Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования'

Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР / ФГОС / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / MODERNIZATION / KEMEROVO REGION / PROFESSIONAL EDUCATION / STRATEGIC PARTNER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EMPLOYMENT AMONG GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна

В статье представлен обзор процессов модернизации профессионального образования в Кемеровской области: достижения, вызовы, тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Competence of a Specialist as Resource to Provide New Quality of Professional Education

The paper provides an overview of processes of professional education modernization in Kemerovo region: achievements, challenges, prospects of development.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования»

знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, - с другой.

Таким образом, государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения -привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы.

Государственно-частное партнерство в образовании позволит обеспечить для государственной системы образования:

- развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг;

- апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом;

- подтвержденный перспективный прогноз потребности отраслей в специалистах соответствующей квалификации, включая количественные и качественные показатели;

- обеспечение качества подготовки специалистов за счет привлечения работодателей к участию в деятельности учреждений профессионального образования и мониторингу результатов подготовки специалистов в рамках общественно-промышленной аттестации и

сертификации квалификации выпускников;

- апробацию и широкое внедрение механизмов взаимодействия вуза и работодателей;

- совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов].

Однако в современной России практически отсутствует стратегия реализации государственно-частного партнерства в сфере образования, что выражается: в отсутствии долгосрочных стратегий развития регионов, отраслей и организаций; в отсутствии консенсуса среди широкой общественности по проблемам государственной стратегии в отношении роли образования в дальнейшем развитии общества; в неумении представителей сферы образования консолидировать все заинтересованные стороны в целях реализации планируемых программ и проектов; в неразвитости форм «горизонтального» партнерства, в преобладании взаимодействия государственных органов исполнительной власти с другими социальными партнерами на основе модели «управляемой демократии».

УДК / UDC 377:378 Е. А. Пахомова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник

Департамента образования и науки Кемеровской области, г. Кемерово, Россия, pahom_ea@mail.ru

Helena Pakhomova, PhD in Pedagogics, Docent, head of the Ministry of Education and Science of Kemerovo region, Kemerovo, Russia, pahom_ea@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕцИАЛИСТА КАК РЕСУРС ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

professional competence of a specialist as resource to provide new quality of professional education

В статье представлен обзор процессов модернизации профессионального образования в Кемеровской области: достижения, вызовы, тенденции развития.

The paper provides an overview of processes of professional education modernization in Kemerovo region: achievements, challenges, prospects of development.

Ключевые слова: модернизация, Кемеровская область, профессиональное образование, стратегический партнер, ФГОС, трудоустройство выпускников.

Key words: modernization, Kemerovo region, professional education, strategic partner, Federal State Educational Standards, employment among graduates.

В настоящее время профессиональное образование переживает довольно напряженный период в условиях продолжающейся модернизации системы образования России, в условиях реструктуризации системы профессионального образования Кузбасса.

Модернизация всех сфер экономики страны

и региона, в первую очередь промышленного производства, обусловила подготовку специалиста нового времени, потребовала обеспечения более высокого качества профессионального образования. Резкая переориентация оценки результата образования с понятий «образованность», «общая культура» обучающихся на понятия «компетенция» и «компетентность» уже является свершившимся фактом. Под профессиональной компетентностью специалиста понимается владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его профессиональной деятельности, профессионального общения и личности специалиста как носителя определенных ценностей, идеалов и профессионального сознания. Данные качества становятся ведущим критерием подготовленности современного выпускника профессиональной школы, будущего специалиста к нестабильным и нетипичным условиям труда и социальной жизни.

Именно на уровне подготовки специалистов, выпускников учреждений профессионального образования, на формировании компетентности каждого молодого специалиста должна основываться дальнейшая модернизация российской экономики. Для этого необходима модернизация российского образования, что было отмечено Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике 31 августа 2011 года. Это непростая задача, которая зависит от множества факторов и требует системного программного подхода.

