Её широкое применение в целях оптимизации процесса развития эмоциональной сферы дошкольников позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: снятие их физической и психической напряженности, развитие творческих способностей, совершенствование речевых навыков, повышение эмоциональной и мыслительной активности.
Литература:
1. Новочук, П.А. Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора // Концепт. - 2017. - № 12. - С. 277-286.
2. Остякова, З.Т. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами различных видов искусств // Электрон. дан. - Режим доступа Url: https://yandex.ru/turbo/urok.1septru/s/artides/601766?lite=1 (Дата обращения: 02.02.2022).
3. Першина, З.С. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий // Наука, образование и культура. - 2020. - № 4(59). - С. 34-35.
4. Петренко, С.С. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника // АНИ: педагогика и психология. -2017. - Т. 6. - № 1(18). - С. 298-301.
5. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Электрон. дан. - Режим доступа Url: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Дата обращения: 02.02.2022).
6. Рачковская, Н.А., Иванова Н.А. Психологические особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения» (г. Москва, 15-16 апреля 2020 г.). - Т. 3. - М.: Перо, 2020. - С. 287-292.
7. Садкова, Л.Б. Развитие эмоциональной сферы детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности // Электрон. дан. - Режим доступа Url: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pedagogicheskij_proekt_razvitie_emotcionalnoj_sfe_142616.html (Дата обращения: 02.02.2022).
8. Семинар-практикум «Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников» // Электрон. дан. - Режим доступа Url: https://romashka.tvoysadik.ru/site/pub?id=1 (Дата обращения: 01.02.2022).
9. Цибульская, В.А. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 1-1. -С. 78-86.
10. Шабаева, Г.Ф., Сыртланова Н.Ш. Этнокультурный компонент в решении задач речевого развития дошкольников (на материале ознакомления с фольклором) // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 268-271.
11. Шеховцова, В. Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://www.b17.ru/article/72093/ (Дата обращения: 01.02.2022).
Педагогика
УДК 378
кандидат искусствоведения, профессор кафедры дирижирования Стачинский Владимир Иванович
Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск), ГОУ «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У БУДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются пути обретения объективного знания об уровне сформированности профессионального мировоззрения у будущих концертных исполнителей. На основе сравнительного анализа существующих подходов, реализуемых в сфере диагностики сформиванности профессионального мировоззрения у студентов гуманитарных специальностей и изучения реалий образовательного процесса студентов музыкальных специальностей отечественных вузов, автор формирует новую систему диагностических процедур. Она включает исследование психологической готовности музыканта-исполнителя воспринимать окружающую среду через призму собственной профессии и себя как часть мир-системы, а также уровни сформированности навыков реализации в социальном пространстве и умения предъявлять музыкантом самого себя в процессе исполнительской интерпретации.
Ключевые слова: диагностика сформированности, профессиональное мировоззрение, будущий концертный исполнитель, профессиональные компетенции, поведенческие установки.
Annotation. The article discusses the ways of gaining objective knowledge about the level of formation of a professional worldview among future concert performers. Based on a comparative analysis of existing approaches implemented in the field of diagnosing the formation of a professional worldview among students of humanitarian specialties and studying the realities of the educational process of students of musical specialties of domestic universities, the author forms a new system of diagnostic procedures. It includes a study of the psychological readiness of a performing musician to perceive the environment through the prism of his own profession and himself as part of the world-system, as well as the levels of development of skills for implementation in social space and the ability to present himself to the musician in the process of performing interpretation.
Key words: formation diagnostics, professional outlook, future concert performer, professional competencies, behavioral attitudes
Введение. Актуализация поиска путей совершенствования методов работы над профессиональным мировоззрением будущих концертных исполнителей в настоящее время связана с усложнением как содержания самой профессии, так и социокультурного контекста ее существования. Одной из центральных проблем данного процесса является недостаточность методического обеспечения оценки уровня сформированности профессионального мировоззрения у учащихся. В целом, на основании сравнительного анализа научной литературы по данной проблематике приходится констатировать, что данная проблема в целом касается студентов, осваивающих профессии, принятые считать гуманитарными. Соответственно, цель данной статьи заключается в том, чтобы кратко охарактеризовав основные изъяны существующих подходов к диагностике профессионального мировоззрения, которые могли бы быть примененными к работе с концертными исполнителями, представить проект собственной авторской системы диагностических методик, предположительно нивелирующих эти изъяны.
