Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ'

ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ТЬЮТОР / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стачинский Владимир Иванович

В статье исследуется один из важнейших аспектов формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя - выбор оптимального формата обучения с точки зрения освоения обучающимся максимально широкого спектра компетенций, составляющих содержание мировоззренческой парадигмы. Исходя из положения о том, что формирование мировоззрения должно быть выделено в отдельный курс в силу сложности и объемности учебных задач, автор указывает, что реализация, представляемых в значительной части научных публикаций специальных курсов, построенных на групповом формате, всегда будет сопряжена с риском недостаточной включенности обучаемого в образовательный процесс. Для решения этой проблемы автор предлагает внедрение в общий образовательный процесс будущего концертного исполнителя тьюторства. В статье обосновывается утверждение, что, с одной стороны, формат работы с тьютором дает возможность обеспечить реализацию индивидуального подхода, необходимого для усвоения столь обширного объема знаний и навыков, составляющих мировоззрения, с другой стороны, он представляется потенциально более эмоционально увлекающим обучающегося. Кроме того он позволяет избежать деструктивной конкуренции за формирование мировоззрения с педагогом по специальности, который в большинстве случаев в современной музыкальной педагогике остается главным источником профессионального мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стачинский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING IN THE EDUCATIONAL PROCESS: ON THE FORMATION OF A PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE CONCERT PERFORMER

The article examines one of the most important aspects of the formation of a professional worldview of a future concert performer - the choice of the optimal training format in terms of mastering the widest possible range of competencies that make up the content of the worldview paradigm. Based on the position that the formation of a worldview should be singled out as a separate course due to the complexity and volume of educational tasks, the author points out that the implementation of special courses presented in a significant part of scientific publications, built on a group format, will always be associated with a risk of insufficient inclusion student in the educational process. To solve this problem, the author proposes the introduction of tutoring into the general educational process of the future concert performer. The article substantiates the assertion that, on the one hand, the format of working with a tutor makes it possible to ensure the implementation of an individual approach necessary for mastering such a vast amount of knowledge and skills that make up the worldview, on the other hand, it seems to be potentially more emotionally captivating for the student. In addition, it allows you to avoid destructive competition for the formation of a worldview with a teacher in the specialty, which in most cases in modern music pedagogy remains the main source of professional worldview.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ»

10. Ennis, R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities [Электронный ресурс]. - URL: http://faculty. education.illinois.edu/rhennis/documents/TheNatureofCriticalThinking_ 51711_000.pdf. (дата обращения 23.01.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат искусствоведения, профессор Стачинский Владимир Иванович

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск)

ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Аннотация. В статье исследуется один из важнейших аспектов формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя - выбор оптимального формата обучения с точки зрения освоения обучающимся максимально широкого спектра компетенций, составляющих содержание мировоззренческой парадигмы. Исходя из положения о том, что формирование мировоззрения должно быть выделено в отдельный курс в силу сложности и объемности учебных задач, автор указывает, что реализация, представляемых в значительной части научных публикаций специальных курсов, построенных на групповом формате, всегда будет сопряжена с риском недостаточной включенности обучаемого в образовательный процесс. Для решения этой проблемы автор предлагает внедрение в общий образовательный процесс будущего концертного исполнителя тьюторства. В статье обосновывается утверждение, что, с одной стороны, формат работы с тьютором дает возможность обеспечить реализацию индивидуального подхода, необходимого для усвоения столь обширного объема знаний и навыков, составляющих мировоззрения, с другой стороны, он представляется потенциально более эмоционально увлекающим обучающегося. Кроме того он позволяет избежать деструктивной конкуренции за формирование мировоззрения с педагогом по специальности, который в большинстве случаев в современной музыкальной педагогике остается главным источником профессионального мировоззрения.

Ключевые слова: формирование профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя, индивидуально-ориентированный подход в обучении, тьютор, методические принципы образовательного процесса.

