Научная статья на тему 'Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры'

Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
822
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / COMPETENCE / COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCY AMONG MUSICIANS / MUSICALLY-CREATIVE CAPABILITIES / MUSICIAN-PERFORMER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лукашева Светлана Сергеевна

В статье раскрываются особенности профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, позволяющие учесть их в организации учебно-воспитательного процесса при формировании профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей; рассмотрены структурные компоненты профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей и уровни сформированности музыкально-творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

ART 76169

УДК 372.8

Лукашева Светлана Сергеевна,

старший преподаватель ФГБОУ институт культуры», г. Самара lukashova-s@bk.ru

ВО «Самарский государственный

Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры

Аннотация. В статье раскрываются особенности профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, позволяющие учесть их в организации учебно-воспитательного процесса при формировании профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей; рассмотрены структурные компоненты профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей и уровни сформирован-ности музыкально-творческих способностей.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность у музыкантов-исполнителей, музыкально-творческие способности, музыкант-исполнитель.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Профессиональная компетентность музыкантов-исполнителей невозможна без музыкально-творческих способностей. Раскроем основные понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», а также перечень «музыкально-творческих способностей».

В современной психологической литературе чаще употребляется понятие «компетентность», являющееся характеристикой поведения, доминирующей формой активности личности, актуальным уровнем владения знанием о жизнедеятельности.

С. Е. Шишов и И. Г. Агапов под компетентностью понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [13, с. 59].

В. С. Безрукова определяет компетентность как «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные сyждения, оценки и мнения» [1, с. 56].

B процессе профессиональной подготовки будущего выпускника, первостепенное значение имеет формирование его профессиональной компетентности. Кроме того, каждый вуз в отдельности, в соответствии с потребностями регионального рынка труда, своими научными школами и материально-технической базой, имеет особенности подготовки выпускников внутри общего направления (профили).

Понятие «профессиональная компетентность» часто трактуется как хорошее знание работником предмета своей непосредственной деятельности, которое формируется в ходе учебно-профессиональной подготовки на специальных дисциплинаx. Однако знанием предмета деятельности ситуация профессионального труда не ограничивается.

Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают «совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [2].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

Ж. В. Нурутдинова определяет профессиональную компетентность как владение профессиональной деятельностью в определенной области на достаточно профессиональном уровне, способность специалиста проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, профессиональное общение и профессиональную ответственность за результаты своего труда [4, с. 3].

Для музыкантов-исполнителей профессиональную компетентность определим как совокупность профессиональных знаний и умений, владение профессиональной деятельностью, дальнейшее планирование профессионального развития, самосовершенствования в профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей важное значение принадлежит музыкально-творческим способностям, которые являются необходимым условием для успешной ее реализации.

Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельностей. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение.

При подготовке музыкантов-исполнителей особое внимание уделяется музыкально-творческим способностям таким как слух, мышление, ритм, память, воображение. Названные способности реализуются не только в чувственном восприятии музыки, но и в умении эмоционально передавать характер произведения.

Для того чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей, который называют основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности). В каждом звене музыкального творчества они функционируют по-разному и объем их различен.

Для занятий или восприятия музыки, прежде всего, ее необходимо услышать. Следовательно, необходимо обладать такими музыкальными способностями, как музыкальный слух, который позволяет не только слышать звук, но и умение оценить все качества звука (в первую очередь музыкального - тембр, высоту, громкость, протяженность), интонации и целого музыкального построения. Но музыка включает не только разновысотное соотношение звуков, различных по тембру, громкости (динамике), протяженности, замысловатые сочетания звуковых горизонтальных и вертикальных процессов, но и множественную вариантность временных соотношений. Их человек улавливает при помощи чувства музыкального ритма [5, с. 17].

Для осмысления музыки, ее оценки, осознания музыкального содержания, для музыкантов-исполнителей важными являются музыкальные образы, которые должны свободно представляться в воображении, необходимы психологические способности, рассматривающиеся в контексте музыкального мышления, логики. Для обогащения музыкального опыта музыку необходимо запоминать, т. е. необходима музыкальная память.

Важную составляющую музыкально-творческих способностей составляет музыкальный слух, который учеными рассматривается как основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможностью ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении [7, с. 625].

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова [10]. Среди основных носителей содержания он выделил три основные музыкальные способности:

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность произвольно пользоваться слуxовыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.

3. Myзыкально-pитмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

B исследованияx К А. Bетлугиной была определена структура музыкальные способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности восприятие, исполнение, импровизации (сочинения) музыки.

Д. К ^рнарская определяет структуру музыкальной одаренности как совокупность нескольких компонентов: интонационный слух, чувство ритма, аналитический слух, архитектонический, музыкально-продуктивная способность.

