УДК 378
Роль отраслевой рамки квалификаций
в повышении качества высшего образования
Создание интегрированных экономических систем модернизации и глобализации непосредственно связано с развитием информационных и коммуникационных технологий, а также повышением мобильности населения. В свою очередь этот процесс требует диверсификации системы образования с целью ликвидации различия в способах организации обучения, процессах преподавания и оценки полученных знаний.
В Европейском сообществе выработана новая парадигма обучения в течение жизни, которая основывается на внедрении национальных рамок квалификаций, прошедших самосертификацию на соответствие Европейской рамке квалификаций (EQF).
Три последних уровня EQF относятся к сфере высшего образования: 6-ой - уровень бакалавриата, 7-ой уровень - магистратуры и 8-ой уровень - докторантуры PhD.
В Российской Федерации, в соответствии с Соглашением о взаимодействии Министерства образования и науки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г., разработана национальная рамка квалификаций, учитывающая опыт построения EQF и национальных рамок европейских стран (НРК). В НРК предусмотрено девять уровней, причем уровни высшего образования начинаются с 6-го уровня и заканчиваются 9-ым уровнем доктора наук. НРК служит основой для разработки национальной системы квалификаций РФ, в которую должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальные системы оценки результатов обучения.
В 2011 г. был начат международный проект 517336-TEMPUS-1-2011-PL-TEMPUS-SMHES, целью которого было создание рамки квалификаций пищевой отрасли для сферы высшего образования.
В проекте участвовали шесть университетов РФ:
• Московский государственный университет пищевых производств;
• Дальневосточный федеральный университет;
• Санкт-Петербургский национально-исследовательский университет информационных технологий, техники и оптики;
Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, В. А. Матисон, д-р техн. наук, профессор, Н. В. Майорова, канд. культурологии, доцент ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых произ-водств»
Stefan Ignar, Dr., Prof. Warsaw University of Life Science
• Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина;
• Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова;
• Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.
С зарубежной стороны участвовали университеты Европы:
• Варшавский университет Наук о жизни (Польша);
• Ягеллонский университет (Польша);
• Болонский университет (Италия);
• Дублинский технологический институт (Ирландия);
• Политехнический институт, г. Ко-имбра (Португалия);
• Католический университет, г. Порто (Португалия);
• Пищевая ассоциация 1БЕК1 (Австрия).
Координатор проекта - Варшавский университет Наук о жизни, координатор проекта по России - Московский государственный университет пищевых производств.
Создание отраслевой рамки квалификаций (ОРК) вызвано необходимостью реализации стратегии обучения в течение всей жизни ввиду происходящих технологических и экономических изменений в отрасли пищевой промышленности.
Отраслевая рамка квалификаций разработана на основе системы квалификаций Российской Федерации. Рамка квалификаций является обобщенным описанием квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемых ведущими отраслевыми организациями.
Необходимость в разработке отраслевой рамки квалификаций обусловлена постоянной потребностью устранения барьеров, существующих между отраслями производства и учебными заведениями.
Системы квалификаций помогают связывать требования работодателей и общественно-профессиональных организаций с трудовыми компетен-
циями работников и результатами обучения, определяют принципиальные подходы к аттестации выпускников образовательных учреждений и аккредитации образовательных модулей в рамках отраслевой системы квалификаций. Внедрение механизмов зачетных единиц позволяет использовать процессы непрерывного обучения и повышения квалификации.
В рамках проекта TEMPUS разработана рамка квалификаций в пищевой отрасли для трех уровней высшего образования по двум направлениям: «Продукты питания из растительного сырья» и «Продукты питания животного происхождения».
При создании отраслевой рамки квалификаций учитывали взаимосвязи между трудовыми функциями и компетенциями, виды профессиональной деятельности и возможные места занятости. Были структурированы ожидаемые результаты обучения. Проект разработанной рамки квалификаций оценивали на совместимость с дескрипторами Европейской рамки квалификаций для высшего образования (Дублинскими дескрипторами) и Национальной рамкой квалификаций РФ (рис. 1).
