ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
УДК 377/378: 331.104.2:316.74(470.54)
М. А. Задорина, И. В. Тесленко ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
STUDYING SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL EDUCATION AT REGIONAL LEVEL (SVERDLOVSK REGION CASE STUDY)
ЗАДОРИНА Мария Андреевна — аспирант Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства. E-mail: zadorina@bk.ru
ТЕСЛЕНКО Ирина Владимировна — кандидат социологически наук, доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт государственного управления и
предпринимательства. E-mail: iv_k@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения социального партнерства в сфере образования. Предлагается авторское определение понятия социального партнерства в профессиональном образовании. Особое внимание уделяется анализу результатов взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне на примере Свердловской области.
На основе данных официальной статистики, экспертного опроса представителей областных министерств и ведомств, центров занятости населения, глубинных интервью с представителями работодателей проведен анализ соответствия подготовки профессиональных кадров (на всех уровнях профессионального образования) потребностям рынка труда и социально-экономической сферы. Выявлена высокая степень несоответствия подготовки кадров потребностям регионального рынка труда. В качестве ключевых факторов сложившейся ситуации определяется отсутствие обратной связи между производителями и потребителями
ZADORINA Mariya Andreevna - postgraduate student, Ural Federal University named after B.N. Yelstin, Institute of Public Administration and Entrepreneurship. E-mail: zadorina@bk.ru
TESLENKO Irina Vladimirovna - PhD (Sociology), Associate Professor, Ural Federal University named after B.N. Yelstin, Institute of Public Administration and Entrepreneurship. E-mail: iv_k@mail.
Abstract. The authors investigate social partnership in professional education with special attention paid to the analysis of interaction of social partnership subjects in professional education at regional level.
The research is based on the Sverdlovsk region case study. The conclusions are drawn from official statistics data, expert polls involving representatives of regional government bodies and employment centers as well as in-depth interviews with employers.
The article examines if the professional training in professional education meets social and economic needs and demands of the labor market.
Results show that there is a big mismatch between professional training and regional market labor needs. The mismatch is caused by different factors such as lacking feedback between producers and consumers of educational services, or weak regulations that do not ensure proper interactions between organizations, educational institutions and government bodies.
образовательных услуг, а также слабое нормативно-правовое и организационное обеспечение взаимодействия предприятий, организаций, образовательных учреждений и государственных органов.
Выявлена и обоснована необходимость управления взаимодействием системы профессионального образования, рынка труда, государства и граждан в регионе в рамках социального партнерства. На основе проведенного исследования определены ключевые мероприятия по развитию кадрового потенциала региона.
Ключевые слова: социальное партнерство, социальное партнерство в профессиональном образовании, система профессионального образования, рынок труда.
Мировая научная мысль выработала огромный базис для развития теории социального партнерства1 в профессиональном образовании. Истоки становления идей социального партнерства лежат в теории общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), теории социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), концепции социальной солидарности (Э. Дюркгейм), концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.), теории социального конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф, Ю. Хабермас и др.), теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау и др.), теории социального пространства (П. Бурдье), теории социальной стратификации и социальной мобильности (П. Сорокин) и др.
В середине ХХ в. понятие социальное партнерство получило широкое распространение в качестве системы взаимоотношений работодателей, наемных работников и государства, направленной на согласование интересов участников производственного процесса, разрешение трудовых конфликтов и споров.
В настоящее время термин «социальное партнерство» принято понимать в широком и узком смысле. В широком смысле оно трактуется как форма социального взаимодействия между различными субъектами (А. Н. Аверин, Г. П. Зинченко, М. А. Буданова и др.), в узком смысле — как форма общественных отношений в социально-трудовой сфере (К. Г. Кязимов, Н. А. Волгин и др.).
