Научная статья на тему 'Педагогические механизмы профилактики идеологии киберэкстремизма среди студенческой молодежи'

Педагогические механизмы профилактики идеологии киберэкстремизма среди студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ / КИБЕРЭКСТРЕМИЗМ / МОНИТОРИНГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашова Вера Николаевна, Чусавитина Галина Николаевна

Актуальность темы обусловлена опасностью молодежного киберэкстремизма, ростом количества экстремистских проявлений в статистике правонарушений совершаемых молодежью в глобальной сети Интернет, необходимостью подготовки студентов педагогических специальностей университетов к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макашова Вера Николаевна, Чусавитина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические механизмы профилактики идеологии киберэкстремизма среди студенческой молодежи»

Макашова В.Н.1, Чусавитина Г.Н.2

гФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет, к.п.н., доцент,

makashova.vera@mail.ru

2 ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет, к.п.н., профессор,

gala m27@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационная безопасность, информационное пространство, образовательные учреждения, молодежная среда, межнациональное единство, профилактика киберпреступности, киберэкстремизм, мониторинг интернет-ресурсов.

АННОТАЦИЯ

Актуальность темы обусловлена опасностью молодежного киберэкстремизма, ростом количества экстремистских проявлений в статистике правонарушений совершаемых молодежью в глобальной сети Интернет, необходимостью подготовки студентов педагогических специальностей университетов к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи.

Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, практически во всем мире приобретают масштабный характер. По сведениям Национального антитеррористического комитета, уровень террористической опасности продолжает оставаться высоким, сохраняется угроза совершения террористических актов на всей территории Российской Федерации. Стремительное и бесконтрольное развитие информационных технологий во всех отраслях открывает новые возможности для совершения компьютерных преступлений. Кибертерроризм и киберэкстремизм за последние два десятка лет стал одним из наиболее опасных проявлений высокотехнологического терроризма, а информационные технологии стали его новой технологической базой [3].

При этом одним из ключевых направлений борьбы с кибертерроризмом и киберэкстремизмом выступает их профилактика [2]. Особенно важно проведение такой профилактической работы в образовательных организациях, так как, во-первых, ИТ являются одним из основных инструментов обеспечения деятельности современного образовательного учреждения [11]. По статистическим данным за последние годы возросла степень информатизации учреждений образования. Вычислительной техникой в России располагают 98% образовательных учреждений [10]. Весьма активно используются сетевые технологии: 88% образовательных учреждений имеют локальные сети, более 90% подключены к глобальной сети Интернет, также практически все учебные заведения имеют свои Web-сайты^]. Во-вторых, именно молодежная среда является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию[6]. На это время приходится наложение наиболее важных психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, максимализма, обострением чувства справедливости, определением смысла и ценности жизни. В последние годы отмечается активизация ряда националистических, религиозных, этнических и иных экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей [5]. Виртуальная среда формирует новый тип экстерриториальных организованных преступных групп, совершающих преступления киберэкстремистской направленности, участники которых не знакомы лично, согласованность их преступной деятельности достигается посредством сетевого взаимодействия в различных формах (виртуальных социальные сети, форумы, блоги, электронная почта, и т.д.). Так, по экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет, при этом из них несовершеннолетние лица 13-19 лет. Проблема молодежного экстремизма носит общемировой характер, при сегодняшних темпах его развития в Российской Федерации, может занять в ближайшем будущем одно из лидирующих мест

среди негативных социальных явлений[7].

Образовательные учреждения с целью обеспечения информационной безопасности используют большое разнообразие технических средств защиты (программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы): криптографические средства, обеспечивающие шифрование информации и механизмы проверки подлинности; антивирусные мониторы, фильтры, сканеры; средства обеспечивающие отказоустойчивость и резервное копирование; межсетевые экраны и шлюзы [2]. С каждым годом прогрессируют системы защиты от вирусных и спам атак. Наряду с программно-техническими аспектами (технологии безопасного хранения, обработки и использования данных; защита средств взаимодействия, устройств передачи и распределения научно-образовательной информации и др.), немаловажными являются и гуманитарные задачи (сохранение и развитие культурно-нравственных ценностей в условиях глобализации экономической, социально-политической и духовной жизни общества; соблюдение этических и академических норм при использовании ЭИР в науке и образовании; оценка возможных рисков нарушения безопасности ИКТ-насыщенной среды; исследование проблем противодействия злоупотреблениям свободой распространения информации в сети Интернет и др.). Очевидно, что обеспечение ИБ в сфере науки, образования и высоких технологий, невозможно без необходимого и достаточного количества высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Неотложность принятия специальных мер по обучению кадров основам ИБ прямо отмечается в Федеральной целевой программе «Электронная Россия», формирование ИКТ-компетентности в «Национальной доктрине образования в РФ», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и др.

