УДК 370.186
Балашов Алексей Михайлович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
Фаттахова Надежда Ивановна
Директор ГОУ СПО «Новосибирский технологический техникум», [email protected], Новосибирск
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Авторы данной статьи показывают возможности социального партнерства в современных условиях. В статье рассматриваются цели и задачи социального партнерства, формирование его на современном этапе. Далее показаны некоторые формы участия работодателей в социальном партнерстве с образовательными учреждениями, которые достаточно активно складываются в настоящее время, в частности многие успешные российские компании осуществляют целевое направление обучающихся на подготовку в государственные и негосударственные образовательные учреждения на основе договоров о социальном партнерстве. Кроме этого, авторами проанализированы основные препятствия для дальнейшего развития института социального партнерства, даны некоторые рекомендации по стимулированию его развития и совершенствованию российского законодательства.
Ключевые слова: образование, бизнес, социальное партнерство, расходы, нормативно-правовая база.
Balashov Alexey Mihailovich
Candidate of Economic Sciences, associate professor of the department ofpedagogics and psychology of vocational education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
Fattakhova Nadezhda Ivanovna
Director of Public Educational Institution of Secondary Vocational Education «Novosibirsk Technological Technical School», [email protected], Novosibirsk
SOCIAL PARTNERSHIP - THE BASIS OF EFFECTIVE INTERACTION OF VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS, BUSINESS AND THE STATE IN MODERN CONDITIONS
Abstract. Authors of this article show possibilities of social partnership in modern conditions. In article the purposes and problems of social partnership, its formation at the present stage are considered. Further some forms of participation of employers in social partnership with educational institutions which rather actively develop now are shown, in particular many successful Russian companies carry out the target direction being trained on preparation in the public and non-state educational institutions on the basis of contracts on social partnership. Besides, authors analyze the main obstacles for further development of institute of social partnership, some recommendations about stimulation of its development and improvement of the Russian legislation are made. Keywords: education, business, social partnership, expenses, standard and legal base.
Сегодня одними из главных целей развития российского государства является модернизация и инновационное развитие экономики страны, переход к доминирующему в цивилизованном мире пятому тех-
нологическому укладу, которому должна соответствовать новая экономика - информационная и подготовка условий для шестого технологического уклада. Поэтому на первый план выходит такой фактор как
человеческий капитал, знания, высококвалифицированная рабочая сила. Образование является стратегическим ресурсом, от состояния которого зависит положение всего общества в целом и в связи с этим, проблемы повышения качества подготовки выпускников и соответствия их профессиональных компетенций требованиям и запросам приобретают особую актуальность.
Одним из инновационных подходов, позволяющих повысить качество образования и обеспечить соответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда является развитие института социального партнерства. В нынешних условиях перехода к рыночной экономике систематические контакты с работодателями, бизнесом, общественностью и другими социальными заказчиками, социальный диалог и партнерские связи могут стать действенными факторами модернизации как профессионального, так и общего образования. Это позволит максимально учитывать требования работодателей, сблизить предложение и спрос на конкретные образовательные услуги, оперативно реагировать на изменения на рынке труда, что позволит избежать нерационального использования ресурсов и повысить социально-экономическую эффективность учреждений образования.
Социальное партнерство - это система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, школами, профсоюзами, родителями, позволяющая включить эти учреждения в рыночные отношения [5]. Социальное партнерство в профессиональном образовании связано с упорядочением координационного взаимодействия систем в пределах их взаимной заинтересованности в целях повышения качества и эффективности образования.
В мировом сообществе уже накоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путем партнерства его участников. Одним из примеров этого выступает Программа Tacis (Проект ДЕЛФИ), разработанная Евросоюзом. Согласно данному проекту социальное партнерство признается как важнейший фактор модернизации профессионального образования.
В российской Национальной доктрине
образования [2] тоже предусматривается развитие института социального партнерства, в частности:
- привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
- развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;
- обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- индивидуализацию образовательного процесса.
Основными целями социального партнерства в сфере профессионального образования являются [3]:
- реализация государственной политики в области профессионального образования и подготовки кадров;
- обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;
- быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки кадров к изменениям на рынке труда;
- обеспечение рабочими местами безработного и незанятого населения;
- повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентоспособности специалистов образовательного учреждения;
- повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности образовательного учреждения;
- повышение эффективности использования ресурсов ОУ заинтересованными сторонами;
- эффективное привлечение средств для развития образовательных учреждений.
Для реализации этих целей представляется целесообразным в основу социального партнерства поставить следующие задачи:
- определение квалификационных требований, учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов пу-
тем совместной разработки учебных планов и программ;
- управление учебными заведениями (участие в Управляющих и Попечительских советах);
- проведение экскурсий на предприятия и организации, организация практики обучающихся на оборудовании, которое эксплуатируется в современном производстве, возможность проведения производственного обучения и стажировок;
- постоянный доступ к информации о рынке труда и разработка новых инструментов и методик анализа рынка труда, что позволит оперативно уточнять структуру профессий и объем подготовки кадров;
- совершенствование нормативно-правовой базы профессионального образования и обучения;
- проведение систематической стажировки для педагогов с целью ознакомления с новейшими типами оборудования и инновационными технологиями;
- совместные проекты, позволяющие осуществлять пополнение внебюджетных фондов образовательных учреждений, укрепление материально-технической базы образовательного учреждения и разработка новых механизмов финансирования;
- создание механизма оценки качества подготовки кадров совместно с работодателями;
- организация целевой подготовки работников для конкретного предприятия, что повышает возможности трудоустройства выпускников.
