Научная статья на тему 'Интеграция высшей школы в рыночную экономику региона в условиях построения информационного общества'

Интеграция высшей школы в рыночную экономику региона в условиях построения информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / REGIONAL CLASTERASATION / MODERNIZATION OF HIGH EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

Модернизация высшей школы в новых социально-экономических условиях, её интеграция в рыночную экономику возможна через построение долгосрочного социального партнерства. Сегодня в подготовке будущих специалистов все более значимой становится ориентация высшего образования на запросы экономики и конкретного работодателя, удовлетворение текущих и перспективных потребностей региональных рынков труда. В связи с этим целью данной статьи является теоретическое обоснование и выявление особенностей построения социального партнерства между вузом и социумом. Особое значение автор уделяет идеи построения долгосрочного социального партнерства в сложившейся образовательной практике. Действенным механизмом социального партнерства в сфере высшего образования выступает кластерный подход. В результате исследования уточнено содержание категории «социальное партнерство», выявлены и обоснованы виды социального взаимодействия в образовании, определен состав участников, рассмотрен характер партнерских отношений, показаны позитивные стороны включения образовательных учреждений в региональные кластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF HIGH SCHOOL TO THE MARKET’S ECONOMY OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE BUILDING OF INFORMATIONAL SOCIETY

Modernization of high school in new social-economic conditionals, its integration to the market’s economy is possible throw forming of long social partnership. Nowadays during the preparing of future specialists of orientation of high education for needs of economy and the employer, satisfaction of current and perspective needs of region’s markets of labour becomes more and more significant. According to this, the target of this article is theoretical reason and revealing partnership between high schools and society. The author pays special attention to the idea of the building of long social partnership in the formed educational practice. Claster’s approach is the main machinery of social partnership in the sphere of high education. As a result, the research is found out the content of the category “social partnership”, the body of participants is defined, the character of partner’s relations is examined, the positive sides of including of educational institutes in region’s clasters are shown.

Текст научной работы на тему «Интеграция высшей школы в рыночную экономику региона в условиях построения информационного общества»

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Арасланова А.А.

Модернизация высшей школы в новых социально-экономических условиях, её интеграция в рыночную экономику возможна через построение долгосрочного социального партнерства. Сегодня в подготовке будущих специалистов все более значимой становится ориентация высшего образования на запросы экономики и конкретного работодателя, удовлетворение текущих и перспективных потребностей региональных рынков труда. В связи с этим целью данной статьи является теоретическое обоснование и выявление особенностей построения социального партнерства между вузом и социумом. Особое значение автор уделяет идеи построения долгосрочного социального партнерства в сложившейся образовательной практике. Действенным механизмом социального партнерства в сфере высшего образования выступает кластерный подход. В результате исследования уточнено содержание категории «социальное партнерство», выявлены и обоснованы виды социального взаимодействия в образовании, определен состав участников, рассмотрен характер партнерских отношений, показаны позитивные стороны включения образовательных учреждений в региональные кластеры.

Ключевые слова: социальное партнерство, региональная кластеризация, модернизация высшего образования.

THE INTEGRATION OF HIGH SCHOOL TO THE MARKET’S ECONOMY

OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE BUILDING OF

INFORMATIONAL SOCIETY

Araslanova A.A.

Modernization of high school in new social-economic conditionals, its integration to the market’s economy is possible throw forming of long social partnership. Nowadays during the preparing of future specialists of orientation of high education for needs of economy and the employer, satisfaction of current and perspective needs of region’s markets of labour becomes more and more significant. According to this, the target of this article is theoretical reason and revealing partnership between high schools and society. The author pays special attention to the idea of the building of long social partnership in the formed educational practice. Claster’s approach is the main machinery of social partnership in the sphere of high education. As a result, the research is found out the content of the category “social partnership”, the body of participants is defined, the character of partner’s relations is examined, the positive sides of including of educational institutes in region’s clasters are shown.

Keywords: social partnership, regional clasterasation, modernization of high education.