Изложение основного материала статьи. Прежде всего, стоит отметить, что автор совершенно не ставит своей задачей сколь-нибудь обесценить существующие, уже прошедшие апробацию методы. Так в исследованиях Е.В. Дмитриевой [1], Т.А. Замятиной [2], А.Я. Лопушенко [3], Л.П. Реутовой [4], С.Ю. Рыбина [5] и других представлен обширный комплекс приемов, позволяющих обрести претендующее на объективность понимание сформированности профессионального мировоззрения.
Так, конструируя свой диагностический инструментарий Е.В. Дмитриева, совершенно справедливо отмечает, что критерием «для определения уровней сформированности профессионального педагогического мировоззрения служит комплексный показатель, который выступает как система отражения когнитивного, эмоционально-ценностного и действеннопрактического компонентов, определяя содержание профессионального педагогического мировоззрения студентов на всех уровнях его развития: низкий, средний, высокий» [1, С. 6-7].
Представляется, что реализация комплексного подхода необходима не только при диагностике будущих педагогов, но и в отношении всех будущих специалистов, какую бы специализацию они не осваивали. Важным представляется и следующее замечание Т.А. Замятиной, вполне экстраполируемое на специфику образовательного процесса будущих концертных исполнителей: «гуманитарное мировосприятие обращает человека к самоопределению, саморазвитию, стимулирует становление субъектной позиции в профессионально-педагогической деятельности, развитие творческой активности педагога, рефлексивной деятельности, интуиции, чувственно-эмоциональной сферы как условия и средства для «пробуждения души» ребёнка и самого педагога, формирует у него готовность к изменениям» [2]. В работах Л.П. Реутовой [4], С.Ю. Рыбина [5] представлены методики, позволяющие составить детализированное представление о содержании знаний учащихся, которые составляют знаниевый компонент их будущего профессионального мировоззрения.
Между тем, нельзя игнорировать тот факт, что при всей полезности наработанного к настоящему моменту опыта диагностики профессионального мировоззрения учащихся гуманитарным специальностям, оказывается недостаточно для его применения к будущим концертным исполнителям. Прежде всего, вызывает обеспокоенность столь сильная центрированность существующих диагностических методик на вербальных и письменных опросах учащихся. Подобный подход не способен исключить риск того, что бессознательно учащийся будет давать ответы с целью сформировать наиболее благоприятное представление о самом себе у экспериментатора - ведь этический компонент является исключительно значимым в структуре профессионального мировоззрения. Кроме того, в недостаточной степени охваченным является деятельностный компонент, в рамках реализации которого происходит воплощение подлинных мировоззренческих установок учащегося. В случае будущего концертного исполнителя таковым является процесс исполнительской интерпретации, отражающий целую совокупность его отношений к своей деятельности и окружающей его, как будущего профессионала, социокультурной среде.
Прежде всего, следует определить уровни и параметры оценки сформированности мировоззрения.
Утвердим целостность и завершенность реализации профессионального мировоззрения как главные критерии определения уровня его сформированности. Под целостностью мы будем понимать предъявление всех компонентов, входящих в мировоззренческую парадигму. И особо заострим внимание на центральном, составляющем ядро концертной исполнительского деятельности, - публичном исполнительском процессе. Под завершенностью мы будем понимать полную реализацию акта в соответствии с непротиворечивым взаимодействием знаниевого комплекса, эмоциональных детерминант, этических и поведенческих установок.
