Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / БУДУЩИЕ КОНЦЕРТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЗНАНИЕВЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стачинский Владимир Иванович, Покровская Илона Александровна

Настоящая статья посвящена проблеме выявления сформированности профессионального мировоззрения у студентов гуманитарных вузов. Стремясь обрести надежные в плане объективности и чистоты результатов инструменты диагностики уровня сформированности профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, авторы за отсутствием достаточной разработанности специфических методов сравнивают существующие подходы в отношении учащихся другим гуманитарным специальностям. В рамках сравнительного анализа авторы приходят к выводу об общих для большинства диагностических подходов недостатках, в частности, к недостаточному использованию непосредственного наблюдения и уязвимости перед психологическим сопротивлением учащегося. Так, например, в ходе диагностики (анкетирования, опроса) студент может неосознанно пытаться формировать несоответствующее действительности представление о его мировоззрении. В заключении статьи авторы определяют основные зоны совершенствования современных методик диагностики профессионального мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стачинский Владимир Иванович, Покровская Илона Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF COMPLEX DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF A PROFESSIONAL WORLDVIEW IN FUTURE CONCERT PERFORMERS STUDYING IN INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN HIGHER MUSIC EDUCATION SYSTEM

This article is devoted to the problem of identifying the formation of a professional worldview among students of liberal arts universities. In an effort to acquire tools that are reliable in terms of objectivity and purity of results for diagnosing the level of formation of the professional worldview of future concert performers, the authors, due to the lack of sufficient development of specific methods, compare existing approaches to students of other humanitarian specialties. As part of a comparative analysis, the authors come to the conclusion about the shortcomings common to most diagnostic approaches, in particular, the insufficient use of direct observation and vulnerability to the student's psychological resistance. So, for example, in the course of diagnostics (questionnaires, surveys), a student may unconsciously try to form an idea that does not correspond to reality about his worldview. In the conclusion of the article, the authors identify the main areas for improving modern methods of diagnosing a professional worldview.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА»

задание представляет собой целостный музыкально-теоретический анализ музыкального текста с подробной характеристикой художественного образа сочинения. Для второго задания испытуемого необходимо описать концепцию проекта, связанного с его профессиональной деятельностью, а также инструменты и этапы его реализации.

Вторая методика представляет собой опрос на предмет соответствия содержания усваиваемых компетенций, имеющих мировоззренческое значение.

Выводы. Таким образом, на основании сделанных заключений были разработаны две группы методов диагностики, разделенные на две большие категории: методы выявления уровня сформированности мировоззрения в рамках концертной исполнительской деятельности; методы соответствия содержания каждого из компонентов мировоззрения официально утвержденным УК, ОПК, ОК. Две категории дают в результате два показателя, выраженных в числовом эквиваленте. «Поле профессионального мировоззрения» возникает после числа 5 (включительно) в обоих показателях - с него начинается «нормативная зона». Первая категория сосредоточена на анализе реальной деятельности (прежде всего, исполнительской интерпретации испытуемого) и включают непосредственное наблюдение, интервьюирование после публичного исполнения, интервьюирование относительно процесса организации внеклассных самостоятельных занятий и освоения комплекса исполнительских, музыкально-теоретических и общеуманитарных дисциплин. Вторая категория основывается на анализе отчетной документации. В свою очередь, вторая группа методов диагностики представляет собой совокупность практических заданий и опросов, выявляющих содержание мировоззрения на предмет его соответствия официально утвержденным компетенциям.

Литература:

1. Дмитриева, Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. / Дмитриева Екатерина Владимировна. - Волгоград, 2003. - 28 с.

2. Затямина, Т.А. Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта в процессе курсовой подготовки: Последипломный период непрерывного педагогического образования. Автореферат. Дис. ... канд. педагог наук. 13.00.08 / Затямина Татьяна Анатольевна. - М., 2002

3. Лопушенко, А.Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения / Лопушенко А.Я. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 3 (43). - С. 166-170.

4. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя. Автореферат дис. ... докт. педагог. наук. 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп, 2006. - 43 с.

5. Рыбин, С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Рыбин Сергей Юрьевич. - Москва, 2001

Педагогика

УДК 378

кандидат искусствоведения, профессор кафедры дирижирования Стачинский Владимир Иванович

Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск), ГОУ «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск);

концертмейстер кафедры дирижирования, соискатель кафедры педагогики Покровская Илона Александровна

Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск), ГОУ «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме выявления сформированности профессионального мировоззрения у студентов гуманитарных вузов. Стремясь обрести надежные в плане объективности и чистоты результатов инструменты диагностики уровня сформированности профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, авторы за отсутствием достаточной разработанности специфических методов сравнивают существующие подходы в отношении учащихся другим гуманитарным специальностям. В рамках сравнительного анализа авторы приходят к выводу об общих для большинства диагностических подходов недостатках, в частности, к недостаточному использованию непосредственного наблюдения и уязвимости перед психологическим сопротивлением учащегося. Так, например, в ходе диагностики (анкетирования, опроса) студент может неосознанно пытаться формировать несоответствующее действительности представление о его мировоззрении. В заключении статьи авторы определяют основные зоны совершенствования современных методик диагностики профессионального мировоззрения.

Ключевые слова: диагностика сформированности профессионального мировоззрения, будущие концертные исполнители, психологическое сопротивление, деятельностный аспект профессионального мировоззрения, знаниевый компонент профессионального мировоззрения.

Annotation. This article is devoted to the problem of identifying the formation of a professional worldview among students of liberal arts universities. In an effort to acquire tools that are reliable in terms of objectivity and purity of results for diagnosing the level of formation of the professional worldview of future concert performers, the authors, due to the lack of sufficient development of specific methods, compare existing approaches to students of other humanitarian specialties. As part of a comparative analysis, the authors come to the conclusion about the shortcomings common to most diagnostic approaches, in particular, the insufficient use of direct observation and vulnerability to the student's psychological resistance. So, for example, in the course of diagnostics (questionnaires, surveys), a student may unconsciously try to form an idea that does not correspond to reality about his worldview. In the conclusion of the article, the authors identify the main areas for improving modern methods of diagnosing a professional worldview.

Key words: diagnostics of the formation of the professional worldview, future concert performers, psychological resistance, the activity aspect of the professional worldview, the knowledge component of the professional worldview.

Введение. Очевидно, что качество методов диагностики в рамках экспериментального исследования имеет определяющее значение для обретения объективных данных о характеристиках независимой переменной. Исследуя возможности совершенствования методов работы над формированием профессионального мировоззрения у будущих концертных исполнителей, авторы в ситуации отсутствия специфических методов диагностики уровня сформированности были вынуждены анализировать опыт подобного процесса на учащихся широкого спектра гуманитарных специализаций. Это привело к выявлению некоторых общих недостатков в используемых в настоящее время методах и подходах. Целью данной статьи является определение способов совершенствования диагностики уровня сформированности

профессионального мировоззрения у студентов гуманитарных вузов на основе обобщения и систематизации опыта данного анализа.

Изложение основного материала статьи. Широкий спектр научных психолого-педагогических исследований по вопросам формирования профессионального мировоззрения (С.Ю. Рыбин [8], М.Д. Корноухов [5], Л.В. Вахтель [2], Т.А. Затямина [4], А.Я. Лопушенко [5] и др.) демонстрирует чрезвычайно детальную проработанность проблемы выявления уровня сформированности знаниевого компонента. Кроме того, проведенный анализ существующих методик позволяет сделать вывод о содержании остальных компонентов, в том числе и тех, что не могут в полной мере регулироваться осознанно и зависеть от количества полученных теоретических знаний.

