Чернова Е.В.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г.Магнитогорск, кандидат пед. наук., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий, HelenaVChernova@ gmail . com
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ИКТ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Безопасность, защита информации, киберэкстремизм, ИКТ, информационная безопасность, инновационные образовательные технологии, проектный подход, студент.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается проблема взаимосвязи размещения в котрытом доступе в сфере ИКТ личной информации и вовлечения молодежи в противоправную киберэкстремистскую деятельность. Дано определение киберэстремизма и киберэкстремистской деятельности. Предложен опыт применения инновационных образовательных технологий для решения озвученной проблемы.
Глобализация информационных процессов, повсеместное проникновение информационных технологий, массовость использования сетевых сервисов и их доступность все чаще приводят к тому, что различные негативные явления из реальной жизни проникают в Интернет. К ним можно отнести все возрастающее число информационных угроз, распространяемых в информационно-коммуникативной сфере: зависимость от Интернета, компьютера и компьютерных игр, компьютерная преступность, кибертерроризм и киберэкстремизм, кибербуллинг, компьютерное хулиганство, кража личной и коммерческой информации, использование возможностей ИКТ для совершения различных противоправных деяний в реальной жизни, а так же многое другое, что наносит материальный, моральный, физический и психический ущерб личности. В последнее время мировое интернет-сообщество акцентировало свое внимание на новых остроактуальных проблемах: информационные атаки на личность, преследования в сети, кража и подмена информации, заражение вредоносными программами, диффамация в сети, злоумышленные манипуляции информацией и поступками индивида. В последние годы в России и за рубежом отмечается активизация ряда экстремистских движений, активно продвигаемых среди молодежи. Доступность аморального, противозаконного контента; использование технологий для пропаганды противоправных деяний, разжигание расовой и другой розни, привлечение новых адептов в различные политические, сектантские, асоциальные учения и течения; снижение общей культуры, как под влиянием специфики виртуального общения, так и мнимой вседозволенности — эти и многие другие явления приносят зачастую непоправимый вред как взрослой, сформировавшейся личности, так и молодой, формирующейся и неокрепшей психике подростка. Именно молодежная среда является благодатной почвой для формирования радикальных взглядов, накопления негативного потенциала, готового к реализации по указанию «лидера». Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране [3]. И именно информационно-коммуникативная среда служит отличным проводником экстремистской идеологии в широкие массы.
По мнению Н.М. Сироты, экстремизм — «ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется в основном силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами» [5]. Задача любого радикального и не только движения — вербовка последователей и продвижение своих идей в широкие массы. И новые информационные технологии дают для этого благодатную почву — блоги, твиттер, социальные сети, сайты, форумы, развлекательные порталы и прочее. На сегодняшний день вовлечение
молодежи в экстремистскую деятельность происходит путем создания и популяризации различных виртуальных экстремистских сообществ. Площадкой этому служат различные социальные сети, в которых создать какое-либо сообщество не составляет труда. Примером тому могут быть различные экстремистские и неонацистские сообщества «Правый сектор», которые впоследствии были заблокированы на территории России в социальной сети «Вконтакте» [2]. Любой человек мог ознакомиться с информацией, размещенной в этих сообществах, вступить в них, получать различные инструкции, направленные на создание межэтнических конфликтов. Стоит отметить, что межэтнические конфликты, как правило, являются следствием целого комплекса глубоких и разноплановых социальных противоречий. Они являются серьезным дестабилизирующим угрозообразующим фактором в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.
На наш взгляд, наиболее опасным источником продвижения киберэкстремизма является социальная сеть, а точнее — система «одобрения» — «лайк и перепост». Суть этой системы в том, что пользователь социальной сети, встречая понравившуюся цитату или картинку «репостит» (публикует на своей странице) или «лайкает» (то есть одобряет) ее, тем самым, распространяя ее по своим друзьям и подписчикам. Часто бывает сложно остановить лавину информации, распространяемой таким способом, особенно, если информация содержит в себе остросоциальную проблему. Даже если администраторы ресурса оперативно отреагировали и удалили или заблокировали данный контент — он уже нашел своих читателей и обосновался на их страницах и в их мыслях. Очень часто экстремистские идеи замаскированы под юмор, развлечения, шутку. Неопытный пользователь «развлекаясь» незаметно для себя впитывает такие идеи, проникается ими, распространяет и становится их сторонником. То есть, даже если администрация сети удалит провокационную группу — идея уже запущена в массы, и управлять ее распространением, а уж тем более предсказать возраст тех, кто ее увидит — нереально [8].
