Научная статья на тему 'Медиатизация образования: проблемы деструкции отношений в системе «Учитель-ученик»'

Медиатизация образования: проблемы деструкции отношений в системе «Учитель-ученик» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арпентьева Мариям Равильевна

Статья посвящена проблемам деструкции отношений в системе «учитель-ученик», возникающих и усиливающихся при использовании медиасредств: замене реального человеческого общения «проверкой контакта», симуляцией обучающей и учебной деятельности. Отмечается, что помимо расширения возможностей обучения и воспитания, медиаобучение имеет целый ряд ограничений, актуализирующихся отсутствием организации этого взаимодействия со стороны педагога, родителей, общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиатизация образования: проблемы деструкции отношений в системе «Учитель-ученик»»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

М.Р. Арпентьева

Калужский государстеенныйуниеерситет имени К. Э. Циолковского, Калуга

МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ДЕСТРУКЦИИ ОТНОШЕНИЙ В

СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

Статья посвящена проблемам деструкции отношений в системе «учитель-ученик», возникающих и усиливающихся при использовании медиасредств: замене реального человеческого общения «проверкой контакта», симуляцией обучающей и учебной деятельности. Отмечается, что помимо расширения возможностей обучения и воспитания, медиаобучение имеет целый ряд ограничений, актуализирующихся отсутствием организации этого взаимодействия со стороны педагога,родителей, общества.

Ключевые слова: медиатизация обучения, цифровая безопасность, дидактическая коммуникация.

Современное общество столкнулось с проблемой нравственного освоения интенсивно развивающихся цифровых и иных медиатехнологий: биоэтика и техноэтика становятся одними из ведущих отраслей научно-практических исследований. Современный этап развития медиа-технологий характеризуется активностью информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, вплоть до открытых и скрытых информационных войн, вместо свободы информатизации и информации, свободы знать или не знать что-либо, возникают проблема информационной безопасности, свободы от дезинформации и проблема «демократии шума» [19; 20; 21; 22; 24; 25]. Помимо расширения возможностей поиска и сохранения, представления и осмысления данных, знаний и умений в разных областях, медиаобучение имеет целый ряд ограничений, актуализирующихся при попытках заменить значительную часть традиционного дидактического взаимодействия на взаимодействие учащих с медиаресурсами при отсутствии сопровождения этого взаимодействия со стороны педагога, родителей, общества. Список нарушений, возникающих в этом процессе, отражен в понятии «несоблюдение безопасности», а также многочисленных разновидностях нарушений цифровой (кибер) безопасности [19. С. 66-71] как состояния защищенности информационной среды, соответствующей интересам (потребностям) личности, общества и государства в информационной сфере, при котором обеспечивается их информирование, использование и возможности развития независимо от наличия внутренних и внешних угроз.

Проблема компьютерной или цифровой зависимости. В Японской, созданной международным совещанием, Окинавской хартии глобального информационного общества отмечается, что информационные технологии - важный фактор формирования и развития общества XXI века. Воздействие цифровых технологий революционно и затрагивает образ и качество жизни людей, их образование и работу, семейные отношения, а также взаимодействие правительства и гражданского общества. Информационно-коммуникационные технологии стали одним из стимулов развития глобализации как становления и развития мирового сообщества [48]. Однако информатизация сопровождается ростом цифровой (информационной) преступности и общим ростом «демократии шума», при котором человек вынужден перерабатывать ненужную информацию, в то время и теми способами, которые ему навязывают СМИ, в ущерб работы с той информацией, которая ему действительно необходима.

Традиционная проблема цифровой или кибербезопасности (суЬегеесигйу) распадается на две части: проблема жертв сети Интернет и проблема преступлений в сети Интернет. В контексте дидактической коммуникации и, шире, педагогического общения, эта проблема может быть рассмотрена как проблема имитации обучающей и учебной деятельности, ее замены иными деятельностями, в которых сопровождение педагогами, родителями и обществом уча-

щихся в их познавательной деятельности минимально, а дети остаются один на один с другими людьми, стоящими по другую сторону экрана и имеющими, в отличие от педагогов, родителей и общества, более определенные планы на них и их судьбу.

Не удивительно, что реклама религиозного и иного экстремизма, наркомании и суицидов, процветающая в сети Интернет, иных медиа, захватывает ребенка и ведет его в большей мере, чем «медиаконтент» обучающих программ: без труда самого ребенка, без сопровождения этого труда взрослыми, обучение обречено на провал. «Сверхценное увлечение играми» и иным контентом цифровых технологий свойственно не менее 10 % детей и подростков, что говорит о серьезности проблемы, а также о том, что освоение роли «простого консультанта» для педагога в такой ситуации неприемлемо и просто опасно для будущего государства. Дети и взрослые, не способные управлять собственными желаниями и ради этих желаний попирающие нравственные ценности, законы совместной жизни и собственную жизнь, - реальная опасность, которую можно легко поддержать «играми в консультацию» и «инновации в образовании».

Однако до сих пор общество рассматривает проблемы кибербезопасности и проблемы ме-диаобразования отдельно, что тормозит исследование и решение вопроса о том, как же и чему учить детей в условиях проникновения в повседневность все новых технологий и супертехнологий [16; 17; 18], как привить ребенку любовь к настоящему, если он уже поглощен виртуальным, как сделать так, чтобы разработка медиаконтента не стала еще одним фарсом российского образования, скатывающегося все ниже и ниже в своих требованиях не только к ученику, но и к самому себе. Кибербезопасность и эффективность медиаобучения - функция эффективности и продуктивности обучения как такового, его насыщенности ценностями, а не псевдоценностями, общением и коммуникацией как передачей и обменом информацией, а не проверкой контактов и разглядыванием виртуальной реальности, переполненной примитивизмом и откровенным информационным мусором, которым «забиты» даже многочисленные интернет-«википедии».

