УДК 318
ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: БАЗОВЫЕ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», Магнитогорск, e-mail: lkurzaeva@mail.ru
В статье рассматривается проблема формирования компетенций, связанных с готовностью к проведению профилактики киберэкстремизма у будущих учителей. Рассматривается роль системы образования в профилактике социально-опасных явлений, таких как экстремизм и киберэкстремизм. Приводится анализ федеральных образовательных стандартов в части формулирования требований к содержанию компетенций в области профилактики киберэкстремизма. Установлено, что необходимые для проведения превентивных мер по борьбе с киберэкстремизмом компетенции соотносятся с двумя дескрипторами: мотивационно-цен-ностные ориентации и культурологические качества. Приведено уровневое описания результатов обучения по обозначенным дескрипторам в соответствии с рамкой квалификаций, разработанной в ходе реализации проекта «Темпус», которые выступают в роли требований к содержанию и формированию компетенций в области профилактики киберэкстремизма и могут служить базой для разработки результатов обучения личности в системе профессионального образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, информационное общество, кибеэкстремизм, образовательные стандарты, рамка квалификаций
PREVENTION OF CYBER EXTREMISM IN EDUCATION: DECISIONS BASED ON COMPETENCE APPROACH
Ovchinnikova I.G., Kurzaeva L.V., Chusavitina G.N.
FGBOU VPO «Magnitogorsk State University», Magnitogorsk, e-mail: lkurzaeva@mail.ru
The problem of the formation of competencies related to the willingness to conduct cyber extremism prevention of future teachers. Examines the role of education in the prevention of socially dangerous phenomena such as extremism and cyber extremism. The analysis of federal education standards in the formulation of the requirements for the content of competence in the field of prevention cyber extremism. Found that the need to take preventative measures against cyber extremism competencies correspond to the two descriptors: motivational-value orientation and cultural qualities. Powered tier descriptions of learning outcomes descriptors marked in accordance with the framework of qualifications developed during the implementation of the Tempus project, which act as requirements for the content and form of competence in the field of prevention cyber extremism and can serve as a basis for the development of individual learning outcomes in vocational education.
Keywords: competence-based approach, the information society, cyber extremism, educational standards and qualifications framework
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано с многообразием экстремистских проявлений, высоким уровнем киберэкстремизма, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране [2].
Наиболее подверженной деструктивному влиянию является молодежная среда. Именно молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Среди множества факторов, влияющих на активизацию экстремистских проявлений в молодежной среде, наиболее важным является использование сети интернет в противоправных целях. Использование интернета обеспечивает радикальным общественным
организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях.
В этих условиях возникает необходимость расширения охвата фронтом борьбы с опасными социальными явлениями в ки-берпространстве. Усиление государством конкретных и действенных мер, направленных на предотвращение киберэкстремизма может быть воспринято обществом как признак нарастания угрозы.
В такой ситуации система образования способна внести реальный вклад в стабилизацию психологического состояния общества. Образовательные учреждения обладают существенным пропагандистским потенциалом, распространяющимся не только на миллионы учащихся, но и на массы родителей, ближайших родственников учащихся и студентов.
Основным преимуществом организации антитеррористической пропагандистской работы государства через сферу образования
является возможность избежать «лобового» воздействия на сознание граждан, которое может сопровождаться обратным результатом, что нередко и происходит на практике.
Представляется совершенно очевидной задача создания специфического «антиэкстремистского сегмента» в содержании работы образовательных учреждений всех уровней образования, включающего в себя превентивные мероприятия по борьбе с ки-берэкстремизмом. Это направление деятельности образовательных учреждений должно коренным образом и принципиально отличаться от традиционных целей, содержания и форм передачи прагматичных знаний о безопасности. Оно должно основываться не только на передаче знаний или формировании навыков, но и на развитии отношений к явлениям, относящимся к сфере экстремизма в целом и киберэкстремиз-ма в частности. Все это определяет комплекс общих и специфических целей и задач. Особая роль в профилактике киберэкстремизма отводится школе, поскольку данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. Основы же любой культуры закладываются именно в школьном возрасте.
