Научная статья на тему 'Как делать рамку квалификаций. Опыт проекта Темпус'

Как делать рамку квалификаций. Опыт проекта Темпус Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
TUNING / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / РАМКА КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / QUALIFICATIONS FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов Дмитрий Владимирович

В 2009-2010 гг. консорциумом вузов Европы и России осуществлялся проект «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона». В процессе его реализации последовательно решались абсолютно новые задачи по формированию единого профессионально-образовательного пространства в пределах Уральского федерального округа и готовились предложения для создания национальной рамки квалификаций РФ. Важнейшими этапами работы стали изучение опыта европейских стран, опрос преподавателей образовательных учреждений всех существующих уровней, создание на его основе сетки квалификаций для сферы образования, разработка сетки квалификаций промышленных предприятий разных форм собственности и, наконец, создание адаптированной под реалии России рамки квалификаций Уральского региона, которая была успешно апробирована. Целый ряд формулировок проекта и зафиксированных в нем подходов нашли применение в локальном образовательном стандарте по металлургии Уральского федерального университета им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и федеральных государственных образовательных стандартах последней версии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ways of Qualifications Framework Development: The Tempus Project Experience

The consortium of Russian and European universities carried out the project of Qualifications Framework Development for Higher Educational Institutions in the Ural region in 2009-2010, which consistently resolved a new task of creating the professional and educational environment in the Ural Federal Region, and developed the proposals for the national qualifications framework elaboration. The project involved studying the European experience and academic staff surveys, developing the qualification grid for educational institutions and industrial enterprises with different forms of ownership, and finally creating and approbating the Regional Qualifications Framework adapted to the Russian realities. As a result, the research outcomes were incorporated both in the Ural State Federal University qualifications framework in metallurgy, and the new Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «Как делать рамку квалификаций. Опыт проекта Темпус»

УДК 37.001.76

Д. В. Харитонов

КАК ДЕЛАТЬ РАМКУ КВАЛИФИКАЦИЙ. ОПЫТ ПРОЕКТА ТЕМПУС

Аннотация. В 2009-2010 гг. консорциумом вузов Европы и России осуществлялся проект «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона». В процессе его реализации последовательно решались абсолютно новые задачи по формированию единого профессионально-образовательного пространства в пределах Уральского федерального округа и готовились предложения для создания национальной рамки квалификаций РФ. Важнейшими этапами работы стали изучение опыта европейских стран, опрос преподавателей образовательных учреждений всех существующих уровней, создание на его основе сетки квалификаций для сферы образования, разработка сетки квалификаций промышленных предприятий разных форм собственности и, наконец, создание адаптированной под реалии России рамки квалификаций Уральского региона, которая была успешно апробирована. Целый ряд формулировок проекта и зафиксированных в нем подходов нашли применение в локальном образовательном стандарте по металлургии Уральского федерального университета им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и федеральных государственных образовательных стандартах последней версии.

Ключевые слова: tuning, ФГОС, рамка квалификации, обучение в течение всей жизни.

Kharitonov Dmitry V.

THE WAYS OF QUALIFICATIONS FRAMEWORK DEVELOPMENT: THE TEMPUS PROJECT EXPERIENCE

Abstract. The consortium of Russian and European universities carried out the project of Qualifications Framework Development for Higher Educational Institutions in the Ural region in 2009-2010, which consistently resolved a new task of creating the professional and educational environment in the Ural Federal Region, and developed the proposals for the national qualifications framework elaboration. The project involved studying the European experience and academic staff surveys, developing the qualification grid for educational institutions and industrial enterprises with different forms of ownership, and finally - creating and approbating the Regional Qualifications

Framework adapted to the Russian realities. As a result, the research outcomes were incorporated both in the Ural State Federal University qualifications framework in metallurgy, and the new Federal State Educational Standard.

Keywords: tuning, federal state educational standard, qualifications framework.

В 2009 г. старанием консорциума вузов: Магнитогорского государственного, Челябинского агроинженерного и Челябинского государственного университетов, Лилльского университета науки и технологий (Франция), Университета г. Лимерика (Республика Ирландия) и Университета г. Эдинбурга (Шотландия, Великобритания) -был получен международный грант по программе Темпус для реализации проекта «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона», который стал первой в истории современной России попыткой создать «снизу» квалификационную систему, удовлетворявшую требованиям одной из ключевых территорий страны - Уральского федерального округа. Другая цель проекта была еще амбициознее - разработка предложений для формирования единой российской национальной рамки квалификаций.