Кибербезопасность включает комплекс оперативных средств, более или менее долговременных стратегий, основополагающих принципов обеспечения безопасности, подходов к управлению рисками и гарантий безопасности в ситуациях разных типов рисков, систему профессиональной подготовки и развития, а также технологий и метатехнологий, которые используются для защиты киберсред, организаций и пользователей. Проблема жертв сети Интернет тесно связана с проблемой интернет-зависимости. В контексте проблем информационной безопасности важный момент - вопрос «интернет-зависимости» или «ин-тернетаддикации» (internet addiction disorder), которую описал А. Голдберг, а затем изучали Ш. Текл, М. Шоттон, К. Янг, В. В. Зайонц, Е. Н. Волкова, А. Войскунский, А. Жичкина, Г. Почепцов, московская и магнитогорская школа исследований информационной безопасности и многие другие ученые, практики и теоретики. От нее, даже по самым скромным оценкам, страдает примерно каждый пятый житель Земли: они не мыслят без Интернета своей жизни [1; 25; 26; 27; 28; 36; 40; 45; 46; 48; 49; 50; 52; 53; 54]. Они понимают, что Интернет отвлекает их от повседневной жизни, работы и учебы, разрушает отношения в семье и на работе, разрушает способность быть человеком среди людей, а сам компьютер становится посредником между ними и реальным миром, а то и просто - заменителем человеческого [15; 16; 17; 18]. Это проблема не только семьи, но и общества: нерегулируемая окружающими «компьютеромания» служит развитию компьютерной преступности [24. С. 318-323.]. Профилактика и коррекция компьютерной зависимости, как и иных типов зависимостей: «телемания» (постоянный просмотр телепрограмм), игромания (увлечение играми, в том числе гемблинг), должны занимать важное место в общественных отношениях: начиная от школы и семьи и заканчивая работой и СМИ [34; 36; 38; 39; 41; 43].

Формирование и развитие компьютерной зависимости связаны не только с желанием ухода от реальности, потребностью в иной идентичности или иными личностными проблемами, но и индивидуальные особенности человека [2; 3; 4]. Выделают ряд типов компьютерной зависимости [34; 39; 40; 41]: навязчивый интернет-серфинг (постоянный поиск информации в Интернете); виртуальное общение и киберсекс (зависимость от порносайтов); страсть к биржевым интернет-торгам и азартным играм онлайн; компьютерные сетевые игры. Основные причины зависимости [32; 34; 37; 40]: поиск новых ощущений, новых идентификаций; снятие напряжения и желание

уйти от проблем, забыться; поиск друзей, поддержки, общения, особенно одинокими людьми [23; 32; 37; 41]. Интернет предоставляет широкий выбор партнеров по общению, дает возможность создания группы близких людей; удовлетворяющий практически любым критериям поиска; дает возможность анонимного и «невидимого» общения, максимальную психологическую и иную безопасность; отсутствие необходимости построения отношений с собеседником; виртуальное позволяет реализовать фантазии о себе и мире, тренировать способности в общении и т. д.; не отложенное удовлетворение многих социальных потребностей с минимальным риском неуспеха; неограниченный доступ к информации, дающей возможности самореализации и возможность поделиться достижениями и получить поддержку.

За все это человек «платит» развитием синдрома зависимости, в том числе измененным сознанием, депрессивнно-астеническими переживаниями, отчужденностью (переживания пустоты, подавленности, раздражения при нахождении вне сети Интернет, пренебрежение к реальному миру, нарушение режима дня и образа жизни), соматические симптомы и отклонения психического развития и личностного функционирования [31; 33; 35; 37]. Развиваются также номофобия (no mobile fobia) - страх остаться без мобильного телефона; синдром фантомного звонка - галлюцинации, при которых человеку кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует; кибер-болезнь, или «цифровая морская болезнь» - людей «укачивает» от использования телефона; «эффект Google» - развитие уверенности в ненужности личных знаний, поскольку есть общие знания - в интернете; Facebook-депрессия - люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети или же от их отсутствия, игромания и зависимость от онлайн-игр - игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь; киберхондрия - безосновательно преувеличенное беспокойство за здоровье при общих симптомах, основанное на поиске данных и соответствующей литературы в интернете, что связано с отсутствием стремления проверять прочитанную информацию и психологическими особенностями человека [42; 48; 49; 50]; селфи-зависимость (Selfies), связанная с попытками компенсации отсутствия уважения к себе. Таким образом, использование интернета вызывает болезненный дистресс, а также причиняет ущерб физическому и психологическому здоровью, межличностному и социальному статусам человека, развивает комплекс неполноценности и стимулирует деградацию социальных навыков [6; 7; 8; 30; 52].

Проблема кибертерроризма и кибербуллинга. Еще одно нарушение - кибербуллинг - преднамеренные агрессивные действия с целью нанесения психологического и иного вреда человеку, которые осуществляются через каналы интернета, а также посредством мобильной связи [8; 11. С. 511].

Проблема преступлений в интернете тесно связана с вопросами кибер-терроризма и кибербуллинга. В 80-х годах ХХ-го века Б. Коллином предложен новый термин - компьютерный или кибернетический терроризм [20; 21; 53]. С. Н. Фридинский полагает причинами киберэкстремиз-ма общее преобладание досуговых ориентаций над социально-полезными, выхолащивание обучающей деятельности детей, лишение ее человеческой и творческой составляющих, их замены на технический и репродуктивный «обмен»; кризис воспитания и образования в семье и школе, их замену воспитанием и образованием СМИ; криминализация среды жизни людей и проблемы реализации жизненных планов, деформация системы ценностей [9; 12; 31. С. 24].

