Научная статья на тему 'Концепция рамки квалификации в сфере информационных технологий на основе требований профессиональных стандартов'

Концепция рамки квалификации в сфере информационных технологий на основе требований профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РАМКА КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Годин Владимир Викторович, Митрофанова Елена Александровна, Васильева Елена Викторовна

Концепция была разработана в рамках проекта Европейского союза TEMPUS «INARM информатика и менеджмент: квалификационные рамки в болонском стиле». Секторальная рамка квалификации является компромиссом между требованиями рынка труда к квалификации и результатами академического обучения по определенному профессиональному направлению. Секторальная рамка квалификаций по направлению ИТ основана на европейском рамочном подходе к делению квалификационных уровней, структуре национальной и предложениях по отраслевой рамки квалификации в области «Информационные технологии», а также требованиях работодателей в сфере ИТ, заявленных в профессиональных стандартах АПКиТ. Рамка квалификации служит важным элементом системы сертификации квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF QUALIFICATIONS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS

Investigations were carried out during the project of the European Union TEMPUS «INARM Informatics and management: qualifications frameworks in the Bologna style». Sectoral frame qualification is a compromise between labor market requirements to the qualifications and the results of academic training for specific professional direction. Sectoral qualifications framework « Information management» is based on the European framework approach to the division of qualification levels, on the structure of the national and proposals for sectoral qualifications in the field of Information technologies, as well as the requirements of employers in the it sphere, declared in professional standards APKIT. Frame qualification is an important element of the system of certification.

Текст научной работы на тему «Концепция рамки квалификации в сфере информационных технологий на основе требований профессиональных стандартов»

УДК 378.22.014.5:005/57

КОНЦЕПЦИЯ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация. Концепция была разработана в рамках проекта Европейского союза TEMPUS «INARM - информатика и менеджмент: квалификационные рамки в болонском стиле». Секторальная рамка квалификации является компромиссом между требованиями рынка труда к квалификации и результатами академического обучения по определенному профессиональному направлению. Секторальная рамка квалификаций по направлению ИТ основана на европейском рамочном подходе к делению квалификационных уровней, структуре национальной и предложениях по отраслевой рамки квалификации в области «Информационные технологии», а также требованиях работодателей в сфере ИТ, заявленных в профессиональных стандартах АПКиТ. Рамка квалификации служит важным элементом системы сертификации квалификации.

Ключевые слова: подготовка кадров, профессиональное образование, квалификация, рамка квалификации, информационные технологии, профессиональный стандарт.

THE CONCEPT OF QUALIFICATIONS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS

Abstract. Investigations were carried out during the project of the European Union TEMPUS «INARM - Informatics and management: qualifications frameworks in the Bologna style». Sectoral frame qualification is a compromise between labor market requirements to the qualifications and the results of academic training for specific professional direction. Sectoral qualifications framework « Information management» is based on the European framework approach to the division of qualification levels, on the structure of the national and proposals for sectoral qualifications in the field of Information technologies, as well as the requirements of employers in the it sphere, declared in professional standards APKIT. Frame qualification is an important element of the system of certification. Keywords: training; professional education, qualifications; the frame of qualifications; information technology; professional standard.

Современные условия труда, тем более - в динамичной ИТ-отрасли, накладывают требования к постоянному развитию профессиональных навыков специалиста. Изменение информационной инфраструктуры современных российских предприятий определило острую необходимость в подготовке специалистов, компетентных в профессиональной сфере и области информационно-коммуникационных технологий. Любое предприятие начинает зависеть от способностей и скорости обучаемости своего персонала. В процессе трудовой деятельности одной только методической базы, которая закладывается в вузе, недостаточно, требуется постоянная актуализация знаний и умений. Принцип непрерывности образования заключается в возможности совершенствования профессиональной подготовки специалиста и подтверждения соответствующего уровня квалификации, которые предоставляют понимание перспектив карьерного роста специалиста для него самого и его работодателя. Ключевым пунктом стратегии непрерывного профессионального образования является соответствие получаемого образования запросам рынка труда и современным технологиям. Достижение этого требует перестройки всего образовательного процесса, заставляя делать его более гибким и управляемым с учетом постоянного взаимодействия с предприятиями-работодателями. Обеспечивает этот диалог рамочный подход к квалификации. Равновесие между возможностями системы вузовского образования и потребностями бизнеса требует всестороннего изучения и применения системных подходов к управлению, в том числе методов прогнозирования спроса на квалификацию и оценки динамики данной проблемы в различных моделируемых ситуациях развития [2, с. 14].