Во второй половине ХХ в. наряду с развитием социального партнерства в сфере труда в Европе формируется социальное партнерство в сфере профессионального образования, окончательное оформление которого произошло в начале 1990-х гг. На сегодняшний день в международной практике социальное партнерство в профессиональном образовании принято понимать как «взаимодействие с субъектами экономической жизни и сферы труда в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на умения и компетенции рабочей силы на рынке труда» [5, с. 61].
1 Социальное партнерство - от лат. Socialis (т.е. товарищеский, общественный) и франц. partenaire (партнер).
62
The authors suggest that all these actors should interact with each other to build social partnership. A number of policies should be introduced to develop employment potential in the region.
Keywords: social partnership, social partnership in professional education, professional education system, labor market.
В России становление идей социального партнерства в профессиональном образовании приходится на конец 1990-х гг. Активно развивают тему социального партнерства в профессиональном образовании В. И. Байденко, Т. М. Глушанок, В. А. Михеев, О. Н. Олейникова, А. М. Осипов, В. В. Тумалев, А. А. Муравьева, В. Г. Зарубин, В. А. Щеголев, Е. В. Пермяков и др.
Российские исследователи по-разному трактуют термин «социальное партнерство в профессиональном образовании». По мнению авторов статьи, наиболее точным и полным является следующее определение данного понятия: социальное партнерство в профессиональном образовании — это взаимодействие предприятий (работодателей), общественных организаций, государственных органов власти (в сфере образования, труда и занятости), учреждений профессионального образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые намереваются получить, получают или уже получили профессиональное образование (обучающиеся образовательных учреждений, их родители, работники), действующих на основе консенсуса и взаимного учета интересов и потребностей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции рабочей силы на рынке труда.
Суммируя вышесказанное, можно выделить основные субъекты социального партнерства в профессиональном образовании: это государство (органы власти в сфере образования, труда и занятости), граждане (обучающиеся и их родители, работники), система профессионального образования и рынок труда. В свою очередь, согласно законодательству, систему профессионального образования можно определить как совокупность федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов, образовательных программ; организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и их родителей; федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, созданных ими консультативные, совещательные и иные органы; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности и оценку качества образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Основными формами (областями) социального партнерства в профессиональном образовании являются [5, с. 73-74]: анализ потребностей в обучении; разработка содержания обучения; организация производственной практики студентов; участие работников предприятия в проведении семинаров и занятий в учебных заведениях; трудоустройство выпускников; участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций и в итоговой оценке качества выпускников; стажировка преподавателей на предприятиях; предоставление материалов и оборудования учебным заведениям; профориентация и консультирование.
По мнению исследователей, цель социального партнерства в профессиональном образовании состоит в: модернизации последнего для повышения соответствия текущим и перспективным запросам и потребностям; подготовке для экономики конкурентоспособной рабочей силы, придающей экономическому развитию необходимую устойчивость [3, с. 399].
В 2012-2013 гг. было проведено исследование, целью которого было изучение реализации социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне — в Свердловской области. Остановимся на некоторых его результатах.
Основными субъектами социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне в Свердловской области являются: Министерство общего и профессионального образования и Ресурсные центры развития профессионального образования области (проводят мониторинг состояния системы образования), Министерство экономики (разрабатывает баланс трудовых ресурсов), Департамент по труду и занятости населения и Центры занятости населения Свердловской области (проводят мониторинг состояния рынка труда), Уральская торгово-промышленная палата (организует взаимодействие предприятий с их социальными партнерами), Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (содействуют развитию социального партнерства с образовательными учреждениями).
Результатом взаимодействия вышеназванных субъектов социального партнерства в профессиональном образовании стало принятие Постановления правительства Свердловской области от 24.11.2000 № 959-ПП «О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области» (утрачивает силу с 1 сентября 2013 г.), содержащего рекомендации по развитию и правовому регулированию социального партнерства между учреждениями начального профессионального образования области и предприятиями всех форм собственности. Между тем сегодня несоответствие профессиональных кадров потребностям рынка труда и социально-экономической сферы наблюдается на всех уровнях профессионального образования.
