступа: http://www.nark-rspp.ru/wp-content/uploads/PS_upravlenie_organizaciej.pdf

12. CWA 16234-1:2010 European e-Competence Framework 2.0-Part 1: A Common European Framework for ICT Professionals in All Industry Sectors. - Режим доступа: http://pictet-tempus.sstu.ru/doc/European-e-Competence-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.