Научная статья на тему 'Проблемы разработки квалификационных рамок и оценки квалификации в области землеустройства'

Проблемы разработки квалификационных рамок и оценки квалификации в области землеустройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ ТЕМПУС / TEMPUS PROJECT / ЕВРОПЕЙСКИЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ / EUROPEAN QUALIFICATIONS FRAMEWORK / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / QUALIFICATIONS REQUIREMENTS / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ / QUALIFICATIONS FRAMEWORKS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ / NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / ДЕСКРИПТОРЫ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / LAND MANAGEMENT / КАДАСТР / CADASTRE / УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ / REAL ESTATE MANAGEMENT / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашева Алла Андреевна, Чепурин Евгений Михайлович, Камынина Надежда Ростиславовна

Цель статьи рассмотреть возможные подходы к разработке квалификационных рамок в области землеустройства, кадастров и управления недвижимостью и их адаптации к европейским рамкам квалификаций. Актуальность обсуждаемой проблемы связана с тем, что российские учебные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для указанной сферы, в процессе интеграции в европейское образовательное пространство сталкиваются с существенными трудностями как специфического профессионального, так и институционального характера. Показан процесс формирования отраслевой рамки квалификаций (ОКР), которая представляет собой системное, структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций и является, по мнению авторов, ключевым механизмом образовательной мобильности, своеобразным маршрутизатором процесса получения и обновления знаний. Представлена принятая в мировом сообществе методология организации учебно-методического процесса и системы контроля качества. Подчеркивается, что разрабатываемые квалификационные рамки должны быть соотнесены с содержанием государственного образовательного стандарта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурашева Алла Андреевна, Чепурин Евгений Михайлович, Камынина Надежда Ростиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualifications Framework Development and Quality Rating in the Land Management Sphere

The aim of the research is to observe the existing approaches to qualifications framework development in the sphere of land management, cadastres and real estate management, as well as the qualifications framework adaptation to European system. The relevance of the issue is related to the specific professional and institutional problems facing Russian educational establishments engaged in personnel training in the given sphere. The authors demonstrate the qualifications framework development in the land management sector regarding it as a key mechanism of educational mobility and the router for knowledge acquisition and updates. The qualifications framework is referred to as a systematic and structured description of recognized qualifications. The accepted worldwide methodology of organizing the educational process and quality control system is given. The emphasis is on the need to comply the qualifications framework with the Russian State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки квалификационных рамок и оценки квалификации в области землеустройства»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.001.76

А. А. Мурашева, Е. М. Чепурин, Н. Р. Камынина

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАМОК И ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Аннотация. Цель статьи - рассмотреть возможные подходы к разработке квалификационных рамок в области землеустройства, кадастров и управления недвижимостью и их адаптации к европейским рамкам квалификаций.

Актуальность обсуждаемой проблемы связана с тем, что российские учебные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для указанной сферы, в процессе интеграции в европейское образовательное пространство сталкиваются с существенными трудностями как специфического профессионального, так и институционального характера.

Показан процесс формирования отраслевой рамки квалификаций (ОКР), которая представляет собой системное, структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций и является, по мнению авторов, ключевым механизмом образовательной мобильности, своеобразным маршрутизатором процесса получения и обновления знаний.

Представлена принятая в мировом сообществе методология организации учебно-методического процесса и системы контроля качества. Подчеркивается, что разрабатываемые квалификационные рамки должны быть соотнесены с содержанием государственного образовательного стандарта РФ.

Ключевые слова: проект Темпус, европейские рамки квалификации, квалификационные требования, квалификационные рамки, национальные рамки квалификации, дескрипторы, землеустройство, кадастр, управление недвижимостью, критерии оценки.

A. A. Myrasheva, E. M. Chepurin, N. R. Kamynina

QUALIFICATIONS FRAMEWORK DEVELOPMENT AND QUALIFICATIONS RATING IN THE LAND MANAGEMENT SPHERE

Abstract. The aim of the research is to observe the existing approaches to qualifications framework development in the sphere of land management, cadastres and real estate management, as well as the qualifications framework adaptation to European system. The relevance of the issue is related to the specific professional and institutional problems facing Russian educational establishments engaged in personnel training in the given sphere.