Необходимо отметить, что многими ведущими вузами Россия (МГУ, МФТИ, МИФИ, РЭУ имени Г.В. Плеханова, ИТМО, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МЭСИ, МТУСИ, УРФУ, МГТУ и т.д.) ведется подготовка бакалавров направления информационной безопасности, однако для профилактики кибертерроризма и киберэкстремизма среди молодежи компетентными в вопросах ИБ должны быть учителя школ и преподаватели вузов. Мы считаем, целесообразным в подготовку будущих учителей включить компетенцию по обеспечению ИБ и формировать ее интегративно. В современной научной литературе выделяют три уровня интеграции учебных дисциплин: междисциплинарные связи, дидактический синтез и целостность[9].

Поэтому при подготовке будущих учителей в Магнитогорском государственном университете в рамках учебной работы были включены как новые дисциплины, так и отдельные темы, приведенные в таблице1, связанные с профилактикой идеологии киберэкстремизма среди молодежи.

Таблица1. Фрагмент соотнесения вопросов профилактики киберэкстемизма дисциплинам учебного плана

№ Наименование дисциплины Вопросы, рассматриваемые в дисциплине

1 История Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию

2 Философия Социально-философский аспект феномена экстремизма, его проявления во всех сферах жизни. Понятия молодежного киберэкстремизма, соотношение с терроризмом, радикализмом и сепаратизмом. Философские аспекты проблемы межэтнических отношений.

3 Мировая художественная культура Культурное и конфессиональное многообразие и единство жителей страны, история религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур.

4 Правоведение Уголовно-правовая характеристика киберэкстремизма в России. Российское законодательство, направленное на противодействие экстремизму (статьи 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ). Криминологическая характеристика экстремисткой деятельности в молодежной среде. Взаимодействие с работниками правоохранительных органов по вопросам профилактики киберэкстремизма.

5 Социология Роль неформальных молодежных объединений и особенности проведения свободного времени в процессе десоциализации

Социальное взаимодействие, социальные отношения. Взаимодействие в социальном управлении. Взаимодействие в управлении национальными отношениями. Взаимодействие как способ предотвращения конфликтов в национальных отношениях. Организация взаимодействия субъектов профилактики межэтнических конфликтов. Основные субъекты в профилактической деятельности, соотношение их целей и задач. Взаимодействие субъектов как условие эффективности профилактики межэтнических конфликтов. Формы взаимодействия в профилактике межэтнических конфликтов. Тенденции и социальные последствия молодежного экстремизма.

6 Культурология Укреплении межнационального единства, согласия и оптимизации взаимодействия между представителями различных культур. Человек в современной культуре. Формирование личности в информационном пространстве. Межкультурная коммуникация. Место и роль России в мировой культуре

7 Политология Формы экстремистских идеологий, сущность политического радикализма и политического экстремизма, терроризм как результат развития политического экстремизма, идейно-мировоззренческий, психологический, политико-организационный аспекты экстремизма, формы и способы экстремистской деятельности. Классификация экстремистских молодежных формирований политической направленности

8 Информационны е технологии в образовании Использование ресурсов Интернет в обучении профилактике экстремизма. Феномен экстремизма в сети Интернет. Экстремизм как пространство коммуникации различных социально-демографических групп. Организационные ресурсы сети Интернет: блогосфера, социальные сети, форумы. Мониторинг молодежной коммуникации на электронных площадках (информационных порталах)