В последнее время достаточно активно начали складываться некоторые формы участия работодателей в социальном партнерстве с образовательными учреждениями, в частности, работодатели все чаще участвуют в оценке качества образования обучающихся. Представители работодателей, бизнес-сообществ, социальных заказчиков входят в состав Государственных аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников. В основе интересов работодателей лежат экономические факторы. Помочь реализовывать эти интересы может образовательное учреждение, которое обладает необходимым потенциалом, способным заинтересовать предприятия и организации. Таким потенциалом являются
выпускники учебных заведений, востребованные на рынке труда.
Кроме того, многие успешные компании осуществляют целевое направление учащихся на подготовку в государственные и негосударственные образовательные учреждения на основе договоров о социальном партнерстве.
В принципе, в условиях рыночной экономики, социальное партнерство является наиболее естественной формой существования профессиональных образовательных учреждений [4]. Только в постоянном контакте с бизнес-сообществами, предприятиями и организациями возможно готовить выпускников, которые будут отвечать требованиям быстро меняющегося рынка труда и будут востребованы работодателями. Эффективное взаимодействие с работодателем (и потребителем в целом) возможно в том случае, когда наряду с требованиями к качеству подготовки специалистов социальные партнеры в лице бизнеса, предприятий и организаций предоставляют адекватную финансовую поддержку. Причем не в порядке разовых акций, а на постоянной основе. И на сегодня уже есть такие примеры.
Принципиальная заинтересованность многих участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще далеко не означает, что этот процесс имеет самоорганизующийся характер. Препятствиями к развитию социального партнерства являются как субъективные, так и объективные причины. К субъективным причинам относятся разобщенность бизнесменов, работодателей, инерционность мышления многих руководителей предприятий и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между профессиональными учебными заведениями, службой занятости и органами управления образованием, а к объективным - отсутствие законодательной базы для формирования социального партнерства и несовершенство налогового законодательства, которое не заинтересовывает предприятия и организации в инвестировании средств на подготовку кадров. В российском законодательстве отсутствуют поощрения для организаций, инвестирующих средства на подготовку кадров и поддерживающих образовательные учреждения. В связи с этим, в целях дальнейшего стимулирования разви-
тия социального партнерства целесообразно, по мнению авторов данной статьи, внесение изменений в Налоговый кодекс, в закон «Об образовании» и некоторые другие законы и нормативные акты.
В частности, необходимо внести изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации с целью формирования стимулов и преференций для привлечения бизнеса к участию в процессах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в профессиональных образовательных учреждениях, а также в создания лучших условий для осуществления образовательной деятельности и партнерства с работодателями.
Особенно представляется целесообразным внести изменения в подпункт 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», с целью расширения перечня необлагаемых налогами доходов образовательных учреждений. Следует постановить, что при определении налоговой базы государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений не учитывается не только имущество, безвозмездно полученное названными образовательными учреждениями, но и полученные денежные средства и имущественные права.
В статье 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» подпункт 23 предлагается представить в редакции, позволяющей относить к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, не только расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, состоящих в штате налогоплательщика, но и расходы на:
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров из числа обучающихся по очной форме, если налогоплательщик заключил соответствующий договор с профессиональным образовательным учреждением или трехсторонний договор с образовательным учреждением и частью обучающихся соответствующего образовательного учреждения о поступлении их на работу в организацию налогоплательщика после окончания обучения;
- расходы в виде имущества (включая де-
нежные средства) и (или) имущественных прав, безвозмездно переданных государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждениям, осуществляющим в соответствии с договорами подготовку, переподготовку или повышение квалификации кадров для соответствующего налогоплательщика;
- организацию и проведение производственного обучения и производственной практики обучающихся российских профессиональных образования образовательных учреждений.
В целом, для успешного развития механизмов социального партнерства в образовании необходимо реализовать комплекс правовых, экономических, организационных мероприятий, создать правовые и экономические основы широкого привлечения бизнеса, работодателей. Кроме этого, чтобы активизировать развитие социального партнерства, заинтересовать работодателей и бизнес-сообщества, образовательные учреждения должны готовить специалистов, обладающих не только высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и развитыми личностными качествами, такими как коммуникабельность, креативность, ответственность, инициативность, способность принимать грамотные самостоятельные решения.
Библиографический список
1. Герасимова Г. Национальным проектам -промышленную поддержку. //Промышленник России. - 2004. - № 11. - С. 34-38.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000. -№ 751.
3. Никулина И. А., Кожевникова С. В. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2005. - №1. - С. 55 - 60.
4. Смирнов И. П. Экономическая функция профессионального образования. - М., Агентство «Социальный проект», 2007. - 402 с.
5. Суворова Е. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 21 с.