УБЕЖИЩЕ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
К.Д. САЗОН,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
E-mail: Sazon259@tut.by Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России А. С. Прудников
Аннотация. Рассматриваются основные подходы к определению убежища как правовой категории; история становления и развития института убежища, а также виды и формы убежища.
Ключевые слова: убежище, лицо, ищущее убежище, территориальное убежище, дипломатическое убежище, религиозное убежище, политическое убежище, гуманитарное убежище.
ASYLUM AS A LEGAL CATEGORY
K.D. SAZON,
the postgraduate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article the basic approaches in refuge definition, as legal category, history of formation and development of institute of a refuge, and also kinds and refuge forms are considered.
Keywords: asylum, refuge, asylum-seeker, territorial refuge, diplomatic asylum, religious asylum, political asylum, humanitarian refuge.
Конституционное законодательство современных государств содержит нормы, регулирующие основания и порядок предоставления убежища, полномочия государственных органов в этой сфере, а также требования, предъявляемые к лицам, ищущим убежища.
Конституция РФ в ст. 63 закрепляет, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права»1. В ст. 12 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность»2. Конституция Украины предусматривает возможность предоставления убежища иностранцам и лицам без гражданства в порядке, установленном законом (ст. 26)3.
Стоит отметить, что в Конституциях, а также в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, как правило, не содержится определения «убежище», что в значительной степени влияет не только на точное понимание содержания данного правового института, но и на правоприменительную практику. Подобного рода ситуация наблюдается и в научной литературе. Как правило, при рассмотрении сущности и содержания рассматриваемого правового института большинство авторов уделяют внимание анализу конкретных форм убежища, не раскрывая при этом суть самого понятия4.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. под словом убежище понимает место, где можно укрыться, найти приют от чего-либо5. Юридическая энциклопедия
под общей редакцией М.Ю. Тихомирова не содержит определения исследуемого понятия, однако, рассматривает значение таких правовых понятий как политическое, дипломатическое и временное убежище6. Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева понятие «убежище» как таковое, не упоминает, но раскрывает содержание понятий территориального, дипломатического и политического убежища7. Энциклопедические словари по конституционному праву, в свою очередь, также не содержат определений понятия «убежи-ще»8, что, несомненно, указывает на необходимость совершенствования категориально-понятийного аппарата такого правового института, как институт убежища.
На наш взгляд, необходимое условие изучения любого правового института — исследование процессов его становления и развития. История развития инсти-
1 Российская газета, 2009, 21 янв.
2 Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL://http://www.president.gov.by/press19329.html#doc.
3 Официальный веб-сайт Верховной Рады Украины. URL://http://-portal.rada.gov.ua/rada/control/ra/puЫish/artide/system?art_id=153863.
4 Антипов А.Н. Становление и развитие права убежища в России: историко-правовой аспект: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.; Зливко А.П. Конституционно-правовое регулирование предоставления убежища в странах Западной Европы: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; 4-е изд., доп. М., 2008.
6 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия; 5-е изд., доп. и перераб. / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007.
7 Большой юридический словарь; 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007.
8 Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. (Словари для юристов-профессионалов); Конституционное право России: Энциклопедический словарь / под ред. В.И. Червонюка. М., 2002.
тута убежища свидетельствует о том, что под убежищем первоначально понималось какое-то определенное место, находясь в котором лицо могло укрыться и получить защиту от преследования. Так, у древних римлян убежищами служили храмы, часовни, места захоронения царей и императоров. Указанные места могли укрывать лиц, нуждавшихся в защите, так как полагалось, что эти места находятся под защитой Богов и могут предоставить защиту любому, включая преступников, беглых рабов, воинов поверженной вражеской армии и т.д.9. Убежище, которое предоставлялось в «святых» местах, в литературе получило называние религиозное.
С развитием государственно-правовых институтов установилась практика предоставления публичной властью отдельным поселениям права на защиту лиц, ищущих убежища. «Дальнейшее укрепление государств, — как справедливо отмечает в своей работе Гринчак В.А., — возрастание территориальных и иных споров, обусловливавших противостояние между государствами.., повлияло на развитие правоотношений убежища. Результатом этого стало использование физическими лицами территории другого государства с целью избежать не только преследования, но и наказа-ния»10. Таким образом, предоставление защиты лицам, ищущим убежища, в поселениях, городах, а также на территории другого государства, позволило говорить о появлении новой формы убежища — территориальной. Необходимо сказать, что предоставление территориального убежища, впрочем, как и религиозного, самым различным категориям лиц в будущем существенно повлияло на развитие данного института.
Дальнейшее укрепление государств, развитие дипломатических отношений способствовало определению оснований и форм предоставления убежища, что позволило говорить о появлении дипломатического убежища, под которым сегодня принято понимать «предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле»11.
Нужно сказать, что предоставление убежища в помещениях дипломатических и консульских представительств было распространено в практике государств в XVI—XVII вв.12. Современное международное право не признает дипломатического убежища, хотя оно все еще встречается у некоторых латиноамериканских го-сударств13. На наш взгляд, дипломатическое убежище не стоит относить к самостоятельной форме убежища, его предлагается рассматривать как разновидность убежища территориального.
В.А. Гринчак, рассматривая способы обеспечения реализации права убежища, выделяет такие типы убежища, как убежище, предоставляемое в мирное и военное время, относя к первому типу территориальное и дипломатическое убежище, а ко второму — сухопутное и морское14. Однако, в юридической литературе этот подход не нашел должной поддержки.
