Научная статья на тему 'О системе профессионального образования в современной России: основные тенденции, проблемы, решения'

О системе профессионального образования в современной России: основные тенденции, проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система профессионального образования / оценка россий-ской системы профессионального образования / the system of the professional education / estimation of the Russian sys-tem of professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Олег Иванович

Автор статьи анализирует сущность российской системы профессионального образования и основные направления ее проявления. Особое внимание уделяется рассмотрению актуальных проблем и приоритетов в российской системе профессио-нального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article analyzes the essence of the Russian system of professional educational and reveals its basic trends. Special attention is paid to consideration of actual problems and priorities in Russian system of the professional education.

Текст научной работы на тему «О системе профессионального образования в современной России: основные тенденции, проблемы, решения»

О СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

О. И. Косенко

Автор статьи анализирует сущность российской системы профессионального образования и основные направления ее проявления. Особое внимание уделяется рассмотрению актуальных проблем и приоритетов в российской системе профессионального образования.

The author of the article analyzes the essence of the Russian system of professional educational and reveals its basic trends. Special attention is paid to consideration of actual problems and priorities in Russian system of the professional education.

Ключевые слова: система профессионального образования, оценка российской системы профессионального образования.

Key words: the system of the professional education, estimation of the Russian system of professional education.

Согласно официальным данным статистики, доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2 % (один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР) [1]. По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 %) Россия превосходит большинство стран ОЭСР. В 2010 г. численность студентов на 1000 человек населения в России - 65 чел. - оставалась одной из самых высоких в мире. В 2011 г. доля занятых с высшим образованием составила 29,5 %, со средним профессиональным образованием - 26,9 % [2, с. 13]. Несмотря на вышеуказанные достижения современной России, качество массового образования населения, по мнению экспертов, стремительно снижается. Согласно индексу экономики знаний (The Knowledge Economy Index) Всемирного банка, с помощью которого оценивается наличие у населения устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний, Россия в 2012 г. заняла лишь 55-е место среди 145 государств.

Формирование образовательного потенциала российского населения [2, с. 14, 15] происходит в условиях низкого уровня государственного финансирования. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета остаются на уровне 4 % от ВВП и менее, в то время как в странах с развитой экономикой порядка 6 %. Снижение обязательств государства сопровождается коммерциализацией системы образования. Доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в системе среднего профессионального образования (далее - СПО) составила 30,1 % (2010 г.), в системе высшего профессионального образования (далее - ВПО) - 62,8 %, из них 55,2 % - в государственных учреждениях. Спрос на обучение в вузах, связанный в значительной мере с возможностью избежать призыва в армию и получить формальное подтверждение полученных знаний независимо от их качества, повлек за собой безудержный рост числа вузов (с 514 до 1115 в 1990-2010 гг.) и количества студентов (с 2824,5 тыс. чел. до 7049,8 тыс. чел.). Это не могло не

118

привести к снижению качества обучения и диспропорциям в структуре подготовки кадров. Под ударом оказалась система начального профессионального образования (далее - НПО), численность обучающихся в которой сократилась более чем в два раза за рассматриваемый период (с 1867 тыс. чел. до 920 тыс. чел. с 1990 по 2011 гг.). В структуре подготовки кадров системы НПО, СПО, ВПО наблюдается резкое снижение выпуска по специальностям, имеющим отношение к сфере производства, без которых невозможна модернизация. В учреждениях НПО объемы подготовки рабочих сокращаются наиболее стремительно, в том числе по профессиям промышленности (с 230,9 тыс. чел. до 160 тыс. чел. с 2001 по 2011 гг.). В учреждениях СПО и ВПО непомерно высока доля получающих диплом в области экономики, управления, предпринимательства и права. Международные сопоставления показывают, что в структуре российской системы ВПО доля выпускников указанных специальностей в 2011 г. составила 51 % - неприемлемое значение для стран с развитой экономикой (в среднем 32 %). В свою очередь, доля выпускников учреждений ВПО по специальностям «металлургия, машиностроение и материалообработка» (1,8 %), «приборостроение и оптотехника» (0,6 %), «информатика и вычислительная техника» (1,8 %) «автоматика и управление» (1,1 %) весьма мала и продолжает сокращаться.

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - life-longlearning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах, либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в непрерывном образовании, достигает 60-70 %. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 %. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идет о вхождении России в Болонский процесс, о повышении гибкости образовательных программ, о преодолении ранней узкой специализации, о внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», а распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. (№ 792-р) введена в действие государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (в новой редакции). В соответствии с названными стратегическими документами к 2020 г. в Российской Федерации должно быть обеспечено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, и создана открытая к внешним запросам система образования, обеспечивающая условия для формирования у граждан компетенций «инновационного человека». В результате реализации соответствующих программ сеть учреждений и организаций профессионального образования при-

119

обретет структуру, отвечающую требованиям экономики знаний. Она будет включать ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров. Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в национальных исследовательских и федеральных университетах. К 2020 г. все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно будет обеспечивать не менее 30 % общего контингента профессионального образования.