В работах Я. Александера, Д. Вертона, А. Джонсона, А. Кампена, А. И. Примакина, В. Е. Каду-лина и других исследователей под кибертерроризмом понимается совокупность незаконных, нарушающих права людей и организаций действий, связанных с (угрозами) расправ/покушений на жизнь и здоровье, благосостояние людей и организаций, искажением объективной информации и рядом других действий, способствующих нагнетанию напряженности и дезориентации членов сообщества с целью получения преимуществ при решении политических, экономических или социальных задач [3; 7; 15; 19; 20; 21; 22; 30; 42; 33; 35; 37 и др.]. Многие из них направлены на детей и молодежь, учащихся и обучающихся [10; 52; 53].

Более локальное и более знакомое детям и молодым людям понятие «кибербуллинг» включает перепалки (флейминг - flaming), нападки, изнурительные атаки (harassment), клевету (denigration), самозванство (impersonation), выманивание конфиденциальной информации (outing), киберпрес-ледование (cyberstalking) [28; 30; 42; 44; 47]. Кибербуллинг - реальность жизни интернет-зависимых: попытки решить за счет интернета проблемы межличностных отношений, вне целенаправ-

ленной тренировки личностных и межличностных качеств, приводят к повторению событий реальной жизни и, более того, их гротескному, усиленному воспроизведению в мире виртуальной реальности. Оттуда они способны «вернуться» в реальность повседневную, нанеся уже не только психологический, но и материальный и физический урон человеку или организации. Многие специалисты по безопасности обращают внимание на чисто технологическое реагирование на нападения и иные нарушения, вместо выбора анализа и понимания психологических аспектов, людей, которые вызвали или организовали нарушение / нападение. Однако для превенции кибе-ратак и иных нарушений, для продуктивной и эффективной коррекции их последствий, эти вопросы очень важны. Именно так можно решить эту проблему: чисто технические средства малоэффективны. Если же говорить о дидактической коммуникации, то необходимо возвращение в эту сферу тех смыслов, которые были заложены изначально: никакая программа или база данных не заменят педагога, не заменят личность, ее включенность в диалог с ребенком, ее интерес к ребенку.

Профилактика и коррекция компьютерной зависимости, как и иных типов зависимостей, -должны занимать важное место в общественных отношениях: начиная от школы и семьи и заканчивая работой и СМИ. Это должна быть профилактика и коррекция, направленная на разделение желаний и нужд человека: компьютер и сеть Интернет - средства учений и работы, но не основное место и способ жизни и построения отношений с самим собой и миром. Для этого людей нужно учить тем способам и нормам, которые с подачи «глобализирующегося мира» были отвергнуты и которые все еще не вернулись в повседневность.

Любой чат, игровой сайт и тому подобное содержат возможности кибербуллинга: особенно высоки они там, где включены потребности «досугового» типа, а также такие желания, как разного рода наркомании, сексуальные извращения и «знакомства», суициды и насилие, развлекательные программы и ресурсы (кино, игры и т.д.), религиозные идеологии и движения и т. д., - там, где активность человеческих желаний максимальна. Таким образом, чем больше «хочет» человек, тем больше он «получит»: неумение контролировать свои желания и соотносить их с нуждами, - первый и основной признак того, что человек столкнется с повышенным риском кибербуллинга и иных киберпреступлений, что он может быть втянут в различные преступные аферы и «акции» как жертва или преследователь. Эти люди не умеют контролировать свои желания, становятся их рабами, и, идя по дороге желаний, попадают в западню. Таким образом, проблема цифровой безопасности - одна из актуальнейших проблем современного общества, решение которой требует, в первую очередь, восстановления культуры как системы нравственных норм, разрешений и запретов.

Кибербуллинг, как и цифровая зависимость, тесно связан с общим кризисом воспитания и образования в семье и школе, их «заменой» квазивоспитанием и квазиобразованием СМИ, стабильно избегающими любого сколь-нибудь серьезного обсуждения важнейших вопросов и заменяющих их пропагандой псевдокультуры; наблюдается и общая криминализация среды жизни людей, привыкание населения к росту репрессий и активизации вмешательства в жизнь человека, в том числе с помощью цифровых технологий, других людей, общества и государства, легитимизация беззакония и противоречий в законах, декларируемых и выполняемых нормах. Человек встречается с тотальной фрустрацией стремления развития на уровне реализации жизненных планов, что еще более деформирует системы жизненных приоритетов и разрушает культуру, заполняя опустошенные ниши попытками создания «лоскутной религиозности». Все это вызывает многочисленные формы кибертерроризма как деятельности, направленной на нанесение ущерба жизненно важным объектам информационной инфраструктуры, включающей совокупность незаконных, нарушающих права людей и организаций действий, связанных с (угрозами) расправ / покушений на жизнь и здоровье, благосостояние людей и организаций, искажением объективной информации и рядом других действий, способствующих нагнетанию напряженности и дезориентации членов сообщества с целью получения преимуществ при решении политических, экономических или социальных задач. В деятельности организаций и профессиональной деятельности специалистов, также, как и в учебной деятельности детей цифровые технологии - важное подспорье на пути повышения личностной и профессиональной компетентности, продуктивности и эффективности труда, учебы. Интересны цифровые технологии и в контексте организации и проведения досуга и отдыха. Однако, как только технологии становятся «квазисубъектами»,

