Теория и методика профессионального образования
теория И методика профессионального образования
УДК 37:316.31.4 Курзаева Л.В.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ системы оценки результатов обучения личности В РАМКАХ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ВНЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья освещает опыт разработки региональной рамки квалификаций, которая определяет требования к результатам обучения личности через знания, умения и компетенции на разных квалификационных уровнях. Рассмотрены особенности ее разработки, определена степень согласованности с национальной рамкой квалификаций, приведены пути достижения квалификационных уровней посредством формального, неформального и внеформального обучения. Представлены фрагменты требований региональной рамки квалификаций к результатам обучения на квалификационных уровнях, соответствующих уровням оконченного бакалавриата и магистратуры, а также инструментария психологической диагностики их достижения в части качеств личности. Результаты исследования могут представлять интерес для проектов, посвященных развитию отечественной системы квалификации, в том числе по направлениям, связанным с построением адекватной требованиям рынка труда и образовательного сообщества системы аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и сертификации работников предприятий.
Ключевые слова: рамка квалификаций, компетентностный подход, формальное обучение, неформальное обучение, вне-
формальное
Введение
Проблема модернизации отечественной системы квалификаций активно решается последние десять лет. К причинам пристального внимания к данной проблеме можно отнести как изолированность развития системы образования и рынка труда друг от друга, так и вхождение Российской Федерации в Болонский процесс.
При этом утверждать, что эта проблема присуща только российской действительности, нельзя. Это можно подтвердить инициированием и активной разработкой европейскими странами национальных систем квалификаций, а также разработанными и принятыми на международном уровне европейскими рамками квалификаций для высшего образования и для обучения в течение всей жизни. Все разработки национальных рамочных структур сориентированы на интеграцию с международными рамками квалификаций на базе компетентностного подхода [6,7].
В России в 2008 г. объединенными усилиями Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей [4] разработана национальная рамка квалификаций Российской Федерации, которая призвана гармонизировать требования рынка труда и системы образования на разных квалификационных уровнях.
Данный документ носит рекомендательный характер и, по мнению разработчиков, позволяет, помимо прочего, определить общие требования к квалификации в профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартах.
Рамка квалификаций любого уровня (международного, национального, регионального, отраслевого) является системообразующим элементом реализации концепции обучения в течение всей жизни, который позволяет обеспечить прозрачность и понятность определенных уровней квалификаций на основе согласованных требований рынка труда и системой образования. Требования к результатам обучения, указанные в
обучение.
рамке квалификаций, могут служить основой для разработки системы аттестации по итогам получения формального, а также сертификации по итогам неформального и внеформального обучения.
В данной работе попытаемся осветить наиболее интересные, с этой точки зрения, результаты двух преемственных проектов, связанных с разработкой и использованием региональной рамки квалификаций -Темпус «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона» [8] и РГНФ №12-06-00067 «Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетент-ностного подхода (на примере сферы ИТ)». При этом необходимо отметить, что в рамках первого проекта исследование охватило все уровни профессионального образования, и, по сути, была получена рамка квалификаций для системы непрерывного образования Челябинской области (далее - региональная рамка квалификаций).
Методики
В ходе первого проекта были изучены работы, посвященные описанию результатов обучения на разных уровнях системы непрерывного профессионального образования в России и за рубежом, определены принципы и методы построения региональной рамки квалификаций. Методологической основой разработки рамки квалификаций являлся компетентностный подход.
Пилотное исследование определило следующую существенную черту, характеризующую различие в понимании подходов в описании результатов обучения. В сфере образования использованный подход описания требований к результатам обучения близок методологии, принятой в европейской практике, ориентированной на компетенции. С учетом именно такого подхода разработаны федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. В то же время работодатели при формировании требований к труду исходят не из принятых в педагогической методологии подходов, а из действующих квалификационных справочников и только набирающими силу
ЭСиК. №2(27). 2015
57
Теория и методика профессионального образования
профессиональных стандартов, в которых компетенции и должностные обязанности синонимичны. В связи с этим было принято решение первоначальной независимой разработки двух документов: образовательной и профессиональной сеток квалификаций, а затем их интеграция в единую региональную рамку квалификаций. Это позволило выработать «общий язык» описания требований к результатам обучения, который понимается однозначно как представителями рынка труда, так и образовательным сообществом.
