1.2. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВА УБЕЖИЩА В РОССИИ
Сабаева Анастасия Владимировна, аспирант, Пензенский государственный университет
felicita. 89@mail. ru
Аннотация: юридическая наука столкнулась с проблемой определения понятия права убежища в законодательстве РФ, связанной с выявлением пути его становления. Эта проблема является весьма актуальной в связи с экономической и социально-политической ситуацией в стране.
Ключевые слова: становление института права
убежища в России
FORMATION OF INSTITUTE OF A RIGHT OF SANCTUARY IN RUSSIA
Sabaeva Anastasya Vladimirovna, aspirant, Penza State University
felicita. 89@mail. ru
Annotation: the jurisprudence faced the problem of the asylum right definition in the Russian Federation legislation and the problem connected with the reveal of the development way. This problem is quite actual because of economic and sociopolitical situation in the country.
Keywords: formation of institute of a right of sanctuary in Russia
Право убежища - одно из старейших и получивших широкое распространение прав, возникновение которого в государствах древнего Востока ориентировочно датируется XX-XVIII вв. до нашей эры. В Древней Руси к середине XI в. сложилась практика предоставления убежища. Сформировавшиеся с целью регулирования данных явлений правила поведения постепенно прочно вошли в общественную и каноническую практику и не требовали какой-либо правовой регламентации. Предоставление убежища регулировалось индивидуальными актами.
Основой становления и дальнейшего развития практики предоставления убежища стало признание действующими источниками церковного права на Руси, постановлений Византийских церковных соборов о праве убежища, обеспечение безопасности и возможности реализации основных естественных прав человека, решение множества как
внутригосударственных, так и внешнеполитических задач, ограничение числа случаев кровной мести, укрепление авторитета государства и церкви.
Убежище предоставлялось в двух формах -религиозной и территориальной, каждая из которых имела свои особенности, и применялась
исключительно с учетом распределения влияния
1
государства и церкви .
В Древней Руси существовало право «печалования», право ходатайства духовенства за преследуемых лиц, прочно вошедшее в каноническую практику и широко применявшееся практически на всей её территории. Рецепция основных элементов права убежища из стран Древнего мира стала существенным дополнением к праву «печалования». Нередко право «печалования» сопровождалось предварительным предоставлением убежища тому лицу, за которое
1 Юшков С.В. О праве убежища в древнерусском праве // Ученые записки ВИЮН. Вып. 1. - М., 1940 г. с. 15
ходатайствовали. Со временем право «печалования» стало подкрепляться личным, а позднее материальным поручительством. Все это негативно отразилось на функционировании права
«печалования» и на вопросах предоставления убежища. Постепенно Византийское законодательство о церкви и, следовательно, о праве убежища, перестало признаваться действующим на Руси. Взаимоотношения между государственной властью и церковью стали определяться княжескими,
церковными уставами и обычным правом. «Печалования» стали рассматриваться как вмешательство в государственные дела и перестали удовлетворяться. Право «печалования» в XVI в. фактически прекратило свое существование. В это же время, в связи уменьшением влияния церкви, прекращается религиозная форма предоставления убежища, с этого момента развивается только его территориальная форма2.
Распространение практики предоставления убежища находилось в прямой зависимости от проводимой внутренней и внешней политики государства. В процессе исследования были выделены особо значимые временные периоды. Это - конец 1Х-Х^ вв.
- формирование практики предоставления убежища в религиозной и территориальной формах, применение убежища в дополнение к существующему праву «печалования»; середина XVI - начало XVII вв. время первого массового оттока населения в поисках убежища; конец XVII - тридцатые годы XVIII вв. возникновение посольств, начало утверждения принципа невыдачи, как основы правового закрепления права убежища; шестидесятые годы XVIII
- конец XVIII вв., время «открытости» границ,
доступности переселения практически всех желающих на территорию России. В это время издается множество нормативно-правовых актов, имевших косвенное отношение к регулированию отношений, возникавших в ходе предоставления убежища и миграционным процессам в целом, но убежище не получает правовой регламентации.
Сформировавшиеся с целью регулирования данных явлений «правила поведения» по вопросам предоставления убежища настолько прочно вошли в общественную и каноническую практику, что не требовали какого-либо юридического закрепления. Убежище предоставлялось индивидуальными актами.