© Годин В.В., Митрофанова Е.А., Васильева Е.В., 2014

В.В. Годин Е.А. Митрофанова Е.В. Васильева

Vladimir Godin Elena Mitrofanova Elena Vasileva

Рассмотрению такого понятия, как «образование в течение всей жизни» или «образование для взрослых», уделяют достаточное внимание в современной науке. Ряд ученых (О.Н. Олейникова, A.A. Муравьева, В.И. Байденко, A.A. Вербицкий, В.И. Гончаров, В.А. Горохов, И.А. Зимняя, A.B. Дарин-ский и др.) рассматривают его в разрезе компетентностного подхода и перехода российского образования на болонскую систему. В рамках сотрудничества с представителями бизнеса и академической сферы Германии, Нидерландов, Австрии, России, Украины, Армении, Молдавии, Белоруссии в проекте Европейского союза TEMPUS рабочей группой Государственного университета управления была разработана секторальная рамка квалификации «Информационный менеджмент», основанная на подходах к типологии квалификации европейских рамок и требованиям профессиональных стандартов, разработанных АПКиТ [7]. Схема влияния рамок квалификаций на минимальные требования к содержанию и организации подготовки специалистов по ИТ-направлениям представлена на рис. 1.

Квалификация (от лат. qualis — качество) с точки зрения профессии расценивается как уровень мастерства, необходимый для выполнения конкретной трудовой деятельности, с точки зрения обучения в системе профессионального образования - результат образовательных программ, подтверждаемых дипломом, аттестатом, степенью. Квалификацию можно представить, объединив профессиональный и образовательный смысл, как совокупность четко сформулированных и декларированных результатов обучения и формальных профессиональных требований к ее присвоению [1]. Кроме того, квалификация должна отражать ценность работника на рынке труда и определять цели для дальнейшей профессиональной подготовки.

Уровень квалификации характеризует знания и соответствие качественных характеристик работника требованиям к профессиональной деятельности утвержденного стандарта (образовательного или профессионального) и подтверждается дипломом, сертификатом или другим документом. Критерии уровня должны быть четко сформулированы и доступны. В образовательных учреждениях определяется начальный уровень профессиональной подготовки, результаты обучения отвечают требованиям образовательного стандарта.

Образовательный процесс предусматривает определенный набор знаний, навыков применения инструментов и процедур, создающих условия для профессионального развития и самореализации студентов. Непрерывное профессиональное образование включает в себя основные ступени высшего профессионального и послевузовского образования (бакалавриат, магистратура, специали-тет, аспирантура и докторантура), строго регламентированные законодательством. А также самостоятельное обучение и повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования, как правило, осуществляемое в рамках дополнительного профессионального образования (Д110) по специальным программам. При этом не стоит забывать, что часто работник решает изменить направление деятельности и подтвердить имеющийся начальный уровень квалификации, но по другому направлению подготовки, например, получая второе высшее образование.

С другой стороны, квалификационный рост возможен при неформальном обучении - не структурированном с точки зрения организации учебного процесса с определением учебного времени и программы курса, а спонтанным или опосредованным через трудовой опыт или стажировку и самообразование. Самообучение не предполагает методически продуманного построения, а значит, в любом случае требует периодическую аттестацию специалистов, инструмент на сегодняшний день еще не регламентированный и методически не подкрепленный экспертизой. Повышение уровня квалификации может быть подтверждено свидетельством об окончании образовательного учреждения или курсов, а также записью в трудовой книжке о назначении соответствующей кон кретной квалификации должности, портфолио выполненных проектов или профессиональных задач.

Международная стандартная классификация образования (МСКО)

Академические стандарты ВПО, СПО

Требования области знаний "computerscience"

Корпоративный стандарт вуза как работодателя

Рис. 1. Схема влияния рамок квалификаций на минимальные требования к содержанию и организации подготовки специалистов по ИТ-направлениям

В этой связи рамка квалификации должна быть выстроена по образовательным (академическим) и профессиональным уровням квалификации. Образовательный уровень квалификации отражает результаты обучения, профессиональный уровни квалификации - качество результатов профессиональной деятельности работника, уровень его мастерства. Поэтому при определении рамки квалификации ИТ-специалиста необходимо учитывать траекторию непрерывного развития работника по образовательным ступеням и профессиональным достижениям. Квалификационные уровни должны быть образовательно-профессиональными, очерчивающими дистанцию между обучением и профессиональным ростом.

