ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ СТРАТЕГИИ ВУЗА
А. И. Татаркин, Н. 3. Шаймарданов, О. А. Козлова
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Анализируются современное состояние и проблемы профессионального образования с позиции модернизации на основе перехода к инновационной экономике. Рассмотрены приоритетные направления развития профессионального образования.
Ключевые слова: структурная модернизация российской экономики, инновационная экономика, профессиональное образование и направления его развития, структурный дефицит специалистов, внутрифирменное профессиональное обучение, взаимодействие бизнеса, власти, образовательных и научных учреждений.
A. I. Tatarkin, N. Z. Shaimordanov, O. A. Kozlova
A development of the system of professional education as a factor influenced on the structural modernization of russian economy
The article analyses the up-to-date situation and problems of the system of professional education in respect to the modernization based on the transition to an innovative economy. Also there are examined the first-priority directions of a development of the system of professional education.
Keywords: structural modernization of Russian economy, innovative economy, professional education and directions of its development, structural deficit of specialists, in-company professional training, interaction of business, authorities, educational and academic establishments.
Структурная модернизация экономики на основе перехода к более высоким технологическим укладам, повышение ее эффективности — ключевая задача на современном этапе рыночной трансформации. Особенностью структурной модернизации экономики становится ее инновационная основа. В развитых странах ускоренно формируется инновационная экономика, позволяющая более половины ВВП получать за счет наукоемкой продукции и услуг. Инновационная экономика отличается от предшествующих общественных формаций по нескольким признакам. Первый — интеллектуализация используемых технологий, обеспечивающая резкое повы-
© Татаркин А. И., Шаймарданов Н. 3., Козлова О. А., 2010
шение производительности труда. Второй — рост наукоемкости самих товаров и услуг. Третий — доминирование на рынке собственно интеллектуальных товаров и услуг. Интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значительное место на международных рынках.
Происходящие в экономике нашей страны изменения наглядно демонстрирует динамика объемов производства инновационной продукции в Уральском федеральном округе в целом и Свердловской области в частности. В отдельных регионах округа существует долгосрочная тенденция увеличения доли данного показателя в общем объеме производства инновационной продукции (рис. 1).
В долгосрочном плане растут затраты на технологические инновации. Можно сделать вывод, что процесс модернизации экономики на инновационной основе медленно, с определенными трудностями, но все же идет. В то же время численность персонала, занятого исследованиями и разработками, имеет устойчивую тенденцию к снижению (рис. 2).
В условиях структурной модернизации экономики деятельность, связанная с производством, хранением, передачей, использованием знаний, приобретает существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию,
характер и значение которого изменяются в наибольшей степени. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции «образования в течение жизни». Например, в настоящее время на переподготовку специалистов в США отводится 15-20 % рабочего времени. При этом считается, что за весь период профессиональной деятельности (в среднем 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Характерной чертой инновационной экономики является превращение «рабочих знания» в доминирующую группу работников. В экономически развитых странах эта
■Уральский федеральный округ А Свердловская область
Рис. 1. Доля инновационной продукции в общем объеме производства, % Источник: Регионы России: социально-экономические показатели. 2009. С. 821
•Уральский федеральный округ й. Свердловская область
Рис. 2. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел. Источник: Регионы России: социально-экономические показатели. С. 785
А. И. Татаркин и др. Профобразование как фактор модернизации экономики
группа по численности превзошла группу индустриальных рабочих. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует специалистам 10 часов в неделю выделять на изучение литературы по специальности и 40-80 часов в год — на участие в какой-либо форме непрерывного образования.
Человечество в начале XXI выходит на очередную волну НТП, которая в ближайшие 2530 лет приведет к кардинальной и принципиальной схеме технологии производства и установлению нового технологического уклада. Как отмечает Л. И. Абалкин, этот технологический уклад будет базироваться на формировании интегрированных научно-инновационных систем и обеспечит качественное преобразование производительных сил, резкий рост производительности труда [1].