Дальнейшее развитие рассматриваемого института, сопровождавшееся в средние века «конфронтацией суверенитетов» церкви и государства, выразившейся в лишении некоторых храмов права убежища (в данном случае — права укрывать), совершенствование межгосударственных отношений, а также идеологическое противостояние различных классов в XVIII — начале XX вв., сопровождавшееся революциями и сменой правящих элит, привело к осознанию необходимости реорганизации института убежища. Требовалось закрепить базовые принципы, лежащие в основе института убежища, определить категории лиц, имеющих права на защиту и их правовой статус.
Важным этапом в деле реорганизации института убежища стало закрепление в ст. 14 Всеобщей декларация прав человека нормы о том, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем»15. Устанавливалось также, «что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций»16. Наличие указанных положений стало основанием для дальнейшего развития института убежища.
Так, одно из первых определений понятия «убежище» было дано уже в 1950 г. Институтом международного права на сессии в г. Бате, где под убежищем предлагалось понимать защиту, «которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте находящемуся под контролем его органов лицу, пребывающему в поисках ее»17. При таком
9 Голубов Н.М. Институт убежища у древних евреев в связи с государственным и уголовным правом Моисея и Толмуда. Т. 1. СПб,. 1884. С. 40—43.
10 Гринчак В.А. Убежище в международном праве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Киев, 1995. С. 1.
11 Большой юридический словарь; 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007.
12 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Указ. соч.
13 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юрид. фак-тов и вузов; 3-е изд., доп. и перераб. М., 2005. С. 389.
14 Гринчак В.А. Указ. соч. С. 13.
15 Всеобщая Декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. / Международное публичное право: сб. док-ов. Т. 1. М., 1996. С. 460—464.
16 Там же.
17 Гудвин-ГилГ. Статус беженцев в международном праве. 1997.
40
Вестник Московского университета МВД России
№ 3 / 2012
подходе в основании определения убежища находится возможность предоставления государством защиты лицу, которое в ней нуждается. Однако, стоит отметить и упоминание о требованиях, предъявляемых к лицу, ищущему убежище.
Таким образом, уже в середине XX в. наблюдается изменение подхода к пониманию сути убежища и субъектов, которые могут его предоставить. Если ранее этими субъектами выступали культовые, «святые» места — храм, церковь, а в последующем — городское поселение, то сейчас убежище понимается как суверенная возможность (т.е. право) государства обеспечить защиту лица от юрисдикции другого государства.
В целях правильного понимания такого правового феномена как убежище представляется необходимым провести классификацию, которая позволит более детально рассмотреть сущностное содержание исследуемого объекта.
В зависимости от формы, убежище может быть классифицировано на территориальное, включая дипломатическое, и религиозное. Что касается классификации убежища в зависимости от его содержания, то нам представляется, что в основе определения видов убежища должны находиться причины, из-за которых лицо вынуждено искать убежища. При этом указанные причины должны быть отражены в международных и национальных стандартах нормативно-правовой дифференциации лиц, ищущих убежища. Современная практика позволяет нам говорить о таких видах убежища, как предоставление лицу:
❖ статуса беженца,
❖ политического убежища,
❖ гуманитарного убежища.
Общей чертой данных видов убежища выступает то, что лицо, спасаясь от преследования или опасаясь угроз в государстве прежнего обычного места жительства (го-сударстве-исхода), обращается за защитой к другому государству (государству-убежища). Отличием здесь выступают причины, призвавшие лицо искать убежище. К таким причинам мы относим признаки лица, лежащие в основе преследования, а также обстоятельства, несущие угрозу жизни, здоровью, правам и свободе лица.
В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев18, для предоставления лицу статуса беженца необходимо наличие достаточных оснований полагать, что лицо может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к социальной группе, а также политических убеждений.
Для получения политического убежища лицо должно опасаться преследований по политическим мотивам19.
Что касается выделения такого типа убежища как гуманитарное, то в данном случае речь идет о предоставлении лицу дополнительной защиты, в основании которой находятся гуманные побуждения, не позволяющие госу-дарству-убежища принудительно депортировать указанное лицо. Сегодня к таким гуманным побуждениям принято относить наличие угрозы применения смертной казни, пыток, либо жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказание в условиях вооруженного конфликта, а также опасность причинения смерти, вреда здоровью, ограничения прав и свободы лица вследствие стихийных бедствий, экологических катастроф, массовых нарушений прав человека.
Каждый из указанных видов убежища в настоящее время предоставляется отдельными государствами. В России предусмотрено предоставление трех видов убежища: признание лица беженцем, политического убежища и временного убежища20. В Республике Беларусь также существует возможность предоставления защиты путем предоставления статуса беженца, дополнительной или временной защиты21. Аналогичные виды убежища предусмотрены и в законодательстве Украины22.
Рассмотрев исторические аспекты становления и развития исследуемого института, по нашему мнению, под убежищем следует понимать предоставление уполномоченным государственным органом или должностным лицом возможности укрыться на территории государства иностранному гражданину или лицу без гражданства, опасающемуся преследования по признаку расы, гражданства, религиозных убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, политическим мотивам или угрозы применения пыток, насилия, жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания, либо по иным гуманным причинам путем предоставления статуса беженца, политического или гуманитарного убежища.
Таким образом, в своем развитии институт убежища прошел значительный путь от сакрально-религиозной формы, носящий конкретно-разовый характер, до государственно-правового института, соответствующего общепризнанным принципам и нормам международного права.
18 Конвенция о статусе беженцев // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6— 28.
19 Большой юридический словарь; 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007.
20 Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.
21 О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты: Закон респ. Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал респ. Беларусь. Режим доступа: <http://www.pra-vo.by/. Дата обращения: 20 января 2012 г.
22 Закон Украины «О беженцах и лицах, которые требуют дополнительной или временной защиты» // Официальный вестник Украины. 2011. № 59. С. 2347.