Так, например, в диссертационных исследованиях С.Ю. Рыбина [8] и Т.А. Затяминой [4] диагностика сформированности профессионального мировоззрения студентов осуществляется на основе комплексной оценки усвоенных ими идейных и ценностных систем и определяет поведенческие модели их профессиональной деятельности на основе подробных анкет и опросных листов, которые направлены на детальное прояснение содержания каждого из компонентов. Если С.Ю. Рыбин на диагностических этапах своего исследования ограничивается максимально подробным анкетированием, то более широким и всеохватным представляется диагностический инструментарий, созданный Т.А. Затяминой и представленный в ее диссертационном исследовании «Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта в процессе курсовой подготовки: Последипломный период непрерывного педагогического образования». Ею выделяются четыре группы методик, позволяющие охватить максимум проявлений идейных, этических, эмоциональных и поведенческих установок, которые составляют профессиональное мировоззрение и различаются не только своей направленностью, но и инструментарием. Так, одну из групп составляют методики, связанные с моделированием и отслеживанием поведения испытуемого в различных педагогических ситуациях. Т.А. Затямина пишет: «Различные типы педагогических ситуаций в ситуации курсового обучения, актуализирующие побуждения педагога к профессионально-личностному саморазвитию, позволяют выделить условия, способствующие становлению гуманитарного мировосприятия» [4]. Опыт Т.А. Замятиной может быть экстраполирован на диагностику сформированности профессионального мировоззрения в других специализациях, связанных с музыкальным искусством, и представляет для нашего исследования огромное значение именно в силу особого внимания в нем к деятельностному аспекту мировоззрения.

Еще более повышенное внимание к практическому аспекту анализируемых в ходе опытно-экспериментальной работы качеств личности присутствует в исследованиях, посвященных выработке у учащихся музыкальным специальностям мастерства исполнительской интерпретации (важнейшего источника профессионального мировоззрения). Так, М.Д. Корноухов указывает, что «определение исходного уровня развитости интерпретационной культуры обусловило необходимость разработки специального инструментария педагогической диагностики этого качества, для чего нами были выделены следующие критерии: мотивационная готовность студентов к интерпретационному творчеству в своей профессиональной педагогической деятельности; объем и качество профессиональных знаний (философскокультурологических, историко-теоретических, музыкально-педагогических, специальных музыкальных, психолого-педагогических и т.д.); организация музыкально-педагогического процесса в творчески преобразующем векторе» [5, С. 29]. Исследование последней группы критериев предполагало организацию прослушивания и визуального наблюдения непосредственного исполнительского и педагогического процесса будущих педагогов-музыкантов.

Помимо этого отметим и чрезвычайную подробность разработанных М.Д. Корноуховым анкет, позволяющих выделить эмоциональный, художественно-практический, логико-конструктивный компоненты в интерпретационной деятельности музыканта-педагога, которая стала ориентиром для разработки комплекса опросных листов в данном исследовании.

В научной работе Л.В. Вахтель акцент сделан на психологический критерий исполнительской интерпретации, в частности, на индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента, включающий познавательный, технико-исполнительский и творческий компоненты, а также разработана трехуровневая диагностическая методика, в которой два уровня представляют собой непосредственное эмпирические исследование исполнительского процесса испытуемого. По словам учёного, «Разработаны психодиагностические методики: «Оценка уровня базового исполнительского комплекса студента», «Оценивание качества интерпретации и артистичности», «Опросник для выявления широты профессионального кругозора и интересов студентов»... показатели испытуемых были уравнены по средним значениям и дисперсиям интегрального показателя базового исполнительского комплекса. Оценки обозначенных показателей производились с помощью определения уровней развития способностей студента-исполнителя» [2, С. 12]. Следует отметить значимость для нашего исследования реализуемый Л.В. Вахтель синергетический принцип структурирования диагностических методик и принцип построения самого экспериментального исследования, обуславливающих широту предметно-практического поля обоих видов экспериментальной работы.