Неоднократно поднимался вопрос о необходимости совершенствования системы довузовского профессионального образования на основе прогнозов развития экономики региона, развития кадрового потенциала образовательных учреждений, значимость которого растет с каждым днем. В Кузбассе работа в данном направлении систематически проводится на протяжении ряда лет. Так, совершенствование структуры и кадровой системы общего и профессионального образования являются направлениями региональной комплексной программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008-2013 года». К одним из приоритетных направлений региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской

области на 2011-2013 годы», принятой коллегией Администрации Кемеровской области 5 апреля 2011 года, относятся:

1. Создание системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров. К целевым показателям реализации данного направления относится создание маркетинговых служб и центров по трудоустройству выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования (2011 г. - 30 %, 2012 г. - 50 %, 2013 г. - 75 %].

2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда.

В рамках данного направления предусматривается создание системных механизмов взаимодействия компонентов системы профессионального образования и регионального рынка труда в целях совершенствования кадрового обеспечения экономики региона, внедрение и развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений, поддержка инновационных образовательных центров профобразования. Согласно целевым показателям программы к 2012 году требуется создать не менее шести территориальных и отраслевых ресурсных центров, обеспечивающих подготовку кадров по основным направлениям и видам экономической деятельности, сформировать два образовательно-отраслевых кластера на основе групп учреждений, ориентированных на группы предприятий базового сектора экономики.

Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования - еще одно из приоритетных направлений среднесрочной региональной программы. Профессиональная компетентность выпускника, будущего специалиста, основывается в первую очередь на профессионализме педагога и мастера производственного обучения. Значение этого фактора невозможно преувеличить. И понимание этого привело к необходимости разработки в регионе комплексной программы, направленной на модернизацию педагогического образования, в целях создания комплекса условий для обеспечения высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и потребностями образовательных учреждений региона.

Реализуемые программы обеспечивают решение большинства текущих задач, но современные реалии ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки такого специалиста, который был бы востребован работодателями.

Задача сложная, тем более что в современных условиях часто даже сами работодатели не могут прогнозировать, сколько и какие специалисты могут им потребоваться, что дополнительно осложняется отсутствием профессиональных стандартов по большинству профессий и специальностей, квалификационных требований и служебных регламентов.

За последние 1 0 лет численность экономически активного населения существенно не изменилась, но его доля в общей численности населения области возросла с 48 до 51 %. За тот же период численность занятых в экономике увеличилась на 7 %, а численность безработных сократилась почти вдвое. Средняя продолжительность поиска работы лицами, зарегистрированными в качестве безработных, за последние пять лет сократилась в 1,5 раза. Однако уровень трудоустройства указанных лиц остается невысоким (40 %]. Изменился состав зарегистрированных безработных. За пять лет доля лиц в возрасте 18-29 лет возросла с 28 до 34 %, а доля выпускников учреждений общего и профессионального образования - с 6,2 до 7,9 %.

Среднегодовая численность занятых в экономике составляет около 1 320 тыс. человек. Наибольшая часть работников занята в промышленности (до 30 %], торговле и сфере непроизводственного обслуживания населения (19,5 %], а также на предприятиях транспорта и связи (9,1 %]. Анализ этих данных позволит разрабатывать концепции и программы развития учреждений профессионального образования.

Но система профессионального образования только тогда сможет действительно справиться с задачами подготовки требуемых квалифицированных кадров, когда будет на шаг впереди требований работодателей, анализируя и прогнозируя те изменения, которые свойственны рынку труда, согласовывая их с рынками образовательных услуг.

Согласно прогнозу для замещения вакантных и вновь создаваемых рабочих мест в течение двух лет понадобятся дополнительно не менее 1 5 тыс. человек, а в последующий период (по 2015 год включительно] - от 5 до 6,5 тыс. человек ежегодно. Устойчиво растет объем спроса на рабочую силу: потребность в ра-

ботниках, заявленная работодателями в органы ГСЗ, возросла по сравнению с 2000 годом в 1,8 раза и составила почти 190 тысяч рабочих мест. Более половины вакансий заявлено промышленными предприятиями (20,4 %], строительными организациями (15 %], организациями торговли и общественного питания (14,5 %].