The authors demonstrate the qualifications framework development in the land management sector regarding it as a key mechanism of educational mobility and the router for knowledge acquisition and updates. The qualifications framework is referred to as a systematic and structured description of recognized qualifications.

The accepted worldwide methodology of organizing the educational process and quality control system is given. The emphasis is on the need to comply the qualifications framework with the Russian State Educational Standards.

Keywords: TEMPUS project, European qualifications framework, qualifications requirements, qualifications frameworks, national qualifications framework, land management, cadastre, real estate management, evaluation criteria.

Обеспечение кадрового потенциала - одна из стратегических задач для успешного совершенствования развития любой отрасли. Удовлетворять спрос на необходимых специалистов призвана система профессиональной подготовки, которая сегодня нуждается в новой методологии преподавания, основанной на современные принципах международной интеграции и обеспечения качества образовательных услуг.

Международное сотрудничество - важнейший принцип государственной политики в области высшего образования. Устранение многих межнациональных и межкультурных барьеров возможно лишь при наличии общих подходов к обучению на мировом образовательном пространстве. Как известно, основные положе-

ния Болонской декларации, которой следуют как страны Европейского Союза, так и Россия, включают принятие системы сопоставимых степеней, введение двухциклового обучения, накопительной системы зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer System), обеспечение качества на внутривузовском, национальном и межнациональном уровнях через привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Все перечисленное должно привести к созданию новых схем межинституционального сотрудничества, повысить мобильность учащихся и преподавателей для проведения совместных программ обучения, практической подготовки и научных исследований. Такая деятельность и создание стандартов, основанных на компетенциях и гарантирующих прозрачность и сопоставимость оценки и присвоения квалификаций, усиливают связь образования/обучения с рынком труда [2].

Российская Федерация как участник Болонского процесса находится в стадии реформирования системы высшего образования, поэтому в настоящий момент необходимыми и полезными представляются изучение и адаптация отечественными вузами успешного зарубежного опыта модернизации высшей школы, что активно поддерживается Европейской Комиссией в рамках программ Темпус и Эразмус Мундус.

Эффективное реформирование профессионального образования, ориентированного на обучение в течение всей жизни и обеспечение соответствия его результатов запросам общества, работодателей и отдельных граждан, невозможно без развития частно-государственного партнерства на рынках труда и образовательных услуг [1].

Для правильного понимания потребностей работодателя академическое сообщество должно опираться на национальную систему квалификаций и содержание отраслевых рамок квалификаций, как это уже делается во многих странах.

В России формирование национальной и отраслевых рамок квалификаций началось недавно. Первые нормативно-правовые документы появились в 2012 г. Новой статьей 195.1 Трудового кодекса, введенной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"» были официально закреплены понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

Согласно Трудовому кодексу, квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [6].

Распоряжением от 29 ноября 2012 г. № 2204-р Правительства Российской Федерации утвержден план разработки профессиональных стандартов (ПС) на 2012-2015 гг., в соответствии с которыми намечено:

в 2013 году:

• сформировать экспертный совет по ПС при Министерстве труда России;

• подготовить методические рекомендации по разработке ПС;

• разработать макет ПС и уровни квалификации в целях подготовки ПС;

• разработать ПС (400 ПС в 2013 г. и не менее 400 ПС в 2014 г.);

• создать реестр ПС;

• создать информационный ресурс, содержащий сведения о развитии системы квалификаций, разработке и утверждении ПС;

• сформировать общедоступную базу данных профессиональных сообществ и их членов;

• подготовить предложения о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на ПС, утвержденные в установленном порядке;

в IV квартале 2014 года:

• подготовить предложения по образованию комиссии при Правительстве Российской Федерации по развитию национальной системы квалификаций и предложения по разработке ПС на 20152020 гг.

Таким образом, происходит постепенный процесс формирования инфраструктуры по разработке и реализации предложений, связанных с национальной и отраслевыми рамками квалификаций [5].

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р создана автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», учредителем которой является Правительство РФ, а Наблюдательный совет возглавляет Президент РФ. Одна из ключевых задач агентства - содействие развитию профессиональных компетенций; ключевые функции - распространение лучших практик, управление изменениями нормативно-правовой базы.