Учитывая основную направленность нашего исследования на профессиональное мировоззрение, необходимо констатировать, что, несмотря на столь подробную разработанность проблемы и обилие диагностических методик, в ходе данного изучения существующих методических материалов была выявлена совокупность их значимых характеристик, вносящих на наш взгляд существенные погрешности в итоговый результат. Так, например, в методологии обоих направлений присутствует очень сильное выделение в качестве ключевых диагностических инструментов, представляющих вербальные и письменные задания - опросы, анкетирования, интервьюирования, психологические тесты и т.д.

Подобное акцентирование ведет к появлению нескольких взаимосвязанных проблем в интерпретации результата. Во-первых, наибольшее внимание уделяется знаниевому компоненту профессионального мировоззрения, который при таком подходе становится своего рода «контролером» взаимодействия основных компонентов. Ведь опрос, интервьюирование и тестирование создают ситуацию направленного размышления испытуемого, а также ставят перед ним задачу, сформировать собственный определенный образ перед экспериментатором, создать для него ту картину мира, которую якобы он воспринимает. Речь идет ни в коей мере не об осознанном обмане (хотя и подобное нельзя исключать), но о вполне естественной потребности человека формировать личный позитивный образ, обусловленной его априорной зависимостью от внешней оценки. Используемые тесты во множестве методологических исследований позволяют «обходить» данную часто проявляющуюся психологическую особенность каждого индивида. Однако подобного не дают сделать «абстрактно-теоретические» анкеты, составляющие огромную часть актуального методического арсенала. Надежность же психологических тестов никогда не является абсолютной.

Во-вторых, даже при абсолютно искреннем стремлении студента отвечать на вопросы анкет и выполнять вербальные и письменные задания, он может давать ответы, обусловленные психологическим сопротивлением. Например, фактор рационализации может привести к тому, что студент будет, как ему кажется, совершенно искренне отвечать на вопрос о своей мотивации выбора стези концертного исполнителя, указывая в качестве основной причины «искреннюю любовь к музыкальному искусству». При этом подлинная причина его выбора может быть абсолютно иной, но при этом совершенно им не осознаваться, находиться в состоянии вытеснения. Так, психолог Е.В. Валлиулина отмечала, что «одним из самых распространенных типов психологических защит является «вытеснение» . представляющее собой механизм защиты, с

помощью которого не приемлемые для личности и вызывающие тревогу импульсы становятся бессознательными» [1, С. 26]. И в случае подлинной причины выбора профессии и главной ее ценности становится, например, материальное обогащение или удовлетворение нарциссической потребности, а ценностные, интроективно усвоенные студентом установки отрицают значимость подобного целеполагания, то он может вытеснить их из поля осознанного и с помощью механизма рационализации сформулировать мотивацию, не имеющую отношения к действительности.

В-третьих, акцентирование внимания диагностов к выполнению специализированных заданий, большая часть из которых представляет собой последовательность вопросов, не дает составить полного представления о деятельностном аспекте профессионального мировоззрения, в котором получают максимально полную реализацию знаниевый, этический, эмоциональный (и другие, в зависимости от классификации) компоненты. Именно исследование деятельностного аспекта позволяет не только выявить устойчивость и подлинную значимость профессионально-мировоззренческих идей и установок у учащегося, но и обойти всевозможные механизмы психологической защиты. Это обусловлено тем, что любое реальное действие всегда выходит за рамки поля осознанных мыслительных операций, всегда сопровождается рефлекторными и не подконтрольными в полной мере воле эмоциональными реакциями, фиксация которых дает возможность понять истинную деятельностную подоплеку и целеполагание.