По мнению экспертов, в российской системе профессионального образования сегодня не учитываются потребности местных работодателей. Например, в областях, где развито машиностроение и, соответственно, наиболее востребованы инженерные профессии, высшие учебные заведения выпускают юристов и экономистов, в результате на предприятиях не хватает рук, а выпускники остаются без работы. Больше всего в устранении дисбаланса между образовательной системой и потребностями своего производства заинтересованы сами предприятия. Именно поэтому новая система профобразования предполагает их активное участие не только в формировании запроса на подготовку специалистов, но и их содействие в организации самого учебного процесса. Как подчеркивают в Минобрнауке, только такой формат государственно-частного партнерства наиболее эффективно поможет решить проблему дефицита кадров.

Среди моделей интеграции высших учебных заведений и работодателей самые высокие результаты дали «базовые кафедры». Их создание стало возможным благодаря новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». «Если раньше вузы могли создавать базовые кафедры и другие структурные подразделения только в научных организациях, то теперь учебные заведения получили возможность сотрудничать с любыми организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», - отметил заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов [3, с. 21, 22]. В результате часть учебного процесса идет на площадке предприятия-партнера, благодаря чему студенты еще в университете получают навыки работы на производстве. В будущем им не придется проходить долгий период адаптации к промышленным реалиям, который, как правило, занимает от года до пяти лет. Такие меры помогают не только повысить уровень квалификации будущих специалистов, но и увеличить их производительность труда.

Еще один формат взаимодействия вуза и сторонней организации -прикладной бакалавриат. Это внедрение практикоориентированных программ для высшего образования, благодаря которым, как надеются в Минобрнауке, промышленность получит специалистов, владеющих навыками работы на

120

высокотехнологичном оборудовании. В 2013 г. (на учебный 2013/2014) по этой программе было выделено 3677 бюджетных мест в 44 вузах. Всего студенты будут осваивать 60 направлений подготовки, что касается организации учебного процесса, то большая его часть проходит на площадках самих предприятий. При желании учащиеся имеют возможность получить рабочую квалификацию или среднее профессиональное образование по 50 направлениям. Среди тех, кто уже реализует программу прикладного бакалавриата, -Северный федеральный университет им. М. В. Ломоносова. Он готовит кадры при поддержке Института судостроения и морской арктической техники «Севмашвтуз», Уральский федеральный университет ведет обучение вместе с Уральской горно-металлургической компанией.

Еще одна инновация в образовательном процессе - это сетевой формат. Как пояснили в министерстве образования и науки РФ, речь идет о совместно разработанной и утвержденной партнерами сети образовательных программ. Условия их реализации участники процесса обеспечивают сообща: это и материально-технические ресурсы, и учебно-методическая база, и кадровый состав - преподаватели. Благодаря такому «сетевому взаимодействию» образовательный процесс получает гибкость: студенты сразу узнают о последних инновациях и промышленных разработках, а учебное заведение регулирует образовательные программы в соответствии со спросом «потребителя» - будущих работодателей.

Среди принципиально новых инструментов для подготовки специалистов - система дуального обучения. «В послании Федеральному собранию Президент РФ сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Мы надеемся, что курс на практическое образование станет системным. И это будет уже не пилотный проект, а нормальная повседневная практика», - подчеркнул директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков [3]. В России первыми опыт дуального обучения осваивают десять регионов - победители конкурса Агентства стратегических инициатив. В их число вошли: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан.

Интеграция с реальным сектором экономики реализуется не только при подготовке будущих специалистов, но и в образовательных программах для тех, кто уже работает по специальности. Минобрнауки РФ планирует организовать переподготовку и повышение квалификации работающих россиян в возрасте от 25 до 65 лет. К 2018 г. процент тех, кто прошел профессиональные тренинги, должен достичь 37 %. Так, в этом году ее пройдут не менее 5 тыс. специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики. Совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 5,4 % до 6,5 %. Будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. Не менее пяти российских вузов войдут в первую сотню ведущих рейтингов мировых университетов.

121

Таковы планы российского государства по развитию системы профессионального образования на ближайшую перспективу, и первые шаги по реализации этих планов, как показывает практика, уже сделаны.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. (в новой редакции). - URL: http://минобрнауки.рф.

2. Россия на пути к современной динамической и эффективной экономике / под ред. акад. А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. - М.: РАН РФ, 2013.

3. Карнаух М. Совместными усилиями // Коммерсантъ. - 2014. - 24 мая.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.