Annotation. The article examines one of the most important aspects of the formation of a professional worldview of a future concert performer - the choice of the optimal training format in terms of mastering the widest possible range of competencies that make up the content of the worldview paradigm. Based on the position that the formation of a worldview should be singled out as a separate course due to the complexity and volume of educational tasks, the author points out that the implementation of special courses presented in a significant part of scientific publications, built on a group format, will always be associated with a risk of insufficient inclusion student in the educational process. To solve this problem, the author proposes the introduction of tutoring into the general educational process of the future concert performer. The article substantiates the assertion that, on the one hand, the format of working with a tutor makes it possible to ensure the implementation of an individual approach necessary for mastering such a vast amount of knowledge and skills that make up the worldview, on the other hand, it seems to be potentially more emotionally captivating for the student. In addition, it allows you to avoid destructive competition for the formation of a worldview with a teacher in the specialty, which in most cases in modern music pedagogy remains the main source of professional worldview.

Key words: formation of the professional outlook of the future concert performer, an individually-oriented approach to teaching, a tutor, methodological principles of the educational process.

Введение. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в современных научных публикациях и методических разработках, посвященных проблемам формирования профессионального мировоззрения у будущих концертных исполнителей (и в целом будущих специалистов в области гуманитарных знания и практики), недостаточное внимание уделено поиску оптимального формата реализации данного процесса.

В большинстве случаев речь идет об информативных и весьма эффективных концепциях, которые их разработчики предлагают реализовывать исключительно в рамках группового формата. Ярким примером тому являются научные публикации и фундаментальные диссертационные исследования таких авторов, как Р.Н. Афонина [1], Л.П. Реутова [3], С.Ю. Рыбин [4] и многих других. В работах Р.Н. Афониной приведены ценнейшие методические взгляды на сущность функционального разделения разных областей знания и практики, формирующих мировоззрения; в диссертации Л.П. Реутовой дана подробнейшая структура системы знаний, установок, умений, навыков, компетенций, формирующих мировоззрение; в диссертации С.Ю. Рыбина представлена методическая модель формирования профессионального мировоззрения у будущих музыкантов, обобщающая опыт его педагогической работы и многочисленных исследований в области музыкальной педагогики. Однако планируемые авторами специальные курсы должны реализовываться через лекции и семинары, что обуславливает риск недостаточной эмоциональной включенности обучаемых для обретения компетенций, составляющих профессиональное мировоззрение будущего концертного исполнителя.

Изложение основного материала статьи. В поисках оптимального формата учебной работы с будущими концертными исполнителями по формированию их профессионального мировоззрения автор исходит, прежде всего, из специфики собственной оригинальной концепции, которая может стать полезной и для использования в исследованиях данной проблематики. Основным «ядром» разрабатываемой экспериментальной методики является идея о диалектическом взаимодействии мастерства исполнительской интерпретации и формирования профессионального мировоззрения. Взаимовлияние этих двух компонентов данной профессиональной сферы представляется еще более очевидным, если рассматривать исполнительский процесс как результат реализации в действии профессионального мировоззрения, когда исполнительскую интерпретацию можно представить как своего рода модель, уменьшенную копию мировосприятия концертного исполнительства и когда проявление мировоззрения является воплощением исполнительской интерпретации. Центральный интеллектуально-эмоционально-практический процесс в профессиональной деятельности концертного исполнителя обретает в динамике те же свойства, что и процесс становления профессионального мировоззрения, который, в свою очередь, составляет вершину в структуре овладения профессией.

