УБЕЖИЩЕ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
К.Д. САЗОН,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
Аннотация. В статье анализируется конституционное законодательство, выявляются общие черты и отличительные признаки конституционного закрепления института убежища в текстах конституций России и Беларуси. Ключевые слова: государство, конституция, убежище, лицо, ищущее убежище, право убежища.
ASYLUM AS AN OBJECT OF CONSTITUTIONAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS
K.D. SAZON,
graduated in a military academy of chair of the constitutional and municipal law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The article analyzes the constitutional legislation, identifies common features and distinctive signs of the constitutional consolidate the institution of asylum in the texts of the constitutions of Russia and Belarus. Keywords: state, government, constitution, asylum, refuge, asylum-seeker, refuge law.
7
Как известно, выделение в системе права отдельных основные права, свободы и обязанности, их гарантии, а
отраслей происходит по признаку регулируемых данной также правовое положение иностранных граждан, бе-
отрасль общественных отношений. В юридической нау- женцев, лиц, которым на территории России предостав-
ке совокупность таких общественных отношений приято ляется политическое убежище, — все это непосредствен-называть предметом правового регулирования. Что ка^ сается определения предмета конституционного права
ные объекты конституционно-правового регулирования, не свойственные иным отраслям права»4. Таким обра-
то этот вопрос «... относится к числу наиболее дискуссионных»1. По мнению О.Е. Кутафина в качестве общественных отношений, которые являются компонентом
зом, к числу отношений, обладающих конституционно-правовой предметной идентичностью, следует также относить отношения, складывающиеся в сфере предостав-
предмета конституционного права, выступают отноше- ления политического убежища.
ния, «... определяющие основы конституционного строя основы правового статуса человека и гражданина, основные принципы системы органов исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления»2. Кроме того, среди ученых высказывается мнение о том, что в рамках предмета конституционного права «осуществляется регулирование системой конституционных норм положения человека и гражданина в обществе и государстве, защита его прав и свобод, устанавливаются основы конституционного строя, федеративного устройства, организация и деятельность системы государственных органов»3 и т.д. Из этого можно заключить, что предмет конституционного права составляют не только общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного строительства, но и отношения, касающиеся правового статуса личности. Данное положение подчеркивает В.И. Червонюк, который пишет, что «правовой статус граждан — гражданство,
Современное состояние международных отношений на постсоветском пространстве, проявляющееся в активной деятельности региональных межгосударственных образований, таких как СНГ, ОДКБ, Таможенного Союза и др., а также более чем 15-летний опыт интеграционных процессов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь5 определяют особую актуальность научного познания особенностей функционирования отдельных правовых институтов с целью не только совершенствования механизма правового регулирования обеспе-
1 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 9.
2 Там же. С. 26.
3 Прудников А.С. и др. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко; 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 13.
4 Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. С. 8.
5 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии; 2 апреля 1997 г. — Договор о Союзе Беларуси и России; 8 декабря 1999 г. — Договор о создании Союзного государства.
-
чения и защиты прав и свобод человека и гражданина, но и дальнейшей унификации правовых систем.
Вышеизложенные обстоятельства предопределили необходимость исследования в настоящей работе особенностей конституционного закрепления института убежища в Основных законах Российской Федерации и Республики Беларусь.
Отметим, что институт убежища известен конституционному праву России. Существует подобный институт и в конституционном праве Республики Беларусь. Вместе с тем анализ конституций России и Беларуси, изучение научной литературы и результаты обобщения правоприменительной практики в указанной сфере выявили ряд особенностей развития и функционирования данного института.
Прежде всего, обращает на себя внимание использованная в Основных законах терминология. Часть 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации (далее по тексту КРФ) устанавливает, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права»6. Очевидным представляется вывод о том, что в рассматривае мой статье конституции подтверждается не только принцип приоритета норм международного права в сфере убежища, но и главенствующая роль государства в решении вопроса о его предоставлении. Этот же вывод подтверждается А.Ю. Ястребовой, которая отмечает, что «российская правовая концепция убежища строится на сочетании принципа государственного суверенитета и соблюдении международно-правовых норм в области прав человека»7. Кроме того, институт убежища в соответствии с КРФ носит ярко выраженный «политический» характер. По нашему мнению, это является следствием устоявшихся в научных кругах представлений о том, что институт убежища является инструментом политической борьбы и служит для защиты лиц, преследуемых в государстве гражданской принадлежности или обычного постоянного места жительства, по политическим мотивам. Так, в отдельных энциклопедических источниках отождествляется убежище и политическое убежище. При этом, под убежищем (политическим убежищем) понимается «предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории»8. Видится, что объяснение подобного отождествления коренится в советской правовой доктрине, определявшей институт убежища как средство классовой борьбы, призванное для защиты интересов трудящихся9.
По нашему мнению, существованию подобных воззрений также способствует структурная организация
ст. 63 КРФ. Часть 1 ст. 63 посвящена политическому убежищу, вторая — устанавливает принцип невыдачи лиц, преследуемых по политическим мотивам. Поэтому представляется логичным подход, позволяющий рассматривать ст. 63 в единстве ее структурных элементов, и следующий из этого вывод о политическом характере института убежища.