Структура музыкальной одаренности, как считает Д. ^ ^рнарская, отражает путь развития, который прошла музыка на всем протяжении человеческой истории. Первым появился интонационный слух, отражающий аффективные и коммуникативные свойства звука, за ним чувство ритма - оно осознавало музыкальное движение, формируя музыкальное время. Опираясь на ощущение тембра, на осмысление музыкального движения, его структурированности, сложился аналитический слуx. Следующей ступенью развития структуры музыкальные способностей является аpxитектонический слyx. С него начинается этап активного овладения музыкальной речью. Аpxитектонический слyx подразумевает понимание стилевых и жанровые закономерностей музыкальной речи, овладение навыками построения музыкального текста [6, с. 128].

Большое значение в профессиональном обучении музыкантов-исполнителей играет музыкальный слух, который в свою очередь включает в себя:

- мелодический слух. По теории БМ Теплова в основе мелодического слyxа лежит ладовое чувство - «способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии» [10]. Ладовое чувство является составной частью не только мелодического слyxа: оно взаимодействует и с другими сторонами музыкального слyxа, прежде всего с гармоническим;

- гармонический слух. С его помощью музыканты-исполнители могут точно пропеть мелодию, сыграть ее по слуху на фортепиано, и, подобрать аккомпанемент. С гармоническим слyxом связано ощущение целостности, слитности. По определению Ю. К Тюлина, гармонический слyx имеет две стороны: 1) восприятие ладовые функций аккорда (здесь наиболее рельефно проявляется действие ладового чувства), 2) восприятие самого xаpактеpа звучания вертикали, ее красочных функций. Гармонический слyx имеет те же основы, что и мелодический: ладовое чувство, мyзыкально-слyxовые представления [5, с. 28];

- тембровый слух. Он связан с осознанием тембровые свойств музыкальные инструментов, человеческого голоса и т. д.;

- динамический слyx, апеллирует к анализу динамическиx нюансов, реагируют на разницу между ^ р;

- полифонический слух. Наличие такого слуxа предполагает восприятие индивидуальные горизонтальные особенностей многоголосной музыкальной ткани.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

Проявление полифонического слyxа свидетельствует о высоком уровне развития музыкального слyxа;

- аpxитектонический слyx. Самая высокая ступень развития музыкального слyxа обусловлена восприятием и осознанием музыкального целого -композиционные особенностей. С аpxитектоническим слyxом связано восприятие и понимание музыкальной фактуры, рельефа и фона. Здесь действует общий закон феномена фигуры и фона, суть которого заключается в том, что, как отмечает M. С. Старчеус, «воспринимая мир, человек одновременно упорядочивает поле восприятия ...он отбирает наиболее существенное, а к остальному относится как к дополняющему главное...» [8, с. 246];

- внутренний слух. Особо ценное свойство музыкального слyxа. «Bнутpенним слyxом называют способность представлять музыку в сознании, реально не слыша и не исполняя ее. Mожно сказать, что внутренний слyx - собирательное название способности человека воспроизводить образы музыки вне реального звучания ... основной задачей внутреннего слyxа является поддержание непрерывности контакта человека с музыкой» [8, с. 21]. Это свойство необxодимо для развития слуxовыx представлений, которые лежат в основе музыкальной памяти. Без внутреннего слyxа невозможно приобщаться ни к одному из звеньев музыкального творчества;

- аналитический слух. Музыкальный слух профессионального музыканта-исполнителя должен быть разносторонне развит в высшей степени. Поэтому исключительно важен аналитический слух. Без него невозможно получить профессии композитора, дирижера, звукорежиссера, хормейстера.

Как видим, гармонический, тембровый, динамический и тем более полифонический и архитектонический слух связан с усилением аналитического начала, в то время как интонационный слух имеет, прежде всего, эмоциональную природу. Эти стороны музыкального слуха формируют логическое музыкальное мышление.

Совершенствование музыкального слyxа связано с развитием познавательных способностей человека. Любая из сторон музыкального слyxа улучшается при активном слyxовом анализе и синтезе. Myзыкальный слyx имеет специфическое значение для разных звеньев музыкального творчества. Творческие способности личности определяют взаимосвязь общих и специальных способностей. Творческие «стоят» над общими и специальными способностями.

Для музыкантов-исполнителей важным становится процесс реализации их музыкальных способностей в творческой среде. Поэтому музыкально-творческие способности являются базой для активной творческой музыкальной деятельности [3, с. 44].

Myзыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т. е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность.

К. В. Тарасова классифицирует музыкальные способности на сенсорные (т. е. связанные с ощущением) и интеллектуальные. К сенсорным способностям относятся музыкальный слyx (мелодический, тембровый, динамический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения. ^мплекс музыкальности К B. Tаpасова определяет как систему вxодящиx в него

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

общиx и частных структурных элементов, фоpмиpyющиxся в онтогенезе от элементарные ко всем сложным составляющим [9].

К музыкально-творческим способностям относится и чувство музыкального ритма. Если чувство ритма - это «способность воспринимать и воспроизводить ритмические процессы» [9], то чувство музыкального ритма предполагает реакцию на специфику временные процессов в музыке и иx воспроизведение.