В связи с этим целью профилактики ки-берэкстремизма в образовательных учреждениях является: развитие активного неприятия экстремизма во всех его проявлениях учащимися школ и других учебных заведений Российской Федерации, их родителями и учителями, помощь в ослаблении психологических предпосылок возникновения этих антисоциальных явлений в регионе.
Основными задачами являются:
1. Формирование у школьников, их родителей и учителей представления:
- о порочности экстремизма во всех его проявлениях как способа решения отдельных противоречий в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений между людьми;
- о несостоятельности терроризма как основного средства достижения целей политическими экстремистами.
2. Содействие выработке у школьников, их родителей и учителей:
- иммунитета к попыткам экстремистских кругов влиять на сознание граждан России;
- психологической устойчивости перед проявлениями экстремизма и киберэкстремизма.
3. Оказание влияния на предупреждение появления среди школьников, их родителей и учителей:
- немотивированных опасений и слухов о необоснованном ограничении прав граждан;
- элементов экстремистских воззрений.
Обозначенная цель и задачи профилактики экстремизма и киберэкстремизма соотносятся с общей целью и задачами гражданского воспитания и образования школьников, среди которых ключевыми являются:
Общая цель: развитие гражданственности, чувства ответственности за себя и свое будущее, свою семью и близких, будущее России.
Общие задачи:
1. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной.
2. Формирование политической, нравственной и правовой культуры личности.
3. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина.
4. Развитие толерантности.
Однако следует признать, что вся работа по гражданскому образованию и воспитанию в регионах, как и в Российской Федерации, в целом, длительное время велась без необходимого внимания государства, носила стихийный характер и в определенной мере воспроизводила не всегда самые лучшие зарубежные образцы и технологии.
Практика показывает бесперспективность попыток внедрения в работу массовой школы каких-либо инноваций, если они проводятся без специальной дополнительной подготовки или переподготовки педагога, выходящей за пределы его основной профессиональной компетенции.
В связи с этим очень важным моментом является формирование компетенций, связанных с готовностью к проведению профилактики киберэкстремизма у будущих учителей в рамках направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование».
Подготовка бакалавров осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ФГОС ВПО, реализующего компетентност-ный подход. Компетенция рассматривается в ФГОС ВПО как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. Существуют различные классификации компетенций. Одной из таких классификаций, отражающей существо проблемы, является деление их на профессиональные и над-профессиональные компетенции [3]. Ком -петенции, связанные с готовностью к проведению профилактики киберэкстремизма, охватывают обе группы компетенций.
Успешность реализации компетент-ностного подхода напрямую зависит от того, насколько точно определены и описаны требования к результатам обучения и их развитие от уровня к уровню в новых образовательных программах. Кроме того, очень важно, чтобы эти требования
полностью соответствовали как требованиям рынка труда, так и требованиям социума. Основой для гармонизации всех обозначенных требований является рамка квалификаций [1]. Она предполагает рассмотрение непрерывного профессионального образования как многоуровневой системы, в которой все знания, умения и компетенции, являющиеся результатами обучения, таксономичны по своей природе. Основу для их приращения и развития может обеспечить реализация преемственности выделенных в рамке квалификаций уровней и определение возможностей их достижения посредством формального, неформального и внеформального обучения [3].
Такая рамка квалификаций, учитывающая региональные особенности Челябинской области, была разработана в рамках проекта «Темпус», в котором Магнитогорский государственный университет принимал непосредственное участие [4].
В основу мер профилактики киберэк-стремизма помимо профессиональных компетенций могут быть положены требования образовательной сетки квалификаций по двум дескрипторам:
1. Мотивационно-ценностные ориентации - как приверженность ценностям: этическим, правовым, нравственным, экологическим и т.д.
При оценке применимости дескриптора «Мотивационно-ценностные ориентации» к оценке результатов обучения представители системы среднего, высшего и послевузовского образования согласны с выделением данного дескриптора. Многие интервьюеры отметили необходимость дополнения его содержания такими компонентами, как социальная ответственность, мотивация к получению профессиональных знаний и умений.
Мнения представителей начального профессионального образования разделились примерно поровну, при этом 46,67 % выска-
2. Культурологические качества - как комплекс способностей к восприятию, пониманию культуры, культурному взаимообмену, толерантность.