Существенное влияние на дальнейшее развитие убежища в России оказала Великая Французская буржуазная революция, впервые закрепившая право убежища в Якобинской Конституции 1793 г. Павел I в 1797 г. писал: « я не думаю лишать себя права дать спокойное убежище несчастным, кои, опасаясь мщения, ищут одной только для себя безопасности». Во второй половине XIX в. Александр II не отрицал возможности предоставления убежища даже членам Коммуны. Однако, диаметрально противоположное мнение, сложившееся в обществе (Московские ведомости в то время писали: «мы живем в стране свободы, но страна эта не должна служить убежищем для всех людей беспорядка»), не позволили ему сделать это. Данное обстоятельство послужило основой политизации предоставления убежища.
2 Юшков С.В. О праве убежища в древнерусском праве // Ученые
записки ВИЮН. Вып. 1. - М., 1940 г. с. 16
В XIX в. несмотря на заключаемые между странами договора, вопрос о выдаче лиц, преследуемых за политические преступления, многими государствами решался отрицательно. Постепенно политические преступники стали исключаться из договоров о выдаче, в соглашениях многих стран получает закрепление основной принцип права убежища -принцип невыдачи. В Российском государстве еще в 1911 г. существовал закон, который устанавливал выдачу всех виновных в политических преступлениях лиц их странам.
В ^-/к вв. в России сложились предпосылки, необходимые для правового оформления отношений, регулировавших предоставление убежища, но царским правительством этого сделано не было. Как справедливо замечал А. И. Герцен «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой». Возможно, своеобразным сдерживающим фактором для закрепления права убежища явилось то, что у данного права существует «оборотная сторона». Закрепление права убежища и как следствие предоставление его на территории какого-либо государства дает возможность использовать данную страну в целях не совместимых с назначением права убежища, позволяет порой безнаказанно вмешиваться во внутренние дела других стран.
По мнению С. И. Штамм3, И. А. Исаева, Н. Н. Ефремовой период, начиная с XVIII в., можно определить как время, когда международная практика поставила в правовом и политическом отношении достаточно сложный и интересный вопрос, «как отделить борьбу за права человека от вмешательства в дела других стран и, следовательно, как обеспечить эффективную и правомерную защиту прав и интересов людей во всех сферах социальных отношений».
Сложная и противоречивая обстановка сложилась в России в начале XX в. Свержение царизма, приведшее к изменению власти, ознаменовало новую эпоху в развитии Российского государства. Первая мировая война, революция и гражданская война способствовали значительной миграции населения.
Именно в это время в России право убежища впервые в истории получило закрепление в Декрете ВЦИК от 28 марта 1918 г. «О праве убежища»: «Всякий иностранец, преследуемый у себя на Родине за преступления политического или религиозного порядка, в случае прибытия в Россию пользуется здесь политическим убежищем»4.
Аналогично данное положение было задекларировано в Конституции РСФСР 1918 г. Обеспечивая правовую регламентацию права убежища, Советское правительство решало следующие задачи:
- продемонстрировать мировому сообществу готовность сотрудничать с различными странами мира в вопросах реализации данного права;
- определить территориальную форму реализации права убежища;
- провозгласить, что право убежища предоставляется только лицам, преследуемым за преступления политического или религиозного
3 .Развитие русского права второй половины XVII -XVIII вв. // С.И. Штамм, И.А. Исаев, Н.Н. Ефремова и др. - М., Наука. 1992. С.292.
4 СУ. 1918. № 41. С. 519.
характера (при этом подтверждения достоверности преследования не требовалось);
- гарантировать обеспечение безопасности всем иностранцам, которым предоставлено убежище;
- оказать существенное влияние на процессы миграции, вызванные сложившейся обстановкой;
- закрепить основной принцип права убежища (невыдачу лиц, которым оно было предоставлено).
Становление новой политической системы, основанной на монополии одной идеологии и жесткой борьбе с любым проявлением инакомыслия, накладывало определенный отпечаток на существование и дальнейшее развитие института права убежища. В таких условиях не мог не начаться естественный процесс эмиграции инакомыслящих граждан из России практически во все страны мира5.