Была разработана модель выявления мнений работодателей с целью создания отраслевой рамки квалификаций в сфере пищевой промышленности (рис. 2)., в состав которой входили следующие модули:
• анкетирование работодателей с целью выявления трудовых функций с оценкой значимости и периодичности по трехбалльной шкале;
• выявление мнений работодателей о структуре знаний, необходимых для выполнения трудовых функций с оценкой значимости и периодичности по трехбалльной шкале;
• выявление мнений работодателей о навыках для выполнения трудовых функций с оценкой значимости и периодичности по трехбалльной шкале.
С целью изучения рейтинговой оценки полученные результаты ста-
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Взаимосвязи между
функциями и компетенциями
Структурирование ожидаемых результатов обучения
Виды профессиональной деятельности. Возможные места занятости
Отраслевые рамки по направлениям «Продукты питания из растительного сырья» и «Продукты питания животного происхождения»
Оценка рамки на совместимость с дескрипторами EQF, EHEA, НРК РФ
Рис. 1. Создание отраслевой рамки квалификаций в сфере пищевой промышленности
Анкетирование работодателей
Выявление трудовых функций
Значимость
Периодичность
Шкала: высокая, средняя, низкая
Мнение работодателей о структуре знаний, необходимых для выполнения трудовых функций
Оценка значимости и периодичности
Шкала: высокая, средняя, низкая
Мнение работодателей о навыках, необходимых для выполнения трудовых функций
Оценка значимости и периодичности
Шкала: высокая, средняя, низкая
Обработка результатов
Выявление обобщенных трудовых функций
Рейтинговая оценка
100 %
87 %
75 %
50 %
Обработка результатов
Рейтинговая оценка
100 % 87 % 75 %
50 %
Обработка результатов
Рейтинговая оценка
100 %
87 %
75 %
50 %
Рис. 2. Модель выявления мнений работодателей с целью создания отраслевой рамки квалификаций в сфере пищевой промышленности
тистически обрабатывали и в окончательном виде рейтинговая оценка трудовых функций была структурирована по уровням 100, 87, 75 и 50 % соответственно.
Работу с работодателями осуществляли в Центральном, СевероЗападном, Поволжском, ЗападноСибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах.
При разработке рамки квалификаций особое внимание было уделено формированию профессиональных компетенций, в частности, учитывали ограничения:
• не придавать компетенции слишком универсального характера, вырабатывать их в узком специальном смысле;
• не применять одинаковый подход при определении компетенций для различных модулей или дисциплин.
В рамках проекта TEMPUS в каждом российском университете-участнике были созданы учебные центры, разработаны курсы и проведено базовое и региональное обучение (рис. 3). Был подготовлен базовый учебный курс «Модернизация высшего образования. Болонский и Копенгагенский процессы. Рамки квалификаций. Проблемы и перспективы». Этот базовый курс состоял из шести учебных модулей, охватывающих все направления разработок проекта, включая рамки квалификаций, систему ECTS, Tuning Project и систему обучения в течение всей жизни (Life Long Learning).
Обучение в рамках базового курса осуществляли в МГУПП в четыре
Базовый курс «Модернизация высшего образования. Болонский и Копенгагенский процессы. Рамки квалификаций. Проблемы
и перспективы».
1. Болонский процесс и модернизация системы высшего образования в Европе. 2. Рамки квалификаций в высшем образовании. 3. Обеспечение качества образовательного процесса. 4. Европейская система накопления и переноса кредитов (ECTS). 5. Tuning Project. 6. Обучение в течение всей жизни (Life Long Learning).
СГАУ имени Н.И. Вавилова
1. Отраслевые рамки квалификаций. Опыт европейский стран.