На каждую тысячу населения области более половины имеет профессиональное образование [4, с. 20], однако уровень образования несколько отличается от уровня образования населения Российской Федерации (табл. 1): численность лиц с начальным и средним профессиональным образованием существенно выше общероссийского показателя, особенно среди сельских жителей.
Таблица 1 Уровень образования населения Свердловской области в сопоставлении с уровнем образования населения Российской Федерации (на 1000 чел.), чел.
Тип образования РФ Свердловская область
все городское население сельское население все городское население сельское население
Послевузовское 6 7 3 5 6 2
Высшее профессиональное 228 269 111 197 219 85
Неполное высшее 46 54 23 41 45 18
Среднее профессиональное 312 330 263 314 324 263
Начальное профессиональное 46 54 23 75 69 103
В составе занятого населения Свердловской области преобладают граждане со средним профессиональным образованием (26%). Доля имеющих высшее и начальное профессиональное образование одинаковы — по 23% соответственно [6].
64
Потребность различных организаций и предприятий в рабочей силе в 2011 г. составила 265,9 тыс. человек [4, с. 22]. Из них 74% — рабочие, необходимые в различных отраслях экономики. Наибольшее количество вакантных рабочих мест заявлено предприятиями следующих отраслей: обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Сравнивая численность вакансий и численность безработных по различным видам экономической деятельности можно отметить дефицит предложения в таких отраслях области, как здравоохранение и предоставление социальных услуг, строительство, транспорт и связь [1, с. 3].
Финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. оказал негативное влияние на рынок труда Свердловской области (табл. 2): показатели уровней занятости, безработицы и экономической активности населения все еще не достигли значений докризисного периода 2007-2008 гг. [4, с.21].
Таблица 2 Динамика уровней занятости, безработицы и экономической активности населения Свердловской области за 2007-2011 гг., %
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011
Уровень занятости 95 95 92 92 93
Уровень безработицы 5 5 8 9 7
Уровень экономической активности населения 70 69 69 69 69
В 2010-2012 гг. наблюдалось увеличение численности безработных с высшим профессиональным образованием [4, с. 25] и безработных среди молодого населения в возрасте до 29 лет [6]. Интересно отметить, что доля трудоустроившихся по полученной специальности среди выпускников учреждений начального профессионального образования составляет 36%, среднего профессионального образования — 24%, выпускников вузов — 23% [1, с. 10]. Тем не менее до сих пор большинство абитуриентов ориентированы на получение высшего профессионального образования [7].
На рис. 1 видно, что тенденция сокращения численности выпускников с начальным и средним профессиональным образованием и увеличения численности выпускников с высшим профессиональным образованием характерна для последнего десятилетия в целом [6]. Одной из причин сложившейся ситуации является желание трети выпускников учреждений среднего профессионального образования продолжить свое образование в вузах [8].
50 40 30 20 10 0 26,8 16,2 12,8 25.8 21 01 9 >9 7 26.5 39.3 24,7 19 40,8 6,6 21,3 42,3 6,2 20,1 4 Л ^
1995 2000 2005 2008 2010 ■ Учреждения начального профессионального образования Учреждения среднего профессионального образования Учреждения высшего профессионального образования 2011
Рисунок 1 — Численность выпускников учреждений профессионального образования
Свердловской области, тыс. человек
При рассмотрении прогноза баланса трудовых ресурсов Свердловской области [2, с. 53-62] в среднесрочной перспективе в разрезе специальностей следует выделить несколько условных групп, по которым спрос со стороны работодателей будет превышать предложение или находиться с ним на оптимальном уровне: «сбалансированные специальности» (соотношение спроса и предложения оптимально — от 10 до 50%); «напряженные специальности» (уровень покрытия предложения спросом превышает 50%); «дефицитные специальности» (уровень покрытия предложения спросом превышает 100%).