Вот некоторые имена тех, кто был вынужден эмигрировать и нашел убежище в других странах: писатель А. И. Куприн; поэт, прозаик И. А. Бунин; поэт К. Д. Бальмонт; православный философ, богослов В. Н. Ильин; поэт А. М. Гликберг; российский адмирал, министр И. К. Григорович; авиаконструктор И. И. Сикорский; ученый, изобретатель В. К. Зворыкин; шахматист А. А. Алехин; певец П. К. Лещенко; писатель В. В. Набоков; пианист В. В. Горовиц; экономист В. В. Леонтьев; хирург И. П. Алексинский; живописец Ю. П. Анненков; психотерапевт Н. Е. Осипов; промышленник и банкир В. П. Рябушинский; живописец К. А. Сомов; математик Я. В. Успенский; философ, публицист, религиозный мыслитель Н. А. Бердяев; социолог П. А. Сорокин; физиолог Б. П. Бабкин; историк, публицист С. П. Мельгунов; политический деятель С. Н. Прокопович; астрофизик В. В. Стратонов6.
Согласно статистике к 1920 г. были физически истреблены или вынуждены эмигрировать более 100 тыс. предпринимателей . Те, кто выжил, как и многие другие писатели, художники, поэты, государственные деятели, нашли убежище во многих странах мира, внесли весомый вклад в их развитие.
Подобного рода явления не находили отражения в официальных документах той поры. Руководители партии и правительства Советского государства провозгласили народовластие, долгожданные права и свободы, что привело к встречному процессу иммиграции иностранцев.
Российский посланник в Великобритании К. Д. Набоков сообщал о 6 тыс. политэмигрантов, желающих вернуться в Россию (речь шла о европейских странах). К 18 июня 1917 г. только на английских судах в Россию вернулось 2 296
российских граждан, в том числе 983 политических беженца8.
Одновременно Советское правительство проводило политику, преследующую цель подвести законные основания к проводимой депортации и экспроприации имущества выезжающих. В решении этого вопроса оно
5 Ястребова А.Ю. Институт убежища и статус беженцев в международном праве. Советское государство и право, 1990, №
10, с. 130-136.
6 Политические деятели России 1917 : биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
7 Предпринимательское право / под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ$ДАНА, 2001. С. 7.
8 Русская эмиграция до 1917 года о лаборатория либеральной и
революционной мысли. СПб. Российская академия наук, 1997. С.
198.
пошло по классической, опробованной историей схеме.
Когда на Руси встал вопрос о ликвидации права бояр на отъезд, то первоначально было введено ограничение, на основании которого в
случае реализации своего древнейшего права они лишались вотчины.
Аналогичные меры были предприняты и в 20-е гг. XX
в. В 1920 г. был издан Декрет рабочего и крестьянского правительства9, согласно которому безвестно отсутствующие лица лишались имущества. Данный подход можно рассматривать как с точки зрения политической благонадежности
(неблагонадежности) того или иного индивида, так и своего рода имущественных притязаний в отношении этих лиц.
Перманентно развивающийся государственный строй, изменяющееся советское законодательство привели к расширению круга субъектов права убежища: от лиц, преследуемых за совершение преступления политического или религиозного порядка, до лиц, подвергающихся преследованию за аналогичные убеждения. Это в полном объеме отразилось в Конституции РСФСР 1925 г., которая провозгласила, что право убежища предоставляется всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политическую деятельность или за религиозные убеждения.
На XIV Всероссийском съезде Советов, состоявшемся 18 мая 1929 г., было принято
постановление, которое изменило положение Конституции РСФСР 1925 г., касающееся
предоставления права убежища. Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика «предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность». Таким образом, в законодательной форме было закреплено то, что применялось уже несколько предыдущих лет. Теперь под категорию лиц, которые могли получить политическое убежище, подпадали практически все. Так же, как и ранее, не требовалось предоставления никаких доказательств
преследования. Иностранцы, не являющиеся субъектами права убежища, не только не могли
получить его, но и подлежали экстрадиции за пределы СССР в связи с незаконным пребыванием на территории государства.
При этом необходимо отметить, что Советское государство, высылая одну категорию лиц из страны, другой, стремящейся обезопасить свое существование и укрыться от преследования, предоставляло политическое убежище, оказывало материальную и моральную помощь10.
Таким путем СССР решал вопросы внутренней и внешней политики, а именно:
- обеспечивал безопасность государства;
- гарантировал безопасность лиц, преследуемых в стране своего постоянного местожительства или местопребывания, тем самым реализовывал историческое предназначение права убежища;
- окончательно политизировал данное право;
9 СУ и Р. 1920. № 89. Ст. 442.
10 Международное право / под ред. Л. А. Моджорян и Н. Т. Блатовой. М., 1970. С. 255.
- оказывал неоценимую услугу революционному международному движению.