Доколин А.С. предлагает рассматривать киберэкстремистскую деятельность как «деятельность экстремистов, связанную с реализацией системы мер, сосредоточенных против существующих в обществах норм, правил, принципов, обычаев и традиций с применением информационных технологий» [1].
Таким образом, киберэкстремизм — «это явление, возникающее в киберпространстве, основанное на реализации чрезвычайных, решительных взглядов и мер, с использованием информационных технологий, направленных против существующих в обществе норм, правил, принципов, обычаев и традиций» [6]. Можно говорить о том, что наиболее подвержены влиянию киберэкстремизма учащиеся школ и студенты, так как данная социальная группа, хотя и является активными пользователями ИКТ, но не готовы самостоятельно и осознанно воспринимать и обрабатывать тот информационный поток, который находится в сети Интернет. Как показывает практика, зачастую пользователь Интернета, ставя «лайк» или размещая у себя на странице или в блоге картинку, фото или высказывание — не имеет понятия о том, что эта информация может относиться к экстремистской. Размещая информацию о себе и своих близких, он может не понимать, что тем самым может сделать их мишенью для националистических радикалов. Поэтому мы считаем, что необходимо обучать студентов навыкам защиты личной информации в среде ИКТ, для снижения риска вовлечения в киберэкстремизм, либо для защиты от его идеологов и адептов.
Личная информация (приватная информация) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции. Мы будем относить к личной информации в среде ИКТ следующие виды: ФИО, паспортные данные, логины и пароли для доступа к различным ресурсам, номер телефона (личный и родственников), домашний адрес, место работы, национальность, религиозные убеждения, родственные связи, сведения о благосостоянии, и другие данные, позволяющие идентифицировать личность в реальной жизни. На первый взгляд подобные сведения не могут нанести вред человеку, разместившему их в открытом доступе, однако, это не соответствует действительности. Раскрывая подробности своей личности, пользователь становимся потенциальной мишенью для киберманипулятора. Точно так же, как в привлечении последователей, экстремисты заинтересованы в поисках жертв. Выставляя свою личность напоказ в сетевой среде, мы можем спровоцировать следующие результаты:
• использование информации для создания «фейковой» (подложной) страницы с данными
пользователя, для осуществления противоправной деятельности;
• использование доступа к финансовой информации пользователя (данные о банковских
счетах, картах и др.) для пополнения финансов группировки, либо для осуществления противоправных покупок и др.;
• вовлечение обманным путем в противоправную деятельность, используя открытые данные пользователя;
• использование личной информации пользователя для формирования «цели» киберпреследования;
• использование информации о родственниках и друзьях пользователя, для вовлечения их в противоправную деятельность;
• использование служебной информации пользователя для осуществления экстремистских или террористических атак по целям (реальным или виртуальным) и так далее. Следует заметить, что в настоящее время вопросам безопасности личной информации в
Интернет посвящено недостаточное количество исследований. Основной акцент ставится на техническое и программное противодействие существующим информационным угрозам. Однако это не может полноценно оградить личность от опасностей, распространенных в информационном обществе, так как не все угрозы можно предотвратить и блокировать программно-техническими возможностями ИКТ Угроз в глобальной сети достаточно много и направлены они, в основном, на активных пользователей социальных и других сервисов сети, т.е. молодежь. Именно эта социальная группа подвержена наибольшей опасности, объясняется этой теми факторами, что не все молодые люди могут грамотно отличить достоверную и недостоверную информацию, правильно, с точки зрения информационной безопасности, использовать социальные сервисы, кроме того, большую роль играет не знание определенной исторической, юридической информации, чем пользуются различные группы лиц при вовлечении молодежи, в какую-либо противоправную деятельность. С этими угрозами нужно бороться как техническими, так и социальными методами. Нужно воспитывать сильную, устойчивую и грамотную личность, которая могла бы противостоять различным информационным угрозам. В обязательном порядке необходимо «проводить разъяснительную работу среди подростков, привлекать их к выполнению различных проектов и решению задач, помогающих развить критическое мышление» [2].