как только человек фокусируется иа собственных желаниях, разрушая ради них связи с другими людьми и самим собой, «забывая» о реальности, цифровые технологии становятся разрушительными. Поскольку их присутствие в жизни современных людей пока еще недостаточно долго, постольку люди не выработали культуры отношений к ним и, таким образом, культуры отношений к себе, достаточной для того, чтобы делать кибертехнологии безопасными. Компьютеры, интернет как «Alter ego» человека показывают ему все зоны его несовершенства, все точки роста, которые он может и нуждается реализовать: культура эмпатии как сопереживания и этически наполненного отношения к себе и другим людям; уважение к себе и другим людям, принятие и толерантность различий, непонимания; децентрированность и открытость новом опыту, готовность к игре и осмысленность процессов социального взаимодействия; ресакрализация и социальное служение, развитие как взаимопомощь и помощь другим, понимание предназначения и стремление его выполнить; выработка интегрированной идентичности и целостной жизненной позиции в противовес «лоскутному сознанию», фальшивой идентичности и «лоскутной», десакрализирующей мир, магической религиозности, стремление не только «брать» но и давать, не только «иметь» но и «быть; любовь к свободе и неопределенности, готовность и способность решать жизненные задачи самостоятельно, задавать собственные вопросы и искать собственные ответы; умение отличить подделку и ложь от настоящего, искренности, стремление повышать собственный культурный и, в том числе, духовный уровень; организация профессионального и учебного взаимодействия как сотрудничества, ведущая роль социального и человеческого капитала в противовес традиционной системе представлений о «самодостаточных» основаниях бизнеса, государственной власти, общественных интересов и мнений и т. д.

Таким образом, проблема цифровой или кибербезопасности - одна из актуальнейших проблем современного общества, решение которой требует, в первую очередь, восстановления качественного образования и воспитания человека в семье, школе, на работе, восстановления культуры как таковой. Начало и конец любой киберугрозы - реальный человек с уникальными мотивами и ценностями, преследователь и жертва. И хотя до сих пор многие специалисты по безопасности обращают внимание на чисто технологическое реагирование на нападения и иные нарушения, вместо выбора анализа и понимания психологических аспектов, людей и сообществ, которые вызвали и организовали нарушение / нападение или подверглись нападению, или впали в компьютерную или иную «цифровую зависимость».

Список литературы

1. Агдавлетова, А. М. Меры профилактики киберэкстремизма среди молодежи [Текст] / А. М. Агдавлетова // Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014). Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы. - Кемерово: КГУ, 2014. - С. 13-14.

2. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности [Текст] /

A. Ю. Акопов. - СПб. : Речь, 2008. - 224 с.

3. Антюхов, В. И. Информационный терроризм: прошлое, настоящее и будущее [Текст] /

B. И. Антюхов, Ю. И. Жуков, В. Е. Кадулин, А. И. Примакин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та МВД России, 2000. - № 1. - С. 57-64.

4. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1996. -№4,- С. 14-20.

5. Бабаш, А. В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: учебное пособие [Текст] / А. В. Бабаш, Е. К. Баранова, Ю. Н. Мельников. - М. : КноРус, 2013. - 136 с.

6. Велижанцева, А. А. Формирование негативных зависимостей В ИКТ-среде у детей и подростков [Текст] / А. А. Велижанцева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовской конференции. 9-12 октября 2015 г. / Под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой, О. Л. Колобовой. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, Магнитогорский Дом Печати, 2015. - С. 115-126.

7. Вехов, В. Б. Компьютерные преступления: способы совершения, методики расследования [Текст] / В. Б. Вехов. - М.: Право и закон, 1998. - С. 29-37.

8. Внебрачных, Р. А. Троллннг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах [Текст] / Р. А. Внебрачных // Вестник Удмуртского Университета. - 2012. - С. 48-51.

9. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / Под. ред. А. Е. Войскунского. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 100-131.

10. Гаврилов, Ю. В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия [Текст] / Ю. В. Гаврилов, Л. В. Смирнов. - М. : ЮИ МВД РФ, 2003. - 66 с.

11. Гаврилова, И. В. Профилактика киберэкстремизма среди молодежи : сб. статей / И. В. Гав-рилова; Под ред. Г. Н. Чусавитиной, Л. 3. Давлеткириевой, Е. В. Черновой. - М. : Академия, 2013. -С. 511.

12. Гарев, В. А. Информационная борьба с международным терроризмом: теоретические и практические аспекты : дис. ... канд. полит, наук [Текст] / В. А. Гарев. - М., 2007. - 293 с.

13. Гафнер, В. В. Информационная безопасность [Текст] / В. В. Гафнер. - Рн/Д : Феникс, 2010. - 324 с.

14. Громов, Ю. Ю. Информационная безопасность и защита информации [Текст] / Ю. Ю. Громов, В. О. Драчев, О. Г. Иванова. - Ст. Оскол : ТНТ, 2010. - 384 с.

15. Гульбин, Ю. Преступления в сфере компьютерной информации [Текст] / Ю. Гульбин // Российская юстиция. - 1997. - № 10. - С. 24-25.

16. Ефимова, И. Ю. Методика обучения родителей контролю за безопасным поведением подростков в сети интернет [Текст] / И. Ю. Ефимова // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / Под редакцией Г. Н. Чусавитиной, Л. 3. Давлеткириевой, Е. В. Черновой. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2013. - С. 28-46.

17. Ефимова, И. Ю. Методика формирования компетенций родителей в области обеспечения информационной безопасности подростков в сети интернет [Текст] / И. Ю. Ефимова, О. О. Ве-ремеенко // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международн. научно-практич. конференции. - Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. - С. 515-519.

18. Зеркина, Е. В. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий [Текст] / Е. В. Зеркина, Г. Н. Чуса-витина. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2008. - 184 с.