Учитывая широкий размах данного движения, в 1923 г. в Москве была создана Международная организация помощи борцам революции (далее - МОПР), которая внесла большой вклад в развитие права убежища. Основными задачами в соответствии с п. «а» ст. 1 Устава МОПР являлись: «оказание моральной,
политической, юридической и материальной помощи жертвам революционно-классовой борьбы в странах капитала и национально-освободительного движения в странах Востока, колониях и полуколониях, их семьям и политическим эмигрантам». О широких полномочиях МОПР можно судить даже по тому факту, что до 1924 г. только она давала разрешение на въезд в СССР.
За десять лет в СССР прибыло 6 935
политэмигрантов, большинству было предоставлено политическое убежище. Им была оказана помощь в размере 5 000 100 руб.11 Международная организация помощи борцам революции распространяла свое влияние не только в пределах СссР, но и во многих других странах мира. До августа 1930 г. МОПР оказала политэмигрантам, находящимся в капиталистических странах, денежную помощь в размере свыше 2 800 800 руб. За 13 лет деятельности МОПР были собраны денежные средства в размере 74 млн. руб., в том числе только в течение 1934 г. и девяти месяцев 1935 г. было собрано 38,5 млн. руб. На содержание политэмигрантов, находящихся в СССР, было израсходовано 3 326 268 руб. (оказана помощь 8 983 иностранным гражданам), за девять месяцев 1935 г. -2 420 000 руб.
Лица, которым СССР предоставлял убежище, благодарили Советское правительство. В ряде журналов существовали рубрики, где публиковались открытые письма (например, благодарность С. Ланцуцкого, политического эмигранта из Польши, письмо Я. Бермана, политэмигранта из Румынии, А. Малтаглиати, политэмигранта из Италии, Г. Рошера, политэмигранта из Австрии , 79 испанских
революционеров и многих других).
Союз Советских Социалистических Республик предоставил политическое убежище тысячам эмигрантов из стран Германии, Австрии, Польши, Италии, Венгрии и т. д. В 1934 г., после разгрома революционного движения в Австрии, в Советском Союзе нашли убежище около 700 шуцбундовцев и 120 детей участников этого движения12.
Установление фашистского режима в Германии привело к росту политической эмиграции лиц, вынужденных скрываться и искать убежище от преследований на территории других государств. Эмиграция германских антифашистов составила около 125 тыс. политэмигрантов, многие из которых нашли убежище в СССР.
Статьей 129 Конституции СССР 1936 г. было установлено, что «СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу». Новое положение Основного Закона и
11 Шевелева Е. В. В борьбе за пролетарский интернационализм М. : ЦК МОПР, 1934. С. 13.
12 Галенская Л. Н. Право убежища. М. : Международ. отношения, 1968. С. 30.
оказанное им влияние на другие страны потребовало от идеологов Советского государства подтверждения правильности проводимого партией и правительством курса. Они писали, что «конституции зарубежных социалистических стран восприняли принципиальную позицию Конституции СССР 1936 г. относительно того, кому именно в социалистическом государстве может быть предоставлено убежище. Как известно, эта позиция отличается от практики конституционной регламентации права убежища в капиталистических странах. Формулировки данной конституционной нормы там обычно неопределенны и содержат положения о предоставлении убежища «политическим преступникам», «лицам, обвиняемым в совершении политических преступлений», «преследуемым по политическим основаниям»13.
Такого рода формулировки позволяют произвольно толковать право лица на получение убежища, расширять понятие политического преступления 4 Однако авторы этих строк забыли, что до недавнего времени аналогичная формулировка была и у Советского Союза и что от такого весьма произвольного толкования, приняв Конституцию 1936
г., СССР перешел к еще более неопределенной. Но в условиях существовавшего режима другая интерпретация была практически невозможна.
Период Великой Отечественной войны представляется весьма сложным и противоречивым при рассмотрении вопросов, связанных с функционированием права убежища. С одной стороны, право убежища можно рассматривать как укрытие или временное убежище, с другой, как полноценный правовой институт данного права. Учитывая то обстоятельство, что СССР рассматривал всех лиц, попавших в плен как государственных преступников, изменников Родины, вполне обоснованно, что некоторые не желали возвращаться в Советский Союз, не хотели быть подвергнутыми репрессиям и искали убежища в других странах.
До конца сороковых годов XX в. ни одна организация не занималась обобщением практики по предоставлению государствами убежища.