Таким образом, одной из основных проблем для системы довузовского профессионального образования является определение того, сколько и каких специалистов требуется готовить каждому конкретному образовательному учреждению, чтобы выпускники не пополняли ряды безработных.

Еще одна проблема связана с определением качеств, которыми должен обладать выпускник учреждения профессионального образования. В настоящее время в подготовке будущих выпускников мы ориентируемся на требования новых ФГОС, внедренных в учреждения профессионального образования области с 1 сентября. К началу учебного года во всех учреждениях профессионального образования Кузбасса были подготовлены необходимые программы, планы, учебно-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы, что позволило своевременно начать учебный процесс. И это удалось во многом благодаря той целенаправленной и системной, совместной работе творческих групп из различных образовательных учреждений, которые разработали комплекты программной документации по наиболее востребованным рабочим профессиям и специальностям (11 профессий НПО и 8 специальностей СПО) и обеспечили этими программами 78 (семьдесят восемь] учреждений начального и среднего профессионального образования области.

Теперь необходимо реализовать все образовательные программы с требуемым качеством. Здесь следует обратить внимание на несколько вопросов. Во-первых, в новых стандартах определен круг тех компетенций, которые должны быть освоены нашими учащимися. Соответственно, главная задача, главная обязанность каждого учреждения профессионального образования - обеспечить полное освоение всего набора компетенций, соблюдение всех тех условий, которые оговорены в стандарте.

Во-вторых, вариативная часть каждой из реализуемых программ должна быть четко направлена на потребности того работодателя, для которого осуществляется подготовка. Именно таким способом возможно в настоящее время учесть конкретные требования

конкретного работодателя, которого не устраивают уровень и объем подготовки молодого специалиста, желающего трудоустроиться.

В большинстве учреждений профессиональные образовательные программы выстроены именно по такому принципу. Однако тот факт, что из почти сотни учреждений профессионального образования, функционирующих в области, на экспертизу (которая является добровольной процедурой] в региональный экспертный совет только три учреждения представили свои программы, говорит о том, что большинство учреждений, вероятно, не уверены в качестве начатых для реализации программ, что не может не настораживать.

В-третьих, следует обратить внимание на необходимость постоянного согласования и учета появляющихся новых требований как к выпускникам образовательных учреждений, так и к подготовке педагогов. Есть необходимость внесения корректив в только что принятые стандарты, инициируемая федеральными учреждениями (ФИРО]. Соответственно, каждому учреждению необходимо включиться в эту деятельность с учетом своего опыта.

Проблема учета требований работодателей к выпускаемым специалистам и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования напрямую зависит от степени их взаимодействия как между собой, так и с другими социальными партнерами.

Имеющийся региональный опыт позволяет определить социальное партнерство и межведомственное взаимодействие как эффективный механизм развития содержания образования, совершенствования профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями граждан и приоритетами развития социально-экономической сферы области.

Ежегодно увеличивается количество договоров учреждений профессионального образования с работодателями региона на подготовку кадров, за последние пять лет их количество увеличилось в 2,5 раза, (620 договоров за 2009/2010 г.]. Кроме количества договоров, растет и количество направлений взаимодействия: в 27 % образовательных учреждений работодатели принимают участие в работе государственной аттестационной комиссии; в 13 % учреждений представители работодателей на постоянной основе принимают участие в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства; специалисты предприятий привлекались для корректировки образовательных программ в 11% учреждений

профобразования; 9 % учреждений проводят совместные мероприятия. Однако можно утверждать, что такое взаимодействие было достаточным вчера.

Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования подготовлены и изданы монографии по проблеме формирования государственного заказа региональной системе профессионального образования и развитию эффективного взаимодействия системы профобразования и рынка труда на основе мониторинга и прогноза потребностей экономики в квалифицированных кадрах. Опыт образовательных учреждений Кузбасса в данном направлении также достаточен, чтобы продолжать развитие взаимодействия с государственно-частными партнерами. И сегодня речь уже идет не о частичном и эпизодическом использовании ресурсов предприятий промышленности в отдельных мероприятиях. Необходима организация взаимодействия в рамках стратегического партнерства.

В качестве стратегических партнеров рассматриваются работодатели, которые: принимают участие в прогнозировании оптимальной профессионально-квалификационной структуры и необходимого количества выпускников образовательного учреждения на 3-5 лет; оказывают помощь в определении качественных параметров выпускников, определяющих востребованность образовательных программ, выпускников, их квалификацию с позиций конечного потребителя; содействуют трудоустройству выпускников на своих предприятиях; формулируют и финансируют свой заказ на повышение квалификации и профессиональную подготовку в образовательном учреждении, в том числе работников своих предприятий; регулярно осуществляют организацию практики студентов; обеспечивают возможность частичной реализации образовательных программ в учебных заведениях за пределами региона; участвуют в обновлении материально-технической базы учреждений профессионального образования, оплате труда педагогов и др.

Кроме того, сегодня мы имеем документ министерства образования и науки и министерства здравоохранения и социального развития, а именно Приказ об утверждении Положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, который подчеркивает необходимость взаимодействия профессионального образования и бизнеса.

Таким образом, объем работ и обязанностей велик, но учреждения уже уверенно идут по этому пути. В то же время решением Администрации Кемеровской области произведено закрепление за 96 образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования 148 базовых организаций (предприятий] Кемеровской области.

Было бы ошибочным думать, что этого достаточно для организации четкого взаимодействия. Теперь предстоит длительная работа по выстраиванию отношений, выбору и использованию наиболее эффективных механизмов взаимодействия между партнерами.

Продуктивный опыт подобного взаимодействия уже имеется в наших трех федеральных ресурсных центрах, развернутых на базе трех учреждений среднего профессионального образования.

В этом году на базе Кемеровского горнотехнического техникума началась работа по развертыванию межрегионального ресурсного центра в рамках Федерального проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра». Данные мероприятия полностью соответствуют ранее запланированным в рамках среднесрочной региональной программы, но позволяют отработать используемые нами модели взаимодействия в интересах целой отрасли. Предварительные результаты , с одной стороны, доказали правильность принятых решений, а с другой - обнаружили низкую эффективность используемых механизмов взаимодействия образовательных учреждений и предприятий реальной экономики в существующих форматах.

Современные условия таковы, что взаимодействие работодателей с отдельными учреждениями профессионального образования, реализующими различные по качеству, объему и структуре программы, или с небольшим количеством интегрированных образовательных учреждений уже недостаточно. Только взаимодействие с сетью учреждений профессионального образования способно как повышать эффективность такого взаимодействия, так расширять их формы.

Перспективные формы взаимодействия должны выходить за рамки двухсторонних отношений по схеме «учреждение профессионального образования - работодатель», сосредотачиваясь на сетевых формах общения в

расширенном формате.

При этом определение работодателя в статусе стратегического партнера позволяет усилить взаимодействие с образовательными учреждениями в формате «сеть учреждений профессионального образования - ресурсный центр - стратегический партнер» с целью осуществления эффективной обратной связи между спросом и предложением, заказчиком и потребителем продукции, в том числе и образовательной.

Это взаимодействие необходимо организовать в ближайшее время, так как в соответствии с ФГОС нового поколения, срок обучения по программам НПО на базе основного общего образования составляет всего 2 года 5 месяцев, и в учебном году высвобождается довольно длительный промежуток времени. Соответственно, именно в эти остающиеся 5 месяцев (февраль - июнь] целесообразно на основе государственно-частного партнерства организовать подготовку молодого рабочего к успешному выполнению трудовых функций на конкретном рабочем месте.