Приоритетным для агентства является проект «Создание национальной системы компетенций и квалификаций», который должен быть реализован в 2013-2018 гг. Основной набор мероприятий дорожной карты проекта определен темами, формирующими новый подход к управлению образованием и рынком труда. К ним относятся:

• организационное построение национальной системы компетенций и квалификаций и поддержка профессиональных сообществ;

• правовое обеспечение разработки и применения профессиональных стандартов;

• создание общероссийской сети центров признания квалификаций;

• создание системы мониторинга спроса и предложения квалификаций и компетенций на рынке труда;

• усиление механизмов контроля качества образования;

• инновации в образовании.

Организация работ по созданию отраслевого профессионального стандарта предполагает обязательный предварительный этап -разработку, согласование и утверждение отраслевой рамки квалификаций (ОРК), представляющей собой структурированное по уровням описание признаваемых, т. е. официально подтвержденных (в виде диплома/сертификата), квалификаций, компетенций работника, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретных видов профессиональной деятельности, сформированных в процессе профессионального образования, производственного обучения и собственно трудовой деятельности [5].

ОРК - необходимый элемент появления отраслевых профессиональных стандартов, поскольку именно в ней содержатся пе-

речни требуемых для описания трудовой деятельности компетенций с учетом значимые для отрасли направлений и специализаций. Отраслевая рамка определяет структурированные по квалификационным подуровням требования к содержанию трудовой деятельности, задающие ориентиры для разработчиков содержания отраслевых профессиональных стандартов (ОПС). Помимо этого ОРК - это связующее звено между функциональным описанием деятельности, заложенным в основу современного международного подхода к профессиональным стандартам, и исторически сложившейся в российской системе регулирования труда практикой должностного подхода к квалификационным требованиям.

Структура ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационного уровня (указывается в соответствии с НРК);

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК.

Составление различных ОРК будет способствовать наращиванию в стране производственного потенциала и развитию университетов путем создания учебных центров и реализации учебных программ, совместимых с квалификационными рамками, а также внедрению учебных курсов для подготовки в смежных получаемой специальности направлениях.

Обратимся к проблемам разработки ОРК и оценки квалификации в области землеустройства. Для создания любой ОРК важно, в первую очередь, сформировать точное представление о природе отрасли и процессах, которые в ней происходят, что затем позволит безошибочно определить компетенции и избрать методологию обучения специалистов [4]. В нашем случае нужно, прежде всего, помнить, что земля - это не только пространство, где живут люди, но и средство производства, она является одним из основных ресурсов для человеческого существования.

Московский государственный университет по землеустройству возглавляет группу российских вузов, осуществляющих проект Tempus IV 530690-TEMPUS-1-2012-1-PL-TEMPUS-SMHES «Разра-

ботка квалификационных рамок для землеустройства в российских университетах - ELFRUS». Эта деятельность крайне важна, так как отечественные учебные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для сферы землеустройства, кадастров и управления недвижимостью в процессе интеграции в Европейское образовательное пространство сталкиваются с целым рядом трудностей как специфического профессионального, так и институционального характера. Одна из сложностей связана с огромным разнообразием и непохожестью регионов страны, что обязательно должно быть учтено и при разработке ОРК, и при принятии государственных профессиональных стандартов. Все университеты в регионах, занимающиеся подготовкой специалистов в рассматриваемой нами области профессиональной деятельности, являются одновременно центрами и профориентации, и довузовского, и последипломного образования, ведут научно-исследовательскую работу, а также участвуют в оказании практической помощи кадастровым инженерам и землеустроителям через систему подготовки и переподготовки, повышения квалификации [3]. Функционирование этой сложной структуры позволяет подготовить теоретически и практически грамотных профессионалов с умениями и компетенциями, необходимыми для реализации на рабочих местах и самообразования. Однако возникает вопрос: каким инструментом можно воспользоваться, для того чтобы правильно оценить их квалификацию?

На сегодняшний день классификационные характеристики в отрасли разрознены и рассыпаны по различным документам: федеральным законам РФ, Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и т. д. Отсутствие отраслевой рамки квалификаций не позволяет установить связь между ними. Более того, для имеющихся документов не приняты единый понятийный аппарат и единые принципы описания профессиональной деятельности, образовательной и профессиональной мобильности.