Значительный шаг по развитию права убежища был сделан Генеральной Ассамблеей ООН, принявшей 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, где было закреплено, что «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем»
В 1950-80 гг. в СССР любая информация о лицах, ищущих убежище или покидающих свою страну, была засекречена. СССР не допускал распространения такой информации. В условиях отсутствия политического плюрализма преследовалось любое инакомыслие.
Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии
ст. 63, 89 Конституции Российской Федерацией,
Положением, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 «О порядке предоставления Российской Федерацией
политического убежища», приказом ФМС России от 5
13 Международное право / под ред. Л. А. Моджорян и Н. Т. Блатовой. М., 1970. С. 255.
14 Галенская Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М. : Международ. отношения, 1982. С. 31.
декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении
Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства».
Признание беженцем в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». Рассмотрение ходатайств о признании беженцем непосредственно связано с выполнением Российской Федерацией ее международных обязательств в соответствии с Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г., касающихся статуса беженца, присоединившись к которым Россия обязалась рассматривать в установленном законом порядке ходатайства иностранных граждан и лиц без гражданства о признании беженцем. В настоящее время это наиболее используемая иностранными гражданами и лицами без гражданства форма получения убежища1 .
Временное убежище предоставляется на основании ст. 12 Федерального закона РФ «О беженцах» в порядке, установленном постановлением
Правительством Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища проводится подразделением по делам миграции в рамках процедуры признания беженцем. Фактически рассмотрение заявления о временном убежище является третьим этапом рассмотрения ходатайства о признании беженцем. Процедура предоставления временного убежища не является самостоятельной, она является продолжением процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем. Временное убежище фактически является отложенным административным выдворением.
Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 принята Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая фактически только начинает выполняться.
Из анализа складывающейся практики следует, что при рассмотрении обращений по вопросам предоставления убежища Российская Федерация первоначально исходит из собственных интересов по обеспечению безопасности государства. Это её суверенное право, как субъекта международного права. Предоставление убежища рассматривается не как абсолютное, а как опосредованное право человека, реализуемое через волеизъявление государства, которое принимает решение предоставить или отказать ему в убежище.
Реализация права убежища - сложный процесс, в который включены не только внутригосударственные, но и международные механизмы. Оно применялось и применяется в основном как крайняя мера проявления несогласия, сопряженная с невозможностью жить и трудиться в стране своего постоянного местожительства и местопребывания. Данное право
15 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов, 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - с. 478
не регулирует массовых общественных отношений, так как оно приобретает такой характер лишь в исключительные, переломные моменты истории человечества. Сложность данных отношений состоит в том, что право убежища регулирует своеобразные отношения, возникающие между государством, его предоставляющим, и иностранными гражданами.
Список литературы:
1. Антипов А.Н. К вопросу о возникновении и развитии института права убежища в истории России. // Журнал «Закон и право». - М., 2007. - № 11. с. 5-8
2. Антипов А.Н. Право убежища в Советском государстве в период с 1918 по 1936 годы. // Вестник Российской Правовой Академии. - Научно - практический журнал Российской Правовой Академии Министерства Юстиции Российской Федерации. - М., 2009. - № 1. с. 9-12
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов, 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. -784 с.
4. Войцехович A.M. О понятии института права убежища. -Советское государство и право, 1981, №4. с. 11-16
5. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. - М ., «Спутник», 2009. - 125 с.
6. Галенская Л. Н. Право убежища. М. : Международ. отношения, 1968. 98 с.
7. Галенская Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М. : Международ. отношения, 1982. 205 с.
8. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник. Под ред. В.М.Трофимова. М., 1997, 512 с.
9. Зарипова А. Защита и кров. Как получить политическое убежище в России // Российская газета. № 4615. 19.03.2008 г.
10. Лисовский В.И. Международное право. Учебник. М.: Высшая школа, 1970. 456 с.
11. Международное право / под ред. Л. А. Моджорян и Н. Т. Блатовой. М., 1970. 459 с.
12. Политические деятели России 1917 : биографический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. -167 с.
13. Предпринимательское право / под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 304 с.
14. Развитие русского права второй половины XVII -XVIII вв. // С.И. Штамм, И.А. Исаев, Н.Н. Ефремова и др. - М., Наука. 1992. 536 с.
15. Русская эмиграция до 1917 года и лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб. : Российская академия наук, 1997. 289 с.
16. Тоцкий И.И. Государственно-правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации. Дисс. .канд.юрид.наук. М.,1998. 122 с.