19. Игнатовский, А. Д. Кибернетический терроризм как угроза безопасности общества [Текст] / А. Д. Игнатовский, А. А. Радков // Культура. Духовность. Общество. - 2014. -№ 12. - С. 66-71.

20. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи : сборник статей [Текст] / Под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой. - Магнитогорск : Дом Печати, 2014. - 203 с.

21. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи : материалы внутривуз. конференции «Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи». 9-12 октября 2015 г. [Текст] / Под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой, О. Л. Колобовой. - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова Магнитогорский Дом Печати, 2015,- 480 с.

22. Макашова, В. Н. Модернизация ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений в целях обеспечения информационной безопасности [Текст] / В. Н. Макашова, Г. Н. Чусавитина// Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2014. - № 10. - С. 632-638.

23. Малыгин, В. Л. Особенности личности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению [Текст] / В. Л. Малыгин // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -2011. -№4.-Вып. 1.-108 с.

24. Мовчан, И. Н. Учебный проект как одна из форм противодействия киберэкстремизму среди школьников [Текст] / И. Н. Мовчан, Е. В Чернова, Г. Н. Чусавитина // Фундамент, исследования. -2015.-№9.-С. 318-323.

25. Недосекина, А. Г. Формирование эстетического идеала как средство профилактики киберэкстремизма [Текст] / А. Г. Недосекина, Г. Н. Чусавитина // Фундамент, исследования. - 2014. -№ 12-5. - С. 1083-1088.

26. Почепцов, Г. Г. Информационно-психологическая война [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М. : Синтег, 2009. - 180 с.

27. Расторгуев, С. П. Информационная война [Текст] / С. П. Расторгуев. - М : Радио и связь.

2009. - 416 с.

28. Солдатова, Г. У. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совладения [Текст] / Г. У. Солдатова, Е. Ю. Зотова // Образовательная политика. - 2011. - № 5 (55).

- С. 48-59.

29. Тихомиров, О. К. Психология компьютеризации [Текст] / О. К. Тихомиров. - Киев : Знание,

2010. - 200 с.

30. Тропина, Т. Л. Киберпреступность и кибертерроризм [Текст] / Т. Л. Тропина // Организованная преступность, терроризм и коррупция. - М., 2003. -№2,- С. 140-144.

31. Фридинский, С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности [Текст] / С. Н. Фридинский // Юридич. мир. - 2008. -№6,- С. 24

32. Чернова, Е. В. Социальные сети и киберэкстремизм [Текст] / Е. В Чернова // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи : сборник статей / Под ред. Л. 3. Давлеткиреевой, Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2013. - С. 132-136.

33. Alexander, Y. Cyber Terrorism and Information Warfare: Threats and Responses [Text] / Y. Alexander, M. S. Swetman. - N-Y : Transnational Publishers Inc., 2001. - 254 p.

34. Beand, K. Internet addiction: Current status and implications for employees [Text] / K. Beand // Employment Couseling. - 2002. - Vol. 39.-№l.- P. 2-11.

35. Boellstorff, T. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human [Text] / T. Boellstorff. - Princeton : Princeton University Press, 2008. - 363 p.

36. Browne, B. Confirmatory Factor Analysis of internet use and addiction [Text] / B. Browne // CyberPsychol. Behavior. - 2002. - Vol.5.-№l.-P.53-58.

37. Campen, A. The First Information War: The Story of Communications, Computers, and Intelligence Systems in the Persian Gulf War [Text] / A. Campen. - N-Y: Afcea International Press, 1992. - 195 p.

38. Charlton, J. A factor-analytic investigation of computer addiction and engagement [Text] / J. Charlton // Psychology. - 2002. - № 93. - P. 329-344.

39. Coule, D. An evaluation of a solution focused computer game in adolescent interventions [Text] / D. Coule, G. Doherty, J. Sharry // Clinical child psychology and psychiatry. - 2009. - № 14 (3). - P. 345-360.

40. Davis R. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening [Text] / R. Davis, G. Rett, A. Bessre // CyberPsychol. Behavior. - 2002. - Vol. 5.-№4.-P. 331-345.

41. Denning, D. E. Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy [Text] / D.E. Denning // The Computer Security Journal. - 2000. - Vol. XVI. - №. 3. - P. 15-35.

42. Giles, G. Adolescent computer use: approach, avoidance, and parental control [Text] / G. Giles, I. R. Price //Australianjournal of psychology. - 2008. - Vol. 60. - P. 63-71.

43. Hall, A. Internet Addiction: Student case study using best practices in cognitive behavior therapy [Text] / A. Hall, J. Parsons // Journal of Mental Health Counseling. - 2001. - Vol. 23. - № 4. - P. 312-327.

44. Hussein, Z. Online gaming addiction: classification, prediction and associated risk factors [Text] / Z. Hussein, M. D. Griffiths, T. Baguley //Addiction research and theory. - 2012. - Vol. 20. - P. 359-371.

45. Johnson, A. Gulf War Syndrome: Legacy of a Perfect War [Text] / A. Johnson. - Brunswick, Maine : Cumberland Press, 2001. - 240 p.

46. Lee, M. C. Understanding the behavioural intention to play online games an extension of the theory of planned behavior [Text] / M. C. Lee II Online information review. - 2009. - Vol. 33. - №. 5.

- P. 849-872.

47. Okinawa Charter on Global Information Society. Okinawa, Japan, July 22, 2000 [Electronical resource] II G8 Okinawa Summit: Documents. - Okinawa, Japan. - 2000. - July 21-23. - URL: www. mofa.go.jp/policy/economy/summit/2000/documents/charter.html (дата обращения: 10.08.2016).