Поскольку рамки квалификаций в области землеустройства в наличии нет, работники не могут получить признание новых квалификаций со всеми вытекающими отсюда последствиями, главное из которых - девальвация реальной ценности квалификаций формального образования.

Острая потребность создания отраслевой рамки квалификаций в области землеустройства (впрочем, как и какой-либо другой ОРК) обусловлена также качественными изменениями, которые произошли в системе образования. Благодаря широкому распространению компьютерных информационных технологий увеличились возможности и способы обучения, которое теперь не ограничено ни временем, ни пространством. При этом повысилось внимание к его качеству: содержанию образовательных программ, их структурированию, а также к процессу преподавания. ОРК необходима, чтобы можно было оценить квалификацию будущего или уже сформированного специалиста при любой форме обучения и на любой его стадии.

Для динамического поступательного развития системы образования в области землеустройства, продуктом которой является высококвалифицированный профессионал, необходимо создать принципиально новые механизмы, обеспечивающие

• типологизацию и иерархию квалификаций для землеустройства на основе требований рынков образовательных услуг и труда (спроса на квалифицированных работников различного профиля) в функциональном разрезе и с опорой на компетенции;

• создание вариативных образовательных программ и форм обучения для каждого уровня квалификации;

• разработку современных инструментов и процедур оценки, приводящих к присвоению квалификаций;

• формирование типологии квалификационных свидетельств (от федерального уровня до внутривузовских удостоверений о прохождении обучения и присвоении квалификации, сертификатов профессиональных ассоциаций землеустроителей, предприятий различных организационно-правовых форм, имеющих право на выполнение профессиональной деятельности в землеустройстве).

Для успешной модернизации системы подготовки кадров в области землеустройства в Российской Федерации необходима единая современная система классификаций и рамка квалификаций, которая отражала бы требования к компетенциям во всех областях профессиональной деятельности, понятные работодателям, преподавателям и пользователям услуг землеустроительного образования - студентам [4].

Методологической основой для разработки квалификационной рамки для сферы землеустройства служит Европейская рамка квалификаций (ЕРК) [5]. Под этой разработкой в данном случае подразумевается создание квалификационных требований в рассматриваемой области, на которые необходимо ориентироваться на всех этапах подготовки выпускника и его последующей профессиональной деятельности: при абитуриентском отборе; во время обучения с целью получения права осуществления профессиональной деятельности; в период адаптации к профессиональной деятельности; наконец, на этапе готовности к выполнению профессиональных заданий. Для каждого из этих этапов следует выделить общие (универсальные) и профессиональные (предметные) компетенции в соответствии с европейскими стандартами. Квалификационные рамки должны быть проанализированы и сопоставлены с содержанием государственного образовательного стандарта. Пристальное внимание надо уделить и положениям профессионального стандарта для землеустройства, так как он является основным документом для ориентации в наполнении процесса подготовки выпускников.

Кроме активного внедрения подходов, сформулированных в ЕРК, нужно, чтобы в осуществлении проекта Tempus IV 530690-TEMPUS-1-2012-1-PL-TEMPUS-SMHES... приняли участие все заинтересованные стороны.

Нами была разработана анкета и организован опрос работодателей для определения квалификационных характеристик выпускника землеустроительного вуза (специальности).

Значимой задачей проекта стало создание интерактивного образовательного ресурса, который необходим для активной популяризации опыта подготовки и профессионального роста землеустроителей российских вузов, а также координации инициатив по интеграции российского высшего образования в области землеустройства в европейскую систему. В этих целях проект осуществляется по нескольким направлениям:

• непосредственные рекламные мероприятия, в частности ведение интернет-страницы и размещение ссылок на интерактивный образовательный ресурс на сайтах вузов - участников консорциума, публикация буклетов о проекте и их распространение,

электронная рассылка новостей среди заинтересованных участников, освещение промежуточных результатов проекта в профильных изданиях на бумажных и электронных носителях;

• для целевой аудитории на базе Государственного университета по землеустройству в декабре 2013 г. был проведен семинар-презентация подготовленной квалификационной характеристики, ее методического сопровождения, а также организовано обсуждение вопросов гармонизации подготовки кадров в области землеустройства в вузах России и Европейского Союза в рамках Болон-ского процесса;

• планируется конференция, задачей которой также будет тиражирование полученных результатов и обсуждение перспектив дальнейшего международного сотрудничества по интеграции высшего образования в области землеустройства РФ в международное образовательное пространство.