Подтверждение предположения о сходстве характеристик и структуры исполнительской интерпретации и профессионального мировоззрения концертного исполнителя можно найти и в некоторых фундаментальных научных исследованиях. Так, например, М.Д. Корноухов в свете осмысления феномена исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании указывает: «В музыкально-педагогическом процессе феномен интерпретации является связующим звеном и общим корневым признаком, объединяющим педагогику и исполнительство как два вида вторичного относительно самостоятельного художественного творчества. Это, как правило, двуединая познавательная

деятельность по определению и выявлению, как объективного значения предмета интерпретации, так и субъективного, личностного смысла, что отражается в художественном освоении и созидании личностью фактов и явлений не только мира искусства, но также в социально-культурологической и нравственно-аксиологической константах» [2]. Иными словами, исполнительскую интерпретацию в ракурсе профессиональной деятельности концертного исполнителя можно рассматривать не только как модель мировоззрения и ситуацию реализации всех компонентов уже сложившейся парадигмы, но и как источник познания, дополняющий мировоззрение. В ракурсе такого понимания процесс исполнительской интерпретации, в его эмоциональном, теоретическом и практическом компонентах, представляет собой чрезвычайно удобную «платформу», на которой может быть произведена работа над формированием профессионального мировоззрения без риска некорректного, с плохо обозначенной связью, массива данных. И именно это может произойти, если педагог чрезмерно увлечется интегративным подходом, предполагающим комплексное объединение в одну систему данных всего массива изучаемых будущим концертным исполнителем дисциплин.

Основная методологическая идея организации формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя заключается в том, чтобы сопоставить в процессе индивидуальной работы исполнительскую интерпретацию и высшие мировоззренческие категории (в большинстве случаев на начальном этапе обучения представляющие для студентов весьма туманные абстракции) как полюсы одного и того же континуума. В рамках такого подхода свое значение теряет как уровень сформированности профессионального мировоззрения на начало работы, так и его принадлежность к конкретной специализации. Все, что требуется от студента - это имманентно присущий ему «минимум», включающий: эмоциональное реагирование на исполняемый музыкальный текст и зачаточное представление о своем «ремесле» как части огромной системы видов профессиональной деятельности в современном обществе. Однако, как следует из общемировой практики профессиональной подготовки концертных исполнителей, основная часть процесса формирования мастерства исполнительской интерпретации осуществляется в специальном классе. Дополняется она теми знаниями и умениями, который студент получает в рамках изучения музыкально-теоретических и общегуманитарных дисциплин.

На первый взгляд может показаться, что проведение в жизнь представленных выше идей вполне может быть осуществлено в рамках традиционной методической модели, при которой специальный класс остается главным источником мастерства исполнительской интерпретации и, как следствие, источником профессионального мировоззрения. Действительно, проведение простейших параллелей между эмоциональным отношением к исполнительскому процессу, как способу творческого самовыражения, и коммуникацией с аудиторией, как способу взаимодействия с социокультурной средой, выявляет контуры будущего каркаса, на который впоследствии будет «нанизана» оптимальная для студента (и не противоречащая государственному стандарту) совокупность знаний, умений и навыков, обретаемых им посредством обширного комплекса изучаемых в вузе дисциплин. Применение исключительно индивидуального формата, который реализуется в специальном классе, становится основой данного комплекса. Ведь групповой формат обучения не позволит в условиях учебного плана взять на себя решение всех указанных задач на соответствующем высоким стандартам современного образовательного процесса уровне. С другой стороны, как уже было отмечено, попытка использовать индивидуальные занятия в специальном классе в качестве пространства реализации мировоззренческих идей будет обречена на неудачу в силу отсутствия у педагогов конгруэнтных мировоззренческих парадигм.