На основе нашего педагогического опыта, можно отметить, что студенты зачастую испытывают большие затруднения в понимании проблем информационной безопасности личности, общества, государства. Лекционные и практические занятия не могут обеспечить достаточное время, необходимое для восприятия, а самое главное — для осознания той или иной проблемы обеспечения компьютерной и информационно-психологической безопасности. Для помощи в этом, а также для отработки навыков, полученных в курсах, обучающих основам информационной безопасности и защиты информации, мы предлагаем использовать в педагогической деятельности различные инновационные образовательные технологии — то есть «принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов педагогической деятельности» [7].
В качестве одного из ведущих средств обучения студентов основам защиты личной информации в среде ИКТ, мы предлагаем использовать в учебном процессе такую технологию обучения, как проектный метод обучения. Метод проектов — один из основных современных активных инновационных методов обучения. Главная цель проекта с точки зрения педагогики — сформировать взаимосвязанные знания, умения, навыки, ценностные отношения и способы деятельности, а также умение использовать все вышеперечисленное. Применение проектной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий дает дополнительные преимущества: использование многообразия информации, размещенной на открытых и бесплатных сетевых ресурсах, изучение информационных умений и навыков, включение их в свою деятельность, наблюдение за деятельностью участников сетевых сообществ. Метод проектов предполагает самостоятельное решение учащимися какой-то теоретической или практической проблемы, за счет совокупности учебно-познавательных действий и приемов, и обязательную презентацию полученных учащимися результатов. Метод проектов предполагает совместные действия преподавателя и учащегося и, таким образом, позволяет отойти от жесткой авторитарности в обучении, которая присутствует при применении традиционных форм. Этот метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся и, как следствие, позволяет учащимся не только получить те или иные знания, но и научиться приобретать знания самостоятельно, а также формирует навыки использования полученных знаний при решении теоретических и практических задач, что очень важно при противодействии вовлечения в киберэкстремистские
деяния.
Следует отметить, что равнозначными по своему значению для формирования значимых компетенций является как выполнение специально разработанных проектов, так и разработка своих собственных проектов на заданную тематику. Практика показывает, что процесс создания проекта погружает студента в изучаемую область, позволяет лучше изучить проблематику, продумать и самостоятельно проработать значимые умения и навыки, необходимые для достижения поставленной в проекте цели [10-14].
Для обучения студентов нами был разработан учебный проект «Цена свободы — вечная бдительность» [11]. В ходе работы над проектом, студенты обучаются распознавать подобные угрозы, а самое главное, предупреждать их, контролируя свою личную информацию, находящуюся в открытом доступе; используя возможности специализированных программ (антивирус, блокираторы рекламы и др.); применяя настройки тех сред, в которых происходит общение и/или взаимодействие с сетью. Цель проекта — формирование навыков обеспечения информационной безопасности личности в среде ИКТ. После завершения проекта студенты приобретут следующие умения:
• личностные:
- распознавать основные угрозы личной безопасности в Интернет;
- предупреждать основные угрозы личной безопасности в Интернет;
- контролировать свою личную информацию, находящуюся в открытом доступе;
- применять на практике основы сетевого этикета;
• предметные:
- использовать возможности специализированных программ (антивирус, блокираторы рекламы и др.);
- применять настройки ресурсов, в которых происходит общение и/или взаимодействие с
сетью;
• метапредметные:
- сохранять конфиденциальную информацию, связанную с профессиональной деятельностью;
- использовать возможности сетевых сервисов для получения результатов, связанных с профессиональной деятельностью.