Первый критерий не может быть установлен иначе, чем через непосредственное восприятие публичного исполнительского процесса в разных условиях, что не предполагет непосредственного наблюдения поведения испытуемого в ряде других учебных ситуаций как то: организация внепубличного учебного процесса личного исполнительского самосовершенствования, самоорганизация в рамках общего процесса профессиональной подготовки. Диагностика сформированности мировоззрения через оценку данной категории ситуаций производится через анализ отчетной документации об успеваемости учащегося, а также через соответствующие опросы и интервьюирования. При этом утверждается приоритет диагностики первой категории ситуаций предъявления профессионального мировоззрения в силу указанных выше причин.
Второй критерий оценивается, прежде всего, через опросы и интервьюирования, содержание которых при наличии общих принципов определяется на основании проведенных наблюдений. Иными словами испытуемый подтверждает завершенность акта в мировоззренческом аспекте через непосредственное общение с экспериментатором сразу после непосредственного исполнительского процесса. Краткость временного промежутка представляется обязательной для сужения возможностей испытуемого по созданию рационализаций, описывающих с выгодной для него позиции произошедший исполнительский процесс.
Учитывая доказанную вариативность содержания каждого из компонентов, определим в качестве принципиального критерия сформированности профессионального мировоззрения - «содержательный минимум» каждого из компонентов. Суть его заключается в выявлении соответствия содержания каждого из указанных компонентов официально утвержденным УК (универсальные компетенции), ОПК (общепрофессиональные компетенции), ПК (профессиональные компетенции) (ФГОС специальности 53.05.01 Концертное исполнительство [6]), имеющим мировоззренческое значение. Здесь речь идет о таких компетенциях как, например УК-2, согласно которой выпускник должен быть «способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла».
При исследовании учитываются мировоззренческие компоненты, относимые к компетенциям педагогической направленности, поскольку их усвоение влияет на формирование художественной, этической и деятельностной позиции концертного исполнителя.
Принципиально важно отметить, что выделенные нами две группы показателей (группа, выявляемых посредством анализа непосредственной учебной деятельности и группа «соответствия официальным компетенциям») имеют достаточно сложную связь и не могут быть сведены к единому целому, общему или среднему показателю. И в этом плане предлагаемая нами методика достаточно радикально отличается от методик, содержащихся в вышерассмотренных и других научных исследованиях проблематики формирования профессионального мировоззрения.
Первая группа критериев является наиболее важной, и по большому счету, уже на основании ее можно сделать исчерпывающий вывод о сформированности профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя. Однако совершенно не исключены ситуации, когда испытуемый будет демонстрировать вполне сформированное мировоззрение как актора в рамках конкретной деятельности, которое не будет при этом отвечать требованиям в полной мере предписываемым ФГОС.
Таким образом, выделенные нами две категории критериев не связаны напрямую. Через их диагностику происходит оценивание: сформированности мировоззрения; соответствия содержания мировоззрения современным требованиям профессии.
Подобная концепция диагностики обуславливает со всей очевидностью и методику последующей работы. Если речь идет о высоком уровне сформированности мировоззрения через призму деятельности при низком уровне соответствия требованиям, предъявляемым профессии на ее современном этапе развития, то, в таком случае, работа строится на расширении содержания каждого из компонентов. Если же выявляется формальное соответствие содержания официальным компетенциям при отсутствии целостности мировоззренческой парадигмы, то направление работы представляется куда более вариативным и выходящим далеко за рамки предметного содержания стандартных учебных планов профессиональной подготовки.
Но еще более важно подчеркнуть, что для формирования объективного представления об уровне сформированности профессионального мировоззрения важны обе группы. Если представлять суммы показателей обеих категорий критериев графически в виде эллипсов, где движение по диаметру означает повышение показателей (рисунок 1), то в таком случае главной задачей учебной работы становится выведение уровня мировоззрения учащегося в зону пересечения двух фигур и обеспечение дальнейшей работы уже внутри этой зоны.