48. Shapira, N. Psychiatric features of individuals with problematic Internet use [Text] / N. Shapira II Journal of Affective Disorders. - 2000. - № 57. - P. 267-272.

49. Shotton, M. A. Computer Addiction? A Study of Computer Dependency [Text] / M. A. Shotton. -L. : Taylor and Francis, 1989. - 342 p.

50. Simon, R. I. The American Psychiatric Publishing Textbook of Forensic Psychiatry [Text] / R. I. Simon, L. H. Gold. - N.-Y.: American Psychiatric Publishing, Inc., 2010. - 726 p.

51. Turkle, Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs [Text] / Sh. Turkle // Culture of the Internet / Ed. S. Kiesler. - Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 1997. - P. 143-155.

52. White, R. Cyberchondria: Studies of the Escalation of Medical Concerns in Web Search [Text] / R. White, E. Horvitz //ACM Transactions on Information Systems. - 2009. - Vol. 27 (4). - P. 1-34. -URL: www.research.microsoft.com/en-us/um/people/horvitz/cyberchondria_TOIS.pdf (дата обращения: 10.08.2016).

53. Young, К. S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery [Text] / K. S. Young. - N-Y.: John Wiley&Sons, 1998. - 256 p.

THE MEDIATIZATION OF EDUCATION: PROBLEMS OF DESTRUCTION OF RELATIONS IN THE SYSTEM «TEACHER-STUDENT»

ArpentievaM. R., KalugaK. E. TsiolkovskyState University, Kaluga, [email protected]

The article is devoted to the destruction of relations in the system "teacher-pupil" caused and aggravated by the use of media: the substitutefor real human communication "contact check", simulation teaching and learning. It is noted that in addition to the expansion of search capabilities and the preservation, presentation and interpretation of data, knowledge, and skills in different areas, media-teaching has a number of limitations, the actualizing when trying to replace a significant part of the traditional didactic interaction on the interaction between teaching with media resources in the absence of maintenance of this interaction by teachers, parents, society. The list of violations that occur in this process, reflected in the concept of''failure to safety", as 'well as numerous 'varieties of violations of the digital (cyber) security. Prevention and correction of computer addiction should occupy an important place in public relations: from school and family and finishing work and the media. This should be prevention and correction aimed at the separation of desires and human needs: computer and Internet tools and exercises 'work, but not the main place and the way of life and building relationships with itself and the world. To do this, people need to understand the essence of moral norms (prohibitions and oughtsJ.They also need to be capable ofreal, human communication, and not his simulacrum.

Keywords: mediatization oflearning, digital security, didactic communication.

References

1. Agdavletova, A. M. (2014) Mery profilaktiki kiberjekstremizma sredi molodezhi [=Prevention of cyberactivism among youth], in: Informacionnye sistemy i tehnologii v obrazovanii, nauke i biznese ^Information systems and technologies in education, science and business] (ISiT-2014), Kemerovo, KGU,pp. 13-14. (InRuss.).

2. Akopov, A. Ju. (2008) Svoboda ot zavisimosti. Social'nye bolezni lichnosti [=Freedom from addiction. Social diseases ofpersonality], Saint-Petersburg, Rech', 224 p. (In Russ.).

3. Antjuhov, V. I., Zhukov, Ju. I., Kadulin, V. E. and Primakin, A. I. (2000) Informacionnyj terrorizm: proshloe, nastojashhee i budushhee [=Information terrorism: past, present and future], in: Vestnik Saint-Petersburgskogo universiteta MVD Rossii [=Vestnik Saint-Petersburg University of MIA Russia], Saint-Petersburg, Saint-Petersburg University MVD of Russia, no. 1, pp. 57-64. (In Russ).

4. Arestova, O. N., Babanin, L. N. and Vojskunskij, A. E. (1996) Kommunikacija v komp'juternyh setjah: psihologicheskie determinanty i posledstvija [=Communication in computer networks: psychological determinants and consequences], in: Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 14. Psihologija [=Bulletin of Moscow University. Ser. 14. Psychology], no. 4, pp. 14-20. (In Russ.).

5. Babash, A. V., Baranova, E. K. and Mel'nikov, Ju. N. (2013) Informacionnaja bezopasnost'. Laboratornyj praktikum: Uchebnoe posobie [=Information security. Laboratory session: textbook], Moscow, KnoRus, 136 p. (In Russ.).

6. Velizhanceva,A. A. (2015) Formirovanie negativnyh zavisimostej V IKT-srede u detej i podrostkov [=The Formation of negative dependencies In the ICT environment in children and adolescents], in: Informacionnaja bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiberjekstremizma sredi molodezhi: materialy vnutrivuzovskoj konferencii. 9-12 oktjabrja 2015 g. [=Information security and the prevention of cyberactivism among youth: proceedings of the University conference. 9-12 October 2015], edited by G. N. Chusavitina, E. V. Chernova, O. L. Kolobova, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk, gos. tehn. unta im. G. I. Nosova, Magnitogorskij Dom Pechati, pp. 115-126. (In Russ.).

7. Vehov, V. B. (1998) Komp'juternye prestuplenija: sposoby sovershenija, metodiki rassledovanija [=Computer crimes: ways of making, methods of investigation], Moscow, Pravo i zakon, pp. 29-37. (In Russ).

8. Vnebrachnyh, R. A. (2012) Trolling kak forma social'noj agressii v virtual'nyh soobshhestvah [=Trolling as a form of social aggression in virtual communities], in: Vestnik Udmurtskogo Universiteta [=Bulletin Of Udmurt University], pp. 48-51. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Vojskunskij, A. E. (2000) Fenomen zavisimosti ot Interneta [=The Phenomenon of dependence on the Internet], in: Gumanitarnye issledovanija v Internet [=Humanities research to the Internet], edited by A. E. Vojskunskiy, Moscow, Akademicheskij proekt; Ekaterinburg, Delovaja kniga, pp. 100-131. (In Russ.).