Для осуществления проекта требовалось последовательное выполнение нескольких задач:

• изучение его российскими участниками опыта подготовки квалификационных документов, функционирующих в странах Европейского союза [1], выявление возможностей адаптации зарубежных методик и подходов к реалиям в Российской Федерации;

• составление перечня сертификаций, установленных государственными и частными образовательными учреждениями Урала, и их анализ в соответствии с разработанной методикой;

• составление перечня квалификаций, используемых на уральских промышленных предприятиях разных форм собственности, и их анализ на основе определенной методики;

• разработка «региональной» рамки квалификации, которая должна быть апробирована как образовательными учреждениями, так и промышленными предприятиями региона;

• инвентаризация и анализ выводов и предложений, полученных в процессе апробации, для дальнейшей разработки научно

обоснованных методик, которые могут быть использованы при формировании национальной рамки квалификаций.

В течение всего 2009 г. мы анализировали ирландский, шотландский и французский опыт и соотносили его с имеющейся отечественной традицией. Сразу обнаружились первые трудности, выражавшиеся, прежде всего, в «дисконтакте» между европейской и российской терминологиями. Понятия и определения, которыми оперировали обе стороны, оказались очень разными, вследствие чего возникло логичное решение о составлении глоссария, которое было успешно реализовано.

Тестирование по соответствующей тематике только образовательных учреждений (170 единиц всех уровней - НПО, СПО, ВПО) оказалось однобоким: фактически получалась не универсальная рамка, а локальная сетка квалификаций образовательных учреждений. Кроме того, очень сложно было найти некую базу, от которой можно было оттолкнуться для создания этой сетки. И тут весьма кстати пришлись принципы, разработанные в проекте «Модель построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки на основе методологии TUNING-ЕС^ для реализации принципов Болонского процесса в России. Российская модель на примере направлений подготовки ВПО "История" и "Культурология"». Данный проект осуществлялся в 2007-2008 гг. совместно Миланским университетом (Италия); Рурским университетом (ФРГ); Ассоциацией классических университетов России; Московским государственным, Санкт-Петербургским государственным, Российским государственным гуманитарным и Челябинским государственным университетами. В рамках этого проекта были выявлены подходы по формированию разноуровневой (бакалавр -магистр) компетентностной модели в гуманитарной сфере [3]. Подобный «разноуровневый» подход лег в основу создания рамки квалификаций.

Несмотря на возникшие трудности, к концу первого года проекта «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона» контуры указанной рамки были обозначены, однако тестирование работодателей, на которых она была апробирована, выявило ее несовершенство. Опять сказались и терминологические различия, к ним добавились совершенно раз-

ные задачи, решаемые производственной и учебной сферой. С советских времен высшая школа продолжает работать на перспективу, тогда как производственные предприятия преследуют сугубо утилитарные цели. Поэтому проект на втором году реализации был радикально переориентирован.

В первую очередь, для организаций разных форм собственности был составлен универсальный опросник, терминологически понятный для производственников. Далее на его основе было организовано межобластное исследование на 33 предприятиях из самых разных сфер (от сельского хозяйства до черной металлургии), выявившее точки пересечения требований в компетентнос-тном формате к работнику. Так получился перечень квалификаций сферы труда.

При его совмещении с перечнем квалификаций, выделенных в образовательной сфере, возник универсальный интеллектуальный продукт, поименованный рамкой квалификаций уральского региона, удовлетворившей как преподавателей, так и работодателей.

Как справедливо отмечают О. Н. Олейникова и А. А. Муравьева, «современные процессы в области профессионального образования обусловлены целым рядом факторов, вызванных переходом к пост-индустриальному обществу, основанному на знаниях, или, как его еще называют, обучающемуся обществу» [4]. Общественное развитие требует новой стратегии обучения в течение всей жизни, призванного способствовать максимальной профессиональной и личностной самореализации граждан.

Создание рамки квалификаций уральского региона позволяет в первом приближении решить острую проблему эффективной адаптации работников к быстро меняющейся ситуации.