В процессе работы над проектом, который предлагает каждому студенту индивидуально решить поставленную перед ним задачу, студентам приходится осваивать современные сервисы web 2.0, такие как — блогосфера, сервисы закладок, сервисы хранения презентаций, хранилища картинок и другие на выбор. То есть, студент глубже и многоаспектнее знакомится с возможностями Интернет, а также на практике учится работать с информацией, предназначенной для открытого и конфиденциального доступа (открытые и закрытые записи и документы). Немаловажным требованием при работе над проектом является соблюдение авторских прав на информацию, изображения, аудио и видео материалы, а также правильное оформление ссылок на используемые данные. Во время использования сетевых ресурсов студенту приходится учиться правильно составлять имя-никнейм (логин), придерживаясь требований сетевых норм, использовать взломоустойчивые пароли (которые так же можно проверить с помощью Интернет-ресурсов), учиться безопасной работе в Интернет, отрабатывать навыки защиты персональной информации в социальных сетях и сетевых сообществах, а также деловому и профессиональному общению с помощью электронной переписки.
Мы считаем, что формирование и отработка навыков защиты личной информации, открываемой в сфере ИКТ, позволить снизить риски вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность.
Публикация выполнена в рамках работы над проектом РГНФ № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи».
Литература
1. Доколин А.С. Развитие явления киберэкстремизма в информационно-коммуникативной среде // Теория и
практика современной науки: материалы XVI Международной научно-практической конференции, г. Москва, 30
декабря 2014 г. — Москва: Институт стратегических исследований, 2014. — С. 361-366.
2. Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством
компьютерных игр / / Фундаментальные исследования. — 2014. — №12 (часть 5). — С. 1074-1077.
3. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде // Наша
молодежь. — 2011. — № 6. — С.40-41
4. Ошурков В.А., Чернова Е.В., Сторожева Е.В., Давлеткиреева Л.З. Механизмы противодействия явлений киберэкстремистской направленности в системе электронных платежей//Фундаментальные исследования. -2014. -№ 12-5. -С. 1093-1097.
5. Сирота Н.М. Политология: Учебное пособие. — СПб. : Национальный открытый институт России, 2009. — 113 с.
6. Савва Л.И., Доколин А.С. Модель подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3; URL:http://wwwscience-education.ru/123-19754.
7. Хасия Т.В. Педагогические инновационные технологии в вузе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. — С. 120-122
8. Чернова Е.В. Пропедевтика явлений киберэкстремизма в молодежной среде / Сборник научных трудов SWorld. — Выпуск 2. Том 16. — Одесса: КУПРИЕНКО, 2013 — 94 с. — с. 44-47.
9. Чернова Е.В. Учебный проект «Цена свободы — вечная бдительность» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php/ Учебный_проект:_Цена_свободы_-_вечная_бдительность
10. Чернова Е.В., Давлеткиреева Л.З., Ошурков В.А., Правовое регулирование процесса распространения явлений киберэкстремизма в современном Интернете // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей)/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой., МГТУ Магнитогорск, 2014, 185 -188-Русский
11. Чернова Е.В., Доколин А.С. Метод проектов в превенции вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность / Психология и педагогика: на рубеже веков. В 2 книгах. К 1.:монография / [авт.кол. : Карпова Н.К., Васильева С.А., Головань М.С. и др.]. — Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2015 — 177 с. — с. 6-38.
12. Чусавитин М.О., Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и икт в области обеспечения информационной безопасности // Фундаментальные исследования.-2013.- № 10-13. — С. 2991-2995
13. Чусавитина Г.Н. Элективный курс «Основы информационной безопасности» // Информатика и образование. 2007. — № 4. — С.43-56.
14. Chernova E.V, Dokolin A.S. PROJECT METHOD IN THE PREVENTION OF YOUTH INVOLVEMENT IN CYBER EXTREMISM ACTIVITY in SWorld Journal, Vol.J11508 (Scientific world, Ivanovo, 2015) — URL: http://www.sworldjournal.com/e-journal/j11508.pdf (date:...) — page — 25-31. — J11508-002