Однако преодолеть эту трудность можно за счет создания экспериментального факультатива, реализуемого с использованием в качестве основного индивидуального формата обучения. Факультативный способ организации занятий оптимален для апробации и реализации данной методики по нескольким причинам. Во-первых, включение в учебный план новой дисциплины, представляется возможным не ранее экспериментальной верификации ее эффективности и полезности. На этапе же апробации значительная структурная свобода в реализации учебного материала, характерная для факультативных занятий, позволяет устранить выявляемые в процессе практического применения изъяны методики. Во-вторых, свобода посещения факультативных занятий снижает риск возникновения деструктивных конфликтов между педагогом по специальности и ведущим факультатива, поскольку присутствие на нем - результат свободного выбора учащегося, сделанного на основе выявления соответствующей потребности. Кроме того, предлагается во избежание деструктивных форм конкуренции достаточно строго разграничить целеполагание в рамках занятий в специальном классе и в рамках факультативных занятий. Так, если цель дисциплины «Специальный инструмент» заключается в овладении мастерства исполнительства на нем, то цель факультатива представляется гораздо более общей. Она заключается в формировании у студента видения этой деятельности и себя как ее актора в контексте целей и задач своей профессиональной деятельности, являющейся в свою очередь частью мир-системы и находящейся в сложном взаимодействии с другими ее компонентами. На деятельностном уровне достижение этой цели проявится в обретении учащимся навыков осознанного управления психоэмоциональным и материальным содержанием и интенцией своего профессионального занятия.

Важно, чтобы и ведущий курса не был педагогом в классическом смысле этого слова, транслирующем собственный исполнительский опыт. Для реализации такой методики мы предлагаем специалиста, который обозначается английским термином «tutor» (рус. «тьютор»). Согласно наиболее широкому толкованию понятия, тьютор - это педагог, проводящийся занятия индивидуально, частным образом [7]. Однако в свете всеобщей модернизации образовательных систем, интенсифицировавшейся со второй половины XX столетия, значение термина стало меняться. Так, например, Н.В. Чиркова полагает, что современное «тьюторство невозможно отнести к классической педагогике, которая организовывала образование в ракурсе просвещенческой модели, как целенаправленный путь наверх, как паломничество... Динамика реальности, её неустойчивость, калейдоскопичность изменений, непредсказуемо меняющиеся «формы», под которые можно было бы возводить ученика - всё говорит о невозможности однонаправленного образовательного пути. Более адекватным сегодня может быть другое педагогическое кредо, а именно: в образовании готовится человек, которому придётся много раз в жизни сменить свои профессиональные обязанности, поменять жизненные стратегии, которые теперь выстраиваются ситуационно, не под общую «форму», но как индивидуализированные и конкретные. Образование не может не быть индивидуализированным, а значит, и взгляд на педагогическое отношение меняется. Его просветительская модель трансформируется в модель сопровождения. Тьютор (помощник, фасилитатор, коуч, консультант, менеджер и т.п.) сопровождает, проводит, помогает человеку в его самостоятельном пребывании в знаниях, в запутанности <... > профессионального мира, в сцепленности различных наук, культур, социальных структур и т.п.» [6, С. 39].

Выводы. Указываемая функция тьютора как проводника через «сцепление наук и культур», чья деятельность заключается не столько в обеспечения усвоения учащимся конкретных навыков и умений, а в научении его самостоятельному ориентированию в окружающей многообразной реальности и своих потребностях относительно ее, абсолютно тождественна той функции, которую реализует ведущий предлагаемого нами факультатива. И в этом плане именно работа с тьютором представляется наиболее предпочтительной при организации специального курса по формированию профессионального мировоззрения у будущего концертного исполнителя.

Выделим три основные причины:

- работа с тьютором предполагает индивидуальный формат и индивидуально-ориентированный подход, что необходимо при освоении компетенций будущим концертным исполнителем, составляющих профессиональное мировоззрение;

- учитывая значимость выработки рефлексии как важного механизма координации компонентов мировоззрения, а также значимость самостоятельности в выработке индивидуального «профиля» мировоззрения у студента, тьютор представляется более уместной кандидатурой, чем педагог, поскольку первый не только осуществляет контроль за учебным процессом, но и помогает обучаемому обрести свободу обращения с получаемыми комплексами знаний и умений;

- работа с тьютором обладает большим потенциалом в плане эмоционального вовлечения обучаемого в образовательный процесс нежели групповые занятия лекционного и семинарского типа;