Как точно подмечено В.Г.Вольвачем [2] и др., «во второй половине ХХ в. скорость социально-экономических процессов превысила критический уровень для окупаемости образовательных услуг, а глубина и усложненная структура необходимых производству научных знаний превзошла критический для психофизиологического восприятия уровень». Осознание данного факта, позволило Ф.Г.Кумбсу, известному ученому и деятелю просвещения, в опубликованной им в 1968 г. знаковой монографии «Кризис образования в современном ми-ре»[5] сделать вывод о начавшемся с конца 1940-х гг. «мировом кризисе обра-

зования», охарактеризовав его сущность терминами «изменение», «приспособление», «разрыв». Согласно Ф.Г.Кумбсу, «в зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах - развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас».

Современный кризис российского образования, который принято связывать с переходным периодом в жизни российского общества, представляет сложное наложение кризиса государства, социально - экономической и общественно-политической системы на «мировой кризис образования». Привлекший пристальное внимание общественности и научно-педагогического сообщества термин «мировой кризис образования», первоначально вызвавший недоумение, сегодня стал повсеместно использоваться для описания возникновения разрывов между сложившимися системами образования и быстро меняющимися социально-экономическими условиями жизни. Следует отметить, что вузовская система Российской Федерации все еще ориентирована в большей степени на фундаментальное, чем прикладное образование, которое как раз и востребовано реальным сектором экономики и конкретными работодателями.

Российское общество заинтересовано, чтобы отечественная система высшего инновационно ориентированного образования как основного звена подготовки специалистов для инновационной экономики стала бы генератором новых идей и технологий, превратилась бы в более гибкий и динамичный образовательный комплекс, обеспечивающий должную адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Уровень образованности отдельного человека и местного сообщества в целом становится непременным условием социально-экономического развития страны. Таким образом, в современном мире высшее образование превращается в один из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие обществен-

ных институтов, формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

К наиболее значимым профессионально-личностным качествам современного специалиста, формируемым в вузе, можно отнести фундаментальные знания, развивающие способность к теоретическому мышлению, профессиональную компетентность, умение работать с информацией, самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, готовность и сформированную внутреннюю мотивацию к самообразованию и саморазвитию.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, очевидно, вызовет необходимость более глубокой модернизации образовательной деятельности, повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности вузов, обусловленной возросшим значением знания, уровнем глобализации экономики и сферы образования, степенью вовлеченности в интеграционные процессы.

Между тем, результаты перехода образования на опережающее инновационное развитие не могут сказаться сиюминутно - необходимо время. Однако, уже сегодня можно активизировать некоторые очевидные направления, которые могут обеспечить существенные улучшения за сравнительно более короткие промежутки времени. Так, например, реализуемая в Российской Федерации модернизация высшего регионального образования, основанная на повышении инновационной активности в образовательной среде, должна значительно в большей степени быть ориентированной на привлечение предприятий бизнеса, научно-исследовательских организаций и других представителей социума для совместных с вузами разработок и их реализации в сфере формирования и воспроизводства интеллектуального капитала на принципах социального партнерства. Именно в отсутствии эффективного взаимодействия с потенциальными партнерами и явной недостаточности многофункциональных интегративных форм и технологий образовательного процесса, реального производства и науки

кроются, по убеждению автора, неконкурентоспособность и невостребован-ность выпускников вузов на современном региональном рынке труда.

Интеграция высшей школы в экономику региона возможна через построение долгосрочного социального партнерства. Наряду с законодательно регулируемой социально-трудовой сферой, социальное партнерство на основе ведения переговоров, выработки и реализации соответствующих договорных отношений, выходящих за рамки традиционных трудовых отношений, находит применение в решении достаточно широкого круга проблем жизнедеятельности общества, где пересекаются целевые интересы различных социальных групп.

Особый интерес представляют организационные формы и технологии социального партнерства как качественный ресурс развития сферы образования. Содержание категории «социального партнерства», позволяющее в процессе диалога участников образовательного взаимодействия находить социальный консенсус по поводу развития возникающих отношений, противоречий, конфликтов, принято трактовать с разных позиций

- в узком смысле: как особый тип трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом образовательного учреждения (Н.А. Волгин [11]); как система кооперативных внутренних и внешних связей образовательного учреждения (М.В. Оборин [9]); как налаживание командного взаимодействия (Е.В. Ткаченко [12]); как установление договорных, партнерских отношений всех субъектов образовательного пространства (Б.В. Авво [1]); как способ согласования противоположных интересов, метод решения проблем и регулирования конфликтов (В.И. Шарин [15]);

- в широком смысле: как особый тип взаимодействия и согласования противоречивых интересов различных социальных групп, вне зависимости от конкретного объекта, по поводу которого осуществляется это взаимодействие; как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, приводящая к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам (Л.А. Г ордон и Э.В. Клопов [3] и др.); как специфический вид общественных отношений ме-

жду профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом (В. Лазарев [6], В.И. Митрофанов [7] и др.); как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти (В.А. Михеев [8], Т.Ю. Семигин [10], А.А.Федулин [13] и др.).