В профессиональных стандартах в сфере ИТ, разработанных АПКиТ, выделено 7 уровней квалификаций. Такое деление сохранено в отраслевой рамке «Информационные технологии». В профессиональном стандарте в области ИТ АПКиТ важную роль в изменении квалификационного уровня играет не столько получение дополнительного образования и количество затраченных лет на подготовку, сколько практический опыт, усложнение решаемых профессиональных задач и уровней ответственности.

Для направления «Информационный менеджмент» были выделены требования профессиональных стандарты по четырем профессиям: (3) специалист по 1С, (4) системный аналитик, (6) менеджер 1Т, (7) менеджер по продажам решений и сложных технических систем. Опора на профессио-

Европейская рамка квалификации

Национальная рамка квалификации

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Классификатор профессий, национальная система квалификации

Профессиональные стандарты (требования работодателя)

(The Europeane-Competence Framework

Программы сертификации вендоров (MS, Oracle, SAP, Cisco Career certifications. International Diploma in IT Skills Standard, 1С, Лаборатория Касперского etc.)

нальные стандарты присутствует в рамках квалификации многих стран - Австрии, Бельгии, Болгарии, Дании, Польши, Великобритании и др. В Великобритании, например, профессиональные стандарты определяют необходимость включения квалификации в национальную рамку, ее аккредитацию и признание в виде свидетельства, сертификата или лицензии [4].

Кроме того, разработанная секторальная рамка учитывает требования к подготовке профессорско-преподавательского состава вуза как работодателя, обеспечивающего обучение ИТ-специалистов. Важным недостатком в отношении определения кадрового потенциала отрасли является вымывание из этого понятия важной его составляющей - кадров отраслевых учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для отрасли, а значит, являющихся активной частью воспроизводственного процесса. С нашей точки зрения, говоря о кадровом потенциале любой отрасли, необходимо понимать, что ее развитию способствуют и работники производственной сферы, и профессорско-преподавательский состав систем подготовки. Для эффективного воспроизводство кадров отрасли необходимо обращать внимание на условия подготовки кадрового резерва отрасли, рассматривать студентов и слушателей образовательных программ как часть трудового потенциала отрасли.

Исходя из трудовых функций в зависимости от квалификации, регламентированных в профессиональных стандартах, а значит, выражающих запросы отраслевого работодателя к результатам подготовки нанимаемых на работу сотрудников, из требований к опыту работы и дополнительного профессионального образования, секторальная рамка квалификации «Информационный менеджмент» построена из 7 дескрипторов и 9 уровней профессиональной квалификации. Переход на следующий уровень определен образовательными ступенями, опытом работы и дополнительной профессиональной подготовкой.

Дескрипторы секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент»:

1) уровень квалификации (9 уровней);

2) критерии получения уровня (образование, опыт);

3) знания теоретического и практического характера с выделением сложности и наукоемко-сти профессиональных задач;

4) умения когнитивные (использование логического, интуитивного и творческого мышления) и практические (ручной труд и использование методов, материалов и инструментов);

5) компетенции как характеристика самостоятельности и ответственности за принятие решений и широта профессиональных полномочий;

6) соответствие должностей квалификационному уровню

7) компетентность как соответствие результатов обучения или learning outcomes (компетентность в решении профессиональных задач) квалификационному уровню (знаний раздела компьютерной науки «Информационный менеджмент», умений сопровождать этапы жизненного цикла информационной системы, компетенций в управлении деятельностью предприятия).