В целях обеспечения эффективности процесса разработки были определены следующие требования к разработке:
• в отношении дескрипторов:
- краткость описания и понятность формулировок дескрипторов не только для системы образования, но и рынка труда;
- максимальный перенос дескрипторов исходных сеток (профессиональной и образовательной) в единую рамку;
- выделение по каждому дескриптору критериев, обеспечивающих дифференцируемость результатов обучения на разных уровнях;
• в отношении квалификационных уровней:
- учет особенностей существующей национальной системы профессионального образования;
• в отношении результатов обучения:
- понятность и однозначность понимания формулировок как с точки зрения представителей образовательной среды, так и работодателей;
- преемственность результатов обучения исходных сеток (профессиональной и образовательной) [2,5].
В отношении к региональной рамке квалификаций в целом на этапе предпроектного исследования не было предъявлено требование согласованности с национальной рамкой квалификаций. Это обусловлено желанием разработчиков получить независимое целостное представление, включающее региональные особенности, в отношении требований к результатам обучения.
Разработка системы дескрипторов велась с опорой на результаты международного проекта TUNING, федеральные государственные образовательные стандарты и нормативные документы, устанавливающие требования к труду работников на федеральном (национальном), отраслевом и корпоративном уровне (уровне отдельных предприятий и организаций).
Социологический этап исследования охватил руководителей и представителей профессиональных образовательных учреждений разного уровня (149 профессиональных образовательных учреждений Челябинской области), а также предприятий различного типа (33 предприятия) относительно требований, как к результатам обучения (знаниям умениям и компетенциям выпускников, работников предприятий).
Дескрипторы в рамке квалификаций характеризуют результаты обучения через знания, умения и качества личности. Преемственность уровней определя-
ется приращением практического опыта работы, обучения и самообразования [1]. Это демонстрирует фрагмент рамки квалификаций по 4 и 6 уровням, соответствующим в контексте формального обучения освоения программ бакалавриата и магистратуры (табл. 1).
Как оказалось, полученная региональная рамка квалификаций является согласованной по уровням с национальной рамкой квалификаций, раскрывая требования к результатам обучения гораздо более подробно (см рисунок).
НРК
Региональная рамка
Соотнесение структуры Национальной рамки квалификаций и рамки квалификаций системы непрерывного образования Челябинской области
В рассматриваемом исследовании изначально была поставлена цель разработки рамки квалификаций, основанной на формальном обучении. Однако проведенное в Челябинской области интервьюирование, охватившее, с одной стороны, все образовательные учреждения, а с другой - большинство организаций разных типов, позволило учесть в рамке квалификаций переход от одного уровня к другому как с точки зрения формального, так и неформального и внеформального обучения. В соответствии с глоссарием рассматриваемого проекта Темпус, неформальное обучение - это обучение по программам дополнительного профессионального образования, а внеформальное обучение рассматривается как самостоятельное обучение или опыт работы (на рабочем месте) [5].
Передвижение от одного квалификационного уровня к другому в зависимости от вида обучения может осуществляться через освоение программ более высокого уровня профессионального образования, дополнительного профессионального образования, а также, что немаловажно для системы оценки достижения квалификационного уровня и признания квалификаций, путем самообучения или приобретения опыта на рабочем месте.
В табл. 2 представлены пути достижения квалификационных уровней посредством формального, неформального и внеформального обучения.
58
ЭСиК. №2(27). 2015
Теория и методика профессионального образования
Таблица 1
Дескриптор [>ы уровней рамки квалификаций непрерывного образования Челябинской области
Дескрипторы 4 уровень 6 уровень
Базовые знания в различных областях Систематизированные факты, способствующие пониманию целостной научной картины мира Знания о научной картине мира на уровне их использования для решения поставленной проблемы исследования
Про фессиональные знания Обобщенные теоретические и практические знания, а также знания нормативно-справочных и руководящих документов, управленческие знания, необходимые для понимания сущности организации и оперативного контроля собственной учебно-профессиональной деятельности и деятельности коллектива Научные знания, знание нормативной и распорядительной документации, методических и нормативных материалов, управленческие знания, необходимые для оценки и оптимизации процессов, внедрения инноваций и управления работой подчиненных в непредсказуемых ситуациях профессиональной деятельности
Обобщенные умения Набор умений, требуемых для постановки и решения сложных задач на основе самостоятельного поиска, отбора и оценки необходимой для этого информации Набор умений, необходимых для решения сложных нестандартных творческих и организационно-управленческих задач на основе самостоятельного обобщения, анализа и синтеза информации
Автономность Осознанно использует инструкции и нормативно-правовые документы, способен организовать свое рабочее место, принимает участие в работе команды Организует свою деятельность и/или работу группы на научной основе для решения сложных нестандартных задач; самостоятельно выполняет научный поиск в области профессиональной деятельности под научным руководством, осуществляет оценку результата