В новых условиях образование уже не может ограничиваться только формальным обучением. Значительно возрастает важность не только неформального, но и «спонтанного» обучения. Особая роль отводится подготовке и переподготовке в ходе трудовой деятельности, т. е. непосредственно на рабочем месте. «Обученность» человека перестает измеряться лишь временными периодами, объемом и количеством изученных дисциплин, а начинает ориентироваться на достижение конкретных результатов. В этом плане но-

вая рамка квалификаций предоставляет всем субъектам образовательной и трудовой сферы большие возможности:

1) на уровне личности:

• формировать гибкую образовательную траекторию обучения независимо от образовательного учреждения, статуса диплома, страны обучения;

• уменьшать сроки формального образования за счет комбинации формального, неформального и спонтанного образования;

• выстраивать гибкую профессиональную траекторию, успешно продвигаться по карьерной лестнице;

2) на уровне образовательного учреждения:

• повышать качество образования за счет формирования образовательных программ с опорой на мнения работодателей;

• конструировать гибкие (как по срокам обучения, так и по спектру образовательных дисциплин) траектории формального образования студентов на основе имеющихся результатов предыдущего - формального, неформального и спонтанного - образования;

• расширять спектр программ дополнительного профессионального образования по заказам работодателей;

• развивать систему учета трудоемкости учебных дисциплин и программ (ЕС^);

3) на уровне работодателя:

• адекватно соотносить результаты обучения с квалификационным уровнем при приеме на работу;

• формировать корпоративный банк аттестационных материалов для определения квалификационного уровня на основе результатов формального, неформального, спонтанного обучения;

• выстраивать гибкий план карьерного роста своих сотрудников;

• формировать конкретный трудовой заказ образовательным учреждениям профессионального образования (перейти от «рынка дипломов» к «рынку квалификаций», основанных на компетенциях);

• создавать профессиональные стандарты и отраслевые рамки квалификации;

4) на уровне государства:

• повышать качество профессионального образования за счет сближения рынка труда и сферы образования;

• осуществлять преемственность образовательных программ профессионального образования;

• устанавливать национальные стандарты знаний, умений и компетенций;

• развивать систему независимых центров сертификации квалификаций (создавая аттестационные материалы);

• реализовывать принцип профессионального признания результатов обучения;

• признавать «внеформальное» образование;

• формировать общество, основанное на знаниях;

5) на международном уровне:

• осуществлять трудовую и образовательную мобильность между странами;

• соотносить национальную рамку квалификаций с квалификационными документами других европейских стран через Европейскую рамку квалификаций.

В итоговом варианте рамка представлена в таблице [5].

Рамка квалификаций уральского региона

Знания Умения Компетенции

Базовые Мотивиро-

знания в различных облас-тях1 Профессиональные знания Обобщенные умения Автономность Коммуни-катив-ность Ответствен-ность Адаптивность ванность, способность к развитию

1 2 3 4 5 6 7 8

1-й уровень квалификации

Разрознен- Предмет- Базовые Выполне- Осущест- Ответствен- Проявление Понимание

ные факты, ные знания умения, не- ние работы вление ком- ность за ре- ограничен- значимости

составля- фактологи- обходимые вучебной муникации зультаты ных адап- выбранной

ющие кар- ческого ха- для выпол- или профес- [2] на уров- своей рабо- тивных спо- профессии,

тину мира, рактера на нения прос- сиональной не устной ты, способ- собностей своих роли

науровне уровне вы- тых и пов- области речи на го- ность дать в рамках и вклада

узнавания полнения торяющих- в соответ- сударствен- устный от- выполня- в результат

или воспро- конкретной ся опера- ствии ном языке чет емой рабо- деятельнос-

изведения работы по готовым инструкциям ций с инструкциями и/или под руководством в рамках учебно-про-фессио-нальной деятельности ты ти организации

1 Критерии знаний - широта и тип; умений - степень сложности решаемых задач, компетенций - роль и контекст.

1 2 3 4 5 6 7 8

2-й уровень квалификации

Обобщен- Конкрет- Базовые Выполне- Осу- Ответствен- Адаптив- Понимание

ные факты, ные знания умения, не- ние работы ществление ность за ре- ные способ- своей роли

составля- и знания обходимые вучебной устной зультаты ности при в команде,

ющее упро- норматив- для реше- или профес- и письмен- своей рабо- незначи- осуществле-

щенное по- ной и тех- ния ограни- сиональной ной комму- ты, умение тельных из- ние дей-

нимание нологичес- ченного на- области никации на дать крат- менениях ствий как

картины кой доку- бора стан- в соответ- государ- кий устный условий со- члена груп-