2. Разработка методического обеспечения при формировании
образовательных программ нового поколения.
3. Процессы модернизации системы высшего образования и их влияние на подготовку специалистов пищевой индустрии.
4. Обеспечение качества подготовки научно-педагогических кадров в индустрии питания на основе рамок квалификации.
МГУПП
1. Уровни Европейской рамки квалификаций в пространстве высшего
образования.
2. Результаты обучения, определяемые компетенциями в российской
пищевой отрасли. 3. Методология создания отраслевой рамки квалификаций в российской пищевой отрасли. 4. Методология оценки общих компетенций. 5. Обеспечение качества процесса обучения, соответствующего требованиям работодателей пищевой индустрии.
ДВФУ
1. Принципы разработки образовательных программ. 2. Модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуальность процесса
обучения с использованием новых технологий. 3. Квалификационные уровни как общий контекст освоения квалификаций.
ОмГАУ имени П.А. Столыпина
1. Проблемы и перспективы подготовки высококвалифицированного специалиста в условиях модернизации высшего образования. 2. Рамки квалификаций в системе высшего образования.
СПб НИУ ИТМО
1. Разработка квалификационных рамок в сфере наук о питании в российских вузах.
Рис. 3. Разработанные учебные курсы
этапа. Обучение проводили ведущие зарубежные профессора и доктора наук, участвующие в проекте: Prof. S. Ignar, Prof. M. Frankowicz, Prof. M. DallaRosa, Dr. A. Murphy, Dr. R. Costa, Dr. C. Silva. В обучении участвовали представители Учебно-методического объединения «Продукты питания из растительного сырья и животного происхождения». Преподаватели, получившие сертификаты, проводили обучение в регионах.
По результатам проекта разработаны учебные планы модульного типа, в которых использованы наработки, полученные в результате выполнения проекта TEMPUS, в частности, созданная рамка квалификаций. Проект внес большой вклад в институциональное развитие вузов-партнеров и содействует внедрению положений Болонской декларации в учебные процессы вузов пищевой отрасли.
Работа по вовлечению работодателей в формирование отраслевой рамки квалификаций должна оказать положительное влияние на повышение процента трудоустройства выпускников и развитие взаимодействия университетов с предприятиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еделев, Д.А. Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы / Д.А. Еделев,
B.М. Кантере, В.А. Матисон // Пищевая промышленность. - 2012. - № 7. -
C. 34-37.
2. Драчева, Л.В. Современные тенденции обучения в высшей школе / Л.В. Драчева // Масложировая промышленность. - 2013. - № 1. - С. 36-39.
3. Еделев, Д.А. Система подготовки кадров высшей квалификации для пи-
щевой отрасли на основе рамок квалификаций / Д.А. Еделев, В.М. Кантере,
B.А. Матисон, Ст. Игнар // Пищевая промышленность. - 2013. - № 1. -
C. 6-31.
4. Еделев, Д.А. Системное обеспечение качества образовательного процесса при подготовке кадров для пищевой промышленности / Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон, Ст. Игнар // Пищевая промышленность. - 2013. -№ 2. - С. 42-47.
5. Драчева, Л.В. Современное состояние и тенденции в развитии обучения в высшей школе / Л.В. Драчева // Пищевая промышленность.- 2013. -№ 2. - С. 52-53.
6. Еделев, Д.А. Совершенствование системы высшего образования в европейских странах / Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон, Ст. Игнар // Пищевая промышленность. - 2013. -№ 3. - С. 54-57.
