Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор адаптации выпускников среднего профессионального образования'

Социальное партнерство как фактор адаптации выпускников среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫПУСКНИКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIAL PARTNERSHIP / MIDDLE PROFESSIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытова И.В.

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки квалифициро ванных кадров, посвященные социальному партнерству учреждений среднего професси онального образования и работодателей. Реализация социального партнерства обеспе чивается взаимодействием работодателей через организацию образовательного про цесса в подготовке специалистов для работы в разнообразных отраслях производства, что позволяет на практике реализовать эту цель, наращивать качество не только че ловеческого, но и социального капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рытова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership as the factor of graduates adaptation in middle professional schoo

This article reviews the question of professional training, and teaching about social partnership of middle professional education schools and collaboration with the employers. The social partnership works when the employers participate in the educational process and prepare future specialists for specific businesses and industries, this approach helps to increase the quality of human resources and social capital

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор адаптации выпускников среднего профессионального образования»

УДК 377

И.В. РЫТОВА

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки квалифицированных кадров, посвященные социальному партнерству учреждений среднего профессионального образования и работодателей. Реализация социального партнерства обеспечивается взаимодействием работодателей через организацию образовательного процесса в подготовке специалистов для работы в разнообразных отраслях производства, что позволяет на практике реализовать эту цель, наращивать качество не только человеческого, но и социального капитала.

Ключевые слова: профессиональное образование, социальное партнерство, выпускники, учреждения среднего профессионального образования.

This article reviews the question of professional training, and teaching about .socialpartnership of middle professional education schools and collaboration with the employers. The social partnership works when the employers participate in the educational process and preparefuture specialists for specific businesses and industries, this approach helps to increase the quality of human resources and social capital.

Keywords: professional education, social partnership, middle professional school.

Современная модель профессионального образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики, что предполагает существенное обновление содержания и структуры профессиональной подготовки, в том числе опережающего развития ее начального этапа. Методологической основой обновления выступает компетентностный подход, цель которого состоит в обеспечении качества подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов, где критерием образовательных результатов выступает успешная социальная и профессиональная деятельность.

За последние годы существенно изменились требования работодателей к выпускникам учреждений среднего про-

© Рытова И.В., 2016

фессионального образования. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обусловливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного специалиста. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умение анализировать ситуации, управлять ресурсами, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

Подготовка современного специалиста в условиях интеллектуализации трудовой деятельности должна быть направлена на развитие навыков рабо-

ты с новой и разнородной информацией, решение задач как стереотипного, так и эвристического характера, формирование высокого уровня функциональной грамотности, определяющей компетентность и профессионализм, способствовать наиболее полному раскрытию личностных качеств.

Отражением возрастания роли персонала в современном производстве стало появление теорий человеческого и социального капитала, которые можно объединить под общим названием -теории личностного капитала. Социальный капитал как фактор эффективности организации отражает характер отношений между работниками, способы и культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций.

Целевая направленность учреждений начальных и средних профессиональных учебных заведений заключается в подготовке специалистов для работы в разнообразных отраслях производства. Сегодня, в условиях глубокой структурной перестройки, требуется новая модель функционирования учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающая гармоничный баланс требований и объединения усилий субъекта образовательного процесса и потребителей его результатов. Институт социального партнерства позволяет на практике реализовать эту цель, наращивать качество не только человеческого, но и социального капитала.

Одно из направлений модернизации системы профессионального образования - организация профессиональной подготовки на основе «мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций» [2].

На формирование новых профессиональных и личностных качеств должен быть направлен специально организованный образовательный процесс в учреждении профессионального образования, нацеленный на обеспечение социализации личности, одним из слагаемых которой является адаптация к профессиональной деятельности. Адаптация обучаемых к будущей профессиональной деятельности - одна из самых актуальных проблем, в решении которой заинтересована система профессионального образования. Способность адаптироваться является одной из особенностей личности человека, формирующейся под влиянием окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет образовательное учреждение, где человек проводит один из значимых периодов своей жизни, становится профессионалом и личностью.

В ходе учебно-профессиональной деятельности студент овладевает профессиональными компетенциями с целью достижения необходимого профессионального уровня, у него развиваются профессионально значимые качества, происходит адаптация к профессиональной деятельности.

В современных условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования и образовательными учреждениями, предприятиями, службой занятости. Такой системой отношений является социальное партнерство.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, обще-

ственными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам.

Существенным для развития социального партнерства является изменение содержания труда в обществе. Происходит повышение роли персонала в современном производстве и расширение его функциональных обязанностей. Значительную роль приобретают качества специалиста, связанные с коммуникативными партнерскими отношениями в социуме.

К субъектам социального партнерства в системе образования можно отнести образовательные учреждения, органы управления образованием (федеральные и региональные), органы труда и занятости (федеральные, региональные и местные), работодателей всех уровней, общественные и коммерческие организации, обучающихся.

В условиях построения гражданского общества в России социальное партнерство становится действенным механизмом общественной организации. Изменение законодательной базы Российской Федерации в области социально-трудовых и экономических отношений в целях достижения общественного согласия также создает условия для становления и развития социального партнерства в системе образования.

В широком смысле слово «партнерство» означает разнообразные формы сотрудничества различных субъектов в целях взаимовыгодного удовлетворе-

ния их потребностей. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие участников взаимодействия, уважение и учет интересов сторон, соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов, свобода выбора и добровольность принятия решений, обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение [1].