Не менее интересен опыт Республики Беларусь в построении национальной системы убежища. Статья 12 Конституции Республики Беларусь (далее — КРБ) закрепляет, что «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения и национальную принадлежность»10. Основной закон признает не только первоочередное значение роли государства в предоставлении убежища, но и определяет индивида в качестве субъекта права убежища. Так, по мнению профессора Г.А. Василевича, «право на убежище — это право иностранца, преследуемого в другом государстве за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность, пребывать на территории Республики Бела-
русь...»11. В связи с этим, по-нашему мнению, право
I ■ Г£н1I //Г /У
убежища должно рассматриваться в нескольких значениях. С государственно-правовой точки зрения право убежища — это право суверенного государства предоставить возможность лицу, ищущему убежища, проживать на территории государства и обладать специальным правовым статусом. С точки зрения субъекта право убежища — это возможность лица искать, просить и пользоваться убежищем. С институциональной точки зрения право убежища есть совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предоставления убежища и защиты лиц, его ищущих.
Таким образом, следует констатировать различие в применяемых подходах конституционного закрепления рассматриваемого института. Если в Конституции РФ речь идет об исторически обусловленном доминанте
6 Конституция Российской Федерации. М., 2011. С. 39.
7 Ястребова А.Ю. Институт убежища в международном и конституционном праве: современные доктрины и особенности регулирования в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2011.
№ 9. С. 22, 23.
8 Большой юридический словарь / под ред. проф. А.Я. Сухарева; 3-е изд., доп. и перераб. М., 2007. С. 778.
9 В соответствии со ст. 36 Конституции РСФСР 1978 г. право убежища могло быть предоставлено «за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность».
10 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Мн., 2010.
11 ВасилевичГ.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий // КонсультантПлюс. Минск, 2013.
138
Вестник Московского университета МВД России
№ 6 / 2013
доктрины политического убежища, призванного обеспечить защиту лиц, преследуемых по политическим мотивам, то Конституция Республики Беларусь закрепляет не только индивида в качестве субъекта права убежища, но и содержит более широкий перечень оснований преследования лица, при наличии которых последнему может быть предоставлено убежище.
Следующая особенность конституционного регулирования института убежища проявляется при рассмотрении вопроса о расположении норм об убежище в структуре Основного закона. В КРФ ст. 63 находится в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Это обстоятельство, на наш взгляд, позволяет отнести право политического убежища к конституционным правам, которыми обладают иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации. Совсем иная позиция наблюдаются при анализе конституционных положений Основного закона Республики Беларусь. Статья 12 Конституции Республики Беларусь, закрепляющая возможность государства предоставлять убежище лицам, его ищущим, располагается в разд. I
у. г. у.
«Основы конституционного строя». Следует отметить, что в теории конституционного права под основами конституционного строя понимаются «наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного строя» и, по этой причине, «обладающие большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции»12. Таким образом, можно сделать вывод, что отнесение конституционных норм, регулирующих отношения в сфере предоставления убежища к норм-принципам основ конституционного строя, призвано отметить их особый характер и правовую охрану, а также подчеркнуть первоочередную роль государства в регулировании данных правовых отношений13.
В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на указанные различия в конституционном закреплении института убежища, сегодня можно указать на некоторые общие черты отраслевого регулирования рассматриваемого института.
Национальные системы убежища России и Беларуси не ограничиваются функционированием только рассмотренных выше форм защиты лиц, ищущих убежище. В России помимо политического убежища для иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена возможность признания их беженцами или предоставления в установленном порядке временного убежища, что позволяет оказывать государственную защиту различным категориям «неполитических» мигрантов. В Республике Беларусь наряду с возможность
получения по решению Президента убежища иностранцы могут приобрести статус беженца. Кроме того, последним может быть предоставлена дополнительная или временная защита, что является свидетельством учета общемировых тенденций в сфере защиты лиц, ищущих убежища.
Таким образом, описанные выше особенности конституционного регулирования института убежища в Российской Федерации и Республике Беларусь свидетельствует о том, что построение национальной системы убежища в каждом из государств, в целом, соответствует общемировой практике регулирования отношений в сфере убежища и основано на сочетании принципа государственного суверенитета и признания приоритета норм международного права, что отражает приверженность каждой из стран идеалам правового государства.
12 ВасилевичГ.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник. Мн., 2010. С. 137.
13 Сазон К.Д. Конституционные основы предоставления убежища в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N° 7. С. 41.
ПОЛИТОЛОГИЯ. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ:
учебно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013.
В схемах и таблицах в логико-смысловой последовательности раскрывается содержание политологии как науки и учебной дисциплины, характеризуются наиболее важные политические процессы и явления, социальные и институциональные субъекты политических отношений и др.
Для студентов и преподавателей вузов, а также тех, кто интересуется политической теорией и общественно-политической практикой.