мира ментации дартных за- ствии ственном и письмен- циальной пы, заинте-

в пределах дач на осно- с инструк- языке ный отчет или профес- ресован-

решения ве самосто- циями в рамках сиональной ность в про-

стандар- ятельного и/или под учебнс-прс- среды фесси-

тных задач, поиска и от- частичным фесси- ональном

начальные бора мето- руковод- ональной росте

управлен- дов и спосо- ством деятельнос-

ческие зна- бов их ре- ти, выска-

ния, необхо- шения из зывание

димые для числа извес- и отстаива-

организа- тных и про- ние своей

ции соб- веренных точки зре-

ственной ния

работы

3-й уровень квалификац ии

Обобщен- Обобщен- Набор уме- Выполне- Аргументи- Ответствен- Адаптив- Оценива-

ные фак- ные прак- ний, требу- ние и оце- рованное, ность за ные способ- ние своей

ты, спо- тические емых для нивание ра- ясное и гра- свою рабо- ности при роли и вкла-

собству- знания решения боты в учеб- мотное пос- ту, умение изменениях да в де-

ющие по- и знания стандар- ной или троение ус- дать пол- условий со- ятельность

ниманию норматив- тных задач професси- тной ный отчет, циальной организа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целостной ной доку- с использо- ональной и письмен- включа- или профес- ции, самос-

картины ментации ванием области ной речи на ющий эле- сиональной тоятельное

мира в пределах сложного в соответ- государ- менты ана- среды определе-

технологи- оборудова- ствии ственном лиза ние задачи

ческого ния на ос- с инструк- языке, выс- професси-

процесса, нове самос- циями казывание ональногс

начальные тоятельного и норма- и отстаива- и личнос-

управлен- поиска и от- тивно-пра- ние своей тного раз-

ческие зна- бора мето- вовой доку- точки зре- вития, са-

ния, необхо- дов и спосо- ментацией ния мообразова-

димые для бов их ре- ние, осоз-

организа- шения из нанное пла-

ции как числа извес- нирование

собствен- тных и ап- повышения

ной работы, робирован- квалифика-

так и учас- ных ции

тия в рабо-

те группы

4-й уровень квалификации

Системати- Обобщен- Набор уме- Осознанное Использова- Ответствен- Осущест- Оценива-

зированные ные теоре- ний, требу- использова- ние устной ность за вление про- ние своей

факты, спо- тические емых для ние инст- и письмен- свою де- фессио- роли и вне-

собству- и практи- постановки рукций, ной речи на ятельность, нальной де- сение ак-

ющие пони- ческие зна- и решения норматив- государст- определен- ятельности тивного

манию це- ния, а так- сложных за- но-право- венном ную норма- в условиях вклада в де-

лостной на- же знания дач на осно вых доку- языке как тивно-пра- обновления ятельность

1 2 3 4 5 6 7 8

учной кар- норматив- ве самосто- ментов, средстве де- вовыми до- ее содержа- организа-

тины мира но-справоч- ятельного способность лового об- кументами; ния ции, умение

ных и руко- поиска, от- организо- щения умение дать выбрать

водяших бора и вать свое и умение полный перспек-

документов, оценки не- рабочее ме- предста- письмен- тивные на-

управлен- обходимой сто, участие вить резуль- ный отчет, правления

ческие зна- для этого в работе ко- таты учеб- включаю- личностного

ния, необхо- информа- манды но-профес- щий эле- и професси-

димые для ции сиональной менты ана- онального

понимания деятельнос- лиза, как по развития

сущности ти, началь- своей рабо- с учетом

организа- ная подго- те, так и по собственно-

ции и опе- товка к работе в го видения

ративного межкуль- группе и потребно-

контроля турной ком- стей, само-

собствен- муникации образова-

ной учебно- ние

професси-

ональной

деятельнос-

ти и дея-

тельности

коллектива

5-й уровень квалификац ии

Знания Системати- Набор уме- Осознанное Использова- Ответствен- Умение Оценива-

о научной зированные ний, необ- использова- ние устной ность за ориентиро- ние своей

картине теоретичес- ходимых ние инст- и письмен- свою де- ваться в ус- роли и роли

мира на кие и прак- для реше- рукций ной речи на ятельность, ловиях об- группы,

уровне их тические ния слож- и норма- государ- определен- новления внесение

использова- знания, зна- ных и нес- тивно-пра- ственном ную норма- целей и из- активного

ния в учеб- ния дирек- тандартных вовых доку- языке как тивно-пра- менения со- вклада в де-

ной и про- тивной задач, отбо- ментов для средстваде вовыми до- держания ятельность

фесси- и распоря- ра методов организа- лового об- кументами, учебной организа-

ональной дительной их решения ции своей щения умение дать и професси- ции, умение