Автор, исходя из посыла о том, что многочисленные дефиниции социального партнерства не противоречат и взаимодополняют друг друга, акцентируя внимание на различных аспектах проводимых научных исследований, предлагает свои уточняющие определения. Под «социальным партнерством в сфере образования» в узком смысле автором понимается идеология, формы и методы согласования социально-трудовых отношений образовательного учреждения с базовыми предприятиями / организациями (работодателями) с целью повышения конкурентоспособности и востребованности выпускников образовательных учреждений на рынке труда; под «социальным партнерством в сфере образования» в широком смысле - идеология, формы и методы согласования общественных отношений образовательного учреждения с различными партнерами -профессиональными и социальными группами, их объединениями, органами управления образованием и населением для обеспечения конструктивного взаимовыгодного взаимодействия, создания условий для воспроизводства человеческого капитала, решения социально значимых задач.

В условиях, когда на стороне спроса и предложения рабочей силы действуют различные контрагенты, многие проблемы в сфере образования должны решаться совместными усилиями всех субъектов рынка образовательных услуг

- заказчиков и исполнителей услуг и посредников, осуществляющих информационное сопровождение и продвижение услуг, на принципах равноправия и справедливости. К составу участников социального партнерства в сфере образования в отличие от традиционного понимания в виде дуальной связки «учеб-

ное заведение - производство (работодатель)» в современных условиях следует подходить более широко (Рис.1).

| ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ |

4 4

Рис. 1. Потенциальные участники социального партнерства в образовательной сфере

Государство как важнейший партнер, заинтересованный в развитии национальной системы образования, ориентировано на подготовку выпускников образовательных учреждений с адекватным требованиям экономики и конкретных работодателей уровнем конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках труда. В сфере образования государство несет ответственность за: определение порядка финансирования, установление налоговых льгот и введение особых форм воздействия на рынок образовательных услуг в целях стимулирования подготовки специалистов по приоритетным специальностям, улучшения качества предоставляемых образовательных услуг посредством лицензирования, аккредитации и аттестации.

Постепенно социальное партнерство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, превращается в экономически значимый механизм сферы российского образования. Партнерские отношения характеризуются разветвленной системой коллективных двух-, трех- и многосторонних договоров и соглашений, заключаемых учреждениями образования с различными субъектами и институтами рыночной экономики. На сегодняшний день уже накоплен определенный опыт заключения партнерских отношений на региональном и муниципальном уровнях.

Среди наиболее распространенных видов социального взаимодействия, пришедших в образование из социально-трудовой сферы, выделяются:

- попечительские советы, создаваемые в соответствии с указом Президента РФ 1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»;

- благотворительность - добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения материально-финансовых ресурсов граждан и юридических лиц в сферу образования; как правило, носит разовый характер;

- спонсорство - передача спонсором ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) затребованных образовательным учреждением на конкретную деятельность, известную обеим сторонам; может быть периодическим или систематическим;

- кооперация - сотрудничество сторон по обоюдному согласию, совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда; возможность и мера участия определяются каждой стороной самостоятельно и, как правило, закреплены устным соглашением; взаимодействие носит разовый или периодический характер, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнерских отношений;

- инвестиции - вклад физических или юридических лиц по собственному усмотрению и исходя из личных интересов; обязательная составляющая - договор или контракт.

В современных условиях для отечественного образования наибольший эффект могут оказать виды социального партнерства на основе взаимовыгодного долгосрочного включения в решение социально-образовательных проблем, поскольку позволяют изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции.