Рисунок 1. Графическое изображение интерпретации сочетания показателей по двум группам критериев
При этом следует отметить, что в случае диагностики нахождения уровня сформированности профессионального мировоззрения студента именно в «зоне пресечения», то движение в ее рамках невозможно отобразить графически в виде прямой стрелки в каком-либо из направлений. Индивидуальность мировоззренческой парадигмы в значительной степени определяется индивидуальностью интеллектуальных и эмоциональных возможностей будущего концертного исполнителя. Следовательно, речь идет не просто о том, что некоторые из предложенных ниже диагностических процедур должны проводиться регулярно на протяжении всей учебной работы для фиксации возможного регресса сформированности мировоззренческой картины, в силу неадекватности содержания теоретических и практических занятий. Помимо этого, вышесказанное означает, что общая эмоциональная удовлетворенность от выбора профессии, как процесса реализации широкой совокупности компетенций, также должна быть включена в показатели формирования мировоззрения.
Другим важным для понимания сущности методов диагностики следствием из вышесказанного является необходимость введения двух качественно-количественных общих числовых показателей, соответствующих приводимым к общим значениям частных показателей обеих категорий критериев (области двух эллипсов - см. рисунок 1). Соответственно, выявленные в ходе диагностики результаты каждого испытуемого обозначаются двумя числами, где первое число - степень сформированности мировоззрения в рамках концертной исполнительской деятельности, а второе -степень соответствия содержания компонентов официально утвержденным УК, ОПК, ОК, что выражено в числовой последовательности x/y. Расчет каждого из чисел осуществляется на основании среднего значения после деления общей суммы показателей по каждой из категорий.
Для удобства счета автором была разработана числовая десятибалльная шкала, где, в первом случае: 10 - наивысший уровень развития, а 0 - состояние полной несформированности, а во втором: 10 - полное соответствие, а 0 - полное несоответствие. Вербальные эквиваленты числовых значений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Вербальные формулировки числовых значений
1 категория - х Числ. Верб. 2 категория - у Числ. Верб.
10 Наивысший уровень сформированности 10 Высший уровень соответствия
9 Высокий уровень 9 Высокий уровень
8 сформированности 8 соответствия
7 Уровень 7 Уровень соответствия
6 сформированности выше среднего 6 выше среднего
5 Средний уровень сформированности 5 Средний уровень соответствия
4 Уровень 4 Уровень соответствия
3 сформированности ниже среднего 3 ниже среднего
2 Низкий уровень 2 Низкий уровень
1 сформированности 1 сформированности
0 Сделать заключение об уровне сформированности невозможно 0 Сделать заключение об уровне соответствия невозможно
Как следует из таблицы, некоторые формулировки предполагают два числовых значения, и относится это к «неисключительным», не имеющим определяющего влияния формулировкам. Так, например, градация «средний уровень» имеет только одно числовое значение, поскольку она является (в рамках разработанной школы) границей между допустимым, в рамках условной нормы, результатом при оценке сформированности профессиональной компетенции и недопустимым. Полярные разделы также представлены одним числовым значением, поскольку относятся к исключительным степеням развития.
Учитывая вышесказанное, о сформированности профессионального мировоззрения можно говорить в случае получения при диагностике следующих числовых значений: 5/5, 5/6, 5/7, 5/8, 5/9, 5/10, 6/5, 7/5, 8/5, 9/5, 10/5... 10/10. То есть уровень сформированности профессионального мировоззрения определяется только при значении обоих показателей не ниже 5 баллов. Именно с этих показателей начинается «зона пересечения» значения, двух «эллипсов».
Важно понимать, что получение результата 10/10 не означает отсутствия необходимости работать над профессиональным мировоззрением. Это обусловлено двумя причинами. Первая - профессиональное мировоззрение -представляет собой систему ценностей, идей, поведенческих моделей, обладающую ярко выраженной индивидуальностью, а, следовательно, никакое (на данном этапе развития науки) ее выражение в числовых эквивалентах не может претендовать да окончательный результат. Второе, мировоззрение суть динамическая система, чье развитие может приходить в состояние кризиса и требовать постоянной работы, поддержки и даже коррекции.