деятельнос- документа- на основе работы и умение отчет по ональной выбрать

ти ции, мето- самостоя- иработы предста- професси- деятельнос- перспек-

дических тельного коллектива вить резуль- ональной ти тивные на-

и норма- обобщения, таты учеб- и управлен- правления

тивных ма- анализа и но-профес- ческой де- личностного

териалов, синтеза ин- сиональной ятельности и професси-

управлен- формации, деятельнос- онального

ческие зна- необходи- ти, базовая роста, само-

ния, необхо- мой для по- подготовка образова-

димые для становки, к межкуль- ние

проектиро- решения турной ком-

вания про- и оценки муникации

цессов, ор- учебной и

ганизации профессио-

и контроля нальной де-

собствен- ятельности

ной учебно-

профессио-

нальной де-

ятельности

и деятель-

ности кол-

лектива

Для распространения результатов проекта были найдены небанальные подходы. Кроме традиционных: сайта, итоговой научно-практической конференции, выпуска печатной и электронной версий материалов по проекту - прошли вполне успешные «гастроли» по городам и весям «всея Руси» (Екатеринбург, Уфа, Саратов), завершившиеся зимой 2011 г. в Москве, в Национальном фонде подготовки кадров и офисе крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть».

Истекшие три года показали высокую «устойчивость» проекта. В различных формах материалами воспользовались промышленные предприятия Челябинской и Свердловской областей. На базе Челябинского госуниверситета прошел социальный форум, темой которого стало обсуждение способов взаимодействия учреждений высшего образования региона с промышленными предприятиями и властными структурами. Наконец, целый ряд формулировок проекта и зафиксированных в нем подходов нашли применение в локальном образовательном стандарте по металлургии Уральского федерального университета им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и Федеральных государственных образовательных стандартах последней версии.

Литература

1. Европейская рамка квалификаций [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/04/04/1211668427/ EQF-new.pdf.

2. Макаров М. Основы теории дискурса. Москва: Гнозис, 2003. С. 38.

3. Модель построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки на основе методологии TUNING-ECTS для реализации принципов Болонского процесса в России. Челябинск: Престо, 2008. 111 с.

4. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Москва: АНО Центр ИРПО, 2011. С. 4.

5. Разработка рамки квалификации для системы высшего образования Уральского региона. Челябинск: Престо, 2010. С. 90-98.

Qualifications frameworks for lifelong learning conquering the world?

References

1. Evropeiskaia ramka kvalifikatsii. [European Qualification Framework], Available at: http://www.hse.ru/data/2011/04/04/ 1211668427/EQF-new.pdf.

2. Makarov M. Osnovy teorii diskursa. [Basis of Discourse Theory]. Moscow: Gnoziz, 2003. P. 38. (In Russian)

3. Model' postroeniia osnovnykh obrazovatel'nykh programm po gumanitarnym napravleniiam podgotovki na osnove metodologii TUNING-ECTS dlia realizatsii printsipov Bolonskogo protsessa v Rossii. [Model of Major educational programmes development on humanity subjects on the base of methodology TUNING-ECTS for Bologna process implementation in Russia]. Chelyabinsk: Presto, 2008. 111 p. (In Russian)

4. Oleinikova O. N., Murav'eva A. A. Professional'nye standarty kak osnova formirovaniia ramki kvalifikatsii. [Occupational Standards as the Base of Qualification Framework Development]. Moscow: ANO Center IRPO, 2011. P. 4. (In Russian)

5. Razrabotka ramki kvalifikatsii dlia sistemy vysshego obra-zovaniia Ural'skogo regiona. [Qualification framework development of higher Education System of Ural region]. Chelyabinsk: Presto, 2010. Р. 90-98. (In Russian)

УДК 37.001.76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Arjen Deij

QUALIFICATIONS FRAMEWORKS FOR LIFELONG LEARNING CONQUERING THE WORLD?1

Abstract. The paper reveals the international prospects of developing and spreading the qualifications frameworks across the globe. It introduces the key terms and concepts related to the given issue, and examines both the benefits and challenges of qualifications frameworks implementation. The author looks into the origins and causes of the worldwide interest in qualifications framework application, and gives the overview of related recent publications and their conclusions to reinforce the provided argumentation.

Keywords: qualifications framework, learning outcomes, European qualifications framework.

1 Статья печатается в авторской редакции. Образование и наука. 2014. № 5 (114)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.