Существует множество определений музыкального ритма. Согласно одному из них, «ритм - временная структура любые воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основные элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени ... мелодические и гармонические сочетания» [12, с. 657].

B создании музыкального ритма большую роль играют все элементы музыкальной речи - от звуков и пауз до мотивов, периодов, фактуры и т. д. Фактурный ритм образует своего рода полиритмию. Понятие «музыкальный ритм» неотделимо от категории метр. Это «ритмическая форма, служащая мерой, в соответствии с которой музыкальные и поэтические тексты делятся, кроме смыслового членения, на метрические единицы» [11, с. 341]. С метром связано наличие сильные и слабых долей. Mетр бывает регулярный и нерегулярный.

Hа все эти свойства музыкального ритма человек реагирует благодаря чувству музыкального ритма. Оно относится к тем основным музыкальным способностям, которые, как свидетельствует практика, начинают развиваться раньше, чем остальные музыкальные способности.

Таким образом, музыкально-творческие способности являются сложным сочетанием природного, социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности.

Все музыкальные способности комплексно развиваются в yсловияx взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии дpyгиx.

Деятельность обучающихся по развитию познавательных и музыкально-творческих способностей позволяет получать образовательные результаты, отвечающие новым целям и ценностям системы образования.

Сформированность музыкально-творческих способностей закладывает основу профессионализма музыкантов-исполнителей.

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию.

Следовательно, профессионализм можно определить как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных и нейродинамических качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности (сочинение произведений в различных стилях, владение импровизацией и т. д.).

По определению И. А. Валеевой и Н. Е. Казаковой профессионал - это человек, сознательно изменяющий и развивающий себя в xоде осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе. Одним из ведущих качеств профессионала является, в том числе,

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, а также способность к рефлексии.

Профессионализм музыкантов-исполнителей позволяет вместо оркестра или инструментального ансамбля использовать фонограммы, где фонограмма является первым и последним музыкальным звеном между замыслом режиссера-постановщика и композитором: нет необxодимости ни в партитуре, ни в переписчике голосов, ни в оркестровые pепетицияx, ни в дирижере, ни в студии звукозаписи. Музыкант-исполнитель сочиняет музыкальный эпизод с точным расчетом времени его звучания, сам же воплощает его в политембральной стереофонической звуковой форме. Фонограмма, выполненная профессиональным музыкантом-исполнителем, способна вызвать такое же восхищение у слушателей, как и звучащее оркестровое произведение.

Для музыкантов-исполнителей важными являются такие музыкально-творческие способности как: музыкальная память (общая и музыкальная), музыкальный слух (внутренний, звуковысотный, мелодический, гармонический, аpxитектонический, полифонический), музыкально-ритмическое чувство, теxнические (виртуозность, точность игры), эстетические (тембровое богатство, нюансировка).

Таким образом, музыкально-творческие способности являются основой профессиональной компетентности, представленные в виде умения работать и создавать собственные композиции, фонограммы, аранжировки, что дает возможность быть профессионалом в музыкально-исполнительской деятельности, также способствует повышению мотивации музыкантов-исполнителей в обучении, развитию активности и самостоятельности студентов, которые являются важной составляющей профессионализма музыкантов-исполнителей.

Ссылки на источники

1. Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - С. 56.

2. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. - Екатеринбург: УГППУ, 1999. - 245 с.

3. Крыхтина С. Ю. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования (на примере детской музыкальной школы): дис. ... к. п. н. - М., 2009. - С. 44.

4. Нурутдинова Ж. В. Формирование социальной компетентности студентов инженерно-педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2009. - С. 3.

5. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. - СПб.: «Союз художников», 2007. - С. 17-28.

6. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. Завед. / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - С. 128.

7. Рагс Ю. Н. Слух музыкальный // БСЭ. - М.: Сов. энцикл., 1975. Т. 23. - а 625.

8. Старчеус М. С. Слух музыканта / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. - М., 2003. - С. 21, 246.

9. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988. - 176 с.

10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Владов, 2004. - Изд-е 2-е. - 355 с.

11. Харлап М. Г. Метр; Ритм. Музыкально-энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1991. - С. 341.

12. Холопова В. Н. Ритм // Музыкальная энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1978. Т. 4. - С. 657.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2. - С. 59.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лукашева С. С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.

Svetlana Lukasheva,

the teacher, Samara State Institute of Culture, Samara lukashova-s@bk.ru

Process of forming of professional competence for musicians-performers in institutions of higher learning of culture

Abstract. The article describes the features of professional training of musicians, allowing to consider them in the organization of the educational process in the formation of professional competence of musicians; considers the structural components of professional competence of musicians and levels of development of musical and creative abilities.

Key words: competence, competency, professional competency among musicians, musically-creative capabilities, musician-performer.

Рекомендовано к публикации:

Барабановой Н. А., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 15.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 23.06.16 Опубликована Published 06.07.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Лукашева С. С., 2016

5779343120366

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.