Важным моментом при формировании секторальной рамки, на наш взгляд, является не формальная привязка к образовательным уровням среднего и высшего профессионального образования европейской и национальной рамок, а учет роста квалификации на основе требований рынка труда, основным из которых является опыт, дополнительное профессиональное образование и сертификация вендоров. В качестве основы были взяты уровни квалификаций профессиональных стандартов (7 уровней), а также добавлены уровни квалификации, необходимые для работодателя-вуза, - 8 и 9 уровни. Потребность в образовательном уровне для профессионального роста, как правило, ограничена специалитетом/магистратурой (4 и 5 уровень), дальнейший карьерный рост требует от соискателя кроме опыта работы завершения подготовки в системе ДПО (MBA / ЕМВА) - 6 и 7 уровни. Послевузовское образование в аспирантуре (6 уровень) и докторантуре (8 уровень) необходимо, как правило, только для подготовки научно-педагогических работников. Квалификационный уровень профес-

сорско-преподавательского состава вуза должен поддерживаться на высоком уровне. Это требование ФГОС, требование к уровню исследовательской работы вуза, сохранение профессионализма и достойного качества академического образования, которым всегда отличалась российская высшая школа.

В секторальной рамке квалификации по направлению «Информационный менеджмент» были выделены основные образовательные ступени: для среднего профессионального образования - уровень 1, начиная со 2 и так каждая четная ступень - высшее профессиональное (2 - бакалавриат, 4 -магистратура и специалитет) и послевузовское образование (6 - аспирантура, 8 - докторантура). Отметим, что специалитет и магистратура отнесены к одной образовательной ступени, поскольку некоторые направления ИТ-подготовки, например по информационной безопасности, предполагают обучение только в специалитет, без бакалавриата. Кроме того, можно констатировать факт, что большинство выпускников бакалавриата видят необходимость в дальнейшем продолжении обучении в магистратуре, не считая бакалавриат законченной формой высшего образования. Сохранение такой тенденции на довольно долгий период времени подтверждает опыт Украины, которая давно перешла на двухступенчатую систему образования. Промежуточные уровни - 3, 5, 7, 9 - отражают необходимость получения профессионального опыта, прохождения курсов повышения квалификации, получения сертификатов, подтверждающих конкретные навыки в ИТ, программы МВА и ЕМВА. О целесообразности построения рамки квалификаций по основным образовательным и дополнительным профессиональным уровням, а также о необходимости внедрения процедур подтверждения «наличия компетенций, ... расширяющих объем основной квалификации» подчеркивается в трудах Олейниковой О.Н. и Муравьевой A.A. [6].

На рис. 2 представлено соотнесение квалификационных уровней секторальной рамки с европейской, национальной и отраслевой, а также уровнями профессиональных стандартов по ИТ. Характеристика знания в секторальной рамке соблюдает принцип развития познавательного навыка, сформулированного в таксономии Б. Блума (1956): знание - понимание - применение знания - анализ -синтез - оценка.

Выделение компетенции и компетентности в отдельные характеристики, которыми должен обладать профессионал на каждом уровне квалификации, является целесообразным для увязки содержательной части образовательных программ. Результаты обучения являются подробным описанием, какими знаниями и умениями должен обладать профессионал в области ИТ по окончании основных образовательных программ СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры, аспирантуры или докторантуры. Некоторые рамки квалификаций европейских государств являются предметно-ориентированными. В них четко описаны результаты обучения на каждой образовательной ступени, что исключает разночтения, разрозненности образовательных программ, повышает их качество, делает прозрачным процесс подготовки.

В качестве основы для оценки рамки знаний выбран Свод знаний CS2013 в области «Информационный менеджмент» [8]. Для оценки умений - компетенции Европейской рамки ИКТ-компетенций (The European e-Competence Framework [3]) по этапам жизненного цикла

Еще одной особенностью, которая присутствует при описании результатов обучения в секторальной рамке, является компетенция выпускника в управлении процессами предприятия, при выполнении функций планирования, организации, мотивации, мониторинга, регулирования. Таким образом, определяется уровень его компетенции в принятии решений и коммуникативных качеств, которые должна подготовить система образования.

Поскольку с ростом квалификационного и образовательного уровня изменяется глубина знаний в определенных разделах компьютерной науки, а также умений управлять разработкой, внедрением и эксплуатацией информационной системы, перераспределяются компетенции по функциям управления: что-то становится менее важным, а что-то требует дополнительных усилий для освоения

и восполнения недостатка информации о предметной области и технологии. На каждом уровне квалификации, отражающем результаты обучения в системе образования, выделены характерные для уровня основные знания и умения. Формы и методы требуют от преподавателей не только теоретических знаний в своей области, но и системных знаний для постановки полного цикла обучения. Важны навыки и умения организовать сам процесс передачи нового знания, а также контроля восприятия и усвоения информации аудиторией. В этой связи для каждого квалификационного уровня можно выделить дополнительные компетенции, которые должны быть выработаны в процессе обучения потенциальными кандидатами на трудоустройство в вуз в качестве преподавателя или тренера по обучению и развитию персонала в рамках коммерческих структур повышения квалификации по программам ДПО или в компании при корпоративном обучении.