I. Методики выявления степени сформированности мировоззрения в рамках концертной деятельности.
Как уже было замечено, целостность мировоззрения определяется посредством непосредственного восприятия и анализа центрального психофизического ядра исполнительского процесса - исполнительской интерпретации художественного образа музыкального произведения для инструмента соло или инструмента в сопровождении фортепиано. Такой показатель как завершенность оценивается, прежде всего, за счет подробного интервьюирования.
Методика предполагает наблюдение и интервьюирование исполнителя в течение четырех эпизодов публичного исполнительского процесса - первые три эпизода (репетиционный процесс в специальном классе в присутствии педагога), четвертый эпизод - собственно, публичное концертное исполнение (классный вечер, отчетный концерт и т.д.) В течение всех четырех эпизодов работа и исполнение должны осуществляться на основе одного и того же музыкального материала, чтобы у экспериментатора была возможность не просто снизить риск неадекватного оценивания мастерства исполнительской интерпретации, но и оценить динамику освоения материала, что также является практическим выражением поведенческих установок в рамках мировоззренческой парадигмы. Важно также, чтобы музыкальный материал был представлен 2-3 музыкальными произведениями, разных стилей, форм и жанров. Интервьюирование следует после четвертого эпизода публичного исполнения.
Наблюдение имеет следующие интенции: исполнительский процесс оценивается целостно, то есть внимание обращается на все параметры, включая внешний вид исполнителей, поведение на «сцене» и т.д. вплоть да наличия поклона в процессе выступления.
Исследуя посредством наблюдения целостность мировоззренческой парадигмы, мы, прежде всего, должны зафиксировать наличие всех четырех указанных компонентов, а также состояние связи между ними, проявляемое в реальном действии. Выявить противоречия, свидетельствующие о дисфункции во взаимодействии компонентов, представляется несложным процессом, требующим лишь внимательности экспериментатора. Соответственно, высший уровень присваивается при наличии всех компонентов мировоззрения у будущего концертного исполнителя и их непротиворечия явленному действию.
Интервьюирование включает в себя определённые категории вопросов, из которых одна их категория нужна для подтверждения результатов наблюдений, через них проясняется степень сформированности каждого из компонентов и степень представленности в мировоззренческой парадигме. Другая категория вопросов относится к степени рефлексии, позволяющей сделать вывод о завершенности творческого акта, обусловленного мировоззренческой парадигмой. Соответственно высший уровень присваивается в ситуации, когда каждый творческий акт не противоречит константам профессионального мировоззрения и осознается субъектом как таковой. Низший уровень присваивается в ситуации, когда каждый творческий акт вступает в противоречие с критериями и, в свою очередь, каждый из их компонентов не является частью целостной системы. Степень развития рефлексии такова, что учащийся не осознает ни первой, ни второй проблемы.
II. Методики выявления соответствия содержания мировоззрения нормативам.
В исследовании используется две методики. Первая представляет собой ряд творческих заданий для выявления уровня сформированности мастерства исполнительской интерпретации, а также навыков реализации системного подхода при управлении проектом. Задания выполняются письменно в течение трех часов без права пользования интернетом. Первое
задание представляет собой целостный музыкально-теоретический анализ музыкального текста с подробной характеристикой художественного образа сочинения. Для второго задания испытуемого необходимо описать концепцию проекта, связанного с его профессиональной деятельностью, а также инструменты и этапы его реализации.
Вторая методика представляет собой опрос на предмет соответствия содержания усваиваемых компетенций, имеющих мировоззренческое значение.
Выводы. Таким образом, на основании сделанных заключений были разработаны две группы методов диагностики, разделенные на две большие категории: методы выявления уровня сформированности мировоззрения в рамках концертной исполнительской деятельности; методы соответствия содержания каждого из компонентов мировоззрения официально утвержденным УК, ОПК, ОК. Две категории дают в результате два показателя, выраженных в числовом эквиваленте. «Поле профессионального мировоззрения» возникает после числа 5 (включительно) в обоих показателях - с него начинается «нормативная зона». Первая категория сосредоточена на анализе реальной деятельности (прежде всего, исполнительской интерпретации испытуемого) и включают непосредственное наблюдение, интервьюирование после публичного исполнения, интервьюирование относительно процесса организации внеклассных самостоятельных занятий и освоения комплекса исполнительских, музыкально-теоретических и общеуманитарных дисциплин. Вторая категория основывается на анализе отчетной документации. В свою очередь, вторая группа методов диагностики представляет собой совокупность практических заданий и опросов, выявляющих содержание мировоззрения на предмет его соответствия официально утвержденным компетенциям.