Основной способ реализации социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам, представляющим взаимный интерес, выражающийся прежде всего в подготовке конкурентоспособных и востребованных на рынке труда рабочих. Образовательные учреждения при этом получают новые возможности для осуществления качественной подготовки специалистов и улучшения своей материально-технической базы, а гарантированное трудоустройство выпускников по специальности улучшает имидж учебного заведения, укрепляя его позиции на рынке образовательных услуг. Работодатели приобретают высококвалифицированные кадры, получая непосредственную возможность влиять на процесс их подготовки с учетом собственных требований и условий конкретного производства. Государство добивается улучшения ситуации на общем и региональном рынках труда и образовательных услуг, повышения качества профессиональной подготовки специалистов как основы для успешного социально-экономического развития и

снижения социальной напряженности в обществе [2].

В настоящее время активно разрабатываются и принимаются документы, регулирующие отношения социального партнерства на региональном, территориальном и отраслевом уровнях, в которых отражаются обязательства сторон по подготовке кадров, поддержке учреждений образования, закреплении выпускников на предприятиях. Наблюдается положительная динамика сотрудничества учреждений профессионального образования с предприятиями разных форм собственности; специалисты предприятий привлекаются к участию в проведении итоговой аттестации и совершенствованию содержания и организации образовательного процесса. Существенно возросло количество предприятий, предоставляющих места производственной практики для учащихся, увеличилось количество предприятий, организующих стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей. Ширится работа координационных советов по профессиональному образованию с участием государственных структур в сфере образования и экономики, ассоциаций работодателей, учреждений начального профессионального образования. Она направлена на прогноз кадровых потребностей, определение возможностей и экономических механизмов стимулирования инвестиций в профессиональное образование, повышение престижа рабочих профессий. В то же время существующий уровень развития партнерских отношений между учреждениями образования и предприятиями не вполне отвечает целям формирования адаптационного потенциала выпускников среднего профессионального образования.

С целью оперативного реагирования на изменения спроса работодателей на конкретные профессии следует расширять взаимодействие объединений работодателей и частных предпринимателей с учебными заведениями в рамках развития социального партнерства. Система среднего профессионального образования должна обеспечить вариативность в подготовке специалистов: сроки обучения, формы, виды подготовки в соответствии с потребностями экономики отдельного района (города) и рынка труда в целом. Гибкое реагирование на изменение рынка труда возможно как за счет сокращения времени обучения и большей профориентации населения области, так и удлинения срока обучения для подготовки специалистов более высокого профессионального уровня. Объединения работодателей в зависимости от потребности подготовки и переподготовки рабочих кадров могут выступать учредителями учебных заведений.

Сотрудничество образовательных учреждений со своими социальными партнерами реализуется в различных формах по нескольким основным направлениям:

• развитие попечительства;

• развитие договорных отношений между учащимися, образовательными учреждениями и предприятиями-работодателями по различным направлениям взаимодействия;

• развитие целевой контрактной подготовки, способствующей удовлетворению потребностей предприятий различных форм собственности в специалистах, повышение качества производственного обучения и производственной практики учащихся учреждений среднего профессионального образования на предприятиях различных форм собственности;

• привлечение инвестиций в среднее профессиональное образование, позволяющих развивать материально-техническую базу образовательных учреждений.

Одной из основных форм сотрудничества учебных заведений среднего профессионального образования с социальными партнерами может стать Попечительский совет, цели и задачи которого в наиболее общем виде определяются следующим образом:

1. Основной целью деятельности попечительского совета является содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

2. Основными задачами попечительского совета являются:

• участие в совершенствовании содержания образовательных программ и организации образовательного процесса;

• содействие материально-техническому обеспечению образовательного учреждения (строительству и ремонту объектов учебного, социально-бытового и другого назначения, приобретению оборудования, инвентаря, технических средств обучения, средств вычислительной и организационной техники);

• содействие социальной защите обучающихся и сотрудников образовательного учреждения;

• поддержка инновационной и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения;

• содействие развитию международного сотрудничества образовательного учреждения.

3. Попечительский совет оказывает содействие функционированию и развитию образовательного учреждения путем:

• установления связей с работодателями, службами занятости населения, органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, другими организациями, родителями (законными представителями) обучающихся, выпускниками образовательного учреждения;

• участия в обеспечении финансирования образовательного учреждения;

• рассмотрения вопросов организации образовательного процесса, распределения финансовых средств и иных вопросов деятельности образовательного учреждения и выработки соответствующих решений;

• пропаганды результатов деятельности образовательного учреждения, создание единого информационно-коммуникативного пространства.

Эффективная система социального партнерства обеспечивает условия для существенного обновления содержания образовательного процесса и укрепления материальной базы, содействует открытию новых специальностей и специализаций, позволяет реализовать целевую подготовку и распределение выпускников, создает условия для непрерывного профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие адаптационных стратегий выпускников УНПО Московской области как основное условие их успешной интеграции в трудовую деятельность: сб. материалов / под ред. А.И. Рытова. М.: Изд-во АСОУ, 2007. 88 с.

2. Развитие многоуровневой системы социального партнерства работодателей и системы начального профессионального образования Московской области: сб. материалов / под ред. А.И. Рытова. М.: Изд-во АСОУ, 2008. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.