Роль отраслевой рамки квалификаций в повышении качества высшего образования
Ключевые слова
отраслевая рамка квалификаций; пищевая промышленность; качество высшего образования; трудовые функции; работодатели; Дублинские дескрипторы; учебные модули
Реферат
Диверсификация международной системы высшего образования с целью ликвидации различия в способах организации обучения, процессах преподавания и оценки полученных знаний требует выработки новой парадигмы обучения, в частности, основанной на внедрении национальных рамок квалификаций.Проект 517336-TEMPUS-1-2011-PL-TEMPUS-SMHES направлен на создание рамки квалификаций пищевой отрасли для сферы высшего образования. Отраслевая рамка разработана на основе системы квалификаций РФ и является обобщенным описанием квалификационных уровней отрасли с помощью компетенций, знаний и навыков. При создании отраслевой рамки квалификаций учитывались взаимосвязи между трудовыми функциями и компетенциями, виды профессиональной деятельности и возможные места занятости. Была разработана модель выявления мнений работодателей. Идентифицированные трудовые функции ранжировались по рейтинговой шкале и использовались при разработке компетенций в отраслевой рамке квалификаций. В рамках проекта разработан базовый учебный курс «Модернизация высшего образования. Болонский и Копенгагенский процессы. Рамки квалификаций. Проблемы и перспективы», а также курсы, разработанные вузами-партнерами. По результатам проекта разработаны учебные планы модульного типа, в которых были использованы наработки, полученные в результате выполнения проекта TEMPUS, и рамка квалификаций. Проект внес большой вклад в институциональное развитие вузов-партнеров и содействует внедрению положений Болонской декларации в учебные процессы вузов пищевой отрасли. Работа по вовлечению работодателей в формирование отраслевой рамки квалификаций должна оказать положительное влияние на повышение процента трудоустройства выпускников и развитие взаимодействия университетов с предприятиями
Авторы
Еделев Дмитрий Аркадьевич, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, Матисон Валерий Арвидович, д-р техн. наук, профессор, Майорова Наталья Викторовна, канд. культурологии, доцент,
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», 125080, Москва, Волоколамское ш., 11 iiukvam@mgupp
Ignar Stefan, Dr., Prof., Warsaw University of Life Science, 166, Nowoursynowska Str. 02-787, Warsaw, Poland, [email protected]
The Role of the Sectoral Qualifications Framework to Improve the Quality of Higher Education
Key words
sectoral qualification framework; food industry; quality of higher education; labor functions; employers; Dublin descriptors; training modules
Abstracts
Diversification of the international system of higher education in order to eliminate the differences in the ways of organizing learning, teaching and evaluation of the knowledge required to develop a new paradigm of training, in particular, based on the implementation of national qualifications frameworks. Project 517336-TEMPUS-1-2011-PL-TEMPUS-SMHES aims to create a framework of qualifications for the food industry in higher education. Industry frame is based on the qualifications system of the Russian Federation and is a generalized description of qualification levels with the help of industry competencies, knowledge and skills. When creating sectoral framework of qualifications into account the relationship between job functions and competencies, professional activities and possible places of employment. A model was developed to identify the views of employers. Identified labor functions were ranked on a rating scale and used in the development of competencies in the sectoral qualifications framework. The project has developed a basic training course «Modernization of Higher Education. Bologna and Copenhagen processes. Qualifications Framework. Problems and Prospects», as well as courses designed partner universities. As a result of the project developed curricula of modular type, which were used developments resulting from the project TEMPUS, and qualification framework. The project has made a great contribution to the institutional development of the partner universities and the promotion of the Bologna Declaration in the educational process of high schools food industry. Work on the involvement of employers in the formation of sectoral qualifications framework should have a positive impact on the increase in the percentage of employment of graduates and the development of cooperation between universities and enterprises.
Authors
Edelev Dmitriy Arkadyevich, Doctor of Medical Science, Doctor of Economical Science, Professor, Matison Valeriy Arvidovich, Doctor of Technical Science, Professor, Mayorova Natalya Viktorovna, Candidate of Cultural Sciences, Docent,
Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Shosse, Moscow, 125080, iiukvam@mgupp Ignar Stefan, Dr., Professor,
Warsaw University of Life Science, 166, Nowoursynowska Str. 02-787, Warsaw, Poland, [email protected]