Актуальность согласования потребностей модернизации экономики с направлениями профессиональной подготовки кадров становится все более очевидной. Сегодня совокупный спрос на работников различных отраслей хозяйственного комплекса в основном определяется сложившейся профессионально-квалификационной структурой (ПКС) работников, занятых в производстве и социальной сфере. Однако структура спроса претерпевает существенные изменения в результате:
— увеличения потребности в работниках, владеющих знаниями в области информационных технологий;
— перемещения трудовых ресурсов из промышленности, транспорта и строительства в секторы экономики, связанные с предоставлением услуг населению и предприятиям;
— увеличения (восстановления) количества рабочих мест в промышленности после резкого сокращения их числа в результате масштабного кризиса;
— снижения потребности в неквалифицированных работниках (при том, что их численность остается довольно высокой).
Промышленность остается наиболее активной сферой экономической деятельности, формирующей спрос на рабочую силу. Ежегодно в структуре вакансий службы занятости населения потребность отраслей промышленности составляет 23-25 %.
В период экономического роста, начиная с 2004 г., резко возросла потребность экономики в промышленных кадрах. По данным промышленных предприятий Свердловской области, ежегодная потребность в кадрах в докризисный пе-
риод составляла около 25 тыс. человек, в том числе по уровням профессионального образования: высшего — около 5 тыс. человек; среднего — около 6 тыс. человек; начального — около 13 тыс. человек.
В разрезе отраслей промышленности ежегодная потребность в специалистах по уровням профессионального образования довольно дифференцирована, однако общим для всех отраслей является острейший дефицит квалифицированных рабочих кадров.
Выпуск специалистов вузов за последние 7 лет возрос почти в 2 раза. Сам факт роста численности молодежи, получающей высшее образование, имеет позитивный характер. Однако в структуре высшего образования преобладают в основном гуманитарные, управленческие и экономические специальности.
3а последние несколько лет (2004-2008) численность молодых людей, получающих промышленные специальности, снизилась с 15 до 11 %. В то же время значительно выросло число обучающихся по таким специальностям, как финансы и управление (с 28 до 32 %), образование, наука и культура (с 13 до 32 %). Аналогичная картина изменений наблюдается в структуре профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием. Доля подготовки по промышленным специальностям снизилась с 35 % в 2004 г. до 20 % в 2008 г.
Приведенная информация позволяет сделать определенный вывод: дефицита в молодых специалистах с высшим и средним профессиональным образованием нет. Об этом говорит тот факт, что почти треть выпускников высших и средних учебных заведений не работают по специальности. Существует проблема структурного дефицита специалистов, прежде всего по таким уникальным высокотехнологичным специальностям, как «автоматика и телемеханика», «гидропривод», «гидроавтоматика», «оптико-электронные приборы и системы», «оптические технологии и материалы», и некоторым специальностям металлургического производства.
В структуре подготовки рабочих также наблюдается уменьшение доли профессий, применяемых в промышленности. Дефицит необходимого количества работников требуемых профессий и квалификации испытывают практически все промышленные предприятия. Наиболее дефицитные рабочие специальности: станочник, токарь-универсал, слесарь-механик, слесарь-сборщик, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры, электромонтер, сварщик, газорезчик.
В числе основных причин нежелания молодежи получать ту или иную профессию можно назвать:
— невысокий уровень оплаты, отсутствие стимулов профессионального роста (особенно в лесной и легкой промышленности, машиностроении);
— неудовлетворенность условиями труда (на старых заводах, где не проводится реконструкция и техническое перевооружение);
— потерю престижа рабочих профессий;
— высокую трудоемкость производства;
— отсутствие продуманной системы профессиональной ориентации, начиная с раннего детского возраста;
— отсутствие действенной координации между спросом промышленных предприятий и предложением в системе профобразования;
— устаревшую учебно-производственную базу.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, многие предприятия стали уделять серьезное внимание организации внутрифирменного профессионального обучения, формированию системы непрерывного профессионального образования, ориентируясь на новые потребности экономики и общества.
Например, в Верхней Салде, Верхней Пыш-ме, в Дзержинском районе г. Нижнего Тагила и других городах при поддержке местных властей и с участием таких базовых предприятий, как ВСМПО, Уралвагонзавод, УГМК, выстроены цепочки профессиональной подготовки кадров: школа — профессионально-техническое училище — техникум — вуз. Заводы оказывают существенную поддержку образовательным учреждениям.