Данные в таблице свидетельствуют, что наиболее востребованными на рынке труда Свердловской области будут специалисты со средним профессиональным (включая специалистов с начальным профессиональным образованием, которое с 01.09.2013 приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих) и высшим образованием по профилю подготовки «металлургия, машиностроение и материалообработка». В среднесрочной перспективе особенно остро будет стоять проблема нехватки специалистов со средним профессиональным образованием по таким направлениям, как химическое производство и биотехнологии, автоматика и управление.
Соотношение численности специалистов с высшим образованием и специалистов со средним профессиональным образованием в прогнозе баланса трудовых ресурсов на среднесрочный период равно 1:3. Потребность предприятий и организаций Свердловской области в специалистах со средним профессиональным образованием по программам подготовки квалифицированных рабочих (начальным профессиональным образованием) вдвое выше, чем в специалистах со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена [2, с. 54-62].
Таблица 3 Прогноз баланса трудовых ресурсов Свердловской области на среднесрочную перспективу
Высшее профессиональное образование Среднее профессиональное образование
по программам подготовки специалистов среднего звена по программам подготовки квалифи цированн ых рабочих (служащих)
Сбалансированные специальности Физико-математические науки; информационная безопасность; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; приборостроение и оптотехника; электронная техника, радиотехника и связь; информатика и вычислительная техника; химическое производство и биотехнологии Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление Транспортные средства; строительство и архитектура
Напряженные специальности Естественные науки; металлургия, машиностроение и материалообработка; оружие и системы вооружения Приборостроение и оптотехника; металлургия, машиностроение и материалообработка Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; электронная техника, радиотехника и связь; воспроизводство и переработка лесных ресурсов
Дефицитные специальности — Химическое производство и биотехнологии Металлургия, машиностроение и материалообработка; автоматика и управление; химическое производство и биотехнологии
Экспертный опрос представителей Министерства общего и профессионального образования, Министерства экономики, Ресурсных центров развития профессионального образования и Центров занятости населения Свердловской области, а также глубинные интервью с представителями работодателей — членами Уральской торгово-промышленной палаты и Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей показал следующее.
В настоящее время, по словам респондентов, в области происходит «обострение нехватки квалифицированных специалистов в ряде ключевых отраслей экономики на фоне общего сокращения населения трудоспособного возраста». Негативное влияние на сложившуюся ситуацию оказывает множество факторов, ключевым из них является «отсутствие обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг». В связи с этим предпринимается ряд мер, направленных на повышение информационной открытости системы образования, развитие направлений взаимодействия образовательных учреждений и органов управления образованием с предприятиями и организациями.
Работодатели вынуждены «переобучать, доучивать» выпускников учреждений профессионального образования ввиду «недоразвитости практикоориентированного
67
подхода к обучению». В связи с этим с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения активно стало развиваться сотрудничество с предприятиями и организациями по разработке образовательных программ в сфере начального и среднего профессионального образования. Тем не менее не решена проблема «недоверия» к выпускникам коммерческих учебных заведений, не заключены соглашения о проведении экспертизы выпускников учреждений профессионального образования на предмет соответствия требованиям работодателей.
Крупные предприятия предпочитают заключать официальные договора на проведение производственной практики у студентов, «отбирая и обучая на местах» будущих потенциальных сотрудников. Для студентов инженерно-технических и рабочих специальностей предусматриваются дополнительные стимулирующие выплаты, благодаря которым можно повысить престижность профессий данных направлений. Предпринимаются попытки «борьбы с мифами, распространенными в студенческой среде о способах трудоустройства, характерных для реалий советского времени».