Литература:
1. Дмитриева, Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. / Дмитриева Екатерина Владимировна. - Волгоград, 2003. - 28 с.
2. Затямина, Т.А. Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта в процессе курсовой подготовки: Последипломный период непрерывного педагогического образования. Автореферат. Дис. ... канд. педагог наук. 13.00.08 / Затямина Татьяна Анатольевна. - М., 2002
3. Лопушенко, А.Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения / Лопушенко А.Я. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 3 (43). - С. 166-170.
4. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя. Автореферат дис. ... докт. педагог. наук. 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп, 2006. - 43 с.
5. Рыбин, С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Рыбин Сергей Юрьевич. - Москва, 2001
Педагогика
УДК 378
кандидат искусствоведения, профессор кафедры дирижирования Стачинский Владимир Иванович
Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск), ГОУ «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск);
концертмейстер кафедры дирижирования, соискатель кафедры педагогики Покровская Илона Александровна
Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск), ГОУ «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме выявления сформированности профессионального мировоззрения у студентов гуманитарных вузов. Стремясь обрести надежные в плане объективности и чистоты результатов инструменты диагностики уровня сформированности профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, авторы за отсутствием достаточной разработанности специфических методов сравнивают существующие подходы в отношении учащихся другим гуманитарным специальностям. В рамках сравнительного анализа авторы приходят к выводу об общих для большинства диагностических подходов недостатках, в частности, к недостаточному использованию непосредственного наблюдения и уязвимости перед психологическим сопротивлением учащегося. Так, например, в ходе диагностики (анкетирования, опроса) студент может неосознанно пытаться формировать несоответствующее действительности представление о его мировоззрении. В заключении статьи авторы определяют основные зоны совершенствования современных методик диагностики профессионального мировоззрения.
Ключевые слова: диагностика сформированности профессионального мировоззрения, будущие концертные исполнители, психологическое сопротивление, деятельностный аспект профессионального мировоззрения, знаниевый компонент профессионального мировоззрения.
Annotation. This article is devoted to the problem of identifying the formation of a professional worldview among students of liberal arts universities. In an effort to acquire tools that are reliable in terms of objectivity and purity of results for diagnosing the level of formation of the professional worldview of future concert performers, the authors, due to the lack of sufficient development of specific methods, compare existing approaches to students of other humanitarian specialties. As part of a comparative analysis, the authors come to the conclusion about the shortcomings common to most diagnostic approaches, in particular, the insufficient use of direct observation and vulnerability to the student's psychological resistance. So, for example, in the course of diagnostics (questionnaires, surveys), a student may unconsciously try to form an idea that does not correspond to reality about his worldview. In the conclusion of the article, the authors identify the main areas for improving modern methods of diagnosing a professional worldview.
Key words: diagnostics of the formation of the professional worldview, future concert performers, psychological resistance, the activity aspect of the professional worldview, the knowledge component of the professional worldview.
Введение. Очевидно, что качество методов диагностики в рамках экспериментального исследования имеет определяющее значение для обретения объективных данных о характеристиках независимой переменной. Исследуя возможности совершенствования методов работы над формированием профессионального мировоззрения у будущих концертных исполнителей, авторы в ситуации отсутствия специфических методов диагностики уровня сформированности были вынуждены анализировать опыт подобного процесса на учащихся широкого спектра гуманитарных специализаций. Это привело к выявлению некоторых общих недостатков в используемых в настоящее время методах и подходах. Целью данной статьи является определение способов совершенствования диагностики уровня сформированности