По инициативе Уралвагонзавода создан корпоративный университет, функционирующий в рамках социального партнерства с научно-исследовательскими, образовательными учреждениями и заинтересованными организациями. УГМК-холдинг делает ставку на целевую подготовку кадров, подготовку рабочих и специалистов под заказ.
Для решения данной проблемы государственным органам власти и управления, союзам промышленников и предпринимателей, профсоюзам работников необходимы совместные действия по следующим направлениям:
1. Активизация взаимодействия государственных служб занятости населения и кадровых служб предприятий по проведению профориентационной работы среди школьников. Наи-
более эффективно данная работа будет проходить по патронажной схеме «школа — профессиональное образование — производство», когда предприятие, не ограничиваясь разовой профориентационной акцией, берет на себя в дальнейшем профессиональное обучение рабочих с последующим их трудоустройством.
2. Дальнейшее развитие договорных отношений службы занятости населения с работодателями по взаимодействию в укомплектовании предприятий высококвалифицированными кадрами.
3. Формирование регионального государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление системы распределения молодых специалистов при активном участии работодателей.
4. Повсеместное создание в образовательных учреждениях маркетинговых служб, основным направлением деятельности которых должно стать тесное взаимодействие с предприятиями, изучение их потребности в рабочих кадрах и специалистах, формирование механизма оперативного приведения учебных программ в соответствие с направлениями региональной структурной политики.
Разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами обусловлен отсутствием стабильных связей между работодателями и учреждениями профессионального образования. Установление профессионально-квалификационных стандартов, отвечающих реальным требованиям работодателей, — одно из важнейших системных мероприятий в сфере воспроизводства трудового потенциала.
5. Возрождение внутрипроизводственной системы подготовки и переподготовки кадров. Создание региональных центров подготовки рабочих кадров высокой квалификации на паритетных началах предприятиями с частичным государственным финансированием.
6. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования (ДПО), по роду своей деятельности тесно связанной с кадровыми службами, службами развития персонала предприятий. Важнейшей функцией системы ДПО должна стать корректировка уже имеющейся профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда.
К примеру, при общем перепроизводстве экономических кадров реальный сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированном управленческом персонале. Включение в систему ДПО, в программы обуче-
А. И. Татаркин и др. Профобразование как фактор модернизации экономики
ния экономистов-менеджеров, комплекса таких учебных дисциплин, как «Организация предпринимательства», «Бизнес-процессы современного производства», «Реструктуризация и антикризисное управление», «Управление качеством», способствовало бы достижению при подготовке управленческих кадров важнейшей в условиях современности взаимосвязи «технология — экономика — общество».
Масштабность и сложность вышеперечисленных мероприятий требует централизации и координации работы в данном направлении, поэтому вполне логичным является создание на региональном уровне Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам СОСПП под председательством ректора Уральского государственного экономического университета М. В. Федорова. Одной из задач данной общественной структуры является выработка механизма взаимодействия бизнеса, власти, образовательных и научных учреждений по формированию регионального кадрового потенциала, адекватного потребностям перехода экономики на инновационную модель развития.
Можно выделить следующие направления решения этой сложнейшей задачи:
1. Формирование системы планирования и прогнозирования потребности экономики в кадрах.
2. Координация деятельности кадроформирующих структур.
3. Разработка целевых комплексных программ по кадровому обеспечению экономики региона.
4. Мониторинг и корректировка хода реализации программ.
В процессе аккумуляции информации от организаций, которые прямо или косвенно участвуют в процессе формирования трудового и кадрового потенциала региона, можно столкнуться с определенными трудностями, связанными с нежеланием некоторых из них делиться информацией из-за опасения потерять конкурентные преимущества. 3десь необходимо исходить из того, что конкуренция не должна снижать конкурентоспособность региона, а это возможно только при определенном единении для достижения общих целей.
Однако решение отдельных вопросов в сфере профессионального образования кардинально не изменит положения дел. Стране необходима национальная доктрина развития трудового потенциала, системы профессионального образования и обучения, включающая, в частности, вопросы обеспечения прав граждан в отношении доступа к профессиональному образованию и обучению в течение всей трудовой жизни; ответственность исполнительной власти и социальных партнеров; принципы распределения государственных образовательных услуг и т. д.
1. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л. И. Абалкина. М. : Экзамен, 2004.