9 Педагогика Воспитание и социализация в современной России — риски и возможности Место профилактики кибертерроризма и киберэкстремизма в системе образования. Методы, формы, средства профилактики кибертерроризма и киберэкстремизма в ОУ Разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности молодежи. Технологии групповой работы с подростками, направленные на формирование толерантности и профилактику экстремизма. Особенности проведения тренингов в подростково-молодежной среде

10 Психология Психогенные особенности формирования личности, выступающие причиной или следствием экстремистского поведения, психология деструктивного поведения. Учет психологических факторов в проектировании профилактики экстремизма. Методы исследования толерантности и склонности к экстремистскому поведению (социальная диагностика и психодиагностические методики)

11 Методика обучения информатике Формы и методы выявления, пресечения, кибертерроризма и киберэкстремизма. мониторинг интернет-ресурсов, web-серфинг.

и т.д.

Помимо образовательной деятельности вопросы профилактики рассматриваются в НИР и НИРС. Были организованы научно-практические конференции «Информационная безопасность в системе открытого образования» (г. Магнитогорск, май 2013 г.; октябрь 2014 г., октября 2015 г.), в рамках которых ежегодно проводилась секция «Профилактика и противодействие идеологии киберэкстремизма среди молодежи». По материалам выступлений на конференциях, лучшие

доклады были опубликованы в сборниках статей [3]. Проводится внутривузовский конкурс на лучшую научную работу по проблемам противодействия кибертерроризму. Во время прохождения педагогической практики студенты разрабатывают и проводят учебные и внеучебные мероприятия по профилактике правонарушений экстремистской направленности в образовательных учреждениях. Приведем темы некоторых проектов, разработанных студентами, по профилактике киберсэкстремизма (http://wiki.iteach.ru/}: интернет-зависимость в современном обществе; киберпреступность пришла, чтобы оставить след; сетикет, борьба с троллингом; политический инжениринг, как вид манипуляции людьми; свобода слова; влияние интернета на молодежь; и др. Реализацию мероприятий, направленных на профилактику, мы осуществляем в тесном взаимодействии со студентами, преподавателями, куратораторами, родителями, сотрудниками структурных подразделений вуза.

Таким образом, содержание образования в вузе позволяет качественно формировать у будущего учителя компетенции в области обеспечения профилактики и противодействия киберэкстремизму. Однако необходимо обратить внимание на отсутствие методик подготовки студентов педагогических направлений вузов к обеспечению кибербезопасности молодежи.

Публикация выполнена в рамках работы над проектом РГНФ № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи».

Литература

1. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.

2. Макашова В.Н. Механизмы противодействия киберэкстремизму и кибертерроризму в системе образования //Фундаментальные исследования. -2013. -№ 10 (часть 9). -С. 2054-2059.

3. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. Педагогические, психологические и лингвистические аспекты проблемы киберэкстремизма среди молодежи в вузе//Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1289-1293

4. Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. Проблемы информационной безопасности в процессе дистанционного обучения с помощью мобильных устройств // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей)/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. -Магнитогорск: МГТУ 2014., МГТУ Магнитогорск, 2014.

5. Чусавитина Г.Н., Чернова Е.В., Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей)/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. -Магнитогорск: МГТУ 2014., Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей)/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. -Магнитогорск: МГТУ 2014.

6. Чернова Е.В., Макашова В.Н., Боброва И.И., Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования, ИД 'Академия естествознания", Пенза, 2014-Русский

7. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н., Модернизация ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений в целях обеспечения информационной безопасности // Современные информационные технологии и ИТ-образование, Москва, 2014-Русский

8. Чернова Е.В., Социальные сервисы web 2.0 как инструмент превенции вовлечения в киберэкстремисткую деятельность // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей)/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой., МГТУ Магнитогорск, 2014, 182 -185-Русский

9. Недосекина А.Г., Чусавитина Г.Н., Формирование эстетического идеала как средство профилактики киберэксремизма // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом 'Академия Естествознания", Пенза, 2014-Русский

10. Чернова Е.В., Киберэкстремизм в сетевом социальном пространстве // Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014). Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы, г. Кемерово, 19-21 июня 2014 г. -288c., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Кузбасс, 2014, 99 -101-Русский.

11. Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ 2010. -158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.