На услуги центров занятости населения до сих пор наблюдается низкий спрос как со стороны граждан, испытывающих затруднения в поиске подходящей работы, так и со стороны работодателей, испытывающих потребность в профессиональных кадрах. Особенно остро стоит проблема невостребованности услуг центров занятости со стороны молодежи. Вакансии, предлагаемые в центрах занятости, зачастую не отвечают потребностям безработных граждан. Проблема нехватки информации от безработных и работодателей негативно влияет на анализ ситуации на рынке труда Свердловской области, а также на прогноз потребностей предприятий и организаций в профессиональных кадрах.
Все респонденты говорят о несоответствии трудовых ресурсов потребностям регионального рынка труда. Причина, по их мнению, состоит в «слабом нормативно-правовом и организационном обеспечении» взаимодействия предприятий, организаций, образовательных учреждений и государственных органов — субъектов социального партнерства в профессиональном образовании — в процессе выработки консолидированной концепции и согласованных подходов к решению проблемы обеспечения экономики региона профессиональными кадрами.
В Свердловской области существует потребность в специалистах со средним профессиональным образованием, особенно естественно-научного и технического направлений. Проблемы, решением которых занимаются субъекты социального партнерства в профобразовании на региональном уровне, коренятся в плохо налаженном взаимодействии образовательных учреждений, профессионально-педагогического сообщества, обучающихся и их родителей, работодателей и работников по ряду направлений, характерных для уровня учебных заведений.
Таким образом, исследование социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне показало необходимость управления взаимодействием системы профессионального образования, рынка труда, государства и граждан в рамках социального партнерства, позволяющего преодолеть негативные тенденции в области развития кадрового потенциала региона. Определенные мероприятия могут способствовать уменьшению дефицита трудовых ресурсов: принятие закона «О социальном партнерстве в профессиональном образовании», изучение профессиональных стратегий учащихся и развитие системы профессиональной ориентации населения и др.
68
Следует отметить, что ситуация, сложившаяся в Свердловской области, характерна и для других регионов, входящих в состав Уральского федерального округа. Существует объективная необходимость развития взаимодействия на межрегиональном уровне, способствующего обмену опытом и распространению наиболее удачных моделей и механизмов регулирования объемов и структуры подготовки кадров системой профессионального образования.
Литература
1 Анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области // Департамент по труду и занятости населения Свердловской области : [веб-сайт]. 2012. URL: http://www.szn-ural.ru/home/rinoktruda/analit.aspx.
2 Жога Г. В., Толмачев Д. Е., Алейникова И. С. и др. Анализ территориальной, возрастной и образовательной структуры трудовых ресурсов Свердловской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе : отчет о науч.-исслед. работе / Екатеринбург, 2012. URL: http://invest.midural.ru/images/uploads/Analiz_trydovix_recyrcov.pdf.
3 Байденко В. И., Зантворт Д. ван, Енеке Б. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий : доклад 4 : [проект ДЕЛФИ]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-137673.html.
4 О состоянии системы образования Свердловской области в 2011 году : ежегод. доклад / Мин-во общ. и проф. образования Свердлов. области. Екатеринбург, 2012. URL: http://www.minobraz.ru/files/prilozhenie_k_postanovleniju_pravitelstva_sverdlovsk
ojj_oblasti_ot_03.08.2012g._836pp_quot_o_ezhegodnom_doklade_quoto_sostoj
anii_sistemy_obrazovanija_sverdlovskojj_oblasti_v_2011_goduquot.pdf.
5 Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2005. 82 с.
6 Регионы России: соц.-эконом. показатели, 2012 // Федеральная служба государственной статистики : [веб-сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/Main.htm.
7 Тесленко И. В. Портрет абитуриента 2013 года (выпускника школы, поступающего в учреждения СПО и ВПО): результаты исследования // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/110-9665.
8 Тесленко И. В. Профессиональный и мировоззренческий аспекты портрета выпускников СПО, получающих высшее профессиональное образование: результаты социологического исследования // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. 2012. № 5. URL: http://www.science-education.ru/105-7323 (дата обращения: 23.08.2013.