Коммуникативность Использует устную и письменную речь на государственном языке как средство делового общения и представления результатов учебнопрофессиональной деятельности, имеет начальную подготовку к межкультурной коммуникации Излагает четко и ясно свою точку зрения по проблеме исследования, принимает участие в публичных выступлениях, имеет базовую подготовку для межкультурной коммуникации в рамках профессиональной деятельности
Ответственность Отвечает за свою деятельность, определенную нормативно-правовыми документами; умеет дать полный письменный отчет, включающий элементы анализа как по своей работе, так и по работе в группе Несет ответственность, определенную нормативно-правовыми документами, за свою деятельность и деятельность группы; принимает решения в ситуациях высокого риска и сложности и несет за них личную ответственность; способен дать аналитический отчет
Адаптивность Осуществляет профессиональную деятельность в условиях обновления ее содержания Ориентируется в условиях изменения целей и содержания профессиональной и/или научной деятельности, а также в условиях неопределенности
Мотивированность, способность к развитию Оценивает свою роль и вносит активный вклад в деятельность организации, выбирает перспективные направления личностного и профессионального развития с учетом собственного видения и потребностей, занимается самообразованием Осознает свою роль в коллективе и достижении целей организации. Стремится к профессиональному признанию и творческой самореализации
Таблица 2
Основные пути достижения квалификационных уровней
Квалификационный Пути достижения квалификации соответствующего уровня
4 Формальное обучение: по программам высшего профессионального образования на основе освоенной программы не ниже среднего (полного) общего образования Неформальное обучение: профессиональная переподготовка и повышение квалификации на базе не ниже среднего профессионального образования Внеформальное обучение: обучение на рабочем месте, корпоративное обучение на базе среднего профессионального образования
6 Формальное обучение: по программам высшего профессионального образования (магистратура) на основе освоенной программы бакалавриата или специалитета Внеформальное обучение: корпоративное обучение на базе высшего профессионального образования; практический опыт практико-ориентированных исследований
ЭСиК. №2(27). 2015
59
Теория и методика профессионального образования
Говоря о системе оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения, нельзя не затронуть тему диагностического инструментария.
В ходе выполнения проекта РГНФ №12-06-00067 «Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере сферы ИТ)» на основе рассмотренной региональной рамки квалификаций представлена методика оценки достижения квалификационных уровней, выделенных в рассмотренном выше проекте Темпус.
При этом так как под компетенциями понимаются доказанные способности применения знаний, умений, а также личных, социальных и методологических качеств в образовательной или профессиональной среде для профессионального или персонального развития [3], авторами в дополнение к педагогическому инструментарию оценки сформированности результатов обучения (ситуационные задачи, кейсы и пр.) предложены психологические диагностические методики и техники (фрагмент на примере 4 и 6 уровней представлен в табл. 3).
Заключение и обсуждение
Исследование ориентировано на использование как его результатов, так и опыта их получения в проектах, посвященных развитию системы квалификации Российской Федерации, в частности связанных с построением адекватной требованиям рынка труда и образовательного сообщества системы аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и сертификации работников предприятий. В дальнейшем это позволит совершенствовать систему непрерывного образования на основе гармонизированных требований работодателей и образовательного сообщества к результатам обучения на разных уровнях. Именно на базе единых требований к результатам обучения должна осуществляться подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, способных быстро адаптироваться к любым общественно-экономическим преобразованиям посредством обеспечения включения их в систему непрерывного профессионального образования.
Таблица 3
Диагностическая система оценки компетенций (фрагмент)
Уровни квалификации Значение критерия
№ Компетенции Методика Шкалы методики
1 Автономность Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Полынкин, А.М. Эт-кинд) Общая интерналь-ность (Ио) 4 уровень 38-58
6 уровень 80-132
2 Коммуникативность Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» Коммуникативный потенциал 4 уровень 14-18
6 уровень 5-1
3 Ответственность Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова и Е.В. Эйд-мана) Шкала «Волевая саморегуляция» является суммой шкал «Настойчивость» и «Самообладание» 4 уровень 8-11
6 уровень 19-24
4 Адаптивность Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» Шкала «Адаптивные способности» (АС) представляет сумму шкал «Нервно-психическая устойчивость», «Коммуникативный потенциал», «Моральная нормативность» 4 уровень 86-57
6 уровень 28-18 и менее
5 Мотивированность, способность к развитию Модифицированный тест-опросник измерения мотивации (А. Мехрабиана по адаптации М.Ш.Магомед-Эминов) Шкалы: мотивация достижения; мотивация избегания неудач 4 уровень 121-164
6 уровень 188-210
60
ЭСиК. №2(27). 2015
Теория и методика профессионального образования
Список литературы
1. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Захарова Т.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования) //Гуманитарные и социальные науки. 2012. №4. URL: http:// www.hses-online.ru /2012 /04 /13_00_08/24.pdf.
2. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Самарокова И.В. Методико-технологические аспекты создания рамки квалификаций для системы профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. URL: www.science-education.ru/109-9255.
3. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Слепухина Г.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 40 с.
4. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова [и др.]. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с.
5. Овчинникова И.Г., Курчатов Б.В., Курзаева Л.В. Региональная рамка квалификаций: роль и место в системе непрерывного профессионального образования, опыт разработки : монография. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 143 c.
6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.cvets.ru/NQF/NQF-EC.pdf.
7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксёнова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. 131 с.
8. Темпус «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона»: официальный сайт проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cquo.csu.ru/.
9. Терминология профессионального обучения. Европейский глоссарий (русско-английский). CEDEFOP, 2004.
Information in English
About Formation the Results Evaluation System of Person Learning Within the Context of Formal, Informal and Non-Formal Learning
Kurzaeva L.V.
The paper presents the experience of developing a regional qualifications framework, which defines the requirements to the person learning results through an individual knowledge, skills and competences at a different qualification levels. The features of its development were reviewed, the degree of consistency with the National Qualifications Framework was discovered, the courses for achieving the qualification levels through formal, informal and non-formal learning were formulated. The pieces of a regional qualifications framework requirements to a learning results at the qualification levels, which are correspond to the levels of finished bachelor’s and master’s programs, and also the tools of psychological diagnostics their achievement in connection with the personal qualities were presented. The results of research may be interesting for a projects for developing a domestic qualification system, including issues, which are linked with the developing an adequate for a labor market and an educational community system of appraisal the graduates of educational institutions of professional education and certification of the employees.
Keywords: qualifications framework, competency-based approach, formal learning, informal learning, non-formal learning.
References
1. Ovchinnikova I.G., Kurzaeva L.V., Zaharova T.V. K voprosu o razrabotke ramki kvalifikacij i professional'nyh standartov v integrativnyh sredah (na primere informatiki i obrazovanija) [To the question of developing a qualifications framework and professional standards in the integrative environments (for example, in science and in education)]. Gumanitarnye i social'nye nauki [Humanities and Social Sciences]. 2012, no.4. URL: http://www.hses-online.ru/2012/04/13_00_08/24.pdf.
2. Ovchinnikova I.G., Kurzaeva L.V., Samarokova I.V. Metodiko-tehnologicheskie aspekty sozdanija ramki kvalifikacij dlja sistemy professional'nogo obrazovanija [Methodology and technological aspects of qualifications framework for vocational
education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2013, no. 3. URL: www.science-education.ru/109-9255.
3. Kurzaeva L.V., Ovchinnikova I.G., Slepuhina G.V. Psihologo-pedagogicheskij instrumentarij ocenki i diagnostiki rezul'tatov obuchenija lichnosti po napravlenijam podgotovki v sfere IT [Psycho-educational instruments of assessment and diagnosis the results of personality learning in areas of preparation in IT]. Magnitogorsk. MaGU. 2013, 40 p.
4. Batrova O.F. Nacional'naja ramka kvalifikacij Rossijskoj Federacii: Rekomendacii [National Russian Federation Qualifications Framework: Recomendations]. Moscow. The Federal Institute of Education Development. 2008, 14 p.
5. Ovchinnikova I.G., Kurchatov B. V., Kurzaeva L.V. Regional'naja ramka kvalifikacij: rol' i mesto v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija, opyt razrabotki : monografija [Regional qualifications framework: role and place in the system of continuing professional education, experience of development: monograph]. Magnitogorsk. MaGU. 2010, 143 p.
6. Olejnikova O.N., Murav'eva A.A. Sistema kvalifikacij v stranah Evropejskogo sojuza [Qualifications system in the European Union]. URL: http://www.cvets.ru/NQF/NQF-EC.pdf.
7. Olejnikova O.N., Murav'eva A.A., Aksjonova N.M. Obuchenie v techenie vsej zhizni kak instrument realizacii Lissabonskoj strategii [Education over a lifetime as an instrument of the implementation of the Lisbon strategy]. Moscow. RIO TK im. Konjaeva. 2009, 131 p.
8. Tempus «Razrabotka ramki kvalifikacij dlja sistemy vysshego obrazovanija Ural'skogo regiona» : oficial'nyj sajt proekta [Tempus "Development of the Qualifications Framework for the higher education system of the Ural region": the official site of the project]. URL: http://cquo.csu.ru/.
9. Terminologija professional'nogo obuchenija. Evropejskij glossarij (russko-anglijskij) [Terminology of vocational training. European glossary (Russian-English)]. CEDEFOP, 2004.
ЭСиК. №2(27). 2015
61