10. Gavrilov, Ju. V. and Smirnov, L. V. (2003) Sovremennyj terrorizm: sushhnost', tipologija, problemy protivodejstvija [=Modern terrorism: the nature, typology, problems of fighting], Moscow, Jul MVD RF, 66 p. (In Russ ).

11. Gavrilova, I. V. (2013) Profilaktika kiberjekstremizma sredi molodezhi [=Prevention cyberactivism among young people], edited by Chusavitina G. N., Davletkirieva L. Z., Chernova E. V., Moscow, Akademija, pp. 5—11. (In Russ.).

12. Garev, V. A. (2007) Informacionnaja bor'ba s mezhdunarodnym terrorizmom: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [=The Information against international terrorism: theoretical and practical aspects], Moscow, 293 p. (In Russ.).

13. Gafner, V. V. (2010) Informacionnaja bezopasnost' [information security], Rn/D, Feniks, 324 p. (In Russ.).

14. Gromov, Ju. Ju., Drachev, V. O. and Ivanova, O. G. (2010) Informacionnaja bezopasnost 'i zashhita informacii [information security and protection of information], St. Oskol, TNT, 384 p. (In Russ.).

15. Gul'bin, Ju. (1997) Prestuplenija v sfere komp'juternoj informacii [=Crimes in sphere of computer information], in: Rossijskajajusticija [=The Russianjustice], no. 10, pp. 24-25. (In Russ.).

16. Efimova, I. Ju. (2013) Metodika obuchenija roditelej kontrolju za bezopasnym povedeniem podrostkov v seti internet [=Method of teaching parents the monitoring of safe behaviour in the Internet], in: Informacionnaja bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiberjekstremizma sredi molodezhi: sbornik statej [information security and the prevention of cyberactivism among young people: a collection of articles], edited by G. N. Chusavitina, L. Z. Davletkirieva, E. V. Chernova, Magnitogorsk, MGTU im. G. I. Nosova, pp. 28-46. (In Russ.).

17. Efimova, I. Ju. and Veremeenko, O. O. (2014) Metodika formirovanija kompetencij roditelej v oblasti obespechenija informacionnoj bezopasnosti podrostkov v seti internet [=The Technique of formation of competences of parents in the field of information security teenagers on the Internet], in: Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [=New information technologies in education: materials of VII international scientific-practical conference], Ekaterinburg, Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, pp. 515-519. (In Russ.).

18. Zerkina, E. V. and Chusavitina, G. N. (2008) Podgotovka budushhih uchitelej k prevencii deviantnogo povedenija shkol'nikov v sfere informacionno-kommunikativnyh tehnologij [=Training of future teachers to the prevention of deviant behavior of students in the field of information and communicationtechnologies], Magnitogorsk, MGTU im. G. I. Nosova, 184 p. (In Russ.).

19. Ignatovskij, A. D. and Radkov, A. A. (2014) Kiberneticheskij terrorizm kak ugroza bezopasnosti obshhestva [=Cyber terrorism as athreattothe security of society], in: Kul'tura. Duhovnost'. Obshhestvo [=Culture. Spirituality. Society], no. 12,pp. 66-71. (In Russ.).

20. Informacionnaja bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiberjekstremizma sredi molodezhi (2014) [=Information security and the prevention of cyberactivism among young people (collection of articles)], edited by G.N. Chusavitina, E.V. Chernova, Magnitogorsk, Dom Pechati, 203 p. (In Russ.).

21. Informacionnaja bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiberjekstremizma sredi molodezhi (2015) [=Information security and the prevention of cyberactivism among young people (collection of articles)], edited by G. N. Chusavitina, E. V. Chernova, O. L. Kolobova, Magnitogorsk, MGTU im. G.I. Nosova, Magnitogorskij Dom Pechati, 480 p. (In Russ.).

22. Makashova, V. N. and Chusavitina, G. N. (2014) ModernizacijalT-infrastruktury obrazovatel'nyh uchrezhdenij v celjah obespechenija informacionnoj bezopasnosti [=Modernization of it infrastructure of educational institutions in order to ensure information security], in: Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie [=Modern information technologies and IT-education], no. 10, pp. 632-638. (In Russ.).

23. Malygin B. L. (2011) Osobennosti lichnosti podrostkov, sklonnyh k Internet-zavisimomu povedeniju [=Personality Characteristics of adolescents who are prone to Internet-dependent behavior], in: Zhurnal nevrologii i psihiatrii im, S. S. Korsakova [=S. S. Korsakov Journal of neurology and psychiatry], no. 4, Vyp. 1, 108 p. (In Russ.).

24. Movchan, I. N., Chernova, E. V. and Chusavitina, G. N. (2015) Uchebnyj proekt kak odna iz form protivodejstvija kiberjekstremizmu sredi shkol'nikov [=The educational project as a form of counter-cyberactivism among schoolchildren], in: Fundamental'nye issledovanija [=Fundamental research], no. 9, pp. 318-323. (InRuss.).

25. Nedosekina, A. G. and Chusavitina, G. N. (2014) Formirovanie jesteticheskogo ideala kak sredstvo profilaktiki kiberjekstremizma [=The formation of the aesthetic ideal as a means of prevention of cyberactivism], in: Fundamental'nye issledovanija [=Fundamental research], no. 12-5, pp. 1083— 1088. (InRuss.).

26. Pochepcov, G. G. (2009) Informacionno-psihologicheskaja vojna [=The Information-psychological war], Moscow, Sinteg, 180 p. (In Russ.).