Очевидно, что рынок образовательных услуг, характеризуемый вариативностью и множественностью социально-экономических связей между образовательными учреждениями и представителями внешней среды, в вопросах формирования человеческого и социального капитала представляет сферу стратегических интересов, состояние и уровень развития которой являются факторами социального прогресса общества. Растущее многообразие участников современного рынка образовательных услуг в условиях развивающихся рынков труда требует усиления роли государства в управлении качеством регионального высшего образования для обеспечения равенства возможностей и доступа к получению образования всеми категориями граждан. В этой связи задачей государства должно явиться не только определение стратегически выверенного содержания высшего образования и его финансирования в необходимых объемах, но и создание необходимых институциональных условий для заинтересованного участия частного капитала в производстве общественно - образовательного блага. На уровне учебных заведений основным механизмом повышения эффективности управления должна стать разработка планов стратегического развития на основе технологий формирования эффективных внешних партнерств.

Все более значимой становится ориентация на запросы экономики и конкретного работодателя, удовлетворение текущих и перспективных потребностей региональных рынков труда. Следовательно, необходима системная орга-

низация подготовки специалистов с учетом тенденций становления и развития сферы их будущей профессиональной деятельности, реализации системы требований к качеству образовательных услуг. Как показывает международный опыт, для успешного развития высшего регионального образования, повышения его эффективности и качества, обеспечения рентабельности, соответствия общественным ожиданиям и личностной самореализации выпускников приоритетной задачей в условиях ограниченного финансирования является обеспечение взаимодействия учебных заведений с субъектами внешней среды, что требует принятия адекватных решений на различных уровнях управления.

Основная идея долгосрочного социального партнерства в образовательной практике в отличие от шефства (меценатства, попечительства) состоит в ориентации на формирование взаимовыгодной кооперации, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Социальное партнерство, не ограниченное разовыми акциями и строящееся на долгосрочной основе и взаимном доверии, предполагает непосредственный и прямой обмен привлекаемыми от социальных партнеров ресурсами на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство в системе образования с учетом общей для всех партнеров приоритетной перспективы позволяет действовать наиболее успешно в условиях эффективной координации совместной деятельности и распределения ответственности за обеспечение качества образования.

В современных условиях вопрос формирования системы социального партнерства между учреждениями высшего регионального образования, предприятиями (работодателями), государственными и местными органами власти, общественными организациями, органами управления образованием, органами труда и занятости и др., нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников, становится все более актуальным.

В настоящее время в международной и российской практике высших учебных заведений осуществляются активные поиски различных моделей,

форм и технологий построения взаимовыгодного сотрудничества с различными субъектами социального партнерства, учитывающих уровневую и содержательную специфику образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, и специфические особенности социально-экономического развития региона. Особо значимым представляется привлечение работодателей и их объединений для участия в непосредственном управлении образовательным процессом профессиональной подготовки специалистов для социально - экономической сферы региона, контроле качества высшего образования и др.

Основным способом выстраивания партнерских отношений в образовании является социальный диалог с целью достижения долговременных соглашений на договорной основе по вопросам, представляющим взаимный интерес. Осознание важности социального диалога обеспечивает практическую ориентацию высшего образования на потребности развивающегося производства, регионального рынка труда, повышение конкурентоспособности экономики и образования, расширение возможностей доступа к обучению различных категорий граждан независимо от их возраста и ранее полученного образования.

Важной особенностью модернизации существующей системы профессиональной подготовки кадров является необходимость обеспечения результативности интеграционных процессов учреждений высшего образования и бизнеса, поскольку именно рынок труда задает основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии. С этих позиций особую значимость приобретает личностный и карьерный рост студента - субъекта образовательного процесса. Соглашаясь с А.С. Косоговой и Н. Шишариной особое место в образовательном процессе следует уделять построению «равноправных коммуникативно-ответственных отношений участников образовательного взаимодействия». Причем к участникам образовательного процесса наряду со студентом и преподавателем, авторы справедливо относят и работодателей.

Жизненность социального партнерства в образовательной сфере признана достаточно давно, но формирование его действенных механизмов из-за множества объективных и субъективных факторов происходит недостаточно активно. В качестве важнейшего объективного фактора, сдерживающего социальное партнерство в вузовском образовательном пространстве, автор выделяет не-сформированность нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения субъектов партнерства и мотивирующей предприятия (организации) к формированию и развитию взаимодействий с образовательными учреждениями; немаловажным субъективным фактором - чрезвычайно низкий уровень социальной ответственности бизнеса в регионах России.