Такими направлениями подготовки необходимо считать повышение квалификации по полученной профессии на следующий рабочий разряд или освоение одного или нескольких дополнительных профессиональных модулей с учетом потребностей конкретного работодателя, гарантирующего выпускнику трудоустройство. Здесь встает проблема финансирования, так как обучение в шестом семестре в учреждении НПО должно осуществляться на основании трехстороннего договора между выпускником программ начального профессионального образования, учреждением профессионального образования и работодателем. В настоящее время именно в таком направлении данный вопрос решается с целью его нормативного закрепления, включая меры поддержки администрации области.

Тем не менее основными для учреждений профессионального образования остаются все еще механизмы административного взаимодействия, договорная деятельность, совместное управление образовательным процессом. В то время как будущее за уменьшением роли административных механизмов взаимодействия, за механизмами контрактного взаимодействия, механизмами софинасирования программ подготовки, целевыми программами обучения, за переходом к институциональным механизмам взаимодействия вплоть до создания коммерческих или некоммерческих организаций.

Деятельность нового межрегионального ресурсного центра и направлена на совершенствование контрактных механизмом взаимодействия, из которых наиболее употребляемы различные договоры (договор простого товарищества, договор аренды, договор подряда, договор займа или кредита, договор доверительного управления имуществом. соглашение о сотрудничестве, протокол о намерениях по осуществлению совместных действий в сфере образования], в соответствии с которыми стороны объединяют свои усилия для достижения конкретного проекта в сфере образования.

Продолжается работа по апробации и распространению опыта институциональных механизмов. Ведется координация взаимодействия учреждений и работодателей по вопросам подготовки квалифицированных кадров; совместная работа по формированию содержания профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, совместная разработка контрольно-измерительных материалов, подготовка и проведение сертификации профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей региона.

Областная инициатива в рамках реализации областной программы развития профессионального образования Кемеровской области на 2011-2013 года, согласно которой с 1 октября объявлен конкурс «Лучшая программа создания и развития ресурсного центра»

по двум номинациям (транспорт и энергетика] для учреждений НПО и СПО, также направлена на продолжение работы в этом направлении, позволит обобщить и распространить положительный опыт реализации механизмов взаимодействия в сфере угольной отрасли на другие отрасли промышленности, являющиеся приоритетными для региона. Сумма, которую получат учреждения-победители составит 1 5 млн рублей, одним из главных условий является наличие реального стратегического партнера, включенного в совместную работу по подготовке кадров.

Таким образом, только совместными объединенными усилиями учреждений ПО, работодателей, социальных партнеров и общественных организаций можно развивать современного специалиста. В Кемеровской области уже есть результат совместных усилий, который мы получили в процессе работы ряда учреждений над новыми программами. Теперь следует перенести данный опыт на процесс подготовки кадров для экономики региона.

Качество подготовки будущих специалистов сегодня зависит от многих факторов, где согласованная деятельность всех субъектов образовательного пространства, высокий профессионализм педагогических работников и дальновидность руководителей - залог качественной подготовки наших выпускников и поступательного развития всей системы профессионального образования.

УДК / UDC 371.14 О. Л. Березина, кандидат педагогических наук, первый заместитель

директора ГАОУ ДПО Ямало-Ненецкого автономного округа "Региональный институт развития образования", г. Салехард, ЯмалоНенецкий автономный округ, Россия, Berezina_OL@mail.ru

Olga Berezina, PhD in Pedagogics, senior vice-principal at the Regional Institute of Education Development”, Salekhard, Yamalo-Nenetskiy autonomous region, Russia, Berezina_OL@mail.ru

роль системы повышения квалификации в развитии инновационной образовательной среды

skills improvement system role in developing innovation

educational environment

В статье предлагаются материалы о новом представлении роли системы повышения квалификации в обеспечении качества пед-гогического труда в инновационной образовательной среде. Традиционная роль системы

повышения квалификации как системы оказания образовательных услуг в соответствии с потребностями педагогов на основе их запросов и потребностей меняется. Система повышения квалификации может играть новую роль,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.