Рис. 2. Соответствие уровней квалификации секторальной рамки «Информационный менеджмент» уровням национальной и европейской рамок и профессиональных стандартов в ИТ

Таким образом, секторальная рамка может стать одним из важных элементов национальной системы сертификации квалификаций, служить инструментом оценки качества образования и определения перспектив его большей ориентации на рынок труда, в том числе - международной. Для подтверждения каждого из уровней профессиональной квалификации необходимо проведение аудита существующих программ и курсов обучения, создание инструментов оценки соответствия квалификационному уровню, определение документов (свидетельств, дипломов), подтверждающих присвоение квалификации [1]. Это позволит сделать более очевидным для работника необходимость получения новой квалификации в целях своего профессионального роста, поможет планировать обучение по конкретным образовательным программам разного уровня в условиях непрерывного обучения в течении всей жизни, повысит уровень доверия работодателей к результатам обучения, изменит содержательное наполнение многих образовательных программ в соответствии с актуальными потребностями рынка труда.

Секторальная рамка квалификации «Информационный менеджмент»

9 уровень 8 уровень Проф Зав. кафг гссор ;дрой

7 уровень ■ 6 уровень ■ 5 уровень Руководит Д ель НИ с( 1 науч. сот в, лаборат Д науч. сотр оцент, жтора

14 уровень |3 уровень Руководитель вь Вице-президент по Вице-президент по Руководитель ИТ-на сшего зв IT /стратег азвитию, правления о звена: ачальник Т-дирекго Коммерче ена: ическому развит родажам в корпорации гию Гл. За оцент зудник орией

■ 2 уровень 11 уровень Руководитель среднег Директор департамента, Н Советник, Тех, директор, стратегическому развитию /правления ), Директор по ский директор Вед. оцент, удник

Руковс ■ струи Главны Бизнес- дитель яркого под й консуль архитектор изового звен разделения, пр гант, Главный и стемный эекия налитик Ст Ст. на! препода /чный сот затель зудник

Гл Be За Me ав. специалист 1. инженер, сист i. руководителя неджер порабо емный аналит пециалист, ме> ерт емный анг подразде; е с ключе литик, консульт 1ения, руководи! выми клиентами на Препода ЧНЬЕЙ СОТ ватель рудник

Сист Ст. с Эксг 1К еджер, онсультант. инженер Мл. НЭ5 Препода /чный сот ватель зудник

Спец Мене олист, Инжене ^жер по прода «темный анаг р, Консул ьтант Асс препода истент зателя

1 Стажер 1 Техник ^омоа . Тех. специалист сервисной службы ник/ ассистент менеджера по продажам ■

3. Специалист по ИС 4. Системный аналитик 6. Менеджер ИТ 7. Менеджер по ППСвуза

продажам решений и сложн. тех. систем

Рис. 3. Соответствие должностей ИТ-профессий квалификационным уровням профессиональных стандартов в

ИТ и иерархии вузов

Библиографический список

1. Аллэ С. Национальные системы квалификационных стандартов: внедрение и результаты. Отчет об исследовании, проведенном в 16 странах / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии; Департамент по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства. -М.: МОТ, 2011. - 142 с.

2. Васильева Е.В., Терехова А.Е. Какие специалисты в области ИТ востребованы на рынке труда // Вестник Университета (ГУУ). - М.: ГУУ, 2013. - № 16. - С. 13-21.

3. Вольпян Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенциий. Европейская рамка ИКТ-компетенций. - М.: Softline, 2011. - 118 с.

4. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с.

5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций: метод, пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 72 с.

6. Афанасьев В.Я., Годин В.В., Митрофанова Е.А. Проект секторальной рамки квалификации по направлению Информационный менеджмент: монография / В.Я. Афанасьев [и др.] - М.: ГУУ, 2013. - 160 с.

7. Computer Science Curricula, 2013 (ACM/IEEE-CS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.