Эти дескрипторы определяют мотива-ционно-поведенческие качества личности.
О важности результатов обучения, выраженных данными дескрипторами, говорит проведенный опрос. В опросе приняли участие все образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования. Всего было опрошено 170 руководителей выпускающих подразделений.
Анализ полученных в ходе интервьюирования результатов проводился в соответствии со следующей логикой исследования [3]:
1) определение адекватности выбора выделенных дескрипторов, корректности их формулировки и уточнение их содержания;
2) определение коррелируемости между важностью оценки результатов обучения по выделенным дескрипторам и полнотой их сформированности в образовательных учреждениях разных образовательных уровней;
3) выявление мнения экспертов о качественной характеристике результатов обучения по образовательным уровням в соответствии с выделенными дескрипторами.
Данные по анализу дескриптора «Моти-вационно-ценностные ориентации» представлены на рис. 1.
зали мнение о том, что мотивационно-цен-ностные ориентации не являются основным результатом обучения по их образовательным программам, поэтому отнесли этот дескриптор к категории «частично подходит».
Данные по анализу дескриптора «Моти-вационно-ценностные ориентации» представлены на рис. 2.
Важность учета культурологических качеств при описании результатов обучения оказалась весьма спорной. При оценке пригодности данного дескриптора превышен порог в 10 % респондентов, отметивших
Мспи вационночденносш ые ориентации
32,43%
I 415,67% I 49,33%
В ПО и о,оо%
послевузовское | 32,7 3%
образование
о не подходит ■ частично подходит 67,57% о полностью подходит
0% Ю% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рис. 1. Процентное распределение ответов респондентов по дескриптору «Мотивационно-ценностные ориентации»
данный дескриптор как не подходящий для описания квалификационных требований. Однако входящие в этот дескриптор компоненты содержатся во всех стандартах ФГОС в качестве результатов обучения по всем образовательным программам бака-
Анализ коэффициентов корреляции в соответствии со шкалой Чеддока показал, что согласованность оценки важности, полноты содержания выделенных дескрипторов и сформированности результатов обучения
лавриата, специалитета и магистратуры, что определяет необходимость включения данного дескриптора с уточнением его содержания. Кроме того, данный дескриптор очень важен с точки зрения профилактики киберэкстремизма.
по данным измерителям характеризуется как «высокая», «заметная» и «умеренная».
Описание результатов обучения по обозначенным дескрипторам представлено в таблице.
Мотивационно-поведенческие компетенции
Мотивационно-ценностные ориентации Культурологические качества
Начальное профессиональное образование
Понимает значимость выбранной профессии, базовые ценности культуры, обладает гражданской позицией Имеет представление о необходимости бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям
Среднее профессиональное образование (базовое)
Понимает и руководствуется базовыми ценностями культуры, обладает сформированной гражданской позицией, осознает социальную значимость выбранной профессии Понимает необходимость бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям
Среднее профессиональное образование (углубленное)
Руководствуется базовыми ценностями культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом. Демонстрирует готовность взять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку Понимает важность и руководствуется принципами бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, уважения социальных, культурных и религиозных различий
Бакалавриат
Применяет осознанно значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. Демонстрирует принятие нравственных обязанностей по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе Понимает культуру и обычаи других стран и народов, толерантно относится к национальным, расовым, конфессиональным различиям. Имеет начальную подготовку к межкультурным коммуникациям
Специалитет
Применяет осознанно гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации. Демонстрирует принятие нравственных обязанностей по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе Оценивает культуру и обычаи других стран и народов. Имеет базовую подготовку к межкультурным коммуникациям
Куп ыурологические качества
<18.65 % 40,54<3D
□ не подхода
■ частично подхоцктт
□ полностью подходит
ВПО и послевузовское образование
44, 93%
^П.зачь
0% Ю% 20% 30% 40% 50% еО% 70%
Рис. 2. Процентное распределение ответов респондентов по дескриптору «Культурологические качества»
Описание результатов обучения
Магистратура