17. Шевелева Е. В. В борьбе за пролетарский интернационализм М. : ЦК МОПР, 1934. 67 с.
18. Шуршалова Е.С. Правовые и организационные основы государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев// Пробелы в российском законодательстве. М., 2011. № 3. С. 42-44
19. Юшков С.В. О праве убежища в древнерусском праве // Ученые записки ВИЮН. Вып. 1. - М., 1940 г. 56 с.
20. Ястребова А.Ю. Институт убежища и статус беженцев в международном праве. Советское государство и право, 1990, № 10, с. 130-136.
Reference list:
1. Antipov А.№ The question about the appearance and the development of the asylum right institute in the Russian history. // «Law and order» magazine. - М., 2007. - № 11. p. 5-8
2. Antipov А.№ The asylum right in the Soviet state государстве since 1918 till 1936 years. // Bulletin of Russian Law Academy. -Scientific - The Russian law academy practical journal of the
Ministry of Justice in the Russian Federation. - М., 2009. - № 1. p. 9-12
3. Baglay M.V. The constitutional law of Russian Federation: The textbook for Universities, the 6th edition., the changes and supplements. - М.: The rule, 2007. - 784 p.
4. Voizehovich A.M. The concept of the asylum right institute. - The soviet state and law, 1981, №4. p. 11-16
5. Voloh VA Formation and implementation of the Russian Federation state migration policy in forced migration and the asylum provision. - М ., «Sputnik», 2009. - 125 p.
6. Galenskaya L. N. The asylum right. М. : The international relations, 1968. 98 p.
7. Galenskaya L. N. The legal status of foreign people in the USSR. М. : The international relations, 1982. 205 p.
8. Dodonov V.N., Panov V.P., Rumiancev O.G. The international law. The dictionary. The edition of V.M. Trofimov. М., 1997, 512 p.
9. Zaripova А. Protection and shelter. How to get the political asylum in Russia // Russian newspaper. № 4615. 19.03.2008 y.
10. Lisovskiy V.I. The international law. The textbook. М.: High school, 1970. 456 p.
11. The international law / the edition of L. А. Modzhoryan и N. Т. Blatova. М., 1970. 459 p.
12. The Russian political figures of 1917: the biography dictionary. М.: The Great Russian Encyclopedia, 1993. -167 p.
13. The business law / the edition of N. М. Korshunov, Н. D. Eriashvili. М. : UNITI-DANA, 2001. 304 p.
14. The Russian law development of the XVII -XVIII centuries second part // S.I. Shtamm, IA Isaev, N.N. Efremova and others. - М., Science. 1992. 536 p.
15. Russian emigration till 1917 year and the liberal and revolutionary thought laboratory. SPB. : Russian science academy, 1997. 289 p.
16. Tockij I.I. Legal state regulation of migration processes in the Russian Federation. PhD in law dissertation. М.,1998. 122 p.
17. Sheveleva E.V. In the struggle for proletarian internationalism М.: CK МОПР, 1934. 67 p.
18. Shurshalova E.S. The legal and organizational basics of refugees and IDPs rights state protection // The gaps in Russian law. М., 2011. № 3. P. 42-44
19. Jushkov S.V. About the asylum right in the Old Russian law // Memoirs VIUN. Performance 1. - М., 1940 y. 56 p.
20. Jastrebova А.и. The asylum institute and the refugees legal status in the international law. Soviet state and law, 1990, № 10, p. 130-136.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Становление института права убежища в России» Сабаевой А. В.
Сущность процессов, происходящих в современном обществе, неразрывно связана и во многом определяется осмыслением накопленного исторического опыта. Поэтому изучение правовых проблем современности, в том числе относящихся к вопросам реализации права убежища, в непосредственной связи с историей развития государственно-правовых явлений России с учётом специфики их проявления в различные исторические эпохи приобретает большое научное и практическое значение.
В преамбуле Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. содержится упоминание о «предоставлении права убежища», которое, как указывается, «может возложить на некоторые страны непомерное бремя», разрешение которого невозможно без международного сотрудничества.
Как представляется, ссылка на предоставление права убежища, содержащаяся в преамбуле Конвенции 1951 г., подтверждает признание государствами-членами института права убежища. Вместе с тем право убежища остается суверенной прерогативой государства, используемой им по собственному усмотрению.
Автором анализируется становление института права убежища в Российской Федерации.
Статья рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор
Булаков О. Н.