Очевидно, что для формирования деловых взаимоотношений и действенных механизмов социального партнерства в сфере высшего образования целесообразно использовать соответствующий опыт развитых зарубежных стран. Так, например, по мнению Ю.А.Чакина [14], целесообразным для успешной адаптации к условиям России может явиться практический опыт создания отраслевых советов по вопросам умений, обусловленный острой нехваткой конкретных умений на рынке труда в Великобритании.

В условиях глобализации и усиливающейся международной конкуренции современные инновационно ориентированные производственные структуры формируются на основе специализации и интеграции, развитии партнерских отношений, реализации кластерного подхода. Процесс кластеризации экономического пространства захватывает все большее число стран и регионов мира.

Перед экономикой России поставлена стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. В последнее время в стране усиливается осознание значимости кластерного подхода как одного из средств нового видения экономического развития и расширения возможностей инновационного развития в решении задач модернизации и технологического развития регионов. Г лавное, чем выделяется кластерный подход, - рост производительности труда, эффективности и конкурентоспособности участников кластера и предприятий

смежных (поддерживающих) секторов хозяйствования. Практический зарубежный опыт кластеризации региональной экономики, когда все более востребованными становятся инновации экономического, психологического и гуманитарного характера, демонстрирует существенно более высокие показатели динамики роста регионов с эффективно функционирующими кластерами по сравнению регионами, не имеющими в своей структуре кластерных образований.

Модернизация региональной экономики России ориентирована на повышение эффективности за счет масштабного использования уникальных возможностей территорий в рамках кластеров на основе создания, развития и интеграции региональных зон роста при концентрации в них физического, человеческого и социального капиталов. Для решения задач формирования инновационной экономики в России важны не только социально-экономические, но и социально-культурные трансформации. Таким образом, образовательный сектор должен выступать приоритетом концепции кластеризации, особенно в регионах, обладающих значительным инновационным потенциалом и конкурентными преимуществами.

Функционирование системы промышленных предприятий в составе кластера в форме единого регионального комплекса требует соответствующего инфраструктурного и ресурсного обеспечения, к которому, прежде всего, следует отнести систему подготовки кадров, численность и квалификация которых основывались бы на приоритетах и прогнозах развития региональных производственных кластеров. Решение этой задачи возможно на основе органичного и равноправного включения в состав кластеров образовательных учреждений, которые будут обеспечивать региональные производственные комплексы специалистами соответствующих специальностей и квалификации. В этом случае значительно минимизируются затраты, связанные с проблемой занятости будущих специалистов, а структура их подготовки будет максимально адаптированной к реальным потребностям кластерных образований. Формирование единого научно-образовательного и производственного регионального комплекса

на основе кластерного подхода представляет актуальную народнохозяйственную проблему.

Список литературы

1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.П.Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. 96 с.

2. Вольвач В.Г. Инновационная парадигма образования: социологический аспект // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Сб. науч. тр. по итогам отчетов каф. по НИР за 2009 г. Вып. 4. в 2 томах. Т.1. Омск: изд-во ОмЭИ, 2010 г. 280 с

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Трудовые отношения: к трехстороннему социальному партнерству // Полис. 1992. № 1-2.

4. Косогова А. С. Шишарина Н. Личностный и карьерный рост студента в контексте воспитания // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 36-40.

5. Кумбс Филипп Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Пер. с англ.; под ред. Г.Е.Скорова; послесловие В.А.Жамина. М.: Прогресс, 1970. 264 с.

6. Лазарев В. Практика применения ТК РФ в области социального партнерства // Кадровик. 2003. N4. С.77-82.

7. Митрофанов В.И. Социальное партнерство: теоретико-

методологические основы. М., 1999.

8. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2001. 448 с.

9. Оборин М.В. Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Тольятти, 2007. 26 с.

10. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. 206 с.

11. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.Л.Волгина. М.: Изд-во РЛГС, 2005. 544 с.

12. Ткаченко Е.В. Социальное партнерство / Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. Материалы межрегион. науч.-практ. конф., Челябинск: Отв. ред. Е.Матушкин. Челябинск-Магнитогорск, 2006.

13. Федулин Л.Л. Становление и развитие социального партнерства в России. М., 1999. 318 с.