Следует гуманистическим ценностям для сохранения и развития современной цивилизации, нравственным обязанностям по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе и создает на их основе новые. Использует знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов Способен работать в международной культурной среде. Выявляет и сопоставляет социокультурные особенности разных стран, достижения и уровень исследований крупных научных центров по избранной специальности
Аспирантура
Участвует в распространении и развитии гуманистических ценностей в целях сохранения и развития современной цивилизации; нравственных убеждений по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе. Использует этикетные формы научного общения Участвует в различных формах и видах международного сотрудничества (совместный проект, гранд, конференция, конгресс, симпозиум, семинар, совещание и др.), оценивает достижения науки в других странах
Докторантура
Участвует в распространении и развитии гуманистических ценностей в целях сохранения и развития современной цивилизации; нравственных убеждений по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе. Использует этикетные формы научного общения Участвует в различных формах и видах международного сотрудничества (совместный проект, гранд, конференция, конгресс, симпозиум, семинар, совещание и др.), оценивает достижения науки в других странах
Компетентностный подход, положенный в основу разработки образовательной сетки квалификаций, позволяет не просто сформировать знаниевую основу будущей профессиональной деятельности учителя, но и отношение к ней и к ее результатам, в том числе с точки зрения превенции экстремизма и киберэкстремизма. Это особенно важно для учителя и педагога не столько как необходимая составляющая мировоззренческой культуры, сколько методической. Думается, что важность последнего очевидна для людей, посвятивших себя профессии, связанной с воспитанием подрастающих поколений в условиях широкой доступности интернета и сопутствующего ему усилению медиапрессинга.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи», проект № 13-06-00156.
Список литературы
1. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Слепухина Г.В. Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере ИТ-отрасли): методологические основания, модели и базовый инструментарий установки требований к результатам обучения: монография. - Магнитогорск: МаГУ 2013. - 138 с.
2. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/24789.php.
3. Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Курчатов Б.В. Региональная рамка квалификаций: роль и место в системе непрерывного профессионального образования, опыт разработки : монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 143 с.
4. Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Захарова Т.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования) // Гуманитарные и социальные науки. 2012. - № 4; URL: http://www.hses-online. ru/2012/04/13_00_08/24.pdf.
5. Чусавитин М.О., Чусавитина Г.Н. Анализ проблемы готовности педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей). - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - С. 152-157.
References
1. Kurzaeva L.V., Ovchinnikova I.G., Slepuhina G.V.
Adaptivnoe upravlenie kachestvom professionalnogo obra-zovanija na osnove kompetentnostnogo podhoda (na primere IT-otrasli): metodologicheskie osnovanija, modeli i bazovyj instru-mentarij ustanovki trebovanij k rezultatam obuchenija [Adaptive control of the quality of professional education competency-based approach (for example, the IT industry): methodological foundations, models, and basic tools installation requirements for learning outcomes], Magnitogorsk : MaGU, 2013, 138 p.
2. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivode-jstviju jekstremizmu v molodezhnoj srede (razrabotany Min-sportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii) Available at: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/24789.php.
3. Ovchinnikova I.G., Kurzaeva L.V., Kurchatov B.V. Regionalnaja ramka kvalifikacij: rol i mesto v sisteme neprery-vnogo professionalnogo obrazovanija, opyt razrabotki [The regional qualifications framework: the role and place in the system of continuing professional education, experience in the development], Magnitogorsk: MaGU, 2010, 143 p.
4. Ovchinnikova I.G., Kurzaeva L.V., Zaharova T.V. On the question of the scope of the development of qualifications and professional standards in integrative environments (for example, computer science, and education), Gumanitarnye i so-cialnye nauki, 2012, no.4, Available at: http://www.hses-online. ru/2012/04/13_00_08/24.pdf.
5. Chusavitin M.O., Chusavitina G.N. Analiz problemy go-tovnosti pedagogicheskih kadrov k profilaktike i protivodejstviju ideologii kiberjekstremizma sredi molodezhi, Magnitogorsk, MaGU, 2013, рp. 152-157.
Рецензенты:
Климова Т.Е., д .п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск;
Беликов В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
Работа поступила в редакцию 18.09.2013.