Высшая школа в области землеустройства в современных условиях должна обеспечить выпускникам свободный доступ к комплексным теоретическим и практическим знаниям и умениям, помогать осваивать мировые высокие технологии, формировать способность к социальной адаптации. Результативность обучения должна обеспечиваться гибкостью образовательных траекторий и возможностью горизонтальной мобильности, т. е. официальным признанием всех ранее освоенных компетенций независимо от того, где и как они были приобретены. Ключевыми механизмами образовательной мобильности, своеобразными маршрутизаторами процесса получения и обновления знаний, а значит, профессионального роста должны стать национальная и отраслевые рамки квалификаций.

Еще раз подчеркнем, рамка квалификаций представляет собой системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью таких рамок проводится измерение результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании [6].

В интересах международной сравнимости квалификаций на российском и на европейском рынках труда, создания основы для взаимного доверия и условий мобильности трудовых ресурсов необходимо выявить и установить четкие и прозрачные критерии оценки квалификационных уровней, позволяющие проверять, на-

сколько результаты обучения сопоставимы с требованиями к специалисту, предъявляемыми обществом, работодателями и государством.

Литература

1. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Москва: АНО Центр ИРПО, 2011. 72 с.

2. Олейникова О. Н. Модернизация системы профессионального образования в интересах рынка труда в Российской Федерации // Вестник МГАДА. 2011. № 4. С. 1-2.

3. Олейникова О. Н. Обеспечение качества профессионального образования и обучения в Европе: современное состояние и основные тенденции. Москва: АНО Центр ИРПО, 2011. С. 22-24.

4. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций». Москва: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. 123-145.

5. Олейникова О. Н. Формирование национальной системы квалификаций // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 3. С. 11-13.

6. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: методическое пособие / М. В. При-везенцев, О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева и др. Москва: Аль-фа-М, 2007. 160 с.

Reference

9. Olejnikova O. N., Murav'eva A. A. Professional'nye standarty kak osnova formirovanija ramki kvalifikacij. [Occupational standards as foundation of the qualifications framework]. Moscow: ANO Centre IRPO. 2011. 72 p. (In Russian)

10. Olejnikova O. N. Modernizacija sistemy professional'nogo ob-razovanija v interesah rynka truda v Rossijskoj Federacii [Modernization of the vocational training system for labor market benefit]. Vest-nik MGADA. 2011. № 4, Р. 1-2. (In Russian).

11. Olejnikova O. N. Obespechenie kachestva professional'nogo obrazovanija i obuchenija v Evrope: sovremennoe sostojanie i osnov-nye tendencii. [Quality assurance of the professional education and

European education: the current state and principal trends], Moscow: ANO Centre IRPO. 2011. Р. 22-24. (In Russian)

12. Murav'eva A., Oleynikova O. Coles M., Printsipy i protsedury razrabotki natsional'noi ramki kvalifikatsii. [Principles and procedures of development of national qualifications framework]. Moscow: Centre for VET Studies. 2006. 160 p. (In Russian)

13. Oleynikova O. N. Formirovanie nacional'noj sistemy kvalifi-kacij. [Development of the qualifications framework]. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2010. № 3. Р. 11-13. (In Russian)

14. Privezencev M. V., Olejnikova O. N., Murav'eva A. A. Development of the qualifications framework / Professional standards as the basis of the personnel training. Moscow: Alfa-М, 2007. 160 p. (In Russian)

УДК 377.354

B. А. Федоров,

C. В. Васильев

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ1

Аннотация. Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация подходов, принципов и условий, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку конкурентоспособных рабочих в учебном центре промышленного предприятия.

Методы. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические: исследование и обобщение эффективного опыта корпоративного профессионального образования, включенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка.

Результаты. На основе анализа современного опыта профессионального обучения непосредственно на промышленных предприятий разработана система организационно-педагогических принципов корпоративной подготовки конкурентоспособных рабочих. Описание принципов и условий их реализации представлено с позиций компетентностного, социокультурного и модульного подходов. Эффективность данной системы

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России. 56 Образование и наука. 2014. № 6 (115)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.