14. Чакин Ю.Л. Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования / Экономика образования в системе социальных координат. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Тамбов: Российский новый университет. Тамбовский филиал, 2006. С.93-96.

15. Шарин В.И. Социальная помощь. Екатеринбург: Полиграфист, 2003.

240 с.

References

1. Avvo B.V. Sotsial'noe partnerstvo v usloviyakh profil'nogo obucheniya [Social partnership in conditions of different types of education]. SP.: КЛКО, 2005.96 p.

2. Volvach V.G. Innovatsionnaya paradigma obrazovaniya: sotsiologicheskiy aspekt [Innovational paradigm of education: sociological aspect]. Sovremennye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika [Modern scientific researches: theory, methodology, practice]. Vol. 1. Omsk: edition OmEI, 2010. 280 p.

3. Gordon L.A., Klopov E.B. Trudovye otnosheniya: k trekhstoronnemu sotsial'nomu partnerstvu [Labor relations: to three-sides’ social partnership]. Polis, no. 1-2 (1992).

4. Kosogova A., Shisharina N. Lichnostnyy i kar'ernyy rost studenta v kontekste vospitaniya [Personal and career growth of students in the context of upbringing]. Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 12 (2005): 36-40.

5. Kumbs Philip G. Krizis obrazovaniya v sovremennom mire. Sistemnyy analiz [Crisis of education in modern world. System analysis]. M.: Progress, 1970. 264p.

6. Lazarev V. Praktika primeneniya TK RF v oblasti sotsial'nogo partnerstva [Practice of using LK of RF in the sphere of social partnership]. Kadrovik, no. 4 (2003): 77-82.

7. Mitrofanov V.I. Sotsial'noe partnerstvo: teoretiko-metodologicheskie

osnovy [Social partnership: theoretical-metodological bases]. M., 1999.

8. Miheev V.A. Osnovy sotsial'nogo partnerstva: teoriya i politika [The bases of social partnership: theory and politics]. M.: Exam, 2001. 448 p.

9. Oborin M.V. Sotsial'noe partnerstvo uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya s promyshlennymi predpriyatiyami v podgotovke spe-tsialistov [Social partnership of institutions of secondary professional education with industrial enterprpises in preparing of specialists]: abstracts dissertation delivery cand.of pedagogical sciences: 13.00.01. Tolyati, 2007. 26 p.

10. Semigin G.U. Sotsial'noe partnerstvo v sovremennom mire [Social partnership in modern world]. M.: Thought, 1996. 206 p.

11. Sotsialnaya politika [Social politics] / under general edition N.A. Volgina. M.: Publishing RAGS, 2005. 544 p.

12. Tkachenko E.V. Sotsial'noe partnerstvo [Social partnership]. Professional'noe obrazovanie: problemy, poiski, resheniya. Materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf., Chelyabinsk [Professional education: problems, desisions. Materials of region’s scientific-practical conference, Chelyabinsk]. Chelyabinsk -Magnitogorsk, 2006.

13. Fedulin A.A. Stanovlenie i razvitie sotsial'nogo partnerstva v Rossii [Foundation and development of social partnership]. M., 1999. 318 p.

14. Chakin U.A. Razvitie sotsial'nogo partnerstva v sfere professio-nal'nogo obrazovaniya [Development of social partnership in the sphere of professional education]. Ekonomika obrazovaniya v sisteme sotsial'nykh koordinat. Tezisy dokladov

regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Economics of education in the system of social coordinates. Theses of reports of region’s scientific-practical conference]. Tambov: Russian new university. Tambov’s branch, 2006. pp. 93-96.

15. Sharin V.I. Sotsial'naya pomoshch [Social help]. Ekaterinburg: Poligraphist, 2003. 240 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Арасланова Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общенаучных дисциплин филиала Братского государственного университета в г. Усть-Илимске, докторант кафедры педагогики

Восточно-Сибирская государственная академия образования ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Россия generol@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Araslanova Anastasiya Aleksandrovna, Ph.D., assistant professor of scientific disciplines branch Bratsk State University in the city of Ust-Ilimsk

East Siberian State Academy of Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6, Nizhnyaya Naberezhnaya str., Irkutsk, 664011, Russia generol@mail. ru

Рецензент:

Косогова Анастасия Самсоновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования, г. Иркутск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.