В четвертых, представленные диагностические процедуры всегда реализуются в несколько «уплотненном» режиме. Это обусловлено объективными трудностями организации и проведения большей части экспериментальных исследований, существенно ограничивающих анкетирование во время констатирующего и контрольного этапов. Испытуемый оказывается в несколько ирреальной для него ситуации учебной деятельности, что может оказать небольшой искажающий эффект на итоговый результат. Но более негативным представляется другое следствие: риск проявления уже указанного механизма при оценке профессионального мировоззрения в таком режиме представляется весьма высоким. Причина в том, что для большинства принимающих в подобных исследованиях испытуемых рассматриваемая проблематика становится актуальной только в момент начала этого исследования. Как показывает практика значительное число учащихся в ходе своей профессиональной подготовки в принципе не рефлексируют на предмет профессионального мировоззрения. В момент, когда тесты и опросы вводят в их фокус внимания, делают предметом их рефлексии тот или иной мировоззренческий компонент, он осмысливается ими как отдельное поле интеллектуальных конструктов, чувствований, поступков, не связанное с другими ценностно-идейными системами, составляющими мировоззрение. И чрезвычайно высоким становится риск того, что испытуемый неосознанно начнет нарочито дифференцировать объяснения и решения заданий по диагностике каждого из компонентов в отдельности.

В-пятых, дифференцированное исследование компонентов мировоззрения не дает составить представления о нем, как интегральном качестве личности, предполагающем целостность и завершенность предъявления всей совокупности мировоззренческих установок в каждом действии в рамках профессиональной деятельности. Но если считать профессиональное мировоззрение целостной интегральной системой, содержание компонентов которой является в тенденции вариативным, необходимо сделать вывод о недостаточности применения подобного подхода.

Эффективная диагностика, по нашему мнению, должна иметь и такую особенность как временная продолжительность. Необходимость такой характеристики обусловлена тем, что, как было показано выше, каждый из компонентов профессионального мировоззрения может проявляться с разной степенью интенсивности в различных ситуациях. В частности, при необходимости будет варьироваться в разных ситуациях соотношение пропорций и значимости нормативного и свободного полей. Учитывая же важность получения максимально достоверного и целостного знания об уровне его сформированности, исследование различных ситуаций проявления мировоззрения должно быть проведено, когда студент находится в максимально приближенном к обыденному состоянию действии. В этом плане представляется некорректным проводить диагностику в один день, блоками процедур.

Выводы. В результате, необходимы дополнения к уже существующему подходу в диагностике профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей процедурами, которые:

- позволяли бы составлять целостное представление о содержании и состоянии профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя как системе знаний, алгоритмов чувствований и поведенческих установок, реализуемых в полной мере исключительно в определённых учебно-исполнительских ситуациях;

- были бы универсальны для диагностики сформированности исследуемой интегральной характеристики у будущих концертных исполнителей любой специализации вне зависимости от конкретных социокультурных условий ее освоения;

- позволяли бы обходить всевозможные рационализации испытуемых относительно описания деятельностного аспекта их мировосприятия и наблюдать этот аспект в реальном времени, опираясь на объективные критерии.

Литература:

1. Валлиулина, Е.В. Психологический механизм вытеснения при ситуативной и личностной тревожности / Е.В. Валлиулина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - № 2 (18). - 2020. - С. 25-29.

2. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения. Дис. канд. педагог наук. 19.00.07 / Вахтель Лариса Викторовна. - М., 2003. - 24 с.

3. Дмитриева, Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Дмитриева Екатерина Владимировна. - Волгоград, 2003. - 28 с.

4. Затямина, Т.А. Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта в процессе курсовой подготовки: Последипломный период непрерывного педагогического образования. Автореферат. Дис. ... канд. педагог наук. 13.00.08 / Затямина Татьяна Анатольевна. - М., 2002

5. Корноухов, М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект. Автореферат дис. . докт. педагог наук. 13.00.08 / Корноухов Михаил Дмитриевич. - М., 2011 - 49 с.

6. Лопушенко, А.Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения / Лопушенко А.Я. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 3 (43). - С. 166-170.

7. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя. Автореферат дис. ... докт. педагог. наук. 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп, 2006 - 43 с.

8. Рыбин, С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Рыбин Сергей Юрьевич. - Москва, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.