- стратегия выстраивается с учетом индивидуальных интересов обучаемого, и, что особенно важно, обучение предполагает постоянный рефлексивный поиск в эмоциональном содержании будущей профессиональной деятельности, что должно сопровождаться переживанием студентом ярких позитивных эмоций, в том числе, от ощущения возрастания уровня личной свободы в профессиональной деятельности и возбуждения живого интереса от прояснения своей роли, своей функции как компонента мир-системы;

- тьюторство даст возможность избежать деструктивной конкуренции специального курса с учебным процессом в специальном классе. Это обусловлено тем, что тьютор не ставит своей целью опровержение и подтверждение мировоззренческих посылов основного педагога (если таковые вообще имеют место быть). Его задача заключается в том, чтобы отношение студента к этим посылам стало максимально осознанным. Тьютор в большей степени поможет студенту увидеть самого себя в ракурсе музыкальной культуры: отследить свои эмоции и мысли, выявить свои истинные предпочтения. Но в конечном итоге, окончательный выбор парадигмы будет делать сам студент.

Литература:

1. Афонина Р.Н. Фундаментальное значение целостного научного знания в формировании миропонимания современного специалиста // Формирование системного мировоззрения современного человека. Сборник материалов научно-практической конференции. - Алт ГПУ. - 2017. - С. 115-117

2. Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект. Автореферат дис. ... докт. педагог наук. 13.00.08 / Корноухов Михаил Дмитриевич. - М. -2011. - 49 с.

3. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя. Автореферат дис. ... докт. педагог. наук. 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп. - 2006. - 43 с.

4. Рыбин С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Рыбин Сергей Юрьевич: Москва, 2001. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-professionalnogo-mirovozzrenija-studentov-muzykalnyh-specializacij.html (Дата обращения: 23.12.2021)

5. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «Учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2009. - Выпуск № 2 (80). - С. 38-41.

6. Tutor. Mirriam-Webster Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/tutor (Дата обращения: 23.06.2021)

Педагогика

УДК 378.046.4

преподаватель Теуважуков Аслан Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель Дауров Алим Ибрагимович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье представлен обзор рисков и ограничений процесса принятия решений сотрудниками МВД. Навыком принятия решений необходимо владеть каждому сотруднику в профессиональной деятельности. Сотруднику ежедневно приходится принимать важные оперативные решения. Однако возникают ситуации, когда принятое решение оказывается не правильным. Это заставляет сотрудника усомниться в правильности принимаемых им решений, что может привести к переоценке будущих решений. Автор статьи характеризует риски процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД. Это безотносительность к личности сотрудника, глобальность мышления, определение причин, учет потребностей общества, соподчиненность решения и личности, путь к результату, правило 24-х часов. В статье также характеризуются ограничения процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД. Это - усталость в принятии решений, ее причины и последствия. Для улучшения процесса принятия решений в правоохранительных органах следует учитывать несколько моментов. Необходимо, учитывая практические возможности офицеров, сводить к минимуму варианты в принятии решений.

Ключевые слова: принятие решений, ограниченная рациональность, переоценка решений, профессиональная деятельность, усталость от принятия решений, сотрудники МВД России.

Annоtation. The article provides an overview of the risks and limitations of the decision-making process by employees of the Ministry of Internal Affairs. Decision-making skills must be mastered by every employee in their professional activities. An employee has to make important operational decisions every day. However, there are situations when the decision is not correct. This causes the employee to doubt the correctness of his decisions, which can lead to a reassessment of future decisions. The author of the article characterizes the risks of the decision-making process in the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs. This is irrelevance to the personality of the employee, global thinking, determining the causes, taking into account the needs of society, subordination of the decision and the individual, the path to the result, the 24-hour rule. The article also characterizes the limitations of the decision-making process in the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs. This is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.