27. Rastorguev, S. P. (2009) Informacionnaja vojna [=Information warfare], Moscow, Radio i svjaz', 416 p. (InRuss.).

28. Soldatova, G. U. and Zotova, E. Ju. (2011) Kiberbulling v shkol'noj srede: trudnajaonlajn situacija i sposoby sovladenija [=Cyberbullying in the school environment: a difficult online situation and ways of coping], in: Obrazovatel'najapolitika [=Educational policy], no.5 (55), pp. 48-59. (In Russ.).

29. Tihomirov, O. K. (2010) Psihologija komp'juterizacii [=Psychology of computerization], Kiev, Znanie, 200 p. (In Russ.).

30. Tropina, T. L. (2003) Kiberprestupnost' i kiberterrorizm [=Cybercrime and cyberterrorism], in: Organizovannaja prestupnost', terrorizm i korrupcija [=Organized crime, terrorism and corruption], no. 2, pp. 140-144. (In Russ.).

31. Fridinskij, S. N. (2008) Molodezhnyj jekstremizm kak osobo opasnaja forma projavlenija jekstremistskoj dejatel'nosti [=Youth extremism as a particularly dangerous form of manifestation of extremist activities], in: Juridicheskij mir [=The legal world], no. 6, pp. 24 (In Russ.).

32. Chernova, E. V. (2013) Social'nye seti i kiberjekstremizm [=Social networks and cyberactivism], in: Informacionnaja bezopasnost 'i 'voprosyprofilaktiki kiberjekstremizma sredi molodezhi: sbornikstatej [=Information security and prevention of cyberactivism among young people: a collection of articles], edited by L. Z. Davletkireeva, G. N. Chusavitina, E. V. Chernova, Magnitogorsk, Magnitogorskij gosudarstvennyj universitet, pp. 132-136. (In Russ.).

33. Alexander, Y. and Swetman, M. S. (2001) Cyber Terrorism and Information Warfare: Threats and Responses. New York: Transnational Publishers Inc., 254 p.

34. Beand, K. (2002) Internet addiction: Current status and implications for employees, in: Employment Couseling. Vol. 39, no. 1, pp. 2-11.

35. Boellstorff, T. (2008) Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton, Princeton University Press, 363 p.

36. Browne, B. (2002) Confirmatory Factor Analysis of internet use and addiction, in: CyberPsychol. Behavior. Vol. 5, no. 1, pp. 53-58.

37. Campen, A. (1992) The First Information War: The Story of Communications, Computers, and Intelligence Systems in the Persian GulfWar. New York, Afcea International Press, 195p.

38. Charlton, J. (2002) A factor-analytic investigation of computer addiction and engagement, in: Brit. J. Psychology. No. 93, pp. 329-344.

39. Coule, D., Doherty, G. and Sharry, J. (2009) An evaluation of a solution focused computer game in adolescent interventions, in: Clinical childpsychology andpsychiatry. No. 14 (3), pp. 345-360.

40. Davis, R., Rett, G. and Bessre, A. (2002) Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening, in: CyberPsychol. Behavior. Vol. 5, no. 4, pp. 331-345.

41. Denning, D. E. (2000) Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy, in: The ComputerSecurityJournal. Vol. XVI, no.. 3, pp. 15-35.

42. Giles, G. and Price, I. R. (2008) Adolescent computer use: approach, avoidance, and parental control, in: Australianjournal of psychology. Vol. 60, pp. 63-71.

43. Hall, A. and Parsons, J. (2001) Internet Addiction: Student case study using best practices in cognitive behaviortherapy, in: Journal ofMentalHealth Counseling. Vol. 23, no. 4, pp. 312-327.

44. Hussein, Z., Griffiths, M.D. and Baguley, T. (2012) Online gaming addiction: classification, prediction and associated risk factors, in: Addiction research and theory. Vol. 20, pp. 359-371.

45. Johnson, A. (2001) Gulf War Syndrome : Legacy ofaPerfect War. Brunswick, Maine, Cumberland Press, 240 p.

46. Lee, M. C. (2009) Understanding the behavioural intention to play online games an extension of the theory of planned behavior, in: Online information review. Vol. 33, no.. 5, pp. 849-872.

47. Okinawa Charter on Global Information Society. Okinawa, Japan, July 22, 2000 (2000), in: G8 Okinawa Summit: Documents. Okinawa, Japan. July 21-23, available at: www.mofa.go.jp/policy/ economy/summit/2000/documents/charter.html, accessed 10.08.2016.

48. Shapira, N. et al. (2000) Psychiatric features of individuals with problematic Internet use, in: Journal of Affective Disorders. No. 57,pp. 267-272.

49. Shotton, M. A. (1989) Computer Addiction? A Study of Computer Dependency. London, Taylor and Francis, 342 p.

50. Simon, R. I. and Gold, L. H. (2010) The American Psychiatric Publishing Textbook of Forensic Psychiatry. New York, American Psychiatric Publishing, Inc., 726 p.

51. Turkle, Sh. (1997) Constructions and reconstructions of self in virtual reality, in: Playing in the MUDs. Culture of the Internet. Ed. by S. Kiesler. Mahwah, New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, pp. 143-155

52. White, R. and Horvitz, E. (2009) Cyberchondria: Studies of the Escalation of Medical Concerns in Web Search, in: ACM Transactions on Information Systems. Vol. 27 (4), pp. 1-34, available at: www. research.microsoft.com/en-us/um/people/horvitz/cyberchondria_TOIS.pdf, accessed 10.08.2016.

53. Young, K. S. (1998) Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategyfor Recovery. New York, John Wiley&Sons, 256 p.

Арпентьева Мариям Равильевиа - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, Калуга.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.